Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2172
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ / ТИПЫ МОТИВАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бенькова Оксана Анатольевна, Артюхова Татьяна Юрьевна, Шелкунова Татьяна Васильевна

В статье рассмотрены основные теоретические аспекты учебной и профессиональной мотивации в студенческом возрасте. Представлены определения понятий «учебная мотивация», «мотив учения»; дана общая характеристика познавательных и социальных мотивов. Авторами охарактеризована классификация видов мотивов, исходя из их направленности и содержания, в которую входят познавательные, социальные, прагматические, профессионально-ценностные, эстетические, статусно-позиционные, коммуникативные, традиционно-исторические, утилитарно-практические, учебно-познавательные, неосознанные мотивы. Представлена структура академической мотивации, включающая познавательную мотивацию, мотивацию достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированную и экстернальную мотивацию; выделены типы мотивации на профессиональную деятельность (внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная) и ведущие мотивы профессиональной деятельности: мотивы собственного труда, социальной значимости профессии, самоутверждения в профессии и профессионального мастерства. Авторами представлены результаты экспериментального исследования учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов первого курса; с помощью метода ранговой корреляции Спирмена выявлены взаимосвязи компонентов учебной мотивации с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами у студентов-первокурсников. В результате корреляционного анализа установлено, что мотивация познания, достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная мотивация, амотивация, внутренние и внешние мотивы поступления в вуз, широкие и узкие познавательные мотивы, релевантные и иррелевантные мотивы взаимосвязаны с типами мотивации на профессиональную деятельность (установка на профессию, внутренняя профессиональная мотивация, внешняя профессиональная положительная мотивация), ведущими профессиональными мотивами, такими как мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости профессии, мотивы самоутверждения в труде, мотивы профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бенькова Оксана Анатольевна, Артюхова Татьяна Юрьевна, Шелкунова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN EDUCATIONAL MOTIVATION AND MOTIVATION FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY AT THE STUDENT AGE

The article considers the main theoretical aspects of educational and professional motivation at the student age. The definitions of the concepts "educational motivation", "teaching motive" are presented; a general characteristic of cognitive and social motives is given. The authors characterize the classification of types of motives, based on their orientation and content, which includes cognitive, social, pragmatic, professional-value, aesthetic, status-positional, communicative, traditional-historical, utilitarian-practical, educational-cognitive, unconscious motives. The structure of academic motivation is presented, including cognitive motivation, motivation for achievement, self-development, self-esteem, introjected and external motivation; the types of motivation for professional activity (internal, external positive and external negative) and the leading motives of professional activity are highlighted: the motives of one's own work, the social significance of the profession, self-affirmation in the profession and professional skill. The authors present the results of an experimental study of educational motivation and motivation for professional activity in first-year students; using the Spearman rank correlation method, the interrelations of the components of educational motivation with the types of motivation for professional activity and the leading professional motives in first-year students are revealed. As a result of the correlation analysis, it was found that the motivation of cognition, achievement, selfdevelopment, self-esteem, introjected and external motivation, amotivation, internal and external motives for admission to university, broad and narrow cognitive motives, relevant and irrelevant motives are interrelated with the types of motivation for professional activity (attitude to the profession, internal professional motivation, external professional positive motivation), leading professional motives, such as the motives of one's own work, the motives of the social significance of the profession, the motives of self-affirmation in work, the motives of professional skill.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бенькова О. А., Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Benkova O.A., Artyukhova T.Yu., Shelkunova T.V. (2021). The relationship between educational motivation and motivation for future professional activity at the student age. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf (in Russian)

Бенькова Оксана Анатольевна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия Доцент кафедры «Психологии развития и консультирования»

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0571-8981 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=627197

Артюхова Татьяна Юрьевна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия Доцент кафедры «Психологии развития и консультирования» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4805-8431 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=262726

Шелкунова Татьяна Васильевна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Лесосибирский педагогический институт, Лесосибирск, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии развития личности»

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0253-4837 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=689824

Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте

Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты учебной и профессиональной мотивации в студенческом возрасте. Представлены определения понятий «учебная мотивация», «мотив учения»; дана общая характеристика познавательных и социальных мотивов. Авторами охарактеризована классификация видов мотивов, исходя из их направленности и содержания, в которую входят познавательные, социальные, прагматические, профессионально-ценностные, эстетические, статусно-позиционные, коммуникативные, традиционно-исторические, утилитарно-практические, учебно-познавательные, неосознанные мотивы. Представлена структура академической мотивации, включающая познавательную мотивацию, мотивацию достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированную и экстернальную мотивацию; выделены типы мотивации на профессиональную деятельность (внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная) и ведущие мотивы профессиональной деятельности: мотивы собственного

https:// mir-nauki. com

труда, социальной значимости профессии, самоутверждения в профессии и профессионального мастерства.

