Научная статья на тему 'Современные тенденции развития ведущих российских педагогических университетов в контексте модернизации национальных систем подготовки педагогических кадров в странах Западной Европы'

Современные тенденции развития ведущих российских педагогических университетов в контексте модернизации национальных систем подготовки педагогических кадров в странах Западной Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / СПЕЦИФИКА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE PECULIARITY OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / INDICATORS OF THE UNIVERSITIES' ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросов В.Л., Артамонов Г.А., Горохова А.В.

статье анализируются современные процессы модернизации системы подготовки педагогических кадров в России и зарубежных стран. На основе анализа современных международных тенденций реформирования образования формулируются предложения по усилению роли ведущих педагогических вузов страны в процессах модернизации российского образования с учетом приоритетов современной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE LEADING RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN TERMS OF THE WORLD SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION

The article concentrates on the analysis and peculiarities of the pedagogical education in Russian and foreign universities. Some methods of the modern Russian practice of the evaluation of the effectiveness of the universities activity were analysed. Having considered the peculiarity of the Higher Pedagogical Education in Russia, the main priorities of the modern national policy and the key international trends of the education some ideas about formation of the main directions of the development of the leading pedagogical universities in Russia are suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития ведущих российских педагогических университетов в контексте модернизации национальных систем подготовки педагогических кадров в странах Западной Европы»

очередь, требуется высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В известных и авторитетных на сегодняшний день мировых рейтингах учитываются не только научные разработки профессорско-преподавательского состава, но и уровень их педагогических компетенций. Так, одним из важных критериев оценки такого мирового рейтинга университетов, как The Times Higher Education (THE), является критерий «Учебно-образовательная среда» (Teaching - the learning environment), который составляет 30% из 100% итогового показателя системы оценки. «Репутация преподавания» (Reputation survey - teaching) является одним из индикаторов данного критерия, при этом ему отводится 15% из 30%, в то время как за другие индикаторы начисляется от 6% до 2,25%. Этот факт является несомненным подтверждением того, что репутация преподавания зависит прежде всего от качества подготовки педагогических кадров вуза.

В связи с этим некоторые страны, в числе которых Норвегия и Великобритания, приняли решение сделать обязательной педагогическую подготовку преподавателей вузов [8]. В Финляндии многие университеты уже предоставляют профессорско-преподавательскому составу возможность посещения педагогических тренингов, но они, как правило, не являются обязательными. Однако, в соответствии со стратегией Хельсинкского университета, каждому новому преподавателю рекомендуется принять участие во вводном семинаре, посвященном вопросам преподавания в университете с целью улучшения педагогических навыков [9].

О значимости роли учителя и преподавателя в процессах модернизации системы образования не так давно говорил и Министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов: «...в центре <...> действий и планов Министерства по повышению качества образования стоит рост квалификации и социального комфорта учительского сообщества», а также «непрерывный профессиональный рост и совершенствование работы учителей через систему повышения квалификации, через новую систему мотивации учителей, наконец, через новый профессиональный стандарт учителя» [10].

В свете всего вышесказанного, нельзя не заметить, что в России исторически сложилась и развивалась самостоятельная отрасль профессионального педагогического образования, включающая в себя учреждения как среднего, так и высшего педагогического образования. Представляется очевидным, что в условиях принципиального обновления содержания и технологий общего среднего образования (что нашло, например, отражение в новых ФГОС общего среднего образования) роль учителя становится особенно важной. Поэтому наличие в Российской Федерации отрасли, которая целевым образом может готовить специалистов для средней школы, является конкурентным преимуществом нашей страны, которое было бы непростительно утратить. Это не исключает того, что в отечественном педагогическом образовании накопилось немало проблем и необходима его соответствующая модернизация. И особая роль в обеспечении эффективного реформирования

педагогического образования России должна принадлежать ведущим педагогическим вузам, поскольку они являются признанными научными, методическими и экспериментальными центрами науки и образования. На базе наиболее крупных из них функционируют:

• ведущие научно-педагогические школы страны;

• сеть экспериментальных площадок, действующих на базе образовательных учреждений различного уровня;

• научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры, осуществляющие научно-экспериментальную деятельность и интегрированные в научно-образовательный инновационный пояс вуза и региона;

• структуры повышения квалификации работников образования.

Таким образом, именно педагогические образовательные учреждения располагают достаточными научными и организационными ресурсами по разработке, апробации и внедрению не только эталонных программ подготовки учителей, но и программ совершенствования психолого-педагогической компетенции профессорско-преподавательского состава вузов.

