ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
М.Ф. Мизинцева, Т.В. Комарова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются особенности систем управления учреждениями высшего профессионального образования в западноевропейских странах. Исследуются конкурентные преимущества западноевропейских вузов, их рыночная ориентация, роль аккредитации в вузах Западной Европы, система оплаты труда и льгот для преподавателей. Кроме того, проводится анализ лучших высших образовательных учреждений Европы в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Делается вывод о том, что управленческий опыт образовательными учреждениями Западной Европы должен быть адаптирован к российской специфике. Особое внимание предлагается обратить на процедуры аккредитации, рыночную ориентацию вузов, системы индивидуальных обучающих программ, элементы электронного обучения и серьезной подготовки студентов для дальнейшей научной деятельности.
Ключевые слова: Западная Европа, образование, аккредитация, образовательное учреждение, конкурентные преимущества, управление
Введение
Опыт управления образовательными учреждениями в различных странах складывался на протяжении длительного времени в соответствии со спецификой политического устройства, правовой системы, культурных особенностей, а также экономического развития. В Западной Европе на всех этапах функционирования системы управления образовательными учреждениями прослеживалась тенденция: при правлении социально-демократических партий в управлении ставили акцент на социальное равенство, а при правлении консерваторов важнейшим становилось раскрытие личностного потенциала учащегося.
Уровень экономического развития страны также оказывал существенное влияние на уровень образования за счет направления достаточных для развития образовательных учреждений финансовых средств. Так, в Великобритании, Германии, Австрии развитие высших учебных заведений на протяжении прошлого
столетия шло активными темпами, что привело к высокому уровню развития образовательной инфраструктуры, поднятию престижа вузов среди преподавателей, студентов и абитуриентов. Теоретическими и методологическими аспектами управления образовательным учреждением занимались такие российские и зарубежные авторы, как О.С. Баталова [1], А.Н. Козырин [2], В.В. Насонкин [2], Т.Н. Трошкина [2], В.М. Филиппов [2; 4; 5; 6; 7], А.А. Ялбулганов [2], К.Н. Леонтьева [3], Г.А. Лукичев [4], А.И. Пирогов [5], Г.А. Краснова [5], Г.Ф. Ткач [6], В.Н. Чистохвалов [6; 7].
Роль аккредитации в вузах Западной Европы
Одним из важнейших направлений в системе управления западноевропейскими вузами является аккредитация образовательных учреждений. Национальную и международную аккредитацию проходят все вузы, прослеживается активное участие независимых агентств в управлении вузами.
Так, сегодня широко известны следующие европейские организации, проводящие процедуры аккредитации: «Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании» (ENQA), «Европейский консорциум» (ЕСА), «Нидерландская организация сотрудничества в международном образовании» (NUFFIC), «Европейская ассоциация развития менеджмента» (European Foundation for Management Development, EFMD), «Европейский совет по бизнес-образованию» (European Council for Business Education, ECBE) и др. Аккредитацию по стандартам качества ISO-9000 проводят несколько европейских организаций, таких как «Ллойдс» (Великобритания), «Тюф-Сефт» (Германия).
Получение сертификата международной аккредитации повышает имидж образовательного учреждения, подтверждает качество предоставляемых услуг, позволяет получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ, повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, как на национальном, так и на международном уровне, обеспечивает сотрудничество с иностранными вузами и пр.
Рыночная ориентация западноевропейских вузов
Еще одной особенностью в управлении вузами стран Западной Европы является тенденция перехода к контрактному менеджменту и отказ государства от детальной регламентации управленческой деятельности вузов. Кроме того, важнейшим принципом является наделение большими полномочиями руководителей среднего звена вуза (деканов факультетов, заведующих кафедрами и пр.) Так, в Германии в последние годы на должность руководителей среднего звена стали переизбираться не на два, а на четыре года [10].
Важнейшим отличием западноевропейских вузов от традиционной российской системы управления образовательными учреждениями является то, что институты и университеты Западной Европы реализуют предпринимательскую функцию. Подобная рыночная ориентация вузов сложилась в вузах Западной Европы достаточно давно. По этой же причине стоимость обучения в таких вузах сегодня одна из самых высоких в мире (табл. 1). Например, самые дорогие университеты в мире по стоимости обучения находятся в США и Великобритании [9].