Авторами представлены результаты экспериментального исследования учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов первого курса; с помощью метода ранговой корреляции Спирмена выявлены взаимосвязи компонентов учебной мотивации с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами у студентов-первокурсников. В результате корреляционного анализа установлено, что мотивация познания, достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная мотивация, амотивация, внутренние и внешние мотивы поступления в вуз, широкие и узкие познавательные мотивы, релевантные и иррелевантные мотивы взаимосвязаны с типами мотивации на профессиональную деятельность (установка на профессию, внутренняя профессиональная мотивация, внешняя профессиональная положительная мотивация), ведущими профессиональными мотивами, такими как мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости профессии, мотивы самоутверждения в труде, мотивы профессионального мастерства.

Ключевые слова: учебная мотивация; мотивация к профессиональной деятельности; структура академической мотивации; типы мотивации на профессиональную деятельность; ведущие мотивы профессиональной деятельности

Эффективность обучения студентов в вузе во многом зависит от того, насколько высока их учебная мотивация и мотивация овладения будущей профессией. Как показывает наш многолетний профессиональный опыт преподавательской деятельности в сфере высшего образования, для многих современных студентов обучение в высшем учебном заведении зачастую носит формальный характер, они в большей мере нацелены не на освоение профессиональных компетенций и знаний, а на удачную сдачу сессии разнообразными способами и средствами; значительная часть поступающих в вузы лишь поверхностно знакомы со спецификой будущей профессии и профессиональной деятельности, что, безусловно, сказывается на учебной мотивации студентов.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи компонентов учебной мотивации с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами у студентов-первокурсников.

Большинство исследователей рассматривают категорию «учебно-профессиональная мотивация», связывая воедино учебную мотивацию и мотивацию к будущей профессиональной деятельности. В контексте нашего исследования целесообразно рассмотреть эти понятия в отдельности.

Учебная мотивация или мотивация учебной деятельности является одним из видов факторов, способствующих успешному достижению целей обучения, детерминирующих учебную деятельность студента и стимулирующих его активность в период обучения в вузе.

Как указывает И.А. Зимняя, «...учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.» [1, с. 224].

По мнению В.И. Мельникова, «.мотивация обучения — средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.» [2, с. 62].

Введение

В структуре учебной мотивации выделяют различные виды мотивов. По мнению А.К. Марковой, «.мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.» [3, с. 11]. Автор разделяет все мотивы учения на познавательные и социальные.

Познавательные мотивы сопряжены с содержанием и протеканием учебной деятельности и включают в себя широкие познавательные мотивы, предполагающие устремленность на овладение новыми знаниями; учебно-познавательные мотивы, ориентированные на интернализацию способов получения знаний, их самостоятельное накопление; мотивы самообразования, ориентированные на усовершенствование способов приобретения знаний. Эти познавательные мотивы формируют «мотив достижения», состоящий в стремлении к успеху, в желании добиться более высоких результатов.

Социальные мотивы связаны с коммуникацией обучающегося с окружающими людьми. К ним относятся широкие социальные мотивы — желание быть полезным обществу, понимание нужности обучения, стремление исполнить свой долг, хорошо подготовиться к деятельности в профессиональной сфере; узкие социальные (позиционные) мотивы, проявляющиеся в побуждении быть лучшим, занять определенную социальную позицию, получить одобрение и признание окружающих, заработать авторитет; мотивы социального сотрудничества, являющиеся основой саморазвития и самосовершенствования личности.

Автор В.И. Мельников классифицирует виды мотивов студентов, исходя из их направленности и содержания:

• познавательные мотивы, направленные на приобретение новых знаний, что дает студенту возможность быть более осведомленным в определенной области;

• социальные мотивы — мотивы долженствования, ответственности и самоутверждения, осознание социальной значимости получения образования, приобретение определенного социального статуса в обществе;

• прагматические мотивы, связанные с желанием приобрести достойную компенсацию за свою работу, иметь хорошую заработную оплату труда;

• профессионально-ценностные мотивы, предусматривающие возможность получения достойной работы, перспективы карьерного продвижения;

• эстетические мотивы, направленные на получение удовлетворенности от самого процесса обучения, раскрытие своих способностей;

• статусно-позиционные мотивы, предполагающие стремление посредством учения или общественной деятельности получить популярность, широкое признание или высокий социальный статус;

• коммуникативные мотивы, позволяющие посредством повышения интеллектуального уровня расширить коммуникативное взаимодействие;

• традиционно-исторические мотивы — установившиеся в обществе стереотипы относительно получения образования, обучения;

• утилитарно-практические мотивы, связанные с желанием изучить какой-либо предмет с конкретной пользой для себя;

• учебно-познавательные мотивы, ориентированные на овладение знаниями и способами их овладения по конкретным учебным дисциплинам;

• неосознанные мотивы, проявляющиеся в отсутствии интереса к процессу обучения, непонимании смысла получения образования, что чаще всего происходит из-за поступления в вуз под давлением или по желанию окружающих людей [2].

В структуру академической мотивации Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин включают познавательную мотивацию, мотивацию достижения, мотивацию саморазвития, мотивацию самоуважения, интроецированную и экстернальную мотивацию [4].

Изучая мотивацию учения студентов педагогического вуза, С.А. Пакулина, С.М. Кетько выделили внутреннюю и внешнюю мотивацию учения. В структуре внутренней мотивации авторы выделяют внутренние мотивы поступления в вуз, широкие учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования и релевантные профессиональные мотивы. Внешняя мотивация учения имеет своей составной частью внешние мотивы поступления в вуз, познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы [5].

