Научная статья на тему 'Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения'

Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
студенты / высшая школа / профессиональная мотивация / ценностно-смысловая сфера личности / удовлетворенность профессиональным выбором / students / higher education / professional motivation / value-semantic sphere of personality / satisfaction with professional choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна, Патрикеева Элла Геннадьевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий профессионального взаимодействия с современными студентами в условиях образовательного пространства высшей школы. Анализ научной психолого-педагогической литературы и опыт авторов статьи позволяют сделать выводы о том, что социально-экономические условия функционирования общества оказывают существенное влияние на ценностно-мотивационный выбор профессии старшеклассниками, способствуют формированию представлений о выбранной профессии, о возможностях саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Целью статьи является сравнительный анализ результатов изучения удовлетворенности избранной профессией у обучающихся различных направлений и профилей подготовки (будущие педагоги и психологи). Представленное исследование дает возможность обратиться к поиску, отбору и последующему использованию методов и технологий, способствующих эффективному освоению избранной профессии современными студентами. Эмпирическими методами исследования являются следующие психодиагностические методики: «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л.А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); авторская анкета (Э.Г. Патрикеева, Т.В. Калинина), подобранные в соответствии с изучаемой проблематикой. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе авторских научных концепций феномена удовлетворенности личности профессиональным выбором; в изучении причин и факторов, влияющих на субъективную качественную оценку обучающимися профессионального выбора; в рассмотрении возможностей вуза в формировании у студентов высокого уровня удовлетворенности выбранной профессией. В качестве практической значимости исследования выступил сравнительный анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации обучающихся; факторов привлекательности профессии; удовлетворенности студентов разных профилей обучения практической подготовкой, выражающейся в аффективно-эмоциональном и ценностном отношении студента к своему профессиональному выбору. Авторы подчеркивают, что проведение исследований удовлетворенности студентами выбранной профессией способствует эффективному взаимодействию структурных подразделений и участников образовательного процесса вуза, содействует оценке качества образовательной деятельности, позволяет принимать управленческие решения, содействует совершенствованию деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна, Патрикеева Элла Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction with the chosen profession in the context of students’ professional development in the field of Pedagogy and Psychology

The relevance of the problem under study is due to the search for new forms, methods and technologies of professional interaction with modern students in the conditions of the educational space of higher school. The analysis of scientific psychological and pedagogical literature and the experience of the authors of the article allow us to conclude that the socio-economic conditions for the functioning of society have a significant impact on the value-motivational choice of a profession by high school students, contribute to the formation of ideas about the chosen profession, about the possibilities of self-development and self-realization in professional activities. The purpose of the article is a comparative analysis of the results of the study of satisfaction with the chosen profession among students of various areas and profiles of training (future teachers and psychologists). The presented work makes it possible to turn to the search, selection and subsequent use of methods and technologies that contribute to the effective development of the chosen profession by modern students. Empirical research methods are the following psychodiagnostic methods: "Professional motivation of the student" (author L.A. Vereshchagina); methodology for studying the factors of the attractiveness of the profession V.A. Yadov (modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean); the author's questionnaire (E.G. Patrikeeva, T.V. Kalinina), selected in accordance with the issues under study. The theoretical significance of the article lies in the analysis of the authors' scientific concepts of the phenomenon of personal satisfaction with a professional choice; in the study of the causes and factors influencing the subjective qualitative assessment of students' professional choice; in considering the potentials of the university in the formation of a high level of satisfaction with the chosen profession among students. The practical significance of the study is in a comparative analysis of the results of studying the characteristics of students' professional motivation; occupational attractiveness factors; satisfaction of students in different fields of education with practical training, expressed in the affective-emotional and value attitude of the student to his/her professional choice. The authors emphasize that conducting research on student satisfaction with the chosen profession contributes to the effective interaction of structural units and participants in the educational process of the university, contributes to the assessment of the quality of educational activities, allows you to make managerial decisions, and contributes to the improvement of the university.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2022, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221038

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11038

УДК 371.15

Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения

Satisfaction with the chosen profession in the context of students' professional development in the field

of Pedagogy and Psychology

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Калинина Татьяна Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал, г. Арзамас, Россия ORCID: 0000-0002-8868-6689 kalininatv@list.ru

Патрикеева Элла Геннадьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал, г. Арзамас, Россия ORCID: 0000-0002-1145-1830 ellapatrik@mail.ru

Tatyana V. Kalinina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Loba-chevsky State University in Arzamas, Russia ORCID: 0000-0002-8868-6689 kalininatv@list.ru

Ella G. Patrikeeva,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Loba-chevsky State University in Arzamas, Russia ORCID: 0000-0002-1145-1830 ellapatrik@mail.ru

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 05. С. 115129. URL: http://e-koncept.ru/2022/221038.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11038

T. V. Kalinina, E. G. Patrikeeva, Satisfaction with the chosen profession in the context of students' professional development in the field of Pedagogy and Psychology // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 05. P. 115-129. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211038.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11038

Поступила в редакцию Received 14.03.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.05.22

Принята к публикации Accepted for publication 16.05.22 Опубликована Published 31.05.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., 2022

