Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как компонент личностно-профессионального становления педагога-музыканта: теоретический и практический аспекты'

Научно-исследовательская деятельность как компонент личностно-профессионального становления педагога-музыканта: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / личностно-профессиональное становление педагога / профессиональная подготовка педагога-музыканта / педагог-музыкант / магистерская образовательная программа / research activities / personal and professional development of a teacher / professional training / teacher-musician / master’s educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетьман Виктория Викторовна

Статья посвящена проблеме личностно-профессионального становления педагога-музыканта в процессе научно-исследовательской деятельности. Выделены и рассмотрены: интегративный, междисциплинарный, практико-ориентированный и личностно-профессиональный факторы, определяющие ее специфику. На примере реализации магистерских образовательных программ раскрыты теоретический и практический аспекты подготовки специалиста к научно-исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей его личностно-профессионального становления и реализации в социокультурных условиях современного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетьман Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activities as a component of personal and professional development of a teacher-musician: Theoretical and practical aspects

The article is devoted to the problem of the personal and professional development of a teacher-musician in the process of research activities. The following points are identified and considered: integrative, interdisciplinary, practice-oriented and personal-professional factors that determine its specificity. Using the example of the implementation of master’s educational programs, the theoretical and practical aspects of preparing a specialist for research activities as an integral component of their personal and professional development and implementation in the sociocultural conditions of modern music education are revealed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как компонент личностно-профессионального становления педагога-музыканта: теоретический и практический аспекты»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-69-79 УДК 378

В.В. Гетьман

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Научно-исследовательская деятельность как компонент

личностно-профессионального становления педагога-музыканта: теоретический и практический аспекты

Статья посвящена проблеме личностно-профессионального становления педагога-музыканта в процессе научно-исследовательской деятельности. Выделены и рассмотрены: интегративный, междисциплинарный, практико-ориентированный и личностно-профессиональный факторы, определяющие ее специфику. На примере реализации магистерских образовательных программ раскрыты теоретический и практический аспекты подготовки специалиста к научно-исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей его личностно-профессионального становления и реализации в социокультурных условиях современного музыкального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, личностно-профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога-музыканта, педагог-музыкант, магистерская образовательная программа

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Гетьман В.В. Научно-исследовательская деятельность как компонент личностно-профессионального становления педагога-музыканта: теоретический и практический аспекты // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 69-79. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-69-79

© Гетьман В.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License к^^НЗ^В The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

о

CD

^ о

X X

ct .0

О

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X c^ и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-69-79 V.V. Getman

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Research activities as a component of personal and professional development of a teacher-musician: Theoretical and practical aspects

The article is devoted to the problem of the personal and professional development of a teacher-musician in the process of research activities. The following points are identified and considered: integrative, interdisciplinary, practice-oriented and personal-professional factors that determine its specificity. Using the example of the implementation of master's educational programs, the theoretical and practical aspects of preparing a specialist for research activities as an integral component of their personal and professional development and implementation in the sociocultural conditions of modern music education are revealed.

Key words: research activities, personal and professional development of a teacher, professional training, teacher-musician, master's educational program

CITATION: Getman V.V. Research activities as a component of personal and professional development of a teacher-musician: theoretical and practical aspects. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 69-79. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-69-79

Наука и Искусство - это ветви одного и того же дерева.

А. Эйнштейн

Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта представляет собой сложный процесс, осуществляющийся поэтапно на всех ступенях предпрофессионального, профессионального и постпрофессионального образования, самосовершенствования и самореализации,

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

ш о_ю

F с о

-СО

70

и включающий широкий спектр содержательных, организационных, функциональных и практико-ориентированных компонентов. Научно-исследовательская деятельность, в данном контексте, имеет особое значение, т.к. пронизывает, косвенно или напрямую, весь процесс профессиональной подготовки и становления будущего специалиста - педагога-музыканта [5].

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1998 г. № 127-ФЗ научно-исследовательская деятельность (НИД) определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (https://base.garant.ru/135919/ ?ysclid=lqyzpmozt3857816455).