Проблема учебной мотивации в студенческом возрасте не теряет своей актуальности. Так, в исследовании Ю.М. Царапкиной, А.В. Анисимовой, А.Г. Миронова, А.А. Нагорновой раскрываются особенности академической мотивации студентов и влияние на нее электронных средств обучения [6]; И.В. Гордеевой описаны факторы, влияющие на мотивацию обучения студентов [7]; в работе Е.Н. Галкиной рассматриваются особенности мотивации учебной деятельности в вузе [8].

Можем отметить, что учебная деятельность студентов стимулируется и регулируется целым комплексом мотивов, которые во многом влияют на становление и развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Автор Е.А. Колесник рассматривает мотивацию студентов к профессиональной деятельности «...как систему ценностей и целей, которая побуждает студентов к активному усвоению знаний, овладению умениями и навыками. Она, во-первых, направлена на удовлетворение потребностей студентов посредством сознательного отношения к профессии, к уровню и качеству получаемых знаний. Во-вторых, играет ведущую роль в их познавательной активности.» [9, с. 754].

Необходимо отметить, что относительно структуры мотивации к профессиональной деятельности среди исследователей нет единой позиции.

Так, Э.С. Чугунова выделяет доминантный, ситуативный, конформистский типы профессиональной мотивации [10]; автор К.С. Козляков в структуре учебно-профессиональной мотивации студентов вычленяет личностный, учебно-познавательный, проективно-практический и профессиональный компоненты [11]; исследователями И.А. Игнатковой, А.В. Крыловой определены такие типы мотивации на профессиональную деятельность как: установка на профессию, внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация [12]; автор Л.А. Верещагина фиксирует следующие ведущие мотивы профессиональной деятельности: мотивы собственного труда, социальной значимости профессии, самоутверждения в профессии и мотивы профессионального мастерства [13]; исследователи Б.Н. Гузанов, А.С. Кривоногова выделяют личностный, учебно-познавательный, проективно-практический, профессиональный компоненты учебно-профессиональной мотивации студентов [14]; автором Т.Н. Бочкарева, С.В. Литвиненко, Л.В. Гусева, А.П. Тонких акцентируют внимание на проблеме формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования [15]; исследователем Р.В. Базалий определены компоненты развития мотивации к успешной учебно-профессиональной деятельности студентов в информационной сфере [16].

https:// mir-nauki. com

По мнению А.В. Лапшовой, П.А. Грашиной, Е.А. Ураковой, «.мотивация студентов к профессиональной деятельности, формируемая в процессе освоения учебной деятельности, может быть представлена совокупностью познавательных, профессиональных и личностных мотивов, побуждающих к освоению специальности, вызывающих активность и определяющих профессиональную направленность. Система мотивов отражает единство побуждений студента к учению и профессиональной деятельности и позволяет ему активно стремиться к овладению общекультурными, учебно-познавательными и профессиональными компетенциями.»

Таким образом, анализ категориального аппарата исследования, позволил сформулировать гипотезу о связи компонентов учебной мотивации студентов-первокурсников с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами.

Экспериментальное исследование связи учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов-первокурсников осуществлялось на базе ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». В констатирующем эксперименте приняли участие студенты 1 курса института педагогики, психологии и социологии, гуманитарного института, института филологии и языковой коммуникации. Выборка исследования составила 100 респондентов.

В экспериментальной работе применялся следующий диагностический инструментарий: методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С.А. Пакулиной, С.М. Кетько (содержание методики позволяет применять ее также для диагностики мотивации учения студентов, обучающихся на непедагогических направлениях подготовки); опросник «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина; методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность И.А. Игнатковой, А.В. Крыловой; «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» Л.А. Верещагиной.

При обработке экспериментальных данных с целью выявления взаимосвязи учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов-первокурсников применялся метод ранговой корреляции Спирмена с использованием программы для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics Standard Edition.

На первом этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика учебной мотивации и мотивации к профессиональной деятельности у студентов-первокурсников. Результаты диагностики первокурсников по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (авт. С.А. Пакулина, С.М. Кетько) представлены на рисунке 1.

На основании диагностических данных, полученных по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза», мы можем сделать вывод, что для 92 % первокурсников характерна внешняя мотивация учения, включающая в себя внешние мотивы поступления в университет, узкие познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы.

Подавляющее большинство обследованных первокурсников имеет тенденцию к продолжению учебной деятельности, исходя из присутствия внешнего подкрепления и отдавая предпочтение выполнению элементарных и не требующих больших временных затрат заданий;

[17, с. 164].

База и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

их мотивы обучения в вузе не связаны с самим процессом учения; когнитивная гибкость в познавательной деятельности слабая; креативность подавляется и способствует росту внутренней напряженности; они еще не адаптировались к вузовской системе обучения.