Вероятно, также имеет смысл пересмотреть и основные критерии оценки деятельности вузов, предоставив возможность российским педагогическим университетам и французским академиям (IUFM) принять участие в мировых рейтингах. Не исключено, что рано или поздно, в связи с Болонским процессом, потребуется и создание отдельной системы рейтингов, осуществляющих оценку деятельности вузов ориентированных на подготовку педагогических кадров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Stone J. E. Teacher training and pedagogical methods // Hoover Institution Stanford University [Electronic Resource]. URL: http://media.hoover. org/sites/default/files/documents/0817929320_ 33.pdf (accessed 16.12.2013).

2. Ertl H. The European Union and Education and Training: An overview of politics and initiatives // Implementing European Union Education and Training Police: A Comparative Study of Issues in Four Member States / Ed. by D. Phillips, H. Ertl. Dordrecht et al.: Kluwer Academic Publishers, 2003.

3. LOI n° 2005-380 du 23 avril 2005 d'orientation et de programme pour l'avenir de l' cole // legifrance. gouv.fr [Electronic Resource]. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JOR FTEXT000000259787&dateTexte=&categorieLie n=id (accessed 16.12.2013).

4. Cédelle L. Le gouvernement envisage le recrutement des professeurs à bac+5 // Le Monde. 2008. 28 mai.

5. Cour des comptes. La formation initiale et le recrutement des enseignants. Février № 2012 // http://www.ccomptes.fr/content/download/1835/

18406/version/1/file/Formation_initiale_et_recrute ment_enseignants.pdf (accessed 16.12.2013).

6. Гордиенко Н. Е. Профессионализм и компетентность в системе высшего педагогического образования во Франции. Коломна, 2013.

7. Richardson H. England's teacher training system 'broken down' // BBC [Electronic Resource]. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-23491085 (accessed 16.12.2013).

8. Gibbs, G., & Coffey, M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning

of their students // Active Learning in Higher Education. 2004. No. 5.

9. Postareff L, Lindblom-Ylanne S, Nevgi A. The effect of pedagogical training on teaching in higher education // Teaching and Teacher Education. 2007. Vol. 23. P. 557-571

10. Сартан Д. Умная-школа.рф. Дмитрий Ливанов: «Качество образования - это самое главное!» // Минобрнауки РФ: Пресс-центр [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки. рф/пресс-центр/3625 (дата обращения 16.12. 2013).

ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONCEPT AND PECULIARITIES OF MODERN HUMANITARIAN EDUCATION

Г. Л. Ильин

Излагается история и специфика гуманитарного образования, превращение его в социально-гуманитарное. Определяется понимание двух истин в познании - объективной (естественнонаучной) и проективной (социально-гуманитарной). Анализируются различия в отечественном (ГОСВ-ПО) и зарубежном (МСКО) образовании, в частности, в понимании «сервиса».

G. L. Ilyin

The article outlines the history and peculiarities of humanitarian education, its transformation into socio-humanitarian education. The understanding of the two truths in the perception - the objective (natural-scientific) and the projective (socio-cultural) is being determined. The differences between the native (rOCBnO) and foreign (ISCED) education, in particular, in the understanding of «service» are being analyzed.

Ключевые слова: гуманитарное образование, социально-гуманитарное образование, история социально-гуманитарного образования, два вида познания, сервис.

Keywords: humanitarian education, socio-humanitari-an education, the history of socio-humanitarian education, two kinds of knowledge, the service.

Понятие «воспитание гармонической, всесторонне развитой личности», каллипедия, лежащее в основе гуманитарного образования, оставлено нам греческой античностью. В Древней Греции (Ксено-фонт, «Киропедия») выделяли четыре вида воспитания:

• идеологическое (почитание богов);

• правовое (почитание законов);

• нравственное (управление желаниями);

• физическое (управление телом).

Согласно этим видам воспитания, образование не предполагало знакомство с конкретными занятиями и лишь учило говорить, писать, размышлять, владеть своим телом. То есть образование сводилось к воспитанию определенных качеств или свойств личности.