Таблица 1
Стоимость обучения в вузах Западной Европы, 2014 г. (Фрагмент таблицы)
ВУЗ Заработная плата по региону, долл. США Средняя стоимость одного года обучения, долл. США Отношение стоимости обучения к заработной плате, %
Кембриджский университет, Великобритания 36 780,00 33 350,00 90,67
Мюнхенский технический университет, Германия 32 640,00 1 800,00 5,51
Высшая Политехническая Школа Цюриха, Швейцария 75 350,00 1 200,00 1,59
Сорбонский Университет, Франция 34 632,00 937,00 2,71
Источник: составлено авторами по материалам [3].
Конкурентные преимущества европейских вузов
Одной из специфических особенностей передовых западноевропейских вузов является практическая и научная направленность. Так, практическая направленность выражается в том, что подготовка студентов идет в тесной связи с представителями бизнеса, которые диктуют свои потребности. Слушатели вузов Западной Европы имеют возможность принимать активное участие в семинарах, мастер-классах, экскурсиях, организуемых как частными, так и государственными компаниями. Кроме того, в каждом вузе имеется широкий перечень баз практик, которые студенты могут проходить в зависимости от своих интересов и в соответствии с установленным планом работ.
Межпредметные связи, которые предполагаются планами обучения, позволяют дать студенту более универсальное образование, расширить список слушаемых дисциплин, отвечающих требованиям современного мира. Так, в вузах Великобритании преподается более 1300 предметных дисциплин [12]. Например, в области менеджмента преподаются такие редкие для российской практики дисциплины, как «Методы менеджмента» (Management techniques), «Творческий менеджмент» (Creative management), «Менеджмент изменений» (Change management), «Управление местными сообществами» (Domestic management), «Менеджмент землеустройства и недвижимости» (Land & property management), «Менеджмент розничной торговли» (Retail management) и пр.
Во многих вузах идет активная подготовка лучших студентов для продолжения научной карьеры. Особенно это популярно во французских и английских вузах, где поощряется глубокая научная работа студентов, активно работают научные лаборатории и пр.
В западноевропейских странах повсеместно применяются и современные обучающие технологии, среди которых можно выделить дистанционное обучение (или e-learning), смешанное обучение (обучение как дома, так и непосредственно в вузе), онлайн-курсы.
Почти 91% вузов Западной Европы так или иначе используют формы электронного обучения. Самые популярные направления для электронного обучения — это экономика, управление, маркетинг и пр. Практически не используются инстру-
менты электронного обучения в области искусства и медицины. Необходимо отметить, что такое обучение является сильнейшим конкурентным преимуществом вуза в современных условиях и достаточно востребованной услугой на рынке образовательных услуг. Особенно оно популярно в Испании [15].
Интересны и системы индивидуальных программ обучения, разрабатываемых для каждого обучающегося в ряде вузов Западной Европы. Такая система популярна в вузах Великобритании. Например, в Оксфордском университете к каждому студенту прикрепляется наставник из числа преподавателей, который подбирает студенту индивидуальную обучающую программу в зависимости от личностных характеристик обучающегося, его способностей, потенциала и поставленных жизненных целей.
Оплата труда и льготы для преподавателей
Система оплаты труда в вузах стран Западной Европы традиционно является одной из самых последовательных и серьезных систем, выстроенных в области материального стимулирования труда педагогов. Работа преподавателей в странах Западной Европы традиционно считалась одной из самых престижных и была высоко оплачиваемая. В настоящее время самыми высокооплачиваемыми педагогами являются преподаватели образовательных учреждений Люксембурга, Германии, Ирландии, Нидерландов и Дании (табл. 2).
