Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ'

ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н.Н.

В данной статье автор рассматривает технологии научно-исследовательской деятельности в университетах Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции). Система научно-исследовательской деятельности студентов в каждой из европейских стран имеет многовековой опыт, свои традиции и характеризуется рядом национальных особенностей. Различия проявляются в структурной организации процесса обучения, в содержании образования. Использование технологий в научно-исследовательской деятельности, постоянно увеличивает рост мотивации обучения студентов в университетах Европы. Именно технологии способны удовлетворять индивидуальные потребности студентов, обеспечивают новые пути представления информации, которые облегчают ее понимание, дают возможность для испытания собственных идей и научных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AT THE UNIVERSITIES OF EUROPE

In this article, the author examines the technology of research activities in European universities (on the example of Great Britain, Germany, France). The system of research activities of students in each of the European countries has centuries of experience, its own traditions and is characterized by a number of national characteristics. Differences are manifested in the structural organization of the learning process, in the content of education. The use of technology in research activities is constantly increasing the growth of student learning motivation in European universities. It is technologies that are able to satisfy the individual needs of students, provide new ways of presenting information that facilitate its understanding, provide an opportunity to test their own ideas and scientific projects. The use of information technologies makes it possible to effectively use the information resource, helps in the implementation of research activities, encourages students to independent activity, creates a favorable communication situation and conditions for the development of the creative abilities of the individual, improves individualization, differentiation and intensification of the scientific process, systematizes and integrates knowledge of individual disciplines. The organization of research activities provides for general standards of information literacy (the ability to receive, critically evaluate, select, use, create and transmit scientific information in such ways; consists of posing a problem, planning, collecting information, sorting scientific material, synthesizing, evaluating and checking its scientific results. The use of scientific research technologies stimulates the professional growth of a specialist, spreads his general educational outlook, increases subject competence in the organization of research activities. The active use of distance technologies in the educational process in general and in research activities in particular has initiated the development of a qualitatively new concept of "distance learning" in European universities. Consequently, thanks to the intensive use of technological, information and communication means of teaching, a number of cardinal transformations have taken place in European universities. Structural modernization of the higher education system draws the attention of scientists to the positive experience of European countries in the active use of forms of organization and technology in the research activities of students. Most of the EU countries are developing according to their own political, social and cultural traditions, and therefore there is no absolute unity in the organization of research activities of students. A special place in the professional development of a student-researcher is occupied by his professional training in the field of Internet-oriented technologies (creation of microblogs, own sites, virtual methodological rooms): conducting online conferences, webinars, online contests, distance learning courses, developing an electronic portfolio (e-portfolio) student.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 53-63.

УДК 371

ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ

Погребняк Н. Н.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

В данной статье автор рассматривает технологии научно-исследовательской деятельности в университетах Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции). Система научно-исследовательской деятельности студентов в каждой из европейских стран имеет многовековой опыт, свои традиции и характеризуется рядом национальных особенностей. Различия проявляются в структурной организации процесса обучения, в содержании образования. Использование технологий в научно-исследовательской деятельности, постоянно увеличивает рост мотивации обучения студентов в университетах Европы. Именно технологии способны удовлетворять индивидуальные потребности студентов, обеспечивают новые пути представления информации, которые облегчают ее понимание, дают возможность для испытания собственных идей и научных проектов.

Ключевые слова: университет, высшее учебное заведение, технологический процесс, технология научно-исследовательской деятельности, информационная грамотность.

ВВЕДЕНИЕ

Определенный интерес для отечественной системы высшего образования представляет опыт научно-исследовательской деятельности стран Европы, в частности, Великобритании, Германии и Франции, занимающих лидирующие позиции в международных рейтингах университетов. В этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов, развиты механизмы стимулирования научной и инновационной активности студентов. Однако особую роль в организации научно-исследовательской деятельности студентов сыграл приход в образование технологических разработок.

Цель статьи - охарактеризовать технологии научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (Великобритания, Германия, Франция).

