Научная статья на тему 'Проектирование учебных заведений интегративного типа'

Проектирование учебных заведений интегративного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА / ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ И МНОГОУРОВНЕВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются проблема проектирования учебных заведений интегративного типа, обеспечивающая разработку новых организационных структур, расширение диапазона деятельности профессиональных учебных заведений, интеграция профессий и содержания образования, интенсификация учебно-воспитательного процесса, внедрение инновационных педагогических систем и др. Определены особенности учебного заведения интегративного типа; теоретические основы проектирования учебного заведения интегративного типа, включающие: прогностику социально-экономического развития страны и региона; особенности региональной политики развития профессионального образования, тенденции развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING EDUCATION INSTITUTIONS INTEGRATIVE TYPE

The paper considers the problem of designing an integrative educational institutions such as to enable the development of new organizational structures, broadening the range of vocational training institutions, the integration of professions and educational content, the intensification of the educational process, the introduction of innovative educational systems, etc. The features of the institution of the integrative type, the theoretical fundamentals of design school of integrative type, including: prognostics of socio-economic development of the country and the region, particularly the regional policy of development of vocational education, professional education trends.

Текст научной работы на тему «Проектирование учебных заведений интегративного типа»

УДК 37

С.М. МАРКОВА, д.п.н., профессор зав. кафедрой теории и методики профессионального образования НГПУ им. К.Минина, [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА S.M.Markova

DESIGNING EDUCATION INSTITUTIONS INTEGRATIVE TYPE

В статье рассматриваются проблема проектирования учебных заведений интегративного типа, обеспечивающая разработку новых организационных структур, расширение диапазона деятельности профессиональных учебных заведений, интеграция профессий и содержания образования, интенсификация учебно-воспитательного процесса, внедрение инновационных педагогических систем и др.

Определены особенности учебного заведения интегративного типа; теоретические основы проектирования учебного заведения интегративного типа, включающие: прогностику социально-экономического развития страны и региона; особенности региональной политики развития профессионального образования, тенденции развития профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, регион, учебное заведение интегративного типа, интеграция и дифференциация, непрерывность и многоуровневость.

The paper considers the problem of designing an integrative educational institutions such as to enable the development of new organizational structures, broadening the range of vocational training institutions, the integration of professions and educational content, the intensification of the educational process, the introduction of innovative educational systems, etc. The features of the institution of the integrative type, the theoretical fundamentals of design school of integrative type, including: prognostics of socio-economic development of the country and the region, particularly the regional policy of development of vocational education, professional education trends.

Key words: professional education, region, type of institution integrative, integration and differentiation, continuity and multi-level.

Современный уровень развития общества, образования и производства требует высококвалифицированных, профессионально компетентных, профессионально мобильных рабочих и специалистов, обладающих несколькими профессиями, высокой культурой поведения и профессиональной деятельности, динамичной квалификации. Это возможно при условии обеспечения многоуровневой, непрерывной профессиональной подготовки, наличия преемственности образовательных структур и возможности получения интегративного и дифференцированного по уровню образования.

В связи с возникшими противоречиями между требованиями рынка труда и существующей системой профессиональной подготовки специалистов возникла объективная необходимость качественного изменения педагогического процесса. В начальном и среднем профессиональном образовании это выражается в следующих аспектах: разработке новых организационных структур, расширении диапазона деятельности профессиональных учебных заведений, интеграции профессий и содержания образования, интенсификации учебно-воспитательного процесса, внедрении инновационных педагогических систем и др.

В педагогической науке проводятся исследования по проектированию и реализации эффективных систем образования с учетом изменяющихся условий производства,

направленных на интеграцию социально-экономических, научно-технических, психологопедагогических, культурологических, производственных факторов. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли ученые профессиональной педагогики: С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, С.М. Маркова, А.М. Новиков, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, А.Х. Шкляр и др. [1, 3].

В реальной практике наблюдаются интегративные тенденции в становлении новых типов учебных заведений, которые имеют опыт формирования рабочих и специалистов интегративного типа.

