Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, формы работы с дошкольниками в процессе поликультурного воспитания.
SUMMARY
The article deals with the problems of multicultural education of preschool children in the context of research related to the culture of people in the Crimea. The essence of the concept of "multicultural education", forms and means of multicultural education of preschool children are revealed.
Key words: multiculturalism, multicultural education, multicultural education of preschool children, forms of work with preschool children in the process of multicultural education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 446 с.
3. Бочарова Ю. Ю. Межкультурное образование в детском возрасте. Актульные проблемы современности (по материалам отеч. и зарубеж. исследований). Образовательный портал Ханты-Мансийского автономного округа. -Ханты-Мансийск, 2002 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eduhmao.ru/portal/ dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel &type=article&dbid=ARTICLE_49635http://w ww.eduhmao.ru/portal/dt?last=false& (дата обращения: 25.12.2017).
4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. -1991. - № 4. - С. 5-18.
5. Ершов В. В. Социокультурная идентичность как условие поликультурного образования // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 2. - C. 22-27.
6. Коган Л. Н. Культурная деятельность. -М.: Мысль, 1981. - 234 с.
7. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. - М.: Старый Сад, 1997. - С. 97-104.
8. Мнацаканян И. Проблемы высшего образования в европейском образовательном пространстве / И. Мнацаканян, Н. Иванова // Педагогический вестник - 2001. - № 3-4 [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.yspu. org/releases/pedagoka_i_psichologiy/12_2/.
9. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. -2002. - № 5. - С. 41-47.
Н. Н. Погребняк
УДК: 1149
НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ
I а протяжении последних лет особую актуальность приобретает вопрос об активизации научно-исследовательской деятельности студентов российских вузов. Достижение этой цели связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает формирование у молодежи не только знаний, умений и научно-исследовательских качеств и компетенций, но и активной жизненной позиции, мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования в течении жизни.
Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт университетов Европы, которые аккумулируют все большее количество молодых исследователей. В этих странах существует методоло-
20/А'//
гический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Изучение этого опыта будет способствовать развитию теории и практики организации научно-исследовательской деятельности у молодого поколения России, поможет избежать некритического заимствования методического инструментария из практики организации научно-исследовательской деятелно-сти студентов в этих странах и адаптировать некоторые элементы опыта данных стран к условиям российской практики.
Цель статьи - проанализировать развитие научно-исследовательской деятельности студентов в европейских университетах.
Значительное влияние на формирование научно-исследовательской деятельности оказали процессы интеграции и интернационализации образования в странах западноевропейского региона, которые с формированием международных европейских организаций, принятием ряда соглашений в рамках экономического и культурного сотрудничества выдвинули идею формирования речевой стратегии на европейском континенте.
Многие отечественные и зарубежные ученые обращались в своих трудах к проблеме научно-исследовательской деятельности студентов, выявлению критериев творческого поведения, творческой одаренности, параметров умственных способностей, признаков научной деятельности (Р. Элберг, Ю. Ломп-шер, Д. Богоявленская, Б. и П. Холлеран, Р. Гуллаш, Дж. Гилмор, А. Лук, К. Кокс, Б. Кос-сов, Р. С. Мэнсфилд, Д. МакКиннон, Э. Роу, Ф. Баррон, Д. Перксенс, Х. Цукерман, Э. Мей-ман, Т. Буссе, Дж. Холтон), определяя новый тип личности, соответствующий организации научно-исследовательской деятельности. Именно эти качества, основанные на проявлении инициативы, собственной мысли и независимости суждения, формируют самостоятельную, творческую личность и в условиях форми-рования новой образовательной парадигмы становятся в зарубежной высшей школе показателями реального осуществления кон-
цептции научно-исследовательской деятельности.
На сегодняшний день научные исследования составляют жизненно важный элемент высшего образования, они позволяют вовлечь в научно-исследовательскую деятельность студентов. Поскольку научно-исследовательская работа еще и активный метод обучения, она должна вестись в высших учебных заведениях, так как знакомство с процессом серьезной научно-исследовательской работы имеет огромное значение для будущих специалистов любого уровня.