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Современные педагоги-исследователи определяют технологию как «изучение, разработку и системное использование принципов организации научно-образовательного процесса на основе новейших достижений науки и техники». Технология выступает как система, в которой использование средств обучения

53

повышает эффективность научно-исследовательской деятельности. Так, в зарубежной педагогике определение «технология исследования» (research technology) имеет разные значения. В частности, по мнению директора аудиовизуального центра Лондонского университета, содержание технологии сводится к «применению в сфере научных исследований изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени» [1, с. 78]. Очень интересно другое определение технологии, которое сформулировали немецкие ученые Gobel U., Schlaftke W. как «развитие, применение и оценка систем, приемов, средств и улучшения процесса научного исследования», как «современный организационный теоретический подход к достижению научно-исследовательских целей путем применения оптимальных стратегий, включающих ресурсы обучения и научного исследования».

Таким образом, в европейской педагогической литературе термин «технология» - educational technology, technology in education (от лат. techne - «искусство», «мастерство»; logos - «слово», «учение») рассматривается как система функционирования всех компонентов исследовательского процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, приводящая к намеченным результатам, как научно обоснованная и рационально отобранная научно-учебная информация, создающая педагогические условия для мотивации, стимулирования и активизации научно-исследовательской деятельности студентов [2]. Следовательно, технология научно-исследовательской деятельности включает систему научно-педагогических методов, приемов и средств формулировки цели, планирования, организации, осуществления, контроля, корректировки и оценки своей научно-исследовательской деятельности, которая позволяет формировать у студентов культуру научного исследования. Основная функция технологии научного исследования - это ее направленность на получение интегративного результата научного исследования студентов, характеризуется высоким качеством и максимальным количеством научной информации, динамикой, вариативностью обучения, а также универсализацией научно-исследовательских знаний, умений и навыков. Ученые, исследующие использование технологий в научно-исследовательской деятельности, постоянно фиксируют рост мотивации обучения студентов в университетах Европы. Это объясняется тем, что именно современные технологии способны удовлетворять индивидуальные потребности студентов, обеспечивают новые пути представления информации, которые облегчают ее понимание, дают возможность для испытания собственных идей и научных проектов [3, с. 20]. Однако широкое использование новых технологий в научно-исследовательской деятельности студентов объясняется следующими причинами:

- поскольку объем информации и накопленных знаний удваивается каждые 14 лет, без современной компьютерной техники уже невозможно обработать, систематизировать и использовать огромные объемы информации, особенно в учебных и научно-исследовательских целях;

- технологический процесс позволяет полностью разделить во времени и пространстве процессы создания учебной информации и ее индивидуального потребления в интерактивном режиме;

54

- на сегодняшний день уровень конкурентоспособности образования разных европейских стран очень отличается по целому ряду направлений и, разумеется, внедрение новых технологий изменяет и саму природу научной и профессиональной деятельности преподавателя и научно-исследовательской деятельности студента [4, с. 28].

Таким образом, в зарубежной педагогике определение «технология научно-исследовательской деятельности» получило понятие как научное исследование с целью выявить и разработать принципы и приемы оптимизации научно-исследовательского процесса путем анализа факторов, повышающих эффективность образования. Технология научного исследования предполагает: методологическое мышление студентов, широкое применение форм и методов научного исследования, которые способствуют лучшему усвоению умений и навыков научно -исследовательской, научно-педагогической деятельности и направлены на включение студентов в активный творческий поиск и индивидуализацию научного исследования. Такая технология предполагает предпочтение активных форм самообразования с широким применением различных систем информационных технологий и должна соответствовать современному уровню развития научно-профессиональных отношений, потребностям гуманистической педагогики сотрудничества.