внутренняя мотивация 8%

внешняя

92%

мотивация

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 1. Выраженность внутренней и внешней мотивации учения у студентов-первокурсников (составлено авторами)

Только у 8 % диагностирована внутренняя мотивация учения, включающая в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы. Этим студентам интересна профессия, они стремятся успешно учиться, приобретать глубокие знания; получают интеллектуальное удовлетворение от процесса обучения, активны и самостоятельны, предпочитают задания оптимальной трудности; для них свойственны высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности, творческое решение учебных задач, продуктивная адаптация к вузовской среде.

Диагностические результаты, полученные при обследовании студентов по опроснику «Шкалы академической мотивации» (авт. Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин), представлены на рисунке 2.

амотивация 20%

экстернальная мотивация 12%

интроецированная мотивация 12%

мотивация самоуважения 24%

мотивация саморазвития 8%

мотивация достижения 8%

познавательная мотивация 32%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рисунок 2. Соотношение видов академической мотивации у студентов-первокурсников (составлено авторами)

Исходя из результатов, представленных на рисунке 2, можем сделать вывод, что у 32 % студентов-первокурсников ведущей является познавательная мотивация, для них характерно стремление понять изучаемый предмет, им интересен сам процесс познания. У 24 % респондентов преобладает мотивация самоуважения; за счет достижений в учебе они ощущают собственную значимость, важность. 20 % студентов амотивированы, они не видят смысла в

учебе, не испытывают к ней интереса. У 12 % первокурсников преобладает экстернальная мотивация; они учатся по необходимости, чтобы избежать проблем. Для 12 % студентов ведущей является интроецированная мотивация; они учатся из чувства долга перед значимыми людьми. Только для 8 % респондентов свойственна мотивация достижения; для них характерно стремление достичь высоких результатов в учебе. И всего лишь у 8 % первокурсников ведущей является мотивация саморазвития; обучаясь в вузе, они стремятся развивать свои способности и потенциал.

Результаты обследования студентов-первокурсников по методике диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность (авт. И.А. Игнаткова, А.В. Крылова) отражены на рисунке 3.

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

■ внешняя отрицательная мотивация

■ внешняя положительная мотивация

■ внутренняя мотивация

Рисунок 3. Соотношение видов мотивации на профессиональную деятельность у студентов-первокурсников (составлено авторами)

Исходя из данных, представленных на рисунке 3, можем сделать вывод, что у 40 % студентов преобладает внутренняя мотивация, возникающая на основе их потребностей и связанная с процессом и результатом профессиональной деятельности. У 20 % первокурсников выявлена внешняя положительная мотивация, связанная с опосредованными мотивами — материальным стимулированием, продвижением по работе, престижем. Для 40 % испытуемых свойственна внешняя отрицательная мотивация, при которой преобладают мотивы, не связанные с процессом и результатами профессиональной деятельности и имеющие негативную эмоциональную окраску избегания. Также можем отметить, что в результате обследования первокурсников по данной методике, мы установили, что для 36 % первокурсников характерен низкий уровень выраженности установки на профессию, для 32 % свойственен средний уровень и у 32 % испытуемых высокий уровень выраженности установки на профессию.

На рисунке 4 представлены результаты диагностики студентов-первокурсников по «Опроснику для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» (авт. Л.А. Верещагина).

Сравнивая среднеарифметические показатели, полученные в обследуемой группе по шкалам «Опросника для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» Л.А. Верещагиной, можем сделать вывод, что для обследованных первокурсников наиболее значимыми являются мотивы собственного труда, отражающие ориентацию на общую трудовую занятость, без учета специфики профессии.

0 5 10 15 20 25 30 35

■ мотивы профессионального мастерства ■ мотивы самоутверждения в профессии

■ мотивы социальной значимости профессии ■ мотивы собственного труда

Рисунок 4. Среднеарифметические показатели выраженности мотивов профессиональной деятельности у студентов-первокурсников (составлено авторами)

На втором месте у студентов-первокурсников — мотивы самоутверждения в профессии; студенты первого курса ориентированы на высокий уровень достижений в профессиональной деятельности. Мотивы социальной значимости профессии в обследуемой группе занимают третье место, первокурсники не слишком высоко оценивают общую пользу и значимость труда. Последнее место у студентов первого курса занимают мотивы профессионального мастерства; для первокурсников мало свойственно стремление быть признанным в профессиональной деятельности.

На следующем этапе экспериментального исследования на основании диагностических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был проведен корреляционный анализ с использованием метода ранговой корреляции Спирмена. Принимались во внимание коэффициенты корреляции для уровней значимости р < 0,05 и р < 0,01.

