Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий с целью реализации личностно ориентированного обучения'

Использование информационно-коммуникационных технологий с целью реализации личностно ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / VIRTUAL EDUCATION ENVIRONMENT / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригожина К. Б.

Использование информационных образовательных технологий открывает большие возможности для реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку в вузе. Это является особенно актуальным для нелингвистических вузов в связи с перераспределением аудиторных часов в пользу профильных дисциплин и увеличением количества часов, выделяемых на организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригожина К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using information-and-communication technologies to provide learner-centred teaching

Using information educational technologies opens new possibilities for learner-centred approach in foreign language teaching at institutions of higher education. That is particularly important for non-linguistics universities due to curriculum rearrangements to allot more time to profession-related disciplines and students’ autonomous work.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий с целью реализации личностно ориентированного обучения»

УДК 378.046.4

К. Б. Пригожина

кандидат педагогических наук; доцент каф. иностранных языков №1 Центра гуманитарной подготовки, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»; e-maiL: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование информационных образовательных технологий открывает большие возможности для реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку в вузе. Это является особенно актуальным для нелингвистических вузов в связи с перераспределением аудиторных часов в пользу профильных дисциплин и увеличением количества часов, выделяемых на организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда; иноязычное обучение; информационные технологии.

K. B. Prigozhina

PhD (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Foreign Languages № 1 of the Humanities Training Office, Plekhanov Russian University of Economics; e-maiL: [email protected]

USING INFORMATION-AND-COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO PROVIDE LEARNER-CENTRED TEACHING

Using information educational technologies opens new possibilities for learner-centred approach in foreign Language teaching at institutions of higher education. That is particuLarLy important for non-Linguistics universities due to curricuLum rearrangements to aHot more time to profession-related disciplines and students' autonomous work.

Key words: virtual education environment; foreign language education; information technoLogies.

В связи с информатизацией всех сфер общественной жизни и в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Распоряжение правительства РФ 2014] сегодня признается необходимость «применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования» [Холманских 2016, с. 9].

Современные достижения в развитии информационных технологий (такие как индивидуальные образовательные ресурсы, онлайн-курсы и образовательные площадки, электронные учебные пособия, онлайн-образовательная среда) позволяют организовать процесс изучения иностранного языка в интерактивной и дистанционной формах, что обогащает содержание обучения, делает его более гибким, отвечающим потребностям и возможностям обучающихся.

Анализ современных работ отечественных и зарубежных ученых в области дидактического потенциала информационных технологий позволяет нам выделить следующий методический и дидактический потенциал информационных и дистанционных образовательных технологий, использование которых:

1) способствует созданию гибких и адаптивных образовательных программ, отвечающих на изменения рынка и требования работодателей;

2) обеспечивает подготовку специалистов, способных ориентироваться не только в рамках узкоспециальных знаний и компетенций, но и готовых к приобретению знаний и умений в различных сферах;

3) повышает академическую мобильность студентов и преподавателей;

4) обеспечивает преемственность образовательных программ на всех ступенях высшего образования и повышает их доступность;

5) позволяет интегрировать студентов и преподавателей вузов в виртуальное образовательное сообщество.

Следовательно, информационные и дистанционные образовательные электронные технологии могут быть использованы как для обучения, так и для создания виртуальной образовательной среды, объединяя пользователей этих технологий в виртуальное образовательное сообщество студентов и преподавателей на всех ступенях высшего образования.

В рамках реализуемого в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова проекта по созданию виртуальной образовательной среды, в частности, внедряется программа по электронному обеспечению курса дисциплины «Межкультурные и деловые коммуникации на иностранном языке» для подготовки магистрантов.

Данный курс предназначен для организации учебной деятельности магистрантов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время занятий по иностранному языку. Для аудиторной части компонента создана интерактивная лекция с использованием возможностей QR-кодирования [Баданов 2016], для самостоятельной работы разработан электронный учебно-методический практикум и виртуальный учебно-методический ресурс.

Интерактивная лекция с использованием возможностей QR-кодирования как часть аудиторного компонента курса дисциплины «Межкультурные и деловые коммуникации на иностранном языке» представляет собой демонстрацию слайдов и учебных видеороликов по тематике изучаемой дисциплины, включает интерактивные анкеты с использованием технологии QR-кодов, управляемую дискуссию лектора со студентами в процессе обсуждения вопросов и анализа ситуаций. Лекция открывает цикл занятий по дисциплине и позволяет повысить общий уровень осведомленности обучающихся об особенностях культур разных стран, о выборе стратегии поведения в ситуациях межкультурной коммуникации.

Использование технологии QR-кодов позволяет реализовать лич-ностно ориентированный подход в обучении, способствует активному вовлечению студентов в процесс восприятия информации и последующую дискуссию благодаря мгновенному и одновременному доступу к необходимым текстовым, а также видео- и аудиоресурсам по теме. Использование в интерактивной лекции технологии QR-кодов также позволяет осуществить быстрый и эффективный промежуточный контроль усвоения лекционного материала курса с помощью проведения интерактивного онлайн-тестирования.

Следующий компонент курса дисциплины «Межкультурные и деловые коммуникации на иностранном языке» представляет собой электронный учебно-методический практикум, предназначенный для самостоятельной работы студентов по основным программам бакалавриата и магистратуры.

