Научная статья на тему 'Содержание, структура и функции научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учреждений Европы (на примере Англии)'

Содержание, структура и функции научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учреждений Европы (на примере Англии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Наталья Николаевна

В статье рассматриваются современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях Англии, имеющих университетский статус, их основные модели подготовки научных кадров и особенности организации образовательного процесса. Это одна из европейских стран со своими традициями, а также многовековым опытом в области научно-исследовательской деятельности студентов, который может быть применен и в условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погребняк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT, STRUCTURE AND FUNCTIONS OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EUROPE (ON THE MATERIAL OF ENGLAND)

The article considers the current state of development of research activity of students at the universities of England that have university status, the basic models for the training of scientific personnel, and the peculiarities of the organization of educational process. England is a European country with its own traditions and centuries-old experience in students’ research activity. And that experience can be implemented in Russia as well.

Текст научной работы на тему «Содержание, структура и функции научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учреждений Европы (на примере Англии)»

УДК 378.016:001.8-057.875 DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.029

Н. Н. Погребняк

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИИ)

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия,

г. Симферополь, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях Англии, имеющих университетский статус, их основные модели подготовки научных кадров и особенности организации образовательного процесса.

Это одна из европейских стран со своими традициями, а также многовековым опытом в области научно-исследовательской деятельности студентов, который может быть применен и в условиях России

Ключевые слова: высшее образование, университет, научно-исследовательская деятельность студентов.

N. N. Pogrebnyak

CONTENT, STRUCTURE AND FUNCTIONS OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EUROPE (ON THE MATERIAL OF ENGLAND)

Crimean Branch of the Russian State University ofJustice, Simferopol, Russia

Abstract. The article considers the current state of development of research activity of students at the universities of England that have university status, the basic models for the training of scientific personnel, and the peculiarities of the organization of educational process.

England is a European country with its own traditions and centuries-old experience in students' research activity. And that experience can be implemented in Russia as well.

Keywords: higher education, university, students' research activity.

Актуальность исследуемой проблемы. Важным в структурной перестройке и реформе экономики России является дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Это связано с решением широкого комплекса социально-экономических задач, особое место среди которых занимает подготовка обучающихся к научно-исследовательской деятельности, формирование у них не только знаний, умений и навыков, но и необходимых с точки зрения социального заказа научно-исследовательских качеств и компетенций, активной жизненной позиции, мотивов реализации собственного потенциала, саморазвития и самосовершенствования. Подготовка молодежи к научно-исследовательской деятельности - стратегический вопрос развития государства в соответствии с «Национальной доктриной образования Российской Федерации на период до 2025 года».

Определенный интерес для исследователей России представляет опыт стран Европы, которые аккумулируют большее количество молодых ученых. В этих государствах сложился методологический и технологический потенциал; разработаны способы, формы

и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов; развиты механизмы стимулирования научной и инновационной активности молодых исследователей. Изучение зарубежного опыта будет способствовать развитию теории и практики организации научно-исследовательской деятельности у подрастающего поколения в России и адаптации некоторых элементов опыта данных стран к условиям российской практики. Цель статьи - проанализировать содержание, структуру и функции научно-исследовательской деятельности студентов высших педагогических учреждений Европы на примере Англии.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической научной литературы в аспекте изучаемой проблемы как российских, так и зарубежных авторов.

Результаты исследований и их обсуждение. Система научно-исследовательской деятельности студентов в странах Европы характеризуется рядом национальных особенностей. Различия проявляются в структурной организации, содержании, методах и формах этой деятельности, а также на уровне органов управления, от которых зависят становление и развитие системы образования в целом. Учебные заведения европейских стран имеют право на составление своих собственных научно-исследовательских программ, свободны в выборе концепции обучения, содержания научных курсов, определения деталей программ, научного материала для студентов; разработке критериев оценки знаний и умений.

Для нашего исследования была выбрана Европа, поскольку ее положительный опыт, национальные традиции и преимущества в научно-исследовательской деятельности могут считаться прогрессивными и для российской системы высшего образования. В качестве примера мы рассмотрим содержание, структуру и функции научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Англии.

