ПЕДАГОГИКА
ф Ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 2. С. 28-37.
УДК 67.018.758
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ
Погребняк Н. Н.
Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Симферополь, Россия E-mail: [email protected]
В данной статье автор рассматривает современное состояние развития высшего педагогического образования в университетах Европы (на примере Англии, Германии, Франции), основные типы университетов, осуществляющих подготовку студентов в странах Европы, систему управления университетами Европы, особенности организации учебного процесса. Система образования каждой из европейских стран имеет многовековой опыт, свои традиции в области образования и характеризуется рядом национальных особенностей. Различия проявляются в структурной организации процесса обучения, в содержании образования, в методах и формах организации учебного процесса, а также на уровне органов управления. Тенденцией современной системы подготовки студентов в высших учебных заведениях Европы является приоритет государственных классических и педагогических университетов.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учебное заведение, университет, система подготовки, факультет, колледж, научно-исследовательская деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях Европы в основном осуществляется в университете. Еще со времен средневековья студенты могли свободно путешествовать из одной страны в другую и учится на универсальном языке того времени - латыни. Но с развитием национальной аристократии и буржуазии, появлением национальных государств, языков и культуры, влияние университетов как универсалий знания, заметно снизилось.
Адаптация миссии университетов к новым потребностям государства и общества с учетом новых вызовов научных инноваций и политических революций, пришлась на XIX век. Перед обществом стояла задача создать такие условия, при которых высшие учебные заведения могли готовить молодежь, востребованную в новых экономических и общественных условиях, и в то же время содействовать проведению научных исследований и инноваций.
Массовый доступ к университетскому образованию в XX веке многое изменил. Приоритет был отдан обучению через научные исследования, повлекший за собой расширение круга профессуры, мобилизацию огромных ресурсов и разделение отношений между преподавателем и студентом.
28
Вначале XXI столетия возрос интерес к европейскому образованию и значимости этого опыта, как фактора формирования позиций, определяющих направления модернизации образования и в нашей стране. Анализу образовательных процессов университетов Европы уделяли внимание многие отечественные ученые (Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.А. Козырев, Н.Л. Шубина, И.Б. Марцинковский, Я.М. Неиматов и др.). Проводились диссертационные исследования и по отдельным странам: Франции (О.А. Заблоцкая, Л.Н. Лабазина), Германии (М.И. Иванова), Великобритании (С.А. Радионова). Тем не менее, несмотря на всестороннее исследование отечественными учеными вопросов профессиональной подготовки специалистов, одним из условий ее качественного усовершенствования является изучение и применение позитивного педагогического опыта европейских стран.
Цель статьи - проанализировать современную систему высшего педагогического образования в университетах Европы.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Система образования стран Европы (на примере Германии, Англии, Франции) характеризуется рядом национальных особенностей. Их различия проявляются не только на уровне органов управления, от которых зависит становление и развитие системы образования в целом, но и в содержании образования, структурной организации процесса обучения, а также в методах и формах организации учебного процесса.
В Англии, например, подготовка педагогических кадров традиционно осуществляется в следующих учебных заведениях: в университетах на педагогических отделениях (подготовка преподавателей для старших классов полных средних школ); в педагогических колледжах (colleges of higher education, подготовка учителей начальных школ и младших классов); в «обучающих центрах искусств» (подготовка учителей искусства: музыки, живописи).
Во Франции получение высшего педагогического образования возможно: в университетских институтах подготовки учителей (Instituts universitaires de formation des maitres, IUFM), в нормальных высших школах (Ecoles normales superieures, ENS); в центре дистанционного обучения (КНЕД), в Парижском коллеже Совинье.
Сегодня основными типами высших учебных заведений европейских стран (Германия, Англия, Франция), в которых осуществляется профессионально-педагогическая подготовка учительских кадров являются: классический и педагогический университеты, педагогический колледж. Следует отметить, что специфика типологии высших педагогических образовательных учреждений Европы, обусловлена особенностями социокультурного уровня общественного развития в каждой из стран. Поэтому каждой из национальных структур педагогического образования присущ ряд специфических характеристик, представляющих их национальную самобытность. Но, несмотря на это, анализ структуры европейского высшего педагогического образования позволяет утверждать, что основное место в системе подготовки студентов к
29
профессиональной деятельности занимают педагогические отделения в университетах [1].
В настоящее время, согласно оценке Совета Европы, существуют две системы управления высшим образованием: централизованная и децентрализованная.
