Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза'

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1879
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССОВ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / LEARNING VIA COMPUTER / SCIENTIFIC PROCESS / LEARNING PROCESS / FORMS OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND LEARNING PROCESSES / PECULIARITIES OF CADETS’ EDUCATION AT A MINISTERIAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

Возрастает доля информационных и коммуникационных технологий, внедряемых в практику обучения ведомственного вуза при проведении различных форм аудиторных занятий, организации научной, а также самостоятельной работы курсантов и слушателей. Анкетирование 100 курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России показало, что 66% из них хотели бы сочетать работу на компьютере с общением с преподавателем. Половине опрашиваемых первого курса трудно привыкнуть к компьютерным технологиям по причинам большого объема самостоятельных заданий, несформированного навыка индивидуальной работы. Тем не менее 80% курсантов являются сторонниками новых технологий в обучении. Поэтому развитие инновационной деятельности педагогов составляет одно из стратегических направлений. В ходе изучения процесса приобщения курсантов к новым информационным технологиям (по итогам анкетирования курсантов 1-2 курсов) был сделан вывод, что 30% опрошенных испытывают значительные трудности, связанные с организацией рационального использования своего бюджета времени, готовностью к самостоятельной учебной деятельности, стремлением к обучению и др. Курсанты продемонстрировали психологическую неготовность к работе без преподавателя, они медленно адаптируются к новым технологиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Innovative Technologies in Education at Ministerial Higher Educational Institutions

The proportion of informational and communication technologies introduced in the training process at ministerial higher educational institutions used in various forms of the lessons, organization of the cadets’ and trainees’ scientific and self-study work has increased. The questionnaire poll conducted among 100 cadets of the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service reveals that 66% of the respondents are willing to combine computer work with communication with the teacher. 50% of the respondents find it difficult to adjust to computer technologies due to the great bulk of tasks for self-study and lack of skills in individual work. However, 80% of the cadets approve the usage of new technologies in studying. It requires development of the teacher’s innovative activity which is one of the strategic areas. The study of the process of cadets’ introducing to new informational technologies (according to the questionnaire polls conducted among first and second-year cadets) enables the author to conclude that 30% of the respondents experience difficulties connected with organization of expedient use of their own time budget, readiness to learn by themselves, striving for learning etc. The cadets failed to perform without a teacher and found it difficult to adjust to new learning technologies.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза»

теория и методика профессионального образования

УДК 371.398 © Э. В. Зауторова, 2017

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

ведомственного вуза

Зауторова Эльвира Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России

Вологда, Россия. е-т^1: elvira-song@mail.ru

Возрастает доля информационных и коммуникационных технологий, внедряемых в практику обучения ведомственного вуза при проведении различных форм аудиторных занятий, организации научной, а также самостоятельной работы курсантов и слушателей. Анкетирование 100 курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России показало, что 66% из них хотели бы сочетать работу на компьютере с общением с преподавателем. Половине опрашиваемых первого курса трудно привыкнуть к компьютерным технологиям по причинам большого объема самостоятельных заданий, несформированного навыка индивидуальной работы. Тем не менее 80% курсантов являются сторонниками новых технологий в обучении. Поэтому развитие инновационной деятельности педагогов составляет одно из стратегических направлений. В ходе изучения процесса приобщения курсантов к новым информационным технологиям (по итогам анкетирования курсантов 1-2 курсов) был сделан вывод, что 30% опрошенных испытывают значительные трудности, связанные с организацией рационального использования своего бюджета времени, готовностью к самостоятельной учебной деятельности, стремлением к обучению и др. Курсанты продемонстрировали психологическую неготовность к работе без преподавателя, они медленно адаптируются к новым технологиям обучения.

Ключевые слова: информатизация образования, инновационные технологии, компьютерное обучение, научный процесс, учебный процесс, формы организации научного и учебного процессов, особенности обучения курсантов в ведомственном вузе.

Для цитирования: ЗаутороваЭ. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 73-77.

Российское общество характеризуется активным реформированием сферы образования. Об этом свидетельствуют правительственные документы: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ', Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» 2, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года 3 и др. Согласно названным документам гражданское общество России должно иметь таких выпускников вузов, которые умеют мобилизовать свои силы, знания и опыт для решения профессиональных задач в разнообразных ситуациях. В связи с этим современное положение с подготовкой специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе, что ведет к формированию новой идеологии и методологии образования

Инновационная работа в образовании сопряжена с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания, поэтому развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь

Одним из эффективных путей решения этих проблем служит информатизация образования Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования [1].

