СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Т. И. Сидорова
КОНЦЕПЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО УНИВЕРСИТЕТА:
К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО КОМПЛЕКСА «УНИВЕРСИТЕТ - КОРПОРАЦИЯ»
В статье предложена интерпретация понятийного комплекса «университет — корпорация» с точки зрения этимологии. Обосновывается тезис о том, что специфика корпоративной сущности современного университета не ограничивается экономическим содержанием и требует обращения к богатым культурным традициям, сформировавшимся на этапе появления первых европейских университетов.
Ключевые слова: «университет - корпорация», корпоративная культура, средневековый университет, традиции, культурные ценности, Болонские конвенции.
The article gives the interpretation of the «university - corporation» conceptual complex form the etymological viewpoint. The author proves that the specific features of the modern university corporative essence is not limited by economic content and requires appeal to rich cultural traditions formed at the first European universities formation stage.
Key words: «university - corporation», corporative culture, medieval university, traditions, cultural valuables, Bolona conventions.
Современный университет все чаще становится объектом внимания в ходе ожесточенной полемики по вопросу о том, можно ли считать вуз корпорацией, подобной промышленным предприятиям или торговым компаниям? Массовизация высшего профессионального образования, с одной стороны, привела к тому, что оно стало рассматриваться как отрасль экономики, приносящая высокий доход, а с другой - государство, осознав спрос населения и работодателей на высшее образование, стремится переложить часть расходов именно на этих заинтересованных субъектов рынка. Снижение доли государственного финансирования на фоне усиления автономии вузов и расширения сектора платных образовательных услуг стало причиной гипертрофирования экономического аспекта университетской деятельности, что фиксируется в новейших исследованиях, посвященных стратегиям развития современного университета.
Так, Н. Покровский в статье «Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность?» предлагает концепцию высшего учебного заведения - «мега-мар-кета потребления знания» [2, с. 152-161]. Университет, таким образом, предстает как экономическая корпорация, эффективность функционирования которой оценивается прежде всего с точки зрения конкурентоспособности и доходности и измеряется количеством привлеченных студентов, полученных внешних грантов и дотаций, а также востребованностью выпускников на рынке труда. Соответствующим образом изменяется статус студентов, выступающих теперь в качестве клиентов корпорации, покупателей образовательных услуг. Трансформируется также сам характер учебного процесса - он приобретает потребительские качества (установка на полураз-влекательный формат преподавания, доступность изучаемого материала, создание ощущения удовлетворенности получен-
ными знаниями, красивая мультимедийная «упаковка»).
В таком случае университет как производитель и продавец образовательных услуг демонстрирует набор черт, присущих бизнес-корпорации в наиболее привычном для нас понимании. Т. е. в сегодняшнем восприятии высшего учебного заведения как корпорации баланс между материальной и нематериальной составляющими корпоративности сместился в сторону абсолютизации экономического аспекта.
Однако не стоит забывать о том, что изначально, генетически, университет был корпорацией в несколько ином значении -прежде всего как социально-юридическое и культуропорождающее образование. Понятийный комплекс «университет - корпорация» отсылает нас к моменту возникновения университетов - в Средние века1, когда, согласно терминологии римского права, университет (от лат. ишуегекаБ - «совокупность, общность») рассматривался как всякий организованный союз людей, иначе говоря, корпорация. Наряду с корпорацией интеллектуалов («ученым цехом»), понятием «ишуегекав» обозначались также ремесленные цеха, купеческие гильдии, сообщества художников и др. И только в конце XII - начале XIII в. термин «университет» стал употребляться только применительно к сообществам, включавшим преподавателей и учащихся2.
1 Первым европейским университетом стала Болонская школа права, в 1158 г. получившая от Фридриха I Барбароссы соответствующую грамоту (АиШепйса ИаЪИа), закреплявшую ее независимость от городских властей.
2 Статус академического учреждения университет приобретает только в XIV - XV вв., к этому же времени трансформируется значение понятия «университет»: к денотату «корпорация» прибавляется коннотат «универсальность знания, совокупность всех наук».
