Научная статья на тему 'Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII начало XVIII вв. )'

Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII начало XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАН ТОМАЗИУС / ОБРАЗОВАНИЕ / НОВАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федюшкина А. И.

Освещаются проблемы формирования стандартов юридического образования в кризисные периоды развития общества и государства на примере Германии конца XVII начала XVIII вв. Рассматриваются идеи известного немецкого юриста Христиана Томазиуса, изложенные в работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN THOMASIUS: INNOVATION IN LEGAL EDUCATION IN GERMANY (LATE 17 th EARLY 18 th CENTURIES )

Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig.

Текст научной работы на тему «Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII начало XVIII вв. )»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 245-248 245

УДК 34.01

ХРИСТИАН ТОМАЗИУС: НОВАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ (КОНЕЦ XVII - НАЧАЛО XVIII вв.)

© 2014 г. А.И. Федюшкина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского rischa.fed@gmail. com

Поступила в редакцию 14.10.2014

Освещаются проблемы формирования стандартов юридического образования в кризисные периоды развития общества и государства на примере Германии конца XVII - начала XVIII вв. Рассматриваются идеи известного немецкого юриста Христиана Томазиуса, изложенные в работе Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig.

Ключевые слова: Христиан Томазиус, образование, новации юридического образования, юридическое образование в Германии

В кризисные периоды развития общества и государства вопросы образования являются крайне острыми и актуальными. Любые образовательные учреждения, существующие в государстве, выступают ретрансляторами социальных ценностей и идеологических установок, которые в данном обществе и в данный период времени являются основополагающими.

В ситуации смены общей научной парадигмы и кризиса мировоззрения в сфере образования на первый план выходят проблемы переработки старых и создания новых стандартов обучения. В России в последнее десятилетие проводится реформа всех ступеней образования: от школьного до послевузовского уровня. Преследуя цель интеграции в мировую научно-образовательную систему, Российская Федерация активно заимствует образовательные стандарты западных стран. Однако заимствование западных принципов организации системы образования происходит без заимствования ее мировоззренческих основ и одновременно не имеет подходящего фундамента в современной российской действительности.

В связи с этим особенно ценным для юридической науки будет изучение опыта изменения образовательных стандартов в области юриспруденции, происходившего в ситуации кризиса и смены научной платформы. Поэтому мы обращаем свой взгляд на историю Германии конца XVII - начала XVIII вв. В данную эпоху происходило формирование нового образа мышления, на смену схоластической традиции, господствовавшей в сферах науки и образования, пришли новые, рациональные, методы познания. В связи с формированием новых осно-

ваний мышления и отделением философии от теологии возникает необходимость переосмысления сложившейся практики. Определенных успехов на этом поприще добился известный немецкий юрист, сторонник естественного права Христиан Томазиус.

Европейской науке Томазиус знаком как первый из немецких философов, начавших писать и выступать с лекциями на немецком языке. Он внес существенный вклад в изменение общественного мнения на процессы по делам о колдовстве (работа De crimine magiae, 1701) и во многом способствовал официальному запрещению охоты на ведьм в Германии. Творческое наследие Томазиуса отличается разносторонностью: в сферу его интересов входили проблемы философии (см. работы Ausübung der Vernunfft-Lehre, 1691; Versuch vom Wesen des Geistes, 1699), вопросы права (Lehrbuch des Naturrechtes, 1687; Institutionis Iurisprudentiae Divinae, 1688; Fundamenta iuris naturae et gentium, 1705), преподавания юриспруденции (Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig, 1699) и даже журналистики (журнал Monatsgespräche, 1688—1690).

Научную карьеру Христиан Томазиус начал в своем родном городе Лейпциге под руководством своего отца Якоба, который преподавал философию в Лейпцигском университете. Изначально Томазиус придерживался схоластических взглядов, однако с тех пор как он начал мыслить самостоятельно, он более не позволял себе пребывать во власти закостенелых традиций. Большое влияние в этом смысле на становление его мировоззрения оказала лекция его

246

А.И. Федюшкина

отца о работе Гуго Гроция «О праве войны и мира», которую молодой Томазиус прослушал еще в период обучения философии. «Хотя некоторые вещи еще были недоступны моему пониманию, - пишет он в предисловии к своей первой большой работе Institutionis Jurisprudentiae Divinae, - я был впечатлен важностью учения Гроция» [1, S. 2 (31)]1. Здесь же он отмечает влияние, которое оказали на него идеи Пуфен-дорфа, прежде всего, работа De jure naturae et gentium, увидевшая свет в 1672 году. Мысли, озвученные Пуфендорфом, показались ему «прямым продолжением вещей, о которых писал Гроций». Именно в тот момент он воодушевляется идеей естественного права, которое, по его убеждению, не могло быть обосновано и утверждено одной лишь философией, но нуждалось в поддержке практической юриспруденции [1, S. 3-4 (32-33)].