Средние века Европы и эпоха Возрождения в определенной степени заимствовали этот идеал образованной личности. Классическое университетское образование включало «семь свободных искусств» - тривиум (грамма-

тика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Все они были преимущественно гуманитарными, раскрывающими способности человека. И хотя позднее появились право, теология, медицина, история, филология, педагогика, все это не исключало гуманитарной направленности классического образования: оно было основано на мнениях людей и письменных источниках, прежде всего Ветхом и Новом Завете. Как отметил Л. Н. Гумилев: «География до XVI в., основанная на легендарных, часто фантастических рассказах путешественников, переданных через десятые руки, была наукой гуманитарной, так же как геология, основанная на рассказах о Всемирном потопе и Атлантиде. Даже астрономия до Коперника была наукой гуманитарной, основанной на изучении текстов Аристотеля, Птолемея, а то и Косьмы Индикоплова» [1].

Лишь развитие естественных наук, вызвавшее появление «навигацких» школ, технологических и политехни-

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

MODERN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE LEADING RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN TERMS OF THE WORLD SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION

В. Л. Матросов, Г. А. Артамонов, А. В. Горохова

В статье анализируются современные процессы модернизации системы подготовки педагогических кадров в России и зарубежных стран. На основе анализа современных международных тенденций реформирования образования формулируются предложения по усилению роли ведущих педагогических вузов страны в процессах модернизации российского образования с учетом приоритетов современной государственной политики.

Ключевые слова: мониторинг, параметры оценивания эффективности деятельности вузов, специфика высшего педагогического образования.

Присутствие в современном мире новой, пока еще только контурно очерченной глобальной цивилизации наиболее отчетливо проявляет себя в «модернизационном буме», который за последнее десятилетие охватил практически все сферы и уровни общественной жизни. Образование, выполняя важнейшую социальную функцию, состоящую в аккумулировании и передаче общественно-исторического опыта существования всего человечества от одного поколения к другому, в этих условиях закономерно становится объектом пристального внимания политических и социальных институтов, уже переросших границы национальных государств. Синхронность и угадывающаяся методологическая общность реформ образования, разворачивающихся на протяжении двух последних десятилетий во всех ведущих государствах мира, указывает на особую роль, которая будет отводиться образованию вообще и его гуманитарной составляющей в частности, в процессах утверждения новых интеграционных форм социальной организации людей. В данном контексте особый интерес представляет специфика подготовки педагогических кадров в странах Европы, как основы для распространения инновационных и универсальных моделей образования.

В современной литературе наблюдается удивительное единодушие позиций отечественных и зарубежных

V. L. Matrosov, G. A. Artamonov, A. V. Gorokhova

The article concentrates on the analysis and peculiarities of the pedagogical education in Russian and foreign universities. Some methods of the modern Russian practice of the evaluation of the effectiveness of the universities' activity were analysed. Having considered the peculiarity of the Higher Pedagogical Education in Russia, the main priorities of the modern national policy and the key international trends of the education some ideas about formation of the main directions of the development of the leading pedagogical universities in Russia are suggested in the article.

Keywords: monitoring, indicators of the universities' activity, the peculiarity of the Higher Pedagogical Education.

ученых в невысокой оценке степени готовности корпуса учителей различных стран к реализации современных технологий образования. В частности, недавно проведенные научные изыскания и социальные опросы позволили ряду известных экспертов обосновать тезис о том, что существенно повысить качество общего среднего образования возможно только за счет усиления методической подготовки кадров, приходящих на работу в школу [1]. Близкие позиции содержит и опубликованный в 2011 г. доклад Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development) «Повышение качества профессионального образования» (Building a High-Quality Teaching Profession), посвященный проблеме качественного улучшения программ подготовки учителей [2].

Все это свидетельствует о том, что проблемы качественного обновления программ подготовки педагогических кадров, сегодня составляют наиболее актуальные направления модернизации национальных систем образования ведущих стран мира. При этом следует особенно подчеркнуть, что темпы реформирования образования в странах Западной Европы отличаются большей динамикой, чем в России. Для отечественного образования это обстоятельство может создавать и определенные преимущества, поскольку позволяет учесть международный опыт и избежать

принятия непродуманных или плохо спрогнозированных решений. Так, например, в данный момент уже известны некоторые итоги модернизации педагогического образования в ведущих европейских странах в объемах, приемлемых хотя бы для их первичной научной рефлексии, а в России, несмотря на признание неэффективными около 70% педагогических вузов страны, по итогам мониторинга вузов, впервые проведенного Министерством образования и науки РФ в 2012 г., процессы их реформирования еще не приняли необратимых последствий.