К примеру, децентрализация образования в Великобритании позволила студентам начать собственные научно-экспериментальные исследовательские программы. В результате анализа документов Министерства образования и труда Англии, целевых научных исследований английских ученых в области педагогического образования, а также материалов международных организаций (ЮНЕСКО, Организации международного сотрудничества и развития) удалось установить, что в 70-х годах XX в. в Англии уже был накоплен определенный положительный опыт в области повышения научного потенциала студентов. Однако в масштабах страны действия в этой области были слабо скоординированными [6, с. 152].
В университетах Англии проводятся теоретические философско-дидактические, психолого-дидактические и лингводидактиче-ские исследования, а научно-исследовательская работа более практического характера осуществляется, например, при Министерстве образования и науки Англии, а также многочисленными местными центрами на базе высших учебных заведений.
Примером научно-исследовательского потенциала Англии является крупнейший научно-исследовательский центр Кембриджа -Тринити Колледж, в котором сегодня работают более 160 научных исследователей и который славится своими научными достриже-ниями мирового уровня в естественных и гуманитарных областях образования. Только за последние пять лет серьезно возросло фи-
нансирование научно-исследовательскои деятельности студентов, при этом количество полученных патентов на изобретения увеличилось почти в семь раз. Ежегодно растет количество научно-производственных компаний, создаются инновационные альянсы, которые работают в тесном партнерстве с известными мировыми компаниями, такими как Intel, HP, IBM и многими другими [6, с. 78].
Тринити Колледж участвует в основных европейских научно-исследовательских программах и, согласно рейтингам, является не только крупнейшим исследовательским институтом, но и ежегодно публикует более 2 тысяч научных работ. Медали Фиелдса -эквивалента Нобелевской премии, которая присуждается раз в четыре года, - удостаивались четыре члена этого колледжа [7].
В 1980-е годы в стране работало уже более 80 таких научно-исследовательских групп. Результатом их теоретико-практических научных исследований стали определенные модели формирования научно-исследовательской программы. Так, в научно-исследовательской программе, разработанной в Йорке, акцент был сделан на определении задач, которые должен выполнять студент-исследователь, работая над научным проектом. Например, Оксфордская учебно-исследовательская программа включала четкие требования по формированию научно-исследовательских умений студентов и ожидаемых экспериментальных результатов исследования, научно-исследовательская программа состояла из несколько тем.
Таким образом, усиление роли и значимости научного потенциала высших учебных заведений в Британской империи обусловило количественный и качественный рост в стране научных исследований.
Университеты Франции не находятся на вершине образовательной пирамиды. Современные научные исследования показывают, что во Франции около 90% всех студентов получают знания в университетах, хотя лидирующие позиции здесь занимают большие школы (grand l'ecole). Они предоставляют высокий уровень образования, к вступительным
экзаменам в эти учебные заведения допускают только тех, кто успешно завершил первый образовательный курс в университете.
Во Франции, в связи с реорганизацией университетов, вместо факультетов созданы научно-исследовательские объединения, которым предоставляется право определять программы и методики учебных курсов и управлять научно-исследовательской работой. Несмотря на то, что в каждом университете преподается большое количество учебных дисциплин, постепенно возникла необходимость координации научно-исследовательских об-вединений для решения комплексных научных задач и осуществления комплексной (междисциплинарной) подготовки студентов [2].
Большую научно-исследовательскую работу студентам предлагает Парижский Университет Сорбонна (Universite de Paris) Это самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции, его история начинается с 1253 года, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, были обьединены в Парижский университет. Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной. Начиная с XVII столетия именем факультета, который быстро получил признание философской европейской мысли, стали называть и весь Парижский университет.
В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, однако в 1791 году, после Французской революции, она была закрыта и лишь в 1821 году Парижский университет Сорбонна (Universite de Paris) возобновил свою работу. Сегодня учебная ин-фракструктура университета обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, научными школами и двумя творческими экспериментальными лабораториями. В разные годы существования вуза тут проводилась научно-исследовательская деятельность под руководством таких выдающихся ученых, как Ж. Гей-Люссак, Л. Пастер, А. Лавуазье, Пьер и Мария Кюри. К середине
20/S//
XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и научной мысли.
