Научная статья на тему 'Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов'

Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н.Н.

В данной статье автор рассматривает перспективы использования европейского опыта, необходимость в разработке прогностических планов развития научно-исследовательской деятельности студентов и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования в странах Европы. С преодоления национальных ограничений, можно начать такую структуру образования, которая бы способствовала мобильности, тесному сотрудничеству, сохраняя при этом национальное разнообразие. Для реализации этого положения нужно использовать растущую поддержку Европейского Союза, проводить политику поощрения студентов и преподавателей научно-исследовательской деятельности или преподаванию за пределами родной страны по всей Европе. В сфере педагогического образования появилась тенденция к развитию и совершенствованию таких внеучебных коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов, как научные школы, коллективы молодых исследователей, студенческие рационализаторские и конструкторские бюро, производственно-экономические бюро, руководство научными кружками студентов в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов»

Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов

Погребняк Наталья Николаевна,

канд. пед. наук, доц. Крымский филиал ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия", pogrebnyak70@mail.ru.

В данной статье автор рассматривает перспективы использования европейского опыта, необходимость в разработке прогностических планов развития научно-исследовательской деятельности студентов и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования в странах Европы. С преодоления национальных ограничений, можно начать такую структуру образования, которая бы способствовала мобильности, тесному сотрудничеству, сохраняя при этом национальное разнообразие. Для реализации этого положения нужно использовать растущую поддержку Европейского Союза, проводить политику поощрения студентов и преподавателей научно-исследовательской деятельности или преподаванию за пределами родной страны по всей Европе. В сфере педагогического образования появилась тенденция к развитию и совершенствованию таких внеучебных коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов, как научные школы, коллективы молодых исследователей, студенческие рационализаторские и конструкторские бюро, производственно-экономические бюро, руководство научными кружками студентов в системе профессионального образования. Ключевые слова: система высшего образования, Европейский Союз, научно-исследовательская деятельность, научная школа.

о с

СП ^

о

сч

0 ^

01 Z

Кардинальные изменения системы целей в отечественной системе высшего образования вызвали пересмотр оценки научно-исследовательского потенциала России. За последние годы этой проблеме уделялось большое внимание, что положительно сказалось на высоком уровне подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Однако, для окончательной отмены границ между странами Европейского союза, народы и государства должны глубже осознать роль университетов в развитии общества, поскольку будущее человечества в значительной степени зависит от культурного, научного и технического развития, центром которого являются университеты как центры культуры, знаний и научных исследований.

Таким образом, в Европе возникла необходимость в разработке прогностических планов развития научно-исследовательской деятельности студентов и выработке общих положений по интеграции систем высшего образования западноевропейских государств.

Открытость европейского пространства высшего образования имеет многочисленные положительные последствия. Преодолевая национальные ограничения, можно начать такую структуру образования, которая бы способствовала мобильности и тесному сотрудничеству, с одной стороны, и сохраняла национальное разнообразие, с другой. Для реализации этого положения нужно использовать растущую поддержку Европейского Союза, проводить политику поощрения студентов и преподавателей научно-исследовательской деятельности или преподаванию за пределами родных стран по всей Европе.

Вопросы прогнозирования системы высшего образования рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными, в частности, в работах российских ученых: А.В. Давыдовой, А.Н. Ланских, А.Ф. Матушак, Л.Я. Осиповой, Ю.М. Цыгалова; в трудах зарубежных исследователей: L.J. Briggs, R.A. Daubman, J.D. Haas, F.F. Hood, J.M. Jacobson, E.W. Kelly, T.R. Clarke, T. Manger, K.H. Neigen, A. Pokay, F. Polak, J. Tacke, L.V. Williams. Вниманию ученых представлены данные Центра образовательных исследований и иннова-

ций (Higher Education to 2030), а также данные ENQA (Higher Education - policy update) в качестве основных документов по прогнозированию системы высшего образования.

Новые цели и задачи прогнозирования системы высшего образования заявлены в отчете о реализации Болонского процесса «Европейское высшее образование в 2018 году», в частности, создание к 2025 году Европейского образовательного пространства. Тибор Наврачич, еврокомиссар по образованию, культуре и спорту заявил: «Наше видение на 2025 год - это Европа, в которой люди хорошо чувствуют свою идентичность как европейцы» [2;11]. О сотрудничестве с европейским сообществом высшего образования подчеркивается и в Парижском Коммюнике, поскольку интеграция высшего образования остается надежным вариантом сохранения конкурентного преимущества в условиях глобализации [9]. Очевидно, в ближайшем будущем произойдет сближение университетов с промышленными фирмами, что, безусловно, отразится на содержании образовательных программ, проведении научных исследований и экспериментов на производствах.

