Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа получения интегративных знаний'

Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа получения интегративных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / INTEGRATIVE KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрена научно-исследовательская деятельность обучающихся с точки зрения ее преемственности в образовательном процессе непрерывного образования и получения интегративных знаний. Показана необходимость ведения научно-исследовательской деятельности для улучшения качества образования. Определены типы интегративных знаний и их значение для реализации системы непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' RESEARCH ACTIVITY AS A PREDICATE FOR INTEGRATIVE KNOWLEDGE

This article is about scientific research activity of students based on continuity of the educational process in relation to integrative knowledge. The author shows the necessity of research activity for improvement in educational system. Several types of integrative knowledge and their role for continuous professional education system are defined.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа получения интегративных знаний»

Т. Ю. Цибизова*

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗНАНИЙ

В статье рассмотрена научно-исследовательская деятельность обучающихся с точки зрения ее преемственности в образовательном процессе непрерывного образования и получения интегративных знаний. Показана необходимость ведения научно-исследовательской деятельности для улучшения качества образования. Определены типы интегра-тивных знаний и их значение для реализации системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, система непрерывного профессионального образования, преемственность, образовательный процесс, интегративные знания.

T. Tsibizova. STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY AS A PREDICATE FOR INTEGRATIVE KNOWLEDGE

This article is about scientific research activity of students based on continuity of the educational process in relation to integrative knowledge. The author shows the necessity of research activity for improvement in educational system. Several types of integrative knowledge and their role for continuous professional education system are defined.

Key words: scientific research activity, continuous professional education system, educational process, integrative knowledge.

В общественном сознании происходят качественные изменения в понимании мира (научной парадигме), человека и общества, всей цепи политических и социально-экономических отношений. Меняется сам человек, его мировоззрение, установки, взгляды. Все это требует не просто инноваций в педаго-

* Цибизова Татьяна Юрьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Системы автоматического управления», зам. начальника Управления олимпиад и обеспечения контингента МГТУ им. Н.Э.Баумана. E-mail: mumc@bmstu.ru.

гике, а углубления познания сущности образования, более пристального взгляда на воспитание и обучение молодежи.

Изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Сегодня, в условиях появления новых взглядов на приоритетность и престижность тех или иных профессий, одной из основных задач стала задача подготовки молодежи к выбору профессии. Потребность в самоутверждении себя как личности, стремление занять свою позицию в социуме, объективность оценки своих сил и способностей, наряду с востребованностью данной профессии сегодня в обществе, — важнейшие принципы этого выбора.

Традиционно считается, что содержание образования, его уровень определяются требованиями общественного производства, обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития педагогической науки: «Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а также целенаправленное обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями» [БСЭ, 1974, т. 18], что образование ведет к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Невольно взгляды тех, кто творчески осмысливает состояние и перспективы развития образования, обернулись к философии, имеющей опыт не одного тысячелетия в выработке фундаментальных подходов к решению важных проблем человечества, включая проблемы образования и воспитания. Философия задает качественно иные координаты, точки отсчета основных моментов образования, она призвана задать системность, упорядочить понятийный аппарат, содержание, формы и методы образования.

По мнению В. М. Розина, «образование должно создать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности, и всех тех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем» [В. М. Розин, 1999].

В настоящее время процесс становления новой системы отечественного образования ориентирован на ее вхождение в мировое образовательное пространство, что особенно явно начинает проявляться в практической реализации новой образовательной парадигмы, способной трансформировать существующее образовательное пространство этапа перехода «школа-вуз» в важную компоненту системы непрерывного профессионального образования. Это отвечает современным требованиям к образованию, согласующимся с тенденцией усиления значения научно-исследовательской деятельности обучающихся. Проектно-технологи-ческий тип культуры, развивающийся сегодня, и как следствие — глубокие изменения, происходящие в социокультурной, экономической и других областях общественной жизни постиндустриального этапа развития общества обусловливают новую форму организации научно-исследовательской деятельности учащихся, как основы формирования интегративных знаний.

Определяется одна из острейших проблем современного российского образования — сохранение преемственности научно-исследовательской деятельности, сохранение и развитие научных традиций, а также внедрение широкого спектра инноваций, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе непрерывного образования. С этих позиций приоритетной целью Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы является создание условий для эффективного воспроизводства научных, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.

Современные образовательные системы разрабатываются на основе разнообразных концепций и теоретических подходов, а также модифицированных известных и отработанных на практике методик. В концептуальной основе образовательного процесса в МГТУ им. Н. Э. Баумана лежит модификация широко известного

«русского метода обучения ремеслам». Здесь соединяются теоретические знания с практическим применением, ведется подготовка так называемых «инженеров широкого профиля», подразумевающая изучение различных социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, подкрепленных практическими навыками в смежных областях науки, техники и технологии. Применение такого подхода дает возможность формирования интегративных знаний в сфере технических наук и готовить высококвалифицированных специалистов для экономики, производства и промышленности нашей страны.

В ряду первостепенных задач развития социально-значимых подсистем общества — создание системы непрерывного профессионального образования, отвечающего сущности постиндустриального этапа развития общества. Для такой системы необходима разработка теоретико-методологических основ современной педагогической теории. Очевидно, что такое решение должно быть основано на интеграции науки, образования и производства и согласовываться с этапами подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, что предполагает интеграцию довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Разработка форм и методов преемственности научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе «школа-вуз» особенно важна на довузовском этапе, поскольку именно на нем формируется основа творческой, социально активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

В этих обстоятельствах одной из главных задач этапа образовательного процесса «школа-вуз» становится выявление, отбор, мотивация, обучение учащихся проектной, научно-ориентированной деятельности, формирование и поддержка устойчивой склонности к научной и исследовательской деятельности. Постиндустриальный этап современного социально-экономического и социокультурного развития с учетом мировых процессов начинает предъявлять адекватные профессии требования к личности все в более раннем возрасте. Это означает, что личность, предполагающая достичь определенного социального статуса, ориентирована на более раннее определение профессионального выбора.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на создание школы, способной с учётом задач модернизации и инновационного развития образования раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить личность к профессиональной деятельности. «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».

В настоящее время принимаются различные меры поддержки научно-исследовательской деятельности молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастного состава научных и научно-педагогических кадров требует комплекса государственных мер по привлечению и закреплению научных кадров, способных оказать решающее влияние на изменение ситуации в системе высшего профессионального образования.

Изучение развития отечественного образования позволяет выявить определенные противоречия, которые сегодня особенно затрудняют комплексное и эффективное решение проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах. Учитывая, что первоочередной задачей для успешного и устойчивого развития экономики страны является осуществление эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне, разрешение ее целесообразно осуществить педагогическими средствами с позиции теории и методологии непрерывного образования. Это согласуется с актуальностью разработки теоретико-методологических основ постиндустриального образования,

ведущим аспектом которого является преемственность научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе непрерывного образования.

Научную основу разработки теоретико-методологических основ непрерывного профессионального образования с позиции развития преемственности научно-исследовательской деятельности в интегрированном образовательном процессе составляют традиции и инновации в образовательной деятельности.

Философское знание, имеющее опыт не одного тысячелетия в выработке фундаментальных подходов к решению важных проблем человечества, уделяло большое внимание проблемам образования и воспитания, общефилософское осмысление задавало качественно иные координаты, точки отсчета новых тенденций в образовании, поднимало вопросы системности, упорядоченности понятийного аппарата, содержания, форм и методов образования. Б. С. Гершунский отмечает: «Феномен образования может и должен быть осмыслен, прежде всего, на философском уровне, именно этот уровень позволяет, синтезируя данные разных наук, выйти на междисциплинарное представление о ценностных, системных, процессуальных и результативных аспектах образования» [Б. С. Гершунский, 1974]. Следствием такой трактовки выступает представленная автором структурная цепочка, характеризующая ступени образовательного процесса: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет.

Необходимости осуществления научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе посвящены исследования В. М. Розина [В. М. Розин, 1999], В. С. Юркевич [В. С. Юрке-вич, 1980], С. Г. Кара-Мурзы [С. Г. Кара-Мурза, 1981], В. Ж. Келле [В. Ж. Келле, 1988]. Характеризуя научно-исследовательскую деятельность как открытую систему, В. Ж. Келле подчеркивает, что она способна жить и развиваться, лишь обмениваясь энергией и информацией с внешней средой, «если она не будет связываться с общественной практикой, не будет отвечать на запросы общества, ее движение будет постепенно глохнуть».

Таким образом, привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности является частью процесса непрерывного профессионального образования и основой для формирования

у обучающихся интегративных знаний. Вообще, научная деятельность — специфический вид человеческой деятельности, выделившийся на определенном этапе исторического прогресса. Наука представляет собой не какую-то сферу «чистого» познания, а конкретную область социально-детерминированной деятельности по производству знания. Наука есть порождение общества. Она вырастает в конечном счете из потребностей материального производства, развивается на основе общественной практики и поэтому в самом широком смысле является коллективным субъектом познания.

Если мы говорим о научно-исследовательской деятельности и получении интегративных знаний, то необходимо дать основные определения и представления об этих понятиях.

Научная деятельность (по определению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 12 июля 1996 г.) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Знание — проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности, социально обусловлено и обладает различной степенью достоверности.

Научно-исследовательская деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Она включает:

— фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирова-

ния и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

— экспериментальные разработки на базе знаний, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, направленные на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, комплексов, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Интеграция (от лат. Integrum — целое; лат. Integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при целеполагании, определении содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

Научно-исследовательская деятельность сама по себе, по своей сущности, является способом формирования, получения и приобретения интегративных знаний.

Получаемые интегративные знания в результате научно-исследовательской деятельности можно разделить на пять типов:

1) Междисциплинарная (межпредметная) интеграция.

2) Интеграция науки и производства (профессиональной деятельности).

3) Интеграция науки и образования.

4) Интеграция образования и производства (профессиональной деятельности).

5) Интеграция как целостное развитие личности.

Первый тип. Междисциплинарная интеграция возникает при проведении самой научно-исследовательской работы. Необходимость применения математических методов для планирования эксперимента, для изучения физических (химических, биологических, экономических, технологических и др.) процессов исследуемой области или объекта, компьютерная обработка результатов и т.д., вынуждает исследователя получить дополнительные знания по той или иной дисциплине, понять, что разные предметные области взаимосвязаны; дает возможность более углубленного освоения общеобразовательных предметов, улучшает накопление базовых фундаментальных знаний, составляющих основу дальнейшего освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Второй тип. Ранняя профориентация и научно-исследовательская деятельность содействует материализации научных знаний, осуществляет информационную связь в отношениях «накопление — знание — наука» и «наука — производство». Каждый новый результат рождается не только как следствие открытия нового, но и как следствие обобщения и переосмысления уже имевшегося знания, вовлеченного в оборот системой непрерывного профессионального образования. В этом методологическом смысле накопленные научные знания становятся орудием дальнейшей познавательной и практической деятельности.

М. Вебер, выступая в 1918 году в Мюнхенском университете с докладом «Наука как призвание и профессия», в котором ставил целью показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и специалистов, сказал: «Наука, прежде всего, разрабатывает технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей. Наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними. Наконец, дело науки в обретении ясности... То есть, дело науки, занимая определенную позицию, следует в соответствии с опытом науки применить соответствующие средства для достижения поставленной цели» [М. Вебер, 1991].

Любой специалист должен получать не только определенную сумму знаний, но и самое главное — самостоятельно применять и расширять свои знания, проявлять научное творчество в своей профессиональной деятельности, используя в конкретной работе все новое полезное, что содержится в интенсивном потоке современной информации.

