Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (XVIII-XIX ВВ.)'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (XVIII-XIX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ / РЕФОРМЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Наталия Николаевна

В данной статье автор рассматривает реформирование научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции). Система научно-исследовательской деятельности студентов в странах Европы имеет многовековой опыт, свои традиции и характеризуется рядом национальных особенностей. В период реформирования научно-исследовательской деятельности создана централизованная, всеобъемлющая и единообразная система высшего образования с акцентом на научно-исследовательскую деятельность. После ряда образовательных реформ и трансформаций сложились основные модели университета, наибольшее признание и распространение получила, сформировавшаяся в начале XIX века «немецкая» модель университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE CRISIS OF THE EUROPEAN UNIVERSITY (XVIII-XIX CENTURIES)

In this article, the author examines the reform of the research activities of students in European universities (on the example of Great Britain, Germany, France). The system of research activities of students in European countries has centuries-old experience, its own traditions and is characterized by a number of national features. During the period of reforming research activities, a centralized, comprehensive and uniform system of higher education was created with an emphasis on research activities. During this period, there was strict centralization and complete control of the state, the ideas of enlightenment in universities were widely promoted by materialist philosophers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (XVIII-XIX ВВ.)»

Научная статья УДК 37; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-139-143 NIION: 2018-0077-2/22-152 MOSURED: 77/27-024-2022-02-351

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях кризиса европейского университета (XVIII-XIX вв.)

Наталия Николаевна Погребняк

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, Симферополь, Россия,

pogrebnyak70@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор рассматривает реформирование научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции). Система научно-исследовательской деятельности студентов в странах Европы имеет многовековой опыт, свои традиции и характеризуется рядом национальных особенностей. В период реформирования научно-исследовательской деятельности создана централизованная, всеобъемлющая и единообразная система высшего образования с акцентом на научно-исследовательскую деятельность. После ряда образовательных реформ и трансформаций сложились основные модели университета, наибольшее признание и распространение получила, сформировавшаяся в начале XIX века «немецкая» модель университета.

Ключевые слова: университет, высшее учебное заведение, факультет, реформы, учебный процесс, научно-исследовательская деятельность

Рецензент: Еремина Инна Станиславовна - КрФ Российский государственный университет правосудия (г. Симферополь), доктор педагогических наук.

Для цитирования: Погребняк Н. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях кризиса европейского университета (XVIII-XIX вв.) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 139-143. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-139-143.

Original article

Research activities of students in the conditions of the crisis of the European university (XVIII-XIX centuries)

Natalya N. Pogrebnyak

The Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education

«The Russian State University of Justice», Simferopol, Russia, pogrebnyak70@mail.ru

Abstract. In this article, the author examines the reform of the research activities of students in European universities (on the example of Great Britain, Germany, France). The system of research activities of students in European countries has centuries-old experience, its own traditions and is characterized by a number of national features. During the period of reforming research activities, a centralized, comprehensive and uniform system of higher education was created with an emphasis on research activities. During this period, there was strict centralization and complete control of the state, the ideas of enlightenment in universities were widely promoted by materialist philosophers.

Keywords: university, educational process, research activities, European educational space

Reviewer: Eremina Inna Stanislavovna - KrF Russian State University of Justice (Simferopol), Doctor of Pedagogical Sciences.

For citation: Pogrebnyak N. N. Research activities of students in the conditions of the crisis of the European university (XVIII-XIX centuries) // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):139-143. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-2-139-143. © Погребняк Н. Н., 2022

Развитию научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы посвящены работы зарубежных ученых-исследователей (Э. Лависс, М. Леклерк, K. Yaspers, J. Newman). Активное развитие научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы ознаменовалось в эпоху Просвещения и Гуманизма во многом противоположным средневековому, связанным с реформами Наполеона во Франции и В. Гумбольдта в Германии. Это выражалось не только в системе реформированных образовательных институтов — оно затронуло всю полноту отношений государства, общества и церкви, когда привилегии перестают быть абсолютными, гражданские власти предпринимают попытки ограничить академическую автономию, восстановить порядок и дисциплину в университетах. Поскольку большинство университетов Европы не смогли уже удовлетворять научно-образовательные потребности, новое время требовало изменения системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Чтобы удовлетворять запросы Нового времени, когда устаревшие методы обучения в университетах и отсутствие связи научных исследований с потребностями общества продолжали властвовать, необходимо было кардинально менять систему научно-исследовательской деятельности студентов в целом. В университетах с целью заинтересованности молодежи в научных знаниях начали массово создаваться многочисленные общества: литературные, дискуссионные клубы, общества политических реформ, научно-исследовательские общества, что и привело к активному привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности. Уже к началу XIX века на Европейском континенте насчитывалось 143 высших учебных заведения.

