Научная статья на тему 'Исторические корни юридического образования в Германии: к постановке проблемы'

Исторические корни юридического образования в Германии: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / РЕФОРМАЦИЯ / ПРУССКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрковская Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются основные вехи становления юридического образования в Германии в контексте культурного развития народа, этапы накопления юридических знаний и формирование юридических факультетов в рамках средневековых университетов. Автор подчеркивает академический характер обучения и факт его преодоления в исторической перспективе развития юриспруденции, а также выявляет характер исторической преемственности между гуманистическими традициями образования XVIII в. и принципами современного университетского обучения юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические корни юридического образования в Германии: к постановке проблемы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Юрковская И.В.

Юрковская Ирина Валерьевна - старший преподаватель, кафедра международного и европейского права, юридический институт, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

Аннотация: в статье рассматриваются основные вехи становления юридического образования в Германии в контексте культурного развития народа, этапы накопления юридических знаний и формирование юридических факультетов в рамках средневековых университетов. Автор подчеркивает академический характер обучения и факт его преодоления в исторической перспективе развития юриспруденции, а также выявляет характер исторической преемственности между гуманистическими традициями образования XVIII в. и принципами современного университетского обучения юриспруденции.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, юриспруденция, бакалавр, магистр, Реформация, прусская модель образования.

УДК 378.096

История становления юридического образования в Германии неразрывно связана с интеллектуально-педагогической эволюцией немецкого народа.

Начатки знаний законов приобретались в лоне средневековых церковных капитулов - корпорации клириков, считающимися помощниками епископа по управлению епархией, в рамках монастырского обучения в schola externa. Просветительская деятельность короля Карла была направлена на широкое распространение образования в народной среде, которая, как известно, состояла из двух систем - тривиум и квадриум. Важно отметить, что определенные юридические сведения ученики получали при обучении риторики, которое «состояло, главным образом, в искусстве составлять форменные бумаги» [4, с. 19].

Укрепление юридического знания происходит во второй половине средних веков с возникновением городов и университетов. Неудержимо развивающиеся умственные запросы народа ведут к самостоятельному изучению права, на первых порах древнего римского права, которое становится теперь столь же значимым, что и каноническое право. На юридическом факультете главными источниками и материалом преподавания служат сборники римского и церковного права, для толкования которых пользуются комментаторами и глоссариями. Юридические науки в позднесредневековом университете преподавались на специальном юридическом факультете, где содержание лекций было строго нормировано: «церковное право изучалось по cánones et decreta соборов и римской курии; римское право - по Юстинианову кодексу» [4, с. 26]. Методика преподавания представляла собой лекции и диспуты с элементами интерпретации и систематизации. Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: он должен был в указанной последовательности прослушать определенной число лекций и стать участником заданного числа диспутов.

Обращает на себя внимание факт исторической преемственности современного высшего образования. Как и сегодня, первую ступень обучения составлял бакалавриат, а первая ученая степень давала звание бакалавра (baccalaurius). Сдача второго экзамена после такой же процедуры обучения давало право на высшую степень - магистра (magister на низших факультетах) или преподавателя (doctor на

высших факультетах). Необходимо отметить, что все экзамены носили исключительно академический характер, и поэтому можно сказать, что это не было испытанием на профессиональную пригодность человека для той или иной должности; они имели только значение свидетельства о прохождении университетского курса.

Трансформация средневековых традиций образования нашло свое место в эпоху Реформации, что отразилось на немецких университетах и школах. Во второй половине XVI века победивший протестантизм оставил явную печать церковного раскола в развитии университетского образования. Новые университеты потеряли свой универсальный и интернациональный характер, на смену которому приходит территориальный принцип. Теперь каждая крупная область стремится к церковному и светскому обособлению, которое сопровождается образованием собственных университетов с целью подготовки своих духовных лиц и светских чиновников. В стремлении к самоопределению немецких регионов видятся корни современной системы высшего образования, которая характеризуется действием специальных земельных законов о юридическом образовании. По замечанию доктора права А. Румянцева, «в каждой земле принят свой закон о высшей школе. Земли самостоятельно решают, как будут выглядеть учебные планы вузов, функционирующих на их территориях» [5].

