Научная статья на тему 'Научно-методические основы обоснования тарифов на скоростные пассажирские перевозки на водном транспорте в современных условиях'

Научно-методические основы обоснования тарифов на скоростные пассажирские перевозки на водном транспорте в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов Е. А.

В статье дан новый аналитический метод определения тарифов на перевозку пассажиров скоростным или высокоскоростным флотам с учетом его окупаемости в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODICAL BASES OF A TARIFFS FOR HIGH-SPEED PASSENGER TRANSPORTATION ON WATER TRANSPORT IN MODERN CONDITIONS

The new analytical method of definition of tariffs for transportation of passengers by high-speed fleet with the account of its pay-back in modern conditions is given in thе article.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы обоснования тарифов на скоростные пассажирские перевозки на водном транспорте в современных условиях»

УДК 656.6:338.47

Е. А. Хохлов, аспирант ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА СКОРОСТНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье дан новый аналитический метод определения тарифов на перевозку пассажиров скоростным или высокоскоростным флотом с учетом его окупаемости в современных условиях.

С разрушением после приватизации государственной собственности отлаженного механизма учета издержек и контроля за ценообразованием предприятия стали произвольно формировать издержки и устанавливать цены (тарифы) на свою продукцию или услуги, которые имеют устойчивую тенденцию постоянного ежегодного роста во всех отраслях народного хозяйства, включая и внутренний водный транспорт (рис.).

Попытки Правительства России ограничить рост цен на продукцию и услуги предприятий путем установления предельного уровня показателя рентабельности в размере 35 % оказались тщетными из-за отсутствия нормирования и контроля государства за величиной издержек, незаинтересованности руководителей или учредителей предприятий в их сокращении.

В результате такого положения чуть меньше половины всех предприятий а стране в течение ряда лет расходы не покрывают доходами от своей деятельности, на внутреннем водном транспорте в 2003 г. 48 % предприятий оказались убыточными. Создалась парадоксальная ситуация, когда официально половина предприятий в стране, а по нашим расчетам - значительно больше, с момента перестройки «проедают» свои основные фонды вопреки концепции перестройки. Подтверждением результатов «проедания» [3] является крупномасштабная авария в РАО «ЕЭС».

Согласно официальной статистике, за последние годы обновление основных фондов транспорта в стране составляет всего 0,7^1 %. Износ основных фондов достиг критических значений.

Свободное формирование размера издержек на предприятиях, разбазаривание финансовых ресурсов [3, 15,16] ставит их на грань банкротства.

На внутреннем водном транспорте прекращено строительство пассажирского флота, в том числе скоростных судов на подводных крыльях.

В условиях стихийного рынка и конкуренции со стороны других видов транспорта это приведет к ликвидации в стране скоростного флота, которым пользовались около 30 млн. чел. [9]

Необходимо отметить, что на всех зарубежных видах пассажирского транспорта наблюдается рост скоростей движения, особенно на железнодорожном транспорте — до 250-К360 км/час. [13]

Повышение скоростей движения пассажирского транспорта для нашей огромной страны является одним из важнейших факторов удовлетворения спроса населения на транспортные услуги и привлечения пассажиров.

Одновременно необходимо отметить, что значительная часть населения, проживающая в 49 тыс. населенных пунктах в стране, не имеет круглогодичного сообщения с основными транспортными коммуникациями.

Годы

Рис. Динамика индексов тарифов на услуги различных видов транспорта (грузовые перевозки)

Различие по транспортному обслуживанию населения субъектов РФ достигает недопустимого уровня: по транспортной доступности поселений - в 105 раз, по доле населения, проживающего в неудовлетворительных транспортных условиях, - в 4,4 раза.

Радикальные изменения в отношении собственности в стране практически привели к свободному установлению тарифов на всех видах транспорта, что создало вакханалию в установление цен. Это, с учетом низкого жизненного уровня населения, убыточности работы судов на подводных крыльях, ведет к дальнейшему сокращению, свертыванию социально значимых скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте. Необходимо отметить, что и на железнодорожном транспорте пассажирские перевозки приносят также убытки [15]:

в 2000 г. - 15 млрд. руб. в 2001 г. - 34 млрд. руб. в 2002 г. - 56 млрд. руб.

Повышение тарифов, направленное на ликвидацию убыточности перевозок, иногда приводит к обратному результату. Так, разрешение Минэкономразвития РФ на

повышение тарифов на железнодорожном транспорте на 40 %, не только не ликвидировало убытки от перевозок пассажиров, но, наоборот, они возросли на 80 % [15].

Поэтому необходимо разработать новый научно-методический подход к обоснованию размеров тарифов на пассажирские перевозки и их дотаций с учетом влияния внешних и внутренних факторов и их самоокупаемости в условиях рынка.

В условиях инфляции, заниженной стоимости основных фондов, налогов установленные тарифы на основе затратного метода не отражают реальных издержек на транспорте, не стимулируют и не побуждают предприятия к совершенствованию технологии перевозок, транспортных средств с целью снижения себестоимости пассажирских перевозок, повышению их эффективности и конкурентоспособности.

