Научная статья на тему 'Современное университетское образование в историческом контексте: преемственность и реформирование'

Современное университетское образование в историческом контексте: преемственность и реформирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / UNIVERSITY EDUCATION / MEDIEVAL UNIVERSITIES / BOLOGNA PROCESS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Наталья Санг Дуковна

В статье сделана попытка осмыслить современное университетское образование с точки зрения преемственности идей средневекового университетского образования. Сопоставительному анализу подвергаются мотивация, цель содержание, формы и методы обучения. На основе анализа делается вывод о том, какие аспекты университетского образования сохраняют преемственность идей средневековых университетов, а какие на современном этапе нуждаются в качественном преобразовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern University education in a historical context: continuity and reform

The article attempts to reflect on the modern university education in terms of the continuity of the medieval university education ideas. The motivation, purpose, content, forms and methods of teaching are comparatively analysed in order to understand, which aspects of the University education retain the continuity of medieval university ideas, and which of them need the qualitative transformations.

Текст научной работы на тему «Современное университетское образование в историческом контексте: преемственность и реформирование»

Современное университетское образование в историческом контексте: преемственность и

реформирование

Modern University education in a historical context: continuity and reform

Пак Наталья Санг Дуковна

Студент 5 курса

Высшая школа психологии и педагогического образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова 163002, Российская Федерация, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17

e-mail: [email protected]

Pak Natalya Sang Dukovna

Higher School of Psychology and Pedagogical Education Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov Severnaya Dvina Emb. 17, Arkhangelsk, Russia; 163002 e-mail: [email protected]

Научный руководитель Старостина Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова 163002, Российская Федерация, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17

e-mail: en. starostina@yandex. ru

Scientific adviser Starostina Elena Nikolaevna

Candidate of Pedagogic Sciences Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov Severnaya Dvina Emb. 17, Arkhangelsk, Russia; 163002 e-mail: en. starostina@yandex. ru

Аннотация.

В статье сделана попытка осмыслить современное университетское образование с точки зрения преемственности идей средневекового университетского образования. Сопоставительному анализу подвергаются мотивация, цель содержание, формы и методы обучения. На основе анализа делается вывод о том, какие аспекты университетского образования сохраняют преемственность идей средневековых университетов, а какие на современном этапе нуждаются в качественном преобразовании.

Annotation.

The article attempts to reflect on the modern university education in terms of the continuity of the medieval university education ideas. The motivation, purpose, content, forms and methods of teaching are comparatively analysed in order to understand, which aspects of the University education retain the continuity of medieval university ideas, and which of them need the qualitative transformations.

Ключевые слова: университетское образование, средневековые университеты, болонский процесс, преемственность.

Key words: university education, medieval Universities, the Bologna process, continuity.

Университетское образование, как явление, зародилось в Европе в XI-XII вв. с возникновением первых университетов - Болонского университета (в 1088 г.) и Парижского университета (в 1208 г.). В отличие от множества существовавших в различные периоды истории образовательных систем, оно не потеряло свою актуальность и сохранилось до наших дней. За почти тысячелетний период существования и распространения университетское образование в мировом масштабе подверглось большим изменениям, связанным с изменением государственной политики различных государств, социальной жизни, характера взаимоотношений между людьми, между человеком и природой, человеком и обществом. Существенную роль в развитии университетского образования оказывают процессы глобализации, установления тесных межкультурных связей, формирования многонационального и

мультикультурного социума. Болонский процесс, целью которого является создание единого европейского пространства высшего образования и повышение возможностей для академической мобильности, создаёт ещё больше условий для качественного обновления и реформирования системы университетского образования. Но в этом контексте возникает вопрос об исторической преемственности, о том, насколько современное университетское образование сохраняет саму сущность университетского образования, насколько оно следует тем целям, для реализации которых оно возникло в Средние века.

Целью данной статьи является анализ преемственности традиций средневекового университетского образования и современных тенденций развития университетского образования. Сравнительно-сопоставительный анализ будет проведён в трёх ключевых аспектах: мотивация, цель и содержание, формы и методы обучения.