Британские ученые разработали концептуальную схему анализа программ научно-исследовательской подготовки в высших учебных заведениях. Особое внимание обращается ими на учебный процесс, цели обучения, структуру и конечный результат подготовки студента к научно-исследовательской деятельности, возможность продолжения им научного исследования с целью дальнейшего профессионального роста [1]. Анализируя современные системы образования, многие исследователи пришли к выводу, что профессиональная компетентность предполагает сформированность теоретической базы, основных умений и навыков; способность к обобщению информации, принятию решений, пониманию социальных и экономических условий, в которых осуществляется научно-исследовательская деятельность, адаптации к новым условиям [2, с. 88-89]. Поэтому систему подготовки специалистов к научно-исследовательской деятельности следует рассматривать не в отдельных аспектах, а как единый взаимосвязанный комплекс. Например, чешский ученый Б. Куял определил эту систему «как целесообразную совокупность элементов и отношений между ними и их свойствами», где структурность рассматривается как главный принцип, но для того, чтобы понять, как функционирует эта система, нужно рассмотреть ее с точки зрения внутренних и внешних связей этой системы [4]. По мнению Г. Питерсона и П. Херста, в учебных программах должны быть цели, которые взаимосвязаны между собой, и эта взаимосвязь определяет последовательность содержания обучения. П. Херст выделяет три последовательных элемента: во-первых, цели образования (то есть воспитание определенных качеств ума, усвоение знаний и навыков, выработка ценностей); во-вторых, разработку программы различных педагогических видов деятельности (характер преподавания, дискуссии, научные разработки, научные проекты, лабораторные исследования и т. д.); в-третьих, содержание учебного материала [8].

Исследователь Дж. Керр, разработавший свою модель содержания научно-исследовательской программы студента, считал, что эту программу с учетом психолого-

педагогических, социальных и философских аспектов образования можно разделить на четыре взаимосвязанных элемента: цели исследования; научные фундаментальные, прикладные и специальные знания; опыт научно-исследовательской деятельности и организация выполнения научно-исследовательской программы. Изучая данную проблему, Дж. Керр в научно-исследовательской деятельности решил использовать методы наблюдения, тестирования, интервью, которые дают возможность проверить результаты научного достижения [5].

Изучение научно-педагогической и методической литературы (К. Гауейа, К. Джиппса, Н. Зимфера, Д. Макинтура, Дж. Сакса) по теме высшего педагогического образования Англии показало, что предложенные там содержание, методы и формы организации научно-исследовательской деятельности предусматривают приобретение будущими специалистами особого ряда преимуществ, к которым относятся фундаментальная научно-исследовательская база, широкая научная эрудиция, глубокие знания по теории и методологии научного творчества, владение современными информационно-коммуникационными технологиями, правильное и целесообразное использование научной информации.

Анализ содержания подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности дает основание выделить ее основную тенденцию: ориентацию на гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования. Сегодня содержание научно-исследовательской деятельности обучающихся значительно расширяется, поскольку в учебных планах появилось больше интегрированных дисциплин. В английских университетах акцент ставится на изучение предметов научно-педагогического цикла, меняется структура отдельных специальных курсов, усиливается межпредметная направленность обучения и наблюдается увеличение количества специальных дисциплин научного характера.

Таким образом, подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Англии включает усвоение системы обобщенных и межпредметных специальных, научно-педагогических и научно-исследовательских знаний, направленных на решение исследовательских заданий, в процессе которых формируются исследовательские приемы и способы действий, а в конечном счете и опыт творческой научно-практической деятельности будущих специалистов.

В системном подходе к подготовке молодежи к научно-исследовательской деятельности имеются следующие основные компоненты:

1) цель научно-исследовательской работы (или учебные цели);

2) ее содержание (содержание научного процесса);

3) учебно-методическое обеспечение;

4) формы и методы организации процесса научного поиска.

Именно указанные компоненты и составляют структуру системы подготовки специалистов к научно-исследовательской деятельности в университетах Англии и в целом могут рассматриваться как технология в английском образовании.

В ходе теоретического анализа первоисточников и практики обучения студентов высших учебных заведений Англии было установлено, что содержание подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности определяется требованиями Национального учебного плана, в котором определен объем знаний, умений и навыков научно-исследовательской подготовки, которыми будущим специалистам необходимо овладеть. В Великобритании не происходило столь заметных реформ в образовании, прогрессивным было финансирование науки, которое к середине 70-х гг. XX в. достигло 6,5 % от ВВП [3, с. 64]. В конце XX в. стал необходим новый подход к научно-исследовательской деятельности студентов, модернизации содержания учебных программ и планов. Перед учеными встал вопрос: как строить учебные программы для будущих педагогов-ученых - в виде отдельных дисциплин или интегрированных курсов?

