Научная статья на тему 'Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов'

Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Р. Р., Хохлов Е. А.

В статье приведены метод и результаты прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов для конкретных условий их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FORECASTING OF LIMITING BUILDING COST OF HIGH-SPEED PASSENGER VESSELS

The method and results of forecasting of limiting building cost of high-speed passenger vessels for certain conditions of their use are given in the article.

Текст научной работы на тему «Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов»

P.P. Латыпон. E.A. Хохлов

Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных ...

УДК 656.003

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ

Р. Р. Латыпов, Е. А. Хохлов,

В статье приведены метод и результаты прогнозирования предельной строительной

стоимости высокоскоростных пассажирских судов для конкретных условий их использования.

Повышение скоростей является одним из приоритетных направлений развития различных видов транспорта в мире.

Увеличение скоростей движения пассажирского транспорта, как правило, способствует повышению подвижности населения при умеренном росте стоимости проезда. Однако с увеличением скоростей существенно возрастают энергозатраты, стоимость строительства и стоимость содержания, что снижает эффективность использования новых средств транспорта. Поэтому до внедрения высокоскоростного движения на любом виде транспорта гребуется не только глубокая техническая проработка, но и экономическое обоснование эффективности нового проекта.

Использования судов нового поколения со скоростями 180-К200 км/час для перевозки пассажиров возможно на отдельных направлениях, например, Нижний Новгород - Казань, Нижний Новгород - Самара протяженностью соответственно 400-800 км. Это наиболее оптимальные линии для экспериментального использования высокоскоростных судов, связывающие крупные города.

Рост скоростей движения судов до 200 км/час позволяет существенно сократить время доставки пассажиров по сравнению с железной дорогой на направлениях:

- Нижний Новгород - Казань в 3—4 раза;

- Нижний Новгород - Самара в 3 раза.

Такое значительное сокращение времени пребывания пассажиров в пути является мощным стимулом привлечения деловых пассажиров на водный транспорт.

Предварительные расчеты показывают, что с увеличением пассажировместимости с 30, 60 до 90 человек водоизмещение судна возрастает всего на 14 %, производительность 1 л. с. в ходу за час увеличивается соответственно на 38,2 % и 52,1 %, а такой важный показатель как производительность труда на перевозках возрастает в 1,76 и 2,81 раза (рис. 1).

Одной из основополагающих характеристик транспортных средств является строительная стоимость. Поэтому определение стоимости транспортного средства на стадии технико-экономического обоснования целесообразности его строительства представляет несомненный научный и практический интерес.

Трудности расчета строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов - экранопланов со скоростью 160-^200 км/час связаны с отсутствием опыта их строительства и эксплуатации на водном транспорте. Технические характеристики экранопланов проработаны и представляют определенный интерес, однако без экономических изысканий, без прогнозирования их строительной стоимости нельзя определить конкурентоспособность новых судов на перевозках пассажиров в сравнении с другими видами транспорта, прежде всего, с железнодорожным.

Исходя из того, что величина железнодорожного тарифа на определенном направлении перевозок пассажиров известна, определим предельную величину строительной стоимости высокоскоростного пассажирского судна. Для этого сделаем некоторые преобразования и обозначим:

^ ОрК^

х х 100' ( ) , (2)

100

Cqj» — ^ст - л. Л ' Р)

100

где Сх , См , Сст - стоимость содержания судна соответственно в ходу, на маневрах и на стоянке без амортизации, руб/сут; ар - норма амортизации, %; Кс - стоимость строительства нового судна, руб.

Предельную строительную стоимость высокоскоростного судна, при которой цена за перевозку пассажира водным транспортом будет не выше, чем железнодорожным можно определить по следующему выражению:

к. = тА ПС

. - (i + pjc:TM + см тм +с;т)

1

100

(1 + P)ccpt3 + еш + —(f + d)

w

<К%, (4)

где Kj - заводская цена высокоскоростного судна, руб.;

Ск - стоимость содержания судна в ходу, руб/судо-сут;

См - стоимость содержания судна на маневре, руб/судо-сут;

Сст - стоимость содержания судна на стоянке, руб/судо-сут;

еим - размер налога на имущество, %;

Тх - ходовое время судов за навигацию, сут.;

Тн - время маневрирования за навигацию, сут.;

Тег - время стоянки судов за навигационный период, сут.;

W- коэффициент, учитывающий размер налога с налогооблагаемой прибыли;

fr- размер инфляции за год, Л/о/;

d - размер дивиденда, /%/;

А„км - пассажирооборот за время навигации на линии, пкм;

1¡ - протяженность линии перевозок, км;

ш* - размер тарифа у конкурента, руб.

