Научная статья на тему 'Перспективы и критерии оценки эффективности использования высокоскоростных пассажирских судов на Волге'

Перспективы и критерии оценки эффективности использования высокоскоростных пассажирских судов на Волге Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хохлов Е. А.

В статье рассматриваются проблемы организации вы сокоскоростных пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте и перспективы где развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVES AND CRITERIA OF ESTIMATING THE USE OF HIGH SPEED PASSANGER VESSELS ON THE VOLGA RIVER

The article studies the problems of high speed passhuger ships operating in inland waterways and the perspectives of their development.

Текст научной работы на тему «Перспективы и критерии оценки эффективности использования высокоскоростных пассажирских судов на Волге»

УДК 656.003

Е. А. Хохлов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПЕРСПЕКТИВЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ НА ВОЛГЕ

В статье рассматриваются проблемы организации высокоскоростных пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте и перспективы их

развития.

Основные тенденции развития транспорта в мире связаны в основном с увеличением грузоподъемности или пассажировместимости судов, вагонов, самолетов, автомашин и с повышением скорости движения на всех видах транспорта.

Достижения в этих двух направлениях способствуют повышения эффективности перевозок и в значительной степени определяют прогресс развития инженерной мысли.

Рост скоростей движения какого-либо вида транспорта, особенно пассажирского, реально повышает его конкурентоспособность. Только скорость позволяет сократить пространственную разобщенность людей (производства) и является важным средством привлечения пассажиров, способствует росту объема перевозок при определенных экономических условиях.

Однако, если увеличение пассажировместимости или грузоподъемности транспортных судов почти всегда сопровождается снижением себестоимости перевозок и повышением их рентабельности, то рост скоростей движения сегодня связан с дополнительными затратами и, как правило, с повышением транспортных тарифов.

Резкий рост скоростей движения и доставки пассажиров на внутреннем водном транспорте произошел с появлением на Волге судов на подводных крыльях со скоростью движения от 60 до 90 км/час.

Основные характеристики судов на подводных крыльях приведены в таблице 1.

Скоростные суда на подводных крыльях быстро вытеснили весь водоизмещаю-щий флот с пригородных и местных линий, сняли значительный пассажиропоток на транзитных линиях протяженностью до 400 км.

При этом стоимость проезда на скоростных судах была в 2,5 раза выше, чем на водоизмещающих судах типа «ОМ». Тем не менее пассажиры отдали предпочтение скоростному флоту. .

По разным оценкам было построено от семисот до восьмисот судов на подводных крыльях различной пассажировместимости для внутреннего и внешнего рынка. [12]

Скоростные перевозки пассажиров осуществлялись почти на 300-х линиях, перевозилось до 30 млн. человек за навигацию.

Высокие скорости движения судов на подводных крыльях на отдельных направлениях в Волжско-Камском бассейне обеспечили более быструю доставку пассажиров, чем железнодорожный транспорт, например, из Нижнего Новгорода до Казани.

Устойчивая тенденция наращивания доли скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок наблюдается на железнодорожном транспорте в Европе и особенно в Японии. Общая протяженность эксплуатируемых скоростных и высокоскоростных дорог в мире составляет около 5400 км., строящихся - 1588 км и проектируемых-4906 км [10].

Таблица 1

Технико-эксплуатационные характеристики судов на подводных крыльях

Характеристики Тип судна

«Ракета» «Метеор» «Буревестник» «Восход»

Класс Российского Речного Регистра «О» «О» «О» «О»

Пассажировместимость, чел. 64 124 150 70

Водоизмещение, т 25,4 53,4 70,8 28,4

Длина габаритная, м 26,96 34,6 43,2 27,6

Ширина габаритная, м 5,0 9,5 7,4 6,4

Осадка на плаву, м 1,8 2,3 2,0 2,0

Число двигателей и мощность, лс 1x1000 2x1100 2x2700 1х

Скорость, км/час 60 65 90 60

Организация высокоскоростного движения на Западе давно вышла из экспериментальных перевозок. Наше отставание в этом отношении связано с трудностями реализации таких проектов из-за дефицита инвестиционных ресурсов.