Практически во всех британских вузах учебные планы составляются методическими комиссиями факультетов и включают перечень и объем базовых и выборочных учебных

дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения занятий, график учебного процесса, формы контроля. Учебный план может ежегодно меняться и дополняться. Дисциплины, изучаемые в университетах, делятся на обязательные, выборочные по перечню программы и выборочные по свободному выбору студента [4]. Заметим, что для всех учебных программ характерны вариативность и комбинированность различных дисциплин, а также возможность сочетания дневной и заочной форм обучения [11].

Хотя в Англии каждое учебное заведение самостоятельно определяет содержание учебного плана научно-исследовательской деятельности, все планы должны согласовываться с рекомендациями Министерства образования: примерно 50 % учебного времени отводится на специальные предметы «ядра», а остальное - на самостоятельную и научно-исследовательскую деятельность. В общей структуре содержания университетского педагогического образования Англии [7] можно выделить основные предметные циклы, в частности, общенаучный, специально-предметный, психолого-педагогический, научно-исследовательский.

Рассмотрим каждый из этих циклов, которые имеют отношение к научно-педагогической подготовке студентов в английских университетах.

1. Общенаучный цикл. Он предполагает усвоение дисциплин академического цикла (английский язык, история, математика, химия, физика) и возможность выбора учебных курсов, которые позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в выбранной области предметных знаний. Содержание дисциплин этого цикла отбирается с учетом определенной специальности, целей и задач профессионального образования, видов и особенностей научно-исследовательской деятельности, знания иностранных языков, а также других дисциплин, которые охватывают все отрасли предметной подготовки. Важно подчеркнуть, что главным преимуществом общенаучного цикла является отсутствие в учебной программе много предметности и раздробленности учебных курсов. Таким образом, дисциплины этого цикла способствуют освоению общенаучных понятий, формированию системы методов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, индукции и дедукции), методологической подготовке в целом.

2. Специально-предметный цикл. Обучающиеся выбирают один, два или несколько предметов специализации. Сегодня в английских университетах особую популярность получили комбинированные программы подготовки, завершающиеся получением комбинированных (combined degree) или объединенных (joint degree) степеней высшего уровня, а также различные интегрированные курсы, которые могут объединять сразу несколько учебных дисциплин, сочетая различные формы и методы обучения. Это сочетание гуманитарного и естественнонаучного циклов, на освоение которых отводится одинаковое количество учебного времени. Таким образом, изучение дисциплин специально-предметного цикла способствует укреплению межпредметных связей, формированию знаний, умений и средств деятельности, использованию методов переноса общенаучных приемов для решения новых научно-исследовательских задач.

3. Психолого-педагогический цикл. Он формирует у студентов основы фундаментальной компетентности в области педагогики, психологии и воспитания. Анализируя учебные планы различных английских высших учебных заведений (Университета Восточного Лондона, Плимутского и Саутгемптонского университетов), мы пришли к выводу, что наибольшим спросом пользуются дисциплины «Педагогическая психология и развитие ребенка», «Социальные аспекты педагогики», «Педагогические проблемы и эксперименты», а также отдельные профессионально-ориентированные курсы [10].

В Англии каждое учебное заведение может самостоятельно выбирать программу курса: общей (педагогика, психология, социология, английский язык, этика) и специальной (основы научных исследований, диагностика склонностей к научному творчеству) подготовки. Интересно, что его структура может состоять из отдельных спецкурсов и фа-

культативов, например, «Социология» (Sociology), «Принципы образования» (Principles of Education). При изучении системы освоения педагогических дисциплин в английских вузах нами установлено, что они излагаются последовательно и имеют четкую структуру, а потому обеспечивают необходимую глубину системных знаний. Таким образом, изучение дисциплин психолого-педагогического цикла является важным компонентом профессиональной и научной подготовки будущих специалистов, позволяющим им овладеть системными знаниями и навыками в различных направлениях педагогики и психологии [6].

4. Научно-исследовательский цикл. Сегодня в английских вузах есть специальные научные курсы, проходят научные конференции. Студенты успешно работают в научных школах и научно-исследовательских лабораториях, ведут свой первый научный поиск. Начиная с первых курсов обучения, они привлекаются к научно-исследовательской деятельности, проводят самостоятельные научные эксперименты, выполняют исследования по различным направлениям, получают знания по методологии научного исследования. Учебно-исследовательские задачи, которые ставит перед ними их преподаватель-наставник, способствуют формированию у них научного мышления, развивают их умения и навыки в области исследования. Таким образом, в ходе научно-исследовательской деятельности совершенствуются профессиональные навыки, формируется система знаний в области методологии психолого-педагогических исследований, методики проведения педагогического эксперимента, потребность в постоянном научном поиске даже после окончания вуза.