Результаты расчетов стоимости строительства такого судна пассажировмести-мостью 150 чел. применительно к современным условиям и стоимости проезда не выше 710 руб. на линии Н. Новгород - Казань в зависимости от размера чистой рентабельности, показали, что максимальная, предельная цена его не должна превышать при благоприятных условиях (вариант 3) 15 млн. рублей

При увеличении стоимости проезда с 710 руб. до 1000 руб. предельная строительная стоимость судна возрастает до 21,5 млн. руб.

P.P. Латыпов, E.A. Хохлов

Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных ...

# Е

с of -а /

О

1 1

240 40 /

6 / а

200 f _____

30 --

160 4 1

20 /

120

/

2 у''

80 10 / лг*

30 60 90

Пассяжиро вместимость судна, чел

Рис 1. Зависимость водоизмещения (Д). производительности в сило-час (Рх) и производительности труда (Пг) от пассажировместимости высокоскоростного судна-экраноплана.

Таблица 1

Резульпшты расчета предельной строительной стоимости высокоскоростного судна пассажировместимостью 150 чел. на линии Н. Новгород - Казань

Вариант Цена билета, руб. Размер инфляции, % Размер дивиденда, % Размер налога на имущество, % Предельная строительная стоимость судна, млн. руб.

1 710 10 10 2 9,0

2 710 10 5 2 11,2

3 710 8 5 2 15,3

4 1000 8 5 2 21,5

Следует отметить, что расчетная строительная стоимость судов на подводных крыльях для морских перевозок пассажировместимостью 130 чел. составляет 11,2 млн. руб., 250 чел, - 15,6 млн. руб., 380-17,92 млн. руб. [17].

При фактической заводской цене судна К5 выше указанных цен в таблице, эффективность использования высокоскоростного судна на перевозках пассажиров не будет достигнута.

Следовательно, необходимо будет рассмотреть экраноплан с другими параметрами для обеспечения заданной эффективности.

Очевидно, что использование экранопланов с такими скоростями и стоимостью проезда как на железнодорожном транспорте позволит переключить часть пассажиропотока не только с железной дороги, но и с воздушного транспорта на отдельных направлениях перевозок.

Список литературы

1. Амосов А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов // Экономист. - 2003. - № 9. - С. 3-12.

2. Белый О. Проблемы развития транспортной отрасли // Морской флот. - 2001. - № 1. - С. 9-10.

3. Воловик Е. Транспорт и проблема национальной экономики // Экономист. - 2002. - № 10. -С. 32-37.

4. Губанов С. Системные условия развития // Экономист. - 2005. - № 2. - С. 16-28.

5. Домнин С.В. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота // Сб. Наука и техника на речном транспорте. - Вып. 11. - М.: ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001. - С. 37-39.

6. Домнин С.В. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского пассажирского порта). - Н. Новгород, ВГАВТ, 2002. -59 с.

7. Дрейбанд Д.В. Совершенствование экономического взаимодействия предприятий речного транспорта с субъектами РФ в сфере пассажирских перевозок. Автореферат диссерт. на соискание к. э. н. - Н. Новгород: ВГАВ'Г. 2003. - 27 с.

8. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // ЭКО. - 2004. - № 4. - С. 25-42.

9. Коледова ТА. Динамика изменения цен на судах// Морской вестник. - 2002. -№ 1.-С. 13-15.

10. Комаров А. В Философия технического прогресса на транспорте ВИНИТИ // Транспорт: наука, техйика, управление. - 1991. - № 1. - С. 6-15.

11. Комаров A.B. Транспорта России на рубеже нового тысячелетия, его задачи и перспективы. ВИНИТИ // Транспорт: наука, техника, управление. - 2000. - № 7.

12. Комаров В. Инвестиции в СНГ // Экономист. - 2002. - № 11. - С. 80-90.

13. Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ - М.: ГСФР МТ РФ, 2002. - 33 с.

14. Кравченко М.В. Оценка эффективности и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссерт. на соискание уч. степени к. э. н. -М.: 2004.-27 с.

15. Логачев С.И. Создание отечественного судостроения и необходимость разработки концепции развития гражданского судостроения // Морской вестник. - 2002. - № 1. - С. 10-12.

16. Львов Д А. Какая экономика нужна России? // Российский экономический журнал. - 2002. -№ 11-12.-С. 3-15.

17. Паравян Э.А. Инвестиционные перспективы использования скоростных судов для пассажирских перевозок на морских каботажных линиях // Морской вестник. - 2002. - № 1. - С. 64—68.

METHOD OF FORECASTING OF LIMITING BUILDING COST OF HIGH-SPEED PASSENGER VESSELS R. R. Latypov, E. A. Khokhlov

The method and results offorecasting of limiting building cost of high-speed passenger vessels for certain conditions of their use are given in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.