Мотивационный аспект.

Анализ документов периодов античности и раннего средневековья показывает, что мотивация учащегося к обучению изначально не являлась предметом особого внимания. Обучение в разные времена преследовало такие цели, как удовлетворение потребностей общества и государства, религиозное воспитание, подготовка к определённому роду деятельности (обучение будущих священников, будущих военных и т.д.). Заинтересованными в достижении этих целей были родители обучающихся, общество в целом, или отдельные слои общества, государство. Для самих же учеников обучение не имело личностного смысла. Исходя из этого, методы обучения были основаны на механическом заучивании, принуждении, угрозе наказания [3].

Появление университетов коренным образом изменило сложившуюся ситуацию. Университет являлся добровольным объединением студентов (учеников), желающих учиться и преподавателей (магистров), желающих учить. О добровольности и даже радости обучения, а также близких, почти семейных отношениях между магистром и учеником, свидетельствуют следующие цитаты из трудов, посвящённых университетскому образованию:

«Но огненный жар [цвета] отмечал то, что эти [философы] более, чем другие люди, горят желанием исследовать чудеса мира путём человеческого познания». («О похвале клиру») [4, с. 215].

«Здесь же и медики, занимающие собственные помещения в домах, почтительно освещают слушателям свои [научные] положения. Они радуются ординарным каппам тёмно-коричневого цвета...» («О похвале клиру») [4, с. 215].

«Ученик же является сыном и наследником магистра, которому отец отдаёт сокровище своего разума или, по крайней мере, желает его передать» («О похвале клиру») [4, с. 217].

«Пусть благополучного ученика радует его подчинение магистру.» («О школьной науке») [4, с. 188].

Приведённые примеры доказывают, что в первых университетах царила атмосфера любви к наукам, стремления к знанию и взаимоуважения между студентами и преподавателями. Студенты были высоко мотивированными к обучению, в структуре их мотивации преобладали познавательные мотивы, о чём свидетельствует сравнение знания с «чудесами мира» и «сокровищем разума».

Для выявления отношения современных преподавателей и студентов к мотивационным аспектам средневекового университетского образования был проведён опрос. Задачей респондентов было определить, какие из 7 утверждений, взятых из трудов о средневековых университетах, имеют актуальность для них как участников современного университетского образования. Утверждения касались отношения к обучению, к знанию, к участникам образовательного процесса.

В опросе приняли участие 25 студентов Северного (Арктического) федерального университета, а также 7 преподавателей, которые, помимо ответов на вопросы, выступили как эксперты и дали собственную оценку мотивации студентов и преподавателей в университетском образовании. Результаты опроса представлены в Таблице 1

Таблица 1 - Результаты опроса среди студентов и преподавателей

Утверждения:

1. Студенты горят желанием исследовать чудеса мира путём человеческого познания

2. Студенты радуются процессу обучения

3. Студенты являются «сыновьями и наследниками» своих

преподавателей

4. Знание в университетском образовании является особой ценностью, «сокровищем разума»_

5. В учебном процессе преподаватели «почтительно освещают слушателям свои научные

положения»_

6. Преподаватели связаны со своей наукой связью, подобной связи жены и мужа

7. Преподаватели пользуются особым уважением у светских и духовных глав

Согласен

Студенты: 24 %

Преподаватели: 0%

Студенты: 28%

Преподаватели:

0%_

Студенты: 8%

Преподаватели:

33,3%

Студенты: 48%

Преподаватели: 50%

Студенты: 44%

Преподаватели:

33,3%

Студенты: 28%

Преподаватели: 16,7%

Студенты: 32%

Преподаватели: 0%

Скорее

согласен_

Студенты: 28%

Преподаватели: 14,3%

Студенты: 8%

Преподаватели:

33,3%_

Студенты: 12%

Преподаватели: 16,7%

Студенты: 28%

Преподаватели:

33,3%

Студенты: 16%

Преподаватели: 50%

Студенты: 12%

Преподаватели:

66,7%

Студенты: 4%

Преподаватели: 16,7%

Затрудняюсь ответить Студенты: 0%

Преподаватели: 0%

Студенты: 4%

Преподаватели:

16,7%_

Студенты: 4%

Преподаватели: 0%

Студенты: 4%

Преподаватели: 0%

Студенты: 0%

Преподаватели: 0%

Студенты: 4%

Преподаватели: 0%

Студенты: 16%

Преподаватели: 0%

Скорее не

согласен_

Студенты: 4%

Преподаватели: 85,7%

Студенты: 16%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели:

50%_

Студенты: 8%

Преподаватели: 50%

Студенты: 0%

Преподаватели: 16,7%

Студенты: 12%

Преподаватели: 16,7%

Студенты: 4%

Преподаватели: 0%

Студенты: 4%

Преподаватели:

33,3%

Не согласен

Студенты: 44%

Преподаватели: 0%

Студенты: 44%

Преподаватели:

0%_

Студенты: 68%

Преподаватели: 0%

Студенты: 20%

Преподаватели: 0%

Студенты: 28%

Преподаватели: 0%

Студенты: 52%

Преподаватели: 16,7%

Студенты: 44%

Преподаватели: 50%

Анализируя данные, представленные в таблице, можно отметить, что отвечая на 1 и 2 вопрос, большинство опрошенных утверждает, что сам процесс обучения для современных студентов не связан с горением своим делом и чувством радости, характерным для студентов средневековых университетов. Оставаясь добровольным по факту, современное университетское образование уже не направлено на удовлетворение жажды знаний студентов, их запросов и интересов. Можно предположить, что современные студенты больше ориентированы не на процесс, а на результат обучения, на те возможности, которые откроет перед ними высшее образование. При этом, в процентном соотношении положительных («согласен» и «скорее согласен») и отрицательных («не согласен» и «скорее не согласен») ответов между студентами и преподавателями отмечаются значительные расхождения. Студенты в целом выше оценивают своё отношение к процессу обучения, чем это представляется преподавателям.

Что касается отношения студентов к знанию и к деятельности преподавателей, его можно охарактеризовать как положительное, но при этом отношение общества к преподавательскому труду и степень углублённости преподавателей в науку вызывает у студентов противоречивые мнения. Преподаватели же напротив, высоко оценивая свои взаимоотношения со сферой науки, ставят под сомнение качество взаимоотношений со студентами и

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

свой статус в обществе. Такое отсутствие единства во мнениях участников, находящихся внутри одной и той же системы, может служить следствием постоянных изменений в современном университетском образовании в аспекте целей, требований, структуры, а также отсутствия цельности и последовательности в определении статуса преподавателя и студента в образовательном процессе. На данный момент отсутствует единый «портрет» как студента, так и преподавателя, что приводит к тому, что каждый вынужден по-своему трактовать свой статус и определять требования к самому себе и другим участникам образования.

Таким образом, мотивация студентов и преподавателей в современном университетском образовании -вопрос сложный и неоднозначный. Тот факт, что в ответах студентов и преподавателей наблюдаются существенные различия, может свидетельствовать о том, что современные студенты знают и понимают классические ценностные установки, сложившиеся ещё в средневековом университетском образовании, однако принятия и присвоения данных ценностей у них не происходит. Иными словами, студенты, знают, что в обучении важно желание исследовать мир, применяя полученные знания, но не делают это своим собственным приоритетом; понимают, что преподаватели достойны уважения, но не всегда испытывают это чувство. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности и установки, лежавшие в основе мотивации студентов средневековых университетов, не являются основой формирования мотивации современных студентов. Кроме того, опрошенные в качестве экспертов преподаватели отмечают существенное снижение уровня мотивации студентов к обучению в целом, высказывают мысли о том, что мотивация студентов в большей степени зависит от мотивации преподавателей и их умения организовать учебный процесс. Для повышения мотивации всех участников образовательного процесса преподаватели рекомендуют активнее использовать новые методы и подходы к обучению. Не вызывает сомнений тот факт, что в отличие от студентов средневековых университетов, современные студенты живут в условиях общедоступности информации, и как таковое, получение знаний и опыта от преподавателей не может служить для них достаточной мотивацией. В этой связи можно говорить о необходимости качественного преобразования всего процесса обучения в соответствии с интересами, потребностями и возможностями современных студентов и преподавателей.

