Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / СИСТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / UNIVERSITY / THE SYSTEM OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES / ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н.Н.

Заявлены использование европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России и необходимость выработки общих положений по интеграции систем высшего образования в странах Европы. В этом контексте, с точки зрения актуализации системы научно-исследовательской деятельности студентов европейских университетов, для нашего исследования очень важны теоретические достижения российских и европейских ученых по методике студенческой научно-исследовательской деятельности, накопленные в новых исторических условиях. С преодоления национальных ограничений можно разработать такую структуру образования, которая бы способствовала мобильности, тесному сотрудничеству, сохраняя при этом национальное разнообразие. Цель статьи заключается в изучении европейского опыта системы научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования европейских стран. В данной статье автор рассматривает актуализацию европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России. Доказано, что являясь наиболее высокоразвитыми в мире, страны Европейского Союза аккумулируют богатый опыт в вопросах подготовки специалистов через организацию научно-исследовательской деятельности. Пути внедрения европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в российскую систему образования могут быть разные: сегодня в российских вузах широко изучаются прогрессивные системы обучения, воспитания и саморазвития: актуализация знаний, связь с практической и научно-исследовательской деятельностью. В России система научно-исследовательской деятельности студентов в рамках профессиональной подготовки осуществляется на базе научно-исследовательских институтов, центров, проблемных и творческих лабораторий, студенческих научно-исследовательских объединений, ассоциаций, кружков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE EUROPEAN EXPERIENCE OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

The relevance of this article is due to the use of the European experience of students' research activities in the higher education system of Russia and the need to develop general provisions for the integration of higher education systems in Europe. In this context, from the point of view of updating the system of research activities of students of the European universities, the theoretical achievements of Russian and European scientists about the methodology of student research activities accumulated in new historical conditions are very important for our research. By overcoming national restrictions, we can begin a structure of education that would facilitate mobility, close cooperation, while maintaining national diversity. The purpose of the article is to study the European experience of the system of students’ research activities in European universities and to develop general provisions on the integration of higher education systems in European countries. In this article, the author considers the actualization of the European experience of students' research activities in the higher education system of Russia. It is proved that being the most highly developed in the world, the countries of the European Union accumulate rich experience in training specialists through the organization of research activities. The ways of introducing the European experience of students' research activities into the Russian education system can be different: today progressive systems of training, education and self-development are widely studied in Russian universities: updating knowledge, connection with practical and research activities. In Russia, the system of students’ research activities in the framework of vocational training is carried out on the basis of research institutes, centers, problem and creative laboratories, student research associations, associations, and circles.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

УДК 37.018

Актуализация европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России

Actualization of the European experience of research activities in the higher education of Russia

Погребняк Н.Н., Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», pogrebnyak70@mail.ru

Pogrebnyak N., The Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "The Russian State University of Justice ", pogrebnyak70@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.012

Ключевые слова: высшее образование, университет, система научно-исследовательской деятельности, актуализация.

Keywords: higher education system, university, the system of scientific-research activities, actualization.

Аннотация. Заявлены использование европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России и необходимость выработки общих положений по интеграции систем высшего образования в странах Европы. В этом контексте, с точки зрения актуализации системы научно-исследовательской деятельности студентов европейских университетов, для нашего исследования очень важны теоретические достижения российских и европейских ученых по методике студенческой научно-исследовательской деятельности, накопленные в новых исторических условиях. С преодоления национальных ограничений можно разработать такую структуру образования, которая бы способствовала мобильности, тесному сотрудничеству, сохраняя при этом национальное разнообразие.

Цель статьи заключается в изучении европейского опыта системы научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования европейских стран.

В данной статье автор рассматривает актуализацию европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России.