Большую роль в продвижении европейских научных исследований играют инициативы с использованием ИКТ (сеть Eurodesk (http://www.eurodesk.org), проект ЕК Netd@ys (http://netdayseurope.org) и др.), официальные порталы европейских институтов и органов. Кроме того, в ЕС создана информационная служба «Europe at your fingertips», включающая сеть информационных и контактных центров в ЕС, предназначенных для широкой общественности [5]. Вопросам технологии научно-исследовательской деятельности студентов европейских стран уделяется очень большое внимание. Например, Британский музей науки регулярно публикует лучшие студенческие научные статьи, а студенты имеют возможность слушать спецкурсы по «технологии» научных выступлений. Такие авторитетные научные журналы, как «Science» и «Teaching and Change» начали регулярно публиковать результаты научных исследований преподавателей и студентов [6].

Разнообразие источников информации позволяет оперативно и быстро находить нужные данные и эффективно использовать их как на занятиях, так и в научно-исследовательской деятельности студентов. Особенно важным условием научно-исследовательской деятельности студентов в европейских вузах является работа с информационно-коммуникационными технологиями, которые обеспечивают специалистов необходимыми знаниями, умениями и пониманием того, как, когда надо и когда не надо ими пользоваться. Можно привести примеры впечатляющих результатов, достигнутых благодаря сотрудничеству вузов в области информационно-коммуникационных технологий. Так, например, в США экспертная компания «Каплан» организовала юридическую школу on-line; коммерческий университет в Фениксе и университет в Европе созданы фирмой «Сильван»; компания «Unex» предлагает программы магистра управления бизнесом on-line,

55

используя учебные комплексы, разработанные Колумбийским, Стэнфордским университетами, школой экономики в Лондоне.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет эффективно использовать информационный ресурс, помогает в реализации научно-исследовательской деятельности, побуждает к самостоятельной деятельности студентов, создает благоприятную коммуникационную ситуацию и условия для развития творческих способностей личности, улучшает индивидуализацию, дифференциацию и интенсификацию научного процесса, систематизирует и интегрирует знания отдельных дисциплин.

Следует подчеркнуть, что наибольшее внимание в европейских университетах в плане воспитания студента исследователя, мыслителя уделяется обучению информационной грамотности, т. е. создание новой высококачественной информационной среды обучения, включающей: доступность, оперативность и адекватность решаемым проблемам. Что же включает в себя информационная грамотность? В зарубежной литературе сегодня не существует универсального определенного термина, но ученые сходятся во мнении, что информационная грамотность поможет студенту заниматься научно-исследовательской деятельностью, решать проблемы в соответствии с современным положением вещей. По мнению европейских ученых (Л. Власену, Е. Бойер, М. Аппел, Дж. Блэкмор, Дж. Колдерхед, К. Флорин, Б. Зуффиарре) информационная грамотность включает все формы грамотности: традиционную грамотность (способность читать и писать), медиа грамотность (способность критически оценивать медиа информацию), числовую грамотность (способность понимать и решать проблемы, оперируя фактами и цифрами). Несмотря на отсутствие универсального определения термина, педагоги и ученые сходятся во мнении, что информационная грамотность поможет студенту учиться в течение всей жизни, решать научные проблемы в соответствии с современным положением вещей, совершать этичные поступки, качественно планировать будущее и быть всегда готовым к переменам в научном мире. Таким образом, информационная грамотность - это способность получать, критически оценивать, отбирать, использовать, создавать и передавать научную информацию такими способами, которые бы вели к новому знанию и мудрости.

Следовательно, Европейская Библиотечная Ассоциация разработала общие стандарты информационной грамотности для студентов. Этот опыт был бы полезен и для российских педагогов, помог бы сформулировать требования к комплексу знаний, умений и навыков, которыми должен обладать компетентный специалист в новом информационном веке. На практике доказано, что студенты гораздо лучше справляются с научными исследованиями при условии следования определенным алгоритмам поиска информации и использования ее для решения проблемной ситуации. Например, европейскими учеными составлен алгоритм информационного исследования, который может быть использован в процессе любого научного поиска и аккумулирует умения, необходимые для развития культуры интеллектуального труда, ориентации в информационных образовательных ресурсах, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.

