Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕВЕКОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (XII-XVII ВВ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕВЕКОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (XII-XVII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ЦЕРКОВЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDIEVAL UNIVERSITY / BACKGROUND / RENAISSANCE / CORPORATION / CHURCH / UNIVERSITY / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н.Н.

Актуальность данной статьи обусловлена изучением становления и развития научно-исследовательской деятельности в средневековом университете (XII-XVII вв.). Первые предпосылки и потребность в подготовке образованных специалистов в эпоху средневековья появились в результате быстрого роста городов, урбанизацией, развитием техники, возникновением товарного производства и денежного обращения в Европе. Разумеется, их кузницей стал университет, созданный по образцу ремесленных и купеческих гильдий. На примере Великобритании, Германии и Франции автор исследовал научно-исследовательскую деятельность студентов в средневековых университетах, их многонациональный и многокультурный характер. Цель статьи заключается в изучении европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в средневековых университетах Европы (XII-XVII вв.). В данной статье автор рассматривает становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в средневековом университете (XII-XVII вв.) на материале Великобритании, Германии, Франции. Доказано, что в период средневековья университет возник как институт европейской культуры и занимал ведущую позицию в академической научной иерархии Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE MEDIEVAL UNIVERSITY (XII-XVII CENTURIES)

The relevance of this article is caused by the use of the European experience of scientific and research activity of students in the Middle Ages (XII-XVII centuries.). At each historical stage in the development of mankind, the idea of research activities has been the subject of scientific discussions. The first prerequisit and the need for training of educated professionals, appeared due to the rapid growth of cities, urbanization, the development of technology, the emergence of commodity production and circulation of money in Europe. Their forge was a university modeled on craft and merchant guilds. Based on the example of Great Britain, Germany and France, the author investigated students’ research activities in medieval universities, their multinational and multicultural nature. The purpose of the article is to study the experience of students’ research activities in medieval universities in Europe (XII-XVII centuries). In this article, the author examines the formation and development of students' research activities in medieval universities in Europe (XII-XVII centuries). It is proved that during the Middle Ages in Europe the university emerged as an institution of European culture, universities occupied a leading position in the academic scientific hierarchy.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕВЕКОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (XII-XVII ВВ.)»

УДК 38.019.76 (782-16)

Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в средневековом университете (XII-XVII вв.)

Formation and development of scientific research activities of students in the medieval university (XII-XVII centuries)

Погребняк Н.Н., Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», pogrebnyak70@mail.ru

Pogrebnyak N., the Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "The Russian State University of Justice ", pogrebnyak70@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.003

Ключевые слова: средневековый университет, предпосылки, эпоха Возрождения, корпорация, церковь, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: medieval university, background, Renaissance, corporation, church, university, scientific-research activities.

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена изучением становления и развития научно-исследовательской деятельности в средневековом университете (XII—XVII вв.). Первые предпосылки и потребность в подготовке образованных специалистов в эпоху средневековья появились в результате быстрого роста городов, урбанизацией, развитием техники, возникновением товарного производства и денежного обращения в Европе. Разумеется, их кузницей стал университет, созданный по образцу ремесленных и купеческих гильдий. На примере Великобритании, Германии и Франции автор исследовал научно-исследовательскую деятельность студентов в средневековых университетах, их многонациональный и многокультурный характер.

Цель статьи заключается в изучении европейского опыта научно-исследовательской деятельности студентов в средневековых университетах Европы (XII—XVII вв.).

В данной статье автор рассматривает становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в средневековом университете (XII—XVII вв.) на материале Великобритании, Германии, Франции.

Доказано, что в период средневековья университет возник как институт европейской культуры и занимал ведущую позицию в академической научной иерархии Европы.

Abstract. The relevance of this article is caused by the use of the European experience of scientific and research activity of students in the Middle Ages (XII-XVII centuries.). At each historical stage in the development of mankind, the idea of research activities has been the subject of scientific discussions. The first prerequisit and the need for training of educated professionals, appeared due to the rapid growth of cities, urbanization, the development of technology, the emergence of commodity production and circulation of money in Europe. Their forge was a university modeled on craft and merchant guilds.

Based on the example of Great Britain, Germany and France, the author investigated students' research activities in medieval universities, their multinational and multicultural nature.

The purpose of the article is to study the experience of students' research activities in medieval universities in Europe (XII-XVII centuries).

In this article, the author examines the formation and development of students' research activities in medieval universities in Europe (XII-XVII centuries).

It is proved that during the Middle Ages in Europe the university emerged as an institution of European culture, universities occupied a leading position in the academic scientific hierarchy.