Доказано, что являясь наиболее высокоразвитыми в мире, страны Европейского Союза аккумулируют богатый опыт в вопросах подготовки специалистов через организацию научно-исследовательской деятельности. Пути внедрения европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в российскую систему образования могут быть разные: сегодня в российских вузах широко изучаются прогрессивные системы обучения, воспитания и саморазвития: актуализация знаний, связь с практической и научно-исследовательской деятельностью. В России система научно-исследовательской деятельности студентов в рамках профессиональной подготовки осуществляется на базе научно-исследовательских институтов, центров, проблемных и творческих лабораторий, студенческих научно-исследовательских объединений, ассоциаций, кружков.

Abstract. The relevance of this article is due to the use of the European experience of students' research activities in the higher education system of Russia and the need to develop general provisions for the integration of higher education systems in Europe. In this context, from the point of view of updating the system of research activities of students of the European universities, the theoretical achievements of Russian and European scientists about the methodology of student research activities accumulated in new historical conditions are very important for our research. By overcoming national restrictions, we can begin a structure of education that would facilitate mobility, close cooperation, while maintaining national diversity.

The purpose of the article is to study the European experience of the system of students' research activities in European universities and to develop general provisions on the integration of higher education systems in European countries.

In this article, the author considers the actualization of the European experience of students' research activities in the higher education system of Russia. It is proved that being the most highly developed in the world, the countries of

the European Union accumulate rich experience in training specialists through the organization of research activities. The ways of introducing the European experience of students' research activities into the Russian education system can be different: today progressive systems of training, education and self-development are widely studied in Russian universities: updating knowledge, connection with practical and research activities. In Russia, the system of students' research activities in the framework of vocational training is carried out on the basis of research institutes, centers, problem and creative laboratories, student research associations, associations, and circles.

Введение. В XXI веке страны Европы по-своему вносят свой вклад в становление научно-исследовательской деятельности и европейского образования в целом. Сегодня университеты играют огромную роль в развитии общества, поскольку будущее любой страны зависит от социального, культурного и научно-технического развития. Страны Европы, добиваясь поэтапной интеграции и заимствуя положительный опыт, выделяют огромные средства на разработку научно-исследовательских программ, развитие научных лабораторий и научных школ, разрабатывают законодательные директивы по превращению научно-образовательной интеграции

европейских стран в международно-правовой статус.

Материалы и методы исследования. По актуализации научных исследований в странах Европы особый интерес представляют работы российских и европейских ученых по методике развития научно-исследовательской

деятельности студентов (L.J. Briggs, R.A. Daubman, J.D. Haas, F.F. Hood, J.M. Jacobson, E.W. Kelly, T.R. Clarke, T. Manger, K.H. Neigen, A. Pokay, F. Polak, J. Tacke, L.V. Williams), а также данные Центра образовательных исследований и инноваций (Higher Education to 2030), ENQA (Higher Education - policy update). Использованы методы анализа, синтеза нормативных, аналитических и научных материалов, методология компаративной педагогики.

Результаты исследования. В настоящее время требования к уровню подготовки специалиста-исследователя университета год от года растут. Современная европейская высшая школа нуждается в конкурентоспособных молодых специалистах, владеющих навыками научно-исследовательской деятельности. И сегодня, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности - является приоритетной задачей высшего образования Европы. Но способны ли сегодня европейские университеты подготовить молодого

специалиста как самостоятельного

исследователя-экспериментатора, деятельность которого направлена на научной основе решать проблемы совершенствования педагогического процесса?

В этом контексте с целью развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, отбора перспективных научно-исследовательских проектов и талантливых ученых, огромную помощь оказывают Европейский исследовательский совет (European Research Council) и Европейский институт технологий и инноваций. При этом студенты стран Европы имеют возможность: повысить свою теоретическую и практическую научно-исследовательскую подготовку; улучшить материальное положение; установить контакты с научными фирмами для будущего трудоустройства. Кроме того, создание ведущих научных школ и университетов мирового уровня, современное научно-техническое оборудование, позволяющее познакомить будущих специалистов с методами поиска научной информации, а также с возможностями использования компьютерных технологий, мультимедийных программ, сети Интернет, может предотвратить «утечку мозгов» и привлечь специалистов из-за рубежа. Применение информационных технологий оказывает положительное влияние на научно-исследовательскую деятельность студентов и, безусловно, повышает уровень научной деятельности [7;8].