Ведущими факторами повышения эффективности педагогического процесса в университетах Англии являются дифференциация и индивидуализация содержания образования. Это отражается в модульной организации учебного процесса, применении вариативных программ, свободном выборе основных дисциплин и предмета исследования в рамках программы, объединении индивидуальной и коллективной форм работы, ориентации студентов на реализацию их способностей и потребности в определенном виде педагогической деятельности. Широкое применение в учебном процессе находит интеграция, касающаяся изучения вопросов, которые не могут быть освещены в рамках одного курса и поэтому требуют межпредметных подходов, комплексных форм и методов обучения. Примером может служить «Курс воспитания и образования».

Следовательно, содержание подготовки обучающихся высших педагогических учебных заведений Англии к научно-исследовательской деятельности характеризуется следующими основными чертами: гуманитаризация и гуманизация педагогического образования; обеспечение методологической, специально-предметной и профессионально-научной компетентности будущих специалистов-педагогов; гибкость и вариативность с учетом потребностей современного образования и конкретного студента; ориентация на научно-исследовательский поиск, проведение педагогического эксперимента.

Таким образом, система научно-исследовательской подготовки студентов высших педагогических учебных заведений Англии обеспечивает интегрированное единство учебных целей и содержания образования, тесную взаимосвязь преподавателей и студентов, а также материальных факторов (учебно-методического обеспечения). Учитывая сказанное, можно констатировать, что содержание подготовки к научно-исследовательской деятельности является структурной составляющей системы высшего образования Англии. Анализ источников показал, что основными тенденциями развития содержательной составляющей английского высшего образования, которые существенно повлияли на исследуемую систему, были гуманитаризация высшего образования, непрерывность научно-исследовательской подготовки будущих педагогов и ее ступенчатый характер.

Второй очевидный вопрос, которым занимается государство в сфере научно-исследовательской деятельности, - это разработка структуры организации научно-исследовательской подготовки студентов педагогических высших учебных заведений.

Это обусловлено попыткой создать в них организационно-педагогические условия научно-исследовательской деятельности обучающихся, сделать ее более эффективной, установить тесные связи между организациями.

Проанализируем этапы подготовки студентов Бристольского университета к научно-педагогической деятельности.

На первом, начальном, этапе обучающиеся знакомятся с темами научных исследований, их элементами, организацией учебного процесса в вузе, выбирают направления научного поиска. В этот период они изучают по модульному принципу основы предметов общенаучного цикла (философию, психологию, историю, английский язык). Программа обеспечивает получение глубоких знаний и понимание специфики обучения базовым предметам и дисциплинам психолого-педагогического цикла [9].

Второй этап является периодом научно-исследовательской деятельности в лаборатории. Именно на этом этапе студентам предлагаются выполнение научных проектов, экспериментов, творческих задач с элементами исследования; обобщение первых впечатлений от научной деятельности; окончательный выбор. Так, работая по разным направлениям в научно-исследовательских лабораториях, они получают перечень тем, из которых сами выбирают те, которые являются для них наиболее ценными и перспективными.

Третий этап - время приобретения начального профессионального опыта. Наставники (professional mentors) наблюдают за организацией научной деятельности студентов, составляют план работы, помогают им в поиске необходимого материала (35 % учебного времени).

Четвертый этап - сочетание обучения в университете с научно-исследовательской деятельностью.

Пятый этап - период расширения и обогащения научно-профессионального опыта. Студенты осуществляют научное исследование (60 % учебного времени), а преподаватель-руководитель определяет уровень подготовки и профессионального мастерства молодых ученых, вместе с ними определяет новые задачи, обобщает результаты деятельности, делает вывод об успехах по следующим критериям: осознание научной деятельности, способность творчески работать, умение создавать дружескую атмосферу, знание и понимание своей темы, планирование научного исследования, добросовестное отношение к оценке своих результатов научного эксперимента.

Таким образом, научная деятельность студентов в научно-исследовательской лаборатории чередуется с обучением в университете, с акцентом на связь теории и практики. Именно такая организация научного процесса позволяет осуществлять поддержку обучающегося и оценивать результаты его успешности в научной работе.

