Научная статья на тему 'Научно-исследовательская подготовка студентов в университетах Германии'

Научно-исследовательская подготовка студентов в университетах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / CREATIVE ABILITY / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / SCIENCE STAFF / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н. Н.

Актуальность статьи обусловлена тем, что создание единого европейского образовательного пространства привело к выработке единых критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса и превратило образование в один из самых важных элементов социальной инфраструктуры европейских государств. Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт стран Европы, которые аккумулируют все большее количество молодых исследователей. В этих странах сложился методологический и технологический потенциал; разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов; развиты механизмы стимулирования научной и инновационной активности молодых исследователей. Цель статьи заключается в изучении зарубежного опыта, развитии теории и практики организации научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях Европы. В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Германии, основные модели подготовки научных кадров и особенности организации учебного процесса. Доказано, что система высшего педагогического образования в Германии достаточна интересна. Сегодня это одна из центральных европейских стран с многовековым опытом и своими традициями в области научно-исследовательской деятельности студентов. Все высшие учебные заведения Германии делятся на академические (со статусом университета) и специализированные, которые отличаются между собой целями, организацией научно исследовательской деятельности, требованиями подготовки и проведения экзаменов. Учебными планами высших учебных заведений Германии предусмотрено выполнение студентами определенного количества научно-исследовательских работ за весь период обучения, согласно специально разработанным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF GERMAN

The relevance of the article is due to the fact that the creation of a single European educational space led to the development of common criteria for educational policy in the framework of the Bologna process and turned education into one of the most important elements of the social infrastructure of European states. Of particular interest for domestic research is the experience of European countries, which accumulate an increasing number of young researchers. In these countries, the methodological and technological potential has developed, methods, forms and methods for organizing students' research activities have been developed, and mechanisms have been developed to stimulate the scientific and innovative activity of young researchers. The purpose of the article is to study foreign experience, to develop the theory and practice of organizing research activities of students in higher educational institutions of Europe. In this article, the author considers the current state of the development of research activities of students at German universities, the basic models for the training of scientific personnel and the features of the organization of the educational process. It is proved that the system of higher pedagogical education in Germany is quite interesting. Today it is one of the central European countries with centuries of experience and its own traditions in the field of students' research activities. All higher education institutions in Germany are divided into academic (with university status) and specialized, which differ in goals, organization of scientific and research activities, requirements for the preparation and conduct of exams.The curricula of higher educational institutions in Germany provide for students to carry out a certain number of research projects for the entire period of study, according to specially designed programs.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская подготовка студентов в университетах Германии»

УДК 39.019.76 (671-16)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ГЕРМАНИИ

Н.Н. Погребняк

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что создание единого европейского образовательного пространства привело к выработке единых критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса и превратило образование в один из самых важных элементов социальной инфраструктуры европейских государств. Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт стран Европы, которые аккумулируют все большее количество молодых исследователей. В этих странах сложился методологический и технологический потенциал; разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов; развиты механизмы стимулирования научной и инновационной активности молодых исследователей.

Цель статьи заключается в изучении зарубежного опыта, развитии теории и практики организации научно -исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях Европы.

В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Германии, основные модели подготовки научных кадров и особенности организации учебного процесса.

Доказано, что система высшего педагогического образования в Германии достаточна интересна. Сегодня это одна из центральных европейских стран с многовековым опытом и своими традициями в области научно -исследовательской деятельности студентов. Все высшие учебные заведения Германии делятся на академические (со статусом университета) и специализированные, которые отличаются между собой целями, организацией научно - исследовательской деятельности, требованиями подготовки и проведения экзаменов. Учебными планами высших учебных заведений Германии предусмотрено выполнение студентами определенного количества научно-исследовательских работ за весь период обучения, согласно специально разработанным программам.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научно-исследовательская деятельность, научные кадры, учебные планы.

SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF GERMAN

N. Pogrebnyak

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the creation of a single European educational space led to the development of common criteria for educational policy in the framework of the Bologna process and turned education into one of the most important elements of the social infrastructure of European states. Of particular interest for domestic research is the experience of European countries, which accumulate an increasing number of young researchers. In these countries, the methodological and technological potential has developed, methods, forms and methods for organizing students' research activities have been developed, and mechanisms have been developed to stimulate the scientific and innovative activity of young researchers.

The purpose of the article is to study foreign experience, to develop the theory and practice of organizing research activities of students in higher educational institutions of Europe.

In this article, the author considers the current state of the development of research activities of students at German universities, the basic models for the training of scientific personnel and the features of the organization of the educational process.

