Научная статья на тему 'Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты'

Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ВИДЫ / СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / NEWCOMER LECTURER / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL CULTURE / SCIENTIFI C-METHODOLOGICAL DEMANDS / EDUCATIONAL FORMS / METHODS / TYPES / RESOURCES / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

Основное внимание обращено на базовые компоненты научно-методической культуры преподавателя, без освоения которых невозможна эффективная учебно-воспитательная деятельность в вузе. Сделан акцент на типичные ошибки и проблемы в практике начинающих преподавателей, особенно в аудиторной работе. Сформулированы наиболее существенные требования к профессиональной научно-педагогической компетенции преподавателя вуза с небольшим стажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main attention is paid to basic components of lecturers scientifi c-methodological culture. Lack of it makes e ducational activity in higher education institution ineff ective. Typical mistakes and problems in newcomer lecturer practice, particularly in classroom-based activity, are taken into careful consideration. The most essential demands to professional educational research competencies of short track record lecturer in higher education institution are stated.

Текст научной работы на тему «Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты

Аманжолова Д. А.

Основное внимание обращено на базовые компоненты научно-методической культуры преподавателя, без освоения которых невозможна эффективная учебно-воспитательная деятельность в вузе. Сделан акцент на типичные ошибки и проблемы в практике начинающих преподавателей, особенно в аудиторной работе. Сформулированы наиболее существенные требования к профессиональной научно-педагогической компетенции преподавателя вуза с небольшим стажем.

Ключевые слова: начинающий преподаватель, учебно-воспитательный процесс, профессиональная культура, научно-методические требования, формы, методы, виды, средства, технологии обучения

Main attention is paid to basic components of lecturer's scientific-methodological culture. Lack of it makes educational activity in higher education institution ineffective. Typical mistakes and problems in newcomer lecturer practice, particularly in classroom-based activity, are taken into careful consideration. The most essential demands to professional educational research competencies of short track record lecturer in higher education institution are stated

Keywords: newcomer lecturer; educational process; professional culture; scientific-methodological demands; educational forms, methods, types, resources, technologies.

Проблемы качества учебной работы в вузе входят в разряд вечных, но особенно чувствительными они являются для начинающих преподавателей, независимо от их возраста, причем на 1-е

место зачастую выходят методические аспекты проведения занятий. Понятно, что уровень и качество обучения зависят от комплекса факторов, не последнее место среди которых занимают достоинства (и недостатки) преподавателя — профессиональные знания, владение арсеналом многочисленных форм и средств организации познавательной деятельности студентов, культура поведения и общения, психологическая грамотность и адаптивность, ораторское и актерское мастерство, одежда и макияж и т. д. Все они неразрывно взаимосвязаны, и понимание этого уже дает преподавателю шанс стать мастером своего дела (при условии серьезного и повседневного самовоспитания и самообразования). Однако беседы на эти темы с молодыми коллегами показывают, что данный тезис воспринимается ими поверхностно, а «простые» советы о базовых методических приемах организации и проведения занятия легкомысленно недооцениваются.

Между тем, строгое и в то же время творческое следование ясным и «мелким» лишь на первый взгляд основам научнометодической работы — непременное условие становления настоящего преподавателя вуза. Остановимся на отдельных аспектах аудиторного обучения, складывающегося главным образом из лекций и семинаров (практических занятий). Они должны быть хорошо структурированы и являться целостными — как в содержательном, так и в организационном плане, прямо связаны с предшествующей и по-

92

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты

следующей темами дисциплины. Этому способствуют, в частности, четкая постановка цели каждого занятия с привлечением студентов к актуализации ранее изученного материала, выделение ключевых вопросов для обсуждения (вводное слово, обзор литературы и план), акцентирование внимания студентов на основных положениях, дискуссионных вопросах, развернутых выводах по каждому пункту. Переход к обсуждению каждого последующего вопроса должен быть логичным и связанным с общим замыслом занятия.

От преподавателя требуется системная, постоянная, большая и незаметная самостоятельная работа по подготовке лекционных материалов — изучение основных трудов представителей различных научных школ за рубежом и в России, выявление базовых положений и подбор аргументов, осмысление особенностей, достижений и недостатков в исследовании и состоянии той или иной проблемы и темы курса. Дидактическая обработка научной информации должна состоять прежде всего в систематизации и генерализации, т. е. превращении разрозненных данных в систематизированные и свернутые, содержащие общие признаки, детализируемые лишь при необходимости, что приводит к уменьшению объемов учебной информации по сравнению с научной. В результате преподаватель может составить целостное представление о предмете обсуждения и в доступной, но в то же время научной форме донести до студентов существо изучаемых тем. Особое значение имеют культура речи преподавателя, его умение сбалансировать теоретический материал с объяснением на ярких, конкретных и актуальных примерах, понятных образах и символах. Крайне важно собственной речью давать постоянный пример высокой культуры русской словесности [1].

