Научная статья на тему 'Историко-культурный контекст развития университетского образования'

Историко-культурный контекст развития университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО / UNIVERSITY COMMUNITY / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORM / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Галина Федоровна, Сафроненко Ольга Ивановна

Статья посвящена проблеме становления и развития системы университетского образования. Авторы показывают, что университет выполнял роль генератора научного знания. Анализируются основные моменты создания и развития Болонского и Парижского университетов. Характеризуется роль католической церкви в развитии взаимодействия университетов и города, позиции, связанные с академической мобильностью. В статье показано, что в Европе активно проводилась политика реформирования средневековых университетов. Дана характеристика Берлинского университета, концепция которого основана на сочетании обучения и научных исследований. Одновременно с созданием берлинской модели университета в Париже создается Императорский Университет. Этот университет осуществлял исключительно преподавательскую деятельность, и представлял собой централизованную образовательную систему и ориентирован был на государственную службу. Кризис университетского образования в XX в. привел мировое университетское сообщество к новому видению университета, ориентирующегося на служение обществу, нации, региону, и производящего не только знания, но специалистов, обладающих этим знанием и необходимых для бизнеса, промышленности, сферы услуг. В ходе социокультурного анализа развития университетского образования выявлено, что основным вектором развития высшей школы является унификация ее университетской формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Галина Федоровна, Сафроненко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural context of the development of University education

The issue of this article is development of high education in Europe. The authors show, that European university was very important generator of scientific knowledge. Main moments of creation and development of universities of Bologna and Paris are analyzed. The role of catholic Church in connection of universities with cities via academic mobility is characterized. The article shows that Europe is actively pursuing a policy of reform of the medieval universities. University of Berlin, the concept of which is based on a combination of teaching and research, is analyzed. Simultaneously with the creation of the Berlin University model in Paris, the Imperial University has been created. This University has been carried out exclusively teaching. It was a centralized educational system and focused on public service. The crisis of university education in the twentieth century led the world community to а new vision of university. In the course of socio-cultural analysis of the development of University education revealed that the main vector of development of higher education is the unification of her University forms.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный контекст развития университетского образования»

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN617.pdf Статья опубликована 25.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Карпова Г.Ф., Сафроненко О.И. Историко-культурный контекст развития университетского образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.014.15

Карпова Галина Федоровна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону1 Профессор кафедры «Психофизиологии и клинической психологии»

Доктор педагогических наук E-mail: veritas11@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=339067

Сафроненко Ольга Ивановна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой «Английского языка естественных факультетов» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: osafronenko@sfedu.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=708435

Историко-культурный контекст развития университетского образования

Аннотация. Статья посвящена проблеме становления и развития системы университетского образования. Авторы показывают, что университет выполнял роль генератора научного знания. Анализируются основные моменты создания и развития Болонского и Парижского университетов. Характеризуется роль католической церкви в развитии взаимодействия университетов и города, позиции, связанные с академической мобильностью. В статье показано, что в Европе активно проводилась политика реформирования средневековых университетов. Дана характеристика Берлинского университета, концепция которого основана на сочетании обучения и научных исследований. Одновременно с созданием берлинской модели университета в Париже создается Императорский Университет. Этот университет осуществлял исключительно преподавательскую деятельность, и представлял собой централизованную образовательную систему и ориентирован был на государственную службу. Кризис университетского образования в XX в. привел мировое университетское сообщество к новому видению университета, ориентирующегося на служение обществу, нации, региону, и производящего не только знания, но специалистов, обладающих этим знанием и необходимых для бизнеса, промышленности, сферы услуг. В ходе социокультурного анализа развития университетского образования выявлено, что основным вектором развития высшей школы является унификация ее университетской формы.