Введение. Актуальность исследования исследовательской деятельности в странах

обусловлена особенностями развития и Европы в период средневековья (XII-XVII вв.). С

становления европейских университетов, целью определения особенностей развития и

появлением в них предпосылок к системе научно- прогрессивного опыта системы научно-

исследовательской деятельности студентов в европейских университетах, были выбраны три европейские страны: Великобритания, Германия и Франция. Выбор этих стран обусловлен тем, что именно они, согласно международным рейтингам университетов, являются лидерами в системе научно-исследовательской деятельности.

Методология исследования. На каждом историческом этапе развития человечества идея научно-исследовательской деятельности была предметом научных дискуссий. Различные ученые внесли свой существенный вклад в развитие педагогической теории: ученые-исследователи ААндреев, Ж. Верже, Е.Глаголева, И. Кант, R. Barnard, J. Eliott, N. Orme, N. Zimpher.

Результаты исследования. В эпоху средневековья слово «университет» произошло от латинского «universitas» («совокупность»), означающего «гильдия» или «корпорация». Под этим термином понималась «любая группа лиц, имеющих коллективный статус и занятых совместной деятельностью любого рода». Понятие «университет» в отечественной справочной литературе (лат. universitas -совокупность) характеризуется как высшее учебное заведение, подготавливающее высококвалифицированные кадры по широкому спектру направлений подготовки, выполняет прикладные и фундаментальные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Таким образом, под словом «университет» мы понимаем как «высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основу научного знания», как «высшая школа, учебное заведение по всем отраслям науки» [3].

Важно вспомнить, что в средневековой Европе основная масса населения получала знания стихийно, и только в конце VI века в результате христианизации образование начало приобретать черты организационного и массового процесса [9;10]. И хотя в XI веке основными образовательными заведениями по-прежнему оставались монастырские школы с узкой богословской специализацией, церковь на протяжении нескольких веков все же оставалась мощным социальным институтом образования. Разумеется, системы в научно-образовательном процессе как таковой не было, она заключалась в чтении и объяснении произведений Цицерона, Горация, Плавта и это явилось главным недостатком всей образовательной системы в средневековом университете.

Поскольку в системе образования большинства европейских стран преобладала латынь, это был главный язык богослужения в храме божьем, церковном и гражданском суде, на ней не только писали и читали, но и говорили. Конечно, подъем полемической словесности -политической, юридической и богословской, привел к объединению наиболее экономически развитых европейских стран. Примечательно, что как церковные школы и как городские гильдии, университеты давали не только узкопрофильные знания, но и обучали ремеслу врачей, юристов и теологов. Следовательно, главным отличием средневековых университетов заключалось не только в обучении ремеслу и передаче узкоспециальных, профессиональных знаний, но и в дополнительных научных знаниях на факультете свободных искусств.

Немаловажную роль в развитии научно-исследовательской деятельности в средневековых университетах играл их многонациональный и многокультурный характер, поскольку студенты могли объединяться по национальному или языковому признаку, имели реальную возможность оказывать влияние на решение важных научных вопросов, относящихся не только к внутренней жизни университетов. Так, например, в Парижском университете студенты представляли четыре нации - английская, французская, пикардийская и нормандская. Административным главой университетского сообщества, осуществляющим контроль за соблюдением привилегий и уставов являлся ректор, имеющий полное право распоряжаться системой финансирования в университете. Студенты и магистры входили в состав Генеральной Ассамблеи нации (обьединения схоларов (студентов) по признаку принадлежности к определенной стране). Человек, получивший ученую степень в одной stadium generale, приобретал право преподавать в другой (facultas docendi ubique terrarum). Таким образом, средневековые университеты обладали правом самостоятельно действовать по отношению к внешнему миру, регулировать прием своих членов, как преподавателей, так и студентов, был одинаковый процесс получения степеней, они сами устанавливали свои правила и на основе этих правил, своего устава осуществляли свою внутреннюю юрисдикцию, являлись мощными источниками знания, науки и культуры.

Средневековый университет, в результате своего процветания в XIII веке, погрузился в долгий период стагнации, обусловленный постепенным превращением университетской

корпорации в привилегированную касту, не принимавшую какого-либо участия в жизни городов, и являлся «привилегированной ученой корпорацией» с правом присуждения ученых степеней (магистра и доктора). С теми же правами ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов, признавались и в других университетах. Разумеется, этому способствовали: единый язык преподавания (латынь), единые принципы и требования к научному исследованию, использование одних и тех же научных книг и свобода передвижения по европейским странам. Однако позже была установлена и другая степень (лиценциат) с правом чтения основных лекций. На самой низшей ступени стояли схолары (студенты) и бакалавры - юноши 14 - 15 лет, в основном выходцы из среднего класса, изучавшие основы научно-исследовательской деятельности. Таким образом, для студентов проводился экзамен-диспут, на котором проверялись: владение ораторским мастерством, навыки научно -исследовательской деятельности, умение логично и четко выстраивать аргументацию, знания необходимых научных книг (в зависимости от факультета), а также комментирование какого-нибудь научного авторитетного текста. Именно в этот период закладывались традиции публичной защиты научных исследований с приглашением независимых экспертов. Примечательно, что данная традиция сохранилась и до настоящего времени.