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий профессионального взаимодействия с современными студентами в условиях образовательного пространства высшей школы. Анализ научной психолого-педагогической литературы и опыт авторов статьи позволяют сделать выводы о том, что социально-экономические условия функционирования общества оказывают существенное влияние на ценностно-мотивационный выбор профессии старшеклассниками, способствуют формированию представлений о выбранной профессии, о возможностях саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Целью статьи является сравнительный анализ результатов изучения удовлетворенности избранной профессией у обучающихся различных направлений и профилей подготовки (будущие педагоги и психологи). Представленное исследование дает возможность обратиться к поиску, отбору и последующему использованию методов и технологий, способствующих эффективному освоению избранной профессии современными студентами. Эмпирическими методами исследования являются следующие психодиагностические методики: «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л. А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); авторская анкета (Э. Г. Патрикеева, Т. В. Калинина), подобранные в соответствии с изучаемой проблематикой. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе авторских научных концепций феномена удовлетворенности личности профессиональным выбором; в изучении причин и факторов, влияющих на субъективную качественную оценку обучающимися профессионального выбора; в рассмотрении возможностей вуза в формировании у студентов высокого уровня удовлетворенности выбранной профессией. В качестве практической значимости исследования выступил сравнительный анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации обучающихся; факторов привлекательности профессии; удовлетворенности студентов разных профилей обучения практической подготовкой, выражающейся в аффективно-эмоциональном и ценностном отношении студента к своему профессиональному выбору. Авторы подчеркивают, что проведение исследований удовлетворенности студентами выбранной профессией способствует эффективному взаимодействию структурных подразделений и участников образовательного процесса вуза, содействует оценке качества образовательной деятельности, позволяет принимать управленческие решения, содействует совершенствованию деятельности вуза.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the problem under study is due to the search for new forms, methods and technologies of professional interaction with modern students in the conditions of the educational space of higher school. The analysis of scientific psychological and pedagogical literature and the experience of the authors of the article allow us to conclude that the socio-economic conditions for the functioning of society have a significant impact on the value-motivational choice of a profession by high school students, contribute to the formation of ideas about the chosen profession, about the possibilities of self-development and self-realization in professional activities. The purpose of the article is a comparative analysis of the results of the study of satisfaction with the chosen profession among students of various areas and profiles of training (future teachers and psychologists). The presented work makes it possible to turn to the search, selection and subsequent use of methods and technologies that contribute to the effective development of the chosen profession by modern students. Empirical research methods are the following psychodiagnostic methods: "Professional motivation of the student" (author L.A. Vereshchagina); methodology for studying the factors of the attractiveness of the profession V.A. Yadov (modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean); the author's questionnaire (E.G. Patrikeeva, T.V. Kalinina), selected in accordance with the issues under study. The theoretical significance of the article lies in the analysis of the authors' scientific concepts of the phenomenon of personal satisfaction with a professional choice; in the study of the causes and factors influencing the subjective qualitative assessment of students' professional choice; in considering the potentials of the university in the formation of a high level of satisfaction with the chosen profession among students. The practical significance of the study is in a comparative analysis of the results of studying the characteristics of students' professional motivation; occupational attractiveness factors; satisfaction of students in different fields of education with practical training, expressed in the affective-emotional and value attitude of the student to his/her professional choice. The authors emphasize that conducting research on student satisfaction with the chosen profession contributes to the effective interaction of structural units and participants in the educational process of the university, contributes to the assessment of the quality of educational activities, allows you to make managerial decisions, and contributes to the improvement of the university.

Key words

студенты, высшая школа, профессиональная мотива- students, higher education, professional motivation,

ция, ценностно-смысловая сфера личности, удовле- value-semantic sphere of personality, satisfaction with

творенность профессиональным выбором professional choice

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность директору Арзамасского филиала ННГУ, доктору педагогических наук, профессору Т. Т. Щелиной за поддержку и предоставленную возможность реализации исследовательской работы со студентами психологического и педагогического профилей обучения и персонально.

The authors express their gratitude to the director of the Arzamas branch of the NNSU, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T. T. Shchelina for her support and the opportunity to carry out research work with students of psychological and pedagogical areas of training and personally.

Введение / 1п^о^сйоп

Современные условия функционирования человеческого общества динамичны и малопредсказуемы, что не может не сказаться на смене ценностно-смысловой парадигмы существования человечества, профессиональном выборе и на выборе молодежью жизненного пути в целом. В динамично меняющемся мире устаревают, исчезают профессии, которые не успевают адаптироваться к прогрессу общества (науки, технологического процесса, автоматизации, компьютеризации и т. д.). Вновь возникает огромное количество самых разных профессий, востребованных человеком, вызывающих интерес у подрастающего человека, ориентирующих их на работу с современными технологиями, в виртуальном пространстве, приносящую высокие заработки. Однако следует помнить, что первым социализирующим институтом, в который входит личность, является семья. Именно семья во многом определяет первичный профессиональный выбор молодого человека. Старшее поколение, воспитанное на иных идеалах и ценностях, транслирующее общественные установки ушедшей эпохи, убеждено, что реальные трудовые навыки инженера, учителя, врача, психолога, юриста, экономиста обеспечат молодому человеку востребованность на рынке труда.

Контингент современного студенчества существенно изменился. Так, И. Г. Комиса-рова отмечает, что ранее, в доперестроечной России, студентами становились молодые люди с сильной школьной подготовкой и высокими способностями, как правило, это была «элита» молодежи. Выбор профессии и учебного учреждения современного старшеклассника носит зачастую случайный характер, молодым людям свойственен высокий уровень профессиональной дезориентированности и разноуровневая мотивация к обучению [1].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в процессе обучения студентов удовлетворенность профессией меняется и находится в зависимости от года обучения. Вчерашние абитуриенты на первом курсе в вузе проходят сложный процесс социально-психологической адаптации к обучению: это связано с определенными трудностями в освоении новых, отличных от школы условий учебной деятельности; испытывают неуверенность в общении со сверстниками и преподавателями; недостаточно хорошо знают свои интеллектуальные возможности и профессиональные требования к ним.

Для обучающихся третьего-четвертого курсов в большей степени характерны сомнения в себе как профессионале («синдром самозванца»), в способности стать высококлассным специалистом в предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности, связанные с осознанием и пониманием меры личной ответственности за свой выбор и дальнейший профессиональный путь.

Анализ опыта работы психолого-педагогической службы Арзамасского филиала ННГУ показывает, что выбор профессии осуществляется студентами, во-первых, через соотнесение личных ценностей с ценностями с референтной группы: чаще всего это семья и семейные традиции (хочу продолжить дело своих родителей, у меня бабушка учитель и т. д.); во-вторых, как попытка реализации мечты детства (всегда мечтала стать учителем, психологом); в-третьих, с опорой на социальную востребованность (хочу помогать людям, хочу учить детей, передавать им знания).

При отсутствии собственных представлений и несформированности внутренней мотивации профессионального выбора мотивы выбора профессии, как правило, следующие: ориентировался(лась) по баллам ЕГЭ; подумал(а), что я разбираюсь в людях, решил(а) учиться на психолога; у меня много различных психологических проблем, хочу разобраться

в себе, научусь помогать и другим; поступил(а) заодно с друзьями; сам(а) не знаю, где хочу учиться; настояли родители (мама всегда хотела быть учителем, реализую ее мечту) и др.

Вузовские учебные планы включают в себя блок разнообразных программ практической подготовки, поэтому в процессе обучения выход на практику и реальное практическое погружение в профессию существенно проясняют первичный профессиональный выбор студента. С каждым годом обучения блок практической подготовки становится все сложнее, и к старшим курсам студент четко понимает содержание выбранной профессии. Осваиваемые студентом профессионально значимые компетенции и практический опыт способствуют формированию удовлетворенности выбранной профессией, убеждению в правильности своего выбора либо приводят к разочарованию обучающегося первичным профессиональным выбором.

