УДК 37
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ
В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ
М.Р. Скоробогатова
Аннотация. В статье рассматривается история становления ученых степеней. Проанализированы требования, характерные особенности получения высших степеней. Установлено, что впервые как титулы магистр и доктор появились еще до появления университетов и всегда означали высшую принадлежность, позже стали означать ту же значимость, но по отношению к ученой корпорации. Традиции получения ученых степеней и для современных ученых являются одним из стимулов научного развития.
Ключевые слова: доктор, магистр, ученая степень, университеты Европы.
FROM THE HISTORY OF FORMATION DEGREES
AT UNIVERSITIES IN EUROPE
M. Skorobogatova
Abstract. The article discusses the history of the formation of academic degrees. Analyzed requirements, characteristics of the production of higher degrees. It was found that for the first time as the titles of Master and Doctor appeared before the universities, and has always meant a higher identity, later came to mean the same importance, but in relation to the scientific corporation. Traditions obtaining academic degrees and for modern scholars are one of the incentives for scientific development.
Keywords: doctor, master, scholastic degree, universities in Europe.
Впервые ученые степени появились в университетах Европы XII - XIII веков вместе с формированием правил и требований к процессу и результату подготовки научных кадров. Средневековый университет обладал большим количеством привилегий, что привлекало желающих быть записанными в матрикулы. Основными из привилегий были: осуществление собственного суда, т.н. «академической свободы», «университетское пространство», как беспрепятственное передвижение членов университета по
территории империи, право на собственный выбор своих сочленов на основании чего
формировалась внутренняя структура корпорации. Вместе с тем одной из наиболее важных привилегий, характеризующих
университет, являлось право предоставления ученых степеней. В средневековых университетах существовала определенная иерархия степеней: бакалавр, лиценциат,
магистр и доктор. Но к высшим относились только магистр и доктор, причем
употреблялись они на одинаковых началах, с той лишь разницей, что магистр - это была высшая ученая степень на артистическом факультете, а доктор - на всех остальных факультетах. Напомним, что к низшему относился артистический факультет или факультет свободных искусств. К высшим -богословский, юридический и медицинский
факультеты, причем именно в таком порядке, который влиял на ранговые отношения между профессорами.
Слово «магистр» (от лат. magister -начальник, наставник, учитель, руководитель)
- как университетский титул, ученая степень, впервые появился в указах Фридриха I Барбароссы, свидетельствуя, что носитель достиг высокого уровня знаний и может передавать их другим. «Доктор» (от лат. docere
- учить, doceo - «Яучу») означал то же, что и магистр и впервые был присужден в Италии в Болонском университете в 1130 году [1]. Наряду со всеми университетскими степенями употреблялось также слово «профессор» (от лат. profited - объявлять, излагать публично), которое, по сути, означало не более чем «преподаватель» или «ученый человек». Вместе с тем, и магистр, и доктор употреблялись еще до появления самих университетов. Так, изначально слово «магистр» употреблялось в Древнем Риме и означало важное должностное лицо; в Византии «магистр» означал высший титул служебной знати. Титул «доктор» означал что апостолы, отцы церкви и другие христианские власти имели право учить и интерпретировать Библию. С появлением университетов оба этих титула означали разрешение на преподавание в университете и принадлежность к привилегированной ученой корпорации.
129
Первое намерение обратить титулы магистр и доктор в показатель ученой квалификации, засвидетельствованный
членами корпорации, было высказано в Париже в 1213 г., когда канцлер,
представлявший в университете власть Парижского епископа, издал распоряжение о том, что читать лекции по богословию и церковному праву в университете должен лишь тот, кто получил одобрение всей коллегии преподавателей (профессоров) [1].
Условиями для получения наивысших степеней было наличие степени бакалавра (как доказательство прохождения необходимого обучения), степени лиценции (как доказательство прохождения испытаний, дающих право на преподавание) и наличие продолжительного педагогического стажа. Кроме того обязательным условием для кандидата было наличие большого количества денежных средств [1], что практически гарантировало положительный результат детерминации (получения степени). К примеру, на медицинском факультете Парижского университета с 1395 г. до 1500 г. не зарегистрировано ни одного отрицательного результата детерминации [4, с. 81].