Наиболее показательным примером страны с децентрализацией власти в области образования является Германия. В 90-е гг. XX века в стране сложились три вида системы педагогического образования: подготовка учителей начальной и основной школы (в основном их обучают в Гамбургском и Гессенском университетах); подготовка преподавателей реального училища (будущие педагоги получают педагогическое образование в высших педагогических школах при университетах и в самих университетах); подготовка преподавателей гимназии (преподаватели гимназии обучаются в университетах, а также в некоторых технических и музыкальных вузах). Структура управления образованием представляет собой сочетание федерализма на национальном уровне с централизацией управления на уровне земель. Однако на различных ступенях образования присутствуют свои особенности в распределении ответственности и меры компетенции на тех или иных уровнях. Многие европейские ученые считают, что такая система образования Германии является больше недостатком существующей структуры, чем преимуществом, так как происходят «традиционные различия» в каждой из земель. Это, в свою очередь, отражается в неравном статусе высших учебных заведений, выпускающие специалистов одного уровня квалификации, в сроках обучения, неравноценности аттестатов и дипломов, различии в организации учебной и научно-исследовательской деятельности, а также в разнообразии учебных планов, неодинаковых требованиях к абитуриентам и т.д. Подобные различия в организации учебного процесса на уровне земель порождают несоответствия в равноценных образовательных структурах [2].
В настоящее время управление германской системой высшего образования осуществляет Федеральное министерство науки и образования, главной функцией которого является осуществление надзора за образовательной политикой на федеральном уровне. В свою очередь, на местном уровне образовательную политику координируют соответствующие министерства земель (Министерства культов). Таким образом, германские университеты всегда являлись и являются основным звеном подготовки педагогических кадров [3].
Очень интересной в научном плане и самодостаточной является система высшего образования в Англии. Вслед за Парижем, строились старейшие университеты Англии - Оксфорд и Кембридж (Alma mater Oxonia) с теми лишь изменениями, которые обуславливались национальными особенностями, местными потребностями и духом времени.
Рассматривая систему образования в университетах Англии, нельзя не обратить внимание на главную особенность их структуры - систему колледжей, присуще многим университетам - Лондонскому, Оксфордскому, Кембриджскому, Йоркскому и другим. Большинство из них являются автономными учреждениями со своей специфической структурой, факультетами и кафедрами. Так, поступив в колледж, абитуриент автоматически становится членом университета. Ряд
30
предметов изучается в колледже по избранному профилю, но более тщательная подготовка студента к научно-исследовательской деятельности проводится в университете.
Поскольку система высшего образования Англии, в отличие от Франции и Германии (и России) не связывается с интересами государственной службы, королевская власть и церковная иерархия играют главную роль в возникновении и развитии высших учебных заведений. Многие из колледжей Оксфорда и Кембриджа, а также старых так называемых «публичных школ» являются королевскими или церковными учреждениями и главным источником их экономической независимости - это богатые вклады, сделанные представителями высшей государственной и церковной власти.
Вся система образования университетов Англии характеризуется постоянным и все более усиливающимся стремлением к радикальным реформам, что обусловлено потребностями общества. В результате реформирования высшего образования, появились новые университеты (Лондонский (1836 г.), университет в Манчестере (1851 г., позже в Бирмингеме (1900 г.), в Ливерпуле (1903 г.), в Бристоле (1909 г.), в Рэдинге (1926 г.) [4]. Но несмотря на принятые меры, экономика страны по-прежнему продолжала испытывать нехватку специалистов высшей квалификации и уже к концу XX столетия в Великобритании, наряду с расширением существующей системы высшего образования, было создано 23 университета. По традиции английские университеты давали только гуманитарное образование, единственное, по мнению ряда английских педагогов, имеющее подлинную образовательную ценность. Уровень, достигаемый в изучении гуманитарных дисциплин, всегда являлся основным критерием академических заслуг студента. Однако в связи с требованиями научно-технического прогресса появляется необходимость повышения организации научно-исследовательской подготовки студентов в высших учебных педагогических заведениях [5].
Так, в Лондонском Королевском колледже научно-исследовательская деятельность студентов началась с небольшого научного кружка студентов, интересующихся вопросами философии, физики, геометрии, новыми книгами и научными экспериментами. Позже кружок разделился на лондонский и оксфордский и студенты могли по своему усмотрению выбирать тему и предмет своего научного исследования. В этот период изменились и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, в частности, основной формой обучения так и осталась лекция, которая оказалась наименее восприимчивой к эволюционным изменениям и по-прежнему подразделялась на ординарную и экстраординарную. Студенты проводили научные дискуссии, диспуты, диалоги [6].