It is proved that the system of higher pedagogical education in Germany is quite interesting. Today it is one of the central European countries with centuries of experience and its own traditions in the field of students' research activities. All higher education institutions in Germany are divided into academic (with university status) and specialized, which differ in goals, organization of scientific and research activities, requirements for the preparation and conduct of exams.The curricula of higher educational institutions in Germany provide for students to carry out a certain number of research projects for the entire period of study, according to specially designed programs.

Keywords: higher education, university, scientific activity, creative ability, scientific-research activity, science staff, curricula.

На протяжении последних лет важной составляющей структурной перестройки и рыночных реформ экономики России выступает необходимость дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Достижение этой цели связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности, формированием у молодежи не только знаний, умений и навыков, но и необходимых, с точки зрения социального заказа, научно-исследовательских качеств и компетенций, активной жизненной позиции, мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования в течении жизни. Подготовка молодежи к научно-исследовательской деятельности - стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, поставленным «Национальной доктриной образования Российской Федерации на период до 2025 года».

У каждого государства мира сегодня есть свой собственный опыт построения системы образования, и аналитическое изучение этого опыта способствует умножению отечественной системы образования, помогает в решении многих проблем, которые сегодня стоят перед системой образования в России.

В настоящее время Германия является одним из лидирующих государств европейского сообщества по качеству образования. Все образовательные структуры принимают участие в осуществлении образовательных программ Европейского союза. Поскольку в Европе, и в Германии в частности, идет активный процесс формирования единого образовательного пространства; его анализ важен для нашей страны в отношении выявления необходимости позитивного опыта интеграции.

Анализ научной педагогической литературы Германии показал, что проблемы организации научно-исследовательской деятельности

студентов отражены в целом ряде работ немецких ученых, таких как Р. Арнольд, Г. Барц. Г. Домен, Й. Кноль, Х. Куван, Э. Нуисл, Й. Ольбрих Р. Типпельт, Х. Титгенс, П. Фаульстих, К. Цойнер и др., которые внесли существенный вклад в формирование и развитие науки.

В учебных планах высших учебных заведений Германии предусмотрено выполнение студентами определенного количества научно-исследовательских работ за весь период обучения, включенных в планы работы научных коллективов, научных подразделений этих вузов.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что современное общество требует выпускника с высокой исследовательской культурой, научной самостоятельностью, способностью к систематическому анализу научного процесса, к продуктивному мышлению, оперативной обработке информации, высокой культурой общения и поведения [6].

Вузы Германии делятся на несколько типов:

1) университеты общего профиля (Universitäten);

2) технические университеты (Technishe Universitäten); 3) высшие технические школы (Techniche Hochschulen); 4) специальные (Fachhochschulen); 5) гуманитарные вузы, которые делятся на колледжи искусств (Musikhochschulen, Kunsthochschulen), педагогические вузы (Padagogishen Hochschulen), вузы по подготовке чиновников (Verwaltungsfachhochschulen) и священников (Kirchlischen Hochschulen) [5].

Все высшие учебные заведения Германии можно поделить на: академические (со статусом университета) и специализированные, которые отличаются между собой целями, организацией научно- исследовательской работы, требованиями подготовки и проведения экзаменов, степенями, которые присваиваются после окончания обучения.

Научно-исследовательская деятельность студентов в Германии имеет свои особенности -она состоит из двух фаз: 1) предполагает обучение теоретическим знаниям и профессиональную ориентацию, при которой особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению своих научных открытий; 2) практико-ориентированная, активизирующая самостоятельность и способствующая профессионализму [11].

Планирование учебного процесса в университетах Германии сводится к следующему: студенты учатся 45 часов в неделю (аудиторные занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, в частности: выполнение научных проектов, докладов и работа в творческих группах). На работу в научных школах и экспериментальных лабораториях отводится 45 недель [10].

Рассмотрим научно-исследовательский

потенциал высших учебных заведений Германии.

Гейдельбергский университет (Universitat Heidelberg) - основан в 1386 году, является одним из трех старейших университетов после венского и пражского университетов на территории Священной Римской Империи и старейшим университетом Германии. Университет состоит

из 15 факультетов и предлагает научно-исследовательские программы для студентов по педагогике, истории, математике и физике. Гейдельбергский университет имеет мощный научно-исследовательский арсенал и стал заметен по его экстраординарным научным исследованиям и отметился такими именами, как Роберт Бунзен, Герман Гельмпольц, Густав Кирхгоф, Макс Вебер. Это единственный университет в Германии, который готовит ученых по компьютерной лингвистике, молекулярной биотехнологии и имеет межвузовские связи с научными школами и научно-

исследовательскими лабораториями Франции, Великобритании, Польши, Израиля, Китая, Венгрии, России, Бразилии [8].