56

С этой целью в европейских университетах разработаны критерии оценивания научно-исследовательских умений студентов по трем уровням: высокий, средний, низкий:

1. Постановка проблемы. Студент-исследователь распознает спорные моменты, проблемы при изучении предмета исследования:

- высокий уровень: самостоятельно определяет спорный момент или научную проблему, которую необходимо решить в ходе исследования;

- средний уровень: формулирует вопросы по предмету научного исследования с помощью преподавателя-консультанта;

- низкий уровень: полностью полагается на преподавателя при формулировке вопросов и определении спорных моментов.

2. Планирование. Студент-исследователь определяет источники информации, необходимые для решения научной проблемы:

- высокий уровень: самостоятельно и квалифицированно отбирает качественные источники научной информации;

- средний уровень : производит отбор источников с переменным успехом;

- низкий уровень: не принимает окончательного решения по поводу выбора конкретного источника.

3. Сбор. Студент-исследователь собирает информацию для последующего использования:

- высокий уровень: самостоятельно собирает и организует важную научную информацию для последующей обработки;

- средний уровень: собирает научную информацию с некоторой степенью самостоятельности и организованности;

- низкий уровень: производит сбор большого количества ненужной информации.

4. Сортировка. Студент-исследователь реорганизует имеющуюся научную информацию так, чтобы использовать наиболее значимую в первую очередь:

- высокий уровень: структурирует научную информацию так, чтобы четко просматривалась проблема;

- средний уровень: частично организует научную информацию;

- низкий уровень: оставляет научную информацию в первоначальном виде.

5. Синтезирование. Студент-исследователь перестраивает научную информацию для получения объяснений и принятия конкретных решений:

- высокий уровень: находит оригинальное объяснение или решение научной проблемы;

- средний уровень : перестраивает или комбинирует чужие стратегии;

- низкий уровень: перефразирует чужие решения.

6. Оценивание. Студент-исследователь устанавливает, насколько собранная научная информация достаточна для подтверждения вывода:

- высокий уровень: проверяет полученные решения или объяснения с целью установить насколько научная информация отвечает требованиям;

- средний уровень: осуществляет поиск не достающей научной информации;

- низкий уровень: приходит к поспешному решению.

57

7. Сообщение. Студент-исследователь преобразует полученные данные в убедительный, эффективный полезный продукт:

- высокий уровень: создает и предлагает оригинальный продукт труда о состоянии объекта, процесса или явления в качественно более высоком состоянии;

- средний уровень: предлагает продукт, который частично отображает состояние объекта, процесса или явления на момент решения проблемы;

- низкий уровень: предлагает чужие мысли и результаты [7, с. 90-92].

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности предусматривает общие стандарты информационной грамотности (способность получать, критически оценивать, отбирать, использовать, создавать и передавать научную информацию такими способами); состоит из постановки проблемы, планирования, сбора информации, сортировки научного материала, синтезирования, оценивания и проверки своих научных результатов; разработаны критерии оценивания научно-исследовательских умений студентов по трем уровням: высокий уровень научно-исследовательских умений студентов предусматривает: самостоятельность в постановке проблемы; сборе научной информации; структурирует научную информацию; перестраивает научную информацию для получения объяснений и принятия конкретных решений; устанавливает, насколько собранная научная информация достаточна для подтверждения вывода; средний уровень научно-исследовательских умений студентов: формулирует вопросы по предмету научного исследования с помощью преподавателя-консультанта; производит отбор источников с переменным успехом; собирает научную информацию с некоторой степенью самостоятельности и организованности; структурирует научную информацию так, чтобы четко просматривалась проблема; осуществляет поиск не достающей научной информации; низкий уровень научно-исследовательских умений студентов: полностью полагается на преподавателя при формулировке вопросов и определении спорных моментов; не принимает окончательного решения по поводу выбора конкретного источника; производит сбор большого количества ненужной информации; оставляет научную информацию в первоначальном виде; перефразирует чужие решения; приходит к поспешному решению; предлагает чужие мысли и результаты. Данные критерии могут быть эффективно использованы в процессе обучения студентов методике выполнения научных исследований, поскольку умения извлекать информацию из различных источников, представлять ее в научном виде и уметь ее эффективно использовать в научно-исследовательской деятельности являются крайне важными.