Говоря о научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта, необходимо обозначить ее специфику, которая обусловлена рядом факторов. В частности, первый фактор связан с интегративной основой данного вида деятельности, ядром которой выступает сам педагог-музыкант и его полифункциональная направленность профессиональной самореализации в сферах образования, музыкальной культуры и искусства, культурно-просветительской и социокультурной и др. Поэтому неслучайно в качестве эпиграфа к данной статье выбрано высказывание А. Эйнштейна, которое очень точно отмечает интегративное ядро исследовательской деятельности в области музыкальной науки, искусства и педагогики. Такая интеграция позволяет расширить рамки музыкальной педагогики и образования и наполнить содержание научного исследования междисциплинарным контекстом. Это, в свою очередь, обусловливает второй фактор, который связан с междисциплинарным принципом научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта. Речь идет о сопряженных направлениях научного знания, которые привлекаются исследователем в качестве теоретико-методологического базиса для обоснования теоретических положений и разработки методических средств или технологий. В качестве междисциплинарных направлений могут выступать философия, история, социология, культурология, эстетика, этика, антропология, синергетика, герменевтика и др. - дисциплины, помогающие раскрыть проблему исследования на философском уровне. 0

На общенаучном уровне для исследовательской деятельности педа- | о гога-музыканта представляют интерес такие дисциплинарные направления, как история и теория педагогики, общая и возрастная психоло- ^ § | гия, биология и физиология, медицина и фониатрия,

театральная, музейная и кинопедагогика и др. Даже этот перечень 5-е-й

о ° ^

направлений научного знания, используемый в исследовательской дея- ^ рэ тельности педагогов-музыкантов, свидетельствует о широкой палитре

междисциплинарных проблем, которые стали предметом изучения в музыкальной педагогике и психологии.

Особый интерес представляют сегодня исследования, связанные с вопросами музыкальной лингвокультурологии, музыкальной герменевтики, арт- и музыкотерапии и т.д. [3; 4; 6]. Говоря о частнонаучном уровне методологического анализа, междисциплинарность проявляется прежде всего во взаимосвязи музыкознания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии и отдельных направлений вышеназванных научных дисциплин, которые связаны с музыкальной сферой, как например, музыкальная эстетика, музыкальная культурология, музыкальная антропология и др. [1]. Таким образом, принцип междисци-плинарности проявляется на горизонтальном и вертикальном уровнях, что изначально определяет поликонтекстную направленность научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта.

Третий фактор, раскрывающий специфику научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта, связан с ее прикладной - практико-ориентированной направленностью. Независимо от выбора направления темы исследования или аспекта проблемы, необходимо, чтобы она была спроецирована на современный процесс музыкально-педагогического процесса и образования, обозначены ее актуальность и востребованность в практике сегодня, и разработано такое методическое обеспечение, которое позволит осуществлять применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Четвертый фактор, определяющий специфику научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта, связан с его личностно-про-фессиональными взглядами, интересами, потребностями и т.д., которые в своей основе объединяют исполнительский и психолого-педагогический аспекты. Безусловно, личностные приоритеты и мировоззренческие принципы выступают определяющими векторами профессиональных интересов и потребностей, и именно они, в определенной степени, формируют направленность и выбор тематики и аспектов проблемы исследования.

Кроме этого, выбор направления научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта может осуществляться двумя путями: от теории к практическому подтверждению гипотезы, и от практического опыта к теоретическому обоснованию и обобщению. Первый путь наиболее характерен для обучающихся, которые только входят в контекст

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^ ф I X

Z х 1

у 2 профессиональной деятельности и знакомятся с «живым» процессом

CK

^.д.™ музыкального образования. Поэтому, имея определенный багаж тео-8 ретической подготовки, они моделируют образовательную ситуацию

m и-ш

г- С О

в определенный музыкально-педагогический процесс. И таким образом

пытаются сначала на теоретическом уровне, а потом и в процессе эмпирической апробации проверить правильность предполагаемых результатов - выдвинутой гипотезы, подтвердив или опровергнув ее. Однако для большинства педагогов-музыкантов, приоритетно занимающихся исполнительской и педагогической деятельностью, наиболее распространенным является второй путь - от практического опыта к теоретическому обобщению. Это не случайно, т.к. музыканты мыслят себя прежде всего исполнителями и педагогами. Об этом свидетельствует вся история отечественного и мирового музыкального исполнительского искусства. Много примеров обобщения музыкального и педагогического опыта представлено в работах великих мастеров, которые писались на протяжении всего творческого пути или на этапе его завершения, как «лебединая песня» (единственная книга Г.Г. Нейгауза, И.З. Зетеля, Е.Я. Либермана, две книги Г.М. Коган и мн. др.). Безусловно, нельзя сказать, что первый путь хуже второго или наоборот. Следуя известному выражению: «если бы молодость знала, если бы старость могла», они оба по-своему важны и ценны. Мастером не рождаются, а становятся, и этот путь становления педагога-музыканта начинается на этапе пред-профессионального образования.