В исследовании подтверждено, что появление новых типов учебных заведений необходимо рассматривать как объективный процесс, соответствующий новым социальноэкономическим изменениям и отвечающий запросам потребителей образовательных услуг и индивидуальным интересам молодежи, незанятого населения. Установлено, что реализация идеи расширения в образовательной профессиональной сфере границ проектирования характерна не только в рамках внутренних факторов развития региона, учебного заведения, предметной образовательной системы, технологии обучения, но и в статусе ее решения на уровне внешних факторов развития, что дает возможность выйти на создание учебных заведений интегративного типа, основанного на «обобщенности, профессиональной взаимообусловленности, уплотненности педагогических процессов, организационных структур и типов учебных заведений» (А.П.Беляева) [1].

Доказано, что осуществляемая связь внешних и внутренних факторов, обеспечивающих развитие профессионального образования, интеграцию профессий, проектирование новых типов учебных заведений и создание модели будущих специалистов, обеспечивает объективную необходимость развития культурно-творческой деятельности, внедрения интенсивных педагогических систем обучения, организации обучения на многоуровневой интегративно-дифференцированной основе.

Совокупность взаимоотношений всех факторов позволила создать профессиональное учебное заведение интегративного типа, создать гибкую структуру управления, отвечающую потребностям рынка и позволяющую удовлетворить возрастающие потребности в образовательных услугах молодежи и незанятого населения.

Создание учебных заведений нового типа ориентировано на принципы качественного многообразия, динамизма, вариативности, многоуровневости, многопрофильности профессиональной подготовки, основано на интеграции различных типов учебных заведений и производственных структур, направлено на обеспечение возможности гибко реагировать на меняющиеся потребности экономики, рынка труда, системы подготовки конкурентоспособных, социально защищенных молодых рабочих и специалистов.

Учреждения начального и среднего профессионального образования, являясь составной структурой непрерывного профессионального образования, выполняют важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, культурологические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции, в совокупности имеющие целью формирование особого социально-интегративного типа работника, являющегося субъектом социально-профессиональной деятельности [3].

Создание учебных заведений интегративного типа базируется на прогностике социально-экономического развития страны, региона, воспроизводстве социальных структур общества, что вызывает необходимость выделить профессионально-квалифицированный состав рабочих и специалистов. Важное значение имеет определение региональной политики развития профессионального образования [3].

На основе исследования, проведенного в Нижегородском регионе, выявлено, что механизмом регулирования развития учреждений начального и среднего профессионального образования, конечным критерием которых является занятость и трудоустройство, являются направления социально-экономического развития экономики и промышленности региона.

Специфическими особенностями Нижегородского региона являются развитие многих видов промышленного производства (электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, топливной, химической и нефтехимической, стекольной, пищевой, легкой промышленности, промышленности строительных материалов), агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта, связи; ресурсный потенциал, высокий уровень занятости населения, высокий уровень развития сферы услуг, образования, здравоохранения.

Исследование региональных особенностей развития профессионального образования Нижегородской области показало, что основной его задачей является создание оптимального уровня обеспечения регионального рынка образовательными услугами с учетом профессионально-квалифицированного менталитета и межрегиональных отношений. Изучение состояние экономики рынка труда и рынка образовательных услуг позволили сделать вывод, что для обеспечения занятости и трудоустройства необходимо готовить конкурентоспособных, высококвалифицированных выпускников, формировать интегрированные знания, умения и навыки высокого уровня профессионализма и квалификации, развивать ценностные ориентации, культурно-творческую деятельность [2].

Немаловажную роль в оценке сбалансированности региональной системы профессионального образования играют показатель соответствия существующей сети профессионального образования отраслевой структуре экономики региона, а также показатель степени удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах существующей системой подготовки.

Анализ территориально-отраслевой структуры подготовки рабочих и специалистов в регионе показал неравномерность развития сети учебных заведений различных типов, а анализ степени удовлетворения потребности в специалистах - недостаточность мощности профессиональных учебных заведений.

