Научная статья на тему 'Анализ состояния скоростного пассажирское флота и эффективность его использования'

Анализ состояния скоростного пассажирское флота и эффективность его использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов Е. А.

В статье рассмотрены вопросы состояния скоростного пассажирского флота. эффективность его использования на различных линиях в Нижнем Новгороде и Казась Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом имеют важное для страны, обладающей огромной территорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZE OF STATE OF SPEEDY PASSENGER-TRANSPORT AND EFFECTIVENESS OF HIS USING

In this article we describe a few questions of state of speedy passenger-transport and effectiveness of his using on different water ways in Nizhny Novgorod and in Kazan.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния скоростного пассажирское флота и эффективность его использования»

Показатели Обь-Иртышское РП Северречфлот С>ргутста* порт

Тарифная ставка, руб./ЮОО ткм. 75,7 66 87.4

Себестоимость, руб./ЮОО ткм. 86,3 80

Цена перевозки, млн. руб. 5505 4800 635« 1

Амортизационные отчисления, млн. руб. 0* 36

Отчисления в фонд оплаты труда, млн. руб. 1084 451

Материальные затраты, млн. руб. 5192 5330

Налог на прибыль, млн. руб. 0 89

НДС, млн. руб. 0 I

Единый налог на пользование автомобильными дорогами, млн. руб. 120 1»

Всего налоговых поступлений в региональный бюджет, млн. руб. 0 120 289 |

Бюджетные затраты на перевозки, млн. руб. 551 360 347 }

Сальдо бюджетного дохода, млн. руб. -551 -240 <9 1

РВВП. млн. руб. 0 1204 77. 1

* Примечание: все основные производственные средства компании «Северречфлот» самортизнг. =^-=-

THE SELECTION OF TRANSPORT COMPANY IN REGION \I DELIVERY LOGISTICS SYSTEM

S. S. Milnikov, Y. N. Urtmincev

This paper outlines the system prior state of Transport Company on terms of pre-winter per, ac delivery. It considers complex criterions of efficiency for the coal delivery logistics systerr.

УДК 656.003

Е. А. Хохлов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СКОРОСТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы состояния скоростного пассажирского флото -фективность его использования на различных линиях в Нижнем Новгороде и Казакь.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом имеют важное гжчгшв для страны, обладающей огромной территорией.

В начале 80-х годов прошлого столетия на речных судах ежегодно переь: почти 124 млн. чел., при этом более четверти всего объема пассажирских выполнялось судами на подводных крыльях со скоростью от 60 до 98 км-час пассажирооборот составлял свыше 5,45 млрд. пкм. в год.

Перестройка экономических отношений в стране и связанное с ней паден:-е « » ненного уровня населения привело к снижению объема пассажирских перево:-; * ным транспортом в 2000-2003 гг. по сравнению с 1975 годом почти в 4,5 раза

200

Вестник ВГАВТ

Таблица

Сургутский порт

87,4 80 6356 36 451 5330 89 41 159

289

347 -89 776

ированы

[(ЖАЬ

ег репЫ ет

Эти обстоятельства отрицательно повлияли на экономические показатели работы пассажирского флота, особенно скоростного. В большинстве случаев уровень применяемых тарифов на пассажирских перевозках внутренним водным транспортом не позволяет даже покрывать издержки, связанные с их организацией (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели работы пассажирского флота в Казанском речном порту

Основные лннии № проекта Пассажиры, тыс. чел. Доходы, тыс. руб. Расходы, тыс. руб. Прибыль (убытки), тыс. руб.

СКОРОСТНЫЕ

Транзитные

Казань- Ульяновск 342Э 4,4 321 416 -95

Местные

Казань-Тетюши 342Э 32,3 2750 7422 -4682

Пригородные

Казань-К. Устье 342Э 55,2 1876 5065 -3189

Казань-Теньки Э52 18,9 483 1303 -820

Казань-Шеленга Э52 3,2 69 186 -117

Итого по пассаж, скор. 134 5499 14391 -8893

Экскурсионные Скоростные 4 287 57 230

ИТОГО по скоросг. флоту 118 5786 14449 -8663

:кого шя

ГШ и эф-азани

>е значение

ревозилось I перевозок ?ас. Общий

дение жиз-гвозок вод-оа.