Юридический факультет в новых условиях эпохи Реформации сильно выигрывал в количественном отношении: «рецепция римского права, как действующего права, и развитие современного бюрократического государства увеличили число мест, для которых требовалось научное юридическое образование» [3, с. 68]. Значение юридического факультета сильно возрастает вследствие развития государства и чиновничьего аппарата. Вместе с тем философский факультет, обеспечивавший знание латинского языка, выступает основой для специальных факультетов -теологического и юридического.

Эпоха Просвещения создает новый гуманистический идеал - идеал образования придворно-современного человека galant-homme. К циклу предметов современного образования теперь причисляется в числе прочих история права, элементы публичного и частного права, морали и естественного права. К концу XVIII столетия университеты в Германии оказываются во главе научного и духовного прогресса немецкого народа. Особая роль здесь принадлежит Х. Томазию, который стремился освободить юриспруденцию от богословия и привести ее в тесную связь с жизнью [см. об этом: 1, 2]. Томазий создает для прусских юристов и чиновников новый тип образования в духе Просвещения, воцарившегося с Фридрихом II. Знаменитый ныне Геттингенский университет, основанный в 1737 г., становится образцом университета нового типа, провозглашающий принцип свободы мышления и преподавания, свободное научное исследование, где юридический факультет занимает ведущее положение.

Гуманистические традиции образования, заложенные в Германии XVIII в. развились в основополагающие принципы современного университетского образования, к которым относятся главным образом принцип академической свободы, самостоятельности выбора учебных предметов и составление индивидуального «сценария» обучения. В современных немецких университетах внедрена так называемая прусская модель второй половины XVIII в. В результате элитарного подхода к обучению на юридических факультетах сформировался высокий стандарт, обеспечивавший однородность прусских юристов, которые представляли собой основу для достаточно эффективного и стабильного правительства [6, с. 23]. Многие элементы прусского параллельного юридического образования сохранились до сегодняшних дней.

Список литературы

1. Деев Н.Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия // Проблемы государства и права на современном этапе, 1974. Вып. 8. С. 55-63.

2. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М.: Наука, 1989. 206 с.

3. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. Пер. с нем. под ред. Н.В. Сперанского. М., 1908. 355 с.

4. Паульсен Ф. Немецкие университеты и их историческое развитие. Пер. с нем. Н.Е. Вернадской, под ред. В.И. Вернадского. М., 1898. 131 с.

5. Румянцев А. Юридическое образование в Германии в контексте правовой системы: факты, оценка и некоторые прагматические соображения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.hse.ru/news/29822023.html/ (дата обращения: 24.08.2017).

6. Voegeli W. Einphasige Juristenausbildung. Zur Pathologie der Reform. Campus Verlag, Frankfurt/Main/New York, 1979. Band 62. 300 Seiten. S. 23-53.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.) Плотникова В.А.

Плотникова Виктория Александровна - магистрант, Институт межкультурной коммуникации и международных отношений Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье анализируется государственная политика Российской Федерации в сфере образования, рассматриваются законы об образовании, которые привели к модернизации отрасли.

Ключевые слова: закон об образовании, реформа, образовательная деятельность, нормативный акт.

Реформы образования — масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов, форм образования; обычно эта деятельность носит государственный, в последнее время — межгосударственный характер.

Реформы образования вызываются социальными потребностями, могут носить как эволюционный, так и революционный характер [2, с. 18], могут инициироваться учеными (реформа Я.А. Коменского, XVII в., педагогические идеи Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, ХУШ в.), правителями (реформа Петра I, реформа Наполеона), правительством отдельных стран (Реформы образования в СССР, РФ), совместным решением правительств (к примеру, Болонский процесс — крупнейшая из реформ образования современности [2, с. 19]).

Реформы образования могут осуществляться в рамках отдельного учебного заведения (Царскосельский лицей), подсистемы таких заведений (центральные школы во Франции, 1795-1802, с упором на изучение точных наук в противовес традиционному классическому образованию), в масштабах всей страны (реформы образования в СССР), континента (Болонский процесс с участием к 2003 г. 40 стран Европы, включая РФ). Реформы образования свидетельствуют об усилении значения образования как социальной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.