Научная статья на тему 'К проблеме становления и развития научной деятельности в университетах Германии'

К проблеме становления и развития научной деятельности в университетах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / CREATIVE ABILITY / RESEARCH ACTIVITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н. Н.

В данной статье автор рассматривает проблему становления и развития научной подготовки студентов в университетах Германии. Сфера университетского образования представляет собой чрезвычайно сложную систему, одним из направлений деятельности которой выступает научно-исследовательская деятельность студентов в высших учебных заведениях. В университетах Германии студенты работают над проектами, охватывая все области научных исследований, в научно-исследовательских лабораториях на высоком международном уровне за счет прямого сотрудничества с зарубежными коллегами или партнерами в различных международных научных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT SCIENTIFIC ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF GERMANY

On the basis of analysis of the scientific literature the idea and basics of scientific-research of students in German universities are determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the meaning of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed.

Текст научной работы на тему «К проблеме становления и развития научной деятельности в университетах Германии»

На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать выводы о заметных преобразованиях в процессе художественного восприятия произведений искусства, осуществившихся в ходе формирующего эксперимента. Сравнивая учащихся контрольной группы (КГ) и экспериментальной (ЭГ), мы можем констатировать наиболее высокую динамику развития художественного восприятия произведений искусства у учащихся экспериментальной группы.

Все вышесказанное позволяет заключить, что результаты проведенного исследования обладают теоретической и практической ценностью. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет и обогащает дидактические представления об организации целостного педагогического процесса развития художественного восприятия подростков, о его структурных и функциональных компонентах, об этапах развития художественного восприятия, принципах построения предметно-развиваю-

Библиографический список

щей среды, направленной на обогащение эмоциональной и познавательной сферы подростков и эмоционально-чувственного опыта, на создание условий для выявления и поддержания изобразительных интересов. Практическая значимость исследования заключается в том, что адаптированные к особенностям развития художественного восприятия подростков технологии развивающего, проблемного, эмоционально-художественного обучения и коммуникативно-диалоговой деятельности определяют принципы и дидак-тико-технологический инструментарий процесса развития художественного восприятия. Разработанная авторская программа внеурочной художественно-эстетической деятельности обогащает содержание воспитательной деятельности с подростками, педагогическая ценность которой заключается в обеспечении активной самостоятельной художественной деятельности, её максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Москва: Прогресс, 1994.

2. Волков Н.Н. Восприятие искусства. Москва: Искусство, 1985.

3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.

4. Викторова Е.В. Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2009.

5. Ерков С.А. Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

6. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006.

References

1. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. Moskva: Progress, 1994.

2. Volkov N.N. Vospriyatie iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1985.

3. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.

4. Viktorova E.V. Pedagogicheski organizovannoe vospriyatie proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva v obscheobrazovatel'noj shkole kak faktor 'emocional'no-nravstvennogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2009.

5. Erkov S.A. Formirovanie hudozhestvennogo vospriyatiya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva na urokah izobrazitel'nogo iskusstva v 5, 6 klassah srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Kalinina T.V. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya detej 6-7 let na osnove kombinirovaniya 'elementov yazyka izobrazitel'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2006.

Статья поступила в редакцию 20.10.18

УДК 375

Pogrebnyak N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Crimean branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia),

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT SCIENTIFIC ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF GERMANY. On the basis of analysis of the scientific literature the idea and basics of scientific-research of students in German universities are determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the meaning of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed.

Key words: higher education, university, scientific activity, creative ability, research activity.

Н.Н. Погребняк, канд. пед. наук, доц., Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ ГЕРМАНИИ

В данной статье автор рассматривает проблему становления и развития научной подготовки студентов в университетах Германии. Сфера университетского образования представляет собой чрезвычайно сложную систему, одним из направлений деятельности которой выступает научно-исследовательская деятельность студентов в высших учебных заведениях. В университетах Германии студенты работают над проектами, охватывая все области научных исследований, в научно-исследовательских лабораториях на высоком международном уровне за счет прямого сотрудничества с зарубежными коллегами или партнерами в различных международных научных программах.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Создание единого европейского образовательного пространства привело к выработке единых критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса и превратило образование в один из самых важных элементов социальной инфраструктуры европейских государств.