Сегодня Парижский университет Сорбонна разделен на части, которые получили статус автономных высших учебных заведений. Прямыми наследниками Сорбонны стали Париж-I (Университет Пантеон Сорбонна), Париж-III (Университет Новая Сорбонна), Париж-IV (Университет Париж Сорбонна) и Париж V (Университет имени Рене Декарта).
Все тринадцать университетов Сорбонны четко следуют научным разработкам и проектам, студенты много времени проводят в научно-экспериментальных лабораториях, обсуждают творческие проекты. Лекций в Сорбонне проводится очень мало, большую часть времени студенты занимаются самостоятельно.
Таким образом, Парижский Университет Сорбонна является не только одним из самых престижных вузов Франции, но и крупным научно-исследовательским центром, где студенты проходят большую научную практику по различным отраслям науки.
Университет Пикардии (University of Picardie) - это государственное высшее учебное заведение Франции, относящееся к академии города Амьен. Основан был в 1970 году на базе четырех учебных заведений: национальная медицинская и фармацевтическая щкола, юридическая школа, филологическая школа и университетский научный колледж.
Университет Пикардии считается одним из крупнейших высших учебных заведений Франции и в то же время является наиболее востребованным вузом у студентов благодаря своей надежной репутации, уровню образования, научным исследованиям и неоценимому вкладу в мировую науку. Сегодня университет сотрудничает со многими учебными заведениями и ведущими предприятиями по всему миру, а своим выпускникам предоставляет прекрасные научные профессиональные перспективы.
В состав университета Пикардии входят 11 факультетов, 8 научно-исследовательских институтов и 2 докторские школы. Студенты проводят научные исследования по следую-
щим направлениям: история и география, философия и гуманитарные науки, филология, политология и юриспруденция, педагогика и психология.
В своем научном арсенале университет Пикардии имеет научно-исследовательские институты, в частности, Высший институт науки и техники Сен-Кантена, Университет -ский институт технологии города Уаза, Университетский институт технологии города Эны, Университетский институт технологии города Амьен и Университетский институт по подготовке профессоров.
Студентам, желающим посвятить себя науке и научно-исследовательской деятельности, предоставлены две университетские научные школы по подготовке докторов наук: докторантура в области точных наук и гуманитарно-социологическая докторантура, сверхсовременные научные лаборатории, прекрасные учебные аудитории. Универ -ситет Пикардии можно смело назвать одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся высших учебных заведений Франции. 1,2 млн. евро от годового бюджета отводится на научные исследования [3, с. 18-19].
Университет науки и технологий Лилль-1 (Universite Lille) - это государственное высшее учебное заведение, расположенное в городе Вильнев-д'Аси. Университет был основан в 1854 году, в Лилле и специализировался исключительно на науке и технологиях. Ежегодно в университете Лилль-1 проходят обучение свыше 20 000 студентов дневной формы и примерно 14 500 студентов по программам повышения квалификации, а также около 140 молодых исследователей, работающих в 43 научных творческих лабораториях.
Университет Лилля (Lille University) состоит из 8 факультетов, которые отвечают за профессиональную подготовку студентов и научно-исследовательскую деятельность. В их распоряжении находится несколько исследовательских лабораторий. Свои научные исследования студенты проводят по следующим направлениям: педагогика, психология, социология, компьютерная электроника, науки о Земле, биология, география и планирование).
В связи с ростом научной деятельности в конце 1990-х была построена центральная лаборатория Института электроники, микроэлектроники и нанотехнологий, а в начале 2000-х - здание Лаборатории научных исследований. Большинство научных проектов этой лаборатории поддерживаются и финансируются Французским национальным центром научных исследований и Национальным институтом исследований в сфере компьютерных технологий [5, с. 11].