Очень интересен опыт ряда европейских стран по использованию мультимедийных средств. Так, в Германии и Франции по примеру Канады используются различные комплексы иллюстраций в Microsoft Power Point с управляемой анимацией. Основным достоинством такой технологии при четкой структурированности и последовательности является: облегчение восприятия и запоминания при выполнении научно-исследовательских задач. Возможности анимационной настройки позволяют использовать выборочное привлечение внимания и квантификационность подачи научного материала в логической последовательности. Красочное нетрадиционное оформление слайдов облегчает

58

образное восприятие, максимальное использование возможности ассоциативного запоминания.

Разумеется, студенты-исследователи предпочитают мультимедийную технологию обучения традиционной и, главным образом, достигается одна из главных целей научного процесса - необходимость самостоятельных научных исследований студентов. В Европе эта проблема успешно решается на основе принципов свободного выбора альтернативной программы обучения; в частности, каждый университет имеет право на свою концепцию обучения.

Европейские университеты поддержали американского ученого М. Айзенберга, который разработал «Шесть Больших Умений» (The Big Six), необходимых в научно-исследовательской деятельности:

1. Постановка научно-исследовательской задачи (определение проблемы; требования к информации по научной проблеме).

2. Поиск научной информации (выявление круга возможных источников; оценка различных источников для определения приоритетов).

3. Нахождение и доступ (нахождение научных источников; нахождение научной информации внутри источника).

4. Потребление (восприятие: чтение, слушание, просмотр научной информации из источника).

5. Синтез (организация информации из различных источников; презентация научной информации в подходящем формате).

6. Оценивание (оценивание информационного продукта; решение научной проблемы).

Ученые, взяв за основу модель М. Айзенберга, разработали несколько моделей поиска и обработки научной информации, в частности: подготовка к научному исследованию, свободный доступ к первоисточникам, обработка научной информации, передача нового знания, которые призваны формировать критическое мышление высокого порядка и позволяющие студенту делать выводы, основанные на доказательной базе, и при этом решать проблемы таким образом, чтобы сохранить полученные умения для обучения в течение всей научно-исследовательской деятельности [7, с. 170]. С этой целью, был составлен алгоритм информационного научного исследования, который можно позитивно использовать в процессе любого научно-исследовательского поиска, аккумулируя умения, необходимые для развития культуры интеллектуального труда в общем, а также ориентации в информационных ресурсах (в частности педагогическим наукам), освоения алгоритмов информационного поиска, овладения методами аналитико-синтетической переработки информации. Например, во Франции на педагогическом отделении Авиньонского университета разработаны критерии оценивания информационных умений студентов, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения студентов методике написания научных работ, правильному извлечению научной информации из различных источников, чтобы, представив ее в понятном виде, уметь ее эффективно использовать. Однако в век информатизации появляется идея выразить новое видение мира, освоить новые способы оперирования информацией. И, безусловно, в этих новых условиях главным

59

фактором профессионального развития исследователя выступает его информационная культура [8-10]. Для информационного развития будущего исследователя в университетах стран Европы в учебный процесс введены дисциплины «Основы информационной культуры педагога» (Великобритания), «Информационная грамотность в научно-исследовательской деятельности» (Германия), «Технология интеллектуальной научной деятельности педагога» (Франция).

Особое место в профессиональном становлении студента-исследователя занимает его профессиональная подготовка в области интернет-ориентированных технологий (создание микроблогов, собственных сайтов, виртуальных методических кабинетов): проведение он-лайн конференций, вебинаров, он-лайн конкурсов, дистанционных курсов обучения, разработка электронного портфолио (e-portfolio) студента. Как подсчитали европейские ученые, научная и техническая информация сейчас увеличивается на 13% в год, а это значит, что она удваивается каждые 5,5 лет. Но, несмотря на это, есть вероятность того, что очень быстро эта цифра возрастет до 40% благодаря новой, более мощной системе получения информации и увеличению количества ученых. Подсчитано, что объем научной информации в мире будет удваиваться каждые 73 дня, то есть в середине 2021 г. он станет в два раза больше, чем в январе того же года.