На протяжении последних лет важной составляющей структурной перестройки и рыночных реформ экономики России выступает необходимость дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Достижение этой цели связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности, формированием у молодёжи не только знаний, умений и навыков, но и необходимых, с точки зрения социального заказа, научно-исследовательских качеств и компетенций, активной жизненной позиции,

мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования в течение жизни. Подготовка молодёжи к научно-исследовательской деятельности - стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, поставленным «Национальной доктриной образования Российской Федерации на период до 2025 года».

Определенный интерес для отечественных исследований представляет опыт Германии, которая аккумулирует все большее количество молодых исследователей. В этой стране сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов.

За последние годы были исследованы теоретические вопросы европейского образования, проблемы содержания, организации научно-исследовательской

подготовки будущих специалистов, изучались вопросы состояния и направления эволюции педагогического образования, а также рассматривались тенденции развития научно-исследовательской деятельности в отдельных странах Европы. В то же время анализ сложившейся научной практики в России свидетельствует о недостаточном уровне развития научно-исследовательской деятельности студентов и внимания к этой проблеме в теории и практике, в связи с чем возрастает теоретическая и практическая значимость изучения опыта европейских стран.

Источниковедческой базой исследования стали работы отечественных и немецких (А. Дистеверга, С. Казанцева, Е. Глаголевой, Д. Сапрыкина, В. Ро-уга, В. Хельдмана, В. Мюллера, Р. Бенкмана, Г Захариса, Д. Ленцена, Э. Финка, Р. Херцога) учёных.

Целью данной статьи являются теоретико-методологические основы становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Германии.

Германия прошла нелегкий путь развития системы высшего педагогического образования. Первые университеты возникли на рубеже XII - XIII веков и у истоков первых немецких университетов (Гейдельбергский (1386), Кельнский (1388), Лейпцизский (1409), Мюнхенский (1471) стояли Париж и Болонья, так как именно они повлияли на их демократический, наднациональный характер.

Создание университетов в Германии стало важной вехой в развитии её науки и образования. Несмотря на благоприятные экономические и политические условия, университеты в Германии появились позже европейских по причине отсутствия общественного интереса к ним. Но уже в конце XIV - начале XV веков просыпается живой интерес к университету со стороны разных слоев немецкого общества и число университетов в Германии начинает неуклонно расти [1]. За короткий период немецкие университеты смогли стать авангардом общественно-культурного прогресса. Высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы создали немецким университетам международный авторитет.

Поскольку Германия представляла собой конгломерат множества мелких княжеств, феодальная раздробленность страны тормозила ее социально-экономическое развитие, и Германия длительное время значительно отставала от других стран Европы, в частности от Франции и Англии. Ведущую роль в развитии Германии играла Пруссия - военно-крепостническое государство, политика которого отличалась крайней реакционностью и воинственностью.

Бурное социально-экономическое развитие страны в 70-х годах XIX века, вызванное объединением германских княжеств в единое государство под ведущим началом Пруссии и выдвинувшее Германию на одно из первых мест Европы по объему промышленного производства, послужило толчком к расширению сферы образования, развития педагогической науки и научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. В этот период были приняты законы об обязательном обучении детей до 14 лет, заметно выросли как сеть высших учебных заведений, так и контингент учащихся.

Еще в начале XIX века А. Дистервег писал: «... без стремления к научной работе обучающийся попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» [2].

В Германии, как и в других развитых странах Европы и мира, наблюдается постепенный переход от технократической парадигмы, приведшей систему образования в состояние жестокого кризиса, к гуманистической образовательной парадигме. Так приступая к изложению своих взглядов на университетское образование Карл Ясперс останавливается на мировоззрениях своих предшественников: И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф. Ницше, М. Вебера, К. Маннгейма и др. С особым уважением он относится к идеям и реформам предложенным архитектором «нового немецкого университета» В. Гумбольдтом, под руководством которого была предпринята реформа, опиравшаяся на идею государственного образования.