Университет Пуатье является старейшим университетом во Франции и одним из крупнейших в стране. Был основан в 1431 году и укрепился за счет добавления новых колледжей (литературы и науки) в XIX веке. Сегодня университет Пуатье состоит из 7 факультетов: права и социальных наук, литературы и языков, гуманитарных наук и искусств и др. Имеет 48 научно-исследовательских лабораторий, а также 8 докторских школ (1000 докторантов), в которых ежегодно защищаются 180 кандидатских диссертаций, а также 5 научных институтов. Среди них научно-педагогический колледж, основанный в 1431 году, имеет отличную репутацию в основном за счет известных исследователей, таких как Рабле, Дю Белле, Ронсар, Бэкон, Декарт [4].
Студенты из различных научно-исследовательских центров университета Пуатье работают на международном уровне за счет прямого сотрудничества с зарубежными коллегами или партнерами в различных международных научных программах. Поэтому целью международных связей университета является разработка научных международных проектов. В частности, управление международных связей осуществляет стратегический мониторинг различных программ финансирования, запущенных Европейской комиссией, а также различными посольствами и другими организациями.
Таким образом, университеты Франции занимаются научными разработками и проектами, студенты осуществляют исследования во многих областях знаний. Большинство научных проектов и творческих лабораторий
поддерживаются и финансируются Французским национальным центром научных исследований и Национальным институтом исследований в сфере компьютерных технологий.
Интересен опыт Венгрии в вопросах интеграции высшего образования. Вот уже около двух десятилетий в этой стране действует программа по организации научных исследований студентов - Венгерская организация студенческих исследований. Программа действует под патронатом Президента Венгрии, ученых венгерских университетов, научно-исследовательских центров, членов Венгерской академии образования и Академии наук. Благодаря этому проекту в Венгрии, Словакии, Словении, Чехии, Румынии, Сербии создано около двухсот научно-исследовательских обществ.
В конце XX столетия была создана Ассоциация студентов-исследователей, которая за последние десятилетия представила более семидесяти научно-исследовательских проектов и разработок. С учеными различных областей молодые исследователи проводят обязательные презентации, рассматривают современные проблемы общества.
С целью заимствования международного опыта в программе задействованы научно-исследовательские сообщества Румынии, Словакии, Сербии, а также ученые из Австралии, Австрии, Канады, Италии и США. За последние годы молодые исследователи имели возможность выехать в лагеря Ирландского центра для талантливой молодежи, а также в г. Дублин.
Известный ученый, доктор Г. Женой считает, что «самое большее, что мы можем предложить студентам, - это их самих. Многим из них научные лагеря, олимпиады и конференции дают шанс обрести не только себя, но и настоящих друзей-единомышленников» [1, с. 132-133].
Таким образом, учебными планами педагогических учебных заведений Англии, Франции, Венгрии предусмотрено выполнение студентами определенного количества научно-исследовательских работ за весь период обучения. Анализ подобных программ позво-
20/Â'//
лил определить общие характеристики содержания научно-исследовательской деятельности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе:
- в зарубежных университетах раннее привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии, накоплению тезауруса профессиональных понятий, а опыт в вопросах научного сотрудничества может помочь им в дальнейшем установлении контактов с известными учеными как в своей стране, так и за рубежом;
- все ярче проявляется тенденция к сотрудничеству в области образования, науки и культуры, формированию единого образовательного пространства, обладающего достаточной однородностью, необходимой для решения проблемы мобильности и повсеместного повышения качества высшего образования;
- в условиях увелечения информационного потока и изменений в социально-экономической сфере необходима существенная корректировка приоритетов в общеобразовательных системах.
Современные тенденции организации научной деятельности студентов в России и за рубежом имеют ряд сходных черт. В обоих случаях научная деятельность студентов представляет собой актуальную, комплексную проблему планирования и организации образовательного процесса.
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор рассматривает научно-исследовательскую деятельность студентов в высших учебных заведениях Европы, в частности, систему высшего образования Англии, принципы организации обучения и научных исследований Франции, Венгрии. Дана характеристика современным тенденциям организации научной деятельности в европейских университетах и процессам интеграции и интернационализации образования в странах Европы в целом.