Ключевые слова: университет; университетское образование; университетское сообщество; реформирование; исследования; обучение; академическая мобильность

1 344039, Г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, д. 13, комн. 242

Стратегии модернизации образовательной политики за рубежом и в России фиксируют вектор перемен в сфере образования [7, 8, 10]. Анализируя основные тенденции развития высшей школы, сформулированные в разнообразных программных документах, можно сделать вывод, что в настоящее время научно-педагогическая мысль значительно обогатилась как благодаря исследованиям в области высшего образования, так знакомству с системными концепциями зарубежных исследователей [9]. В ходе социокультурного анализа развития университетского образования выявлено, что основным вектором развития высшей школы является унификация ее университетской формы.

Данная методологическая установка определяет усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании социокультурного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций российского университета [5, 6].

Исторически высшее профессиональное образование в Европе, на тенденции развития которого ориентировалась российская научная мысль [12], начинается с первых университетов, которые открывались как элитарные образовательные учреждения, в которых фактически формировались национальные элиты. Такой процесс классового подхода к формированию национальных элит просуществовал достаточно значительное время, лишь благодаря расширению охвата граждан Европы появлением стройных систем общего образования возможно стало получать высшее образование на основе реальных способностей и возможности отбирать кандидатов в студенты наиболее подготовленных студентов.

Университетское образование со времен появления первых университетов в Европе выполняло не только функцию формирования интеллектуальных элит в обществе, но оно несло очень важное предназначение - формирование, передачу и сохранение знания, а также обогащение культурных образовательных традиций и создание научных школ, на основе которых и развивалось научное знание. По сути, университет выполнял роль генератора научного знания.

Высшее профессиональное образование в Европе связано с университетами, которые в свою очередь имеют длительную историю, начиная со средних веков. Средневековые университеты коренным образом отличались от вузов нового времени, и тем более университетов XX века с точки зрения их статуса и производимого ими знания в обществе. Университетская форма профессионального образования появилась в Средневековье в Италии в конце XI века. Первым университетом в Европе считается Болонский университет, на 900-летии чествования данного университета был дан старт развитию стратегии университетского образования в условиях европейской интеграции и формирования единого образовательного пространства высшего образования.

Болонский университет формировался и специализировался по изучению римского права на базе частных школ в конце XI века. Вторым университетом по значимости влияния на процессы развития университетского образования в этот период становится Парижский университет, который унаследовал научно-преподавательские традиции школы при кафедральном соборе Нотр-Дам. Датой основания первых университетов в Европе считаются даты первых законодательных актов, которые были изданы властными структурами того времени, в которых упоминаются старейшие университеты. Таким образом, 1158 год является датой основания университета Болоньи, а 1200 год - дата основания университета Парижа. В последующем развитии университетов в Европе именно эти два университета стали своеобразными моделями университетов в Европе, по образцу которых и формировались средневековые университеты.

Мир Науки

Здесь необходимо пояснить, что возникновение развитие университетов в средние века обусловливалось следующими факторами: стремительным появлением новых городов и кризисом монастырских школ.

Монастырские школы перестали удовлетворять общество качеством знаний, прежде всего схоластики, ненаучной аргументацией явлений действительности, они не развивали процессов рождения научного знания, т. е. не происходило институции знания. Появление первых университетов сопровождалось рождением образовательных духовных и интеллектуальных гильдий, в которые входили преподаватели и студенты, обладавшие особым статусом и рядом привилегий. Студенты и преподаватели организуют университетские сообщества, во главе которых стоял ректором. Средневековые университеты давали клятву городу о том, что ни преподаватели, ни студенты не предпримут шагов по переводу Studium в какой-нибудь другой город.

Они были не зависимы от городских властей и функционировали на основе собственных правил, обладали особым правым статусом - отсюда и принцип автономии университета. Первые университеты в Европе носили характер интернациональности, так как преподавание велось на латинском языке, преподавание велось по схожей программе, все университеты были связаны с католической церковью, поскольку только Папа давал разрешение на открытие университета и присвоение ученых степеней. Первые университеты «фактически представляли собой организации, которым католическая церковь передала образовательные функции» [11, с. 39].