Цели и содержание обучения

Рассматривая цель обучения в средневековых университетах, следует обратить внимание на единство передачи знания, развития способностей и воспитания человека науки, жаждущего в будущем передавать это знание следующим поколениям.

О ценности знания как такового для всех участников образовательного процесса было сказано выше. Здесь остановимся на содержательном компоненте обучения, то есть на том, какое именно знание должно было быть передано обучающимся. В первую очередь следует отметить, что в отличие от школьного образования (монастырские и соборные школы), которое было зачастую унифицированным и сосредоточенным в большей степени на передаче религиозного знания, в европейских средневековых университетах уже существовало деление на факультеты, и содержание обучения напрямую зависело от факультета. В Парижском университете и других университетах, созданных по прообразу Парижского университета, существовало 4 факультета: факультет свободных искусств (или факультет «артистов», от лат. «Artes» - искусство, подготовительный факультет, на котором изучали так называемые «семь свободных искусств») медицинский факультет, юридический факультет и богословский (теологический) факультет.

Содержание обучения на артистическом факультете («семь свободных искусств») было унаследовано ещё из педагогики античных времён. Это тривиум (грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). В документе «Из статутов всех факультетов Парижского университета» упоминаются конкретные книги, обязательные для прослушивания студентами факультета свободных искусств, желающими получить учёную степень. Среди перечисленных книг большое количество трудов Аристотеля, а также пособия по грамматике. Содержание обучения на медицинском, юридическом и богословском факультетах понятно из их названия. Примечательно, что хотя в Средние века многие направления уже утвердились как самостоятельные

187

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

науки, в этот период ещё очень чётко прослеживается их неразрывная связь с философией. Автор трактата «О похвале клиру» называет артистов философами, медиков - естественными философами, юристов - философами от моральной философии, а богословов - философами от божественной философии [4]. В современном университетском образовании дань философии как прародительнице всех наук проявляется в форме включения данного предмета в содержание обучения на всех направлениях и ступенях высшего образования.

В отличие от передачи знания, являющегося целью обучения с древних времён, следующий компонент - идея развития обучающегося - ранее как цель обучения не рассматривался. Однако именно на этапе образования средневековых университетов эта идея стала основополагающей и была отражена в ряде документов. В частности, в «Статуте Парижского университета о методах чтения лекций» (1355) всем лекторам предписывается читать лекции так быстро, чтобы ум слушателей мог воспринять эти речи, но рука не могла записать их, с целью «наиболее полного развития их способностей» [4, а 209]. Косвенно о необходимости развития, причём, развития каждого студента, с учётом его индивидуальных особенностей, говорится и в трактате «О школьной науке». В данном трактате осуществляется дифференциация студентов по типу темперамента и по уровню способности, даются рекомендации о том, какой образ жизни и изучение каких наук предпочтительно для студентов каждого уровня способности и типа темперамента. Следует особо отметить, что автор трактата не призывает отбирать для обучения студентов определённого типа, главная идея всей дифференциации - наиболее эффективно обучать и развивать всех студентов, опираясь на знание их особенностей [4]. В этом ключе современная система отбора, обучения и оценки студентов, основанная на типовых вступительных испытаниях, стандартизированных программах и одинаковых для всех критериях оценки, представляется в меньшей степени соответствующей принципу дифференциации и индивидуализации образования. Однако, анализируя документы Болонского процесса, а именно Болонскую декларацию (1999) и коммюнике «Понимание европейского пространства высшего образования» (2003), можно прийти к выводу о том, что и на современном этапе студент может развиваться в системе университетского образования в соответствии со своими индивидуальными способностями и склонностями. Этому способствует внедрение Европейской системы перезачёта кредитов (ECTS), благодаря которой расширяются возможности студентов самостоятельно выбирать для себя образовательный маршрут [1, 2].