Таблица 1

Корреляционные взаимосвязи составляющих академической мотивации и мотивов профессиональной деятельности у первокурсников

Мотивы профессиональной деятельности Составляющие академической мотивации

мотивация познания мотивация достижения мотивация саморазвития мотивация самоуважения интроецированная мотивация экстернальная мотивация амотивация

Установка на профессию 0,836** 0,827** 0,770** 0,689** -0,671** -0,825** -0,607**

Внутренняя мотивация 0,338 0,396* 0,659** 0,485* -0,416* -0,442* -0,436*

Внешняя положительная мотивация 0,459* 0,515** 0,499* 0,502* -0,551** -0,518** -0,554**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешняя отрицательная мотивация -0,213 -0,152 -0,294 -0,419* 0,306 0,312 0,421*

Мотивы собственного труда 0,701** 0,749** 0,785** 0,648** -0,691** -0,688** -0,612**

Мотивы социальной значимости профессии 0,694** 0,757** 0,612** 0,989** -0,828** -0,740** -0,759**

Мотивы самоутверждения в профессии 0,643** 0,701** 0,656** 0,672** -0,670** -0,726** -0,632**

Мотивы профессионального мастерства 0,965** 0,808** 0,748** 0,649** -0,751** -0,856** -0,696**

* корреляция значима на уровне р < 0,05 (двусторонняя); ** корреляция значима на уровне р < 0,01 (двусторонняя). Составлено авторами на основе результатов проведенного экспериментального исследования

Корреляционные взаимосвязи составляющих учебной мотивации (мотивация познания, достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная, амотивация), выделенных в опроснике «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина, и мотивов профессиональной деятельности первокурсников (установка на профессию, внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация, мотивы собственного труда, социальной значимости профессии, самоутверждения в профессии, профессионального мастерства) представлены в таблице 1.

В результате корреляционного анализа были установлены следующие корреляционные взаимосвязи. Составляющая академической мотивации «Мотивация познания» положительно коррелирует со следующими мотивами профессиональной деятельности — «Установка на профессию» (r = 0,836; р < 0,01); «Внешняя положительная мотивация» (r = 0,459; р < 0,05); «Мотивы собственного труда» (r = 0,701; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (r = 0,694; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии (r = 0,643; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (r = 0,965; р < 0,01). На основании выявленных положительных корреляционных взаимосвязей мы можем сделать вывод, что чем выше познавательная мотивация студентов-первокурсников, т. е. их стремление узнать новое, понять изучаемый предмет, тем в большей степени у них сформированы представления о профессиональной деятельности; внешние опосредованные мотивы, связанные с процессом труда (престиж, продвижение карьеры и т. п.); ориентация на деятельность без учета специфики профессии. При этом чем больше у первокурсников выражена мотивацией познания, тем выше они оценивают пользу и значимость труда психолога, тем больше хотят добиться высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Выявлена взаимосвязь показателей «Мотивация достижения» и «Мотивация саморазвития» в учебной деятельности с такими профессиональными мотивами как «Установка на профессию» (r = 0,827; r = 0,770; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (r = 0,396; р < 0,01; r = 0,659; р < 0,05); «Внешняя положительная мотивация» (r = 0,515; р < 0,01; r = 0,499; р < 0,05); «Мотивы собственного труда» (r = 0,749; r = 0,785; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (r = 0,757; r = 0,612; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии (r = 0,701; r = 0,656; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (r = 0,808; r = 0,748; р < 0,01). Следовательно, чем больше стремление первокурсников добиваться высоких результатов и развивать свои способности и потенциал в учебной деятельности, тем в большей мере студенты ориентированы на социальные требования к профессии; тем больше у них проявляется внутренняя мотивация, связанная непосредственно с процессом труда, и внешняя положительная мотивация, опосредованно связанная с профессиональной деятельностью (материальное стимулирование, одобрение со стороны окружающих, продвижение по работе); тем больше они ориентированы на общую занятость в профессии; нацелены на постоянное освоение новых умений и знаний; мотивированы на самовыражение; и стремление быть признанными в профессии.

Установлены корреляционные взаимосвязи параметра «Мотивация самоуважения» в учебной деятельности со следующими профессиональными мотивами — «Установка на профессию» (r = 0,689; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (r = 0,485; р < 0,05); «Внешняя положительная мотивация» (r = 0,502; р < 0,05); «Мотивы собственного труда» (r = 0,648; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (r = 0,989; р < 0,05); «Мотивы самоутверждения в профессии (r = 0,672; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (r = 0,649; р < 0,01). Вероятно, что чем выше желание студента-первокурсника учиться ради повышения собственной самооценки за счет достижений в учебе и ощущения собственной значимости, тем в большей степени сформированы установки на профессию; внутренняя и внешняя положительная мотивация; понимание общей пользы и значимости труда; нацеленность на постоянное совершенствование профессиональных умений;

https:// mir-nauki. com

мотивированность на качество достижений в труде; стремление быть лучшим. При этом выявлена отрицательная корреляционная связь между мотивацией самоуважения в учебной деятельности и внешней отрицательной мотивацией (г = -0,419; р < 0,05). Следовательно, чем больше у студента проявляется желание учиться ради ощущения собственной значимости, тем в меньшей степени формируются мотивы, не связанные непосредственно с процессом и результатом профессиональной деятельности, но имеющие негативную эмоциональную окраску (осуждение, критика, наказание и т. п.).