В Болонском университете были приняты первые Статуты, которые регламентировали взаимоотношение города и корпорации студентов и преподавателей. Город брал на себя обязательства по признанию независимости университета, а также создавал необходимые условия для жизнедеятельности студентов и сохранения их учебных и гражданских свобод. В рамках организации образовательного процесса в университете студенты имели право нанимать преподавателей на работу. Здесь необходимо указать, что в ХП-ХШ веках утверждается профессия преподавателя университета, а в XV веке они не только усиливают интеллектуальную роль университета в обществе, но и выполняют достаточно сакральную функцию - хранителей науки.

Но единое европейское пространство, объединенное общим языком, попечительством со стороны католической церкви, возможностью свободного перемещения для обучения в выбранном университете постепенно начало сужаться, появлялись национальные государства, которые ограничивали передвижение людей между странами, в том числе и студентов. Как пишет Л. Л. Шпаковская, «академическая мобильность к концу XV века в Европе практически прекратилась» [11, с. 40].

В это время проистекали процессы в самой католической церкви, которые способствовали процессу распада единого европейского университетского пространства. Территория Европы была поделена на регионы, которые находились под протекторатом католической либо протестантской церквей. Происходит отказ от латинского языка в процессе преподавания, университеты попадают под влияние светской власти тех регионов, где территориально они находились. И уже светские власти начинают формировать заказ университетам на выпуск необходимых специалистов для системы управления, правосудия, а также защиты экономических интересов национальных государств. Для этого необходимы были профессионалы в среде государственных служащих, инженеров, военных, которые бы владели современными знаниями и выполняли неукоснительно законы верховной власти. К XVIII веку в Европе в дополнение к университетам под патронажем власти в национальных государствах начали создаваться новые типы академических учреждений: во Франции открывается Королевская академия, в Великобритании - Королевское общество в Лондоне, в

Мир Науки

Берлине - Академия наук. Открывшиеся академии образовательной деятельности не вели, а занимались исключительно исследовательской проблематикой. В XVIII веке появляются новые типы образовательных учреждений, которые становятся предвестниками будущего политехнического образования. В 1773 г. во Франции была открыта Школа мостов и дорог, которая должна была обеспечить государство инженерами для строительства гражданской и военной инфраструктуры.

В 1791 г. во Франции был отменен закон об университете как самоуправляющейся корпорации, были аннулированы гильдии и корпоративные привилегии для студентов и преподавателей. Данный механизм отмены привилегий происходил практический в Европе повсеместно. В XVIII-XIX веках национальное государство возложило на университет функцию производства коллективной национальной идентичности. Попытки реформировать университеты приводили к тому, что начали создаваться параллельно академические структуры, которые уже не были связаны с классической университетской формой, когда университеты развивались автономно, а государство не вмешивалось в их развитие и процесс образования. В начале XIX века в Германии разрабатывается новая модель университета, которая получает название «Модель гумбольдтовского университета» и связывается с именем немецкого ученого и дипломата Вильгельма фон Гумбольдта, который реформировал Берлинский университет. Основной идеей данного процесса было стремление создать университет нового типа, который бы совмещал исследовательскую деятельность и преподавательскую деятельность. Эти два вида деятельности в условиях функционирования высшей школы в Германии были разведены и осуществлялись - академией наук и университетом. Позже идею модификации университета развил немецкий ученый К. Ясперс. Он рассматривал университет как сообщество ученых и студентов, которые совместно осуществляли поиск истины. Он писал, что «университет - это место, благодаря условиям, создаваемым государством и обществом, культивируется самосознание эпохи... Университет решает научные и учебные задачи. В свою очередь, исследование и обучение обеспечивают развитие интеллектуальной культуры, в которой истина обретает свою значимость и очевидность» [цит. по 1, с. 135]. В гумбольдтовской модели государство выступает гарантом поддержки университета как на финансовом уровне, так и на уровне стратегирования научно-исследовательских проектов, что будет способствовать сформированию могущества нации [4].