Что касается воспитательного компонента в структуре цели обучения в средневековых университетах, то данный компонент, так же, как и раннее упомянутый знаниевый компонент, был унаследован из систем обучения, существовавших в древности и раннем Средневековье. Образование и воспитание всегда составляли неразрывное единство, и в этом смысле университетское образование не стало исключением. Анализ университетских документов свидетельствует о том, что в процессе обучения у студентов должны быть воспитаны такие качества, как ценностное отношение к образованию, нравственность, любовь к науке, уважение к профессору и к другим студентам, стремление познать истину, отрицание любой внешней выгоды, кроме собственно получения знания.

Последнее утверждение может быть проиллюстрировано высказыванием из трактата «О школьной науке»: «Итак, да будет состояние бедности не знающим опасности, чистым, довольствующимся малым, мужественно переносящим невзгоды, всегда стремящимся к высшему, послушным всем и готовым к услугам, нескорым в прекословии, верным в услужении, честным и приятным в товариществе, лишённым надменного сердца, ибо считается, что её противоположность не пребывает с этими [качествами]» [4, а189].

Идеал бедного студента, пожертвовавшего всем ради науки, содержится и в литературе того периода. В частности, в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера представлено такое описание студента: «.. .Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский с нами рядом плелся. Едва ль беднее нищий бы нашелся [...] [...] Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь [...]

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

[...] И, бедняком предпочитая жить,

Хотел учиться и других учить» [7, с. 10].

В последней строке данного отрывка прослеживается отсылка ещё к одной особенности университетского образования. Она заключается в том, что помимо формирования ценности научного знания как такового, оно целенаправленно готовило студентов к тому, чтобы в будущем передавать это знание новым поколениям студентов. В университетских документах содержится подробное описание условий и требований, необходимых для возведения в степень, а также для получения разрешения преподавать на том или ином факультете.

В настоящее время общими для всей системы университетского образования являются только общечеловеческие ценности и формирование культуры личности. Место же научно-исследовательской деятельности и нацеленность на дальнейшее преподавание своего предмета зависит от типа образовательной программы. Классическими программами (преемниками идей средневекового университетского образования) считаются программы академического бакалавриата и магистратуры. В этих программах сохранилась направленность на науку и в перспективе - возможность преподавать в университете. Прикладной бакалавриат и магистратура рассчитаны на формирование компетенций, связанных не с наукой, а с практической деятельностью по определённой профессии. Данный тип образовательных программ нацелен на передачу студентам опыта работы в реальных профессиональных ситуациях и производственных условиях.

Таким образом, обобщая рассмотренные компоненты в структуре цели средневекового и современного университетского образования, можно сделать вывод о том, что, изменившись содержательно (что вполне естественно за такой большой промежуток времени), цель сохранила своё триединство и основными компонентами цели по-прежнему являются передача знания, развитие и воспитание личности. Знаниевый компонент (в терминологии современного образования - образовательная цель) в настоящее время представлен набором обязательных дисциплин и дисциплин по выбору, составляющих содержательную основу обучения по отдельно взятой образовательной программе. Развивающий компонент проявляется в формировании необходимых метапредметных умений, навыков и компетенций, наличии широких возможностей для саморазвития студентов, академической мобильности. Воспитательный компонент в современном университетском образовании - это формирование общекультурных компетенций, ценностей и качеств личности.

Формы и методы обучения

Основными формами обучения в университетах как в период средневековья, так и на современном этапе являются лекции и диспуты (семинары).