Обзор литературы / Literature review

Анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о том, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблемы формирования удовлетворенности избранной профессией в контексте профессионального становления студента. Данная проблематика широко представлена в трудах современных, прежде всего отечественных, авторов.

А. Ю. Реунова, Л. Н. Зыбина, Н. М. Мантурова в своем исследовании справедливо подчеркивают, что удовлетворенность профессией - это интегративный показатель, отражающий комплексное аффективно-волевое отношение субъекта к избранной профессии [2].

Как отмечал Т. В. Кудрявцев, низкая удовлетворенность профессией является, как правило, основной причиной текучести кадров, от удовлетворенности избранной профессией зависит сохранение в процессе трудового деятельности психического и эмоционального здоровья сотрудников. Низкий уровень удовлетворённости избранной профессией, как правило, приводит к поверхностному освоению профессиональных компетенций и низкой академической успеваемости студентов [3].

Удовлетворенность избранной профессией и удовлетворенность профессиональной деятельностью, несомненно, взаимосвязаны друг с другом. Так, В. А. Ядов, И. М. Попова, А. А. Киссель, Т. А. Китвель считали, что социальные детерминанты удовлетворенности выбранной профессией отражают особенности объективных социальных условий труда и тесно связаны с системой потребностей личности: удовлетворенность профессией и удовлетворенность профессиональным трудом включают в себя взаимосвязанные «мотивы», «потребности», «установки» [4].

Д. К. Оуэнс, Т. Д. Сэдлер, А. Т. Барлоу в исследованиях процесса профессионального становления будущих работников подчеркивают, что удовлетворенность избранной профессией личности тесным образом связана с динамикой ее мотивацион-ной сферы: соотношением внешних и внутренних мотивов, уровнем потребности в достижениях, наличием мотива избегания неудач. Авторы предлагают в ходе изучения структуры профессиональной мотивации обязательно учитывать гендерную принадлежность субъекта и его доминирующее психологическое состояние [5].

Однако при выборе направлений или специальностей подготовки, пишут Е. А. Гуськова, И. В. Шавырина, молодые люди во многом пассивно принимают существующие правила игры в построении своей профессиональной жизни по существующим общественным стереотипам, стереотипам успеха [6].

О. Н. Беленов, И. В. Гончарова, И. В. Шилова, Н. А. Лебедева, С. С. Алексеева, изучая проблему маркетинга в деятельности классического университета, отмечают, что в

условиях жесткой конкуренции вузы проводят активную маркетинговую политику по привлечению абитуриентов [7, 8]. Данная ситуация существенным образом влияет на первичное профессиональное самоопределение выпускников, которые ориентируются не на объективные характеристики профессиональной сферы и социально востребованный перечень специальностей, а на рекламную деятельность пиар-компаний образовательных учреждений. Впоследствии выбранная специальность не всегда соответствует потребностям рынка труда региона, в котором происходила подготовка студентов, многие выпускники российских вузов испытывают трудности с поиском работы, что влияет на удовлетворенность выбранной профессией.

Н. Ф. Наумова утверждает, что удовлетворенность избранной профессией и есть социальный статус [9]. Известно, что представители одной профессии проходят идентичную профессиональную социализацию, склонны демонстрировать подобные социальные позиции, сходное социальное поведение, поэтому профессиональный статус зачастую определяет общий социальный статус личности. Считается, что движение личности вверх или вниз по шкале социального престижа и карьерного роста находится в прямой зависимости от специфики выбранной профессии.

Л. В. Карташова, Т. О. Соломандина, Т. В. Никонова связывают удовлетворенность избранной профессией с отношением личности к таким внешним факторам профессиональной деятельности, как материальное вознаграждение, отношения с коллегами и руководством, социально-экономическая стабильность, возможность карьерного роста, безопасность трудовой деятельности, престиж профессии и др. [10]

Божидара Кривирадева, Йонка Първанова на основе анализа результатов исследования удовлетворенности трудом в социальных организациях утверждают, что «важным фактором, влияющим на удовлетворенность специалистов социальной сферы своей профессиональной деятельностью, являются результаты, которые они достигают - это возможности оказывать своевременную поддержку и защиту разным уязвимым группам общества; это возможности партнерских отношений с коллегами; это возможности самовыражения и наличия обратной связи для адекватности выполняемых задач» [11].

В исследованиях удовлетворенности профессиональным выбором студентов А. А. Реан и Я. Л. Коломинский указывают на то, что первокурсники демонстрируют максимальный уровень удовлетворенности избранной профессией, авторы подчеркивают, что постепенно в процессе обучения в вузе этот показатель начинает снижаться [12].

И. С. Кон в своих работах рассуждает о том, что неудовлетворенность избранной специальностью старшекурсников растет по мере их приближения к выпуску. Такую неудовлетворенность автор связывает с рядом субъективных и объективных причин: низким уровнем преподавания, более реальным осмыслением и деидеализацией выбранной профессии и др. [13]

Первокурсники, адаптируясь в новой ситуации вузовского обучения, имеют субъективные первичные представления о профессии, смутно представляют свои возможности к освоению профессии, зачастую испытывают трудности в социальной роли студента, существенно разнящейся с ролью учащегося школы; имеют индивидуальную ценностно-смысловую структуру личности, особенности профессиональной мотивации.

А. А. Ангеловский считает, что удовлетворенность профессией возникает в процессе определенного рода занятий, требующих специализированного знания, длительной и интенсивной подготовки, включающей в себя обучение специфическим навыкам, академическим принципам и освоение профессиональных компетенций, необходимых для ее реализации [14].

Нельзя не согласиться с Л. И. Кунц, подчеркивающей, что абитуриенты чаще всего выбирают не профессию, а некий ее образ, представление, а точнее, образы специалиста определенной профессиональной группы [15]. Действительно, представления студенческой молодежи о профессии и о своем будущем в профессии неопределенны и расплывчаты. Они выбирают не столько профессию, вид деятельности, сколько группу принадлежности, будущий социальный статус, модель собственного желаемого будущего. Осваиваемая профессия воспринимается студентами как инструмент формирования этого желаемого будущего.