В противовес французской культурной экспансии немцам удалось мобилизовать свои усилия, чтобы на столетие стать интеллектуальными лидерами Европы. В этот период управление общественными школами переместилось от старых советов попечителей к представителям государственной власти, установлены обязательные государственные экзамены для преподавателей и создан новый университет в Берлине.

В связи с основанием университета в Берлине в 1810 г, Вильгельм Гумбольдт предложил покласть в основу университетов Германии важные организационные принципы, в частности речь шла о тесной связи преподавания и научно-исследовательской деятельности в университетах и эквивалентных им вузах, а также об академической свободе и автономии университетов в вопросах научной деятельности и преподавания. Кроме того, ставилась задача - научить слушателей самостоятельно мыслить, познакомить их с основными принципами научного исследования.

Согласно реформаторской деятельности Вильгельма фон Гумбольдта и его концептуальным основам университетского образования, государственная система образования была направлена на распространение интеллектуальной культуры, основанной на универсальном и фундаментальном образовании, свободной циркуляции мысли, диспутов и личного общения и подчеркнул - «. научить студентов самостоятельно мыслить, познакомить их с основными принципами и методами научного исследования». А это означает, что «без опоры на этот фундамент познавательная научная деятельность не может превратиться в истинно интеллектуальное образование и стать плодотворной для ума» [3, с. 10].

Позже, немецкие философы И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг и Ф. Шпейермахер явились авторами Хартии классического университета, в основу которого были положены четыре принципа, одним из них явился принцип единства научных исследований и обучения [4].

Касательно научно-исследовательской деятельности студентов, известный немецкий ученый Ф. Паульсен подчеркнул еще в XIX в.: «Я считаю привлечение учащихся к научной работе одной из существенных задач, даже самой главной задачей университетского образования». Позже, такая модель университетского образования получила широкое распространение в Европе и США, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах.

Таким образом, в теории образования современной Германии находит свое противоречивое отражение разнообразие педагогических концепций, взглядов, подходов, установок, но все-таки ведущей является гуманистическая концепция, включающая в себя непрерывное открытое миру образование на протяжении всей жизни. Следовательно, в Германии, как и в других развитых странах Европы и мира, наблюдается постепенный переход от технократической парадигмы, приведшей систему образования в состояние жестокого кризиса, к гуманистической образовательной парадигме.

Вузы Германии можно поделить на несколько типов: 1) университеты общего профиля (Universitäten); 2) технические университеты (Technishe Universitäten); 3) высшие технические школы (Techniche Hochschulen); 4) специальные (Fachhochschulen); 5) гуманитарно-педагогические вузы, которые делятся на колледжи искусств (Musikhochschulen, Kunsthochschulen), педагогические вузы (Padagogishen Hochschulen), вузы по подготовке чиновников (Verwaltungsfachhochschulen) и священников (Kirchlischen Hochschulen).

На основе изложенного материала, в системе университетского образования Германии можно выделить несколько этапов развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

Первый этап — (XII—XVIII вв.) - возникновение старейших университетов, в которых сначала были только философский факультет (объединяющий гуманитарные и естественные специальности), медицинский, теологический и факультет права. В настоящее время к этим факультетам добавился ряд естественно-политических факультетов, гуманитарный, экономический и естественнонаучный факультеты.

В этот период в университетах Германии появляются научно-исследовательские центры, что свидетельствует о развитии потребностей общества в специалистах в научной сфере. Студенты изучают в качестве предметов научные дисциплины и собственно философию, как науку. К примеру, Штутгартский университет в 1784 г отказывается от традиционной структуры. Факультеты свободных искусств, философии, теологии упраздняются, сохраняются медицинский и юридический, вводятся новые дисциплины научного цикла. Поскольку книги стоили крайне дорого, студенты записывали лекции в тетради, так называемые «суммы» — конспекты основных текстов [5]. Особое развитие получили методы обучения, больше стали использоваться наблюдение, научный эксперимент, научно-исследовательская деятельность. На данном историческом этапе эксперимент как метод познания, отличался от средневековой формы теоретического знания.