В эпоху становления университетского образования книги ещё не были широко доступны, поэтому лекции служили основным источником новой информации. К их содержанию и методике проведения предъявлялись строгие требования. Так, в «Статуте парижского университета о методах чтения лекций» за нарушение установленного метода чтения было предусмотрено наказание для лектора, а также для слушателей, если они препятствовали исполнению предписания [4]. Помимо этого общего требования, на каждом факультете устанавливались свои правила чтения лекций, включающие требования к их организации, содержанию, использованию рукописей и заметок и даже внешнему виду лекторов и слушателей. Данные правила исходили из необходимости чёткого регулирования и упорядочивания содержания и организации обучения в целом, так как, как уже было сказано выше, лекции были основным источником информации, и качество образования напрямую зависело от качества лекций.

В современном университетском образовании, в связи с повышением доступности информации и

сравнительной простотой её получения, роль лекции и её место в системе обучения изменились. Студенты больше

не нуждаются в лекции как в источнике знания. Дидактическая цель современной лекции - формирование

ориентировочной базы для последующего усвоения студентами учебными материала. Помимо этого она выполняет

также воспитательную, развивающую, организующую, мотивационную и гедонистическую функции [6]. Таким

образом, лекция как форма обучения, существующая с самого зарождения университетского образования, на

189

современном этапе преследует качественно новые цели и обладает расширенным спектром воздействия, помогая как в достижении образовательных результатов, так и в развитии и воспитании обучающихся. В соответствии с изменившимися целями, меняется и методика проведения лекций. Как показывает наблюдение, любая попытка преподавателя провести лекцию в её историческом понимании (чтение конспекта книги) воспринимается студентами как бесполезная трата временных ресурсов и приводит к снижению их познавательной активности. И напротив, использование опорных сигналов, технических средств, установление со студентами «обратной связи», вовлечение студентов в активную деятельность способствуют повышению мотивации и качества усвоения учебного материала.

В отличие от лекции, диспут (в современном образовании - семинар) берёт своё начало в философии схоластики (которая, в свою очередь, развивалась на базе софистики, существовавшей в античные времена), и его сущность и целевые установки практически в неизменном виде остаются актуальными и на современном этапе развития университетского образования. В таблице 2 приведено сравнение принципов античной софистики, средневекового диспута и современных требований к проведению семинарских занятий [4, 5, 6].

Таблица 2 - Сущность диспутов и семинаров от античности до современности

Формы обучения Диспуты софистов Диспут в эпоху Средневековья Современный семинар

Цель: Научить учеников убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в делах, использовать приобретённые знания в дискуссиях Актуализация знаний участников и развитие способов их мышления Научить студентов мыслить, высказывать свои суждения, анализировать мнения других, формирование научного мировоззрения и культуры общения.

Участники: Представители софизма и их ученики Магистр студентов, приор, члены коллегии, другие лица хорошей репутации Преподаватель, студенты

Сущность: Софисты, занимаясь наукой, обучением и воспитанием, создавали новое знание, формировали на его основе умения и навыки, в процессе этого наставляли своих учеников в добродетелях, поэтому были в одном лице и учеными, и учителями, и воспитателями Магистр студентов выбирает вопросы для обсуждения, заранее назначает их оппоненту и отвечающим. В ходе диспута оппонент выдвигает главную аргументацию, и приводит возражения для того чтобы каждый выступающий имел возможность выступить. Далее каждый отвечающий выставляет 3 заключения. Предварительное определение преподавателем темы, основных вопросов для обсуждения, ознакомление со списком литературы. Непосредственно на занятиях - обсуждение основных проблем, проведение дискуссии, подведение итогов, оценка деятельности студентов

Основные правила и ограничения: Методы убеждения как средство достижения превосходства над собеседником. Хитроумная постановка вопросов запутывающая и загоняющая последнего в тупик. Не спорить просто из тщеславия. Не приводить сдвоенных аргументов, ведущих к невозможности доказательства. Если тот, кто должен отвечать на диспуте, отсутствует, магистр должен занять его место или найти ему достойную замену Обеспечить оптимальные условия для общения на принципах демократизма и толерантности, свободного выражения собственных мыслей, их научного обоснования.

