Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
884
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Анисимова Алёна Вячеславовна, Миронов Алексей Геннадьевич, Нагорнова Алина Александровна

В данной статье авторами рассматриваются особенности академической мотивации студентов и влияние на нее применения электронных средств обучения при преподавании дисциплины «Экономика отрасли» студентам колледжа. В настоящее время, когда применение цифровых средств обучения становится неотъемлемой частью образовательного процесса, актуальным представляется изучение различных аспектов влияния электронных средств обучения на студентов. Целью представленного исследования является изучение академической мотивации студентов и влияние на нее электронных средств обучения. В соответствие с поставленной целью было исследовано использование электронных средств обучения, в частности онлайн-курсов, а также их влияние на академическую мотивацию студентов. Авторами было выявлено, что применение электронных средств обучения положительно отражается на академической мотивации и успеваемости студентов, данное положение получило свое опытно-экспериментальное подтверждение в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, которая состояла из трех последовательных этапов - констатирующего, формирующего и контрольного. В работе представлены данные корреляционного анализа показателей академической мотивации студентов и их успеваемости. Академическая мотивация рассматривается авторами как совокупность внутренних мотивов, таких как познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития и внутренних мотивов, таких как мотивация самоуважения, интроецированная мотивация и экстернальная мотивация. Данные показатели исследовались с использованием опросника «Шкала академической мотивации», разработанного Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективность использования электронных средств обучения в преподавании дисциплины «Экономика отрасли», а также их положительном влиянии на академическую мотивацию студентов в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Анисимова Алёна Вячеславовна, Миронов Алексей Геннадьевич, Нагорнова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE USE OF E-LEARNING TOOLS ON THE ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS

In this article, the authors consider the features of academic motivation of students and the impact on it of the use of electronic teaching aids in teaching the discipline "Industry Economics" to college students. Nowadays, when the use of digital teaching aids is becoming an integral part of the educational process, it seems relevant to study various aspects of the impact of electronic teaching aids on students. The aim of the presented research is to study the academic motivation of students and the impact of electronic learning tools on it. In accordance with this goal, the use of electronic teaching aids, in particular, online courses, was investigated, as well as their impact on the academic motivation of students. The authors found that the use of electronic teaching aids has a positive effect on the academic motivation and academic performance of students, this provision received its experimental and experimental confirmation in the course of the experimental work, which consisted of three successive stages - ascertaining, formative and control. The paper presents the data of the correlation analysis of indicators of academic motivation of students and their progress. Academic motivation is considered by the authors as a set of internal motivations, such as cognitive motivation, achievement motivation, self-development motivation and internal motivation, such as self-esteem motivation, introjected motivation and external motivation. These indicators were investigated using the questionnaire "Scale of academic motivation", developed by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev and E.N. Osin. The results of the experimental work indicate the effectiveness of the use of electronic teaching aids in teaching the discipline "Economics of the industry", as well as their positive impact on the academic motivation of students in college.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Царапкина Ю.М., Анисимова А.В., Миронов А.Г., Нагорнова А. А. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tsarapkina Ju.M., Anisimova A.V., Mironov A.G., Nagornova A.A. (2021). Impact of the use of e-learning tools on the academic motivation of students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221 .pdf (in Russian)

Царапкина Юлия Михайловна

ФГБОУ ВО «Российский аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия Доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3807-4211 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=707224

Анисимова Алёна Вячеславовна

ГБПОУ МО «Волоколамский аграрный техникум «Холомогорка», Волоколамск, Россия Преподаватель кафедры «Социально-экономических дисциплин»

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0567-0842 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1056202

Миронов Алексей Геннадьевич

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», Красноярск, Россия

Доцент кафедры «Психологии, педагогики и экологии человека» Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4076-493X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=236213

Нагорнова Алина Александровна

ГБОУ г. Москвы «Школа №1191», Москва, Россия Учитель английского языка E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7283-7967 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=1060468

Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются особенности академической мотивации студентов и влияние на нее применения электронных средств обучения при преподавании дисциплины «Экономика отрасли» студентам колледжа. В настоящее время, когда применение цифровых средств обучения становится неотъемлемой частью образовательного процесса, актуальным представляется изучение различных аспектов влияния электронных средств обучения на студентов. Целью представленного исследования является изучение академической мотивации студентов и влияние на нее электронных средств обучения. В соответствие с поставленной целью было исследовано использование электронных средств

https:// mir-nauki. com

обучения, в частности онлайн-курсов, а также их влияние на академическую мотивацию студентов. Авторами было выявлено, что применение электронных средств обучения положительно отражается на академической мотивации и успеваемости студентов, данное положение получило свое опытно-экспериментальное подтверждение в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, которая состояла из трех последовательных этапов -констатирующего, формирующего и контрольного. В работе представлены данные корреляционного анализа показателей академической мотивации студентов и их успеваемости. Академическая мотивация рассматривается авторами как совокупность внутренних мотивов, таких как познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития и внутренних мотивов, таких как мотивация самоуважения, интроецированная мотивация и экстернальная мотивация. Данные показатели исследовались с использованием опросника «Шкала академической мотивации», разработанного Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективность использования электронных средств обучения в преподавании дисциплины «Экономика отрасли», а также их положительном влиянии на академическую мотивацию студентов в колледже.

Ключевые слова: академическая мотивация студентов; онлайн-курсы; перевернутый класс; повышение успеваемости; мотивация студентов цифровая образовательная среда; электронные средства обучения

Исследование академической мотивации студентов представляет интерес в контексте построения эффективного обучения студентов. Актуальность исследования обусловлена активным внедрением электронных средств обучения в систему профессионального образования. Академическая мотивация представляет собой мотивацию к учебно-познавательной деятельности студентов и является важным компонентом получения качественного образования [1]. Существует противоречие между необходимостью применения информационных технологий, в частности таких средств электронного обучения, как онлайн-курсы обладающими высоким потенциалом в области профессионального образования, с одной стороны, и недостаточной изученностью вопроса влияния применения электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов с дугой стороны [2].

Целью исследования является изучение академической мотивации студентов и влияние на нее применения электронных средств обучения.

Академическая мотивация включает в себя не только личностные мотивы обучения, но и уровень общей и коммуникативной культуры, коммуникативные навыки, личностные качества, индивидуально-психологические особенности [3]. Все это влияет на стремления студентов к высоким результатам в учебной деятельности, познавательной активности. Можно говорить о том, что академическая мотивация студентов представляет собой совокупность причин психологического характера, которыми объясняются намерения и стремления обучающихся к учению, поддерживающих активность студентов в процессе обучения [4]. Высокая академическая мотивация позволяет студентам воспринимать и усваивать больший объем учебной информации [5].

В своей работе для исследования академической мотивации студентов мы использовали опросник «Шкала академической мотивации» (ШАМ), разработанный Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным в 2014 году [6]. В данном опроснике авторами были выделены следующие шесть составляющих элементов академической мотивации студентов, представленные на рисунке 1.

Введение

• Познавательная

• Достижения

• Саморазвития

• Самоуважения

Интроецированная Экстернальная

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ

Амотивация

Рисунок 1. Составляющие академической мотивации в соответствии с ШАМ Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина (составлено авторами)

Познавательная мотивация - выражается в стремлении узнать новое, понять изучаемый предмет, связана с переживанием интереса и удовольствия в процессе познания.

Мотивация достижения - представляет собой стремление добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач.

Мотивация саморазвития - выражается в стремлении к развитию личных способностей и раскрытию потенциала в рамках учебной деятельности, достижение ощущения мастерства и компетентности.

Мотивация самоуважения - желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений, связанных с учебой, представляет собой потребность в уважении и самоуважении.

Интроецированная мотивация - побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой и другими значимыми людьми.

Экстральная мотивация - связана с вынужденностью учебной деятельности, обусловленной необходимостью студента следовать требованиям, диктуемым социумом.

В опроснике также присутствует показатель амотивации, он показывает отсутствие интереса и осмысленности к учебной деятельности.

Существует мнение, что «сильные» студенты руководствуются внутренними мотивами к учебной деятельности (освоение профессии на высоком уровне, ориентация на получение знаний, умений и навыков, овладение профессиональными компетенциями) [7]. Мотивация «слабых» студентов связана с внешними мотивами (избегание осуждения и наказания за плохую учебу) [8].