К примеру, в Великобритании в первой половине XIX века было создано Лондонское высшее педагогическое учебное заведение (1836 г.), вобравшее в себя несколько десятков научных школ, институтов, колледжей, но каждый из них фактически являлся самостоятельным учебным заведением. В процессе слияния нескольких колледжей, школ и институтов появляются федеральные университеты: Уэльский (1893 г.), Да-рэмский (1832), Ланкастерский. Далее, на базе колледжей появились «краснокирпичные» университеты (Redbrick), основной контингент которых составляли выпускники местных школ. Примечательно, что каждый университет с момента рождения имел свою «Королевскую хартию», которая позволяла ему разрабатывать и ут-

верждать научно-исследовательские программы, определять систему оценок знаний студентов, присуждать ученые степени. Наиболее известными среди них являются: Ноттингемский (1879), Лидский, Шеффилдский, Ливерпульский (1879), Бирмингемский (1890), Манчестерский (1891). В этот период в Великобритании были созданы первые дневные педагогические колледжи, открыты первые педагогические отделения университетов [5, с. 30].

Промышленная революция, захлестнувшая Великобританию в XIX в., поставила страну перед необходимостью готовить опытных исследователей и администраторов. Однако высшее образование в Великобритании было представлено преимущественно институтами механиков и вечерними школами повышенного уровня, которые уже не соответствовали постоянно растущим потребностям промышленности в высококвалифицированных научных специалистах. С этой целью, британский парламент принимает «Закон о техническом образовании» (1889 г.), согласно которому в стране появляются новые университеты, а все существующие технические должны были подчиняться рядам графств [7]. Основное место в содержании обучения в этих университетах (Сити-университет, 1891 г.; Суррейский, 1891 г.; Батский, 1894 г.; Астонский, 1895 г.,; Сол-фордский, 1896 г.; Стартклайдский, 1796, и Гери-от-Уотский, 1821 г.) было отведено предметам научно-исследовательского цикла, созданы первые дневные педагогические колледжи, открыты первые педагогические отделения с научно-исследовательскими обьединениями. В 1864 году был основан Институт Нортгемптона, который в 1 900 году превратился в Инженерный колледж. В конце XIX века был создан Ноттингемский (1879), Лидский, Шеффилдский, Ливерпульский (1879), Бирмингемский (1890 г.), Манчестерский (в 1891 г.) университеты. В середине XIX века рождается модель интеллектуального университета (Дж. Ньюмен), деятельность которого в течение последнего времени приобретала научно-исследовательский характер. В Великобритании сложилась комплексная инфраструктура высших учебных заведений, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность творческой молодежи [8]. Основной целью британских вузов оставалось воспроизводство профессоров, и вузы не стремились к проведению научных исследований, как это было в немецких университетах [3; 10].

Во Франции, окончательно утвердив позиции университетов и их первенство в распростране-

но

PEDAGOGICAL SCIENCES

нии идей науки и культуры, идеи просветительства в университетах широко пропагандировали философы-материалисты. В университете по-прежнему продолжала доминировать светская власть на научно-исследовательскую деятельность студентов, подчинив деятельность университета своим прагматическим интересам. И созданный Наполеоном «Императорский университет» (позже Университет Франции) стал воплощением университетской модели научно-исследовательской деятельности студентов, институт, контролирующий и координирующий всю научную деятельность в образовательной системе страны. Однако основная функция университета все же заключалась в преподавании, а научно-исследовательская деятельность была передана в ведение Академии. В «Университете Франции» были ликвидированы старые академические свободы, в частности, все программы научно-исследовательской деятельности студентов жестко контролировались сверху центральным правительством [1]. Претерпев заметные трансформации после Реставрации в 1815 году, научно-исследовательская деятельности студентов Франции в основном сохранила черты, приданные ей Наполеоном: были отменены остатки корпоративного устройства Университета и монополия его членов на преподавание и проведение научных исследований. Таким образом, в 50-е годы наряду с государственной системой образования возник обширный частный сектор, в основном занятый католическими школами, причем государственная монополия в научно-исследовательской деятельности студентов продержалась вплоть до 1875 года.