Выявлены отрицательные корреляционные взаимосвязи параметров «Интроецированная мотивация» и «Экстернальная мотивация» с такими мотивами профессиональной деятельности как «Установка на профессию» (г = -0,671; г = -0,825; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (г = -0,416; г = -0,442; р < 0,05); «Внешняя положительная мотивация» (г = -0,551; г = -0,518; р < 0,01); «Мотивы собственного труда» (г = -0,691; г = -0,688; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (г = -0,828; г = -0,740; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (г = -0,670; г = -0,726; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (г = -0,751; г = -0,856; р < 0,01). Следовательно, чем в большей степени студентов-первокурсников побуждает учиться чувство долга и ощущение стыда перед собой и окружающими, ситуация вынужденности обучения, стремление избежать проблем, необходимость следовать требованиям социума; тем в меньшей степени у них сформированы представления о профессиональной деятельности, внутренняя и внешняя положительная профессиональная мотивация; мотивы собственного труда; тем в большей степени они не видят особой пользы и значимости профессионального труда; не ориентированы на достижение высоких результатов и стремление состояться в профессиональной деятельности.

В результате корреляционного анализа данных установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи параметра «Амотивация» со следующими мотивами профессиональной деятельности — «Установка на профессию» (г = -0,607; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (г = -0,436; р < 0,05); «Внешняя положительная мотивация» (г = -0,554; р < 0,01); «Мотивы собственного труда» (г = -0,612; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (-г = 0,759; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (г = -0,632; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (г = -0,696; р < 0,01). Вероятно, что, чем больше у первокурсников выражено отсутствие интереса к учебной деятельности, ощущение ее бессмысленности, тем в меньшей мере они ориентированы на социальные требования к профессии и непосредственно на результат труда; тем менее у них проявляется внешняя положительная мотивация, мотивы собственного труда; тем меньше они нацелены на постоянное освоение новых профессиональных знаний и умений; тем менее значимо для них признание в профессиональной деятельности. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь параметра «Амотивация» с внешней отрицательной мотивацией профессиональной деятельности (г = 0,421; р < 0,05). Это означает, что, чем более первокурсник не заинтересован в учебной деятельности, тем больше у него выражены мотивы избегания, не связанные непосредственно с процессом профессионального труда.

Таким образом, можем сделать вывод, что виды академической мотивации (мотивация познания, достижения, саморазвития, самоуважения; интроецированная и экстернальная мотивация, амотивация) связаны с типами мотивации студентов на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами.

Корреляционные взаимосвязи компонентов внутренней и внешней мотивации учения, выделенных в методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (авт. С.А. Пакулина, С.М. Кетько), с типами мотивации на профессиональную деятельность и ведущими профессиональными мотивами респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи компонентов внутренней и внешней мотивации учения и мотивов профессиональной деятельности у студентов-первокурсников

Мотивы профессиональной деятельности Мотивация учения студентов вуза

внутренняя мотивация учения внешняя мотивация учения

внутренние мотивы поступления в ВУЗ широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования релевантные профессиональные мотивы внешние мотивы поступления в вуз узкие учебно- познавательные мотивы иррелевантные профессиональные мотивы

Установка на профессию 0,765** 0,771** 0,863** 0,702** 0,705** 0,686**

Внутренняя мотивация 0,561** 0,448* 0,353 0,605** 0,591** 0,684**

Внешняя положительная мотивация 0,329 0,489* 0,440* 0,563** 0,545** 0,482*

Внешняя отрицательная мотивация -0,25 -0,228 -0,155 -0,244 -0,31 -0,318

Мотивы собственного труда 0,761** 0,724** 0,667** 0,704** 0,673** 0,635**

Мотивы социальной значимости профессии 0,514** 0,676** 0,692** 0,611** 0,517** 0,583**

Мотивы самоутверждения в профессии 0,740** 0,808** 0,802** 0,689** 0,736** 0,634**

Мотивы профессионального мастерства 0,867** 0,776** 0,810** 0,705** 0,748** 0,742**

* корреляция значима на уровне р < 0,05 (двусторонняя); ** корреляция значима на уровне р < 0,01 (двусторонняя). Составлено авторами на основе результатов проведенного экспериментального исследования

Охарактеризуем корреляционные взаимосвязи, представленные в таблице 2. Можем отметить, что установлены положительные корреляционные взаимосвязи компонента «Внутренние мотивы поступления в вуз» с типами мотивации на профессиональную деятельность «Установка на профессию» (r = 0,765; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (r = 0,561; р < 0,01) и ведущими профессиональными мотивами «Мотивы собственного труда» (r = 0,761; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (r = 0,514; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (r = 0,740; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (r = 0,867; р < 0,01). Следовательно, чем в большей степени у студента-первокурсника проявляются внутренние мотивы поступления в вуз, основанные на его собственной потребности, тем больше студент ориентирован на социальные требования к профессии; тем более у него сформирована внутренняя профессиональная мотивация, основанная на удовлетворенности процессом и результатом деятельности; тем больше у него выражена мотивация собственного труда, высокая оценка пользы и значимости профессиональной деятельности, стремление стать признанным в профессиональном сообществе.