Тем не менее, восприятие идей Гроция и Пуфендорфа не прошло для Томазиуса без внутренней борьбы. После того как лекция отца о Гроции посеяла в его душе первые зерна смятения, Томазиус обращается за советом к уважаемым им профессорам теологии, которые советуют молодому юристу «остерегаться ложных мыслей Гроция». И Томазиус действительно не спешит отрекаться от всего того, чему учили его в университете Лейпцига на курсах теологии. Он еще долго переосмысливает свои, уже вполне сформировавшиеся, взгляды и в конце концов приходит к выводу о необходимости продолжения своего обучения и «пер-фекционирования»2 своих знаний и навыков в области юриспруденции. Он пишет: «В конце концов я понял, что мне не остается ничего более, как заново изучить многие вещи, и что к этому моменту я ничего не знаю, а наука моя составляет не что иное, как беспорядочное месиво бессистемно смешанных друг с другом вещей» [1, S. 6 (35)]. С этими мыслями и желанием «docendo difcimus» (уча учиться самому) он приступает к работе над диссертацией и начинает свою преподавательскую карьеру. В 1679 году Томазиус получает степень доктора права и покидает Франкфурт-на-Одере.

В период написания диссертации Томазиус занимается не только академической карьерой, но и практической юриспруденцией. На первых этапах своей практики он выступает на стороне обвинения и даже ведет несколько процессов по делам о колдовстве, однако в дальнейшем кардинально меняет свою позицию. Томазиус проникается идеей естественного права и, выступая в судах в качестве адвоката, пытается ссылаться в процессе на нормы справедливости и здравого

смысла и, вполне закономерно, проигрывает дела в немецких судах, считающих ссылку на римское право и мнения древних юристов главным доказательством.

Оставив юридическую практику, Томазиус предпринимает попытку реализовать свои теоретические идеи в педагогической деятельности. Первым его масштабным новшеством становится переход к преподаванию на немецком языке, что в реалиях Германии конца XVII века сравнимо с переводом Лютером Библии. Высшее юридическое образование в Германии, как и в большинстве стран Европы, в этот период сводилось к изучению римского права и произведений римских юристов [2, с. 160], проходило на латинском языке и было доступно лишь узкому кругу лиц, владевших латынью. Томазиус же, развивая идею естественного права, приходит к выводу о необходимости признания свободы мысли, под которой он понимает, прежде всего, свободу научного творчества, особое внимание уделяя разграничению предметов философии и теологии. Как верно отмечает Ю.Я. Баскин, Томазиус пишет о том, что «философу и юристу нет нужды заниматься божественными сущностями, так же, как богослову нет необходимости заниматься философией и правом» [3, с. 36]. Такие взгляды шли вразрез со сложившейся практикой высшего образования средневековой Европы, где церковная иерархия играла важную роль в контроле над юридическим образованием [2, с. 162], и для их публичного высказывания требовалось немалое гражданское мужество и твердая убежденность в истинности своих идей.

В 1699 году Томазиус обобщает опыт своей преподавательской деятельности и выпускает работу Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig [4, S. 1]3. Этот труд представляет собой итоги рефлексии Томазиуса над профессией и фактически является учебным пособием для студентов-юристов, проходивших обучение под его руководством.

В предисловии к Summarischer Entwurf Томазиус пишет: «...Общеизвестным является тот факт, что студенты-юристы (Studioso Juris) в наших университетах, с одной стороны, ничего не слышат о многих вещах, им необходимых, а с другой стороны, с большим трудом и усердием изучают те вещи, которые им в жизни совсем не пригодятся или пригодятся в крайне незначительной степени» [4, S. 41]. В соответствии с этим своей задачей Томазиус видит составление такой учебной программы, которая позволяла бы студенту получить всестороннее,

Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII - начало XVIII вв.) 247

но при этом ориентированное на реальную практику образование. Эту работу он выполняет с той тщательностью и педантичностью, которая, пожалуй, является отличительной чертой немецких мыслителей. В предисловии он прописывает мельчайшие нюансы учебного курса, включая обоснованный календарный план, подробную программу каждого блока, с раскрытием целей и задач, а также практической значимости каждой темы курса. Помимо этого он подробно излагает, каким образом будет организован учебной процесс с каждой группой его студентов, какие методы обучения он будет использовать и чем обусловлен их выбор [4, S. 41-71].