До сих пор эксплуатируются на внутреннем водном транспорте скоростные суда типа «Ракета», «Метеор», проекты которых разработаны почти 50 лет назад, и которые не только физически изношены, но и морально устарели и амортизация по ним не начисляется. Поэтому величину тарифов на перевозку пассажиров необходимо определять по скоростному флоту с учетом его строительной стоимости, а также учитывать величину инфляции и налоги и, исходя из этих обоснованных размеров тарифов, дотировать социально значимые пассажирские перевозки скоростным флотом.

На основе нового научно-методического подхода разработаны аналитические методы расчета ставок за время проезда (Шд,) и за время стоянки судна в начальном, конечном и промежуточных пунктах (т„.к) для определения стоимости проезда пассажиров на скоростных судах:

тх\крс,+\о*кЛ еи* + — (//• +<*) }

( . И’

«•ч 1 ■ * крсст +ю-гкл;' *им + —0 г + </) }

А пкч

где кр - коэффициент, учитывающий распределяемые расходы;

Тх, ТН_К - соответственно время в ходу и стоянок в начально-конечных и промежуточных пунктах за навигацию, сут;

Сх - стоимость содержания судна в ходу, руб/сут;

еш - размер налога на имущество, /%/;

/ - плановая продолжительность эксплуатации судов, сут.;

Кщ, - остаточная стоимость имущества, которая включает остаточную стоимость

судна и часть остаточной стоимости имущества судоходной компании в расчете на 1 судно, руб.;

№ - коэффициент, учитывающий размер налога с налогооблагаемой прибыли;

/г - размер инфляции за год, /%/;

(1 - размер дивиденда, /%/;

Сст - стоимость содержания судна на стоянке, руб/сут;

Ащц, - пассажирооборот за время X,, пкм.

Предложенный метод по определению тарифов можно использовать при планировании и прогнозировании долговременных капиталовложений в транспортные скоростные суда, при определении размеров субсидий или дотаций пассажирских перевозок, а также при различных технико-экономических обоснованиях.

Список литературы

[1] Аветикян М.Л. Высокие технологии транспортного процесса // Железнодорожный транспорт,- 2001. -№ 11.- С. 73-77..

[2] Амосов А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов // Экономист. - 2003. - № 9. - С. 3-12.

[3] Архангельский В. Электроэнергетика - комплекс общегосударственного значения // Экономист. - 2004. - № 12.-С. 30-41.

[4] Баранов А.О., Павлов В.Н. Прогноз возможностей государственного финансирования инвестиций для обеспечения высокого экономического роста в России // ЭКО. - 2004. - № 9. - С. 98-108.

[5] Богомолов О. «Олигархизм - специфический феномен постсоветской трансформации российской экономики // РЭЖ. - 2004. - № 2. - С. 3-10.

[6] Воробьева М.В. Кто и как определяет пассажирские тарифы // ЭКО. - 2004. - № 2. - С. 121.

[7] Воронкин И. Возможный эффект государственного регулирования в строительстве // Экономист. - 2004.-№ 3.-С. 36-41. . .. . .... _ •

[8] Домнин С.В. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота //.Сб. Наука и техника наречном транспорте. - Вып. 11. - М.: ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001.-С. 37-39.

[9] Домнин С.В. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского пассажирского порта). - Н. Новгород: ВГАВТ, 2002. - С. 59.

[10] Дрейбанд Д.В. Совершенствование экономического взаимодействия предприятий речного транспорта с субъектами РФ в сфере пассажирских перевозок. Автореферат диссерт. на соискание ученой степени к. э. н. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - 27 с.

[11] Костров В.Н., Дрейбанд Д.В. Тарифная политика в сфере пассажирских перевозок // Вестник транспорта. -№ 11.- 2003. - С. 28-34.

[12] Костров В.Н., Домнина О.Л., Дрейбанд Д.В. Концептуальные и методические основы формирования тарифов пассажирских перевозок на водном транспорте // Вестник ВГАВТ «Экономика и управление на транспорте» - Вып. 3. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2002. - С. 75-79.

[13] Кравченкова М.В. Оценка эффективности и перспективы развития скоростных и пассажирских перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. э. н. - М.: 2004. - 27 с.

[14] Паравян Э.А. Инвестиционные перспективы использования скоростных судов для пассажирских перевозок на каботажных линиях // Морской вестник. - 2002. - № 1. - С. 64-68. Толстиков А.Н. Реформа железнодорожного транспорта перекладывает убытки на бюджет И ЭКО.-2004,-№2.-С. 103-120.

[15] Толузаков К.П. Совершенствование методов обоснования тарифов и арендных ставок на водном транспорте. Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. -Н. Новгород: ВГАВТ, 2004, 19 с.

SCIENTIFIC-METHODICAL BASES OF A TARIFFS FOR HIGH-SPEED PASSENGER TRANSPORTATION ON WATER TRANSPORT IN MODERN CONDITIONS E. A. Khokhlov

The new analytical method ofdefinition oftariffs for transportation ofpassengers by high-speedfleet with the account of its pay-back in modem conditions is given in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.