Научные сообщения
УДК 371.12
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОЦИОЛОГИИ
Н. А. Вялых
Аннотация. Актуальность статьи заключается в необходимости конструирования теоретических и методологических основ преподавания курса социологии на несоциологических факультетах. Проблема исследования предполагает формирование адекватного научного инструментария педагогической деятельности преподавателя на современном этапе развития высшего образования. Целью данной статьи является анализ содержания и границ формирования профессиональной культуры преподавателя социологических наук. Особое внимание уделяется основополагающему значению социологического просвещения в условиях кризиса института высшего образования в России. Новизна работы выражается в определении внешненаучного и внутри-научного мотивов применения интерактивных и активных методов преподавания социологии. Кроме того, в статье раскрываются ограничения и трудности использования активных образовательных технологий. В заключении автор приходит к выводу о возможности интеграции передового педагогического опыта, основанного на методе понимания человеческих действий. Статья может быть полезна социологам, педагогам и всем, кто интересуется вопросами преподавания социальных наук.
The topicality of the article is the necessity to construct theoretical and methodological bases of lecturing the course of sociology at non-sociological faculties. The problem of the study involves the formation of adequate scientific instrumentation to pedagogical activity of lecturer at the contemporary stage of higher education development. The purpose of this article is the analysis of the content and boundaries of constructing a professional culture of lecturer in sociological sciences. Particular attention is given to the fundamental importance of sociological enlightenment in the present context of higher institute crisis in Russia. The novelty of the work is expressed in the indication of the extra-scientific and intra-scientific motives of the application of interactive
and active methods in teaching of sociology. Besides, the article informs about limits and difficulties of active technologies using in educational process. Finally the author comes to the conclusion about the possibility o f integrating advanced pedagogical experience basing on the method of human actions understanding. The article to be of great help to sociologists, pedagogical workers and everybody who is interested in questions of teaching social sciences.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная культура, педагогическое мастерство, образовательный процесс, социология, интерактивные методы преподавания, проблемные лекции, саморефлексия преподавателя.
Professionalism, professional culture, pedagogical mastery, educational process, sociology, interactive methods of teaching, problem lectures, lecture’s self-reflectiveness.
Несмотря на растущий тренд интеграции наук об обществе до сих пор остро стоит проблема профессиональной коммуникации специалистов из разных областей знания. Зачастую преподаватели социологии проводят за -нятия хоть и на высоком научном уровне, но абсолютно не учитывают специальность, направление и профиль обучения студентов, к которым они приходят в аудиторию.
Данное обстоятельство и обусловило выбор темы статьи, цель которой заключается в репрезентации и обобщении новаторских методов и форм преподавания социологии и других социально-гуманитарных дисциплин студентам несоциологических специальностей и направлений подготовки. Разумеется, очерчивая границы методики преподавания социологии, мы не можем обойти вниманием вопросы профессиональной культуры преподавателя высшей школы и те изменения, которые претерпевает институт высшего обра-зования. В противном случае, заявленная цель окажется вырванной из социокультурного контекста.
Прежде всего, хотелось бы договориться о понятиях, поскольку важнейшим этапом исследования любой проблемы является теоретическая интерпретация основных понятий. Что же представляет собой профессиональная культура преподавателя ?
Наука насчитывает тысячи определений культуры. Все многообразие дефиниций культуры можно свести к трем основным подходам: аксиологическому (ценностному), деятельност -ному и артефактному. Данная посылка позволяет допустить, что профессиональная культура представляет собой способ мышления, который определяет профессиональную деятельность. Также профессиональная культура - это ценность, это то, что не позволяет вступить в личностное взаимодействие в профессиональной деятельности. Наконец, профессиональная культура имманентна только человеку, это метапрограмма, складывающаяся в сознании профессионала и выполняющая методологическую и мировоззренческую функции.
Таким образом, профессиональная культура преподавателя высшей школы складывается из профессионального мастерства, ибо преподавание представляет собой не только творчество, но и ремесло, которому надо учиться, компетентности и профессиональному мышлению, т. к. профессионал всегда работает с системой понятий, выдвигая суждения и умозаключения. Профессиональная культура предохраняет преподавателя, особенно с более чем двадцатилетним стажем работы, от профессионального выгорания, от перехода к «ритуальной педагогике», когда человек становится рабом своей профессии, начиная просто функционально воспроизводить все, что соответствует формальным требованиям высшей школы.