Профессиональный опыт авторов статьи позволяет говорить о том, что к старшим курсам (как правило, в середине третьего года обучения) у студентов возрастает осознание меры ответственности за результат собственной профессиональной деятельности, происходит понимание отсутствия четких алгоритмов и шаблонов, обеспечивающих гарантию успешности психолого-педагогической деятельности и (или) психологической помощи клиенту. Студенты начинают осознавать условия неопределенности, сопровождающие профессиональную деятельность учителя, педагога-психолога, психолога служебной деятельности, что ведет к росту тревожности; некоторые обучающиеся начинают сомневаться в возможности профессиональной самореализации и дальнейшей профессиональной успешности. В ходе обучения и практической подготовки постепенно формируется приближенное к реальности представление о себе в выбранной профессии, о собственных возможностях личностной и профессиональной самореализации, об индивидуальном профессиональном маршруте и карьерном росте [16].

А. В. Шкель описывает удовлетворенность профессией через образ профессии, через такие признаки, как совокупность знаний человека об аспектах, отражающих социально-экономические (значимость профессии для общества, представления о профессиональном и социальном росте), производственно-технические (продолжительность рабочего дня, длительность отпуска, условия работы, уровень нервно-психической напряженности), производственно-педагогические (тип учебного заведения, срок и качество обучения, служебные обязанности) и социально-психологические (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) характеристики профессии [17].

Субъективный образ профессии формируется у личности под влиянием традиций и ценностных ориентаций родительской семьи, социального окружения, СМИ, массового общественного сознания, формирующих устойчивый имидж профессии, стереотипы восприятия ее престижа. Так, И. К. Дзамихов, М. В. Селиверстова, И. М. Сагадиева в ходе исследования специфики построения карьеры отмечают, что, сопоставив субъективное представление о профессии, сложившееся под влиянием вышеперечисленных факторов, соотнеся его со своими жизненными планами, абитуриенты выстраивают собственную «модель карьеры» [18, 19].

Кэрол Д. Райфф связывает уровень личностной удовлетворенности, в том числе и профессиональной, с динамикой самооценки человека, с процессом самореализации посредством самоанализа своих потенциальных профессиональных возможностей. Автор считает, что эвдемоническое благополучие личности (личностный рост) состоит из самопознания, ощущения цели и смысла жизни, предполагаемого развития своих лучших способностей, приложения значительных усилий в стремлении к совершенству, интенсивного участия в деятельности и удовлетворенности от деятельности [20].

Справедливо утверждение Н. В. Поправко и Д. О. Афанасьева о том, что успешная адаптация выпускников вузов на рынке труда зависит, как правило, от двух групп

факторов. С одной стороны, от факторов, которые относятся к внешним: наличие и объективная привлекательность вакансий, востребованность специалистов, особенности механизмов карьерного роста и пр. С другой стороны, от факторов, которые условно можно отнести к внутренним: характер личностно-ресурсных и ценностно-мотивационных интенций выпускников в плане профессиональной самореализации, интерсубъективные характеристики конструирования поля образования и др. [21]

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Воспитательные задачи образовательного учреждения реализуются субъектами образовательного процесса в деятельности. В связи с этим мы считаем необходимым в логике нашего исследования подчеркнуть актуальность личностно ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении профессиональной подготовки обучающихся [22]. По мнению Э. Ф. Зеера, личностно ориентированный подход в реализации образовательно-воспитательной системы высшей школы акцентирует внимание на таких аспектах, как личностное развитие; формирование и проявление индивидуальных особенностей личности через успехи и неудачи; обеспечение и поддержание комфортной, психологически благоприятной образовательной среды посредством функционирования системы социально-психологического обеспечения процесса развития личности обучающихся [23].

Деятельностный подход к развитию личности обучающегося ориентирован на вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать необходимые и достаточные качества и формы поведения, способствующие быть востребованным субъектом общества. При этом большое значение имеет повышение учебной и профессиональной мотивации через постепенное усложнение личностно формирующих видов деятельности и ее содержания [24].

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского». В нем приняли участие 100 студентов третьего и четвертого курсов: 50 студентов-психологов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», и 50 студентов-педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

В качестве психодиагностического инструментария использовались: опросник «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л. А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); анкета, направленная на изучение уровня удовлетворенности педагогической практикой и ранжирование профессионально значимых качеств (авторы Э. Г. Патрикеева, Т. В. Калинина).

Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа (март 2021 - февраль 2022 года), на первом этапе исследования были определены цель и задачи исследования, объект и предмет, подобраны методы исследования, адекватные проблематике. Второй этап был диагностический, где проводилась индивидуальная работа с респондентами, беседа, анкетирование и тестирование. На третьем этапе анализировались и интерпретировались фактические данные, полученные в ходе диагностики, формулировались выводы.

Результаты исследования / Research results

В ходе проведенного исследования нами были изучены особенности профессиональной мотивации обучающихся как значимого компонента профессионального

выбора на основе наличия/отсутствия первичных представлений о профессии, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность личности своей деятельностью; также нами рассмотрены факторы, детерминирующие привлекательность профессии и влияющие на уровень удовлетворенности студентов своим профессиональным выбором.

В ходе анализа фактических данных, полученных в процессе изучения профессиональной мотивации обучающихся (табл. 1), нами было выявлено, что основными мотивами выбора профессии студентов-психологов являются мотивы профессионального мастерства (44 %); выражены мотивы социальной значимости труда (30%) и мотивы самоутверждения в труде (20%); слабо выражен мотив собственного труда (12%).

Таблица 1

Особенности профессиональной мотивации обучающихся

Студенты-психологи Студенты-педагоги

Вид мотива % чел. Вид мотива % ел.

Мотивы профессионального мастер- 44 22 Мотивы социальной значимо- 32 16

ства сти труда

Мотивы социальной значимости 30 15 Мотивы самоутверждения в 26 13

труда труде

Мотивы самоутверждения в труде 20 10 Мотивы профессионального мастерства 24 12

Мотивы собственно труда 6 3 Мотивы собственно труда 18 9

Результаты проведенного исследования показали, что имеют место значимые различия между мотивами профессионального мастерства у студентов-психологов (44%) и студентов-педагогов (24%), что может свидетельствовать о том, что студенты-педагоги и студенты-психологи осознают необходимость приносить пользу обществу посредством труда в собственной профессии. В то же время студенты-психологи в большей степени ориентированы на получение удовлетворения от профессиональных достижений через развитие профессиональных способностей и талантов.