В отличие от Германии и Англии, согласно реформе высшего образования, принятой 12 ноября 1968 г., во Франции были перестроены основные структуры высшего образования. В связи с реорганизацией факультетов и кафедр в новые междисциплинарные подразделения, в вузах были созданы, так называемые, научно-исследовательские центры, более самостоятельными в определении целей, содержания обучения и научно-исследовательской деятельности.
31
В высших учебных заведениях Франции учебный процесс основан на цикличной схеме, которая в вузах университетского и неуниверситетского типа осуществляется по-разному. Сам процесс обучения принято делить на последовательные циклы (этапы), а последний (третий) цикл образования нацелен на обучение методике и технике научно-исследовательской деятельности. На основании диплома «метриз» и вступительного экзамена, осуществляется прием студентов. Обучение ведется с целью профессиональной подготовки путем проведения самостоятельных научных исследований.
Следует подчеркнуть, что такие долгосрочные программы университетского образования, нацелены, прежде всего, на профессиональную ориентацию, общую подготовку, приобретение профессиональной квалификации и, в том числе, на научную работу и развитие активно-творческой личности. Особо следует заметить, что третий цикл нацелен на подготовку к научно-исследовательской деятельности путем выполнения научно-исследовательской работы. По окончании третьего цикла выдается университетский диплом о научно-исследовательской работе.
Министерство национального образования Франции приняло решение развивать систему университетского образования на основе трех ступеней: лиценциат (3 года), мастйр (2 года), докторат (3 года) (licence, master, doctorat -LMD). Схема 3 + 2 + 3 или (ЛМД) должна обеспечить прозрачность образовательного процесса. Учебные блоки оцениваются в европейских кредитах (ECTS): 180 кредитов - на лиценциат, 120 - на мастйр. Такая система позволяет французам получать кредиты во время их обучения за рубежом и позволяет студентам европейских стран иметь финансовую поддержку, учась в университетах Франции.
С целью реформирования звена университетского образования, Правительство Франции и Министерство национального образования приняли много постановлений и декретов, регламентирующих организацию и содержание образования в высших учебных заведениях. Среди них: постановление Министерства национального образования Франции о специализированном лиценциате (17 ноября 1999); декрет № 2001 - 295 «О создании комиссии по вопросам оценивания уровня образования и соответствия дипломов в области управления» (4 апреля 2001 г.); декрет № 2002 - 481 «Об университетских степенях и званиях и государственных дипломах» (8 апреля 2002); декрет № 2002 - 482 «О присоединении французской системы высшего образования к развитию европейского пространства высшего образования» (апрель 2002 г.); постановление Министра национального образования Франции по университетскому образованию для подготовки диплома на степень лиценциата (23 апреля 2002 г.).
Во Франции, как и в Англии, основным типом образовательных педагогических заведений признаны педагогические институты при университетах, которые были созданы в 1991 году в каждом учебном округе Франции, сегодня ведут подготовку будущих специалистов в области образования по всем дисциплинам и для всех уровней обучения. Срок обучения в педагогических институтах при университетах - два года. На первом году обучения происходит предметная и общая подготовка будущих педагогов. Расписание первого года обучения студентов подразделяется на
32
обязательные часы (предметная и общая подготовка), факультативные часы, ознакомительную практику, а также на экзамены по окончании данного этапа обучения.
В преамбуле к Конституции Франции 1946 года записано, что поскольку французские университеты являются государственными учреждениями, организация государственного образования, бесплатного и светского на всех его уровнях, является обязанностью государства, которое находится в ведении двух министерств: Министерства национального образования и Министерства высшего образования и научных исследований. В свою очередь Министерство высшего образования и научных исследований ведает двумя управлениями: Генеральным управлением высшего образования и трудоустройства и Генеральным управлением научных исследований и инноваций.
Франция разделена на 30 академий (административно-территориальных единиц, в состав которых входят все образовательные и научно-исследовательские учреждения всех уровней, находящиеся в данном регионе. Такое деление позволяет, с одной стороны, обеспечить единство образовательной политики французского государства на всей территории страны и, с другой стороны, учитывать региональные особенности, благодаря тесному сотрудничеству с местной администрацией.