Цель электронного учебно-методического практикума заключается в формировании системы знаний, языковых навыков, речевых и когнитивных умений, необходимых для развития у студентов межкультурной и когнитивной компетенций, а также способности к критическому мышлению для осуществления межкультурного общения на английском языке.

Задачи электронного учебно-методического практикума:

• расширение и закрепление знаний по различным аспектам культуры;

• расширение и закрепление тематической лексики;

• развитие когнитивных умений (анализа, сопоставления, оценки и классификации), составляющих основу критического мышления в ситуациях межкультурного делового общения;

• подготовка к практическому применению приобретенных знаний, навыков и умений в рамках сотрудничества с представителями иных стран и культур, а также при работе в интернациональных коллективах.

Практикум представляет собой программный продукт и может использоваться при реализации дополнительного образования. Являясь элементом открытой виртуальной образовательной среды, практикум представляет собой пособие открытого типа, материалы которого могут дополняться или определенным образом модифицироваться в зависимости от познавательных, профессиональных и культурно обусловленных потребностей обучающихся. Практикум представляет собой модуль интерактивной языковой подготовки к межкультурной деловой коммуникации, при этом развивая способности к критическому мышлению, которое играет важнейшую роль в обеспечении успеха профессионального общения с представителями разных стран и культур.

Практикум состоит из организованных по тематическому принципу трех основных модулей: 1) модуля интерактивной языковой подготовки; 2) модуля когнитивной подготовки; 3) модуля межкультурной коммуникативной подготовки. Каждый из модулей содержит семь тематических этапов, которые необходимо освоить постепенно и в той последовательности, в какой они представлены в практикуме. Каждый из семи этапов первого модуля предлагает культурологическую информацию и предназначен для учебной работы с соответствующим лексическим материалом. Каждый из семи этапов второго модуля направлен на развитие умений критического мышления в ситуациях, охватывающих отдельные аспекты межкультурной коммуникации. Третий модуль содержит коммуникативные задания и контрольно-измерительные материалы по темам курса в виде четырех блоков интерактивных обучающих тестов. После выполнения

упражнений практикума обучающимся предлагается творческое итоговое коммуникативное задание, представляющее собой проектную работу-презентацию, включающую сравнение культуры стран и корпоративных культур по основным критериям их различий, изученным в рамках учебного курса. С примерами проектов студентов можно ознакомиться на сайте: sites.google.com/site/prigozhinaintercultural/ students-course-projects.

Курс дисциплины «Межкультурные и деловые коммуникации на иностранном языке» также включает такой компонент, как виртуальный учебно-методический ресурс, который представляет собой онлайн-комплекс, обеспечивающий информационную, учебно-методическую и дидактическую поддержку курса обучения (sites. google.com/site/prigozhinaintercultural/).

Виртуальный учебно-методический ресурс содержит информацию о целях, задачах и структуре курса. Обучающиеся имеют неограниченный доступ к ресурсу для ознакомления: 1) с требованиями к промежуточному и итоговому контролю; 2) с методическими разработками; 3) с материалами для практических занятий; 4) с примерами контрольно-измерительных материалов для подготовки к тестированию. Ресурс предоставляет также доступ к электронному интерактивному обучающему практикуму для самостоятельной работы с материалами курса. Воспользовавшись ресурсом, обучающиеся имеют возможность пройти интерактивное промежуточное тестирование, ознакомиться с его результатами, проанализировать допущенные ошибки. Ресурс также содержит ссылки на дополнительный текстовый, а также аудио- и видеоматериал по тематике дисциплины. Ресурс предоставляет возможность провести интерактивное анкетирование для определения сформированности у студентов межкультурной осведомленности и способности к распознаванию иных культур и толерантному к ним отношению. На отдельной вкладке сайта представлены примеры итоговых проектов-презентаций, подготовленных магистрантами по окончании курса.

В заключение статьи отметим, что успешная интеграция информационных технологий в образовательный процесс в вузе требует соблюдения ряда условий, среди которых:

• организация такой учебной работы студентов, в которой они являются активными участниками образовательного процесса,

способными и готовыми к саморазвитию и совершенствованию, выбору и корректировке образовательной траектории;

• адаптивность и гибкость в использовании образовательных средств, создающих виртуальную среду в образовательной системе;

• открытость виртуального образовательного пространства на всех этапах обучения;

• наличие возможности дополнять, корректировать, обсуждать учебный материал сообразно потребностям студентов и потенциальных работодателей, а также в соответствии с требованиям ФГОС;

• доступность и вариативность образовательных ресурсов, предоставляемых виртуальной образовательной средой (включая ресурсы Интернета, аутентичные аудио- и видеоматериалы, интерактивные проблемные задания, направленные на развитие критического мышления);

• использование интерактивных форм контроля и оценки. Информационно-коммуникационные образовательные технологии являются инструментом для создания и поддержки виртуальной образовательной среды, которая формирует основу для создания виртуального образовательного сообщества преподавателей и студентов. Использование информационных образовательных технологий позволяет в неязыковых вузах создать среду, где языковая подготовка является неотъемлемым компонентом. Благодаря гибкости и дидактическому потенциалу информационных образовательных технологий языковое образование становится доступным, эффективным и адаптивным к потребностям студентов, работодателей и преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баданов А. Г. Мобильные технологии в образовании. QR коды // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 148-153. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2014 г. 29 декабря. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL : ^^^минобрнауки.рф/ документы/4952

Холманских Ю. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе (на примере обучающей Web-платформы Blackboard) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. URL : human.snauka.ru/2016/10/16758

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.