Для формирования сильной учебной мотивации используются различные комплексы методов обучения, среди которых можно выделить: наглядные, словесные, репродуктивные, поисковые и т. д. [9]. Особую роль в настоящее время в области мотивации студентов занимают информационные технологии, среди которых можно выделить электронные средства обучения, вызывающие интерес у современных студентов [10].

https:// mir-nauki. com

Методы

Для изучения влияния применения электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж автомобильного транспорта №9». Для эксперимента нами были выбраны две группы студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок на автомобильном транспорте, изучающие дисциплину ОП 13. Экономика отрасли на первом курсе в течение 1 и 2 семестра. Состав контрольной группы (КГ) - 25 студентов (18 юношей и 7 девушек) в возрасте 17-18 лет. Состав экспериментальной группы (ЭГ) - 25 студентов (16 юношей и 9 девушек) в возрасте 17-18 лет.

На констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах для определения академической мотивации студентов нами был проведен опрос по методике Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина с использованием опросника «Шкала академической мотивации».

С целью определения уровня знаний и успеваемости студентов по дисциплине «Экономика отрасли» в группах было проведено тестирование. В экспериментальной группе студенты использовали задания входного контроля онлайн-курса «Экономика отрасли», студентам контрольной группы был предложен распечатанный на листах тест.

На формирующем этапе эксперимента, в контрольной группе занятия проводились с использованием традиционных методов обучения, а занятия в экспериментальной группе велись с использованием онлайн-курса «Экономика отрасли», на платформе «Цифровой колледж» [11]. Занятия проводились с использованием модели построения учебного процесса с использованием электронного обучения «перевернутый класс» (flippedclassroom). Данная образовательная модель меняет местами учебную деятельность на занятии и дома [12]. Педагог предоставляет студентам доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома, на учебном занятии организует практическую деятельность с использованием технических средств обучения (компьютеров, планшетов) [13]. При данной модели особую роль играет форма представления информации. Визуальные эффекты, красочные иллюстрации и интересный видео-контент являются важной частью электронного образовательного ресурса в данном контексте [14]. При работе со студентами преподаватели также использовали приложения Zoom и Mirapolis для дополнительной консультации студентов [15].

На заключительном этапе формирующего этапа эксперимента в ЭГ и КГ были проведены тестирования по пройденному материалу, а также повторный опрос «ШАМ».

На контрольном этапе эксперимента нами была проведена оценка эффективности использования онлайн-курсов при изучении дисциплины «Экономика отрасли», а также оценка влияния применения онлайн-курсов на показатели академической мотивации студентов.

Для изучения взаимосвязи использования онлайн-курсов на показатели академической мотивации, мы провели корреляционный анализ по методу Спирмена.

Результаты опроса по методике Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина с использованием опросника «Шкала академической мотивации» на начальном этапе исследования представлены в таблице 1.

Результаты

Таблица 1

Показатели академической мотивации в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

КГ ЭГ Среднее значение* Стандартное отклонение*

Познавательная мотивация 15,91 16,01 16,16 3,46

Мотивация достижения 13,02 14,23 14,33 3,89

Мотивация саморазвития 15,85 15,14 15,76 3,29

Мотивация самоуважения 15,23 15,02 15,08 3,98

Интроецированная мотивация 12,73 12,08 12,69 4,16

Экстернальная мотивация 10,01 10,93 11,07 4,01

Амотивация 5,85 6,01 6,31 3,19

* значение из описательной статистики шкалы ШАМ, выборка 459 человек (составлено авторами)

Данные опроса показывают, что показатели критериев шкалы академической мотивации (ШАМ) студентов контрольной и экспериментальной группы находятся в пределах стандартного отклонения от средних значений данных показателей, представленных в описательной статистике шкалы ШАМ.

Результаты тестирования, проведенного на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 2. Анализ полученных результатов выполнения заданий был проведен на основе следующей шкалы оценки: 75-100 % верных ответов - оценка «отлично», 65-74 % - оценка «хорошо», 40-64 % - оценка «удовлетворительно», менее 40 % - оценка «неудовлетворительно».