Обращает на себя внимание диверсифицированностъ учреждений и образовательных услуг, в качестве одной из основных характеристик системы государственного высшего образования во Франции, в частности: система высшего образования Франции включает в себя два вида образовательных учреждений, дифференциация которых осуществляется в соответствии с характером научно-исследовательской деятельности; компоненты системы находятся во взаимодействии, которая носит иногда характер подчинения. Хотя можно задать вопрос: почему одинаковые типы высших учебных заведений относятся к разным группам, например, высшие педагогические школы и высшие инженерные школы? На сегодняшний день, многие высшие учебные заведения, не являющиеся образовательными, но осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, также входят в систему образования, в частности: Коллеж де Франс, Национальный музей естественной истории, Парижская обсерватория и т.д. Таким образом, государство стремиться сблизить научно-исследовательскую деятельность и образование. В подготовке будущих педагогов существует глубокая дифференциация, к примеру, между педагогическими школами и университетскими институтами подготовки учителей, которые являются отдельными образовательными учреждениями и университетами.
На сегодняшний день во Франции университеты являются государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера и управляются президентом. С 1984 года в университетах Франции факультеты заменили на научно-образовательные подразделения (unités de formation et de recherche (U.F.R.)), в состав которых входят кафедры, лаборатории, научно-исследовательские центры, институты, школы, университетские технологические
33
институты (instituts universitaires de technologie (I.U.T.)), университетские институты профессиональной подготовки (instituts universitaires professionalisés (I.U.P) [7].
Проведенное исследование доказало, что основной тенденцией финансирования и управления высшими педагогическими учебными заведениями в странах Европы является централизованная система управления (Франция) и децентрализованная система управления (Германия, Англия). Несмотря на различие, системы управления в европейских странах открывают благоприятные возможности для развития интеграционных процессов между университетами, педагогическими учебными заведениями и колледжами. Общие цели, содержание и формы организации подготовки специалистов в университетах и педагогических учебных заведениях приводят к укреплению их сотрудничества в учебной и научно-исследовательской деятельности, улучшают психолого-педагогическую и практическую подготовку выпускников университетов. Такими формами интеграции могут быть учебно-научно-педагогические комплексы, межвузовские кафедры, научные школы и научно-экспериментальные лаборатории. Сегодня подготовка специалистов в европейских странах осуществляется в классических и педагогических университетах, педагогических институтах и колледжах.
В странах Европы сегодня активно наблюдается тенденция к обьединению колледжей с большими университетами, что привело к решению главного противоречия между высокими требованиями, предьявляемыми современным обществом к выпускнику и недостаточным уровнем его профессиональной подготовки, необходимостью предоставления широких возможностей для получения разносторонней подготовки молодым людям в любом возрасте, необходимостью обновления содержания высшего образования, в связи с увеличением обьема информации и возникновением множества новых профессий, а главное - обеспечения демократических условий развития сферы образования. Реформирование систем образования в европейских странах является ведущей целью государственной образовательной политики этих стран. Но системы педагогического образования Европы не ограничиваются подготовкой научных кадров в университетах. Педагогические кадры также готовят в специализированных высших учебных заведениях и вузах университетского типа: педагогических институтах, педагогических отделениях при университетах и факультетах [8]. Тенденцией современной системы подготовки студентов в высших учебных заведениях Европы является приоритет государственных классических и педагогических университетов стран-членов Евросоюза, в вопросах подготовки будущих специалистов, что сохранится и в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, высшие учебные заведения европейских стран позволяют осуществлять гибкую организацию учебного процесса: варьировать при необходимости учебный материал, предоставлять студентам выбор в изучении дисциплин, организовывать комплексные научные исследования, т.е. готовить разносторонне образованных специалистов по существующим и по новым специальностям, возникновение которых обусловлено развитием современной
34
науки и потребностями вузовской практики. В процессе исследования обозначено четкую тенденцию интеграции высшего образования, которая выражается в административном и академическом объединении разных по своей направленности подготовки учебных заведений, в частности, в образовании педагогических отделений университетов, институтов педагогики (Англия), педагогических институтов (Германия), научно-исследовательских институтов, университетских педагогических институтов (Франция), образование которых обусловлено обьективной необходимостью интеграции разных отраслей знаний и обеспечения междисциплинарной подготовкой будущих специалистов.
Опыт функционирования систем высшего образования стран Европы вызывает существенный научно-практический интерес, поскольку в системе высшего образования России происходит напряженный поиск новых, креативных решений проблем индивидуализации и дифференциации подготовки будущих специалистов, форм, методов, способов и технологий научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических заведений. Понятно, что на процесс формирования национальных систем образования европейских стран непосредственно влияют существенные международные тенденции, определить которые возможно только благодаря глубокому системному исследованию высшего педагогического образования в исследуемых странах.