В дальнейшем мы будем говорить о профессиональной культуре преподавателя социологии, которая наиболее отчетливо, на наш взгляд, преломляется в тех методах и способах организации работы со студентами, которые использует преподаватель в XXI веке.
Преподавание социологии будущим специалистам независимо от сферы деятельности имеет социализирующее значение, поскольку вносит значимый вклад в формирование правовой и политической культуры общества и государства, повышает информированность студентов об актуальных социальных процессах, со-
действует укреплению правового и социокультурного сознания граждан, предотвращая социально-правовые противоречия и конфликты. Как отмечает Л. А. Савченко, «социологическая наука корреспондирует все больше и больше с проблемами социальных ожиданий... общество ждет от социологии конкретных рецептов, которые помогли бы ему обрести знание о самом себе для практических действий» [1, с. 170].
Следовательно, социология способна защитить общество от технократического мышления социальных технологий. Методологические основания преподавания курса «Социология» студентам, например, юридических и экономических специальностей «связаны с принципом социального детерминизма, согласно которому правовые отношения в своем содер -жании фундаментальным образом определяются социальными» [2, с. 4].
Социолог, как и любой ученый-преподаватель, не может знать все обо всем. Очевидно, что каждый работник высшей школы должен изучать свой предмет и быть профессионалом в избранной научной области. Хорошо если преподаватель занимается и другой деятельностью, например государственной службой, юридической практикой, бизнесом. Однако значительная часть профессорско-преподавательского состава современных вузов ничем, кроме науки и преподавания, не занимается, и это естественно, ибо словами «Благодарю за внимание» заканчивается только так называемая первая половина рабочего дня преподавателя, а есть еще и нормы планирования второй половины дня, которые включают в себя: разработку учебно-методических ресурсов, повышение квалификации, стажировки, выполнение научных исследований, публикацию научных статей, участие в конференциях и грантах, выполнение поручений заведующего кафедрой и декана, организацию воспитательной работы со студентами и многое-многое другое.
Социальные психологи и педагоги-новаторы выработали ряд технологий и методик, которые позволяют нивелировать трудности междисциплинарного сотрудничества преподавателей и студентов. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе со студентами заочной формы обучения. Обучающиеся в условиях тотального дефицита времени и отсутствия системности должны овладеть базовыми
Научное обеспечение системы ‘Научно-теоретический журнал 27 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров
Научные сообщения
категориями, понятиями, методами социологической науки. К сожалению, за два-три учебных дня мало кто из студентов осилит краткий курс социологии. Главная задача студентов-заочников - сдать зачет или экзамен и благополучно забыть предмет.
Значит, преподавателю социологии нужно выбирать такие методики и организационные формы проведения занятий, которые позволяют активизировать внимание слушателей, заинтересовать и вовлечь в участие как можно больше студентов и способствовать, прежде всего, развитию навыков критического мышления и ораторского мастерства, т. к. знание социологических теорий само по себе не обогащает тезаурус студентов. Мы убеждены в том, что предназначение социологии для представителей других сфер познания состоит, в первую очередь, в воспитании мыслящей элиты, интеллигенции, а не в идеологическом сопровождении воспроизводства технократов, функционеров и «спецов».
Социология является в некотором смысле прививкой от последствий вступления российского высшего образования в Болонский процесс, проявляющихся в отказе от глубокой специализации в пользу набора инструментальных знаний и навыков (компетентностный подход в
«прикладном бакалавриате»), унификации образовательных программ, бюрократизации образовательного процесса, превращении системы высшего образования в предпринимательски ориентированный субъект рынка [3, с. 6].
Из вышесказанного следует, что социология выполняет не только образовательную функцию, но и функцию просвещения. Нельзя не согласиться с В. Тарасенко и В. Чепак в том, что «социологическое просвещение -продукт экспансии социологического образования, выхода последнего за пределы собственной профессиональной сферы. Оно имеет место там, где преподавание социологии подчинено иной цели - задаче общеобразовательного мировоззренческого обогащения сознания студентов, научной коррекции их социального мышления, стихийно формирующегося обстоятельствами повседневного жизненного процесса» [4, с. 177]. Очевидно, что преподаватель социологии должен владеть методикой просветительского изложения социологии студентам несоциологических специальностей.
Какие же методы представляются нам наиболее эффективными?
Таблица 1
Интерактивные методы преподавания социологии (составлено автором)
Вид аудиторной работы Используемые образовательные технологии Примеры и комментарии
Семинарские занятия Учебная конференции Определение темы, коллективное составление программы конференции, назначение официальных оппонентов, выбор жюри из числа студентов
Деловые имитационные игры Политические выборы; собеседование при устройстве на работу
Case study Групповое решение проблемных ситуаций и задач («кейсов») с последующей защитой концепции
Диспуты Межгрупповое соревновательное обсуждение актуальной социокультурной проблемы
Лекционные занятия Проблемная, частично-поисковая, исследовательская лекция Контент-анализ, интерпретация текста, фото-, аудио- и видеоматериалов; открытая групповая дискуссия; социальный эксперимент
Лекция-визуализация Демонстрация фильма, видеоряда с последующим обсуждением
Бинарная лекция Диспут или совместная лекция двух преподавателей; встречи с интересными людьми, специалистами; мастер-класс; исполнение студентами роли преподавателя
Управляемая самостоятельная работа Социальное проектирование Разработка программы социологического исследования и/или создание социального проекта; участие в сборе и обработке социологической информации
Экзамен, зачет Конференция; Фокус-группа Защита социального проекта; открытая групповая дискуссия-собеседование в малых группах
На наш взгляд, преподаватель социальногуманитарных дисциплин обязан использовать в своей практике интерактивные методы преподавания (см. табл. 1).
В отличие от активных методов, интерактивные методики ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Это всевозможные практические задачи, работа в малых группах, деловые и учебные ролевые игры. Здесь доминирует активность студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение учебных целей. Преподаватель становится своего рода модератором учебного процесса.
Каждый преподаватель приходит в аудиторию со своим «чемоданчиком знаний». Иногда этот «чемоданчик» приобретает вполне материализованную форму, например: ноутбук,
подключенный к интерактивной доске, или, что совсем плохо, текст общедоступного учебника. Однако мудрый и опытный преподаватель не поспешит дарить свои знания ученикам, открывая свой «чемоданчик», поскольку это приведет к когнитивному иждивенчеству студентов любой специальности и направления обучения.
Преподаватель, обладающий высоким уровнем профессиональной культуры, обязательно создаст условия для рождения вопросов у студентов, порождая проблемную ситуацию. Например, вводные занятия по социологии лучше всего начинать именно с семинаров, а не лекций для того, чтобы провести социальную диагностику уровня подготовленности обучающихся с последующим ответом на возникшие затруднения и вопросы в беседе со студентами. Лекция по социологии должна быть ответом на вопросы с последующей постановкой новых проблем.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что лучше всего запоминается информация, предполагающая деятельность студентов [5, с. 75]. Как гласит китайская пословица: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне -я могу запомнить. Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».
Если мы говорим о лекционных занятиях, то лучше всего комбинировать диалоговые и проблемные лекции, бинарные лекции, лекции
с приглашением политиков, практиков и производственников, интересных людей. Например, преподаватель социологии может пригласить на занятие к студентам сотрудника органов государственного и муниципального управления или коллег из смежных областей социальногуманитарного знания, для того чтобы студенты смогли глубже проникнуть в суть своей специальности и очертить для себя границы применения инструментов социологического познания в будущей профессиональной деятельности в избранной сфере.
Это не означает, что нужно полностью отказаться от традиционных форм лекционных занятий, т. к. социология - очень сложная, динамичная и противоречивая наука. Более того, традиционные объяснительно-иллюстративные лекции, по нашему мнению, должны составлять основу курса социологии для студентов непро -фильных специальностей, поскольку праздник не может продолжаться на каждом занятии. Если есть все время сладкое, то рано или поздно оно покажется пресным и безвкусным. В то же время, лекции по социологическим и другим социально-гуманитарным наукам всегда должны иметь выраженный проблемный и поисковый характер. И здесь на помощь преподавателю приходит повседневная реальность: политика, образование, здравоохранение, дела духовные. Социологическое знание студент должен научиться использовать, если знание нельзя применить, если знание не является лично построенным живым образом, значит это, по
В. П. Зинченко, застывшее, «мертвое знание» [6, с. 22].
Сегодня очень популярным становится использование мультимедийных презентаций, поскольку большинство людей - «визуалы» и лучше запоминают зрительные образы. Однако существует ряд методологических трудностей их применения. Многие студенты жалуются на то, что слайд-шоу зачастую отвлекает внимание от того, что говорит преподаватель, лектор становится как будто третьим лишним. Чаще всего эти трудности возникают из-за избыточного количества и низкого качества слайдов.
Психологи и педагогики выработали ряд методических рекомендаций к проведению лекций с использованием компьютерных технологий и дизайну слайдов.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Научные сообщения ЧИППКРО
Во-первых, речь преподавателя должна быть синхронизирована с содержанием презентации.
Во-вторых, слайды должны носить вспомогательный характер, их использование должно быть строго научным и оправданным. Многие преподаватели злоупотребляют расположением текстового материала и информационно перегружают свои презентации. Нам представляется, что на два академических часа вполне достаточно 16-18 информативных слайдов. На слайдах должно быть изображено то, что преподаватель хотел бы изобразить на доске мелом, например: определения, ключевые слова, фамилии и труды авторов, которые должны зафиксировать студенты в своих конспектах. Если студент вынужден «читать» презентацию, «переносить» из нее текст в себе конспект, то мыслить ему будет чрезвычайно трудно и даже невозможно.
Наконец, презентация должна иметь четкую структуру, каждый слайд должен сод ер -жать заголовок, фон и шрифт следует подбирать таким образом, чтобы они находились на разных концах цветового спектра.
Преподаватель, в свою очередь, может дать задание студентам разработать презентации по социологическим темам. Это позволяет решить целый ряд задач: во-первых, студент в рамках самостоятельной работы оттачивает собственное мастерство оформления презентаций и глубже погружается в предмет, во-вторых, студенты подобным образом работают на преподавателя. Преподаватель может подкорректировать и использовать эти материалы в своей педагогической деятельности.
Если презентация не стимулирует активность студентов, заслоняет преподавателя, то такое занятие вряд ли можно назвать инновационным.
Следующая проблема, которую мы считаем необходимой осветить в данной статье, связана с поиском инструментов эффективной организации семинарских занятий по социологии. Разумеется, базовой формой семинара являются выступления студентов с докладами на какую-либо тему, заранее обозначенную преподавателем. Однако данная форма имеет существенные гносеологические ограничения. Наверное, преподаватели, особенно молодые, часто сталки-ваются с такой ситуацией, когда студенты или
не готовятся к семинарам, или готовятся, но отнекиваются и боятся выступать даже перед своими товарищами, или они что-то воспроизводят с листа и сами не понимают, о чем они говорят.
Оптимальной, с нашей точки зрения, формой семинарского занятия может быть учебная конференция на какую-либо актуальную тему с докладчиками, обязательными вопросами аудитории, оппонентами и рецензентами, жюри. Причем, план конференции разрабатывают сами студенты вместе с преподавателем, и в итоге на обсуждение выносятся действительно самые интересные и злободневные вопросы.
Примерами интерактивных практических занятий могут быть: тренинг «Собеседование при приеме на работу», инновационная игра в форме диспута либо судебного заседания «Есть идея!», «Выборы мэра» и пр.
Ближе к окончанию курса социологии целесообразно проводить в студенческих группах деловую игру «Экзамен». Данная игра позволяет решить определенный круг задач: изменить отношение студентов к стрессовой ситуации экзамена через его «проживание», ознакомить студентов с технологией проведения экзамена, развить навыки группового взаимодействия. Многие моменты, конечно, утрированы: студенты делятся на группы для экономии времени; экзаменационная комиссия состоит из трех человек, которые исполняют разные роли: кто-то из них председатель - «справедливый арбитр», кто-то - «провокатор», который «валит» экзаменуемых, третий может, наоборот, заигрывать с экзаменуемыми и выступать в роли «адвоката дьявола».
Хочется подчеркнуть, что преподаватель социологии должен проводить не игры ради игр, не игрища, а способствовать достижению дидактических целей. Важно отметить, что деловые игры и творческие задания не имеют однозначных «правильных» решений. Результат, который получает студент, является личностнокреативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения [7, с. 266]. В отличие от творчества, креативность является деятельностью по созданию новых способов решения существующих проблем, а не просто генерацией новых идей.
Итак, интерактивными семинарскими занятиями могут быть: творческие задания, мозго-
вой штурм, деловые игры, социальное проектирование, case study, учебные конференции и другие формы аудиторной и внеаудиторной работы, которые не позволяют подавляющей части студенческой группы оставаться пассивными зрителями.