Европейские ученые, исследующие использование технологий в научно-исследовательской деятельности, постоянно фиксируют рост мотивации обучения студентов в университетах. Это объясняется прежде всего тем, что новые технологии способны удовлетворять индивидуальные потребности студентов; обеспечивают новые пути представления научной информации, которые облегчают ее понимание; дают возможность для испытания собственных идей и научно-исследовательских экспериментов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, использование технологий научного поиска стимулирует профессиональный рост специалиста, распространяет его общеобразовательный кругозор, повышает предметную компетентность при организации научно-исследовательской деятельности. Активное использование в учебном процессе в целом и в научно-исследовательской деятельности в частности дистанционных технологий инициировало развитие в европейских университетах качественно нового понятия «дистанционное обучение». Следовательно, благодаря интенсивному использованию технологических и информационно-коммуникационных средств обучения в университетах Европы произошел ряд кардинальных преобразований.

Структурная модернизация системы высшего образования привлекает внимание ученых к положительному опыту стран Европы по активному использованию форм организации и технологий в научно-исследовательской деятельности студентов. Большинство стран Евросоюза развиваются согласно своим собственным политическим, социальным и культурным традициям, и поэтому нет абсолютного единства в вопросах организации научно-

60

исследовательской деятельности студентов. Однако можно обозначить общий определяющий фактор в организации научно-исследовательской деятельности студентов, т.е. формирование не конкретных прикладных знаний, а интеллекта, как способности к последипломному самообразованию. Это определяет переход на новые технологии обучения, в которых наиболее сложные вопросы являются предметом лекционного курса и семинарских занятий, а основной объем информации формируется в результате самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В связи с этим снижается количество аудиторных часов, и акцент переносится на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Проведенное аналитическое исследование дает основание считать, что заимствование информационно-коммуникационных технологий европейской системы научно-исследовательской деятельности, адаптированное к особенностям отечественной культуры образования, будут содействовать инновационным процессам в России. Сегодня российская образовательная реформа быстрыми темпами внедряет новые технологии в области высшего и дальнейшего образования и определяет образование как базис развития всех сфер социальной жизни.

Список литературы

1. World University Rankings 2016-2017 [Электр. ресурс]. - URL: https://www.times higher education. com/world-university-rankings/2017/worldranking#! /page/3/length/25/sort_by/ scores_research/sort_order/asc/cols/stat

2. Современный словарь иностранных слов / под ред. Е.А. Гришиной. - М: Русский язык, 1992. - 723 с.

3. Rheinische friedrich-Wilhelms Universitat Bonn. [Электр. ресурс]. - URL: https://www.uni-bonn.de

4. Нейманов Я. М. Образование в XXI веке : тенденции и прогнозы / Я. М. Нейманов. - М. : Алгоритм, 2002. - 480 с.

5. Communication from the European Communities on a new framework for cooperation on activities concerning the information and communication policy of the European Union / European Commission. -Brussels, 2001. - 43 p.

6. Structuring the European Research Area Human Resources and Mobility Marie Curie Actions. European Commission. Community Research. Work Programme. Edition September 2004. - 83 p.

7. Радионова С. А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза : дис. .. канд. пед. наук. - 13.00.01/ Радионова Светлана Александровна. - Казань, 2006. - 176 с.

8. Алипханова Ф. Н. Применение инновационных технологий в профессиональной подготовке студентов / Ф. Н. Алипханова // Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, посвященной 100-летию создания первого в Дагестане педагогического института. - Махачкала, 2018. - С. 122-124.

9. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов / И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2010. - 187 с.