Таблица 2
Средний уровень ежемесячной заработной платы педагогов со стажем свыше 15 лет в 2015 г. (евро)
Страна Величина заработной платы
Люксембург 5 653
Германия 3 550
Ирландия 3 226
Нидерланды 3 165
Дания 3 046
Бельгия 2 688
Великобритания 2 680
Австрия 2 520
Испания 2 502
Финляндия 2 293
Норвегия 2 275
Швеция 2 081
Франция 2 007
Италия 1 995
Источник: составлено авторами по материалам [13].
Широко развита и система нематериального стимулирования преподавателей, среди инструментов которой — кратковременные стажировки или гостевые визиты в образовательные учреждения других городов и стран, возможность научных отпусков для научно-исследовательской работы, сильная организационная культура европейских вузов и пр.
Лучшие университеты Европы
Согласно рейтингу лучших университетов мира (THE World University Rankings), к лучшим вузам Европы можно отнести Оксфордский университет (Великобритания), Кембриджский университет (Великобритания), Имперский колледж Лондона (Великобритания), Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, Университетский колледж Лондона (табл. 3).
Таблица 3
Лучшие вузы Европы, вошедшие в 50 лучших вузов мира по Рейтингу лучших университетов мира (THE World University Rankings)
№ в рейтинге Название университета Название университета (англ.) Страна
2 Оксфордский университет University of Oxford Великобритания
4 Кембриджский университет University of Cambridge Великобритания
8 Имперский колледж Лондона Imperial College London Великобритания
9 Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе ETH Zürich — Swiss Federal Institute of Technology Zurich Швейцария
14 Университетский колледж Лондона University College London Великобритания
23 Лондонская школа экономики и политических наук London School of Economics and Political Science Великобритания
24 Эдинбургский университет University of Edinburgh Великобритания
27 Королевский колледж Лондона King's College London Великобритания
28 Каролинский институт Karolinska Institute Швеция
29 Мюнхенский Университет Людвига-Максимилиана LMU Munich Германия
31 Федеральная политехническая школа Лозанны école Polytechnique Fédérale de Lausanne Швейцария
35 Левенский католический университет KU Leuven Бельгия
37 Гейдельбергский университет Heidelberg University Германия
47 Вагенингенский университет и научно-исследовательский центр Wageningen University and Research Center Нидерланды
49 Берлинский университет имени Гумбольдта Humboldt University of Berlin Германия
Источник: составлено авторами по материалам [11].
Большее число лучших вузов Европы расположено в Великобритании, Германии и Нидерландах. Так, в 100 лучших вузов вошло восемь голландских вузов (табл. 4).
Таблица 4
Вузы Нидерландов, вошедшие в 100 лучших вузов мира по Рейтингу лучших университетов мира (THE World University Rankings)
№ в рейтинге Название университета Название университета (англ.) Страна
47 Вагенингенский университет и научно-исследовательский центр Wageningen University and Research Center Нидерланды
58 Амстердамский университет University of Amsterdam Нидерланды
62 Университет Утрехта Utrecht University Нидерланды
Окончание табл. 4
№ в рейтинге Название университета Название университета (англ.) Страна
65 Делфтский технический университет Delft University of Technology Нидерланды
67 Лейденский университет Leiden University Нидерланды
71 Эразмусский Университет Роттердам Erasmus University Rotterdam Нидерланды
74 Университет Гронингена University of Groningen Нидерланды
88 Университет Маастрихта Maastricht University Нидерланды
Источник: вставлено авторами по материалам [11].
Вузы, вошедшие в данный рейтинг, имеют сильные конкурентные преимущества в таких направлениях, как международная мобильность студентов и преподавателей, уровень и количество научных исследований, достижения в инновационной деятельности, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и пр. [11]. Так, Кембриджский университет славится высоким уровнем преподавания ученых с мировым именем, известных политиков, экономистов и пр. Среди выпускников университета 82 лауреата Нобелевской премии. Здесь обучались И. Ньютон, Ф. Бекон, премьер-министры Великобритании и главы правительств других стран. В Оксфордском университете преподают члены Королевского общества, члены Британской академии, видные общественные деятели.
Выводы
В настоящее время в развивающихся странах прослеживается тенденция копирования североамериканского и западноевропейского опыта управления высшим образовательным учреждением с целью повышения уровня конкурентоспособности вузов в мировом экономическом пространстве. Однако не всегда эта практика приводит к желаемым результатам.