Программа курса подготовки будущих специалистов в университете включает сочетание теоретического и практического компонентов. Большую часть времени (69 %) они проводят в научно-исследовательских лабораториях. В процессе научной деятельности реализуется принцип связи теории и практики (с упором на практический аспект подготовки научных кадров). Анализ программ ряда факультетов и институтов педагогики свидетельствует, что такая структура типична для многих вузов Англии.

Третье, самое важное, направление анализа научных источников по проблеме исследования - системное рассмотрение функций студенческой научно-исследовательской деятельности. Результаты теоретического анализа и практики свидетельствуют, что система научно-исследовательской деятельности студентов педагогических высших учебных заведений Англии направлена на реализацию основных функций: мотивационно-прогностической, информативной, управленческой, координирующей, коммуникационной, контролирующей, корректирующей, оценивающей.

В ходе любой научно-исследовательской деятельности формируются условия для достижения ее основной цели и выполняются несколько функций: мотивационная, регулирующая и конструктивная. Все эти функции могут реализоваться только в том случае,

если есть главная цель и студент конкретно представляет, для чего, как, в каких условиях ему нужно решать поставленные научно-исследовательские задачи и какое значение будут иметь результаты его научного исследования. Мотивационно-прогностическая функция предусматривает формирование научно-познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности, стимулирует академическую активность студентов, их заинтересованность в решении той или иной проблемы.

Выполняющие функцию структурирования научного процесса задания позволяют обучающимся понять, что необходимо исследовать. Но, как показывает опыт, студенты не всегда понимают цели и задачи научного исследования, не могут систематизировать знания, оперировать известными средствами и правильно организовывать свою научно-исследовательскую деятельность. Заметим, что только при хорошо спланированной организации научного процесса у них развиваются инициатива, творчество, потребность в знаниях и активном научном поиске.

Информативная функция в научно-исследовательской деятельности английских студентов отражается в их поиске, отборе и знакомстве с первоисточниками, учебной и специальной литературой. Известно, что организация научного исследования включает отбор приемов и методов, которые позволяют усвоить необходимый объем научно-исследовательского материала. А потому организация научного исследования, которая выполняет функцию управления, должна решаться с помощью форм, методов и средств.

Управленческая функция предусматривает поэтапное формирование исследовательских умений и навыков, постепенное усложнение задач, необходимых для успешного выполнения обучающимися научно-исследовательской деятельности.

Организация научного процесса имеет конкретную цель, позволяет планировать научное исследование, переключаться с одного вида деятельности на другой, регулировать время работы и отдыха. Именно планирование научной деятельности и отдыха учит студентов рационально распределять свои силы. Таким образом, оно выполняет координационную функцию и помогает решить вопрос, когда, в какое время и как проходит процесс научного исследования.

План научного исследования, который был сформирован в начале или во время выполнения исследования, может меняться, дополняться, детализироваться. Поэтому очень важно перед ним (или перед научным проектом) сформулировать такие виды работ, которые могли бы обеспечить их надлежащее применение в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Цель коммуникативной функции - это осуществление передачи и усвоения необходимой информации, различных форм общения. Перед студентами встает вопрос о том, что, где, когда и как необходимо делать, чтобы достичь намеченной цели. Заметим, что эффективная научно-исследовательская деятельность невозможна без надежного контроля, корректировки и оценки результатов работы. Именно контрольная функция позволяет обучающемуся понять правильность и последовательность своей работы, сделать выводы на основе фактических результатов, которые могут быть положительными или иметь свои определенные недостатки, поэтому контроль тесно связан с корректировкой научного исследования, помогает студентам правильно реагировать на свои ошибки, недостатки и выявлять их причины с целью улучшения своей работы.

Следует отметить, что научная деятельность молодежи - это ее обучение исследованию, анализу его результатов и обоснованию полученных данных. Вполне естественно, что содержание обучения навыкам исследования будет отличаться в зависимости от задач, которые получат студенты на разных курсах обучения, и глубины раскрытия ими тем научно-исследовательских работ. Большое значение в научно-исследовательской деятельности имеет конечный результат, то есть оценка результатов и их сопоставление с намеченными целью и задачами.

Оценочная функция научно-исследовательской деятельности позволяет констатировать уровень усвоения приемов и действий, направленных на решение задач, выявить конечный результат, планировать дальнейший цикл работы, возможно, еще более сложный, а также выяснить, где можно применить результаты научных экспериментов.