Необходимо учитывать особенности современной молодежной культуры — отсутствие должных навыков системной учебной и познавательной работы, низкая ценность знаний и труда, неумение конспектировать и дурная привычка пи-

сать под диктовку, низкая культура речи, бедный словарный запас при большом числе слов и выражений — «паразитов», неоправданное увлечение иностранными терминами, серьезные изъяны в грамматической и лексической подготовке и др.

При подготовке к семинарам крайне полезно составлять подробный план каждого занятия, включая в него максимальное количество деталей и возможных сценариев развития ситуации — от переклички и вводного слова, нацеливающего на обсуждение темы и получение конкретных результатов, до коллективных выводов по каждому вопросу и общего резюме — как по теме, так и по итогам самого занятия. Необходимо примерно распределить время на обсуждение каждого вопроса, заранее подготовить возможные варианты дополнительных вопросов, групповые и индивидуальные (в т. ч. письменные) задания и тесты. Преподаватель должен предусмотреть различные наиболее типичные ситуации, возникающие на семинарах, — неподготовленность студентов, повышенный интерес к определенным феноменам современной молодежной и массовой культуры и т. п., чтобы умело руководить обсуждением и направлять познавательный и воспитательный процесс в соответствии с основополагающими задачами образования.

Кроме обсуждения запланированных вопросов, следует поощрять отдельные выступления и доклады по темам, более подробно раскрывающим сущность обсуждаемых проблем (кроссворд, слайд-презентация, обзор новейших публикаций и пр.). Как и ответы на вопросы основного плана, это не только расширяет знания, но и помогает овладеть навыками устной речи, грамотного и доказательного изложения своей позиции, что весьма важно для хорошей профессиональной подготовки специалиста сферы туризма и сервиса. Это также простейший вид научно-исследовательского поиска и ознакомления с новейшей информацией по интересующим вопросам. Выступление или доклад на семинаре должны быть рассчитаны максимум на 10—15 минут,

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

93

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

с тем, чтобы дать возможность и помочь студентам обсудить его содержание, организовать дискуссию по наиболее важным или спорным суждениям и выводам. Целесообразно подготовиться к фронтальному опросу, к обсуждению выдержек из трудов ученых или учебных пособий, периодики, новостей отраслевых интернет-порталов и социальных сетей и т. п. по тем или иным аспектам обсуждаемой темы. Эти виды работы следует варьировать в зависимости от уровня подготовки группы в целом и особенностей отдельных студентов (качества устной и письменной речи, разных видов памяти, внимания, навыков анализа, обобщения, систематизации и сравнения и пр.). Задача преподавателя в том, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студентов в комфортной психологической атмосфере и добиться возможно более успешного усвоения темы, закрепив

полученные ими на лекции и при самостоятельной подготовке знания.

Использование технических средств обучения (слайд-презентации, видеофильмы, аудиозаписи, интерактивная доска и пр.) на лекциях и семинарах должно быть подчинено общей задаче, поставленной на конкретном занятии, и соизмеряться с другими формами и способами обучения. Лекционное и семинарское занятие завершаются подведением общих итогов и постановкой задач для дальнейшей самостоятельной работы студентов, в т. ч. с учетом наиболее интересных и умных выступлений.

Классификация видов и форм, методов, средств и технологий учебного процесса может быть основана на разных критериях. В приведенной ниже таблице систематизированы наиболее типичные и главным образом доступные для начинающего преподавателя инструменты обучения.