Средневековая университетская корпорация объединяла учителей и учеников, связанных общими целями (занятия наукой), спецификой языкового общения (преподавание повсеместно велось на латыни), распорядком внутренней жизни, системой оплаты труда (во многих университетах студенты сообща, «в складчину» оплачивали работу преподавателя) и др. Причины подобной корпоративности следует искать не столько в особенностях товарищеских взаимоотношений европейских студентов и профессуры (речь идет не о «запанибратстве», а о своеобразном наставничестве, «тьюторинге», сохранившемся в современных Оксфорде и Кембридже), сколько в правовой сфере: «по средневековым нормам только корпорация, например, гильдия купцов или цех ремесленников, могла получить законное существование, а папская или императорская грамота давала им защиту даже в других христианских странах» [1, с. 46]. Кроме того, официальное признание корпоративности университета означало подтвержденное властями право на самоуправление (выборность ректора, присуждение ученых степеней и др.), владение собственностью и наличие собственных статутов, печати, а также суда и др., т. е. университет получал независимый правовой статус.
Очевидно сходство корпоративной структуры средневекового университета с устройством ремесленного цеха. «Ученое ремесло» подчинялось тем же формам регулирования, что и любое другое ремесленное производство: осуществление руководства известным, общепризнанным главой (мастером), строгая дисциплина, а также последовательность градаций внутри сообщества («перепрыгнуть» с низшей ступени иерархической лестницы на высшую, минуя промежуточные стадии, было практически невозможно, как и в наши дни вчерашний студент не может вдруг стать
95
доктором наук). С этой точки зрения университетские школяры, бакалавры и магистры (или доктора) могут быть приравнены к цеховым градациям учеников, подмастерьев и мастеров. Поступивший в обучение к мастеру (магистру) должен был получить определенный набор знаний в течение достаточно длительного промежутка времени, а также последовательно пройти ряд испытаний с участием других мастеров. Таким образом, происходило перемещение на более высокую ступень - ученик становился сначала подмастерьем (бакалавром), а затем получал дозволение учить (Нсепйо ёосеп&) и становился мастером науки. Поэтому неудивительно, что во Флоренции ревизию университетских статутов проводила та же комиссия, которая контролировала и осуществляла ревизию статутов ремесленных ассоциаций [4, с. 199-206]. Жесткая иерархия существовала не только внутри одного факультета, но и между факультетами в рамках университета (факультеты делились на высшие - богословия и права, и низшие - факультет «семи свободных искусств»), и если магистр низшего факультета решал стать магистром высшего, он должен был пройти все ступени иерархии заново.
Стоит отметить, что средневековая корпоративность университета не ограничивалась узким кругом профессиональных ориентаций: помимо студентов и преподавателей, членами университета являлись и его «подданные», или «академические граждане» (изготовители и поставщики пергамента, перьев, чернильного порошка, книжной продукции, типографы, орна-ментщики, переписчики и переплетчики книг, надзиратели за студентами и порядком, слуги школяров, аптекари, содержатели бань, банкиры, посыльные и ростовщики, через которых шли корреспонденция, деньги и материальные ценности, получаемые студентами от родителей и др.).
Объединенное в мощнейшую корпорацию, это разнородное и весьма многочисленное сообщество, обладавшее кроме разнообразных обязанностей и функций также набором особых прав и привилегий (например, члены университетской корпорации подлежали не городскому, а внутриуниверси-тетскому суду), выступало важнейшим фактором развития экономики, культуры города, региона и даже страны. Такое положение университета заложило основы его экономического благополучия. Материальная составляющая становится важным аспектом корпоративности средневекового университета, однако, отнюдь не определяющим. О корпоративности университета в Средние века можно говорить, в первую очередь, в связи с нематериальными аспектами (морально-этические ценности, представления, модели поведения, символика и др.), которые и в настоящий момент выступают в роли интегрирующего начала и идентификаторов, определяющих место университета в ряду других корпораций.
Многие университетские традиции, актуальные в современной жизни вуза, имеют средневековое происхождение. В первую очередь это относится к специфической терминологии: университетские
должности, подразделения, ученые степени названы в соответствии с латинскими средневековыми аналогами, с учетом корректив, которые вносит в значение терминов время: университет, факультет (лат. facultas - «способность, возможность»), профессор (лат. professor - «наставник»), доцент (лат. docens - «обучающий»), студент (лат. studens - «усердно работающий, занимающийся»), декан (лат. decanus - «десятник»), ректор (лат. rector - «управитель») и др.