Анализ результатов исследования показывает, что в процессе сравнения результатов обеих групп респондентов имеют место существенные различия между мотивом собственного труда и мотивом самоутверждения в труде, заключающемся в том, что учащаяся молодежь стремится утвердиться в профессиональной деятельности, где можно раскрыть свои способности, развить свои личностные возможности, добиться уважения окружающих людей, социального признания (высокого социального статуса).

Завершающее место занимают мотивы собственного труда и трудолюбия. Мы можем предположить: данный факт связан с тем, что большая часть студентов не уверены, что место, куда он будет распределен или принят на работу, будет устраивать его по всем показателям, включая уровень заработной платы, условия труда, наличие/ отсутствие места жительства, возможность работать по выбранной специальности. Студенты допускают, что при возможности выберут иное, более высокооплачиваемое, статусное место работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения уровня удовлетворенности студентов осваиваемой профессией нами были изучены факторы привлекательности профессии для студентов (см. табл. 2).

Анализ результатов исследования факторов привлекательности профессии, представленный нами в табл. 2, может свидетельствовать о том, что у испытуемых-психологов было выявлено высокое значение фактора работы с людьми. Значимым является и то, что в профессии студенты имеют возможность развиваться, совершенствоваться, иметь варианты карьерного роста, связанные с различными отраслями

психологии. Заработная плата и способности также считаются важными для студентов-психологов, однако мотив заработной платы не занимает первого места в шкале ранжирования, но при этом и не отодвигается на последнее место.

Таблица 2

Факторы привлекательности профессиональной деятельности

Ранг Студенты-психологи Студенты-педагоги

1 Работа с людьми Важность профессии для общества

2 Самосовершенствование Самосовершенствование. Характер

3 Заработная плата Творческий подход

4 Способности. Социальное признание, уважение Частота контакта с людьми

5 Творческий подход Переутомление. Работа с людьми

6 Характер. Переутомление Социальное признание и уважение

7 Важность профессии для общества Заработная плата

8 Частота контакта с людьми Продолжительность рабочего дня

9 Продолжительность рабочего дня Способности

У студентов-педагогов значимым фактором является важность профессии для общества, а также возможность саморазвития и самосовершенствования в профессии. Студенты считают, что в трудовой деятельности важна креативность и творческий подход, а вот способности не столь важны, по их мнению, освоенных компетенций им вполне достаточно для качественного выполнения профессиональных функций. Наименее значимым фактором для всей выборки респондентов выступает продолжительность рабочего дня.

С помощью авторской анкеты исследовался уровень удовлетворенности студентов практической подготовкой в плане аффективно-эмоционального отношения к результатам профессиональной деятельности.

В отличие от студентов педагогического направления подготовки, студенты-психологи проходят большинство видов практик в условиях как общеобразовательных школ, социально-реабилитационных центров, так и силовых структур, коммерческих организаций, где получают реальное представление о разнообразии направлений и видов профессиональной деятельности психолога, осуществляют непосредственную работу с сотрудниками различных подразделений, психодиагностическую и коррекционно-реабилитационную деятельность. Обучающиеся в своих ответах на вопросы анкеты отмечали, что было интересно работать по подбору психодиагностического инструментария для изучения мотивации сотрудников, разрабатывать упражнения и составлять тренинги по сплочению трудового коллектива, осваивать различные психологические техники в рамках составления и апробации коррекционно-реабилитационных программ.

Студенты в своих ответах указывали на то, что работа психолога дает широкие возможности для самореализации не только в разнообразных направлениях психологии, но и в смежных областях, где необходимо психологическое знание (менеджер по подбору кадров, по работе с клиентами, по работе с персоналом организации, бизнес-тренеры, коучеры, консультанты, а также воспитатели, наставники, медиаторы, педагоги-психологи ДОУ, школ, социально-реабилитационных центров и т. д.). Кроме того, повышение квалификации и более узкая специализация в рамках различных отраслей психологии позволяют выпускнику быть лабильнее на рынке труда, гибче воспринимать смену профессиональной парадигмы развития, позволяют заниматься частной психологической практикой. Следует отметить, что работодатели охотно принимают на работу выпускников психологических направлений подготовки, так как уровень подготовки выпускников обеспечивает эффективный уровень взаимодействия с клиентами, повышает качество обслуживания, снижает уровень конфликтов.

Педагогическая практика студентов-психологов проходит на базе психолого-педагогического факультета, студенты выступают в качестве преподавателей у бакалавров или студентов младших курсов. Изучение отчетов студентов-практикантов свидетельствует о том, что по окончании данного вида практики обучающиеся высоко оценивают полученный профессиональный опыт в подготовке и проведении занятий (лекции, семинары), в выполнении функции кураторов академических студенческих групп, подчеркивают, что упрочили собственный профессиональный выбор.

В ходе анализа анкет студентов-педагогов отмечено, что прохождение производственной (педагогической) практики в общеобразовательных учреждениях привело часть студентов-педагогов к разочарованию в выбранной профессии. Студенты в своих ответах указывали на то, что их напугали современные дети, условия, в которых им придется трудиться (например, «Мой опыт взаимодействия с детьми в школе показал, что я не хотела бы работать в школе»; «Я увидела тот объем реальной трудовой нагрузки учителя, прочувствовала необходимость кропотливой подготовки к каждому занятию, это ужас! Да ещё проверка тетрадей и отчеты...», «Я получу высшее образование, как этого хотят мои родители, но не буду работать в педагогической профессии»).

Мы можем предположить, что данная ситуация связана с тем, что у абитуриентов при поступлении в вуз и студентов младших курсов было несколько иллюзорное представление о профессии. В процессе профессиональной подготовки, прохождения различных видов практик обучающийся постепенно обнаруживает скрытые, неявные стороны специальности, узнает об особенностях профессиональной деятельности, о которых студенты раньше даже не предполагали, которые становятся видимыми и осознанными только в процессе личного погружения в профессиональный процесс.

Следует отметить, что у 30% обучающихся педагогической направленности прослеживается отрицательное отношение к профессии. Это, на наш взгляд, может быть связано со сложными условиями профессиональной деятельности учителя, с высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье детей, с необходимостью постоянной работы дома по подготовке к урокам, по заполнению школьной документации, с несоразмерным вкладом учителя и реальной оценкой трудовой деятельности специалиста, выражающейся в заработной плате и существующих механизмах поощрения.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что студенты обеих выборок идентифицируют себя с представителями своих профессий, осознают личную принадлежность к определенной профессиональной общности, отождествляют себя с идеальными представителями выбранной профессии. Однако столкновение с реальной педагогической/ психологической деятельностью зачастую ведет к деидеализации профессии, к снижению от первого курса обучения к старшему общего уровня удовлетворенности студентом выбранной профессией, повышает уровень общей тревожности, порождает сомнения в возможностях самореализации, карьерного роста.