1 Доступ из справ . -правовой системы «Гарант» .

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. Доступ из справ . -правовой системы «Гарант» .

3 О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. Доступ из справ, -правовой системы «Гарант».

Проблемами компьютерного обучения занимались многие педагоги и психологи, среди них Б . С. Гершунский [2], М. Г. Евдокимова [3], Н. В. Еременко [4], И. Г. Животов-ская [5], Т. В. Карамышева [6], В. Г. Кинелев [7], А. Г. Шабанов [8], С А. Щенников [9], Е. П. Яхина [10], J. L Binde [11], R. M. Epper [12], F. Saba [13] и др. Выделяются следующие выгоды от внедрения информационных технологий в высшее образование: усиление общей студенческой мотивации; повышение качества учебного опыта и переход от пассивного к активному обучению; изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями; усиление способности переносить навыки; повышение качества преподавания; более гибкий доступ обучающихся к учебным материалам как через сайты (или системы телекоммуникаций), так и вне сайтов [14].

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Так, доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой данных технологий служат информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [15].

Задачей технологии как науки выступает выявление совокупности закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата Из всего многообразия педагогических технологий следует ориентироваться на те, которые повышают качество образовательного процесса в условиях конкретного образовательного учреждения, определяющееся не только оценочным баллом, но и гуманизацией процесса в целях развития личности обучающегося, его умственных и физических способностей в самом полном объеме .

Так, сегодня стремительно увеличивается доля информационных и коммуникационных технологий, внедряемых в практику обучения ведомственного вуза при проведении различных форм аудиторных занятий, организации научной, а также самостоятельной работы курсантов и слушателей Вместе с тем, изучая процесс приобщения курсантов к новым информационным технологиям (по итогам анкетирования курсантов 1-2 курсов; апрель, 2017), мы сделали вывод, что 30% опрошенных испытывают значительные трудности, связанные с организацией рационального использования своего бюджета времени, готовности к самостоятельной учебной деятельности, стремлением к обучению и др

Курсанты начальных курсов продемонстрировали свою психологическую неготовность к работе без преподавателя, они тяжело адаптируются к новым технологи-

ям обучения. Так, при анкетировании 100 курсантов выяснилось, что 66% из них хотели бы сочетать работу на компьютере с общением с преподавателем. И на вопрос: «В чем Вы испытываете наибольшие трудности в учебе?» половина опрошенных 1-го курса отмечает сложность привыкания к компьютерным технологиям, к большому объему самостоятельных заданий, отсутствие навыка самостоятельной работы. Тем не менее 80% курсантов являются сторонниками новых технологий в обучении. На вопрос «Хотите ли Вы обучаться в вузе только по традиционной технологии обучения?» получены следующие ответы: да — 1,6%; скорее нет, чем да — 10,0; не знаю — 8,4; нет — 80,0% .

Результаты исследования свидетельствуют о том, что с применением информационных технологий процесс обучения для курсантов становится более привлекательным, вместе с тем требует ориентации личности на самообразование, самоанализ и самоконтроль. Поэтому необходимо прививать курсантам навыки работы с электронными материалами, готовить их к работе по новым технологиям, а главный акцент ставить на использование гипертекстовых и мультимедиа-технологий

Гипертекстовая технология дала возможность структурированного представления любого текста, в котором автор может выделить несколько уровней детализации сигнала. Гипертекст (текст, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков, позволяющий включать в страницы ссылки на другие части данного же или другого документа, в результате чего можно организовать связь между различными страницами и объединить их в единую систему) используется в обучающих системах и в дистанционном обучении, сети Интернет и в системах баз данных. Мультимедиа-технологии обеспечивают работу как с неподвижными изображениями и текстом, так и с анимационной компьютерной графикой, речью, высококачественным звуком Гипертекстовые и мультимедиа-технологии являются базой многих электронных учебных материалов Использование информационных и коммуникационных технологий зависит, прежде всего, от традиций и опыта образовательного учреждения