В последние годы все четче прослеживается тенденция технологизации высшего образования, использования видео и интернет ресурсов. Требования к уровню подготовки специалиста высшего учебного заведения год от года растут. Современная европейская высшая школа нуждается в конкурентоспособных молодых специалистах, владеющих навыками научно-исследовательской деятельности. Поэтому привлечение студентов к научной работе - является первостепенной задачей высшего педагогического образования Европы. Но способны ли сегодня европейские высшие педагогические заведения подготовить молодого специалиста как самостоятельного исследователя - экспериментатора, деятельность которого направлена на научной основе решать проблемы совершенствования педагогического процесса? Для подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности высшие учебные заведения имеют современное научно-техническое оборудование, позволяющее познакомить будущих специалистов с методами поиска научной информации, а также с возможностями использования компьютерных технологий, мультимедийных программ, сети Интернет. Так, по результатам интернет-опроса, организованный главным исполнительным директором программного обеспечения «Kaltura», среди студентов университетов, выявилось, что примерно 72% преподавательского состава высших учебных заведений на практических и семинарских занятиях используют видеоресурсы от 10 минут до получаса; большая часть респондентов-преподавателей (93%) утверждают, что применение видеоресурсов оказывает положительное влияние на успеваемость студентов и 88% подтверждают о повышении уровня успеваемости. На продолжительность научного эксперимента как у преподавателей так и у студентов могут уходить годы, поскольку существуют

некоторые факторы не поддающиеся регулированию, в частности: сложность исследуемой темы, мобильность исследователя, обьем финансирования, причем на уровне бакалавриата научно-исследовательская деятельность осуществляется одновременно с общей образовательной программой [7].

Политическая ситуация с выходом Англии в ближайшем будущем из Европейского союза (Brexit), может существенно повлиять на равный доступ иностранных студентов к научно-исследовательским ресурсам и тем самым свободе передвижения в едином образовательном пространстве. Потенциальные потери в образовании вследствие выхода из ЕС, директор Лондонского университетского колледжа оценил в десятках миллионах фунтов стерлингов, т.к. научно-исследовательские гранты, финансируемые странами ЕС, составляют 2,6% от общего обьема поступлений в университеты Англии и 16% от общего обьема финансирования всех научных исследований в 2013-2014 гг. [5;8]. Таким образом, путем сотрудничества с ведущими университетами мира, участия в международных научно-исследовательских проектах, введения визового режима, британское правительство сделает шаг в пользу развития научных исследований и построению новых миролюбивых отношений со странами Европы. По крайней мере, ... «это важное обстоятельство для финансирования научных исследований, подготовки студенческой научно-исследовательской деятельности и обмена научным опытом» [12]. Однако, на сегодняшний день, как отмечает «The Gurdian», многие специалисты так и не имеют доступа к последним научным исследованиям и достижениям в науке. С этой целью, в 2016 г. в Брюсселе, на собрании министров науки, инноваций, торговли и промышленности было заявлено об общедоступности научных данных к 2020 г., не нарушая прав интеллектуальной собственности, вопросов безопасности и конфиденциальности. Для того, чтобы сделать Европу мобильной, более доступной для научных исследований и привлечения иностранных инвесторов, необходимы знания завтрашнего дня, с которыми можно свободно делиться.

Согласно программе «Горизонт-2020», финансирование научно-исследовательской деятельности студентов европейских стран должно соответствовать уровню, превышающему 3% ВВП. Однако, на сегодняшний день, только в Германии затраты на научные исследования превышают затраты по ЕС в целом [10, с. 59], остальные страны оказались не в состоянии выполнить данное решение. С этой целью, член Европейской комиссии по научным исследованиям, инноваций и науки Мойра Гейган-Куинн заявила: «Финансовые средства, выделяемые в рамках программы «Горизонт-2020», имеют жизненно важное значение для будущего европейских исследований и инноваций и будут способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни». Но вопреки такому заявлению, есть другое

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о с

СП ^

о

сч

01 Z

противоположное мнение Томаса Эстерманна, директора по вопросам управления, финансирования и развития государственной политики Европейской ассоциации университетов, который считает, что низкий уровень успеха программы снижает конкурентоспособность европейского исследовательского пространства и эффективность государственных инвестиций [4].