На основании фактических данных, полученных в ходе анализа ответов на вопросы анкеты, респонденты психологического профиля обучения декларировали следующие значимые профессионально важные качества психолога (по итогам ранжирования):

1) умение слушать, коммуникабельность;

2) эмпатия;

3) компетентность;

4) ответственность;

5) интеллект;

6) отзывчивость, объективность, наблюдательность, дружелюбие;

7) терпение, сдержанность, добросовестность, эрудиция, уверенность, активность;

8) тактичность, интерес к работе, стремление к саморазвитию.

Опрос показал, что студенты психологического направления обучения имеют развернутое многогранное представление о психологе; подчеркнем, что в современном психологическом знании существует большое разнообразие различных профессиональных моделей психолога, каждый автор видит портрет специалиста по-своему.

На основании фактических данных, полученных в ходе анализа ответов на вопросы анкеты, студенты педагогического профиля обучения декларировали следующие профессионально важные качества педагога (по итогам ранжирования):

1) терпеливость;

2) интеллект, педагогическое мастерство;

3) способность принимать и любить детей;

4) коммуникативные способности, знание психологии ребенка;

5) широкий кругозор;

6) ответственность, педагогические способности, трудолюбие, сообразительность;

7) способность отстаивать свое мнение, скромность, здоровье, чувство юмора.

Студенты педагогического направления самым важным качеством учителя считают интеллект и профессиональное мастерство. Это связано с тем, что их профессия требует большой умственной работы, необходимости хорошо разбираться в преподаваемой дисциплине, обладания широким кругозором. В целом можно сказать, что у респондентов данной группы сформирован устойчивый образ представителя профессии учитель (педагог).

При сравнении рангов профессионально важных качеств отметим, что студенты-психологи отдают приоритет коммуникабельности и общей компетентности, а студенты-педагоги выделяют эмоционально-волевые качества и качества личности педагога, ориентированные на взаимодействие с ребенком.

Следует особо обратить внимание еще на один фактор, существующий в профессиональной подготовке студентов-психологов и студентов-педагогов, оказывающий значительное влияние на формирование профессиональной мотивации студентов, - это система воспитательной работы факультета. Национальный исследовательский университет им. Н. И. Лобачевского и его структурное подразделение - Арзамасский филиал ННГУ - имеют общую образовательно-воспитательную систему, однако каждый отдельный факультет реализует ее по-своему.

Так, психолого-педагогический факультет уделяет огромное внимание волонтерской деятельности обучающихся и за счет обширных социальных связей имеет возможность взаимодействия с широким кругом социальных партнеров, в ходе которого студенты с первых курсов имеют возможность быть погруженными в психолого-педагогическую деятельность.

Работа по подготовке студентов психолого-педагогического направления обучения строится на основе глубокого анализа практического взаимодействия с сотрудниками различных учреждений города и с учетом специфики данных учреждений. Тем самым обеспечиваются условия для приобщения студентов к участию в решении актуальных социально-психолого-педагогических проблем микросоциума на основе усвоения позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия с различными категориями воспитанников и социальных партнеров. В ходе осуществления проектной деятельности студентами осваиваются технологии социально-психологической помощи различным категориям клиентов [23].

Выход в качестве волонтера в социально-реабилитационные центры города и района, школы, детские сады и организации (отделы полиции, медицинские учреждения, юридические компании и пр.), организация концертов, праздников, досуговых мероприятий, проведение различного рода психологических диагностических и коррекционных мероприятий позволяют студентам формировать социально значимые коммуникативные навыки, реализовать свой творческий потенциал; посредством погружения в профессиональные виды деятельности практического психолога или педагога-наставника осваивать профессионально значимые компетенции, узнавать «теневые», скрытые стороны осваиваемой профессии, ее сложности, получать опыт разрешения сложных профессиональных вопросов. Профессорско-преподавательский состав факультета убежденно стоит на позиции того, что «высшие учебные заведения призваны создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда» [24].

На психолого-педагогическом факультете активно функционирует институт кураторства, который позволяет обеспечивать эффективное функционирование образовательно-воспитательного пространства в вузе, когда куратор студенческой академической группы не только отслеживает пропуски и академические задолженности обучающихся, но и обеспечивает планомерное включение каждого студента в воспитательное пространство группы, факультета и вуза. Посредством воспитательных мероприятий различного уровня и через коллективную творческую деятельность куратор способствует развитию творческого потенциала обучающихся.

Формированию удовлетворенности профессиональным выбором, на наш взгляд, способствует также погружение учащейся молодежи в научную деятельность: дни науки, недели студенческой науки, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности, написание курсовых и выпускных квалификационных работ по запросу учреждений, выступающих в качестве баз экспериментального исследования. Перечисленные виды деятельности позволяют каждому студенту раскрыть внутренний мир профессии, связь профессии с наукой, получить возможность рассказать ученому сообществу о своих научных интересах. Образовательно-воспитательное пространство вуза позволяет студенту попробовать себя и свои силы в различных видах деятельности, приобрести профессионально значимые компетенции, что, в свою очередь, способствует повышению уровня удовлетворенности выбранной профессией.

Заключение / Conclusion

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сформулировать следующие выводы. В процессе нескольких лет профессиональной подготовки в вузе, прохождения различных видов практик студент постепенно обнаруживает скрытые, неявные стороны специальности, узнает об особенностях профессиональной деятельности, о которых студенты раньше даже не предполагали, которые становятся видимыми и осознанными только в процессе личного погружения в профессиональный процесс.

В ходе обучения постепенно формируется приближенное к реальности представление о себе в выбранной профессии, о собственных возможностях личностной и профессиональной самореализации, что оказывает существенное влияние на общую удовлетворенность выбранной профессией. Так, некоторые студенты педагогического профиля обучения зачастую отмечают разочарование выбранной профессией, объясняя это спецификой профессиональной деятельности, необходимостью постоянной подготовки к занятиям, большим объемом работы со школьной документа-

цией, спецификой воспитания и обучения современных детей, сложностью взаимодействия с современными родителями. Низкая социальная престижность профессии учителя, считают студенты, связана с низким уровнем заработной платы, который категорически не соответствует личностным ресурсам, которые вкладывает педагог в обеспечение качества педагогической деятельности.