Наименование Определение, классификация Примеры Приме- чание

1 Виды занятий Групповые и индивидуальные, в т. ч.: учебные, научно-практические, на-учно-исследова-тельские, в т. ч.: аудиторные внеаудиторные Учебные аудиторные: лекции, семинары, конференции, коллоквиумы, консультации, выполнение различных самостоятельных заданий и пр. Учебные внеаудиторные: физкультура, экскурсии, лекции, коллоквиумы и пр. на предприятиях, в учреждениях, музеях и т. п. Научно-практические аудиторные: лабораторные эксперименты и опыты, анализ письменных, аудиовизуальных, электронных документов и материалов, конференция и пр. Научно-практические внеаудиторные: опрос, анкетирование, консультация в научном или производственном учреждении, самостоятельная работа по подготовке рефератов, докладов, рекомендаций и т. п. Научно-исследовательские аудиторные: Участие в научных мероприятиях с результатами собственных исследований, эксперименты в учебных лабораториях, аналитическая и поисковая работа с научной документацией и источниками, в т. ч. в библиотеке; консультации у ведущих ученых вуза и т. д. Научно-исследовательские внеаудиторные: экспедиции, работа в научных учреждениях, исследование передового производственного опыта, эксперименты, социологические исследования и др. Типовое положение о вузе

2 Формы проведения занятий Групповые и индивидуальные, в т. ч.: теоретические практические, зксперименталь- ные Лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, конференции и т. д., в т. ч. дистанционно Тренинги, лабораторные занятия, мастер-классы, экскурсии и т. п. Ролевые игры и симуляции, лабораторные эксперименты, экспедиции, соцопросы и анкетирование и пр. ФГОС ВПО

94

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты

Наименование Определение, классификация Примеры Приме- чание

3 Методы обучения Практически все они могут быть активными и интерактивными, групповыми и индивидуальными Вербальные (письменные и устные) Визуальные Дистанционные Игровые Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, консультация, работа с письменными документами и материалами, в т. ч. аудио и наглядными, и др., в т. ч. дистанционно Демонстрация (опыт, видео, печатная продукция), в т. ч. дистанционно Лекции, интервью, собеседования, дискуссии, семинар, демонстрация, консультация, опрос и пр. посредством современных информационных технологий Упражнения, тренинги, мастер-классы, дидактические, деловые и т. п., в т. ч. дистанционно

4 Средства обучения Практически все они могут быть активными и интерактивными, групповыми и индивидуальными Вербальные: письменные и устные Наглядные: изобразительные, технические, тренировочные Электронные: интернет-ресурсы, мультимедиа Учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, лекции, семинары, диалог и опрос и пр., в т. ч. дистанционно Слайды, кино- и видеофильмы, в т. ч. на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD), рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, плакаты, карты и иллюстрации настенные и индивидуального пользования, магнитные доски; гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе и демонстрационные, компас, барометр, колбы, автотренажеры, спортивное оборудование, автомобили, тракторы и т. д. Мультимедийные учебники, сетевые образовательные и научно-практические ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники, интернетконференции и форумы и т. п.

5 Технологии обучения Практически все они могут быть активными и интерактивными, групповыми и индивидуальными Развивающие, дидактические, информационные (в т. ч. дистанционно), в т. ч. специальные — для лиц с ограниченными возможностями и др. Все они могут включать в себя любые вышеперечисленные виды, формы и средства обучения Закон РФ «Об об-разова-нии»

6 Аттестация Текущая Промежуточная Итоговая Коллоквиум, опрос, тестирование Зачет, экзамен, контрольная работа, тестирование, рефераты, курсовые Квалификационная работа, государственный экзамен

Требованиями ФГОС с учетом специфики ООП в соответствии с известными новациями в организации учебного процесса в вузах определено: удельный вес занятий в интерактивных формах определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий и способствовать вовлечению студентов в активный процесс получения и переработки знаний. В методических указаниях научно-методического совета (НМС) РГУТиС предлагаются «мозговой штурм» (атака), тренинг, работа в группах, мастер-класс, выступление

в роли обучающего, разработка проекта, приглашение специалиста, решение ситуационных задач. К интерактивным методам относятся также презентации с использованием интерактивной доски, раздаточных материалов, видеофильмов, слайдов, мультимедийной презентации и т. п. Как указывает НМС, это поощряет активное участие каждого в учебном процессе; способствует эффективному усвоению учебного материала; оказывает многоплановое воздействие на обучающихся и осуществляет обратную связь (ответная реакция аудитории); формирует у студентов мнения и отношения, жизненные навыки; способствует изменению их поведения.

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

95

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стоит обратить внимание и на основные виды образовательных технологий,

предложенные НМС:

1. Информационные — обучение в электронной образовательной среде для расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

2. Работа в команде — совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.

3. Case-study — анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

4. Игра — ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.