Применение лучшего западноевропейского опыта управления образовательным учреждением в российских вузах должно проходить после грамотной адаптации к национальной специфике, экономической ситуации и культурным особенностям. Однако всестороннее изучение управленческого опыта институтами и университетами в странах Западной Европы является крайне важным для вузов Российской Федерации и может способствовать разработке гармоничных программ развития системы образования в вузе, а также управления вузовской инфраструктурой.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баталова О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза. М.: РИОР, 2011.
[2] Козырин А.Н., Насонкин В.В., Трошкина Т.Н., ФилипповВ.М., Ялбулганов А.А. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере образования: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008.
[3] Леонтьева К.Н. Сравнительный анализ стоимости обучения в университетах мира // Сборник XXXV Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». Новосибирск, 2014.
[4] Лукичев Г.А., Филиппов В.М. Системы финансирования высшего образования в зарубежных странах: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2008.
[5] Пирогов А.И., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Тенденции развития реформ высшего образования в странах СНГ: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008.
[6] ТкачГ.Ф., ФилипповВ.М., ЧистохваловВ.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008.
[7] Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Развитие Европейской сети аккредитационных агентств в рамках функционирования систем обеспечения качества высшего образования: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008.
[8] Документ Европейской Комиссии: Opening up Education: Innovative teaching and learning for all through new Technologies and Open Educational Resources, COM (2013) 654 final. URL: http://ec.europa.eu/education/news/doc/openingcom_en.pdf (дата обращения 07.12.2015).
[9] Консалтинговый центр Medelle S.A., Швейцария. URL: http://www.education-medel (дата обращения 07.12.2015).
[10] Коротаева Т.В., Жирнова К.В. Опыт осуществления управленческой политики высшими учебными заведениями в Соединенных штатах Америки и Западной Европе. Интернет-журнал «Науковедение». №5 (24). 2014: Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-osuschestvleniya-upravlencheskoy-politiki-vysshimi-uchebnymi-zavedeniyami-v-soedinennyh-shtatah-ameriki-i-zapadnoy-evrope#ixzz43KpjsRmO (дата обращения 07.12.2015).
[11] Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. (Последняя редакция: 02.10.2015). URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (дата обращения 07.12.2015).
[12] Сайт Educationindex. URL: http://www.educationindex.ru/ (дата обращения 07.12.2015).
[13] Сколько зарабатывают учителя в разных странах. Апр 27, 2015. URL: http://finhow.ru/ earn/skolko-zarabatyvayut-uchitelya-v-raznyx-stranax/ (дата обращения 07.12.2015).
[14] Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). URL: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20 NCPA.pdf (дата обращения 07.12.2015).
[15] Ширшова Л. Исследование: электронное обучение в вузах Европы. URL: https://newtonew. com/discussions/issledovanie-elektronnoe-obuchenie-v-vuzah-evropy le.com (дата обращения 07.12.2015).
BASIC ASPECTS OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE
M.F. Mizintseva, T.V. Komarova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In article features of system of management of institutions of higher education in Western European countries. Examines the competitive advantages of Western European universities, their market orientation, the role of accreditation in the universities ofWestern Europe, the system of remuneration and benefits for teachers. In addition, the analysis of the best higher educational institutions of Europe in the highly competitive global market of educational services. The conclusion that administrative experience by educational institutions of Western Europe has to be adapted to the Russian specifics is
drawn. Special attention is offered to be paid on accreditation procedures, market orientation of higher education institutions, systems of the individual training programs, elements of electronic training and serious training of students for further scientific activity.
Key words: Western Europe, education, accreditation, educational institution, competitive advantages
REFERENCES
[1] Batalova O.S. Spetsifika obrazovatelnoy uslugi kak osnova marketingovoy politiki vuza [Specifics of educational service as basis of marketing policy of the University]. M.: RIOR, 2011.
[2] Kozyrin A.N., Nasonkin W, Troshkina T.N., Filippov YM., Yalbulganov A.A. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti v sfere obrazovaniya [State and legal regulation of foreign economic activity in education]. Ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008.