Так, в двух крупных промышленных городах России - Нижнем Новгороде и Казани пассажирский флот не покрывает доходами от перевозок расходы, связанные с его эксплуатацией.

Даже с учетом дотаций убытки от перевозок пассажиров в Казанском порту составили 15,8 млн. руб. за навигацию 2002 г., без дотаций - 37.4 млн. руб. (табл. 2).

Вместе с тем, организация скоростных экскурсионных перевозок в Казанском порту оказалась весьма эффективной по сравнению с эксплуатацией скоростных судов на постоянных транзитных, местных и пригородных линиях.

Бюджетное дотирование пассажирских перевозок в настоящее время недостаточное и не обеспечивает покрытие убытков.

С другой стороны, размеры дотирования скоростных пассажирских перевозок должны быть научно обоснованы, иначе предприятия перестанут совершенствовать транспортный флот, технологию перевозок. Необоснованные размеры бюджетных ассигнований приводят к злоупотреблениям, к использованию средств не по назначению. Это подтверждается не только отечественным, но и зарубежным опытом.

Анализ основных статей расходов по перевозкам пассажиров показывает, что доля заработной платы в прямых расходах по пассажирскому флоту составляет 28,6 %, с учетом единого социального налога - более 39%, доля распределяемых расходов - 37 %.

Доля же амортизационных отчислений составляет всего 7,2 %, что свидетельствует о том, что пассажирский флот не переоценивался в связи с инфляцией в стране.

Таблица 2

Финансово-экономические показатели работы пассажирского флота в Казанском речном порту (тыс. руб.)

Показатели Флот Итого по флоту Вокзал-АУЛ Всего

Пассаж. Турист. Экскурс.

1. Доходы всего в т.ч. 23148,6

Пассажиров КОФ Прочие 11044,2 5447,7 4668,7 21160,6 21160,6

907 907

1081 1081

2. Расходы

2.1. ФОТ 7048,3 703,1 892,6 8644 3961 12605

2.2. Отчисления соц. нужды 2579,3 257,9 326,8 3164 1450 4614

2.3. Рацион на питание В прочих

2.4. Топливо 7085.6 2061,5 612,9 9760 187 9947

2.5. Материалы 862,3 189,5 83,2 1135 295 1430

2.6. Износ малоценного инвентаря 788,0 603,7 313,3 1705 741 2446

2.7. Ремонтный фонд 5841,2 623,4 247,4 6712 646 7358

2.8. Амортизационные отчисления 2027,7 124,6 121,7 2274 894 3168

2.9. Прочие 621,9 L 843,2 157,9 1623 863 2486

Итого: Прямых расходов 26854,3 5406,9 2755.8 35017 9037 44054

3. С распределяемыми расходами 37438,3 7488,5 ' 3817,2 48744 11790 60534

4. Финансовый результат -37385,4

5. Дотация РТ+РФ 21519,5

6. Убыток -15865,9

Перевозки пассажиров скоростными судами на подводных крыльях продолжают сокращаться. Из-за отсутствия финансовых ресурсов строительство новых скоростных судов прекращено. Пассажирский флот не только морально, но и физически изношен. Износ транспортных средств в крупном Нижегородском транспортном узле превышает 77 %, машин и оборудования - 80 %, инструментов и инвентаря - 89 %. Из 27 единиц пассажирских судов 14 выработали свой нормативный ресурс [4].

В Казанском порту сложилась аналогичная ситуация: треть пассажирских судов полностью отслужили свой нормативный срок, износ остальных судов превышает 70 %.

Недооценка стоимости основных фондов транспорта приводит к искажению действительных издержек транспортных предприятий, к занижению расходов и себестоимости услуг.

Отрицательное воздействие инфляции на фондоемкие транспортные предприятия проявляется в заниженном 10-15 раз размере амортизационных отчислений, которые являются основным источником простого воспроизводства основных фондов.

