Научная статья на тему 'Основные положения педагогической системы профессионального становления педагога-музыканта'

Основные положения педагогической системы профессионального становления педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / КОМПЛЕКС МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / PEDAGOGICAL SYSTEM / PROFESSIONAL FORMATION OF A MUSICIAN-TEACHER / COMPLEX OF METHODOLOGICAL APPROACHES / CONCEPTION OF PROFESSIONAL FORMATION OF A MUSICIAN-TEACHER / MECHANISM AND THE PROGRAM OF REALIZATION OF THE CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетьман Виктория Викторовна

Статья посвящена вопросу профессионального развития и становления педагога-музыканта в условиях современной системы музыкально-педагогического образования. В работе представлена педагогическая система профессиональной подготовки и становления специалиста в сфере музыкального искусства и образования, рассмотрены ее структурные и содержательные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main concepts of the pedagogical system of professional formation of a musician-teacher

The article is devoted to the issue of professional development and the formation of a musician-teacher in the conditions of the modern system of music and pedagogical education. The paper presents the pedagogical system of professional training and the formation of a specialist in the field of musical art and education, as well as its structural and content components.

Текст научной работы на тему «Основные положения педагогической системы профессионального становления педагога-музыканта»

Vladimirova Tatiana N. - Dr. Pedagogy Hab., PhD in Philology; vice rector for Public Relations, Director at the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University

Leskonog Natalia Yu. - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Socio-Political Researches and Technologies of Institute of History and Policy, Director at the Federal Coordination Center for Preparation and Maintenance of Leaders' shots, Moscow Pedagogical State University

Shalamova Lyubov F. - PhD in Sociology; Analyst at the Federal Coordination Center for Preparation and Maintenance of Leaders' shots, Moscow Pedagogical State University; Professor at the Department "Public administration and social technologies", Moscow Aviation Institute (National Research University)

о

o °°

¡± о

S

го

ч: vo

ш о

В.В. Гетьман

Основные положения педагогической системы профессионального становления педагога-музыканта

Статья посвящена вопросу профессионального развития и становления педагога-музыканта в условиях современной системы музыкально-педагогического образования. В работе представлена педагогическая система профессиональной подготовки и становления специалиста в сфере музыкального искусства и образования, рассмотрены ее структурные и содержательные компоненты. Ключевые слова: педагогическая система, профессиональное становление педагога-музыканта, комплекс методологических подходов, концепция профессионального становления педагога-музыканта, механизм реализации концепции профессионального становления педагога-музыканта.

В современных условиях модернизации российского образования система профессиональной подготовки специалиста также переживает процессы обновления, которые определены законодательными и нормативными документами («Федеральный закон об образовании в РФ»,

О ^ ш

к ^ о

Ф го т 5 л го О О.

го о к

с5 =| Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., Основы государственной культурной политики, Федеральные государственные се у о образовательные стандарты высшего образования и др.). В сложившейся

о-е- ситуации перед педагогической наукой и практикой профессионального

ф о „

_ ^ образования поставлена задача создания такой педагогической системы, которая способна обеспечить высокое качество подготовки специалистов, их профессиональное развитие и становление. Все инновации и преобразования потеряют смысл, если не будет изменен подход к содержанию подготовки учителя как источника научного знания, носителя духовной культуры, национальных культурно-исторических традиций и опыта. В этом же ключе разработана и новая «Концепция преподавания предметной области "Искусство" в Российской Федерации», где роль искусства определена как «действенный инструмент формирования российской гражданской идентичности, воспитания патриотического самосознания детей и молодежи» [1].

Кроме того, социальный запрос в лице работодателей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования ориентирован сегодня не на узкого специалиста, а на личность профессионала - педагога-музыканта, олицетворяющего Человека культуры, обладающего личностно-профессиональными качествами, владеющего комплексом компетенций и полифункциональными возможностями в сфере музыкального искусства и образования. Следовательно, в этой ситуации значительно повышается роль учителя, педагога-музыканта, в частности, совершенствуются требования к уровню его подготовки, профессиональной компетентности, личностного (духовно-нравственного, культурного, мировоззренческого) развития.

Вместе с тем, анализ существующей практики профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов позволил выявить и сформулировать ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в подготовке грамотного специалиста - педагога-музыканта, при которой профессиональное и личностное становление интегрируются в едином процессе, и отсутствием специальной педагогической системы, способной осуществлять данный процесс, отвечающий требованиям сегодняшнего дня;

- необходимостью комплексного использования междисциплинарных знаний, умений и навыков (культурологических, общепрофессиональных и специальных - музыкально-профессиональных) в педагогическом процессе как обязательного условия профессионального становления будущего педагога-музыканта и существующим разобщенным изучением отдельных дисциплин и модулей;

СС ГО

- назревшей необходимостью оптимизации процесса профессионального | становления педагога-музыканта посредством внедрения инновацион- § со ных технологий и методик в практику подготовки специалиста и отсут- 5 ° ствием адекватного педагогического обеспечения его реализации.