Основные формы образовательной деятельности, практикующиеся в современной высшей школе, также заимствованы из практики средневековых университетов. Лекция (лат. lectio - «чтение»),
96
в Средневековье представлявшая собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями, форматно мало изменилась. И сегодня в современной системе отечественного образования во многом сохраняется такой режим лекций, когда студенты механически записывают под диктовку за преподавателем (в средневековых университетах запрещалось прерывать чтение лекции вопросами, просьбами читать помедленнее и т. п.). Наряду с лекциями, основной формой обучения в средневековых университетах были так называемые репетиции (обсуждения спорных мест изучаемых текстов) и диспуты («состязания в речах», схоластические споры, которые должны были способствовать приобретению школяром навыков научной дискуссии, аргументации при защите приобретенных знаний). В отличие от лекций, предполагавших пассивное восприятие материала и направленных на развитие памяти, диспуты способствовали формированию творческого мышления и логики рассуждений. По сути, диспут является прообразом современных семинаров, а как форма отчетности - экзаменов. Публичные диспуты, проводившиеся школяром по окончании курса обучения, являются аналогом современной защиты курсового, дипломного проекта или диссертации.
Современная система высшей школы унаследовала от средневековых университетов неразрывную связь образования с академической наукой, что проявилось в присуждении ученых степеней, отражающих динамику карьерного роста членов университетской корпорации - в результате « промоции» школяр становился сначала бакалавром (ассистентом профессора), затем лиценциатом (т. е. получившим Нсепйо ёосеп^ - право на преподавание), а после защиты диссертации - магистром или доктором (в зависимости от научной области -магистр искусств, но доктор богословия).
Ученые степени присваивал каждый университет самостоятельно, но они признавались во всех вузах Европы.
Привычные для современных университетов ученые звания также появились в Средние века. Звание профессора было введено в Оксфордском университете в XVI в. Звание доцента присваивалось лицам, имеющим одну из низших степеней (бакалавр или лиценциат). Старейшие университеты (Болонский, Парижский и др.) присваивали также звание почетного доктора, причем исключительно гуманитариям.
Связь со средневековыми традициями университетской корпоративности прослеживается и на уровне материального воплощения ценностей корпоративной культуры. Самые растиражированные сегодня символы университетской корпорации, такие как студенческий гимн «Гаудеамус» или шапочка-конфедератка и мантия, тоже имеют средневековое происхождение.
Жизнерадостный гимн, прославляющий вино, профессоров и вольнолюбивое студенческое братство, зародился в среде «ва-гантов», или «голиардов», - странствующих школяров. Конфедераткой по традиции ошибочно (из-за сходства с польской конфедераткой, вошедшей в моду во времена Барской Конфедерации, 1762-1778) называют черную академическую шапочку с квадратным верхом и кистью, прототипом которой была биретта (Ыгейа) - небольшая круглая или квадратная шапочка, носившаяся клириками, из которых формировался штат средневековых университетов (долгое время кафедры в университетах занимали священнослужители, а сами вузы подчинялись церкви, студенты и преподаватели даже носили тонзуру - прическу католических священников и монахов).
Однако связь со средневековой концепцией университета обнаруживается в современности и на более глубоком уровне:
в сфере основных культурных ценностей, ассоциирующихся с понятием «университет». Это, в первую очередь, касается таких принципов деятельности университетской корпорации, как автономия от государства, интернациональный характер университетского образования (латынь, являвшаяся языком университетской корпорации в средневековой Европе, давала возможность студентам и профессорам из разных стран собираться под крышей известного университета и свободно покидать его, переходя в другой вуз), демократизм (университеты, несмотря на жесткую иерархию, были основаны на демократических началах, что проявляется в выборности должностей ректора, декана, коллегиальном присуждении ученых степеней и т. п.).
Средневековое университетское сообщество представлялось интернациональным научным братством студентов и профессоров, объединенных жаждой знаний и духом свободолюбия. Именно так позиционировали себя немецкие буршеншафты, студенческие союзы, скрепленные не только уставом и общим гербом, но и непременными пирами. Гедонистический образ жизни, страсть к вину и праздности как непременный символ студенчества были привиты современному массовому сознанию песнями вагантов. В средневековье берет начало традиция проведения пышных пиршеств после присуждения ученой степени за счет новоиспеченного бакалавра или магистра.