Позитивным является тот факт, что удовлетворенность избранной профессией у студентов-психологов значительно выше, чем у студентов педагогического профиля обучения. Современная психология приобретает все большую востребованность в самых различных областях человеческого труда, связанного с общением и взаимодействием в профессиональной сфере «человек-человек», что при должной мотивации и минимальных усилиях (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) позволяет студентам-психологам определиться с той областью профессиональной психологической деятельности, которая даст возможность получить наибольший уровень профессиональной самореализации (психология труда, психология служебной деятельности, психология спорта, семейная психология, возрастная психология, специальная психология и т. д.). Многообразие видов учебной, профессиональной, общественной, социально значимой деятельности студентов психологического профиля в условиях психолого-педагогического факультета позволяет глубоко изучить разнообразные стороны осваиваемой профессии.

Ссылки на источники / References

1. Комиссарова И. Г. Инструментарий определения типических черт современного студенчества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 48.

2. Реунова А. Ю., Зыбина Л. Н., Мантурова Н. М. Удовлетворённость избранной профессией и субъективное благополучие личности // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 393-398.

3. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

4. Ядов В. А., Киссель А. А. Удовлетворённость работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического обоснования // Социологические исследования. - 1974. - № 1. - С. 78-87.

5. Owens D. C., Sadler T. D., Barlow A. T. et al. Student motivation from and resistance to active learning rooted in essen-tialscience practices // Res Sci Educ. - 2020. - № 50. - P. 253-277. - URL: https:// doi.org/10.1007/s11165-017-9688-1.

6. Shavyrina I., Guskova K. A. Actual aspects of professional choice of modern Russian youth // Humanities and Social Science in Europe: Achievements and Perspectives 2nd International symposium. - Vienna, 2014. - Р. 195.

7. Беленов О. Н., Гончарова И. В., Шилова И. В. Маркетинг в деятельности классического университета // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 85-91.

8. Лебедева Н. А., Алексеева С. С. Маркетинг как инструмент инновационного развития вуза в условиях конкуренции // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2(2). - С. 447-447.

9. Наумова Н. Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. - М., 1970. - С. 189.

10. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломандина Т. О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 220 с.

11. Кривирадева Б., Първанова Й. Удовлетворенность трудом в социальных организациях - оценка служащих // Czlowiek w srodowisku edukacyjnym / pod redakcja Eleny Asmakovets I Slawomira Kozieja. - Kielce, 2019. - S. 105-113.

12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

13. Кон И. С. В поиске себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

14. Ангеловский А. А. Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2010. - Т. 12. - № 5(2). - С. 306-315.

15. Кунц Л. И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. - 2012. - Т. 43. - № 4. - С. 167-173.

16. Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Возможности образовательной системы вуза в формировании психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной самореализации на завершающем этапе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 9. - С. 37.

17. Шкель А. В. Основные факторы, мотивирующие выбор профессии абитуриентами Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 127-135.

18. Дзамихов И. К. Специфика построения модели карьеры в России и за рубежом // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 6. - С. 260-268.

19. Селиверстова М. В., Сагадиева И. М. Сравнительный анализ моделей построения карьеры в России и за рубежом // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2016. - № 1. - С. 62-63.

20. Ryff C. D. Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential // Perspectives on Psychological Science. -2018. - Vol. 2. - № 13. - P. 242-248.

21. Поправко Н. В. Профессионально-образовательное пространство и рынок труда сферы крупного бизнеса г. Томска // Вестник ТГУ. Сер. Философия. Социология. Политология. - 2009. - № 314. - С. 41.

22. Бугаева Т. П., Гафурова Н. В. Кураторская деятельность преподавателя технического вуза как педагогическая проблема // Вестник Иркутского пединститута. Вып. 9: общероссийская научно-практическая конференция. -Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - С. 21-31.

23. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентир. монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - С. 100.

24. Ивлиева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2001. - С. 31.

25. Калинина Т. В., Беганцова И. С. Проблема личностного и профессионального развития современных студентов в реальной социально-педагогической действительности // Социально-психологические проблемы в исследовании детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 98-103.

26. Маркеева М. В., Калинина Т. В., Щелина Т. Т., Маркеева М. С. Деятельность психолого-педагогической службы как условие успешной социализации студентов гуманитарного профиля // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 10. - С. 31-34.

1. Komissarova, I. G. (2011). "Instrumentarij opredeleniya tipicheskih chert sovremennogo studenchestva" [Tools for determining the typical characteristics of modern students], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, № 2, p. 48 (in Russian).

2. Reunova, A. Yu., Zybina, L. N. & Manturova, N. M. (2018). "Udovletvoryonnost' izbrannoj professiej i sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti" [Satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of the individual], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 3 (70), pp. 393-398 (in Russian).

3. Kudryavcev, T. V. (1975). Psihologiya tekhnicheskogo myshleniya. (Process i sposoby resheniya tekhnicheskih zadach) [Psychology of engineering thinking. (Process and methods for solving engineering problems)], Pedagogika, Moscow, 304 p. (in Russian).

4. Yadov, V. A. & Kissel', A. A. (1974). "Udovletvoryonnost' rabotoj: analiz empiricheskih obobshchenij i popytka ih teoreticheskogo obosnovaniya" [Job satisfaction: an analysis of empirical generalizations and an attempt at their theoretical justification], Sociologicheskie issledovaniya, № 1, pp. 78-87 (in Russian).

5. Owens, D. C., Sadler, T. D., Barlow, A. T. et al. (2020). "Student motivation from and resistance to active learning rooted in essentialscience practices", Res Sci Educ, № 50, pp. 253-277. Available at: https:// doi.org/10.1007/s11165-017-9688-1 (in English).

6. Shavyrina, I. & Guskova, K. A. (2014). "Actual aspects of professional choice of modern Russian youth", Humanities and Social Science in Europe: Achievements and Perspectives 2nd International symposium, Vienna, p. 195 (in English).

7. Belenov, O. N., Goncharova, I. V. & Shilova, I. V. (2017). "Marketing v deyatel'nosti klassicheskogo universiteta" [Marketing in the activities of a classical university], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie, № 1, pp. 85-91 (in Russian).

8. Lebedeva, N. A. & Alekseeva, S. S. (2015). "Marketing kak instrument innovacionnogo razvitiya vuza v usloviyah konkurencii" [Marketing as a tool for innovative development of a university in a competitive environment], Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2(2), pp. 447-447 (in Russian).