Резюме. Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов в педагогических высших учебных заведениях Англии представляет собой единую систему из содержания, основных структурных компонентов и функций, которые создают научно-педагогическую технологию, и состоит из цели, основных задач, планирования и организации выполнения, осуществления коммуникации, контроля, коррекции и оценки результатов деятельности в процессе научного исследования. Можно утверждать, что особенности научно-исследовательской подготовки обучающихся, то есть содержательных, структурных и функциональных компонентов системы дают основание определить основные элементы для концептуальной модели педагогического образования и научно-исследовательской деятельности студентов в условиях и российского университета.

Изучение английского опыта показало, что содержание, структура и функции научно-исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений Англии составляют часть целостного учебного процесса. Главной задачей английских студентов в ходе овладения ими основами методологии и методики исследования является анализ явлений действительности, которые требуют рассмотрения, обоснования механизмов и путей доказательности нового взгляда на эти явления, достижения результатов научного поиска, его развития или трансформации. И именно в объяснении своих результатов и проявляет себя студент как исследователь. Новизна любого исследования заключается именно в обоснованности и разработке научной идеи с позиции выполнения всех необходимых функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высшее образование в Великобритании (Англии, Шотландии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.albioncom.ru/university/england/content.

2. Индикаторы науки: 2017 : статистический сборник. - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - 304 с.

3. Скоробогатова М. Р. Тенденции развития системы подготовки научных кадров в Европе (на примере Великобритании, Германии, Италии и Франции). - М. : Университетская книга, 2017. - 64 с.

4. After 350 years of academic journals its time to shake things up. - URL : https://www.theguar-dian.eom/science/pohtical-science/2015/apr/04/after-350-years-of-academic-joumals-its4ime-to-shake-things-up.

5. Article 10000 Americans come to study - and mostly for free // The Washington Post. - 2016. - 26 February.-P. 20-21.

6.Best universities in Europe 2016: Where can you get value for money? - URL : http://www.time-shighereducation.com/student/news/best-universities-europe-2016-where-can-you-get-value-money.

7. Communication from the commission to the council and the European Parliament European Research Area. Progress report 2014. - Brussels : WPP, 2014. - 134 p.

8. Degrees conferred by sex and race. Fast Facts. National Center for Education Statistics. - URL : https://nces.ed.gov/fast-facts/display.asp?id=72.

9. University of Bristol. Programme Structure - Learning, Leaderchip and Policy (EdD) - What's run in 2015-2016? - URL : http://www.bris.ac.uk/esu/unitprogcat/RouteStructure.jsa?byCohort=N&programmeCode= 9EDUC032R.

10. University of London. - URL : http://www.london.ac.uk/.

11. Xinhua Universities to retain all earnings from research findings. Beijing // English news. - 2016. -19 August.

Статья поступила в редакцию 29.04.2019

REFERENCES

1. Vysshee obrazovanie v Velikobritanii (Anglii, Shotlandii) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.albioncom.ru/university/england/content.

2. Indikatory nauki: 2017 : statisticheskij sbornik. - M. : NIU VShE, 2017. - 304 s.

3. Skorobogatova M. R. Tendencii razvitiya sistemy podgotovki nauchnyh kadrov v Evrope (na primere Velikobritanii, Germanii, Italii i Francii). - M. : Universitetskaya kniga, 2017. - 64 c.

4. After 350 years of academic journals its time to shake things up. - URL : https://www.theguar-dian.com/science/political-science/2015/apr/04/after-350-years-of-academic-joumals-its4ime-to-shake-things-up.

5. Article 10000 Americans come to study - and mostly for free // The Washington Post. - 2016. - 26 February.-R. 20-21.

6. Best universities in Europe 2016: Where can you get value for money? - URL : http://www.time-shighereducation.com/student/news/best-universities-europe-2016-where-can-you-get-value-money.

7. Communication from the commission to the council and the European Parliament European Research Area. Progress report 2014. - Brussels : WPP, 2014. - 134 p.

8. Degrees conferred by sex and race. Fast Facts. National Center for Education Statistics. - URL : https://nces.ed.gov/fast-facts/display.asp?id=72.

9. University of Bristol. Programme Structure - Learning, Leaderchip and Policy (EdD) - What's run in 2015-2016? - URL : http://www.bris.ac.uk/esu/unitprogca1/RouteStructure.jsa?byCohort=N&programmeCode= 9EDUC032R.

10. University of London. - URL : http://www.london.ac.uk/.

11. Xinhua Universities to retain all earnings from research findings. Beijing // English news. - 2016. -19 August.

The article was contributed on April 29, 2019 Сведения об авторе

Погребняк Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Крымского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Pogrebnyak, Natalya Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Crimean Branch of the Russian State University of Justice, Simferopol, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.