Научная статья на тему 'Проблемы развития скоростного пассажирского сообщения на Волге'

Проблемы развития скоростного пассажирского сообщения на Волге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов В. Г., Минеев В. И.

В статье рассматриваются основные проблемы, мешающие развитию скоростного пассажирского сообщения на Волге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the high-speed passenger message on Volga

In article the basic problems preventing development of the high-speed passenger message on Volga are examined

Текст научной работы на тему «Проблемы развития скоростного пассажирского сообщения на Волге»

Вестник ВГАВТ

[2] Васильев, С. А. Вступление России в ВТО и конкурентоспособность российского транспорта / С. А. Васильев // Транспорт Российской Федерации. - 2006. - № 4. - С. 14-15.

[3] Веселое, Г. В. Повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок водным транспортом России в условиях функционирования международных транспортных коридоров / Г. В. Веселов, А. Н. Калашников, К. П. Толузаков // Вестник ВГАВТ, вып. 3. -Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2002. - С. 68-75.

[4] Колесников, Ю. Н. О нормировании расхода топлива / Ю. Н. Колесников // Речной транспорт. -1988. - № 1.-С. 23.

[5] Коржубаев, А. Г. Мировые тенденции энергопотребления / А. Г. Коржубаев // ЭКО. - 2004. -№4.-С. 39-50.

[6] Эдлер, Л. В. Перспективы спроса на нефть в США / Л. В. Эдлер // ЭКО. - 2004. - № 1. -С. 143-158.

PERFECTION OF METHODS OF PLANNING OF CARGES ON POWER RESOURCES IN THE NAVIGABLE COMPANIES

V. G. Veselov, V. I. Mineev

The method of planning of charges on power resources of ship companies with due regard for the use of the capacity of the main power plants of a vessel in real operation conditions is given in the article.

УДК 656.6

В. Г. Веселое, д. э. н., профессор.

В. И. Минеев, к. т. н., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 а.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОГО ПАССАЖИРСКОГО СООБЩЕНИЯ

НА ВОЛГЕ

В статье рассматриваются основные проблемы, мешающие развитию скоростного пассажирского сообщения на Волге.

Интенсивное развитие скоростного сообщения на водном транспорте началось с 1956 года с появлением на Волге судна на подводных крыльях на 60 пассажирских мест со скоростью движения 60 км/час - теплохода «Ракета-1».

Скорость этого судна превышала достигнутые скорости водоизмещающих судов в 2,5-4-3,3 раза.

Это было серьезным прорывам в развитии науки в области судостроения. Вскоре были спроектированы и построены суда на подводных крыльях типа «Метеор», «Восход», «Спутник», «Буревестник».

Основные их характеристики представлены в таблице.

Более четверти всех пассажирских перевозок в стране выполнялось скоростными судами на подводных крыльях почти на 300-х линиях.

С перестройкой экономических отношений в стране объемы пассажирских перевозок на всех видах транспорта сократились, в частности, на водном транспорте практически свернуты перевозки пассажиров скоростными судами на подводных крыльях из-за их убыточности.

Экономика и управление на транспорте

Таблица

Технико-эксплуатационные характеристики судов на подводных крыльях

Основные характеристики судов Тип судна

Ракета Метеор Буревестник Восход Олимпия Циклон

Пассажировместимость, чел. 64 124 150 70 250 210-250

Водоизмещение, т 25,4 53,4 70,8 28,4

Длина габаритная, м 26,96 34,6 43,2 27,6 42,5 52

Ширина габаритная, м 5,0 9,5 7,4 6,4 14,0 14

Осадка на плаву, м 1,8 2,3 2,0 2,0 4,6 4,5/3,5

Число двигателей и мощность, л.с. 1x1000 2x1100 2x2700 1x1000 5900

Скорость, км/час 60 65 90 60 37* 42

*) скорость приведена в узлах

В Казанском речном порту убытки от перевозок пассажиров скоростным флотом в 2004 году с учетом их дотирования составили более 8 млн. руб.

Следовательно, чем меньше объем пассажирских перевозок скоростным флотом, тем меньше убытков у судоходных компаний.

В Перми перевозки пассажиров скоростными судами типа «Восход» и «Метеор» полностью прекращены.

Такое положение с состоянием скоростных перевозок значительно ухудшает транспортное обслуживание населения приречных населенных пунктов.

В условиях рынка скоростной водный транспорт оказался неконкурентоспособным на рынке транспортных услуг, проигрывая автомобильному и железнодорожному в ряде случаев по скорости и цене.

Анализ работы скоростного флота показывает, что низкая эффективность пассажирских перевозок связана не только с постоянным ростом цен на энергоносители, инфляцией в стране, относительно низким уровнем жизни населения, но и существенными недостатками в организации пассажирских перевозок в скоростных судах в условиях рынка, в условиях конкуренции со стороны.смежных видов транспорта, отсутствием финансирования исследований по изучению рынка, обоснованию параметров транспортных пассажирских судов и т.д.