Ведущим университетом, осуществляющим научно-исследовательскую деятельность студентов, оставался Парижский университет - Сорбонна, хотя наряду с университетами функционировали и государственные высшие педагогические учебные заведения, так называемые «большие школы» (Grandes Ecoles), занимающие ведущие позиции в системе научно-исследовательской деятельности студентов данного периода. Эти школы давали самый высокий уровень подготовки научно-исследовательской деятельности студентов [4].

В отличие от Франции, в Германии в 70-х годах XIX века бурное социально-экономическое развитие страны послужило толчком к расширению сферы образования, развития педагогической науки и научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Объединение германских княжеств в единое государство под ведущим началом Пруссии выдвинуло Германию на одно

из первых мест Европы, что послужило толчком к расширению сферы образования, развития педагогической науки и научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. В этот период были приняты законы об обязательном обучении детей до 14 лет, заметно выросла сеть университетов, увеличился контингент учащихся в университетах. Однако германские университеты, являясь жестко включенными в систему государственного управления и финансирования, сохраняли важные элементы корпоративного устройства и автономии [2].

Во многом благодаря Вильгельму фон Гумбольдту (1767 - 1835), как первопроходца в проблеме, получившей название «Идея университета», в Германии произошла вспышка интереса к судьбам университета и научно-исследовательская деятельность студентов стала носить академический характер. Разрабатывая инновационную идею социально значимого университета в Берлине, В. фон Гумбольдт поставил принципиально новые цели для достижения в рамках реформы прусской образовательной системы — «...научить студентов самостоятельно мыслить, познакомить их с основными принципами и методами научного исследования.», поскольку без опоры на этот фундамент познавательная учебная деятельность не может превратиться в истинно интеллектуальное образование и стать плодотворной для ума. Благодаря реформаторской деятельности Вильгельма фон Гумбольдта, сформулировавший концептуальные основы университетского образования, государственная система образования уже была направлена на распространение интеллектуальной культуры, основанной на универсальном и фундаментальном образовании. В этот период появляются научно-исследовательские центры, что свидетельствует о развитии потребностей общества в специалистах научной сферы и научно-исследовательская деятельность студентов стала неотьемлемой частью и стремлением к поиску научных открытий. Организация научного процесса предусматривала работу студентов в научно-экспериментальных лабораториях, научные открытия носили прикладной характер, работа над научным исследованием уже проводилась командой ученых. В основу немецкого университета были положены два принципа: Lehrfreiheit и Lerafreiheit — свобода учить, и свобода учиться, а также устремленность к Wissenschaft — науке, знанию, систематически культивируемому ради себя самого. В дальнейшем идеи Гумбольдта оказали определенное влияние на эволюцию уни-

верситетов и Западной Европы. К концу XIX века такие университеты появились в США, а в XX веке в Великобритании. В них удобно сочетались преподавание и научно-исследовательская деятельность студентов. В этот период в Германии впервые появилась степень доктора философии (PhD), которую с энтузиазмом переняли в Америке [6;9].

Таким образом, развитие научно-исследовательской деятельности студентов в период эпохи Просвещения и Гуманизма в странах Европы явилось значительным этапом, хотя многие проблемы получили свое продолжение в последующие десятилетия. В этот период закладываются важные принципы развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы, хотя коренной перестройки так и не произошло. Следует подчеркнуть, что если в XVIII веке в Европе научные исследования осуществлялись отдельными учеными, то в конце XIX века в связи с развитием науки, с углублением ее интернационализации, усилением влияния на производство происходит объединение усилий ученых в научно-исследовательской деятельности студентов. В XIX веке после ряда научно-исследовательских реформ и трансформаций сложились основные модели университета, во многом сохранившиеся и по сей день. Наибольшее признание и распространение получила сформировавшаяся в начале XIX века «немецкая» модель научно-исследовательской деятельности студентов, более известная как «университет Гумбольдта». Новый университет был призван преодолеть недостатки крайностей английской и французской научно-исследовательских моделей, а его фундаментальными принципами стали академическая свобода и единство научного исследования и образования. Относительно высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные общества, обеспечивающие условия роста, передачи и воспроизводства научных знаний и, что особенно важно, подготовки образованных людей, владевших научно-исследовательскими познаниями, способных к научным открытиям, придали европейским университетам в эпоху Просвещения и Гуманизма общенародное и международное значение.