Третий тип. Научно-исследовательская деятельность осуществляет связь научной и педагогической деятельности. Чтобы стало возможным глубокое усвоение в процессе обучения накопленных человечеством знаний, необходимо их соответствующе обработать, превратить в учебную информацию. Эта аналитико-синтетическая обработка применительно к нуждам сферы образования — одна из составляющих научно-исследовательской деятельности. Продукты исследовательской деятельности перерабатываются и включаются в процессы обучения. Словом «образование» обозначается как минимум три взаимосвязанных объекта: специально организованная система передачи опыта; процесс передачи опыта и результат — суммарный или частичный опыт.

Интеграция науки и образования в системе уровневого перехода «школа-вуз» — «это процесс овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей» [Л. А. Маркова, 1987].

Четвертый тип. К числу первых попыток изучения вопросов интеграции образования и профессиональной деятельности относятся исследования русского инженера-механика П. К. Эн-гельмейера [П. К. Энгельмейер, 1898]. Он предлагал схему решения изобретательской задачи: 1) интуиция и желание; 2) знания и рассуждения, 3) умение. Структура творческой технической деятельности в образовательном процессе школьников имеет сложный характер. Здесь можно выделить такие основные компоненты, как наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение, мануальную ловкость, знание техники, умение пользоваться творческими методами решения задач, профориентационная направленность. Исследовательская деятельность способствует воспитанию любви к труду, заинтере-

сованного отношения к делу и потребности выполнить работу качественнее с меньшими затратами.

Выбор содержания образования зависит от сформированного на каждом этапе развития общества понимания категории «образованность». Поэтому сам процесс образования должен не только обеспечивать воспроизводство представления о продукте образования, но и сам формировать это представление.

Пятый тип. В теории и практике образования школьников место исследовательской деятельности, научно-технического творчества определяется необходимостью развития человека как личности. Личность учащегося, склонного к научно-исследовательской деятельности, рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, которое характеризуется стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и научной культуры.

Таким образом, творческая самостоятельность в процессе научно-исследовательской деятельности рассматривается как интегральное качество личности, включающее интеллектуально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты ее структуры, связанные между собой на функциональном уровне и проявляющиеся в продуктивной, творческой деятельности.

Если раньше общество могло себе позволить формировать интегративные знания, получаемые в процессе научно-исследовательской деятельности, только в высших учебных заведениях, то в условиях постиндустриального общества необходимо начинать процесс непрерывного профессионального образования с обучением ведению исследовательской деятельности как можно

в более раннем возрасте, как минимум в средней школе. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту сферу деятельности, чтобы требования, которые она предъявляет к обучающемуся, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Организация научно-исследовательской деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования должна быть постоянной, планомерной, направленной на поэтапное обучение методам НИР (научно-исследовательской работы), требованиям к ее выполнению и оформлению, правильностью изложения и защиты, вырабатывающей у молодых людей умение, желание, необходимость и стремление к занятиям наукой, проектированием, исследованиями, творчеством.

Наиболее эффективным подходом здесь является сквозная программа «школьник — студент — специалист», позволяющая начать обучение в системе довузовской подготовки, продолжить во время обучения студента в вузе и выпускать научно-ориентированного, способного к научно-исследовательской работе специалиста, обладающего сформированными в процессе образования интегративными знаниями.

Задача научно-исследовательской деятельности в системе непрерывного профессионального образования — воспитать будущих молодых ученых и специалистов так, чтобы, получив профессию и выйдя в жизнь, наша страна получила целеустремленных и энергичных молодых специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику, фундаментальные научные разработки и пополнить ряды преподавательского состава и высококвалифицированных кадров.

Список литературы

Большая советская энциклопедия. 3-е изд.: В 30-ти т. / Под ред. А. М. Прохорова. Т. 18. М., 1974.

Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.

Розин В. М. Философия образования: Дополн. учеб. пособие по курсу «Философия». Кострома, 1999.

Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. № 2.

Кара-Мурза С. Г. Проблемы организации научных исследований. М., 1981.

Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. Вебер М. Наука как признание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Маркова Л. А. Наука, история и историография Х1Х—ХХ вв. /Отв. ред. В. Ж. Келле. М., 1987.

Энгельмейер П. К. Технический итог Х1Х-го. М., 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.