Таким образом, в основу немецкого средневекового университета были положены два принципа: Lehrfreiheit и Lerafreiheit — свобода учить и свобода учиться, а также устремленность к Wissenschaft — науке, знанию, систематически культивируемому ради себя самого. Именно эти два начала (свободу и науку) и распространяло «просвещенное» германское государство, призванное «бороться против французской революции, осуществляя путём реформ её справедливые требования» .

Второй этап — (XIX в.) — связан с возникновением технических университетов. Этот тип вузов появился на базе старых гуманитарных университетов, которые преобразовались со временем в специализированные вузы (технические университеты и высшие технические школы). Здесь осуществляется подготовка, главным образом, по естественно-математическим, техническим и медицинским специальностям. Научно-исследовательская деятельность студентов на этом этапе имеет свои особенности — она состоит из двух фаз: 1) предполагает обучение теоретическим знаниям и профессиональную ориентацию, при которой особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению своих научных открытий; 2) практико-ориентированная, активизирующая самостоятельность и способствующая профессионализму.

Третий этап — (60 г XX в.) — появление специализированных учебных заведений (Fachhochschule) на основе бывших инженерных и специальных институтов. Они осознанно зафиксированы как институты, связанные с практикой, которые, как правило, в отличие от университетов изучают отдельные предметы или группы предметов и рассчитаны на более короткий срок учебы. В этот период университеты Германии работали по принципу — единство образования и научных исследований, проводился целый ряд реформ, в частности, привлекла внимание ученых университетская реформа «инициатива суперкачества». Согласно этой реформе, университеты получили право больше платить профессорам за научно-исследовательскую деятельность, а потому львиную долю ответственности за инициативу суперкачества возложили на научно-исследовательские объединения, которые сегодня являются основными источниками финансирования научных достижений. Главным аспектом этой инициативы является финансовое

вознаграждение за концепцию реформ университета, который должен продемонстрировать, каким образом университет в ближайшие 5 лет сможет выйти на передовые рубежи мировых научных достижений.

Четвертый этап - (60-70 гг XX в.) - представлен новыми университетами (инженерное дело, экономика, социальное обеспечение, дизайн и т.д.), которые были основаны в 60-х - 70-х годах XX века. Их появление было обусловлено требованиями современности. Согласно закону 1976 г в Германии были определены цели и задачи обучения, организационная структура и режим работы высших учебных заведений. Координационным центром в сфере университетского образования стал специальный комитет по высшей школе при Постоянной конференции министров культуры. Так, в 1949 году была основана немецкая Конференция ректоров университетов и других учебных заведений, решение которой носят рекомендательный характер [6]. Университетское устройство Германии постоянно обновлялось, сначала в позднекапиталистический период развития вузов после 1945 года, затем в период реставраторского восстановления (до 1950), экспансии (до 1955), реформаторских изменений (до 1972) и временной консолидации (до 1980) [7].

Пятый этап - представляет современную систему высшего образования Германии, которая включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными, лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким научно-профессиональным кругозором. В основу современного немецкого университета были положены два принципа: свобода учить и свобода учиться, а также устремленность к научно-исследовательской деятельности, научному знанию, систематически культивируемому ради себя самого. Отправной точкой для этой концепции является идея о том, что государственная система образования должна быть направлена на распространение научно-исследовательской культуры, основанной на универсальном и фундаментальном образовании.

На основании анализа научной деятельности в системе высшего педагогического образования Германии (период XII-XXI вв.) выделены следующие этапы: на первом этапе - государственная система образования была направлена на распространение интеллектуальной культуры, основанной на универсальном и фундаментальном образовании, свободной циркуляции мысли, диспутов и личного общения. Особое развитие получили методы научного обучения, больше стали использоваться наблюдение, научный эксперимент, научно-исследовательскую деятельность; второй этап - связан с возникновением технических университетов, которые являясь государственными учреждениями, сохраняли важные элементы научного исследования; третий этап - появление специализированных учебных заведений, которые работают по принципу -единство образования и научных исследований; четвертый этап - представлен новыми университетами, определены цели и задачи обучения, организационная структура, обновление университетского устройства; пятый этап - университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким научно-профессиональным кругозором специалиста, положены два принципа: 1) свобода учить и учиться, 2) устремленность к научно-исследовательской деятельности.