Стратегия и задачи развития системы научно-исследовательской деятельности в университетах находят отражение в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [2], Соглашении между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий [3].

Очевидно, в ближайшем будущем произойдет сближение университетов с научно-промышленными фирмами, что, безусловно, отразится на содержании образовательных программ, проведении научных исследований и экспериментов на производствах. Как правдиво сказано в Коммюнике конференции «Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» - за последние 10 лет удалось сформировать

Европейское пространство высшего образования, добиться того, что оно прочно укрепилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы [11].

Таким образом, в Европе возникла необходимость в актуализации прогностических планов развития научно-исследовательской деятельности студентов и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования европейских стран. Открытость европейского пространства высшего образования имеет многочисленные

положительные последствия. И так, преодолевая национальные ограничения, можно начать такую структуру научно-исследовательской

деятельности, которая бы способствовала мобильности и тесному сотрудничеству, с одной стороны, и сохраняла национальное разнообразие, с другой. Для реализации этого положения нужно использовать растущую поддержку Европейского Союза, проводить политику поощрения студентов и преподавателей научно-исследовательской деятельности или преподаванию за пределами родных стран по всей Европе [1].

Сегодня в отечественной сфере высшего образования наметились новые тенденции в научно-исследовательской деятельности:

подготовка высококвалифицированных

специалистов в соответствии с требованиями наукоемкого рынка труда; усиление инновационных процессов в сфере подготовки специалистов; идея непрерывного

профессионального развития в контексте научно-исследовательской деятельности. В системе высшего образования российских вузов появилась тенденция к развитию и совершенствованию внеаудиторных

коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов: научные школы, экспериментальные творческие лаборатории, коллективы молодых исследователей, студенческие научно-исследовательские

объединения, студенческие рационализаторские и конструкторские бюро, производственно-экономические бюро, руководство научными кружками студентов в системе

профессионального образования и т.п. И, без сомнения, одним из перспективных направлений, которое подготовит студентов к проведению опытно-экспериментальных

исследований является участие в работе поисковых групп, которые предоставляют возможность студентам развить свой интеллект и творческие способности в процессе участия в

научно-исследовательской деятельности.

Именно такое участие дает студентам творческий импульс, у них появляется желание расширить свои личные интеллектуальные горизонты и радость познания.

В России за последние годы произошли кардинальные изменения в системе научно-исследовательской деятельности, что положительно сказалось на высоком уровне подготовки студентов в высших учебных заведениях. В условиях европейской интеграции, с целью повышения конкурентоспособности научных достижений на мировом образовательном уровне, в России необходима модернизация научно-исследовательской

деятельности. С увеличением количества российских вузов и признания их в мировом рейтинге высшего образования повысится и качество научных исследований. Однако, это возможно только путем интеграции российского и европейского опыта и создания благоприятных условий для научно-исследовательской деятельности будущих специалистов. Согласно мировому рейтингу университетов

(«Quacquarelli Symonds World University Ramking»), необходимо добиться увеличения количества высших учебных заведений, входящих в число 200 ведущих мировых университетов, учитывая, что при определении места в рейтинге согласно QS World Universities Ranking, максимальный процент (40%) устанавливается за индекс академической репутации университета [6].