Сегодня университет является активным участником программ ERASMUS, одним из основателей Лиги Европы научно-исследовательских университетов (LERU) и Европейской ассоциации университетов (EUA), выступает частью немецко-японского консорциума университетов, координирует деятельность научной школы немецкого права в Университете Кракова. За пределами Европы университет поддерживает научные связи с 58 университетами - партнерами в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Австралии и Российской Федерации, имеет несколько творческих экспериментальных лабораторий, где студенты выполняют научные эксперименты по направлениям: теология, философия, право, молекулярная биология, физика, фармакология, биохимия, астрономия и акцентирует свое внимание на научно-ориентированных исследованиях. С этой целью в университете созданы научно-исследовательские группы для молодых исследователей, которые информируют ученых о научных результатах и дают советы по финансированию научных проектов.

В настоящий центр научной мысли превратился Лейпцигский университет Средней Германии, став своеобразной визитной карточкой города. Университет имеет новые научные лаборатории и институты.

Большинство учебных программ в Лейпцигском университете состоят из семинаров, лекций, практикумов и научных учебных курсов, которые сгруппированы в тематические группы.

Университет занимается фундаментальными научными исследованиями и сотрудничает с неправительственными организациями и университетами. Так, за последние несколько лет Лейпцигскому университету удалось улучшить свой научно-исследовательский потенциал,

обеспечив специальную поддержку

факультетским научным проектам [7]. Ученые университета тесно сотрудничают с неуниверситетскими научно-исследовательскими институтами в национальном и международном масштабе, объединяя международные конкурентоспособные научные исследования.

Университет Людвига-Максимилиана в Мюнхене ^МЦ) является одним из ведущих научно-исследовательских университетов Европы с более чем 500-летней историей. Как один из классических немецких научно-

исследовательских университетов, университет Людвига-Максимилиана исторически восходит к Дюку Людвига Богатого Баварии-Ландсхут, который основал университет в Ингольштадте в 1472 году [3].

Как научно-исследовательский университет, университет Людвига-Максимилиана

подчеркивает тесную связь между научно-исследовательской и студенческой деятельностью на всех этапах академического образования и призван обеспечить идеальные условия для научных исследований. Этот университет может похвастаться мировым признанием в области научных исследований, кроме того, он и из года в год занимает передовые места по многим научным направлениям среди высших учебных заведений Европы. Студенты университета занимаются научными исследованиями на 18 факультетах и периодически получают различные награды от немецких и международных организаций за свой вклад в науку. Сегодня Мюнхенский университет Людвига-

Максимилиана имеет 13 лауреатов Нобелевской премии и занимает 48 место в рейтинге лучших 100 вузов мира, тем самым подтверждая позицию лидера среди немецких высших учебных заведений.

Вестфальский университет имени Вильгельма (нем. Wesfalishe Wilhelms-Universitat, сокр. WWU) - один из крупнейших научно-исследовательских университетов Германии.

Студенты университета тесно сотрудничают с международными научными организациями: договоры о партнерстве и сотрудничестве подписаны с почти 400 иностранными вузами -от соседнего университета в Эншеде в Голландии, до университетов в Китае, Японии и Лаосе. Ежегодно для преподавания и участия в научно-исследовательской деятельности в Мюнстере приезжают около 700 научных сотрудников со всего мира [1].

Университет Гумбольдта в Берлине (HumboЫt-Uшversitat) - был основан 16 августа

1809 по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. В 1828 году он получил звание университета Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, а позже, в 1949 году был переименован в честь братьев Гумбольдт. Начиная с XIX века, университет был одним из крупнейших европейских научных центров. Как главный инициатор реформ, Вильгельм фон Гумбольдт (1767 - 1835) стремился, чтобы новая модель классического университета

способствовала консолидации немцев, выполняла объединяющую, государственную функцию, концентрировала в себе духовную жизнь нации, достижения ее культуры «через своих образованных, духовно обогащенных, ответственных, научно и общекультурно подготовленных воспитанников - национальную элиту». Также в университете работают междисциплинарные центры, в частности: Технический центр культуры имени Германа Гельмгольца, Центр культуры древнего мира имени Бекли, Научно-исследовательский центр имени Георга Зиммеля, Центр по изучению значимости языков. Университет проводит научные совещания совместно с Прусской академией наук (создана в 1700 г.), принимает участие более чем в 100 научных конференциях.