В современных социокультурных условиях профессиональное становление и самореализация педагога-музыканта осуществляются в полифункциональном контексте. Наряду с исполнительской, педагогической, просветительской, организационной и др., сегодня одним из важных видов его деятельности является научно-исследовательская. И для того, чтобы молодой специалист - педагог-музыкант, мог осуществлять ее грамотно, последовательно, творчески и результативно, необходимо сформировать у него необходимые знания, умения и навыки на этапе профессиональной подготовки (учреждения среднего и высшего профессионального образования).

В качестве примера рассмотрим процесс подготовки к научно-исследовательской деятельности педагогов-музыкантов как компонент его личностно-профессионального становления в рамках освоения магистерских образовательных программ («Музыкальная культура и искусство», «Музыкальное искусство и образование», «Музыкальное искусст- 0 во и образование в контексте отечественной культуры», «Современные | о технологии музыкального образования и музыкотерапии») по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» на музыкальном факульте- ^ § | те Московского педагогического государственного университета. ^ у т

В данном процессе можно выделить два аспекта - теоретиче- ^-е-^

„ о о а.

ский и практический, которые соотносятся с теоретико-методологиче- ^ рэ ской и практико-ориентированной подготовкой, соответственно [2; 7]. *

Теоретико-методологическая подготовка представлена следующими дисциплинами: «Философия научного познания», «Методология исследовательской деятельности в области музыкальной культуры и образования», «Музыкальное искусство и образование как объекты научного исследования», которые входят в обязательную часть первого блока дисциплин социально-гуманитарного и предметного модулей. Данные курсы изучаются на протяжении первого года обучения и по логике содержания дополняют друг друга, исходя из принципа от общего к частному. Также необходимо заметить, что в содержании каждой дисциплины учитывается специфика направленности магистерских образовательных программ (в данном случае, музыкальная культура, искусство и образование) и контингент обучающихся (русскоязычные и иностранные обучающиеся) факультета музыкального искусства. Так, например, дисциплина «Философия научного познания» раскрывает понятие и становление научного знания в социально-гуманитарном контексте, взаимосвязь науки с социальными институциями (искусство, религия, образование и др.), функции науки и научные школы; научные принципы познания и его структуру и др. вопросы, связанные с философско-методологическим базисом научного исследования. Таким образом, данная дисциплина направлена на формирование у педагогов-музыкантов общекультурной (универсальной) компетенции: УК-1 - способность системного критического мышления, проявляющаяся в осуществлении критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, а также в возможности вырабатывать стратегию действий1.

Содержание курса «Методология исследовательской деятельности», в контексте вышеобозначенных программ, спроектировано с учетом специфики направления профессиональной подготовки педагога-музыканта. Поэтому вопросы и проблемы методологического анализа и исследовательской деятельности рассматриваются с точки зрения искусствознания, педагогики и психологии музыкального образования. В частности, содержание дисциплины включает следующие основные темы: методология научного исследования в контексте музы-0 кознания, педагогики и психологии музыкального образования, мето-I о дологические подходы и принципы анализа проблем музыкального искусства и образования, сущность и структура методологического ^ g I анализа в области музыкального искусства и образования, содержание ^ и 2 и методологическая характеристика научного аппарата исследования,

05 ai ° п го о ° ^ ш s—о

[= о 1 ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое обра-

1зование. С изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.

структура и содержание научного исследования в области педагогики и психологии музыкального образования: историко-теоретический, методический и педагогический (практический) анализ проблемы, художественно-творческий проект как вид музыкально-педагогического исследования, виды исследовательской деятельности педагога-музыканта, методы научного исследования и технологии их применения в разных видах научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта, стили научно-литературного текста, технологические аспекты работы над литературным оформлением содержания научного исследования [2; 3; 7].