В настоящее время в большинстве европейских стран школьных учителей готовят в рамках классических университетов на факультетах психологии, а также педагогики и образования, поскольку отдельно существующих университетов, специализирующихся на педагогическом образовании, в Европе фактически нет. Одним из немногих исключений является Франция, где в 1990 г. были созданы педагогические институты, которые именовались Institut Universitaire de Formation des Maîtres (IUFM). Однако в 2005 г. по решению правительства, в соответствии с законом № 2005-380 от 23 апреля 2005 г. они были интегрированы в общую систему университетов [3]. Процесс объединения педагогических институтов с университетами длился три года. В мае 2008 г. Президент Франции Николя Саркози объявил, что с настоящего времени будет возможным только поступление в магистратуру, осуществляющую подготовку педагогических кадров. Таким образом, студент второго курса IUFM автоматически переводился в магистратуру без предварительного прохождения педагогической практики [4]. Реформы вызвали всеобщее недовольство, в 2007-2009 гг. в Париже прошли массовые демонстрации протеста преподавателей и студентов. Реальные практические результаты нововведений также оказались плачевными: по итогам принятых правительством мер по реорганизации системы подготовки педагогических кадров произошло значительное сокращение абитуриентов, желающих получить образование данного направления [5]. 8 июля 2013 г. правительство Франции отреагировало на сложившуюся ситуацию законом № 2013-595, в соответствии с которым произошла реорганизация бывших педагогических институтов (IUFM) в академии при университетах, и были основаны высшие школы образования для профессорско-преподавательского состава (Les écoles supérieures du professorat et de l'éducation (ESPE)). С 1 сентября 2013 г. на территории Франции функционирует 28 таких академий и высших школ. Характеризуя содержательные аспекты французской системы подготовки педагогических кадров, следует отметить включение в образовательные стандарты четырех самостоятельных цикла предметов: общеобразовательный, специальный, психолого-педагогический и методический [6]. Аналогичные принципы отбора и структурирования содержания педагогического образования были реализованы в отечественных Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по педагогическим специальностям II поколения, утвержденных Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. в которых также присутствовали циклы дисциплин:

«общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «общие математические и естественнонаучные дисциплины» (соответствуют общеобразовательному циклу во Франции); «общепрофессиональные дисциплины» (соответствует психолого-педагогическому и методическому циклам во Франции) и дисциплины предметной подготовки (соответствует специальному циклу).

Определенные изменения в системе подготовки педагогических кадров в настоящее время происходят и в Великобритании. До недавнего времени получить профессию «учитель» здесь было можно как на педагогических факультетах классических университетов, так и в специализированных педагогических колледжах. Например, в рамках таких крупных университетов, как Брайтон и Суссекс, существуют факультеты педагогики и образования предлагающие курсы по подготовке учителей в рамках программы «Начального педагогического образования» (Initial Teacher Training). Более того, в Брайтоне предусмотрено разделение по направлениям подготовки учителей и преподавателей начальной, общеобразовательной и высшей школы. Вместе с тем, в свете последних общеевропейских тенденций модернизации образования, в сентябре 2013 г., правительство Великобритании запустило новый проект «Открытая школа» (School Direct), целью которого является увеличение численного состава педагогических кадров. В соответствии с ним процесс подготовки будущих учителей должен быть перенесен в стены школ, при кадровой, по сути тьюторской, поддержке университетов, преподаватели которых будут вынуждены проводить большую часть времени в общеобразовательных учебных заведениях. Однако, для того чтобы создать места для зачисления в «Открытой школе», правительство уменьшило общее количество изначально отведенных мест в университетах, сократив их до ничтожно маленьких групп студентов. Более того, эти распределения были сделаны на годовой основе, поэтому до сих пор неизвестно, сколько мест будет выделено университетам в следующем учебном году. Главы университетов также обеспокоены тем фактом, что им до сих пор не сообщили количество студентов, которое они могут набирать, и будет ли их достаточно для того, чтобы сами курсы окупились с финансовой точки зрения. В противном случае университетам будет фактически невозможно работать по программе «Начального педагогического образования» (Initial Teacher Training (ITT)), что повлечет за собой закрытие курсов и, как следствие, выявит неспособность университетов оказывать поддержку школам, работающим в рамках проекта «Открытая школа». Все эти перемены нашли отклик в широких кругах общественности. В частности, Кевин Бреннен, представитель Министерства образования Великобритании, не поддержал данную программу, заявив, что «Дэвид Камерон наносит ущерб стандартам, позволяя неквалифицированным учителям преподавать в школе» [7].

Еще одним фактором, влияющим на реализацию педагогических программ, реализуемых в рамках европейских университетов, является международная система рейтингов, стимулирующая достижение высокого уровня качества образования, для улучшения которого, в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.