Высокий уровень профессиональной мобильности требует совершенно другого подхода к организации процесса обучения: программы должны быть максимально

интегрированы и обеспечивать деятельностную направленность, где формирование и развитие необходимых профессионально важных умений и качеств обучаемого становится основой для организации учебного процесса. Только это может обеспечить подготовку специалиста, способного мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, быстрой смене профессий и сфере деятельности, и, если надо, эффективно осваивать специальности в режиме самообучения.

Существующие в регионе типы профессиональных учебных заведений, включающие и допрофессиональную подготовку молодежи, новые образовательные структуры, ведущие переподготовку и повышение квалификации кадров, являются составными звеньями профессионального образования. Все они должны тесно взаимодействовать в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающего на выходе профессионально компетентных кадров разных уровней квалификации в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования должны стать микросоциально-экономической системой, осуществляющей взаимосвязь социальнообразовательной и производственно-экономической сфер.

В современных условиях развития общества важнейшее значение приобретает профессиональное культурно-творческое развитие студентов. Профессиональные учебные заведения ставят своей целью не только вооружить обучающихся профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обеспечить социокультурное развитие каждой личности, ее способность к реализации своего творческого потенциала. В условиях перестраивающейся экономики возрастает важность таланта, инициативы, творчества людей. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа,

основу действий которого составили бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество.

Создание учебного заведения интегративного типа (Нижегородский индустриальный техникум) обусловлено следующими социально-экономическими, научно-техническими, психолого-педагогическими, культурологическими требованиями: расширение объемов межотраслевой подготовки; переход к массовому возникновению малых и средних предприятий различных форм собственности; ориентация на требования мировой экономической системы; повышение профессионализма и квалификации; формирование потребностей общества в резком повышении уровня общей и профессиональной культуры рабочих и специалистов; совершенствование психолого-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки с учетом индивидуальных способностей личности; развитие культурно-творческой деятельности; широкое внедрение информационных технологий; подготовка по интегрированным профессиям; овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками на уровне высшей рабочей квалификации; способность к самообразованию, переобучению в течение всей профессиональной деятельности; овладение несколькими профессиями; ориентация на требования рынка труда [2].

Исследование показало, что многоуровневая система профессионального образования позволяет решить задачу интеграции и дифференциации образовательных услуг, обеспечивающей подготовку рабочих и специалистов различного профессиональноквалификационного уровня.

Ведущими принципами концепции являлись: научность, доступность, непрерывность, многоуровневость, многопрофильность, адаптивность, преемственность, единство педагогической и производственной деятельности, технологичность, экологичность, взаимосвязь различных видов деятельности и др.

Особенностями учебного заведения интегративного типа является взаимосвязь гуманитарного, культурно-творческого, естественнонаучного, профессионального образования; единство нескольких образовательных структур с получением начального, среднего и дополнительного образования в зависимости от потребностей и способностей учащихся; взаимосвязь учебно-познавательной, учебно-производственной, культурнотворческой деятельности.

Нижегородский индустриальный техникум как учебное заведение интегративного типа представляет собой новый тип учебного заведения, обеспечивающего достижение целей и решение задач становления личности специалиста-профессионала, общего, профессионального, культурно-творческого развития.

Учебное заведение реализует дифференцированные образовательные услуги по профилям подготовки для всех групп населения, позволяющей молодому человеку овладеть несколькими профессиями и получить полное общее, профессиональное, дополнительное образование на основе начального и среднего профессионального образования, единства, взаимосвязи и преемственности образовательных структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева/ Ин-т профтехобразования РАО. - СПб., 1999. - 480 с.

2. Варакса ,С.А. К вопросу о проектировании учебного заведения интегративного типа / С.А. Варакса //Вестник ВГИПУ: научно-методический журнал. - Н. Новгород: ВГИПУ. -2006. - С.171-173.

3. Маркова С.М. Концетуальные основы проектирования учебных заведений интегративного типа / С.М.Маркова. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. - 170 с.

© Маркова С.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.