Для строительства высокоскоростных железных дорог со скоростным режимом до 250 км/час требуются значительные капитальные вложения и соответствующие пассажиропотоки. Исследования показывают [10], что для организации высокоскоростного движения Москва - Санкт-Петербург протяженностью 650 км необходимы инвестиции в размере 207 млрд. руб., Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург протяженностью 1435 км - 408 млрд. руб. (цены 2001 г.). Поэтому сроки ввода скоростного движения на данных направлениях планируется только в 2020-2030 гг.

Внедрение же скоростного или высокоскоростного движения на внутреннем водном транспорте не потребует таких значительных капиталовложений как на железнодорожном транспорте в связи с наличием естественных водных путей. Необходимо лишь строительство транспортных средств. Предварительные проработки техникоэксплуатационных характеристик таких судов проведены.

Преимуществами высокоскоростного движения на внутреннем водном транспорте являются безопасность перевозок пассажиров, меньшее загрязнение атмосферы, плавность движения, что будет привлекать пассажиров.

Для внедрения высокоскоростного движения на любом виде транспорта нужна не только глубокая техническая проработка, но и экономическое обоснование эффективности этого проекта. К сожалению, нет даже единого мнения по выбору критерия оценки эффективности скоростного или высокоскоростного движения.

В некоторых работах в качестве критерия оценки экономической эффективности использования скоростных судов предлагаются затраты на рубль доходов [5, 6, 10, 15], в других - более комплексно рассматривается эффект от экономии времени, снижения экологической нагрузки на окружающую среду, снижение энергопотребления и т.д.

Опираясь лишь на текущие издержки, без учета стоимости технических средств транспорта сравнение автором эффективности использования на перевозках скоростных судов типа «Метеор» с высокоскоростными некорректно и не отражает современных экономических отношений в стране.

В условиях рынка и самофинансирования предприятий привлечение частного капитала возможно лишь при определенном уровне рентабельности основного капитала

[11], но не ниже банковского процента. Только такой подход к оценке с учетом инфляции, основных налогов и в сравнении с другими видами транспорта служит объективным критерием эффективности организации скоростного движения.

Тем не менее, проработка технико-эксплуатационных характеристик высокоскоростных пассажирских судов-экранопланов - представляет несомненный интерес (таблица 2).

Возможности их использования для перевозок пассажиров существуют на направлениях, например, Нижний Новгород - Казань, Нижний Новгород - Самара со скоростью 180-200 км/час. Это наиболее оптимальные линии для экспериментального использования высокоскоростных судов, связывающие три столицы на Волге: Нижний Новгород, Чебоксары и Казань.

Использование экранопланов пассажировместимостью от 30 до 90 человек и увеличение скорости движения судов от 60 до 200 км/час позволяет существенно сократить время доставки пассажиров по сравнению с железной дорогой:

- из Нижнего Новгорода до Казани в 3-4 раза; .

- из Нижнего Новгорода до Самары в 3 раза;

Такое значительное сокращение времени пребывания пассажира в пути является мощным стимулом привлечения деловых пассажиров.

Таблица 2

Технико-эксплуатационные характеристики пассажирских скоростных судов

Характеристики Тип судна

СПК «Метеор» СПК «Линда» ЭП «Чайка-2» ЭП «Ласточка» ЭП «Ракета-2»

Класс Российского Речного Регистра «О» «Р» «О» «О» «О»

1 іассажировместимость, чел. 128 70 30 60 90

Водоизмещение, т 52,9 24,6 28,0 30,0 32,0

Длина габаритная, м 34,6 24,1 19,9 25,0 30,0

Ширина габаритная, м 9,5 4,6 1.9,5 19,7 19,7

Осадка на плаву, м 2,3 0,95 0,74 0,88 0,90

Число двигателей и мощность, лс 2x885 1x810 2x1104 2x1796 3x1796

Скорость, км/час 65 55 160 180 200

Дальность плавания, км 600 400 1000 1000 1000

Предварительные расчеты показывают, что с увеличением пассажировместимости с 30, 60 до 90 человек водоизмещение судна возрастает всего на 14 % (таблица 2), производительность 1 л. с. в ходу за час увеличивается соответственно на 38,2 % и 52,1 %, а такой важной показатель как производительность труда на перевозках - в 1,76 и 2,81 раза.