Особое значение при возведении в ученую степень магистр/доктор имел акт церемониала, инаугурация, что практически во всех университетах был идентичным. Так, желающий быть возведенным в ученую степень, должен был заявить о своем желании коллегии магистров/докторов, которые по согласованию с канцлером или факультетом устанавливали дату возведения. Акт церемониала был обставлен большой торжественностью и предусматривал вручение новому доктору докторской шляпы (bonnet) как символа учительского достоинства, книги в двух видах - открытой и закрытой, как символа занятий и размышления, целование нового доктора или магистра доктором-промотором как выражение товарищеской солидарности, надевание перстня на руку, вероятно, как символ обручения с наукой (промовируемым монахам перстень не надевался). Встречались кроме того случаи передачи кафедры, благословение, облачение в докторскую мантию, особенно на медицинском факультете [5, 6].
Примечательно, что в некоторых современных университетах, например, в швейцарских, при возведении в ученую степень доктора выдается соответствующий сертификат, а церемония присуждения степеней происходит
с большой академической торжественностью, на ней предоставляются знаки отличия: обруч, диплом, академическая шляпа и лавровый венок.
Не менее важную роль в акте инаугурации играл диспут. На высших факультетах такой диспут имел три акта: один вечером, проходил накануне получения шляпы, перед принятием пищи в присутствии всех преподавателей. За две недели до вечернего акта лиценциаты в парадном одеянии должны были посетить докторов и бакалавров и вручить им четыре тезиса, из которых два должны быть предметом диспута вечером и два во дворце. Вечерний диспут проходил под председательством одного из докторов и оканчивался речью председателя в похвалу докторанта. Кандидат отвечал на
поставленные вопросы, спорил и диспутировал. Второй акт, самый
торжественный, проходил днем в зале епископского дворца. Такой диспут велся докторатом уже в шляпе, которую возлагал на него или канцлер, или председательствующий доктор со словами: «начинай во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». В обоих диспутах принимали участие множество лиц. Третий акт, как пробная лекция начинающего преподавать доктора, также не обходился без диспута между присутствующими
бакалаврами, пока новый доктор не разрешал окончательно спорного вопроса, и завершался благодарностью всем, кто содействовал ему в изучении науки [3, 6].
На самом диспуте от кандидата в докторство не требовалось освещения нового знания или научного исследования. К примеру, вопросами для диспута, предложенными Альбертом Великим (ок. 1200-1280 гг.) были: «Что такое внутренняя структура Рая?», «Что ангелы делают с телами, которыми они воспользовались ради выполнения миссии на земле?», «Какого цвета кожа Богородицы?» и т.п. [4, с. 108]. Очевидно, что формулировка подобных вопросов предусматривала выявление у испытуемого навыками диспутации, владение ораторским искусством, но главное, кандидат проверялся на «правильность» своего мышления, иными словами на отсутствие еретических взглядов.
Как правило, ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов, признавались и в любом другом, с теми же правами, как и в своем родном учебном заведении. Этому способствовали единый язык преподавания (латинский), определенность программ, использование как основных
130
текстов одних и тех же книг, схожие принципы и требования к организации получения ученых степеней и свобода передвижения по Европе.
Однако право на повсеместное преподавание (известное как привилегия Jus Ubique docendi) осложнялось тем, что способных профессоров не было или было недостаточно. И потому данное правило изначально использовалось только для магистров трех старейших университетов Салерно, Болоньи и Парижа. Их репутация была настолько велика, что выпускники и преподаватели приглашались преподавать во всех других университетах, но сами не принимали никаких внешних учителей без экзамена. Так, к примеру, в Привилегии папы Александра IV университету в Саламанке от 1255 г. указано, что магистры данного университета имеют право преподавать везде, за исключением Парижа и Болоньи [3], Кембриджский университет получил это право только в 1318 г., а преподаватели
Оксфордского университета так и не получили «права преподавать повсюду». Но и Оксфорд, в свою очередь отвечал взаимностью, требуя от магистров Парижа сдавать экзамен [1].