Ключевые слова: Европейский университет, система высшего образования, научно-исследовательская деятельность, процессы интеграции и интернационализации.
SUMMARY
The article examines the research activities of students in higher education institutions in Europe, in particular, the system of higher education in England, the principles of the organization of training and scientific research in France and Hungary. The characteristic of modern tendencies of the organization of scientific activity in European Universities and the processes of integration and internationalization of education in the countries of Europe as a whole is given.
Key words: European University, the system of higher education, scientific-research activity, integration and international process.
ЛИТЕРАТУРА
1. Csermely P. Research training between 14-18 in Hungary. Biochemist Education / P. Csermely, G. Halasx, G. Jenei, J. Mathe, L. Miklo, D. Solymari, A. Szekeres, G. Tamas. - 2000. - 136 p.
2. Gressey D. British science needs integrity overhaul // Nature (May, 2012) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nature.com/news/ british-science-needs-integrity-overhaul-I.9803 (дата обращения: 15.12.2017).
3. Houzel G. Les engagements benevoles des etudiants - Perspectives pour de nouvelles formes de participation civique: Rapport aux ministres charges de l'Education Nationale et des Affaires sociales. - Paris, 2002. - 78 p.
4. Higher education statistics agency. Experts in UK higher education data and analysis [Электронный ресурс]. - URL: http://www.he sa.ac.uk/g (дата обращения: 15.12.2017).
5. Laurillard D. Rethinking University Teaching. A Framework for the Effective Use of Technology. - London: Rourledge, 1998. -240 p.
6. L'etat de l'enseignement superior et de la recherché en France / Ministere de l' Enseignement superior et de la Recherché. - 2013. - 120 p.
7. New European university group unveiled. Guild of European Research Intensive Universities aims to 'complement' existing alliances // Times higher education. World university rankings (01.06.2016) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.timeshighereducation.com/ne
ws/new-european-university-group-unveiled (дата обращения: 15.12.2017).
Н. А. Рачковская, В. Н. Ефименко
УДК 37:005.32
ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
едагогу в процессе своей профессиональной деятельности приходится общаться с разными людьми: учениками, родителями, коллегами. Такое активное общение невозможно без конфликтов, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни и профессионального взаимодействия. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация - скрытый или открытый антагонизм двух или нескольких сторон, возникший по определенному поводу, в частности, по причине несовпадения целей, средств их достижения или разных интересов и др.
Конфликт - явление многогранное, которое нельзя рассматривать однобоко, поскольку он включает в себя как конструктивную, так и деструктивную стороны. Если конфликт развивается по конструктивному сценарию, то можно достичь положительных результатов - помочь оппонентам понять друг друга, научить сочувствию, сотрудничеству и позитивному общению.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что конструктивный конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие, поскольку именно в критических ситуациях проявляются подлинный ха-
рактер, ценности и мотивы поведения людей -«друг познается в беде»; способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности, так как помогает правильно оценить свои силы и способности, выявить ранее неизвестные стороны личности; закалить характер, способствовать проявлению таких качеств, как чувство гордости, достоинство и др.; помочь избавиться от нежелательных свойств характера - чувств неполноценности, покорности, раболепия; помочь снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека, в противоположном же случае внутренняя напряженность возрастает; служит средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности в самореализации и самоутверждении. Таким образом, конструктивный конфликт является важнейшим фактором социализации человека, поскольку в конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, никогда не получит вне конфликта.
Если же в конфликте превалирует деструктивная сторона, то в результате страдает социальное и психическое состояние человека, нарушаются взаимоотношения с людьми, изменяется самооценка. Так, анализ совершенных несовершеннолетними правонарушений показывает, что их первопричиной является чаще всего конфликт. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период, так как возраст тринадцати - шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью.
Наиболее частой причиной развития конфликта в среде школьников становится борьба за лидерские позиции, авторитет. Подросток, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики чаще всего доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, девочки пытаются манипулировать. Другой распространенной причиной конфликта в подростковой среде являются обиды и непонимание. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащит-