Научная статья на тему 'Роль интерактивных методов и приемов обучения в формировании компьютерной лингвистической компетенции'

Роль интерактивных методов и приемов обучения в формировании компьютерной лингвистической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTERACTIVE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айкенова Рыскельды

В статье на основе анализа и изучения имеющихся в научно-педагогической литературе работ определён выбор методов и приёмов обучения. Показывается, что на формирование компьютерной лингвистической компетенции влияют способ получения информации, степень активности обучающихся, внедрение преподавателем интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of interactive methods and modes in forming skills of computer linguistic competence in education

In the article basing on the analysys and research works in scientific-pedagogical literature special selection of methods and modes of education are presented. It is shown that by forming computer linguistic competence it reflects receiving information, level of activity of students, entrance of interactive methods of education by teachers.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных методов и приемов обучения в формировании компьютерной лингвистической компетенции»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

УДК 378.14:681.14

Р. АЙКЕНОВА

Карагандинский государственный медицинский университет, Республика Казахстан

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье на основе анализа и изучения имеющихся в научно-педагогической литературе работ определён выбор методов и приёмов обучения. Показывается, что на формирование компьютерной лингвистической компетенции влияют способ получения информации, степень активности обучающихся, внедрение преподавателем интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: интерактивное обучение, информационные технологии, лингвистические компетенции.

В современном понимании процесс обучения в высшей школе рассматривается как взаимодействие между преподавателем и студентами во временном пространстве, который складывается из системы аудиторных занятий, СРС и СРСП, внеаудиторной работы. Содержание процесса обучения отражено в рабочей программе русского языка в вузе и $у11а-Ьиве, в методах и средствах обучения.

Знание преподавателем самых разнообразных методов и приемов обучения дает богатый материал для конкретного, практического наполнения содержания занятий, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.

Нами выбор методов и приемов обучения определяется не только содержанием языкового материала, но и основными целями и задачами формирования лингвистической компетенции с использованием компьютера, на основе изучения и анализа имеющейся научно-педагогической литературы и использования опыта по проектированию модели компьютерного обучения лингвистическим знаниям.

Методы и содержание обучения на основе информационных технологий рассматриваются в работах В. П. Беспалько, В. В. Васильева, Д. М. Джусуба-лиевой, В. Дьяконова, В. В. Егорова, Д. А. Жунисбеко-ва, Г. Е. Кедровой, С. Н. Кубентаевой, Э. Г. Скибиц-кого и др.

Теоретические основы компьютерного обучения и автоматизированного контроля знаний заложены в трудах ведущих ученых дальнего и ближнего зарубежья: Г. П. Андреевой, А. В. Богомоловой, М. А. Бов-тенко, Г. С. Гершунского, Г. М. Клеймана, И. В. Роберта, Н. Ф. Талызиной, И. И. Тихонова.

В них отмечается, что использование компьютерного обучения обусловлено рядом факторов, в числе которых:

— разнообразие форм представления информации;

— высокая степень применения наглядности;

— возможность моделирования;

— организация коллективной, групповой и индивидуальной работы;

— индивидуализация учебной деятельности студентов;

— организация операторского контроля со стороны преподавателя.

Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося. Во время обучения человек усваивает 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 90 % из того, что он сделал сам.

Законом «Об образовании» РК был утвержден принцип вариативности в выборе методов, технологий обучения для обеспечения качества образовательного процесса.

Обучение — процесс двухсторонний, и поэтому его качество зависит от выбранной преподавателем дидактической системы, от отношения студентов к образовательной цели, от уровня готовности к познавательной активности.

По современным дидактическим теориям преподаватель выступает в роли организатора и партнера учебной работы [1].

Успешность в овладении знаниями и качество обученности зависят не только от профессионализма преподавателя, но и, главным образом, от установок — психологических, личностных, социальных — студента, от его отношения к конкретному предмету, от функциональной значимости предмета для него. Немаловажную роль играет и «коммуникативный портрет» преподавателя, его языковая личность.

Вместе с тем обучение русскому языку как неродному, как иностранному — педагогический процесс, который строится на общих, дидактических и частных, методических принципах, методах и приемах, описанных в работах В. Г. Костомарова, О. Д. Митрофановой, Н. А. Щукина и других. Сочетание высокой научной содержательности и мастерства преподавателя с умелым стимулированием познавательной деятельности студентов создает надежную основу для глубокого и прочного овладения ими изучаемого материала.

Кроме этого, для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет знание и учет тех особенностей вузовского обучения, которые обусловливают необходимость перестройки у студентов сложившихся в школе

стереотипов учебной работы и вооружение их новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. Первокурсники медицинского вуза, попадая в новые условия, где идет увеличение нагрузки, где применяются новые формы и методы обучения, нуждаются в моральной и психологической поддержке преподавателя.

Во многом сложность в обучении у первокурсников связана с привычкой «действовать по-школьному», т. е. закреплять знания на занятии под непосредственным руководством преподавателя. Как правило, большинство студентов не умеют работать с конспектами лекций. Они прорабатывают лекцию непосредственно перед практическим или семинарским занятием. Менее 20 % студентов прорабатывают лекцию в день ее прочтения и закрепляют материал, изложенный в ней, с помощью учебников, а часть студентов прорабатывают материал только перед экзаменом, что приводит к слабому усвоению учебной информации, вследствие чего после сессии, как правило, забывается, что выявляется через некоторое время, при проверке «выживаемости» знаний.

В современных педагогических теориях студент рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей, когда учение складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации, осмысливание, творческая деятельность, отвечающая его потребностям и возможностям. Преподаватель организовывает внешние источники поведения, исходя из интересов студента, на их основе он осуществляет активный отбор и использование необходимой информации. В данном случае обучение выступает как руководство направленной познавательной активности студента на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, когда учение складывается из таких действий обучаемого, как решение задач и оценка результатов, выбор информации и применение знаний.

Анализ и обобщение специальной литературы показал, что в методах традиционного обучения получение знаний, как правило, сводится к процессу передачи готовых знаний студентам. В качестве недостатков традиционного обучения следует выделить следующие:

— ориентированность на среднего студента;

— большой объем изучения теоретического материала;

— большой объем получаемых в готовом виде знаний;

— доминантное применение словесного метода;

— нагрузка на восприятие, запоминание получаемых шаблонных знаний;

— слабая практическая (речевая) направленность.

Таким образом, современный уровень жизни, развитие педагогических идей привели к явному противоречию между традиционным обучением и новыми требованиями информационного общества, между уровнем качества подготовки специалистов и современным рынком труда.

Не отрицая роли традиционных методов обучения, модернизируя их и применяя в комплексе, исходя из требований времени внедрения кредитной системы обучения в высшей школе, констатируем необходимость использования новых методов обучения русскому языку в иноязычной аудитории, к которым относятся активные методы, обучения [2].

В Словаре лингвометодических терминов дается следующее определение: «Активный метод обуче-

ния — один из комбинированных методов обучения второму языку, направленный на практическое овладение языком в результате обильной речевой практики с использованием элементов суггестивных приемов».

Ученым к методическим основам отнесены:

— сознательная и активная речевая деятельность с преобладанием устной формы общения;

— опора на зрительно-слуховые образы как источник восприятия и семантизации иноязычного материала;

— сознательное и дискурсивное овладение материалом при установке на интуитивное владение языком;

— широкое применение суггестивных приемов обучения;

— учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности студентов, представляют собой модель общения в системе «студент^преподаватель». Активные методы обучения охватывают все виды занятий со студентами.

Интерактивные методы, обучения наиболее полно отвечают требованиям при кредитной системе обучения. Применение их в комбинации с другими методами позволяют выступать студентам не пассивными объектами обучения, а субъектами — соучастниками учебного процесса.

Использование интерактивных методов обучения способствует всестороннему развитию студента:

— формированию собственного мнения, умению выступать в аудитории;

— аргументировать свою точку зрения, анализировать полученную информацию;

— развивать навыки творческого подхода к учебному материалу.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает, способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. При интерактивном обучении диалог строится на линиях «студент — студент» (работа в парах), «студент — группа студентов» (работа в группах), «студент — аудитория» или «группа студентов — аудитория» (презентация работы в группах), «студент — компьютер» и т. д.

Интерактивная модель ставит своей целью организацию комфортных условий обучения, при которой все студенты взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Структура интерактивного обучения существенно отличается от традиционного, превращая занятие в новую учебную ситуацию, внося элементы необычного, где доминирующей ролью становится работа студента, более насыщенным и увлекательным с точки зрения аудиовизуального сопровождения, мультимедийной презентации материала, оценки результатов, в обсуждение которого включается и сам обучаемый, и другие студенты, либо это самооценка достижений [3].

Следовательно, развивается не только критичность, как положительный момент в прогрессировании личности студента, но и его речевой портрет. — умения в публичной речи, речевая грамотность, лингвистическая грамотность (наличие или отсут-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

ствие орфографических, пунктуационных ошибок в материалах презентации и т.д.).

К числу интерактивных методов обучения относятся:

— проблемная лекция или практическое занятие;

— видеопрезентации;

— ситуационные задачи;

— игровое проектирование;

— дискуссии;

— деловые и ролевые игры;

— тематические конференции, Интернет-конференции;

— аудит и др.

Следует подчеркнуть, что интерактивное обучение русскому языку предполагает использование методов и приемов обучения, направленных на осуществление мотивационного компонента обучения, ориентированных на выполнение целей и задач обучения русскому языку, их результативности. Преподаватель тщательно продумывает средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитывая психологические, индивидуальные качества обучаемых, уровень подготовки группы, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Таким образом, одним из педагогических условий преподавания русского языка в иноязычной аудитории нами выдвигается принцип активного обучения как обучения в деятельности, развития познавательных интересов студентов, формирования мотивации, технологии сотрудничества.

Другим принципиальным положением нами взято то, что формирование компьютерной лингвистической компетенции предполагает интерактивность, как реализации индивидуализированного подхода в обучении. Он дает возможность студентам ощутить важность личного активного участия в достижении результата, установить уровень и степень овладения другим языком, фиксировать свои достижения, многократно возвращаться и совершенствовать свои достижения, реально, в режиме естественной ситуации формировать речевое поведение и языковое выражение.

Это и возможность осознанно, серьезно подходить к обучению, так как компьютер, в отличие от преподавателя, беспристрастный оценщик знаний и умений студента. Интерактивность помогает развивать немаловажную психологическую черту студента, не владеющего в достаточной степени другим языком: не стесняться задавать компьютеру вопросы и получать ответ, что иногда служит препятствием для обучаемого в аудитории, он чувствует дискомфорт, напротив, интерактивный режим дает ощущение комфортности, режим работы в сети дает возможность получать более подробные пояснения по разделам и фрагментам учебного материала. В педагогике по интерактивным методам описаны лишь некоторые приемы: тренинг, программированное, компьютерное обучение, дискуссии, ролевые игры и т. д., но, к сожалению, нет их единых определений и системного описания [4].

Интерактивное обучение предполагает диалогическое включение преподавателя в общение со студентами, а включение компьютера в учебный процесс вносит определенные изменения в стиль взаимодействия преподавателя со студентами, которое осуществляется при выполнении следующих условий:

— студент — партнер, имеющий право на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т. д.;

— преподаватель признает право студента на собственное суждение;

— совместная деятельность преподавателя и студента в учебном процессе протекает в атмосфере дружелюбности и открытости.

Применение в учебном процессе данного метода призвано обеспечить решение таких проблем, как обучение студентов самостоятельному углублению собственных знаний и применение их в конкретных условиях, ориентация студентов на творческий отбор, анализ и систематизацию прорабатываемого материала, эффективная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Интерактивное занятие сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством преподавателя и индивидуального компьютерного обучения.

Готовясь к занятию, преподаватель разрабатывает на компьютере необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию звуковым сопровождением и элементами анимации, что значительно повышает требования к квалификации. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется характер взаимодействия преподавателя и студентов: активность обучающегося уступает место активности обучаемого, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы, хотя он остается центральной частью занятия, остается главным и единственным источником информации и экспертом. Студенты могут задавать вопросы, выяснять необходимые положения, предлагать собственные решения, выступать в качестве консультантов, рецензентов, экспертов и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные способности [5].

Таким образом, воспитательные возможности интерактивных форм работы, способствующие установлению эмоциональных контактов между студентами, так как приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М. : «Педагогика», 1989. — 192 с.

2. Джусубалиева, Д., Мынбаева, А. Классификация методов обучения с использованием информационных технологий // Высшая школа Казахстана. — 2000. — № 2. — С. 64 — 69.

3. Скибицкий, Э.Г. Принципы построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения // Открытое образование. - 2004. - № 3 (44). - 9 с.

4. Роберт, И.В. Информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы использования. — М., 1994. - 205 с.

5. Костомаров, В.Г., Митрофанова, О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. -М. : Русский язык, 1988. - 157 с.

АЙКЕНОВА Рыскельды, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой казахского и русского языков.

Адрес для переписки: г. Караганда, ул. Гоголя, 40.

Статья поступила в редакцию 24.06.2009 г.

© Р. Айкенова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.