Выявлены положительные корреляционные взаимосвязи компонента внутренней мотивации учения «Широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования» с типами мотивации на профессиональную деятельность «Установка на профессию» (r = 0,771; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (r = 0,448; р < 0,05); «Внешняя положительная мотивация» (r = 0,489; р < 0,05) и ведущими профессиональными мотивами «Мотивы собственного труда» (r = 0,724; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (r = 0,676; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (r = 0,808; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (r = 0,776; р < 0,01). Исходя из выявленных корреляционных взаимосвязей, можем сделать заключение о том, что, чем выше у студента-первокурсника желание успешно учиться и приобретать глубокие знания, чем больше его потребность самореализовываться в учебной деятельности, проявлять активность и самостоятельность, тем в большей степени он

https:// mir-nauki. com

ориентирован на будущую профессиональную деятельность и готов к решению профессиональных задач; тем больше у него развита потребность трудиться с удовольствием, без какого-то внешнего давления; тем он больше ориентирован на сам процесс труда, нацелен на постоянное освоение новых знаний и умений, на самовыражение и стремление быть лучшим в профессии.

Установлены значимые корреляционные взаимосвязи между компонентом внутренней мотивации учения «Релевантные профессиональные мотивы» с типами мотивации на профессиональную деятельность «Установка на профессию» (г = 0,863; р < 0,01); «Внешняя положительная мотивация» (г = 0,440; р < 0,05) и ведущими профессиональными мотивами «Мотивы собственного труда» (г = 0,667; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (г = 0,692; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (г = 0,802; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (г = 0,810; р < 0,01). Следовательно, чем больше первокурсник мотивирован на реализацию себя в профессиональном плане в соответствии с выбранной специальностью, тем более выражена у него ориентация на социальные требования к профессии, внешняя положительная мотивация, направленная на материальное стимулирование, карьерное продвижение, одобрение; ориентация на результат деятельности без учета специфики профессии; нацеленность на освоение новых профессиональных знаний и умений и высокий уровень достижений в профессиональном труде.

Выявлены положительные корреляционные взаимосвязи компонента «Внешние мотивы поступления в вуз» с типами мотивации на профессиональную деятельность «Установка на профессию» (г = 0,702; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (г = 0,605; р < 0,01); «Внешняя положительная мотивация» (г = 0,563; р < 0,01); и ведущими профессиональными мотивами «Мотивы собственного труда» (г = 0,704; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (г = 0,611; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (г = 0,689; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (г = 0,705; р < 0,01). Полагаем, что чем выше внешняя мотивация учения у студентов-первокурсников, проявляющаяся в желании не отставать от сокурсников, добиться уважения преподавателей и одобрения окружающих, избежать осуждения, тем в большей степени первокурсники ориентированы на социальные требования по присвоению будущей профессиональной деятельности; у них формируется внутренняя и внешняя положительная мотивация, хотя, и без учета специфики профессии, но при высокой оценке ее социальной значимости, мотивации на качество выполняемой профессиональной деятельности и стремлении достичь высоких результатов.

Установлены положительные корреляционные взаимосвязи компонентов внешней мотивации учения «Узкие учебно-познавательные мотивы» и «Иррелевантные профессиональные мотивы» со следующими составляющими мотивации профессиональной деятельности — «Установка на профессию» (г = 0,705; г = 0,686; р < 0,01); «Внутренняя мотивация» (г = 0,591; г = 0,684; р < 0,01); «Внешняя положительная мотивация» (г = 0,545; р < 0,01; г = 0,482; р < 0,05); «Мотивы собственного труда» (г = 0,673; г = 0,635; р < 0,01); «Мотивы социальной значимости профессии» (г = 0,517; г = 0,583; р < 0,01); «Мотивы самоутверждения в профессии» (г = 0,736; г = 0,634; р < 0,01); «Мотивы профессионального мастерства» (г = 0,748; г = 0,742; р < 0,01). Вероятно, что чем более выражена у первокурсников тенденция к осуществлению учебной деятельности, исходя из присутствия внешнего подкрепления и зависимости от других; внешние мотивы реализации себя в профессиональном плане, тем в большей мере студенты ориентируются на социальные требования к будущей профессии; внешние стимулы, ради которых они считают нужным прикладывать свои усилия; на результативную деятельность без учета специфики профессионального труда, но с нацеленностью на высокий уровень профессиональных достижений.

Выводы

Таким образом, в результате корреляционного анализа установлены взаимосвязи между компонентами учебной мотивации студентов-первокурсников и компонентами их мотивации к профессиональной деятельности.

Виды академической мотивации (мотивация познания, мотивация достижения, мотивация саморазвития, мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация), компоненты внутренней мотивации учения (внутренние мотивы поступления в вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы) и внешней мотивации учения (внешние мотивы поступления в вуз, узкие познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы) взаимосвязаны с типами мотивации на профессиональную деятельность (установка на профессию, внутренняя профессиональная мотивация, внешняя профессиональная положительная мотивация) и ведущими профессиональными мотивами (мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости профессии, мотивы самоутверждения в труде, мотивами профессионального мастерства).

Выявление взаимосвязи между учебной и профессиональной мотивацией у студентов уже на начальном этапе обучения в вузе будет способствовать выстраиванию конструктивного взаимодействия с первокурсниками в рамках образовательного процесса с учетом специфики их учебной мотивации и, в свою очередь, позволит создать условия для развития их мотивации к профессиональной деятельности и может выступать значимым прогностическим фактором удовлетворенности получаемой в вузе профессии в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

2. Мельников, В.И. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема / В.И. Мельников // Вестник Новгородского государственного университета. — 2016. — № 5. — С. 61-64. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27169825_19846169.pdf (дата обращения: 14.07.21).