Учитывая мировой опыт, а также опыт эксплуатации судов на подводных крыльях типа «Метеор» пассажировместимостью 124 чел представляет большой практический интерес сравнить на предполагаемых линиях перевозок эффективность использования экранопланов пассажировместимостью 120-200 человек.

На наш взгляд, на рассматриваемых линиях экранопланы пассажировместимостью 150-200 человек будут в большей степени соответствовать размеру пассажиропотока, способствовать повышению эффективности пассажирских перевозок и расширению сферы их использования. Из трех типов высокоскоростных судов наиболее предпочтительным для непосредственной эксплуатации представляется экраноплан «Ракета-2» (таблица 2).

Обоснование оптимальных скоростей движения, пассажировместимости высокоскоростных судов, размеров тарифов, определение границ их эффективного использования требуют скорейшего уточнения для начала строительства и экспериментальной эксплуатации головного судна нового поколения в реальных условиях перевозок.

Предварительные сравнительные экономические показатели новых судов - экрано-планов при тех исходных технических характеристиках (таблица 2) значительно выше существующих и реализация проекта открывает новую эру в судоходстве России.

Слисок литературы

[1] Аветикян М.Л. Высокие технологии транспортного процесса // Железнодорожный транспорт. -2001.-№ 11.-С. 73-77.

[2] Амосов А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов // Экономист. - 2003. — № 9. - С. 3-12.

[3] Воробьева М.В. Кто и как определяет пассажирские тарифы.

[4] Домнин С.В. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота // Сб. Наука и техника на речном транспорте. - Вып. 11- М.: ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001. - С. 37-39.

[5] Домнин С.В. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского порта). - Н. Новгород, ВГАВТ, 2002. - С. 59

[6] Дрейбанд Д.В. Совершенствование экономического взаимодействия предприятий речного транспорта с субъектами РФ в сфере пассажирских перевозок. Автореферат диссертации на соискание степени к. э. н. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - 27 с.

[7] Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. - М.: МТРФ, 2002. - 33 с.

[8] Комаров А.В. Философия технического прогресса на транспорте // ВИНИТИ. Транспорт: наука, техника, управление. - 1999. -№ 1. — С. <5-15.

[9] Комаров А.В. Транспорт России на рубеже нового тысячелетия, его задачи и перспективы // ВИНИТИ. Транспорт: наука, техника, управление. - 2000. -№ 7,

[10] Кравченков М.В. Оценка эффективности и перспективы развития скоростных пассажир-

ских перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н.-М.: 2004.-27 с. -

[11] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Утв. 21.06.1999 г. Минэкономики РФ, Минфином РФ, ГК по строительству, архитектуре и жилищной политике). - М.: Экономика, 2000. - 421 с.

[12] Паравян Э.А. Инвестиционные перспективы использования скоростных судов для пассажирских перевозок на морских каботажных линиях - Морской вестник, 2002. - № I. - С. 64—68.

[13] Романовский М. Реализация положений концепции судоходной политики // Морской флот,

2002.-№ 1.-С. 3-8. . .

[14] Рыжова Л.П. Адаптация речного транспорта России к рыночным преобразованиям. Автореферат на соискание ученой степени д. э. н. - М.: 1998. - 50 с.

[15] Самсонов Р.И. Разработка стратегии обновления и использования речного грузового флота. Автореферат на соискание ученой степени к. э. н. - Н. Новгород: 2004. - 24 с.

THE PERSPECTIVES AND CRITERIA OF ESTIMATING THE USE OF HIGH SPEED PASSANGER VESSELS ON THE VOLGA RIVER

E. A. Khokhlov

The article studies the problems of high speed passhuger ships operating in inland waterways and the perspectives of their development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.