Недостатки в организации работы скоростного флота проявились прежде всего в низком коэффициенте использования пассажировместимости скоростных судов. Скорости доставки пассажиров на некоторых линиях были ниже паспортной в 2 раза и ниже, чем на автотранспорте.

В крупнейшем транспортном узле - в Нижнем Новгороде за период с 1995 года по 2005 коэффициент использования пассажировместимости скоростных судов снизился в 2 раза (рис. 1).

Следовательно, доходы от перевозок также соответственно стали ниже в два раза.

В Волжской государственной академии водного транспорта имеются определенные наработки по улучшению использования скоростных судов на подводных крыльях, которые заслуживают внимания.

В частности, для регулирования неравномерности спроса при организации пассажирских перевозок предлагается ввести гибкие тарифы, что будет способствовать сглаживанию неравномерности и лучшему использованию скоростных судов [15]. Очевидным является факт снижения спроса на перевозки в рабочие дни недели. Внедрение гибких тарифов привлечет различных по обеспеченности пассажиров на водный транспорт.

Вестник ВГАВТ

0,8

0,6

0,4

0,2

1995

2000

2005

Рис. 1. Динамика показателя использования пассажировместимости скоростных судов на подводных крыльях в Н. Новгороде за период 1995-2005 гг.

Другим предложением для практического внедрения предлагается ввести различную категорию билетов в зависимости от комфортабельности места расположения пассажира на скоростном судне [11], то сеть цена билета на судах типа «Восход» должна подразделяются на 2 категории в зависимости от расположения салона, на судне типа «Метеор» - на 3 категории. Это связано с различным уровнем шума и вибрации в зависимости от расположения салона.

Наиболее радикальным предложением по повышению коэффициента использования пассажировместимости судов, концентрации пассажиропотоков является, на наш взгляд, организация совместных перевозок пассажиров и экскурсантов с расположением их в различных салонах судна. Для организации таких перевозок подходят только суда на подводных крыльях типа «Восход» и «Метеор».

Экскурсионные перевозки позволяют загрузить суда в прямом и обратном направлениях. Так, использование судов на подводных крыльях в Казанском речном порту на экскурсионных перевозках позволило не только покрыть расходы по их содержанию, но и получить в навигацию 2004 г. прибыль в размере свыше 300 тыс. руб. Всего было перевезено 4400 экскурсантов.

Использование скоростных судов для экскурсионных перевозок способствует повышению эффективности работы скоростного флота.

При организации таких перевозок необходимо количество промежуточных пунктов захода судов для высадки или посадки пассажиров сократить до одного или двух с тем, чтобы длительность поездки была минимальной.

Внедрение этих предложений будет способствовать повышению эффективности работы скоростного флота, его конкурентоспособности.

Необходимо отметить, что все пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте также убыточны. При этом наблюдается четкая тенденция роста этих

убытков. Для их ликвидации и прекращения перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых предлагалось разделить железнодорожный транспорт на грузовой и пассажирский, то есть убытки от пассажирских перевозок полностью переложить на государство. Однако Президент это предложение отклонил.

В ближайшие годы намечается на железнодорожном транспорте на отдельных направления повысить скорости движения пассажирских поездов до 200 км/час, что потребует значительных капиталозатрат не только в подвижной состав, но и в путь.

Повышение скоростей доставки рассматривается на Западе как одно из главных направлений повышения конкурентоспособности и привлечения пассажиров на ка-кой-либо вид транспорта.

Поезда со скоростью до 200 км/час в Японии стали внедряться 43 года назад. В 1979 году экспериментальный поезд развил скорость 571 км/час.

Поэтому проблема развития скоростных пассажирских перевозок заключается в совершенствовании технических средств транспорта, технологии перевозок с целью снижения себестоимости перевозок, сокращения убытков от пассажирских перевозок.

Конкурентоспособность любого вида транспорта при прочих относительно равных условиях определяется стоимостью проезда и скоростью. Нахождение оптимального сочетания цены и скорости является важной проблемой, определяющей конкурентоспособность транспорта.

Сохранение и завоевание мест, сегментов происходит в условиях рынка в острой конкурентной борьбе вне рынка, в области научных достижений, в совершенствовании технических средств транспорта, технологии и т. д.

Скорость судов на подводных крыльях ограничивается до 100 км/час.

Рост же скоростей на железнодорожном транспорте до 200 км/час исключает суда на подводных крыльях из конкурентной борьбы на рынке пассажирских транспортных услуг при их использовании на межобластных перевозках.

к„=0,6

10 20 30 40 50 60

Строительная стоимость судна, млн. руб.

Рис. 2. Зависимость тарифа на перевозку пассажиров от строительной стоимости экраноплана и коэффициента использования его пассажировместимости (к»)

140

Вестник ВГАВТ

Только внедрение транспортных средств нового поколения - экранопланов позволит водному транспорту бороться за рынок пассажирских услуг.

На наш взгляд, внедрение на перевозках пассажиров экранопланов и развитие перевозок судами на подводных крыльях должно идти параллельно, с определением для них сферы рационального использования.