Все больше преподавателей обращаются к практике чтения лекций и проведения занятий в форме презентаций с задействованием видео-лекций, особенность которых в красочном визуальном и музыкальном оформлении, а также слайд-лекций (устное изложение материала с одновременным визуальным сопровождением в виде слайдов на экране монитора) Подобное сочетание не только повышает интерес курсантов к лекции, но и способствует лучшему усвоению учебного материала Так, для расширения и закрепления знаний и умений, приобретаемых курсантами на занятиях аудиторных форм, им предложен ряд специально разработанных видео-лекций по наиболее важным темам курса «Пенитенциарная психология», что дает возможность делать записи, многократно возвращаться к учебному материалу, осуществляя принцип «хождения по кругу в трудных местах»; самостоятельно расширять временные рамки изучения

темы; работать в своем «генетически заданном темпе» и самостоятельно, без ограничения времени изучать (повторять) учебный материал. Безусловно, видео- и слайд-лекции должны отличаться тщательно продуманным содержанием и качественным исполнением

Наблюдается также стремление преподавателей создавать собственные контролирующие программы в тестовом режиме, использовать интернет-источники на занятиях и при подготовке к ним. Под руководством преподавателей курсанты обращаются к интернет-ресурсам при работе над курсовыми и дипломными исследованиями, презентации нередко сопровождают и процедуру защиты выпускных квалификационных работ.

К новым методам организации учебного сотрудничества преподавателя и курсанта следует отнести методику проектных технологий. Проектная форма применяется на занятиях, специальных курсах, при прохождении практик, во внеаудиторной работе обучающихся. Например, в рамках дисциплины «Воспитательная работа с осужденными» курсанты готовят проекты как сценарии вечеров, тематические воспитательные мероприятия для осужденных различных категорий Выполненные работы носят междисциплинарный характер, при разработке и использовании проектной технологии основным средством выступают компьютеры с выходом в российские и международные сети. Отмечается также активное участие курсантов в научно-исследовательских проектах, лучшие из которых представляются на научные конкурсы различного уровня, в том числе и на получение грантов

В процессе обучения и мониторинга качества знаний курсантов все активнее внедряются информационные технологии в сферу промежуточного и итогового контроля качества знаний учащихся. Так, уровень обу-ченности курсантов по отдельным дисциплинам проверяется с помощью интернет-экзамена — внутриву-зовского контрольного тестирования, организуемого преподавателем для промежуточного контроля знаний курсантов, ориентированного на проведение внешней независимой оценки результатов обучения Полученные результаты позволяют характеризовать конкретно измеряемые достижения курсанта на определенном этапе обучения в вузе Осуществляя промежуточный и итоговый контроль, преподаватель может проводить и on-line консультации через сайт учебного заведения . Инновационным актом можно считать и внедрение собственных научных изысканий профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза в практику обучения, что способствует усилению адресной направленности учебно-информационного потока, конкретизации и индивидуализации связи преподавателя и курсанта

Нетрадиционной формой повышения качества знаний обучающихся может стать практика проведения мастер-классов — особой формы учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Системообразующим элементом мастер-класса служит

проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого курсанта. Так, в рамках изучения курса «Пенитенциарная педагогика» на занятия приглашаются сотрудники-практики (психолог, социальный работник, начальник отряда исправительного учреждения). Целью мастер-классов является повышение качества предоставляемых образовательных услуг за счет передачи практического опыта в формировании общих и профессиональных компетенций, совместной отработки с участниками методических подходов и приемов решения задач исправления осужденных и т. д .

В настоящее время актуальным остается участие курсантов в работе научных и научно-практических конференций. Включение обучающегося в атмосферу подлинно научных дискуссий и открытий чрезвычайно полезно для его профессионального становления даже при условии пассивного присутствия на конференции (особенно это относится к курсантам первых курсов, для которых непривычны и формы, и методы обучения, режим жизни и деятельности, так как резко возрастают требования к самостоятельности в целом и к самостоятельной работе в частности [16]). Поэтому участие курсантов в работе научных кружков и объединений, действующих в вузе, также способно рассматриваться как инновационная форма организации учебного процесса.