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 2. Успеваемость студентов к контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента (составлено авторами)

Согласно данным диаграммы, представленным на рисунке 1, количество студентов с отметками «отлично» и «хорошо» в экспериментальной группе составляют 20 % и 40 % соответственно. Студенты с отметками «отлично» и «хорошо» в контрольной группе составляют 16 % и 44 % соответственно. Обучающиеся с отметками «отлично» и «хорошо» составляют 60 % в обеих группах, успеваемость в группах отличается незначительно.

Результаты итогового тестирования по дисциплине «Экономика отрасли» в контрольной и экспериментальной группах представлены н рисунке 3.

44%

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 3. Успеваемости студентов по дисциплине «Экономика отрасли» в экспериментальной и контрольной группах в конце формирующего этапа эксперимента (составлено авторами)

Данные диаграммы, представленной на рисунке 2 показывают, что успеваемость в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Студенты с неудовлетворительными оценками к концу опытно-экспериментальной работы отсутствуют в обеих группах. Количество студентов с отметками «хорошо» и «отлично» в экспериментальной группе составляют 52 % и 24 % соответственно, в контрольной группе 44 % и 16 %. Суммарно обучающиеся, справившиеся с итоговым заданием на «отлично» и «хорошо» составляют 76 % студентов экспериментальной группы и 60 % студентов контрольной группы.

Повторное исследование академической мотивации студентов с помощью опросника ШАМ дало следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели академической мотивации в контрольной и экспериментальной группах в конце формирующего этапа эксперимента

КГ ЭГ Среднее значение* Стандартное отклонение*

Познавательная мотивация 15,96 16,36 16,16 3,46

Мотивация достижения 13,48 14,48 14,33 3,89

Мотивация саморазвития 15,85 15,94 15,76 3,29

Мотивация самоуважения 16,01 15,65 15,08 3,98

Интроецированная мотивация 12,54 12,33 12,69 4,16

Экстернальная мотивация 10,01 12,17 11,07 4,01

Амотивация 5,85 6,01 6,31 3,19

* значение из описательной статистики шкалы ШАМ, выборка 459 человек (составлено авторами)

Данные, представленные в таблице 2, говорят о том, что показатели академической мотивации в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Значение показателей познавательной мотивации (16,36), мотивации достижения (14,48), саморазвития (15,94) и самоуважения (15,65) и экстернальной мотивации (12,7) в ЭГ в конце формирующего эксперимента выше средних статистических значений шкалы ШАМ, но отклонение не превышает норму. Значительных изменений результатов опроса в контрольной группе не выявлено.

Сравнительный анализ результатов тестирований, проводимых на констатирующем и формирующем этапах эксперимента по дисциплине «Экономика отрасли» в контрольной и экспериментальной группах представлен на рисунке 4.

52%

24%

отлично хорошо

■ ЭГ конец эксперимента

0%

0%

удовлетворительно неудовлетворительно КГ конец эксперимента

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

52%

44% 44%

8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4%

0%

0%

неудовлетворительно

отлично хорошо удовлетворительно

■ ЭГ конец эксперимента

■ ЭГ начало эксперимента

■ КГ конец эксперимента

Рисунок 4. Результаты анализа успеваемости в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (составлено авторами)

Данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что успеваемость в экспериментальной группе повысилась в сравнении с контрольной группой. Обучающихся с оценками «отлично» и «хорошо» в экспериментальной группе на 8 % больше, чем в контрольной группе. Количество студентов с отметками «удовлетворительно» в экспериментальной группе на 16 % меньше, чем в контрольной группе. Неудовлетворительных оценок к концу экспериментальной работы в обеих группах нет. Средний балл в экспериментальной группе - 4, в контрольной группе - 3,8. Можно сделать вывод об эффективности использования онлайн-курсов при изучении дисциплины «Экономика отрасли».

Рассмотрим академическую мотивацию студентов, эффективности использования онлайн-курсов на занятии.