На сегодняшний день Франция, в отличие от Германии и Евросоюза, не сможет преодолеть 2.5% затрат на научные исследования к 2020 г. , Великобритания - 2% ВВП, поскольку правительство Шотландии только в 2016-2017 уч.г. сократило количество научных исследований на 6 млн. фунтов стерлингов (7.5 млн. евро), к примеру, в Абердинском университете расходы на научно-исследовательскую деятельность могут сократиться до 3,8 млн. евро [6;3]. Подобная ситуация, очевидно, приведет к сокращению преподавательского состава в университете, падению престижа научных исследований на европейском уровне и в целом данные показатели не позволят стране достичь намеченного уровня 3% ВВП.

Таким образом, за последнее десятилетие только Германии удалось обогнать стран-участниц по увеличению финансирования на научно-исследовательскую деятельность, значительно опередив Англию и Францию. И, без сомнения, одним из перспективных направлений, которое подготовит студентов к проведению опытно-экспериментальных исследований является участие в работе поисковых групп, которые предоставляют возможность студентам развить свой интеллект и творческие способности в процессе участия в опытно-экспериментальной деятельности. Именно участие в научно-исследовательской деятельности дает студентам творческий импульс, у них появляется желание распространить свои личные интеллектуальные горизонты, радость познания.

В России система научно-исследовательской деятельности студентов в рамках профессиональной подготовки осуществляется на базе научно-исследовательских институтов, центров, проблемных и творческих лабораторий, студенческих научно-исследовательских объединений, ассоциаций, кружков. Сегодня перед системой высшего образования России стоит очень важный вопрос -способны ли современные высшие педагогические учебные заведения подготовить молодого специалиста не только как учителя-предметника, но и в качестве самостоятельного исследователя-экспериментатора, способного на научной основе решать проблемы совершенствования научно-педагогического процесса?

В этом контексте, с точки зрения перспектив развития системы научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учебных заведений для нашего исследования очень важны теоретические достижения российских и европейских ученых по методологии и методике студенческой научно-исследовательской деятельности, накопленные в новых исторических услови-

ях. Создание ведущих научных школ и университетов мирового уровня может предотвратить «утечку мозгов» и привлечь специалистов из-за рубежа в условиях продолжающейся эмиграции высоко квалифицированных специалистов из ЕС преимущественно в США. Потеря перспективных специалистов является угрозой конкурентоспособности ЕС, особенно в высоко технологичных секторах экономики и в сфере высшего образования, так как эмигранты включают значительный процент научных исследователей. Проблема обеспечения кадрами усугубляется старением населения [1]. Помощь в этом направлении призваны оказать Европейский исследовательский совет (European Research Council) для отбора научно-исследовательских проектов и ученых, а также Европейский институт технологий и инноваций с целью развития научно-исследовательской и инновационной деятельности. В ряде европейских стран идет значительное расширение молодежных предприятий, которые обьединяются в национальные союзы или конференции и входят в Молодежную конфедерацию молодежных предприятий. Кроме того, в связи с созданным в 1992 г. единого европейского рынка, студенты европейских стран планируют организовывать Европейскую сеть молодежных организаций и обьединить ряд крупных научно-исследовательских программ в мегапроект. При этом, студенты решают триединую задачу: повышают свою теоретическую и практическую подготовку; улучшают материальное положение; устанавливают контакты с фирмами, в которых они хотели бы работать. В течение 5-7 лет объем имеющихся знаний может возрасти в два раза. Объем научных статей ежедневно публикуемых и обсуждаемых по всему миру достигнет 20000. Знание станет наиважнейшим, но также и быстро стареющим сырьем. Такое развитие является характерным выражением прогрессивной эпохи XXI века.

Сегодня в сфере педагогического образования наметились новые тенденции в образовании: подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; усиление инновационных процессов в сфере подготовки специалистов, идея непрерывного профессионального развития в контексте научно-исследовательской деятельности; появилась тенденция к развитию и совершенствованию таких внеучебных коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов, как научные школы, коллективы молодых исследователей, студенческие рационализаторские и конструкторские бюро, производственно-экономические бюро, руководство научными кружками студентов в системе профессионального образования и т.п. В Коммюнике конференции «Бо-лонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии » было отмечено, что за последние 10 лет удалось сформировать Европейское пространство высшего образования, добиться того, что оно прочно укрепилось в интеллектуальном, научном и культурном

наследии и устремлениях Европы. Последующие конференции будут проведены в 2018 и 2020 годах.

Таким образом, проведенный анализ перспективы развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы, а также условий и способов ее реализации дает возможность выделить ключевые моменты, которые убедительно свидетельствуют о необходимости перехода на непрерывность научной деятельности, а именно:

- научно-исследовательская деятельность ориентирует студента на самоопределение в науке и способствует личностному росту;

- научно-исследовательская деятельность способствует личностному определению целей научной деятельности, прогнозированию самими студентами своих достижений и прогресса в исследовании;

- выбор индивидуальной стратегии в научно-исследовательской деятельности усиливает чувство удовлетворения и самореализации в эксперименте;

- научно-исследовательская деятельность помогает развить такие качества личности, как способность к саморегуляции, самоуправлению, ориентирует на самостоятельность в действиях и поступках.