Как видно из таблицы, несмотря на принципиальные различия в правилах проведения дискуссии и отношениях участников друг к другу и к предмету спора (тактика запутывания собеседника в софистике, отрицание спора ради спора в средневековом диспуте, требование толерантности в современном семинаре), развивающие цели таких дискуссий во все три периода различаются незначительно. То же самое можно сказать и об общих принципах организации деятельности. Это ещё раз доказывает преемственность университетского образования относительно более ранних философских и образовательных систем, а также преемственность современного университетского

Вопросы студенческой науки Выпуск №15, ноябрь 2017

образования по отношению к университетскому образованию в Средние века.

Основной целью диспутов (дискуссий, семинаров) является не оперирование приобретёнными знаниями, а развитие умения рассуждать, доказывать свою позицию, применять различные методы убеждения. В связи с этим предметное содержание таких занятий не столь важно. Гораздо более важной является активизация мыслительной деятельности студентов, овладение логическими, лингвистическими, риторическими и другими приёмами убеждения и способами доказательства своей точки зрения. Такая ориентация на процесс познания и обоснования, а не на результат отражена также и в современных требованиях к научным работам студентов. В докладах, исследовательских и курсовых работах отсутствует требование научной новизны работы, а актуальность обосновывается с позиции полезности для студента и конкретного исследовательского проекта, а не науки в целом. Студенческая наука носит, в основном, репродуктивный характер, но она знакомит студента со способами деятельности по открытию и доказательству научного знания [5, 6].

Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы относительно преемственности средневекового университетского образования и современного университетского образования:

1) В структуре мотивации студентов средневековых университетов преобладают познавательные мотивы, получение удовольствие от процесса познания и исследования, в то время как мотивы современных студентов направлены не на процесс, а на результат (получение определённого социального статуса, перспектив карьерного роста). Ценность знания как такового в настоящее время отходит на второй план, что обусловливает необходимость использования дополнительных средств и ресурсов для повышения мотивации студентов.

2) Цель как средневекового, так и современного образования представляет собой триединство образовательного, развивающего и воспитывающего компонентов. Условием реализации этой цели является правильный отбор содержания в зависимости от направления обучения, учёт индивидуальных особенностей студентов, возможность самостоятельного выбора образовательной траектории, развитие метапредметных умений и воспитание общечеловеческих ценностей.

3) Основные формы обучения - лекция и семинар. Требования к лекциям кардинальным образом изменились в связи с повышением доступности информации. Цель современной лекции - не трансляция информации, а мотивация студентов к изучению дисциплины, формирование ориентировочной базы для последующего усвоения студентами учебными материала, реализация развивающей и воспитывающей функции. Требования к семинарам остались практически прежними, их цель - формирование умения рассуждать, обосновывать и доказывать своё суждение, вести дискуссию с соблюдением культурных норм и ценностей.

В заключение следует сказать, что преемственность современного университетского образования относительно средневекового образования прослеживается во всех рассмотренных аспектах деятельности университетов. Вместе с тем, выявлено большое количество различий, обусловленных научно-техническим прогрессом, социальными изменениями, развитием научного знания и формированием новой законодательной базы (Болонский процесс) как основы деятельности европейских университетов.

Список используемой литературы:

1. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования ("Болонская декларация") - Болонья, 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garantm/2564382/#ixzz4yhgkЮMu (Дата обращения: 11.10.2017)

2. Понимание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции Министров по высшему образованию - Берлин, 19 сентября 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/communique berlin 2003 rus.pdf (Дата обращения: 11.10.2017)

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов. В 2 т. Т.1. / Сост., вступит. ст. и общ. ред. В.Г. Бегрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. - 400 с.

4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов. В 2 т. Т.2. / Сост., вступит. ст. и общ. ред. В.Г. Бегрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО Аспект Пресс,

1994. - 352 с.

5. Мандель Б. Р. Педагогика современной высшей школы: история, проблематика, принципы / Мандель Б.Р. - М.:Вузовский учебник, 2016. - 471 с

6. Ортынский В. Л. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В. Л. Ортынский. — К.: Центр учебной литературы, 2009. - 472 с.

7. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. Пер. И. Кашкина. - СПБ.: Азбука, 2010 г. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.