Боннский университет. В 1777 году в Бонне была основана Kurkolnische Akademie Bonn, которая в 1784 году получила университетские права. Позже, 18 октября 1818 г. прусский король Фридрих Вильгельм III основал в присоединенном по итогам Венского конгресса к Пруссии Бонне Рейнский университет, ставший шестым университетом в Пруссии [4].

Сегодня в состав университета входят факультеты: медицинский, агрономии, католической теологии, математики и естественных наук, права и экономики, протестантской теологии, философский. Кроме того, в число подразделений университета входит несколько научно-исследовательских институтов.

Сегодня Боннский университет сотрудничает с Центром по изучению экономического права (Zentrum fur Rechtokonomie), несколькими институтами общества имени Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft), Институтом труда (Institut zur Zukunft der Arbeit-IZA), и со многими другими научно-исследовательскими центрами в самой Германии и за ее пределами. Благодаря этому у студентов есть возможность участвовать в международных научно-исследовательских проектах [2].

Свободный Университет Берлина (Freie Universitat Berlin) - самый крупный из 4

берлинских университетов. Этот «элитный» вуз был основан в 1948 году и предлагает обучение по 160 специальностям и сегодня является мощным международным научно-

исследовательским центром в Европе по изучению политологии. Университет участвует более чем в 300 научно-исследовательских программах и сотрудничает с ведущими вузами мира, в частности, в Москве, Каире, Пекине, Брюсселе, Сан-Пауло, Нью-Дели и Нью-Йорке. На сегодняшний день в Берлинском ВУЗе учатся и работают представители 130 стран, а многие из предлагаемых в Университете научных направлений удерживают передовые места в немецких рейтингах [9].

Мюнхенский Технический Университет (Technische Universität München) предлагает обучение по 132 специальностям и относится к лучшим научно-исследовательским

Университетам Европы. По оценке английского журнала «The Higher Education», университет входит в ТОП - 100 мира, занимая 65 место, а за свои научные достижения университет входит в 9 элитных высших учебных заведений Германии. Среди его выпускников - 16 нобелевских лауреатов, он является одним из лидеров в научных исследованиях. Студенты Университета плодотворно работают по следующим направлениям: машиностроение, информатика, электротехника, экономическая информатика, биология, экономика предприятия [9].

Университет Аугсбурга (UNIAugsburg) является одним из самых новых современных университетов в Баварии. Несмотря на молодость, университет Аугсбурга за годы существования неоднократно подвергался реформам, важнейшая из которых - переход на Болонскую систему образования. Спектр образовательных программ позволяет студентам, зачисленным в этот престижный вуз, получить востребованную специальность в таких областях как инновационные технологии, культурология, социальные науки. Характерной особенностью университета является тесное взаимодействие между всеми его факультетами. Подобный поход способствует формированию универсальных специалистов, легко адаптирующихся в научной среде.

Университет принимает активное участие в реализации национальных межвузовских научно-исследовательских программ в рамках системы ENB (Elite Netzwerk Bayern), разработанных Министерством науки Баварии, ориентированных на студенческую научную элиту, то есть на одаренных, мотивированных слушателей

магистерских и постдипломных программ, способных внести существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Обучение по таким программам проводится на базе известных вузов, причем не только германских, но и зарубежных. В частности, франко-германская образовательная программа, реализуемая в содружестве с ESC (Реннской Высшей школой бизнеса), дает возможность получения двойного диплома от престижнейших вузов Западной Европы.

Универсальность образования, научные знания, научно-исследовательская деятельность и практические навыки, которыми обладают выпускники Аугсбурского университета, носят не схоластичный, а прикладной характер, за счет чего обладатели дипломов университета высоко ценятся руководителями научно-

исследовательских организаций, представителями рекрутинговых агентств.

Следовательно, учебными планами высших учебных заведений Германии предусмотрено выполнение студентами определенного количества научно-исследовательских работ за весь период обучения, согласно специально разработанным программам. Анализ программ педагогических университетов позволил обозначить общие характеристики содержания организации научно-исследовательской

деятельности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе:

1) определены условия и содержание подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности;

2) квалификационные характеристики заменяются информационными материалами, в которых содержатся характеристика профессии, содержание подготовки и сфера, в которой студент сможет применить свои научные знания и умения;

3) учебные программы гибкие, выпускные экзамены состоят из нескольких видов аттестационных заданий, часть которых выполняется письменно;

4) немецкие университеты являются активными участниками программ ERASMUS, координируют деятельность научных школ, поддерживают научные связи с 58 университетами - партнерами в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Австралии и Российской Федерации, имеют творческие экспериментальные лаборатории, где студенты выполняют научные эксперименты по различным направлениям и акцентируют свое внимание на научно-ориентированных исследованиях;