Мы приходим к заключению, что инновационные методы преподавания социологии базируются на познавательно-развивающей парадигме, для которой характерно производство, а не воспроизводство знания, т. к. рождение нового знания является общим делом преподавателя и студентов. По меткому выражению Г. И. Герасимова, «естественный образовательный процесс есть ничто иное, как та -кое познание познанного, которое позволяет познавать непознанное» [8, с. 74]. Образовательное пространство должно быть пространством диалога, интеллектуальной площадкой для создания и решения проблемных задач. Диалог в данном случае предполагает «рассмотрение не функционального взаимодействия социальных агентов, относящихся друг к другу как к объектам, а отношения качествен -но несовпадающих субъектов. Каждый из них обладает самостоятельной, независимой позицией, индивидуальной логикой, способностью к рефлексии, самокритике, самоосуществле-нию» [9, с. 94].
Однако, как мы уже отмечали, абсолютизировать значение активных и интерактивных технологий изучения социологии не стоит, поскольку преподаватель может столкнуться со следующими проблемами и трудностями, которые он, впрочем, должен предвосхитить: неготовность некоторых студентов к активному обучению; недостаточная дидактическая и методическая подготовка, пассивность самого преподавателя; слабость методического аппарата существующих учебных пособий по социологии (преобладают репродуктивные вопросы и задания); нехватка психологопедагогической и методической литературы по вопросам активного и интерактивного обучения; определенный дисбаланс в использовании форм и методов обучения; трудности сочетания инновационных методов обучения с традиционными [10, с. 142].
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержа-
ния изучаемого материала, общих задач подготовки, времени, которым располагает преподаватель социологии, особенностей студенческой аудитории, наличия технических средств обучения. Если эти условия не соблюсти, то получится как в поговорке: «выбрав верную дорогу, сам с собой иду не в ногу».
Таким образом, без саморефлексии и самоанализа преподавателю невозможно построить целостный курс социологии (и любой другой науки), невозможно повысить педагогическое мастерство, невозможно обеспечить высокое качество подготовки студентов. Субъектная идентичность социолога, в том числе и преподавателя социологических дисциплин, - это его рефлексивная способность сопоставлять себя не только с «другими», но прежде всего с са -мим собой как субъектом профессиональной деятельности [11, с. 161].
Саморефлексия - это социально-психологическая защита преподавателя. Как сказал мудрец: «...Кто строг к себе, тот истинно велик».
Литература
1. Савченко, Л. А. Возрождение идеи повседневности в зарубежной социологии / Л. А. Савченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2012. - № 7(21): в 3-х ч. -Ч. III. - С. 168-171.
2. Касьянов, В. В. Социология права : учеб. пособие / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. -Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 480 с.
3. Колесникова, Е. Ю. Современный университет: в поисках смыслов и оснований / Е. Ю. Колесникова // Еженедельник науки и образования Юга России газета «Академия». -Ростов н/Д, 2013. - 26 января (№ 3). - С. 6.
4. Тарасенко, В. К вопросу о разработке методик преподавания социологии / В. Тарасенко, В. Чепак // Социология: теория, методы, маркетинг. - К., 2010. - № 2. - С. 170-182.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб. : Питер, 2012. - 713 с.
6. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. / В. П. Зинченко. - Самара : 1998. - 215 с.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 31 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров
Научные сообщения ЧИППКРО
7. Медведев, Г. В. Формирование у студентов умения принимать интеллектуальные решения / Г. В. Медведев, А. В. Горбачев // Качество образования: системы, технологии, инновации : матер. Междунар. науч.-практич. конф. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2007. - С. 265-267.
8. Герасимов, Г. И. Методологические основания исследования успешности модерниза-ционных процессов в образовании / Г. И. Герасимов // Методология, теория и история социологии : сб. науч. статей. Материалы Всерос. науч. конф. (Ростов н/Д, 23-24 ноября 2012 г.) / под. ред. д. с. н. В. И. Филоненко. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального ун-та, 2012. - Т. 1. - С. 72-84.
9. Ситникова, М. И. Принципы построения концепции формирования культуры профессионально-педагогической самореализации
преподавателя вуза / М. И. Ситникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -Белгород, 2010. - № 5(77). - С. 92-96.
10. Майкова, Э. Ю. Проблемы активного обучения социологии / Э. Ю. Майкова, М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев // Социологические исследования. - М., 2009. - № 10. -С. 136-143.
11. Лубский, А. В. Конструктивизм и научность социологического исследования /
A. В. Лубский // Методология, теория и история социологии : сб. науч. статей. Материалы Всероссийской научной конференции (Ростов н/Д, 23-24 ноября 2012 г.) / под. ред. д. с. н.
B. И. Филоненко. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального ун-та, 2012. - Т. 1. -
C.54-163.