С появлением компьютерной техники и обширного программного обеспечения возникает необходимость не только хранения и своевременного обновления информационного материала, но и удобства его использования Формирование электронного каталога и пополнение информационного ресурса — основная составляющая электронной библиотеки. Курсанты, использующие контент цифровой библиотеки, имеют неограниченный доступ к ее информационным ресурсам и т. д. При этом отбор литературы для цифровой библиотеки ведомственного вуза тщательно проверяется специалистами и комплектуется в соответствии с учебными планами; оцифрованный материал имеет четкую организацию электронного справочно-информационного аппарата; интерфейс библиотеки, созданный специально для ее пользователя, способствует быстрому и удобному поиску требуемой информации Создание внутривузовской библиотеки требует перевода литературы в электронно-цифровой формат, для того чтобы обучающиеся могли пользоваться учебниками в электронном варианте

Важно отметить, что интерактивные методы предполагают организацию познавательной деятельности, ориентированную на широкое взаимодействие курсантов не только с преподавателем, но и друг с другом, сотрудничество, обмен информацией, совместное решение проблем, моделирование ситуаций Именно с использованием интерактивных технологий учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в него, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и о чем думают

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие спо-

собы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие личности за счет максимального раскрытия их природных способностей с использованием новейших достижений науки и практики — основные цели инновационной деятельности [17]. Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте

Итак, информационный бум, сопровождающий нашу жизнь, заставляет пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Перечисленные формы организации научного и учебного процесса требуют дальнейшего развития и совершенствования Перспективными в условиях ведомственного вуза могут стать проблемы изучения и внедрения в образовательный процесс таких прогрессивных технологий, как кредитная и балльно-рейтинговая система оценки качества знаний, возможный переход на многоуровневое образование и др .

Наряду с доказанной эффективностью применения интерактивных технологий в образовательном процессе вуза, интерактивное обучение имеет некоторые недостатки, а также существуют проблемы внедрения таких технологий в жизнь В качестве недостатков можно отметить отсутствие в педагогической литературе четкого понятия «интерактивные технологии», слияние понятий «интерактивные методы» и «методы интерактивного обучения», в связи с чем на учебном занятии делается акцент на интерактивность самого метода (словесного, наглядного и др .), а активность обучаемого становится вторичной . Отсутствует общепринятая классификация методов интерактивного обучения; сокращается рассматриваемый материал на учебных занятиях ввиду значительных временных затрат при использовании интерактивных форм и методов обучения Требуется длительная подготовка к занятиям как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, что нередко приводит к поверхностному изучению учебного материала и т. д. [18]. Кроме того, некоторые образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой не на высоком уровне, не все преподаватели и студенты подготовлены к работе с современными образовательными техническими средствами

Выделяются следующие проблемы по внедрению интерактивных технологий:

1 Методическая Преподаватели, педагоги, стремясь избавить обучающихся от скуки на занятии, переполняют образовательный процесс разнообразными интерактивными методами К сожалению, такая методика не приносит успеха. Следует тщательно продумывать, прорабатывать применение интерактивных методов и сочетать их с общими знаниями по теме занятия

2. Кадровая. Во-первых, не все высшие учебные заведения обладают кадровым составом преподавателей, которые имеют необходимый опыт и могут смело внедрять интерактивные технологии в обучение Во-вторых, недостаточное внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, обмену педагогическим опытом В-третьих, отсутствует заинтересованность у некоторых преподавателей внедрять новые формы обучения

3. Материально-техническая. На сегодняшний день техническое оснащение вузов ФСИН России находится на высоком уровне . Вместе с тем не во всех учебных аудиториях имеются интерактивные доски, мультимедийные комплексы, мобильная мебель и другие средства, необходимые для проведения занятий с применением интерактивных технологий обучения [18].

Изучая вопрос внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза, мы определили основные организационно-педагогические условия: создание инновационной ситуации (необходимость разработки специального компонента содержания образования на основе целенаправленного отбора и конструирования учебного материала), моделирование и осуществление инновационного процесса (стимулирование, самоорганизация и самореализация личности субъекта инновационной деятельности), осуществление педагогической поддержки курсантов в процессе индивидуальной компьютерной работы; формирование инновационной культурно-образовательной среды на основе реализации инновационного потенциала

Таким образом, технологизация образовательной деятельности, использование разнообразных инновационных методов обучения создают предпосылки для интенсификации учебного процесса Внедрение компьютерных технологий должно способствовать процессу усиления гуманитаризации содержания образования, непрерывному изменению объема, состава учебных дисциплин, введению новых учебных предметов и т п в целях раскрытия, сохранения и развития личностных качеств обучающихся

Для эффективного применения инновационных технологий в научном и учебном процессе ведомственного вуза необходимо осуществлять поиск новых подходов к внедрению ресурсов современной информационно-образовательной среды; повышать мотивацию преподавателей в реализации инновационных методологических проблем; обращать внимание на систематизацию и формирование интегральных баз, коллекцию данных для полноценной реализации традиционного педагогического потенциала и выстраивания качественно новой системы обучения, имеющей своей целью воспитание специалиста как творческой и самостоятельной личности

Список литературы

1 . Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель . 2004. № 3 . С. 28-30.