5) в немецких университетах созданы научно-исследовательские группы для молодых исследователей, которые информируют ученых о научных результатах и дают советы по финансированию научных проектов;

6) учебные программы в университетах состоят из семинаров, лекций, практикумов и научных учебных курсов;

7) в университетах студенты занимаются фундаментальными научными исследованиями;

8) классические научно-исследовательские университеты предлагают широкий спектр исследований во всех сферах, начиная от гуманитарных и культурных наук, права, экономики и социальных исследований, заканчивая медициной и наукой;

9) высшие учебные заведения занимают передовые места по многим научным направлениям среди высших учебных заведений Европы;

10) университеты принимают активное участие в реализации национальных межвузовских научных программ в рамках системы ENB (Elite Netzwerk Bayern), разработанных Министерством науки Баварии, ориентированы на студенческую научную элиту, то есть на одаренных, мотивированных слушателей магистерских и постдипломных программ, способных внести существенный вклад в развитие мировой научной мысли;

11) имеют высокую гарантию успешного трудоустройства в преуспевающих компаниях по всему миру.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод:

- в зарубежных университетах раннее привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии, накоплению тезауруса профессиональных понятий, а опыт в вопросах научного сотрудничества может помочь им в дальнейшем налаживании контактов с известными учеными как в своей стране, так и за рубежом;

- все ярче проявляется тенденция к сотрудничеству в области образования, науки и культуры, формированию единого образовательного пространства, обладающего достаточной однородностью, необходимой для решения проблемы мобильности и повсеместного повышения качества высшего образования;

- в условиях лавинообразного нарастания информации и бурных изменений в социально-экономической сфере необходима существенная

корректировка приоритетов в

общеобразовательных системах.

Подготовка специалистов в российских вузах наиболее соответствует подготовке специалистов в университетах Германии, в частности: отсутствуют требования к студентам и выпускникам вуза; определены условия и содержание подготовки студентов;

квалификационные характеристики заменяются информационными материалами, в которых содержатся характеристика профессии, содержание подготовки и сфера, в которой студент сможет применить свои знания и умения.

Таким образом, если сравнивать систему высшего образования в России и Германии

можно констатировать непростую перспективу развития системы высшего образования в нашей стране. Для этого необходимо:

усовершенствовать организацию научно-исследовательской работы студентов; свободно выбирать тему научных исследований; определить правовой статус высшей школы; использовать лучшие методики и их элементов в научно-исследовательской деятельности;

выработать свободные концепции обучения. Все это возможно лишь в условиях эффективной системы образования, особо важную теоретическую и практическую основу которой, безусловно, составляют высшие учебные заведения.

Литература:

1. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е.В. Данильчук // Педагогика. -2003. - № 1. - С. 65-74.

2. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Захарова Ирина Гелиевна. - М.: РГБ, 2003. - 399 с.

3. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов современного вуза: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Игнатьева Елена Юрьевна. - Великий Новгород. - 2014. - 389 с.

4. Официальный сайт Боннского Университета в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. - Bucharest, 2003. - Р. 155.

5. Робертс Джон, Агуэда М. Университет: экспорт моделей (реферат) / Робертс Джон, Агуэда М., Круз Родригес, Хербет Юрген // Alma mater. Вестник высшей школы. - 1999. - № 6, 7. - С. 45-48; С. 48-52.

6. Bladh A. Postgraduate studies and research in the field of teacher education in the perspective of education policy. Paper presented at the ENTER seminar. - Sweden: Umea University, 2001. - 32 p.

7. Buchberger F., Campos B.P., Kallos D., & Stephenson J. Green Paper on Teacher Education in Europe. - Sweden: Umea University, 2002.

8. Education and training monitor 2013 [Text] / European Commission. - Brussels, 2013. - 72 p.

9. Education and training monitor 2015 [Text] / European Commission. - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. - 84 p.

10. Studies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. -Bucharest, 2003. - P.155.

11. Vossensteyn J.J, Huisman J., Van der Wende M. Positionering instrumenten, Evaluatie NESO en DELTA, Center for Higher Education Policy Studies / J.J. Vossensteyn, J. Huisma, M. Van der Wende . - Enschede: CHEPS, 2003. - P. 167-169.

Сведения об авторе:

Погребняк Наталья Николаевна (г. Симферополь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

N. Pogrebnyak (Simferopol, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, docent, Head of Department of Foreign Languages The Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "The Russian State University of Justice", e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.