Дефицит технико-экономической информации по экранопланам затрудняет определить эффективность их использования на конкретных линиях перевозок, их конкурентоспособность на перевозках в сравнении с железнодорожным транспортом.

Представляют практический интерес для судоходных компаний, инвесторов и проектировщиков результаты исследований по определению такого важного экономического показателя, как строительная стоимость экраноплана типа «Ракета-2» (рис. 1), которая во многом обусловливает эффективность перевозок.

Расчеты показали, что при строительной стоимости экраноплана около 30-40 млн. руб. величина тарифа на перевозку в нем пассажиров от Н. Новгорода до Казани равна железнодорожному тарифу без учета дотаций (рис. 2) даже при коэффициенте использования пассажировместимости всего 0,7-0,8.

Предельная строительная стоимость высокоскоростного судна не должна превышать указанной выше величины.

Список литературы

[1] Аветикян, M. Л. Высокие технологии транспортного процесса / М. Л. Аветикян // Железнодорожный транспорт. - 2001. - № 11. - С. 73-77.

[2] Амосов, А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов / А. Амосов // Экономист. - 2003. - № 9. - С. 3-12.

[3] Баранов, А. О. Прогноз возможностей государственного финансирования инвестиций для обеспечения высокого экономического роста в России / А. О. Баранов, В. Н. Павлов // ЭКО. — 2004. -№9. -с. 98-108.

[4] Белый, О. Проблемы развития транспортной отрасли/ О. Белый // Морской флот. - 2001. -№ 1. - С. 9-10.

[5] Воловик Е. Транспорт и проблемы национальной экономики / Е. Воловик // Экономист. -2002.-№ 10.-С. 32-37.

[6] Воробьева, М. В. Кто и как определяет пассажирские тарифы / М. В. Воробьева // ЭКО. -2004,-№2. -С. 121.

[7] Воронкин, И. Возможный эффект государственного регулирования в строительстве / И. Воронкин // Экономист. - 2004. - № 3. - С. 36-41.

[8] Домнин, C.B. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота / С. В. Домнин // Сб. Наука и техника на речном транспорте. - Вып. 11. — М.: ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001.-С. 37-39.

[9] Домнин, С. В. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского пассажирского порта) / С. В. Домнин -Н. Новгород: ВГАВТ, 2002. - 59 с.

[10] Костров, В. Н. Тарифная политика в сфере пассажирских перевозок / В. Н. Костров, Д. В. Дрейбанд // Вестник транспорта. -№ 11.- 2003. - С. 28-34.

[11] Мельниченко, В. И. Совершенствование тарифов на перевозки пассажиров судами на подводных крыльях / В, И. Мельниченко // Вестник ВГАВТ. - 2007.

[12] Минеев, В. И. Определение размеров государственных дотаций и субсидий скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте / В. И. Минеев, Е. А. Хохлов // Вестник ВГАВТ. - 2006.

[13] Паравян, Э. А. Инвестиционные перспективы использования скоростных судов для пассажирских перевозок на каботажных линиях / Э.А. Паравян // Морской вестник. - 2002. - № 1. -С. 64-68.

[14] Толстиков, А. Н. Реформа железнодорожного транспорта перекладывает убытки на бюджет / А. Н. Толстиков // ЭКО. - 2004. - № 2. - С. 103-120.

[15] Хохлов, Е. А. Регулирование неравномерности спроса при организации скоростных пассажирских перевозок на водном транспорте / Е. А. Хохлов, В. И. Мельниченко, Т. Е. Новикова // - Вестник ВГАВТ, - 2006.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE HIGH-SPEED PASSENGER MESSAGE ON VOLGA

V. G. Veselov, V. I. Mineev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article the basic problems preventing development of the high-speed passenger message on Volga are examined

УДК 378.09(470.341):339.138

B. В. Цверов, к. т. н., доцент.

C. В. Булганина, аспирант, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА НИЖЕГОРОДСКОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Отражены результаты маркетингового исследования конкуренции на рынке образовательных услуг. Объекты исследования - вузы Нижнего Новгорода, ведугцие подготовку по экономико-управленческому профипю.

Маркетинговые исследования конкуренции образовательного рынка позволяют обосновывать стратегии деятельности вузов. Результаты такого исследования, проведенного кафедрой транспортных технологий и маркетинга в 2001-2002 гг. для ВГАВТа. приведены ниже. Методической базой исследования являлись контентана-лиз и статистическая обработка первичной и вторичной информации [1].

В Нижнем Новгороде образовательной деятельностью занимаются 36 вузов, из них 27 (75 %) занимаются подготовкой по экономико-управленческому профилю (рис. 1).

ID В узы. которые гоговжт специалисте» по ЖОЯОМЯКО. управленческому профилю

3 Другие ВУЗы

Рис. 1. Распределение вузов, которые ведут подготовку по экономико-управленческому профилю

Вузы Нижнего Новгорода подразделяются по видам, форме собственности и по юридическому статусу следующим образом (табл. 1). В соответствии с данной классификацией ВГАВТ является государственной академией, зарегистрированной в Нижнем Новгороде, имеющей филиалы в других регионах.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.