Структурно Summarischer Entwurf делится на четыре главы: первая содержит основы, обязательные к изучению для студента, только начинающего заниматься юриспруденцией (как то: основы логики, грамматики, математики, физики и других фундаментальных наук с обоснованием необходимости их изучения для юриста); вторая содержит характеристику основных положений частного права, действовавших на территории Германии (в частности, положения о римском, старом германском, каноническом и иных системах права); третья характеризует основные положения публичного права (в частности, государственное устройство Рима, немецкого государства в различные периоды его исторического развития, устройство современных Томазиусу государственных органов и т. п.); четвертая содержит положения, характеризующие взаимоотношения государства и церкви (среди прочего — обзор истории церкви, личного состава церковнослужителей и их правового положения, церковных судов) [4, S. 5-8].

Такое содержание свидетельствует о стремлении Томазиуса расширить кругозор своих студентов и избавить их от предрассудков средневековой традиции. Последовательно провозглашая идею господства разума во всех сферах жизни человека, которую он излагает в своих работах по естественному праву4, Томазиус выступает проводником идей Просвещения, через которое было открыто право пользоваться независимостью мышления. Томазиус не придерживается границ, установленных схоласти-

кой, где задача интеллекта сводилась к тому, чтобы осветить подкрепленные верой сверхъестественные истины и сделать понятным их содержание человеческому духу. Он отстаивает автономность разума во всех областях земного бытия и подкрепляет эту идею своими реальными действиями.

Примечания

1. Здесь и далее при ссылках на эту книгу используется двойная нумерация страниц: в скобках указан номер страницы по порядку. Это дублирование обусловлено тем, что данное издание представляет собой две переплетенные вместе книги: Institutionis Iurisprudentia Divinae (1688 г.) и Fundamenta Iuris Naturae et Gentium (1705 г.) и, соответственно, не имеет сквозной нумерации.

2. Именно это, производное от латыни и написанное на немецкий манер, слово - "perfectioniren ", употребляет сам Томазиус, см. Drei Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit ... S. 4 (33)

3. Данное издание представляет собой репринт оригинального издания 1699 года с сохранением авторской грамматики, правописания и шрифта. С немецкого название переводится следующим образом: общий план тех основополагающих правил, которые необходимо знать студенту-юристу и которым должны учить в университетах.

4. В частности, в работе Institutionis Iurisprudentia Divinae 1688 года и более поздней ее ревизии — Fundamenta Iuris Naturae et Gentium 1705 года.

Список литературы

1. Herrn Christian Thomasii, Drei Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit. Hall im Magdeburgischen Renger, 1709.

2. Романовская В.Б. Период Высокого Средневековья в Европе - век инноваций в юридическом образовании // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. № 6, Ч. 1 (3). Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевскоо, 2013.

3. Баскин Ю.Я. Проблема свободы в философии права Христиана Томазия // Правоведение. 1999. № 2.

4. Thomasius C. Ausgewählte Werke, Band 13. Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig. Hildesheim - Zürich - New York: Georg Oms Verlag, 2005.

248

A.M. ®edwMKUw

CHRISTIAN THOMASIUS: INNOVATION IN LEGAL EDUCATION IN GERMANY (LATE 17th - EARLY 18th CENTURIES)

A.I. Fedyushkina

Using the example of Germany in the late 17th - early 18th centuries, this article highlights the problems of formation of legal education standards in the times of crisis in the state and society. We consider the ideas of the famous German jurist Christian Thomasius outlined in his work Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig.

Keywords: Christian Thomasius, education, innovation of legal education, legal education in Germany.

References

1. Herrn Christian Thomasii, Drei Bücher der Göttlichen Rechtsgelahrheit. Hall im Magdeburgischen Renger, 1709.

2. Romanovskaia V.B. Period Vysokogo Sred-nevekov'ia v Evrope - vek innovatsii v iuridicheskom obrazovanii // Vestnik NNGU im. N.I. Lobachevskogo.

№ 6, Ch. 1 (3). N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N.I. Lobachevskoo, 2013.

3. Baskin Iu.Ia. Problema svobody v filosofii prava Khristiana Tomaziia // Pravovedenie. 1999. № 2.

4. Thomasius C. Ausgewählte Werke, Band 13. Summarischer Entwurf deren Grundregeln, die einem studioso juris zu wissen und auf Universitäten zu lehren nöthig. Hildesheim - Zürich - New York: Georg Oms Verlag, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.