Таким образом, перед вузами стоят глобальные задачи: непрерывное развитие научно-исследовательской деятельности

студентов в высшем учебном заведении, направленное на создание Европейского пространства высшего образования;

использование научно-исследовательских

методов исследования и формирование общеевропейской научно-исследовательской парадигмы; отражение в научных исследованиях разнообразных процессов в профессиональном образовании, научно-исследовательских течений и традиций; установление влияния различных систем профессионального образования в различных странах на формирование областей и направлений научных исследований

Основные направления научно-

технологического развития Российской Федерации, принципы и приоритеты, цели и задачи определены в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (№ 642 от 1 декабря 2016 г.) [5]. Ведущими факторами данной стратегии

являются: актуализация развития научно-исследовательской деятельности, высокий темп освоения новых знаний, конкурентоспособность экономики и эффективность национальных стратегий безопасности. С целью повышения качества научных исследований намечены следующие цели и задачи: актуализация долгосрочных научно-исследовательских

проектов, которые позволяют обьединять научные коллективы исследователей и предпринимателей; выявление талантливой творческой молодежи, способной развивать научный потенциал страны; поддержка молодых специалистов и ученых в области научно-исследовательской и инновационной деятельности по результатам обеспечения социально-экономического развития России; участие российских ученых в международных научно-исследовательских проектах,

обеспечивающих доступ к новым научным ресурсам, исходя из национальных интересов Российской Федерации; создании условий для проведения научных исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научно-исследовательской и инновационной деятельности; создание новых исследовательских групп, конкурентной среды с целью привлечения молодой талантливой молодежи, имеющей высокие научные результаты мирового уровня.

Итак, в научной сфере необходимо поддерживать российских талантливых молодых ученых, развивать конкуренцию, чтобы они создавали в России свои научно -исследовательские центры и творческие лаборатории. Деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой,

высокотехнологичными компаниями;

необходимо превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты. Таким образом, только интеграция и гармонизация научно-исследовательской

деятельности смогут повысить в будущем качество и высокий рейтинг российского высшего образования, расширить границы для мобильности студентов и преподавателей.

При разработке стратегических направлений развития отечественной научно-

исследовательской деятельности в России есть все основания актуализировать европейский опыт как на современном этапе реформирования, так и на долгосрочную перспективу:

- создание научно-исследовательских высших учебных заведений нового типа;

формирование системы непрерывной научно-исследовательской деятельности;

- повышение роли государства в управлении системами научно-исследовательской деятельности;

- стимулирование связей высших учебных заведений с промышленностью; повышение роли государства в управлении системами научно-исследовательской деятельности;

- расширение международного сотрудничества в сфере научно-исследовательской деятельности на национальном, региональном и международном уровнях.

Международные научно-исследовательские проекты в области образования и передовой мировой опыт их организации, накопленный за последние десятилетия, доказывает, что страны - участники научных проектов обладают достаточным банком национальных данных для сопоставления опыта различных европейских стран.

Пути внедрения европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в российскую систему образования могут быть разные: сегодня в российских вузах широко изучаются прогрессивные системы обучения, воспитания и саморазвития: актуализация знаний, междисциплинарность, связь с практической и научно-исследовательской деятельностью. Важно подчеркнуть

использование европейского опыта в практике российской высшей школы относительно богатого выбора форм материального поощрения особо одаренных студентов: ежегодно с талантливыми студентами заключаются поощрительные договора ректоратов, обучение которых проходит по индивидуальному плану и заканчивается защитой диссертации; студенты старших курсов, работающие над темами диссертационных исследований, могут посещать группы «исследовательского обучения»; проведение показательных занятий научно-

исследовательской деятельности во время творческих декад; проведение в течение года пропедевтических курсов для способных и одаренных под руководством профессоров и доцентов; стажировка студентов и молодых ученых в ведущих европейских вузах; признание результатов научно-исследовательской

деятельности в качестве дипломной или магистерской работы; увеличение количества студенческих научных грантов и премий.