2. Гершунский Б. С. Философия образования ХХ1 века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) . М. , 1998. 432 с.

3 . Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические

аспекты // Телекоммуникации и информатизация образования . 2001. № 4(5). С 47-57.

4. Еременко Н. В. Индивидуальный подход при личностно ориентированном изучении иностранного языка дистанционно // Проблемы дистанционного образования : мат-лы II науч. -практ. конф. Белгородского филиала СГУ Белгород, 1999. С 28-29.

5 . Животовская И. Г. Европейская система образования в условиях глобализации // Экономика образования . 2003. № 4. С 24-34.

6 . Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб . , 2001. 192 с.

7. Кинелев В. Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование 2000 № 5 С 2-7

8 . Шабанов А. Г. Практика авторизованного обучения в условиях дистанционного образования // Инновации в образовании. 2001. № 2 . С 104-106.

9 . Щенников С. А., Клева Л. Дистанционная образовательная сеть // Высшее образование в России. 2005. № 3 . С. 8-12 .

10 . Яхина Е. П. Автоматизированная дидактическая система как модель дидактического обеспечения дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования 2005 № 2(27) С 43-45

11. Вinde J. L. Education au XXI siecle: l'éducation pour tous toute au long de la vie // Futuribles . P. , 2000. № 250. Р. 5-21.

12 . EpperR. M. Coordination & competition in postsecondary distance education // Journal Of higher education . Columbus. 1997, vol. 68, N 5 . Р. 557-587.

13 . Saba F. Distance education: foundations and fundamental concepts. URL: http://www. distanceeducator. com/de_ezine/article. php?sid=164 (дата обращения: 15 .10 .2016).

14. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М. , 2004. 208 с.

15 . Бычков А. В. Инновационная культура // Профильная школа. 2005. № 6 . С 33-36.

16. Бабурин С. В., Зауторова Э. В. Особенности влияния стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 1(60). С 47-50.

17. Пацекина М. С. Инновационные технологии в образовании. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 11.09.2013).

18 . Зауторова Э. В., Брызгалова И. В. Использование интерактивных технологий обучения в вузе // Проблемы развития образования на современном этапе : мат-лы IV междунар. науч -практ конф Махачкала, 2016 С 113-116

Поступила 28.06.2017

Implementation of Innovative Technologies in Education at Ministerial Higher

Educational Institutions

Zautorova Elvira V.,

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor at the Department of Juridical Psychology and Pedagogy, the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service Vologda, Russia. e-mail: elvira-song@mail.ru

Abstract. The proportion of informational and communication technologies introduced in the training process at ministerial higher educational institutions used in various forms of the lessons, organization of the cadets' and trainees' scientific and self-study work has increased. The questionnaire poll conducted among 100 cadets of the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service reveals that 66% of the respondents are willing to combine computer work with communication with the teacher. 50% of the respondents find it difficult to adjust to computer technologies due to the great bulk of tasks for self-study and lack of skills in individual work. However, 80% of the cadets approve the usage of new technologies in studying. It requires development of the teacher's innovative activity which is one of the strategic areas. The study of the process of cadets' introducing to new informational technologies (according to the questionnaire polls conducted among first and second-year cadets) enables the author to conclude that 30% of the respondents experience difficulties connected with organization of expedient use of their own time budget, readiness to learn by themselves, striving for learning etc. The cadets failed to perform without a teacher and found it difficult to adjust to new learning technologies.

Keywords: informatization of education, innovative technologies, learning via computer, scientific process, learning process, forms of organization of scientific and learning processes, peculiarities of cadets' education at a ministerial higher educational institution.

Citation: ZautorovaE. V. Implementation of Innovative Technologies in Education at Ministerial Higher Educational Institutions. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71). 2017. P 73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.