Однако с середины XIV столетия ситуация резко меняется, и церковь уже была не в состоянии контролировать научную деятельность в университетах. В связи с развитием новых факультетов наука и культура двигались вперед, обосновались первые предпосылки для создания новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма, что в конечном итоге и создало почву для эпохи Возрождения. Характерной чертой эпохи Возрождения явились крупные перемены, рост национального самосознания в научной, общественно-политической, культурной и экономической жизни европейских стран. И уже к началу XV века университеты окончательно утвердили свои научные позиции, стали частью национальной и международной жизни государств и способствовали удовлетворению растущих потребностей в воспитании и образовании нового человека. Таким образом, стремительно меняется отношение к образованию и научным исследованиям, университеты упрочили свою гуманистическую направленность и переняли ряд таких положений, как свобода личности,

уважение прав человека, равенство между народами, которые актуальны в высшем образовании и в XXI веке. Университет послужил созданию новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма, и являлся связующим звеном между различными культурами для установления тесного межкультурного контакта.

Рассмотрим становление и развитие научно-исследовательской деятельности в средневековых университетах Европы на примере Франции, Германии и Великобритании.

Во Франции первые предпосылки формирования системы научно-

исследовательской деятельности относятся к концу XI - началу XII веков, когда многочисленные графства и княжества объединялись в единое государство, благодаря стремительному развитию экономики, произошло усиление и активизация экономических связей между государствами. Таким образом, к началу XII века, кроме кафедральной школы при Соборе Парижской Богоматери, появляются

университеты, относительно независимые от церковных и светских властей.

Первые предпосылки системы научно-исследовательской деятельности во Франции начинают формироваться в связи с созданием в Париже (1219 г.) первого университета. Именно в этот период научно-техническое, культурное и экономическое развитие поставило систему образования Франции перед необходимостью раскрыть свои двери для более широкого круга лиц, строить свою научно-исследовательскую деятельность с учетом требований социокультурной ситуации. Образовательная реформа затронула не только высшие учебные заведения, но и всю полноту отношений государства, общества и церкви, и, безусловно, деятельность университетов попадает под влияние светской власти, стремящейся подчинить все образование своим прагматическим интересам.

Характерной чертой французских университетов в эпоху европейского Возрождения явился переход к преимущественно мировой культуре, которая сформировала новое мировоззрение, возрождая культ человека и природы, созданный в античные времена. Университеты получили право проведения научных исследований, консультирования и экспертизы, трансфера знаний между наукой и промышленностью. Особенностью этого периода было создание светского университета, в котором преподавание было бы основано не на схоластике, как в Сорбонне, а на науке и научно-исследовательской деятельности студентов. С

этой целью в XVI веке возник College de France, учебное заведение, которое в противовес богословской Сорбонне вскоре стало цитаделью свободного научного и гуманистического знания. Позже, в Париже (1563 г.) иезуиты открыли Клермонский Коллеж с целью присоединения его к университету, который очень быстро завоевал популярность среди студентов. Однако на своем пути развития он встречал немало препятствий, связанных с консерватизмом обучения того времени.

Таким образом, во Франции эпоха средневековья - это период появления университетов, относительно независимых от церковных и светских властей; создание светского университета, основанного на научных исследованиях; университеты добавили себе функции проведения научных исследований, консультирования и экспертизы; с возникновением Парижского университета сложились первые предпосылки развития научно-исследовательской деятельности; религиозные власти потеряли контроль за содержанием обучения в университете.

В Германии первые предпосылки научно -исследовательской деятельности в университете возникли на рубеже XII-XIV веков (Гейдельбергский, 1386, Кельнский, 1388). Очевидно, в связи с отсутствием общественного интереса к немецкой системе высшего образования, университеты в Германии появились позже европейских, однако вскоре стали важной вехой в развитии научно -исследовательской деятельности. Вскоре число университетов в Германии начинает неуклонно расти и уже в конце XIV - начале XV веков к научно-исследовательской деятельности

просыпается живой интерес со стороны разных слоев немецкого общества.