Заключение. Таким образом, являясь наиболее высокоразвитыми в мире, страны

Европейского Союза аккумулируют богатый опыт в вопросах подготовки специалистов через организацию научно-исследовательской

деятельности, «образование через науку», подразумевающее самостоятельный поиск знаний и истины как преподавателем, так и студентом [9;10]. Взаимовыгодный интерес в поиске конструктивных механизмов

стимулирования интеграционных процессов в сфере высшего образовании, обусловлен общими тенденциями глобализации и интернационализации социально-

образовательных процессов как в Европе так и в России. Поскольку глобальное общество требует широты научного и культурного кругозора, в современных условиях человеку приходится самостоятельно принимать множество ответственных решений, планировать свою научно-исследовательскую деятельность,

анализировать ситуацию и находить из нее правильный выход, делать выводы, сопоставлять, моделировать и прогнозировать. Личность, стремящаяся воспитать в себе такие качества, не боится постоянных изменений, не

утопает в океане проблем, имеет достаточно потенциала как для определения своего достойного места, так и для дальнейшего саморазвития.

Зарубежный опыт не является универсальным, поэтому в данной ситуации необходимо осмысленное обогащение отечественной практики новым содержанием и технологиями обучения. Разумеется,

рассчитывать только на зарубежный опыт в решении отечественных внутренних проблем, а также использование международного опыта недостаточно, решающую роль следует отвести национальной парадигме реформирования образования и научно-исследовательской деятельности, всесторонне учитывающей специфику педагогических традиций России и неповторимое своеобразие стоящих перед нашей страной социальных и культурных задач. Российская система образования всегда отличалась научностью, активным участием в международных процессах, в том числе и сфере научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Комплексный план по активизации процессов вхождения системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования. - 2015. - 32 с.

2. О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» № 148-ФЗ от 23.05.2016.

3. Правительство Российской Федерации одобрило проект Соглашения о продлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/36761/

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473

5. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» № 642 от 01 декабря 2016 г. -Москва. - 25 с.

6. Best universities in Europe 2016: Where can you get value for money? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/student/ news/best-universities-europe-2016-where-can-you-get-value-money

7. A new study found a promising link between the number of universities in a country and GDP [Электронный ресурс]. - Business Inside. - Режим доступа: https://uk.finance.yahoo.com/news/study-one-few-direct-between-17403534.html

8. Annual Report on research and technological development activities of the European Union in 2007: report from the Commission / European Commission. -Brussels, 2008. - 11 p.

9. European Research Area. Facts and Figures 2014. European commission. - 93 p.

10. European Researches Mobility Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/eracareers/index_en.cfm

11. Paris COMMUNIQUE [Электронный ресурс]. -Paris, May 25-th 2018. - Режим доступа: http://ehea.info/media.ehea.info/file/2018_Paris/77/1/EHE AParis2018_Communique_final_952771.pdf

References:

1. A comprehensive plan to enhance the processes of entry of the higher education system of the Russian Federation into the European Higher Education Area. -2015. - 32 p.

2. On amendments to Article 4 of the Federal Law "On Science and the State Scientific and Technical Policy" № 148-K3 dated 05/23/2016.

3. The Government of the Russian Federation approved the draft Agreement on the extension of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the European Community on cooperation in the field of science and technology [Electronic resource]. -Access mode: http://government.ru/docs/36761/

4. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/view-pdf11246/84473

5. Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" № 642 of December 01, 2016 - Moscow. - 25 p.

6. Best universities in Europe 2016: Where can you get value for money? [Electronic resource]. - Access mode: https://www.timeshighereducation.com/student/news/best-universities-europe-2016-where-can-you-get-value-money

7. A new study found a promising link between the number of universities in a country and GDP [Electronic resource]. - Business Inside. - Access Mode:

https://uk.finance.yahoo.com/news/study-one-few-direct-between-17403534.html

8. Annual Report on research and technological development activities of the European Union in 2007: report from the Commission / European Commission. -Brussels, 2008. - 11 p.

9. European Research Area. Facts and Figures 2014. European commission. - 93 p.

10. European Researches Mobility Portal [Electronic resource]. - Access mode: http://europa.eu.int/ eracareers/index_en.cfm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Paris COMMUNIQUE [Electronic resource]. -Paris, May 25-th 2018. - Access mode: http://ehea.info/media.ehea.info/file/2018_Paris/77/1/EHE AParis2018_Communique_final_952771.pdf

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.