Литература

1.Национальный центр научных исследований [Электронныйре-

сурс].URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный _центр_научных_исследований

2. «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года»

3. Студентоцентрированное обучение. Инструментарий для студентов, профессорско-преподавательского состава и вузов / Анжеле Ат-тард, Эма Ди Иорио, Коен Гевен, Роберт Санта. -Астана: НКАОКО-IQAA, 2017. - 64 с.

4. Horison 2020 endangered by low success rate, says EUA // University World News. - 2016. - Issue № 441. - 16 December.

5. Jones, E., De Wit H. A narrower, more parochial UK? // University News. - 17 June 2016. - Issue No: 418.

6. Liddle, A. Fury as universities in north of Scotland bear brunt of education cuts // Press and Journal. - 20.02.2016.

7. Lee, P. Video to play growing role in higher education - Survey // University World News. (16 July 2016). Issue No: 422.

8. O'Brien, C. Brexit may lead to surge in third-level students in Ireland // The Irish Times. - 2016. - 8 July.

9. Paris COMMUNIQUE. - Paris, May 25-th 2018 []. - URL: http://ehea.info/media.ehea.info/file/2018_Paris/77/1/EH EAParis2018_Communique_final_952771.pdf

10. Smarter, greener, more inclusive? Indicators to support the Europe 2020 strategy / Statistical books Eurostat, 2016. - 204 p.

11. The European Commission / EACEA / Eurydice, 2018. The European Higher Education Area in 2018: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018 - 330 p.

12. What impact might the Brexit have on British and EU science? Iakov Kalinin / shutterstock.com -24.06.2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.unesco.org/node/260443

Prospects for the use of european experience in modernizing

the system of scientific research activity of students Pogrebnyak N.N.

Russian State University of Justice

In this article, the author considers the prospects of using European experience, the need to develop prognostic plans for the development of research activities of students and to develop general provisions for the integration of higher education systems in Europe. By overcoming national restrictions, we can begin a structure of education that would facilitate mobility and close cooperation, while maintaining national diversity. To implement this provision, it is necessary to use the growing support of the European Union, pursue a policy of encouraging students and teachers of research activities or teaching outside the home country throughout Europe. In the field of teacher education, a tendency has appeared to develop and improve such extracurricular collective forms of students 'research activities as scientific schools, teams of young researchers, student rationalization and design bureaus, production and economic bureaus, and the management of students' scientific circles in the vocational education system. Key words: higher education system, European Union, research activities, scientific school.

References

1.National Center for Scientific Research [Electronic Resource] .URL: http: //ru.wikipedia.org/wiki/National_Center for Scientific_Research

2. "The National Doctrine of the Education of the Russian Federation for the period until 2025"

3. Student-centered learning. Instrumentation for students, faculty

and universities / Angela Attard, Ema Di Iorio, Coen Geven, Robert Santa. - Astana: IQAA-IQAA, 2017 .-- 64 p.

4. Horison 2020 endangered by low success rate, says EUA //

University World News. - 2016. - Issue No. 441. - 16 December.

5. Jones, E., De Wit H. A narrower, more parochial UK? // University News. - June 17, 2016. - Issue No: 418.

6. Liddle, A. Fury as universities in north of Scotland bear brunt of

education cuts // Press and Journal. - 02.20.2016.

7. Lee, P. Video to play growing role in higher education - Survey //

University World News. (July 16, 2016). Issue No: 422.

8. O'Brien, C. Brexit may lead to surge in third-level students in

Ireland // The Irish Times. - 2016 .-- 8 July.

9. Paris COMMUNIQUE. - Paris, May 25-th 2018 []. - URL: http://ehea.info/media.ehea.info/file/2018_Paris/77/1/EHEAPari s2018_Communique_final_952771.pdf

10. Smarter, greener, more inclusive? Indicators to support the Europe 2020 strategy / Statistical books Eurostat, 2016 .-- 204 p.

11. The European Commission / EACEA / Eurydice, 2018. The European Higher Education Area in 2018: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018 - 330 p.

12. What impact might the Brexit have on British and EU science? Iakov Kalinin / shutterstock.com - 06/24/2016 [Electronic resource]. - URL: https://ru.unesco.org/node/260443

о о ш n m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m

О

x О

m О

DI

n А

Ы

о

n А

X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.