Одновременно с созданием гумбольдтовской модели университета в Париже в 18061808 гг. создается Императорский Университет, который изначально носил имя Наполеона I. Императорский университет осуществлял исключительно преподавательскую деятельность, представлял собой централизованную образовательную систему и был ориентирован на подготовку кадров для государственной службы. Модель французского университета в этот период описал Э. Дюркгейм в своих работах университеты, которые, по его мнению, должны «развиваться на основе принципа солидарности как базы морали» [2, с. 378]. Университет должен работать на будущее становление национального государства, а исследовательская деятельность должна была реализовываться исследовательскими структурами вне стен университета. Акцент в деятельности французских университетов делается на профессиональной подготовке, она квалифицируется как обучающая модель образования.

Свою особенность в становлении имеет и английский университет, в основу модели которого положена идея развития личности. Модель личностного обучения обосновал Дж. Ньмен в своей работе «Идея университета», в которой он обосновал значение университете в жизнедеятельности общества. Целью системы университетского образования, как отмечал И. В. Захаров, является не приращение знаний и их трансляция, а воспитание с опорой на принципы либерального образования. Задача университета не профессиональное образование, а подготовка джентльменов-интеллектуалов [3, с. 45].

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Кризис университетского образования в XX в. привел мировое университетское сообщество к новому видению университета, ориентирующегося на служение обществу, нации, региону, и производящего не только знания, но специалистов, обладающих этим знанием и необходимых для бизнеса, промышленности, сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долженко О. В., Овсянников А. О. Ректор // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 135.

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Москва, 1990. - 378 с.

3. Захаров, И. В. Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С. 45.

4. Карпова Г. Ф. Высшая школа Германии в контексте интеграционных и миграционных процессов // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2002. № 3. с. 119.

5. Пивунов Е. Н., Федотова О. Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. с. 90.

6. Сафроненко О. И. Проблемы современной языковой подготовки в неязыковых вузах Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. № 6 (178). с. 115-118.

7. Федотова О. Д., Мареев В. В., Карпова Г. Ф. Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. т. 7. № 6 (31). с. 88.

8. Федотова О. Д., Окунева И. А. Российское образование в системе трансграничных связей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. с. 15-20.

9. Хоронько Л. Я. Векторы модернизации образования в постиндустриальном обществе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 5 (20). с. 27-32.

10. Хоронько Л. Я. Российское образование в поиске стратегии развития // Культурная жизнь юга России. 2010. № 2. с. 23-25.

11. Шпаковская Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007 г. - 325 с.

12. Fedotova O., Latun V. The first Russian project of the Asian Academy: new geopolitical vector // Mediterranean journal of social sciences. 2015. т. 6. № 4. с. 356-361.

Karpova Galina Fedorovna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: veritas11@mail.ru

Safronenko Olga Ivanovna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: osafronenko@sfedu.ru

Historical and cultural context of the development of University education

Abstract. The issue of this article is development of high education in Europe. The authors show, that European university was very important generator of scientific knowledge. Main moments of creation and development of universities of Bologna and Paris are analyzed. The role of catholic Church in connection of universities with cities via academic mobility is characterized. The article shows that Europe is actively pursuing a policy of reform of the medieval universities. University of Berlin, the concept of which is based on a combination of teaching and research, is analyzed. Simultaneously with the creation of the Berlin University model in Paris, the Imperial University has been created. This University has been carried out exclusively teaching. It was a centralized educational system and focused on public service. The crisis of university education in the twentieth century led the world community to а new vision of university. In the course of socio-cultural analysis of the development of University education revealed that the main vector of development of higher education is the unification of her University forms.

Keywords: University; University education; University community; reform; research; training; academic mobility

Мир Науки

научный интернет-журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.