Но даже при такой структуре расходов и непрерывном повышении тарифов экономическое состояние пассажирских предприятий остается нестабильным в силу ряда объективных и субъективных причин.

Предприятия водного транспорта, связанные с перевозкой пассажиров, неадекватно реагируют на изменившиеся экономические условия в стране, на конкуренцию

202

Таблица 2

70.)

кжзал+ АУП Всего

23148,6

21160,6

907 907

1081 1081

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3961 12605

1450 4614

187 9947

295 1430

741 2446

646 7358

394 3168

363 2486

037 44054

790 60534

-37385,4

21519,5

-15865.9

»ях продолжают новых скорост-и физически из-нспортном узле паря - 89 %. Из к [4]. широких судов ревышает 70 %. «скажению дей-сходов и себе-

« предприятия пений, которые ондов. и тарифов эко-ым в силу ряда

Вестник ВГАВТ

киров, неадек-1 конкуренцию

со стороны автомобильного транспорта, проигрывая ему в мобильности и скорости доставки пассажиров.

Так, на линии Нижний Новгород - поселок «Памяти Парижской коммуны» протяженностью 52,5 км по реке скорость фактической доставки пассажиров судами на подводных крыльях из-за неплановых заходов в промежуточные пункты составляет 30 - 35 км/час против паспортной - 60 км/час, в то время как, пассажирский автомобиль «Газель» преодолевает путь в 76 км со средней скоростью 65 км/час, доставляя пассажиров в данный населенный пункт не только быстрее, но и дешевле, а рейсы осуществляются более регулярно.

Подобная организация перевозок пассажиров скоростными судами не только снижает привлекательность речного транспорта по сравнению с автомобильным, но и приводит к потере им конкурентоспособности и вытеснению его с рынка транспортных услуг.

С целью полной реализации судами на подводных крыльях своих скоростных характеристик необходимо совершенствовать технологию перевозок, применяя, например, зонное обслуживание пассажиров.

Для преодоления убыточности и возрождения перевозок пассажиров скоростными судами необходимо научно-обоснованно устанавливать уровень тарифов на перевозку пассажиров, позволяющий компенсировать предприятиям не только затраты. Но и инфляцию.

Одновременно и государство должно финансировать поиски новых направлений совершенствования и создания более экономных и эффективных скоростных судов с целью обновления морально устаревшего и физически изношенного скоростного флота страны.

Список литературы

[1] Амосов А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов. Экономист. 2003. ,\?9 сЗ-12.

[2] Воробьева М.В. Кто и как определяет пассажирские тарифы. ЭКО. 2004. №2, с. 121-128

[3] Домнин C.B. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота. Сб. Наука и техника на речном транспорте. Вып U.M.., ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001,с 37-39.

[4] Домнин C.B. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского пассажирского порта.) Н.Новгород. ВГАВт, 2002, с 59.

[5] Кравченков М.В. Оценка эффективности и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссерт. На соискание уч. Степени К.ЭН, М,2004.27а

[6] Толузаков К.П. Теория и практика построения тарифов на речном транспорте и необходимость их совершенствования. Н. Новгород, Тр. ВГАВТ, вып. 296,ч. 4. 2001, с.204-209. (в соавторстве)

[7] Толузаков К.П. Повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок водным транспортом России в условиях функционирования международных транспортных коридоров. Н.Новгород, Вестник ВГАВТ, вып.З, 2002, 68-75с. (в соавторстве).

[8] Толузаков К.П. Интегральный метод расчета грузовых тарифных ставок на водном транспорте в современных условиях рынка. Н. Новгород.. Вестник ВГАВТ. вып. 3,2002, 60-63 с.

ANALYZE OF STATE OF SPEEDY PASSENGER-TRANSPORT AND EFFECTIVENESS OF HIS USING

E. A. Khokhlov

In this article we describe a few questions of state of speedy passenger-transport and effectiveness of his using on different water ways in Nizhny Novgorod and in Kazan.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.