В процессе освоения данного курса у обучающихся - педагогов-музыкантов формируются исследовательские (теоретические и практические) компетенции: способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2), способности проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8)2, а также формирование готовности магистрантов к осуществлению научно-исследовательской деятельности в области искусствознания, педагогики и психологии музыкального образования.

Следуя логике от общего к частному, третья дисциплина «Музыкальная культура, искусство и образование как объекты научного исследования» связана с рассмотрением вышеобозначенных вопросов в искусствоведческом и музыкально-педагогическом контекстах. Выстраивается, таким образом, классическая структура методологической подготовки педагога-музыканта к научно-исследовательской деятельности, включающая философский, общенаучный и частнонаучный уровни. Содержание данного курса включает:

- анализ ключевых категорий (культура, музыкальная культура, музыкальное искусство, образование, педагогика, психология, профессиональное и общее музыкальное образование, профессиональная культура педагога-музыканта и др.) с точки зрения разных методологических подходов, опираясь на научные источники отечественной и мировой гуманитарной мысли;

- в контексте трех направлений: историко-культурном, герменевтическом и психолого-педагогическом, рассматриваются примерная

ментариями и понятийным словарем. М., 2013.

го ^

^ о

X I

Ч -о

тематика и спектр проблем, которые являются наиболее актуальными

^ ? к

и представляют научный интерес для современной практики музы- -т о Ц кального образования всех уровней (ДМШ, СПО, вуз); ^ у 2

-

О °

о

2 Федеральный закон «Об образовании в российской федерации»: полный текст, с ком- с^о

- практическая часть курса связана с овладением навыками работы с различными видами научно-исследовательской деятельности, в том числе: навыками теоретического анализа и написания аннотации, рецензии на публикации в области музыкального искусства и образования; умение составлять план и текст доклада для публичного выступления; написание статьи и эссе; умение делать сжатый и развернутый план - тезисы к одному из разделов научного исследования, реферата.

Таким образом, содержание курса «Музыкальная культура, искусство и образование как объекты научного исследования» ориентировано на овладение педагогами-музыкантами и теоретическими знаниями работы с научными литературой, текстами, и практическими навыками различных видов научно-исследовательской деятельности. В результате у педагогов-музыкантов формируются следующие компетенции, которые, безусловно, коррелируют с областью музыкознания, педагогикой и психологией музыкального образования: обучающийся способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5); способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8); способен применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-2); способен руководить исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-3)3. Как можно заметить, если в контексте первой дисциплины «Философия научного познания» обозначена общекультурная компетенция, то относительно второй и третьей, помимо универсальных, указаны общепрофессиональные и профессиональные, что еще раз свидетельствует о логике методологической подготовки: от общего к частному, и от философского к частнонаучному уровню педагога-музыканта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретико-методологическая подготовка будет неполной, если она не подкреплена практикой научно-исследовательской работы. Поэтому, согласно ФГОС по направлению 44.04.01 «Педагогическое образова-2 о ние», в магистерских образовательных программах предусмотрен соот-g: ¡5 ветствующий вид практики - научно-исследовательская работа, которая | g I осуществляется на протяжении всего процесса обучения. Кратко дадим х 5 2 анализ ее цели и задач, содержания и форм проведения.

« ш ° п го о ° ^

с^о 3 Федеральный закон «Об образовании в российской федерации»: полный текст, с ком-

ментариями и понятийным словарем. М., 2013.

Производственная практика по научно-исследовательской работе является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в рамках магистерской программы и проходит параллельно с теоретическим обучением. Это позволяет реализовать принцип взаимосвязи теории и практики непосредственно в «живом» образовательном процессе и способствует осуществлению корреляции между вышерассмотренными курсами и эмпирической деятельностью обучающихся. В отличие от теоретических дисциплин, которые изучаются на первом году обучения, практика по научно-исследовательской работе осуществляется в течение всего периода освоения образовательной программы, что дает возможность поэтапно разрабатывать теоретико-методические положения и апробировать на практике эмпирический инструментарий исследования.