Следовательно, научно-образовательная система Германии, развиваясь в общем русле европейской цивилизации на основе единых духовных, гуманистических и культурных ценностей, имеет свои устоявшиеся, типичные только для немецкого образования традиции. Каждый из этапов развития научно-исследовательской системы Германии имеет свои предпосылки, свои отличительные черты и был нацелен на достижение определенных целей.

В качестве примера, рассмотрим научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений Германии.

Университет Гумбольдта в Берлине (Humboldt-Universitat) - был основан 16 августа 1809 по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. В 1828 году он получил звание университета Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, а позже, в 1949 году был переименован в честь братьев Гумбольдт. Начиная с XIX века, университет был одним из крупнейших европейских научных центров. Как главный инициатор реформ Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) стремился, чтобы новая модель классического университета способствовала консолидации немцев, выполняла объединяющую, государственную функцию, концентрировала в себе духовную жизнь нации, достижения ее культуры «через своих образованных, духовно обогащенных, ответственных, научно и общекультурно подготовленных воспитанников - национальную элиту». Также в университете работают междисциплинарные центры, в частности: Технический центр культуры имени Германа Гельмгольца, Центр культуры древнего мира имени Бекли, Научно-исследовательский центр имени Георга Зиммеля, Центр по изучению значимости языков. Университет проводит научные совещания совместно с Прусской академией наук (создана в 1700 г), принимает участие более чем в 100 научных конференциях.

Боннский университет. В 1777 году в Бонне была основана Kurkolnische Akademie Bonn, которая в 1784 году получила университетские права. Позже, 18 октября 1818 г. прусский король Фридрих Вильгельм III основал в присоеди-

ненном по итогам Венского конгресса к Пруссии Бонне Рейнский университет, ставший шестым университетом в Пруссии [8]. В состав университета входят факультеты: медицинский, агрономии, католической теологии, математики и естественных наук, права и экономики, протестантской теологии, философский. Кроме того, в число подразделений университета входит несколько научно-исследовательских институтов.

Сегодня Боннский университет сотрудничает с Центром по изучению экономического права (Zentrum fur Rechtokonomie), несколькими институтами общества имени Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft), Институтом труда (Institut zur Zukunft der Arbeit-IZA) и со многими другими научно-исследовательскими центрами в самой Германии и за ее пределами. Благодаря этому у студентов есть возможность участвовать в международных научно-исследовательских проектах.

Свободный Университет Берлина (Freie Universität Berlin) - самый крупный из 4 берлинских университетов. Это «элитный» вуз, был основан в 1948 году и предлагает обучение по 160 специальностям и сегодня является мощным международным научно-исследовательским центром в Европе по изучению политологии. Университет участвует более чем в 300 научно-исследовательских программах и сотрудничает с ведущими вузами мира, в частности, в Москве, Каире, Пекине, Брюсселе, Сан-Пауло, Нью-Дели и Нью-Йорке. На сегодняшний день в Берлинском ВУЗе учатся и работают представители 130 стран, а многие из предлагаемых в Университете научных направлений удерживают передовые места в немецких рейтингах [9].

Мюнхенский Технический Университет (Technische Universität Munchen) предлагает обучение по 132 специальностям и относится к лучшим научно-исследовательским Университетам Европы. По оценке английского журнала «The Higher Education», университет входит в ТОП - 100 мира, занимая 65 место, а за свои научные достижения университет входит в 9 элитных высших учебных заведений Германии. Среди его выпускников - 16 нобелевских лауреатов и является одним из лидеров в научных исследованиях. Студенты Университета плодотворно работают по следующим направлениям: машиностроение, информатика, электротехника, экономическая информатика, биология, экономика предприятия [10].