Поскольку в университетах Германии единой системы научно-исследовательской деятельности не существовало, гуманисты образовали научные кружки при университетах в различных городах-княжествах (Лейпцигский (1409), Мюнхенский (1471) [4;8]. Именно органичное соединение научно-исследовательской деятельности и обучения (В. Гумбольдт), чем собственно и отличалась немецкая система высшего образования, позволило Германии стать авангардом в науке, выйти на передовые рубежи техники и производства и стать одним из самых высокоразвитых государств мира. Так, К. Ясперс (K. Jaspers), приступая к изложению своих взглядов на образование полагал, что Германия XV-XVII веков представляла собой совокупность независимых княжеств, поэтому единой системы

в научно-исследовательской деятельности не существовало. Таким образом, в Германии с образованием научных кружков при университетах, произошло соединение научных исследований и обучения; все больше стали превалировать научные методы исследования и научно-исследовательский эксперимент, что послужило одной из предпосылок развития научно-исследовательской деятельности

студентов в Германии. Несмотря на свой наднациональный, демократический характер, немецкие университеты за короткий период смогли стать авангардом общественно-культурного прогресса, сформировать научные школы и завоевать высокий международный авторитет.

В Великобритании первыми предпосылками становления и развития научно-исследовательской деятельности послужило возникновение университета как института европейской культуры, как продукта христианского Запада XII века, как уникального явления средневековья, не имеющего аналогов в предшествующем ему времени. Начиная с VI века в Великобритании появляются школы повышенного образования для подготовки священнослужителей по программе семи свободных искусств, включающие следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику.

Примечательно, что первые средневековые университеты (Оксфорд, Кембридж) присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания: к примеру, выпускников, как рыцарей, венчали громкими титулами - «граф права», ученик ремесленника получал звание «магистр», а профессора и студенты находились во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Однако к концу XIII века коренным образом изменяются взаимоотношения между университетами, светской и духовной властями. В отличие от Франции и Германии, в Великобритании научно-исследовательская

деятельность не связывалась с интересами государственной службы, а в большей мере подчинялась англиканской церкви и королевской власти, которые по-прежнему играли огромную роль в возникновении и развитии научно-исследовательской деятельности [2;5-7]. Таким образом, в период средневековья в Великобритании университет возник как институт европейской культуры; университеты

занимали ведущую позицию в академической научной иерархии Великобритании; постепенно складывались первые предпосылки расцвета научной мысли в университете. Характерными чертами данного периода явились полная независимость университета от государства и церкви, доступность обучения и исследования для всех слоев населения.

Заключение. В исследуемый период становление европейских университетов как международных научно-образовательных центров должно было бы привести к подлинному расцвету научно-исследовательской деятельности. Однако на рубежах XIV и XV веков прогрессивные изменения получали в основном количественные изменения: в данный период в Европе насчитывалось от 31 до 34 университетов, а через века их количество достигло уже 63 [1, с.104]. При этом университеты в значительной степени потеряли позиции центров научной и интеллектуальной жизни. Вместе с тем история развития научно-исследовательской деятельности студентов в эпоху средневековья на своем пути столкнулась с рядом противоречий, как социально-экономических, так и культурных, которые негативно повлияли на всю систему научной деятельности в Европе.

Таким образом, исследуя исторические периоды становления и развития научно -исследовательской деятельности студентов в средневековых университетах, автором предложена следующая периодизация (XI-XVП вв.) по критерию интенсивности - первый этап (XI-XШ вв.) становления и успешного функционирования университетского

образования в Европе, характеризующийся появлением первых средневековых

университетов; благодаря системе монастырских школ, с единой системой преподавания, активизации общественной и светской жизни, расширения научно-просветительской

деятельности, возрос общий культурный уровень населения и данная образовательная система явилась одной из предпосылок развития научно-исследовательской деятельности в средневековом университете; периода стагнации, обусловленный постепенным превращением университетской корпорации в привилегированную касту с правом присуждения ученых степеней (магистра и доктора); наличия «академической свободы» студентов; многонациональным и

многокультурным характером университетов; объединением студентов по национальному или языковому признаку; формированием внутренней структуры университетской корпорации; формированием основного метода познания и

обучения - схоластики; второй этап (XГV-XV вв.) становлением многоуровневой системы университетского образования, формированием основных элементов научно-исследовательского процесса; появлением первых шотландских университетов и целой научной плеяды мыслителей-гуманистов; появлением новых факультетов в университетах, утверждением своих позиций и гуманистической направленности; независимость университетов от государства и церкви; доступность обучения и исследования для всех слоев населения; появлением первых предпосылок для создания новой светской культуры и науки; третий этап (XVI-XVП вв.) - период застоя, схоластики и рутины, забвение идей гуманизма эпохи Возрождения; университеты добавили себе функции проведения научных исследований, консультирования и экспертизы, трансфера знаний между наукой и промышленностью; роли университетов как научных и исследовательских академий, получивших интенсивное развитие в эпоху средневековья в большинстве европейских стран.