9. Naumova, N. F. (1970). Udovletvorennost' trudom kak social'naya harakteristika [Job satisfaction as a social characteristic], Moscow, p. 189 (in Russian).

10. Kartashova, L. V., Nikonova, T. V. & Solomandina, T. O. (2007). Organizacionnoe povedenie [Organizational behavior], INFRA-M, Moscow, 220 p. (in Russian).

11. Kriviradeva, B. & P"rvanova, J. (2019). "Udovletvorennost' trudom v social'nyh organizaciyah - ocenka sluzhash-chih" [Satisfaction with work in social organizations - assessment of employees], Czlowiek w srodowisku edukacyjnym, Kielce, pp. 105-113 (in Russian).

12. Rean, A. A. & Kolominskij, Ya. L. (1999). Social'naya pedagogicheskaya psihologiya [Social educational psychology], Piter Kom, St. Petersburg, 416 p. (in Russian).

13. Kon, I. S. (1984). V poiske sebya: lichnost' i ee samosoznanie [In search of inner-self: personality and its self-consciousness], Politizdat, Moscow, 335 p. (in Russian).

14. Angelovskij, A. A. (2010). "Analiz ponyatiya professiya, professional'noe soznanie, professional'naya deyatel'nost', professionalism" [Analysis of the concept of profession, professional consciousness, professional activity, professionalism], Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, t. 12, № 5(2), pp. 306-315 (in Russian).

15. Kunc, L. I. (2012). "Obraz professional'noj deyatel'nosti v kontekste professional'nogo samosoznaniya lichnosti" [The idea of professional activity in the context of professional self-awareness of the individual], Filosofiya obra-zovaniya, t. 43, № 4, pp. 167-173 (in Russian).

16. Patrikeeva, E. G. & Kalinina, T. V. (2021). "Vozmozhnosti obrazovatel'noj sistemy vuza v formirovanii psiholog-icheskoj gotovnosti studentov - budushchih psihologov k professional'noj samorealizacii na zavershayushchem etape obucheniya" [Potentials of the educational system of the university in the formation of the psychological readiness of students - psychology majors for professional self-realization at the final stage of training], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9, p. 37 (in Russian).

17. Shkel', A. V. (2014). "Osnovnye faktory, motiviruyushchie vybor professii abiturientami Zabajkal'skogo kraya" [The main factors motivating the choice of a profession by applicants of the Zabaikalsky region], Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, № 4, pp. 127-135 (in Russian).

18. Dzamihov, I. K. (2017). "Specifika postroeniya modeli kar'ery v Rossii i za rubezhom" [The specifics of building a career model in Russia and abroad], Teoriya i praktika sovremennoj nauki, № 6, pp. 260-268 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Seliverstova, M. V. & Sagadieva, I. M. (2016). "Sravnitel'nyj analiz modelej postroeniya kar'ery v Rossii i za rubezhom" [Comparative analysis of career building models in Russia and abroad], Innovacionnaya ekonomika: informaciya, analitika, prognozy, № 1, pp. 62-63 (in Russian).

20. Ryff, C. D. (2018). "Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential", Perspectives on Psychological Science, vol. 2, № 13, pp. 242-248 (in English).

21. Popravko, N. V. (2009). "Professional'no-obrazovatel'noe prostranstvo i rynok truda sfery krupnogo biznesa g. Tomska" [Professional and educational environment and the labor market of the large business sphere in Tomsk], Vestnik TGU. Ser. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya, № 314, p. 41 (in Russian).

22. Bugaeva, T. P. & Gafurova, N. V. (2008). "Kuratorskaya deyatel'nost' prepodavatelya tekhnicheskogo vuza kak ped-agogicheskaya problema" [Curatorial activity of a teacher of an engineering university as a pedagogical problem], Vestnik Irkutskogo pedinstituta. Vyp. 9: obshcherossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, Izd-vo Irkut. gos. un-ta, Irkutsk, pp. 21-31 (in Russian).

23. Zeer, E. F. & Hasanova, I. I. (2003). Social'no-professional'noe vospitanie v vuze [Social and professional education at the university]: praktiko-orientir. monografiya, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, p. 100 (in Russian).

24. Ivlieva, I. A., Panasyuk, V. P. & Chernysheva, E. K. (2001). Konceptual'nye osnovy postroeniya sistemy kachestva professional'nogo obrazovaniya [Conceptual foundations for building a quality system for vocational education], In-t proftekhobrazovaniya RAO, St. Petersburg, p. 31 (in Russian).

25. Kalinina, T. V. & Begancova, I. S. (2013). "Problema lichnostnogo i professional'nogo razvitiya sovremennyh studentov v real'noj social'no-pedagogicheskoj dejstvitel'nosti" [The problem of personal and professional development of modern students in real socio-pedagogical environment], Social'no-psihologicheskie problemy v issledo-vanii detstva: rebenok v sem'e, institutah obrazovaniya i gruppah sverstnikov: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", Praga, pp. 98-103 (in Russian).

26. Markeeva, M. V., Kalinina, T. V., Shchelina, T. T. & Markeeva, M. S. (2014). "Deyatel'nost' psihologo-pedagog-icheskoj sluzhby kak uslovie uspeshnoj socializacii studentov gumanitarnogo profilya" [The activity of the psychological and pedagogical service as a condition for the successful socialization of humanitarian students], Vysshee obrazovanie segodnya, № 10, pp. 31-34 (in Russian).

Вклад авторов

Contribution of the authors

Т. В. Калинина - раскрытие актуальности исследования, подготовка обзора отечественной научной литературы, подбор материалов для описания методологической базы исследования, психологический анализ фактических данных, собранных в ходе исследования, формулировка выводов и заключения.

Э. Г. Патрикеева - оформление аннотации, ключевых слов и введения, оформление обзора отечественной научной литературы, проведение эмпирического исследования, обработка и представление его результатов, психологический анализ результатов эмпирического исследования, формулировка выводов и заключения.

T. V. Kalinina - information about the relevance of the study, review of domestic scientific literature, selection of materials to describe the methodological basis of the study, psychological analysis of the actual data collected during the study, formulation of conclusions.

E. G. Patrikeyeva - abstract, key words and introduction sections, review of domestic scientific literature, conducting an empirical study, processing and presenting its results, psychological analysis of the results of the empirical study, formulation of conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.