Наличие подобных ценностей, имеющих средневековое происхождение, является одним из основных отличительных признаков университетской корпорации, отделяющих ее от производственных или коммерческих организаций. В первую очередь, это касается демократизма внутренней среды (недовольство качеством образования или внутривузовской политикой нередко приводило к тому, что контингент
целого университета переходил в другое заведение, поэтому с мнением учащихся и педагогов приходилось считаться не только вузовской администрации, но и городским властям). Внутриуниверситетское корпоративное сообщество способствует развитию творческой активности членов организации, оно характеризуется большей свободой мышления, гуманистически ориентированным отношением к каждому участнику образовательного процесса. В условиях перехода на западные модели высшего образования этот компонент в отечественных университетах значительно усиливается: сегодня всерьез говорят о возможности выбора преподавателей студентами, оценки ими преподавательской деятельности, самостоятельного определения набора учебных дисциплин и т. п. Университет предоставляет возможность сотрудникам, преподавателям и студентам на равных началах участвовать в управлении деятельностью вуза и в то же время обязывает ощущать ответственность за каждое принятое управленческое решение.
Традиционная общеуниверситетская корпоративная культура, уходящая корнями в Средневековье, вырабатывает и систему требований к преподавателю: ответственность, участие в совместной деятельности со студенческой аудиторией, толерантность к религиозным, политическим, культурным проявлениям, общая эрудиция, профессионализм, способность к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию, культура речи, культура поведения, владение новыми технологиями, знание иностранных языков [3, с. 11-21]. Являясь образцом для подражания, преподаватель передает ценности университетской корпоративной культуры студентам, что способствует не только обогащению культуры города и региона (так как выпускники транслируют указанные ценности в широкие круги общества), но и наращиванию кадро-
вого потенциала университета. Чаще всего лучшие студенты впоследствии становятся преемниками своих преподавателей, оставаясь на кафедрах и поступая в аспирантуру, при этом предпочитая родной вуз другим, иногда даже более известным. В этом отношении преемственность корпоративных ценностей в определенной степени является «отголоском» средневековой цеховой организации университетского сообщества, что выражается в традиции научных школ.
Помимо того, что указанные особенности средневековой модели университета, передающиеся «по наследству» от эпохи к эпохе, имплицитно проявляются в деятельности любого современного вуза, в настоящий момент происходит вторичная актуализация средневековых традиций применительно к университету как корпорации. Так, к несколько романтизированному идеалу университета, сформировавшемуся на основе средневековых представлений об университете и его миссии, отсылают Болонские конвенции: это идеи автономности, академических свобод, мобильности при перемещении из одного вуза в другой, индивидуального выбора студентом учебной программы. Болонский процесс, направленный на унификацию стандартов высшего образования и создание единого европейского образовательного пространства, направлен на повышение конкуренто-
способности европейского образования и формирование европейской идентичности, для которой Средневековье служит своеобразным культурным маркером или брендом. Если изначально Болонские конвенции были приняты правительствами четырех стран - Италии, Германии, Великобритании и Франции, то сегодня стран - участниц процесса - насчитывается около 33-х, и Россия входит в их число, активно интегрируясь в единое европейское образовательное пространство и подвергая традиционную систему высшего образования коренному переустройству.
Таким образом, при рассмотрении современного университета - корпорации не следует «обеднять» его содержание исключительно экономическими характеристиками, так как его деятельность включает в себя и другие не менее важные аспекты. Необходимо рассматривать роль университета не только как компании, в качестве товара предоставляющей знания или образовательные услуги, но и как учреждения, социокультурную сущность которого невозможно отразить исключительно при помощи терминологии из сферы экономической теории, поскольку развитие университетской корпорации происходит не только согласно рыночным законам, но и в соответствии с культурными традициями, заложенными в Средневековье.
1. Добреньков, В. И. Университет и университетская социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко // Социология. - 2005. - № 3-4.
2. Покровский, Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка / Н. Е. Покровский // Журн. социологии и социал. антропологии. - 2004. - Т. 7. - № 4.
3. Сергеева, Т. Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. - 2006. - № 10.
4. Суворов, Н. Понятие об университете в средние века / Н. Суворов // Развитие личности. - 2005. -№ 3.
99