Таким образом, учитывая социальный запрос общества, потребности 2 <§

сЕ о

рынка труда, современные квалификационные требования ФГОС ВО о рд к подготовке специалиста, сегодня назрела необходимость в разработке ч о новой педагогической системы профессиональной подготовки и станов- с ления педагога-музыканта. Кроме того, назрела необходимость понимания профессионального становления педагога-музыканта как процесса, обусловленного целостной природой личности, с одной стороны, традициями отечественной культуры и музыкального образования - с другой, а также современными социокультурными требованиями к профессиональной подготовке специалиста - с третьей.

В контексте заявленной темы педагогическая система профессионального становления педагога-музыканта рассматривается как динамичный, открытый, целостный педагогический процесс, ориентированный на целостное личностно-профессиональное развитие специалиста в современных условиях музыкально-педагогической подготовки. Ее структурными уровнями выступают:

- комплекс методологических подходов (системный, деятельностный, антропологический, культурологический);

- концепция профессионального становления педагога-музыканта;

- программа и механизм реализации концепции профессионального становления педагога-музыканта в современных условиях музыкально-педагогической подготовки.

Комплекс методологических подходов (системный, деятельност-ный, антропологический, культурологический) определяет специфику построения музыкально-педагогического процесса, исходя из целостной природы человека; направленность его содержания; особенности музыкально-педагогической подготовки; виды профессиональной деятельности и условия самореализации педагога-музыканта; позволяет рассмотреть соподчиненные системы (личность - культура - образование - теория и методика профессиональной подготовки педагога-музыканта) в целостности. Так, системный подход позволяет дать целостную характеристику процессу профессионального становления педагога-музыканта, строить процесс музыкально-педагогической подготовки на основе межпредметных интегративных связей, предполагающих координацию между тремя блоками подготовки (гуманитарно-культурологической, общепрофессиональной и музыкально-профессиональной), взаимосвязь между видами и формами деятельности, организацию

го о сс

1 о I межсубъектного взаимодействия. Деятельностный подход определяет

° ^ о специфику музыкально-педагогической подготовки, виды профессио-

Ф го го

| § ^ нальной деятельности и условия самореализации педагога-музыканта.

§ Исходя из культурно-антропологической основы профессионального

о-е- становления педагога-музыканта, деятельность рассматривается как

ф о

_ ^ культурно-образовательная, пронизывающая все виды его музыкального и педагогического творчества. Антропологический - обусловливает построение и осуществление педагогического процесса, исходя из целостной природы человека и единства личностных и профессиональных способностей и качеств специалиста. Культурологический -характеризует направленность содержания и деятельности педагога-музыканта как Человека культуры.

Концепция профессионального становления педагога-музыканта выступает инновационной основой функционирования разработанной педагогической системы в условиях современного музыкально-педагогического образования. Профессиональное становление педагога-музыканта, в данном контексте, определено как процесс динамичного, целенаправленного, качественного изменения личности, осуществляющийся под влиянием социокультурного воздействия, в ходе профессиональной музыкально-педагогической подготовки и самосовершенствования, ориентированный на формирование личностных и профессионально значимых качеств и компетенций специалиста. Движущей силой профессионального становления педагога-музыканта выступает сама личность; механизмом - процессы «само» (самоактуализации, саморегуляции, самоорганизации и самореализации) в различных видах профессиональной деятельности. Показателем высшего уровня становления педагога-музыканта является личностно-профессиональная культура, которая трактуется как интегративная качественная характеристика специалиста. Профессиональное становление осуществляется в единстве личностного и профессионального компонентов, основой формирования которых выступает духовно-нравственная сфера, профессионально значимые качества и компетенции, где общекультурная и профессиональная компетентность в единстве выступают интегратив-ной качественной характеристикой личностно-профессиональной культуры педагога-музыканта.

Концепция профессионального становления педагога-музыканта базируется на единстве трех основ: культурно-исторической, культурно-антропологической, культурно-образовательной.