Библиографический список

1. Бехман Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехман. М. : Логос, 2010. 248 с.

2. Лучшие Университеты Германии 2019 // StudyinFocus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinfocus.ru/best-germany-university/.

3. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета / пер. с англ. С. Б. Бенедиктова ; под общ. ред. М. А. Гу-саковского / Дж. Ньюмен. Минск : Изд-во БГУ, 2006. 208 с.

4. Тойнби А. Дж. Постижение истории : избранное / А.Дж.Тойнби ; под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича ; пер. с англ. Е. Д. Жаркова. 2-е изд. М. : Айрис-Пресс, 2002. 637 с.

5. Бурманн М., Делиус А. Студенческая мобильность в системе высшего образования // Отчет ifo DICE от 3/2017 сентября. Том 15. URL: https://www.cesifo-group.de/DocDL/dice-report-2017-3-burmann-deHus-october.pdf. С. 48-50.

6. Выбор в пользу роста: знания, инновации и рабочие места в сплоченном обществе: сообщение Комиссии / Европейской комиссии. Брюссель, 2003. 41 с.

7. Эриксон П., Франеберг Г.-М., Каллос Д. Некоторые аспекты роли аспирантуры и исследований в современном педагогическом образовании в Европейском Союзе: Доклад, представленный на семинаре ENTER. Швеция : Университет Умео, 2001. С. 130.

8. Лиддл А. Фьюри как университеты на севере Шотландии несут основную тяжесть сокращения образования // Пресса и журнал. 2016. 20 февраля.

9. Лопес И. Новые бизнес-модели в экономике знаний: стратегический путь к созданию ценности 11. Лопес II Электронный журнал управления знаниями. 2006. Т. 4. Вып. 2. С. 159-168.

10. Рашдалл Х. Университеты Европы в средние века. Оксфорд : Кларендон Пресс, 1996. Т. 3.

C.147-153.

Bibliographic list

1. Behman G. Modern society: risk society, information society, knowledge society / G. Behman. M. : Logos, 2010. 248 p.

2. The Best Universities in Germany 2019 // StudyinFocus.ru. [Electronic resource]. URL: https:// studyinfocus.ru/best-germany-university/.

3. Newman, J. G. The Idea of the University / translated from the English by S. B. Benediktov; under the general editorship of M. A. Gusakovsky / J. Newman. Minsk : Publishing House of BSU, 2006. 208 p.

4. Toynbee, A. J. Comprehension of history: favorites / A. J.Toynbee; edited by V. I. Ukolova,

D. E. Kharitonovich; translated from the English by

E. D. Zharkov. 2nd ed. M. : Iris-Press, 2002. 637 p.

5. Burmann M., Delius A. Student mobility in the higher education system // IFO DICE report dated September 3/2017. Volume 15. URL: https://www.

142

PEDAGOGICAL SCIENCES

cesifo-group.de/DocDL/dice-report-2017-3-bur-mann-delius-october.pdf. pp. 48-50.

6. Choosing growth: Knowledge, innovation and jobs in a cohesive society: Communication from the Commission/European Commission. Brussels, 2003. 41 p.

7. Erikson P., Franeberg G.-M., Kallos D. Some aspects of the role of postgraduate studies and research in modern pedagogical education in the European Union: A report presented at the ENTER seminar. Sweden : Umeá University, 2001. p. 130.

8. Liddle, A. Fury how universities in the North of Scotland bear the brunt of education cuts // Press and magazine. 2016. February 20.

9. Lopez, I. New business models in the knowledge economy: a strategic path to value creation 11. Lopez II Electronic Journal of Knowledge Management. 2006. Vol. 4. Issue. 2. pp. 159-168.

10. Rushdall, H. Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford : Clarendon Press, 1996. Vol. 3. pp. 147-153.

Информация об авторе

Н. Н. Погребняк — заведующий кафедрой иностранных языков Крымского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

N. N. Pogrebnyak - Head of Department of Foreign Languages The Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», Candidate of Pedagogic Sciences, Docent.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 28.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. — 223 с. ISBN 978-5-238-03589-5

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.