Список литературы
1. Радионова С. А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза // С. А. Радионова: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань: РГБ, 2006. - 170 с.
2. http : //www. uni-heidelberg. de/university/history/history.html
3. Hodson P. Quality assurance in higher education: Fit for new millenium or simply year 2000 compliant? / P. Hodson, H. Thomas // Higher education. - 2003. - Vol. 45, № 2. - P. 365-388.
4. Burnett J. The Universities of the United Kingdom [Electronic resource] / J. Burnett // Commonwealth Universities Yearbook. - L., 1994. - V. 3. - Mode of access: www.link.aps.org.
5. Commission of the European Communities. Analysis of in-service teacher training strateges in the Member Countries of the EC: сase studies and synthesis. - Brussels, 1989. - 378 p.
6. Queen Mary: University of London [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.qmul.ac.uk/.
7. Guides to higher education institutions in France: // http://www.uni-versity.info/Strasbourg/http://pa.org.ua/education/magistracy/participants
8. Добрынина В. И. Студенчество 90-х. Новые тенденции и старые традиции // В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич. - М.: НИИВО, 1993. - 68 с.
MODERN SYSTEM IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN EUROPEAN COUNTRIES
Pogrebnyak N. N.
Crimean branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice», Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: pogrebnyak70@>mail ru.
35
In this article, the author examines the current state of development of higher pedagogical education in European universities (using the example of England, Germany, France), the main types of universities that train students in European countries, the management system of European universities, especially the organization of the educational process. The education system of each of the European countries has a centuries-old experience, its own traditions in the field of education and is characterized by a number of national features. In England, for example, pedagogical personnel training is traditionally carried out in the following educational institutions: at universities in the pedagogical departments (teacher training for senior classes of full secondary schools); in pedagogical colleges (colleges of higher education, the training of primary and primary school teachers); in the "training centers of the arts" (the training of art teachers: music, painting). In France, obtaining higher pedagogical education is possible: at university teacher training institutes, in normal higher schools; in the center of distance learning (KNED), in the College of Paris Sauvigne. In Germany, there were excellent in structure and content of the system of higher pedagogical education: the training of primary and primary school teachers (mainly they are trained at universities in Hamburg and Hessen); preparation of teachers of a real school (future teachers receive pedagogical education in higher pedagogical schools at universities and in the universities themselves); preparation of gymnasium teachers (gymnasium teachers study at universities, as well as in some technical and musical universities). Differences are manifested in the structural organization of the learning process, in the content of education, in the methods and forms of organizing the educational process, as well as at the level of organs management. Modern universities in Europe are large educational, scientific and industrial complexes that integrate educational and research institutes, colleges, faculties, departments (departments, departments), problem laboratories, laboratory schools, design and technological bureaus, industrial enterprises, services. Universities include scientific schools, teams of research scientists and educators who represent the intellectual elite of society. Foreign universities have retained their traditional functions of conducting research, teaching students, and serving society. The trend of the modern system of training students in higher education institutions in Europe is the priority of state classical and pedagogical universities.
European institutions of higher education allow for flexible organization of the educational process: to vary, if necessary, educational material, to provide students with a choice in studying disciplines, to organize complex scientific research, i.e. to prepare multi-sidedly educated specialists in existing and new specialties, the emergence of which is due to the development of modern science and the needs of university practices
Keywords: higher pedagogical education, higher educational institution, university, system of training, faculty, college, scientific-research activity.
References
1. Radionova S.A., Content and technology organization of research activities of students of pedagogical educational institutions of the European Union countries: Dis. ...Cand. Pedag. Sciences, 170 p. (Kazan, 2006).
2. http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html
36
3. Hodson P., Quality assurance in higher education: Fit for new millenium or simply year 2000 compliant? Higher education, 45, 2, 365 (2003).
4. Burnett J., The Universities of the United Kingdom [Electronic resource], Commonwealth Universities Yearbook, V. 3 (London, 1994). - Mode of access : www.link.aps.org.
5. Commission of the European Communities. Analysis of in-service teacher training strateges in the MembeCountries of the EC : œse studies and synthesis, 378 p. (Brussels, 1989)
6. Queen Mary: University of London [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.qmul.ac.uk/.
7. Guides to higher education institutions in France: //http://www.uni-versity.info/Strasbourg /http://pa.org.ua/education/magistracy/participants
8. Dobrynina V.I. and Kuchtevich T.N., Student 90s. New trends and old tradition's, 68 p. (Moscow, 1993).
37