В качестве культурно-исторической основы выступили константы русской культуры (традиционность, открытость, духовность), нашедшие проявление на всех уровнях (философско-методологическом,

о ^

о °°

общенаучном и частнонаучном) исследования и рассмотренные в культуре, образовании, музыкальной педагогике и методике профессионального становления педагога-музыканта. Они обусловливают g ° духовно-нравственное начало как основу целостного становления педа- 1 1

гога-музыканта, а также диалогический характер взаимодействия тради- 2 g

¡Ео

ций и современных подходов в музыкально-педагогической подготовке о рд

специалиста. S ю

шо

Культурно-антропологической основой является категориальная три- с ада: человек - культура - деятельность, определяющая уровни взаимодействия человека и культуры, развитие его творческого потенциала, самосовершенствование и самореализацию в современном пространстве музыкальной культуры и образования. Уровнями взаимодействия человека и культуры (опираясь на классификацию А.С. Запесоцкого) выступают: процессуальный - культурно-образовательная деятельность; предметный - культурно-образовательные тексты; идеальный -ценности, идеалы, образы культуры и образования; институциональный - музыкальное образование как социокультурный институт.

Связующим звеном всех уровней взаимодействия человека и культуры выступает образование, в частности, музыкальное. Оно объединяет и трансформирует три других уровня, приобретая новые содержательно-смысловые возможности. Согласно этой логики, выявлена следующая связь: человек - культура - музыкальное образование -Человек культуры, где образование предстает в новом культурно-антропологическом контексте. Музыкальное образование как часть культуры «питается» ею и одновременно выполняет антропосозидаю-щую и культуросберегающую функции. Вместе с тем, через культурно-образовательную среду и деятельность человека в ней, оно влияет на ее сохранение, развитие, и, главное, воспитание и становление личности Человеком культуры.

Культурно-образовательной основой выступает содержание музыкального образования, объединяющее традиционные и современные аспекты профессиональной подготовки педагога-музыканта и ориентированное на внедрение инновационных педагогических технологий.

Требования, предъявляемые сегодня к подготовке педагога-музыканта, определены ФГОС ВО последнего поколения, а также действующими Профессиональными стандартами. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения программ молодым специалистом (уровень бакалавра и магистра) по направлению «Педагогическое образование» дают основание говорить о комплексном характере содержания образования, которое включает общекультурный, общепрофессиональный и специальный

го о сс

1 о I профессиональный блоки. В контексте подготовки педагога-музыканта

В е^ о они представлены гуманитарно-культурологическим, психолого-педа-

5 о а. гогическим и музыкально-профессиональным блоками, что составля-

ы ы о .

§ у ° ет основу его целостного личностно-профессионального становления,

о-е- формирования значимых качеств и компетенций.

_ ^ Гуманитарно-культурологический блок в рамках настоящего исследования представлен дисциплинами художественно-культурологического модуля («Культурология», «Мировая художественная культура», «Русская художественная культура», «Эстетика и теория искусства», «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Антропология искусств» и др.) как отражение духовного, нравственно-эстетического, художественно-образовательного потенциала гуманитарной культуры. Художественно-культурологическая подготовка выполняет важную антропо-культуро-созидающую роль в целостном процессе профессионального становления педагога-музыканта; она ориентирована на формирование общекультурных знаний, умений, навыков и компетенций, совершенствование качеств личности, соотнесенных с «ценностями добродетели» и «ценностями жизнедеятельности», и в целом способствует становлению личности Человеком культуры.

Общепрофессиональный (психолого-педагогический) блок - неотъемлемая составляющая целостного профессионального становления современного педагога-музыканта. Данный блок дисциплин ориентирован на формирование профессионально значимых качеств и компетенций (антропо-педагогическое сознание, профессионально-педагогическая мотивация, профессиональные потребности и интересы, навыки коммуникации, организации и управления, способность к рефлексии и саморефлексии, навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, методическая и технологическая оснащенность) и способность их использования в музыкально-педагогической деятельности специалиста.

Музыкально-профессиональный блок выступает «сердцевиной» подготовки педагога-музыканта, который ориентирован на развитие специальных способностей, профессионально значимых качеств и компетенций, характеризующих современного специалиста. Качества объединены в четыре компонента (музыкально-исполнительский, художественно-творческий, музыкально-психологический и музыкально-педагогический), составляющие основу профессионального мастерства педагога-музыканта. Теория и практика музыкальной педагогики и образования свидетельствуют об их глубинной взаимосвязи, где в качестве интегрирующего начала выступает сама личность

педагога-музыканта, творчески реализующаяся в различных видах профессиональной деятельности (музыканта-исполнителя-художника, музыканта-педагога-психолога, музыканта-организатора, просветителя, воспитателя и т.д.).

Механизм реализации концепции профессионального становления педагога-музыканта рассматривается как совокупность организационных, содержательных и методических принципов, форм и средств воздействия, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное функционирование всех элементов педагогической системы. Сущность механизма заключается в целенаправленном, комплексном воздействии на личность будущего специалиста для достижения намеченных стратегических образовательных целей и приоритетов профессионального развития.