Университет Аугсбурга (UNIAugsburg) является одним из самых новых современных университетов в Баварии. Несмотря на молодость, университет Аугсбурга за годы существования неоднократно подвергался реформам, важнейшей из которых - это переход на Болонскую систему образования. Спектр образовательных программ позволяет студентам, зачисленным в этот престижный вуз, получить востребованную специальность в таких областях как инновационные технологии, культорология, социальные науки. Характерной особенностью университета является тесное взаимодействие между всеми его факультетами. Подобный подход способствует формированию универсальных специалистов, легко адаптирующихся в научной среде.

Университет принимает активное участие в реализации национальных межвузовских научно-исследовательских программ в рамках системы ENB (Elite Netzwerk Bayern), разработанная Министерством науки Баварии, ориентирована на студенческую научную элиту, то есть на одаренных, мотивированных слушателей магистерских и постдипломных программ, способных внести существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Обучение по таким программам проводится на базе известных вузов, причем не только германских, но и зарубежных. В частности, франко-германская образовательная программа, реализуемая в содружестве с ESC (Реннской Высшей школой бизнеса) дает возможность получения двойного диплома от престижнейших вузов Западной Европы.

Универсальность образования, научные знания, научно-исследовательская деятельность и практические навыки, которыми обладают выпускники Аугсбур-ского университета, носят не схоластичный, а прикладной характер, за счет чего обладатели дипломов университета высоко ценятся руководителями научно-исследовательских организаций, представителями рекрутинговых агентств.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод:

- в зарубежных университетах раннее привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии, накоплению тезауруса профессиональных понятий, а опыт в вопросах научного сотрудничества может помочь им в дальнейшем налаживании контактов с известными учеными, как в своей стране, так и за рубежом;

- все ярче проявляется тенденция к сотрудничеству в области образования и науки, формированию единого образовательного пространства, обладающего достаточной однородностью, необходимой для решения проблемы мобильности и повсеместного повышения качества научно-исследовательской деятельности студентов.

Таким образом, практически каждый этап развития научно-исследовательской системы Германии связан с именами выдающихся ученых, философов, реформаторов, внесших свой весомый вклад и в развитие всей мировой системы образования. Научные труды этих ученых во многом актуальны и в настоящее время, а дальнейшее развитие всей системы образования строится с учетом уже накопленного опыта и имеющихся учений. Органичное соединение научных исследований и обучения, чем отличалось немецкое университетское образование, позволило Германии выйти на передовые рубежи науки, техники и производства и стать одним из самых высокоразвитых государств мира.

Подготовка специалистов в российских вузах наиболее соответствует подготовке специалистов в университетах Германии, в частности: отсутствуют требования к студентам и выпускникам вуза; определены условия и содержание научно-исследовательской подготовки студентов; квалифи-

Библиографической список

кационные характеристики заменяются информационными материалами, в которых содержится характеристика профессии, содержание подготовки и научная сфера, в которой студент сможет применить свои знания и умения.

1. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава. Вестник высшей школы. 1991; 7: 100 - 106.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз, 1996.

3. Казанцев С.Я. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения. Педагогическое образование и наука. 2001; 3: 9 - 15.

4. Радионова С.А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза: Диссертация . кандидата педагогических наук. Казань, 2006.

5. Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. Москва: Молодая гвардия, 2014.

6. Nehles. R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule IR. Nehles. Bern : Long, 1981.

7. Иванова М.И. Развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском образовательном пространстве. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Официальный сайт Боннского Университета в Германии. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2003.

9. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.

10. Education and training monitor 2015. European Commission. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2015.

References

1. Roug V. Universitet kak yavlenie srednevekovoj kul'tury. Predislovie i vvodnaya glava. Vestnik vysshej shkoly. 1991; 7: 100 - 106.

2. Disterveg A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Uchpedgiz, 1996.

3. Kazancev S.Ya. Metodologicheskaya kul'tura studentov v usloviyah fundamentalizacii obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2001; 3: 9 - 15.