5. Проблемное обучение — стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

6. Контекстное обучение — мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

7. Обучение на основе опыта — активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

8. Индивидуальное обучение — выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом его интересов.

9. Междисциплинарное обучение — использование знаний из разных обла-

стей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

10. Опережающая самостоятельная работа — изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

Между тем, в контексте обсуждаемой проблемы повышения методической квалификации молодых преподавателей следует подчеркнуть, что названные методы требуют весьма тщательной подготовки и достаточного педагогического опыта. В случае с преподавателями, имеющими стаж работы менее 5 лет, целесообразно по рекомендации заведующего кафедрой и старших коллег начать с апробации одного и наиболее простого — в соответствии с индивидуальным уровнем развития и подготовленности педагога. Кроме того, разработка такого занятия и его проведение должны проходить при непосредственной корректной поддержке и под руководством опытных преподавателей кафедры, в первую очередь ведущих профессоров и доцентов, с последующим совместным анализом учебных, методических, воспитательных и иных результатов. Обмен опытом использования креативных технологий может быть предметом обсуждения на методическом семинаре и заседаниях кафедры, в межкафедральном взаимодействии.

Подготовка и участие в студенческих учебных и научных конференциях требует от преподавателя большого внимания к индивидуальной работе со студентами, учета их познавательных интересов, предшествующего опыта участия в подобных мероприятиях, способностей к углубленному изучению более сложных и объемных вопросов. Подготовка и участие в конференциях — одна из форм активной самостоятельной поисковой работы, которая ведется в тесном сотрудничестве с преподавателем — руководителем по избранной студентом теме. Как правило, участие в конференции содержит определенный состязательный момент, стимулирующий глубокое и серьезное овладение проблемой, которая в то же время может стать основой для курсовой или дипломной ра-

96

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-методический инструментарий для начинающего преподавателя. Некоторые аспекты

боты. Преподаватель должен составить примерную тематику и список вопросов, а также перечень дополнительной литературы для проведения конференций и в процессе обсуждения со студентами выбрать наиболее важную и интересную тему.

Если на учебной конференции студента можно ориентировать на изложение достаточно изученной в научном плане темы на основе реферирования определенного круга литературы, то участие в научной конференции требует большего самостоятельного вклада в анализ избранной проблемы. Преподаватель в данном случае должен организовать поисковую и аналитическую работу студента, помочь составить план, выявить научную литературу с привлечением ранее неизвестных источников или апробацией новых оригинальных методик, форм рассмотрения и освещения спорных или мало изученных вопросов, возможной постановкой новых задач.

В ходе подготовки к конференции, которая должна проводиться заранее, следует систематически и планомерно консультировать студентов относительно точной формулировки темы доклада, его плана, источников и литературы. После подготовки первого варианта текста преподаватель уточняет и помогает исправить те или иные положения, внести дополнения и т. д. Этот вид работы носит индивидуальный характер и нацелен на выявление склонных к научной работе студентов, которые в последующем могут

Литература

1. Полезные и ироничные советы см.: Все начинается с лекции // Вестник высшей школы. 1987. № 3. С. 49-50.

2. Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели

и содержание, творчество. М.: Академия,

продолжить исследовательскую практику в магистратуре, аспирантуре, в качестве соискателей.

Творческий и ответственный подход к методической составляющей преподавания далеко не исчерпывается сказанным выше. Сегодня требуется не просто передача методического опыта и психологопедагогическая подготовка начинающих преподавателей по отдельным вопросам, но и «дополнение техноцентрической профессиональной ориентации специалиста антропоцентрической ориентацией преподавателя, необходимо освоение новых профессиональных ценностей. Этого можно достигнуть только в систематической работе, в процессах дополнительного образования, которые не может обеспечить один, даже очень опытный специалист» [2]. К тому же важно понимать, что никакое владение технологическими приемами не может заменить или компенсировать недостаток ответственности и дисциплины, равнодушие к делу и личности студента, низкую культуру умственного труда и речи, нежелание серьезно и постоянно заниматься самообразованием, игнорирование нравственных и эстетических норм, недооценку влияния научной и гражданской активности преподавателя на его авторитет среди коллег и студентов, на качество учебно-воспитательного процесса. Профессиональная культура преподавателя, таким образом, является системообразующим фактором и одновременно выступает в качестве критерия развития и саморазвития вуза.

2002. 224 С. Цит. по: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks /Pedagog/ fokin /01.php (дата обращения: 6.11.2011). См. также: Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.