Содержательной основой механизма выступает комплексная методика профессионального становления педагога-музыканта, интегрирующая инновационные и традиционные принципы (организации педагогического процесса музыкально-профессиональной подготовки; формирования содержания музыкально-педагогического образования; музыкально-дидактические принципы профессиональной подготовки), методы (формирования гуманистического сознания и развития эмоциональной сферы педагога-музыканта; организации культурно-образовательной деятельности и формирования опыта поведения; стимулирования и мотивации культурно-образовательной деятельности и поведения; контроля и самоконтроля) и современные технологии (проектная, индивидуально-ориентированного учебного планирования, кейсовая, инте-гративного, контекстного обучения, мультимедиа и интернет-сетевая, и др.) в совокупности, обеспечивающие функционирование целостной педагогической системы.

Обеспечение реализации концепции осуществляется посредством взаимосвязи нормативного, организационного, учебно-методического, информационного, ресурсного компонентов, определяющих нормативно-правовую, образовательную и материально-техническую базу профессиональной подготовки специалиста - педагога-музыканта современной формации.

Программа реализации концепции профессионального становления педагога-музыканта выступает инновационным механизмом функционирования педагогической системы в современной образовательной практике подготовки будущего специалиста. Она включает: - определение цели и задач работы, планирование этапов ее внедрения

в педагогический процесс профессиональной подготовки;

о ^

о °°

¡± о

го

Ч О

Ф О

гоок

ЪС ' —

л Ч

О

о i - создание средств диагностического инструментария оценки уровня

CU ra m 5 л го ^ О

профессионального развития (компоненты, показатели и критерии);

- апробацию методики профессионального становления педагога-^ о о музыканта;

- осуществление мониторинга эффективности педагогической систе-

ф о

к ^ мы и механизма реализации концепции, а также динамики профессионального развития и становления специалиста - педагога-музыканта.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что представленная педагогическая система, ее структура и содержание обеспечивают оптимизацию процесса профессиональной музыкально-педагогической подготовки; расширяют возможности лич-ностно-профессионального развития и самореализации будущего педагога-музыканта; способствуют созданию условий, повышающих его мотивацию и творческую мобильность, конкурентоспособность и востребованность в современном пространстве культуры, музыкального искусства и образования.

Библиографический список

1. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в РФ. URL: http://www.art-education.ru (Дата обращения: 21.08.2017).

2. Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г. URL: http:// sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (Дата обращения: 23.08.2017).

3. Основы государственной культурной политики. URL: http://static. kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (Дата обращения: 28.08.2017).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: полный текст, с комментариями и понятийным словарем. URL: httpV/минобрнауки. рф/документы/2974 (Дата обращения: 15.07.2017).

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы URL: https://rg.ru/2015/05/28/obrazovanie-site-dok.html (Дата обращения: 07.09.2017).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат, магистратура). URL: http://минобрнауки.рф/доку-менты/7995; http://минобрнауки.рф/документы/5034 (Дата обращения: 19.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гетьман Виктория Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры методологии и инновационных технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

E-mail: nika-m19@bk.ru

The article is devoted to the issue of professional development and the formation of a musician-teacher in the conditions of the modern system of music and pedagogical education. The paper presents the pedagogical system of professional training and the formation of a specialist in the field of musical art and education, as well as its structural and content components.

Key words: pedagogical system, professional formation of a musician-teacher, complex of methodological approaches, conception of professional formation of a musician-teacher, mechanism and the program of realization of the conception.

Getman Victoria V. - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Methodology and Innovative Technologies of Pedagogics of Music Education of Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

V.V. Getman ^

The main concepts of the pedagogical system I

of professional formation of a musician-teacher |

CO

¡± о

s

го

ч va Ф О

Л.В. Жук

Психодидактическая задача обеспечения понимания в процессе обучения геометрии в вузе

В статье актуализируется проблема перехода к сущностной модели обучения в области высшего математического образования, учитывающей психологические закономерности развития личности. В русле социокультурной концепции Н.Г. Подаевой рассматривается психодидактическая задача обеспечения понимания в процессе обучения геометрии в вузе. Понимание представлено как механизм обеспечения социокультурной коммуникации, реализуемый на трех уровнях - осознание, осмысление и обобщение. Описывается методическая схема организации учебно-познавательной деятельности студентов в области геометрии, включающая мотивационный, пространственный, логический, интуитивный компоненты коммуникации.

Ключевые слова: сущностная модель подготовки выпускника вуза, базовая способность понимания, психодидактические задачи обучения геометрии, ценностная ориентация, социокультурная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.