Таким образом, становление и развитие научно-исследовательской деятельности в данный период по праву можно назвать самым важным наследием, оставленным нам средневековой Европой. Опыт становления и развития системы научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы актуален и для отечественной системы высшего образования.

Автор считает, что странам Европы удалось одновременно создать современную,

конкурентоспособную, интегрированную в Европейское пространство высшего образования и научных исследований систему высшего образования и сохранить многовековые национальные традиции этой системы. Отвечая общеевропейским требованиям к организации и качеству научно-исследовательской

деятельности, европейская система научных исследований ставит во главу угла национальные интересы государства в целом и интересы молодых исследователей, в частности. Приверженность принципам демократичности и социальной справедливости в сфере научно-исследовательской деятельности помогла европейским странам ограничить вмешательство рыночных механизмов в науку. В этом отношении система научно-исследовательской деятельности европейских стран может служить для России примером удачного синтеза современных тенденций и научно-образовательной культуры.

Литература:

1. Верже Ж. История средневекового университета / Ж. Верже // Вестник высшей школы: Alma mater. -1992. - № 1. - С. 104-106.

2. Маркова С.П. Процесс обучения в средневековых западноевропейских университетах [Электронный ресурс] / С.П. Маркова. - С. 18-23. - Режим доступа: http://s-histoiy.adygnet.ru/public/dial7-4.pdf

3. Современный словарь иностранных слов; под ред. Е.А. Гришиной. - М: Русский язык, 1992. - 723 с.

4. Студентоцентрированное обучение. Инструментарий для студентов, профессорско-преподавательского состава и вузов / А. Аттард, Э. Ди Иорио, К. Гевен, Р. Санта. - Астана: НКАОКО-IQAA, 2017. - 64 с.

5. Aristotle and various notes in Greek, English, Italian and French. 17th century. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bl.uk/manuscripts/

Viewer.aspx?ref=add_ms_4382_f001r\

6. Catalogue of the manuscripts [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ia800304.us.archive.org /30/items/catalogueofmanus01cambuoft/catalogueofmanus 01cambuoft_bw.pdf

7. Gale T. Monumenta Britannica. 1665-1693 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.bodleian.ox.ac.uk/inquire/p/f5cb1ad0-15e9-484c-baca-ef06f2374f29

8. Gray D. Doing Research in the Real World. -London: Sage, 2004. - 422 p.

9. Vocabulary.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vocabulary.com/dictionary/ researcher

10. Zapryagaev S. Integration of Russian Higher Education Syste in EHEA. Problems and Achievements. EIRP Proceeding. - Vol.10 (2015).

References:

1. Verger J. History of the medieval university / J. Verger // Bulletin of the higher school: Alma mater. - 1992. - № 1. - P. 104-106.

2. Markova S.P. The teaching process in medieval Western European universities [Electronic resource] / S.P. Markov. - S. 18-23. - Access mode: http://s-history.adygnet.ru/public/dial7-4.pdf

3. Modern dictionary of foreign words; ed. E.A. Grishina. - M: Russian language, 1992. - 723 p.

4. Student-centered learning. Toolkit for students, faculty and universities / A. Attard, E. Di Iorio, K. Geven, R. Santa. - Astana: NKAOKO-IQAA, 2017. - 64 p.

5. Aristotle and various notes in Greek, English, Italian and French. 17th century. [Electronic resource]. - Access mode: http: //www.bl.uk/manuscripts/Viewer.aspx? Ref = add ms 4382 f001r\

6. Catalog of the manuscripts [Electronic resource]. -Access mode: https://ia800304.us.archive.org/30/items/ catalogueofmanusOlcambuoft/catalogueofmanusOlcambuoft _bw.pdf

7. Gale T. Monumenta Britannica. 1665-1693 [Electronic resource]. - Access mode: https://digital.bodleian.ox.ac.uk/inquire/p/f5cb1ad0-15e9-484c-baca-ef06f2374f29

8. Gray D. Doing Research in the Real World. -London: Sage, 2004. - 422 p.

9. Vocabulary.com [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vocabulary.com/dictionary/researcher

10. Zapryagaev S. Integration of Russian Higher Education Syste in EHEA. Problems and Achievements. EIRP Proceeding. - Vol.10 (2015).

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.