как один из показателей

Экстернальная мотивация Интроецированная мотивация Мотивация самоуважения Мотивация саморазвития Мотивация достижения Познавательная мотивация

Среднее значение ШАМ

2468 ■ ЭГ конец эксперимента

10 12 14 16 ■ ЭГ начало эксперимента

18

Рисунок 5. Сравнение показателей академической мотивации в экспериментальной группе на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (составлено авторами)

0

Данные, представленные на рисунке 5, говорят о том, что показатели академической мотивации студентов за время эксперимента в группе, в которой использовался онлайн-курс при изучении дисциплины «Экономика отрасли» стали выше. Значение показателей в экспериментальной группе выше средних значений ШАМ, но при этом не выходят за границы стандартного отклонения.

Согласно результатам анализа данных по методу Спирмена, существует корреляционная зависимость между успеваемостью в экспериментальной группе и познавательной мотивацией, Яв=0,535 (критические значения 0,39 и 0,51). Также существует высокая корреляционная зависимость между успеваемостью и показателем мотивации достижения Яб = 0,64. Существует также слабая зависимость между успеваемостью и показателем мотивации саморазвития, а также интроецированной мотивацией, Яб = 0,406 и Яб = 0,414 соответственно. Корреляция между успеваемостью и мотивацией самоуважения, а также экстернальной мотивацией не достигает уровня статистической значимости для студентов экспериментальной группы, Яб = 0,319 и Яб = 0,218 соответственно, зависимость является незначительной. Данные корреляционного анализа зависимости показателей академической мотивации студентов экспериментальной группы и успеваемости, рассчитанного по методу Спирмена представлены на рисунке 6.

(164 мотивация достижения и успеваемость

0.535 познавательная мотивация и успеваемость 0.51

0=414 интроецировэнная мотивация и успеваемость (1406 мотивация саморазвития и успеваемость 039

0:3:19 мотивация самоуважения и успеваемость (Х218 экстернальная мотивация и успеваемость

Рисунок 6. Зависимость показателей академической мотивации и успеваемости студентов экспериментальной группы (составлено авторами)

Данные, представленные на рисунке 5, говорят о том, что наиболее сильная зависимость существует между успеваемостью студентов и таким показателем академической мотивации, как мотивация достижения.

Обсуждение

В ходе исследования нами был проведен сравнительный анализ данных успеваемости студентов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. Результаты анализа данных показывают, что использование онлайн-

Rs

курсов повышает успеваемость студентов. При работе с онлайн-курсом в формате «перевернутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами) [16].

Сравнительный анализ данных опроса ШАМ показывает, что в экспериментальной группе показатели академической мотивации студентов выросли относительно начала эксперимента. Нами был проведен корреляционный анализ зависимости успеваемости студентов и показателей академической мотивации в экспериментальной группе по методу Спирмена. В результате данного анализа нами выявлена зависимость между успеваемостью и такими показателями академической мотивации как мотивации достижения и познавательная мотивация.

На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что применение электронных средств обучения, в частности онлайн-курсов влияет на академическую мотивацию студентов. Применение электронных средств обучения способствует росту успеваемость студентов, а также влияет на значение показателя мотивации достижения, и познавательной мотивации. Также было выявлено повышение показателей мотивации саморазвития, самоуважения и экстернальной мотивации, но так как корреляционная связь с успеваемостью по дисциплине «Экономика отрасли» у данных показателей академической мотивации низкая, можно предположить, что увеличение значений данных показателей вызвано другими факторами, которые могут быть рассмотрены в дальнейшем исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №2. С. 65-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29817660 дата обращения 31.05.2021.

2. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. №7 (126). С. 4-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24073929 дата обращения 03.05.2021.

3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования, 2012. Т. 5, №24. С. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html дата обращения 31.05.2021.

4. Law Kris M.Y. Student enrollment, motivation and learning performance in a blended learning environment: The mediating effects of social, teaching, and cognitive presence // Computers & Education. 2019. Vol. 136. P. 1-12. URL: https://journals.scholarsportal.info/details/03601315/v136icomplete/1_semalpostacp.x ml&sub=all дата обращения 03.05.2021.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. С. 79-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42331350 обращения 03.05.2021.

https:// mir-nauki. com

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник "шкалы академической мотивации" // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №С. 96-107 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21836182 дата обращения 31.05.2021.