4. Radionova S.A. Soderzhanie i tehnologii organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij stran Evrosoyuza: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2006.

5. Glagoleva E.V. Povsednevnaya zhizn'evropejskih studentov ot Srednevekov'ya do 'epohiProsvescheniya. Moskva: Molodaya gvardiya, 2014.

6. Nehles. R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule IR. Nehles. Bern : Long, 1981.

7. Ivanova M.I. Razvitienauchno-obrazovatel'nojsistemy Germanii vedinomevropejskomobrazovatel'nomprostranstve. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.

8. Oficial'nyj sajt Bonnskogo Universiteta v Germanii. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2003.

9. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy vysshego uchebnogozavedeniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

10. Education and training monitor 2015. European Commission. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2015.

Статья поступила в редакцию 08.10.18

УДК 37.013

Romanova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir Law Institute FPS Russia (Vladimir, Russia), E-mail: toromelena@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE EFFECT OF TECHNOLOGICAL ADDICTION ON THE PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE ADOLESCENTS PERSONALITY. The

article presents some interpretations of foreign researchers on the problems of technological addiction of adolescents and young people. Technologies enable adolescents to satisfy their need for autonomy, to realize the need for peer recognition and the need for communication and self-realization. Extreme use of technology can disrupt normal patterns of mood and socialization in adolescence. The preference of the virtual world to real life entails the difficulty of adapting adolescents in society, which in turn becomes the cause of their delinquent behavior. It has been proven that technological dependence can be destructive as well as dependence on the use of alcohol and other drugs. However, technology can be a protective factor with the right approach. The role of adults in the prevention of addiction in adolescents has been stressed, showing them the benefits of a healthy, balanced approach to the use of technology.

Keywords: technological dependence, deviant behavior, basic needs, social adaptation, virtual world.

Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц. Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, E-mail: toromelena@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены некоторые трактовки зарубежных исследователей проблем технологической зависимости подростков и молодёжи. Технологии дают возможность подросткам удовлетворять свою потребность в самостоятельности и автономии, реализовать потребности в признании со стороны сверстников и потребности в общении и самореализации. Экстремальное использование технологий может нарушить нормальные модели настроения и социализации в подростковом возрасте. Предпочтение виртуального мира реальной жизни влечет трудности адаптации подростков в социуме, что в свою очередь становится причиной их делинквентного поведения. Доказано, что технологическая зависимость может быть разрушительной так же, как и зависимость от употребления алкоголя и других наркотиков. Однако технология может быть защитным фактором при правильном подходе. Почеркнута роль взрослых в профилактике зависимости у подростков, показывая им преимущества, получаемые от здорового сбалансированного подхода к использованию технологий.

Ключевые слова: технологическая зависимость, девиантное поведение, базовые потребности, социальная адаптация, виртуальный мир.

Взросление молодого поколения во всем мире сопровождается происходящими социальными изменениями социально-экономической ситуации, образа жизни семьи и культурных норм, развитием новых способов общения. Одновременно новые возможности и жизненные перспективы создают условия для появления новых социальных рисков, проблем взросления и социализации подростков и молодёжи. Происходящие в новых условиях изменения затрагивают модели поведения человека и влияют на его развитие. Новые информационные технологии нам нужны для выживания в современном социальном мире, серьезная чрезмерная зависимость от них или склонность к определенным аспектам ее использования может быть социально разрушительной.

Формирование разрушительно влияющей на личность технологической зависимости у подростков в последние годы становится серьезной проблемой. Исследования отечественных ученых в данной области сосредоточены на широком спектре проблем, связанных с влиянием изменения среды развития на поведение подростков (Хломов К.Д. [1]), изменением мотивационно-потребност-ной сферы и характера общения подростков под влиянием интернет-технологий (Кондрашкин А.В. [2]), негативными последствиями бессистемности овладения знаниями в области цифровых технологий (Солдатова ГУ и др. [3]) и ряда других.

Проблемы технологической зависимости не теряют своей актуальности, несмотря на достаточно обширный спектр их исследований. Определены приоритетные направления психолого-педагогических исследований в изменяю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.