3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — Москва: Просвещение, 1983. — 96 с.

4. Гордеева, Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35, № 4. — С. 96-107. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_2961713.pdf (дата обращения: 14.09.20).

5. Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина, С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 1-11. — URL: http://psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 14.09.20).

6. Царапкина, Ю.М. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов / Ю.М. Царапкина, А.В. Анисимова, А.Г. Миронов, А.А. Нагорнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (дата обращения: 21.07.21).

7. Гордеева, И.В. Анализ мотивации учащихся при поступлении в вуз: проблема выбора / И.В. Гордеева // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Т. 5, № 4.

— URL: http://mir-nauki.com/PDF/41PDMN417.pdf (дата обращения: 20.07.21).

8. Галкина, Е.Н. Мотивация учебной деятельности в ВУЗе / Е.Н. Галкина // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Т. 5, № 2. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/55PDMN217.pdf (дата обращения: 22.07.21).

9. Колесник, Е.А. К вопросу о профессиональной мотивации как основе успешности обучения студентов вузов / Е.А. Колесник // Здоровье и образование в XXI веке.

— 2016. — № 2. — С. 753-756. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viewer (дата обращения: 29.06.21).

10. Чугунова, Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров / Э.С. Чугунова // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 23-29.

— URL: http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864136.htm#_ftn4 (дата обращения: 05.07.21).

11. Козляков, К.С. Исследование структуры учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения / К.С. Козляков // Перспективы науки. — 2012. — № 11(38). — С. 49-51. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18766842_43582131.pdf (дата обращения: 11.07.21).

12. Игнаткова, И.А. Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность / И.А. Игнаткова, А.В. Крылова // Психология обучения. — 2015. — № 12. — С. 60-66. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24881.pdf (дата обращения:14.09.20).

13. Верещагина, Л.А. Потребности и профессиональные мотивы специалистов в области информационных технологий / Л.А. Верещагина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 25.

— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnosti-i-professionalnye-motivy-spetsialistov-v-oblasti-informatsionnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 12.07.21).

14. Гузанов, Б.Н. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения: монография / Б.Н. Гузанов, А С. Кривоногова. — Екатеринбург: РГППУ, 2016. — 223 с. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29895885_14173104.pdf (дата обращения: 07.07.21).

15. Бочкарева, Т.Н. Оценка формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования / Т.Н. Бочкарева, С.В. Литвиненко, Л.В. Гусева, А.П. Тонких // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN218.pdf (дата обращения: 19.07.21).

16. Базалий, Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р.В. Базалий // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 3.

— URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (дата обращения: 20.07.21).

17. Лапшова, А.В. К вопросу об особенностях формирования профессиональной мотивации студентов вуза / А.В. Лапшова, П.А. Грашина, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62-2. — С. 163-165. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-formirovaniya-professionalnoy-motivatsii-studentov-vuza/viewer (дата обращения: 23.06.21).

Benkova Oksana Anatolyevna

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0571-8981 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=627197

Artyukhova Tatyana Yuryevna

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4805-8431 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=262726

Shelkunova Tatyana Vasilyevna

Siberian Federal University Lesosibirskij Pedagogical Institute, Lesosibirsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0253-4837 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=689824

The relationship between educational motivation and motivation for future professional activity at the student age

Abstract. The article considers the main theoretical aspects of educational and professional motivation at the student age. The definitions of the concepts "educational motivation", "teaching motive" are presented; a general characteristic of cognitive and social motives is given. The authors characterize the classification of types of motives, based on their orientation and content, which includes cognitive, social, pragmatic, professional-value, aesthetic, status-positional, communicative, traditional-historical, utilitarian-practical, educational-cognitive, unconscious motives. The structure of academic motivation is presented, including cognitive motivation, motivation for achievement, self-development, self-esteem, introjected and external motivation; the types of motivation for professional activity (internal, external positive and external negative) and the leading motives of professional activity are highlighted: the motives of one's own work, the social significance of the profession, self-affirmation in the profession and professional skill.

The authors present the results of an experimental study of educational motivation and motivation for professional activity in first-year students; using the Spearman rank correlation method, the interrelations of the components of educational motivation with the types of motivation for professional activity and the leading professional motives in first-year students are revealed. As a result of the correlation analysis, it was found that the motivation of cognition, achievement, self-development, self-esteem, introjected and external motivation, amotivation, internal and external motives for admission to university, broad and narrow cognitive motives, relevant and irrelevant motives are interrelated with the types of motivation for professional activity (attitude to the profession, internal professional motivation, external professional positive motivation), leading professional motives, such as the motives of one's own work, the motives of the social significance of the profession, the motives of self-affirmation in work, the motives of professional skill.

Keywords: educational motivation; motivation for professional activity; structure of academic motivation; types of motivation for professional activity; leading motives of professional activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.