10. Чепуренко Г. П. Информационный аспект управления процессом подготовки специалистов в вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Чепуренко Галина Павловна. - Великий Новгород, 2003. - 50 с.

61

TECHNOLOGIES OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AT THE UNIVERSITIES OF EUROPE

Pogrebnyak N. N.

Crimean Branch of the Russian State University of Justice Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

In this article, the author examines the technology of research activities in European universities (on the example of Great Britain, Germany, France). The system of research activities of students in each of the European countries has centuries of experience, its own traditions and is characterized by a number of national characteristics. Differences are manifested in the structural organization of the learning process, in the content of education. The use of technology in research activities is constantly increasing the growth of student learning motivation in European universities. It is technologies that are able to satisfy the individual needs of students, provide new ways of presenting information that facilitate its understanding, provide an opportunity to test their own ideas and scientific projects. The use of information technologies makes it possible to effectively use the information resource, helps in the implementation of research activities, encourages students to independent activity, creates a favorable communication situation and conditions for the development of the creative abilities of the individual, improves individualization, differentiation and intensification of the scientific process, systematizes and integrates knowledge of individual disciplines. The organization of research activities provides for general standards of information literacy (the ability to receive, critically evaluate, select, use, create and transmit scientific information in such ways; consists of posing a problem, planning, collecting information, sorting scientific material, synthesizing, evaluating and checking its scientific results. The use of scientific research technologies stimulates the professional growth of a specialist, spreads his general educational outlook, increases subject competence in the organization of research activities. The active use of distance technologies in the educational process in general and in research activities in particular has initiated the development of a qualitatively new concept of "distance learning" in European universities. Consequently, thanks to the intensive use of technological, information and communication means of teaching, a number of cardinal transformations have taken place in European universities. Structural modernization of the higher education system draws the attention of scientists to the positive experience of European countries in the active use of forms of organization and technology in the research activities of students. Most of the EU countries are developing according to their own political, social and cultural traditions, and therefore there is no absolute unity in the organization of research activities of students. A special place in the professional development of a student-researcher is occupied by his professional training in the field of Internet-oriented technologies (creation of microblogs, own sites, virtual methodological rooms): conducting online conferences, webinars, online contests, distance learning courses, developing an electronic portfolio (e-portfolio) student.

62

Keywords: university, higher educational institution, technological process,

technology of research activities, information literacy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. World University Rankings 2016-2017. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university rankings/2017/worldranking#!/page/3/length/25/sort_by/scores_research/sort_order/asc/cols/stat

2. Modern dictionary of foreign words, ed. E.A. Grishina. 723 p. (Russian Language, M., 1992).

3. Rheinischefriedrich-Wilhelms UniversitatBonn. - URL: https://www.uni-bonn.de

4. Neymanov Ya.M., Education in the XXI century: trends and forecasts, 480 p. (Algorithm, M., 2002).

5. Communication from the European Communities on a new framework for cooperation on activities concerning the information and communication policy of the European Union, European Commission, 43 p. (Brussels, 2001).

6. Structuring the European Research Area Human Resources and Mobility Marie Curie Actions. European Commission. Community Research. Work Programme. Edition September 2004, 83 p.

7. Radionova S.A., Content and technologies of the organization of research activities of students of pedagogical educational institutions of the European Union: dis. ... cand. ped. sciences 13.00.01, 176 p. (Kazan, 2006).

8. Alipkhanova F.N., Application of innovative technologies in vocational training of students, Science and education: state, problems, development prospects: materials of the scientific session of the teaching staff of the Dagestan State Pedagogical University, dedicated to the 100th anniversary of the creation of the first pedagogical institute in Dagestan (Makhachkala, 2018), p. 122.

9. Zakharova I.G., Information technologies in education: textbook. manual for universities, 187 p. (Academy, M., 2010).

11. Chepurenko G.P., Information aspect of managing the process of training specialists at the university: author. dis. ... doct. ped. sciences 13.00.08, 50 p. (Veliky Novgorod, 2003).

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.