[3] Leonteva K.N. Sravnitelnyy analiz stoimosti obucheniya v universitetah mira [Comparative analysis of the cost of education in the world universities]. Sbornik XXXV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ekonomika i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika» [A collection of XXXV International scientific-practical conference «Economics and modern management: theory and practice»]. Novosibirsk, 2014.
[4] Lukichev G.A., Filippov V.M. Sistemy finansirovaniya vysshego obrazovaniya v zarubezhnyh stranah [The system of financing higher education in foreign countries]. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo RUDN, 2008.
[5] Pirogov A.I., Krasnova G.A., Filippov YM. Tendentsii razvitiya reform vysshego obrazovaniya v stranah SNG [Development trends of higher education reforms in the CIS countries]. Ucheb. Posobie. M.: RUDN, 2008.
[6] Tkach G.F., Filippov YM., Chistohvalov V.N. Tendentsii razvitiya i reformy obrazovaniya v mire [Trends in the development and reform of education in the world]. Ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008.
[7] Chistohvalov V.N., Filippov V.M. Razvitie Evropeyskoy seti akkreditatsionnyh agentstv v ramkah funktsionirovaniya sistem obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya [The development of a European network of accreditation agencies in the functioning of the quality assurance systems of higher education]. Ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008.
[8] Dokument Evropeyskoy Komissii [The Document Of The European Commission]: Opening up Education. Innovative teaching and learning for all through new Technologies and Open Educational Resources, COM (2013) 654 final. [Elektronnyy resurs]. URL: http://ec.europa. eu/education/news/doc/openingcom_en.pdf (data obrascheniya 07.12.2015).
[9] Konsaltingovyy tsentr Medelle S.A., Shveytsariya [Medelle consulting center S.A., Switzerland]. [Elektronnyy resurs]. URL: http://wwweducation-medel (data obrascheniya 07.12.2015).
[10] Korotaeva T.V., Zhirnova K.V Opyt osuschestvleniya upravlencheskoy politiki vysshimi uchebnymi zavedeniyami v Soedinennyh shtatah Ameriki i Zapadnoy Evrope [Experience of implementation of management policy in higher educational institutions in the United States and Western Europe]. Internet-zhurnal «Naukovedenie». № 5 (24). 2014: Nauchnaya biblioteka KiberLeninka [Elektronnyy resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-osuschestvleniya-upravlencheskoy-politiki-vysshimi-uchebnymi-zavedeniyami-v-soedinennyh-shtatah-ameriki-i-zapadnoy-evrope#ixzz43KpjsRmO (data obrascheniya 07.12.2015).
[11] Reyting luchshih universitetov mira po versii Times Higher Education. Gumanitarnaya entsiklopediya [The ranking of the best universities in the world by Times Higher Education. Humanitarian encyclopedia]. [Elektronnyy resurs]. Tsentr gumanitarnyh tehnologiy. (Poslednyaya redaktsiya: 02.10.2015). URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (data obrascheniya 07.12.2015).
[12] Sayt Educationindex [Website Educationindex]. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. educationindex.ru/ (data obrascheniya 07.12.2015).
[13] Skolko zarabatyvayut uchitelya v raznyh stranah [How much earn teachers in different countries.]. Apr 27, 2015. [Elektronnyy resurs]. URL: http://finhow.ru/earn/skolko-zarabatyvayut-uchitelya-v-raznyx-stranax/ (data obrascheniya 07.12.2015).
[14] Standarty i rekomendatsii dlya garantii kachestva v Evropeyskom prostranstve vysshego obrazovaniya (ESG) [The standards and guidelines for quality assurance in the European higher education area (ESG)]. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG in Russian_by NCPA.pdf (data obrascheniya 07.12.2015).
[15] Shirshova L. Issledovanie: elektronnoe obuchenie v vuzah Evropyi [Study: e-learning in universities in Europe]. [Elektronnyy resurs]. URL: https://newtonew.com/discussions/issledovanie-elektronnoe-obuchenie-v-vuzah-evropy le.com (data obrascheniya 07.12.2015).