С увеличением количества магистров и докторов постепенно появилась необходимость разработки определенных требований к педагогическому процессу в университетах. Так, поскольку большинство из них были выходцами из духовенства, то, начиная преподавать в университете, они давали присягу, что в делах «веры они не будут отступать от Священного Писания, а в науке - от Аристотеля, которого
Литература:
1. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак. - 2009. -640 с.
2. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж. ГНИ. 1973. URL: http:// http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/Xn/Unive rs/vved.phtml?id=6006
3. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М.: Б. и. 1898. - 245 с.
4. Gabriel Compayre Abelar and the original and
early history of universities. URL: http://
http://www.cristoraul.com/ENGLISH/Universal-Literature/Universal-Library/Abelard-and-the-origin-and-early-history-of-universities.htm
5. Hilde de Ridder-Symoens (ed.): A History of the University in Europe. Vol. I: Universities in the Middle Ages, Cambridge University Press, 1992, Cambridge University Press, 2003. - 536 р.
считали «предшественником Христа в естествознании».
В некоторых случаях для получения степени доктора богословия необходимо было подготовить письменную работу, чтобы она могла пройти тщательную проверку. Если в ходе проверки были найдены еретические мнения, кандидату давались рекомендации к исправлению и после исправления работа вновь принималась к рассмотрению, что сопровождалось диспутами с оппонентами [5]. В Постановлении об изучении «свободных искусств» Парижского университета от 1254 г. были прописаны требования к срокам проведения определенной дисциплины: Сорбонны - как проводить диспуты, Парижского университета - требования к темпу чтения лекции, за нарушение которых магистров лишали на один год лекционной практики, а также чести, должности и привилегий факультета [2].
Таким образом, право предоставления ученых степеней было одной из характерных особенностей средневекового университета. Первыми высшими учеными степенями были магистр и доктор, которые имели равное значение, но отличались в зависимости от факультета. Одним из основных требований для получения магистра/доктора было наличие степени бакалавр, лиценциат, педагогического стажа, а также наличие значительных денежных средств. Традиции получения докторской степени получили популярность по всему миру и для современных ученых являются одним из стимулов научного развития.
6. Un systeme rituel? Rites d’integration et passages de grades dans le systeme universitaire medieval (XIIIe - XV e siecle) Cahiers de Recherches Medievales. URL: http://
http://www.academia.edu/2349065/Un_systeme_rituel_Ri tes_dintegration_et_passages_de_grades_dans_le_system e_universitaire_medieval_XIIIe-XVe_siecle
References:
1. Andreev AJu. Rossijskie universitety XVIII-ervoj poloviny XIX veka v kontekste universitetskoj istorii Evropy. M.: Znak. - 2009. - 640 s.
2. Dokumenty po istorii universitetov Evropy XII-
XV vv. Voronezh. GPI. 1973. URL: http://
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XII/Unive rs/vved.phtml?id=6006
3. Suvorov N.S. Srednevekovye universitety. M.: B. i. 1898. - 245 s.
4. Gabriel Compayre Abelar and the original and
early history of universities. URL: http://
http://www.cristoraul.com/ENGLISH/Universal-
131
Literature/Universal-Library/Abelard-and-the-origin-and-
early-history-of-universities.htm
5. Hilde de Ridder-Symoens (ed.): A History of the University in Europe. Vol. I: Universities in the Middle Ages, Cambridge University Press, 1992, Cambridge University Press, 2003. - 536 p.
6. Un systeme rituel? Rites d’integration et passages de grades dans le systeme universitaire medieval (XIIIe - XVe siecle) Cahiers de Recherches Medievales. URL: http://
http://www.academia.edu/2349065/Un_systeme_rituel_Ri tes_dintegration_et_passages_de_grades_dans_le_system e_universitaire_medieval_XIIIe-XVe_siecle
Сведения об авторе:
Скоробогатова Мария Ростиславовна (г. Симферополь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Skorobogatova M. (Simferopol, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the chair pedagogika, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, e-mail: maricrimea@gmail .com
132