Панюкова Ю.Г., Ефремова Д.В. Индивидуально-психологические ресурсы студентов: некоторые направления исследований // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №8 (64). С. 36-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39451057 дата обращения 03.05.2021.

Cong Wang. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 114-125. URL: https://selfdeterminationtheory.org/wp-

content/uploads/2019/08/2019_WangHsuBonemMossETAL_ComputersHB .pdf дата обращения 03.05.2021.

Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в ВУЗе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. №1 (30). С. 100-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42572195 дата обращения 03.05.2021.

Григорьев С.Г., Дунаева Н.В., Царапкина Ю.М., Анисимова А.В. Опыт создания личного кабинета студента - личной электронной библиотеки в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева // Научные и технические библиотеки. 2020. №12. С. 99-126. URL: https://mir-nauki.com/instruktsii-dlya-avtorov.html дата обращения 03.05.2021.

Царапкина Ю.М., Анисимова А.В. Видео-кейсы в учебном процессе: особенности создания и применения при обучении студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. №4. С. 25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44247865 дата обращения 03.05.2021.

Serikov V.V. Will pedagogy become a science? Reflections on the methodology of V.V. Kraevsky // Russian Education and Society. 2016. Т. 58. №7-8. С. 521-537. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31042921 дата обращения 03.05.2021.

Царапкина Ю.М., Анисимова А.В., Зиновьева С.А., Алехина А.А. Особенности разработки и использования электронного учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде // Бизнес. Образование. Право. 2020. №3 (52). С. 486-490. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43806412 дата обращения 03.05.2021.

Vaganova O.I., Rudenko I.V., Markova S.M., Smirnova Z.V., Kutepov M.M. The use of educational video materials in educational process of a higher educational institution // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. №22. С. 216-222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41138711 дата обращения 03.05.2021.

Tsarapkina J.M., Anisimova A.V., Grigoriev S.G., Alekhina A.A., Mironov A.G. Application of Zoom and Mirapolis virtual room in the context of distance learning for students // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12094. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44599533 дата обращения 03.05.2021.

Serikov V. The teacher and pedagogical science: how to overcome the barrier? // Espacios. 2017. Т. 38. №40. С. 36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31117407 дата обращения 03.05.2021.

Tsarapkina Julia Michailovna

Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3807-4211 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=707224

Anisimova Alena Vyacheslavovna

Volokolamsk agricultural college «Kholmogorka», Volokolamsk, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0567-0842 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1056202

Mironov Aleksei Gennadievich

Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4076-493X PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=236213

Nagornova Alina Alexandrovna

School number 1191, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7283-7967 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 1060468

Impact of the use of e-learning tools on the academic motivation of students

Abstract. In this article, the authors consider the features of academic motivation of students and the impact on it of the use of electronic teaching aids in teaching the discipline "Industry Economics" to college students. Nowadays, when the use of digital teaching aids is becoming an integral part of the educational process, it seems relevant to study various aspects of the impact of electronic teaching aids on students. The aim of the presented research is to study the academic motivation of students and the impact of electronic learning tools on it. In accordance with this goal, the use of electronic teaching aids, in particular, online courses, was investigated, as well as their impact on the academic motivation of students. The authors found that the use of electronic teaching aids has a positive effect on the academic motivation and academic performance of students, this provision received its experimental and experimental confirmation in the course of the experimental work, which consisted of three successive stages - ascertaining, formative and control. The paper presents the data of the correlation analysis of indicators of academic motivation of students and their progress. Academic motivation is considered by the authors as a set of internal motivations, such as cognitive motivation, achievement motivation, self-development motivation and internal motivation, such as self-esteem motivation, introjected motivation and external motivation. These indicators were investigated using the questionnaire "Scale of academic motivation", developed by T.O. Gordeeva, O.A. Sychev and E.N. Osin. The results of the experimental work indicate the effectiveness of the use of electronic teaching aids in teaching the discipline "Economics of the industry", as well as their positive impact on the academic motivation of students in college.

Keywords: academic student motivation; online courses; flipped classroom; academic performance; student motivation digital learning environment; e-learning tools

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.