Апробация результатов научно-исследовательской деятельности осуществляется посредством участия в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах научно-методических работ и проектов студентов, посредством публикаций в научных изданиях и т.д. Эти и другие виды научно-исследовательской деятельности являются необходимыми этапами не только в овладении знаниями и навыками, но и в последовательном движении работы над магистерской диссертацией, которая, в данном контексте, является основным показательным результатом освоения образовательной программы и сформированно-сти определенных компетенций. Объединяя, таким образом, в своем содержании теоретическую и эмпирическую составляющие, практика по научно-исследовательской работе способствует формированию и совершенствованию всех трех групп компетенций (общекультурные -универсальные, общепрофессиональные, специальные - профессиональные) будущего специалиста - педагога-музыканта.

Резюмируя вышесказанное, можем говорить о том, что в контексте рассмотренных магистерских образовательных программ разработана и реализуется целостная модель подготовки специалиста предметной области «Музыкальное искусство и образование» к научно-исследовательской деятельности, включающая теоретико-методологическую и практико-ориентированную составляющие. Данная модель являет 2 о собой образец междисциплинарной и теоретико-практической интег- ^ ¡5 рации. И самое главное, ее реализация способствует формированию | ^ | компетенций и личностно-профессиональному становлению педагога- х 5 2 музыканта, делая его востребованным и конкурентоспособным в сов- ^.д- ™ ременном образовательном сообществе и социокультурном пространст- § ^ю ве общества.

Библиографический список / References

1. Гетьман В.В. Педагогическая система профессионального становления педагога-музыканта: Монография. Орёл, 2018. [Getman V.V. Pedagogicheskaya sistema professionalnogo stanovleniya pedagoga-muzykanta [Pedagogical system of professional development of a teacher-musician]. Oryol, 2018.]

2. Методология педагогики: Монография / Александрова Е.А. и др.; Под общ. ред. В.Г. Рындак. М., 2018. [Alexandrova E.A. et al. Metodologiya pedagogiki [Pedagogical methodology]. V.G. Ryndak (ed.). Moscow, 2018.]

3. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина: Монография / Абдуллин Э.Б., Анисимов П.В., Банникова Е.И. и др.; Под науч. ред. Э.Б. Абдуллина. 2-е изд. М., 2009. [Abdullin E.B., Anisimov P.V., Bannikova E.I. et al. Metodologiya pedagogiki muzykalnogo obrazovaniya. Nauchnaya shkola E.B. Abdullina [Methodology of music education pedagogy. Scientific school E.B. Abdullina]. E.B. Abdullin (ed.). 2nd ed. Moscow, 2009.]

4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / Галкин В.В., Зуева Д.С., Волков А.Е. и др.; Под ред. А.А. Климова. М., 2016. [Galkin V.V., Zueva D.S., Volkov A.E. et al. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: vyzovy novogo desyatiletiya [Modernization of Russian education: Challenges of the new decade]. A.A. Klimov (ed.). Moscow, 2016.]

5. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2004. [Pedagogika professionalnogo obrazovaniya [Pedagogy of vocational education]. V.A. Slastyonin (ed.). Moscow, 2004.]

6. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов, 2005. [Tsypin G.M. Dissertatsionnoe issledovanie v oblasti muzykalnoy kultury i pedagogiki (problemy soderzhaniya, formy, yazyka i stilya) [Dissertation research in the field of musical culture and pedagogy (problems of content, form, language and style)]. Tambov, 2005.]

7. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. 4-е изд., стереотип. М., 2013. [Shipilina L.A. Metodologiya psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy [Methodology of psychological and pedagogical research]. 4th ed. Moscow, 2013.]

Статья поступила в редакцию 18.07.2023, принята к публикации 02.09.2023 го ° The article was received on 18.07.2023, accepted for publication 02.09.2023

x X

4 £ ° 5 t: ? ^ ш x x

Z о I

x S ¡2 * tf °

n tr TO о О о. ш

F i= о

Сведения об авторе / About the author

Гетьман Виктория Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э.Б. Абдуллина факультета музыкального искусства Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет Victoria V. Getman - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education of the Faculty of Musical Art of the Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University E-mail: Nika-m19@bk.ru

о

CD |_

^ о

X I

ct .0

О ^

1— CD к

Ol I X

z О I

X X и CD m

CK X c^ и Ol о СП CD

о о

ш о_ю

н- с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.