Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В ИВАНОВЕ'

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В ИВАНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В ИВАНОВЕ»

частности Елене Лубниной, а также президенту Ивановской ассоциации учителей английского языка IVELTA, проректору ИвГУ, заведующей кафедрой английской филологии доктору филологических наук, профессору Ольге Михайловне Карповой.

С. К. Бобринёва

доцент кафедры английской филологии

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Международный научно-методический семинар в Иванове

23—25 апреля 2010 г. в Ивановском государственном университете прошел Международный научно-методический семинар «Преподавание литературы в условиях кризиса книжной культуры: вызовы междисциплинар-ности», организованный научным образовательным центром «Художественное слово в пространстве культуры» при поддержке Программы Фулбрайта. Это научное событие стало важнейшим компонентом совместной научно-методической декады «Литература и "литературность" в составе современного гуманитарного знания», организованной учеными МГУ им. М. В. Ломоносова и Ивановского государственного университета, преподаватели и аспиранты которого приняли участие в круглом столе, состоявшемся 20 апреля при поддержке кафедры общей теории словесности и Института мировой культуры МГУ (координатор — президент Российской ассоциации выпускников Программы Фулбрайта доктор филологических наук, профессор Т. Д. Венедиктова). В ходе работы круглого стола ивановские ученые имели возможность принять участие в обсуждении докладов ведущих россйиских ученых — Н. С. Автономовой (ИФ РАН / РГГУ) «Современное философское письмо и проблемы перевода» и С. Н. Зенкина (МГУ/ РГГУ) «Литературность и ответственность».

Ивановский семинар, организованный выпускницей Программы Фулбрайта 2000 г. (Irvine University, California) доктором филологических наук, заведующей кафедрой зарубежной литературы ИвГУ О. Ю. Анцыферовой, собрал 25 университетских преподавателей литературы из ведущих вузов европейской части России. В состав участников вошли и представители университетской администрации (деканы, зав. кафедрами), и профессора, и доценты, и аспиранты. «Актив» семинара составили выпускники Программы Фулбрайта, которые прошли стажировки в ведущих университетах США, известных своими литературоведческими школами.

Острейшая актуальность научного мероприятия поддерживалась всеобщей убежденностью в том, что преподавание литературы в российской высшей школе нуждается в серьезном переосмыслении. Специфику данного семинара определила попытка спроецировать американскую литературную теорию на реалии российской высшей школы. Приглашенный в качестве модератора семинара профессор литературы и адъюнкт-профессор медицины Оклахомского университета Рональд Шлейфер предложил для осмысления работы американских литературоведов К. Берка и Дж. Х. Миллера. Обсуждение этих работ стало плодотворным теоретическим зачином для дальнейших научно-профессиональных дискуссий в рамках четырех круглых столов.

Хроника •

93

В рамках первого круглого стола обсуждался следующий круг проблем: «Курс литературы: форма развития специализированного знания или социокультурных компетенций? Общественный статус литературы как университетской дисциплины». Темой второго круглого стола стала «Междис-циплинарность как актуальный контекст преподавания и усвоения знаний: потери и обретения. Преподавание литературы на нефилологических факультетах — утрата профессиональных ориентиров или создание новой интеллектуальной среды?» Третий круглый стол был посвящен анализу современной образовательной ситуации «Между историей литературы и литературной теорией: способы организации литературных курсов. Способы оценки знаний по литературе, способы их проблематизации. Формы контроля знаний по литературе. Что и как спрашивать на экзамене». В ходе работы четвертого круглого стола участники проанализировали «Роль литературы в развитии навыков письменной речи (аналитического письма): от школьного "сочинения" к студенческой (продвинутой?) письменной работе».

Участники семинара получили уникальную возможность не только обсудить острейшие проблемы судеб литературных курсов в высшей школе, но и поделиться друг с другом методическими наработками, на многие из которых оказали весьма плодотворное влияние стажировки в американских университетах. Итоги этого научно-методического мероприятия оказались очень востребованы в современной ситуации перехода российской высшей школы на двухуровневую систему высшего образования.

Выигранный на организацию семинара «малый грант» Программы Фулбрайта позволил дополнить научную и логистическую составляющие культурной программой — посещением ивановских музеев (краеведческого, Музея ситца, Литературного дома-музея Цветаевых), поездкой в живописный волжский городок Плес, где были проведены экскурсии по городу, в музей «Русская изба», в Музей русского пейзажа (Левитана). Вечером первого дня семинара вниманию гостей был предложен концерт, подготовленный хозяевами семинара.

С закрытием семинара преподавателей литературы в вузе международная академическая декада не закончилась. 26 и 27 апреля профессор Рональд Шлейфер прочитал ряд лекций, встреченных ивановской научной общественностью с глубоким интересом. Лекция «Популярная музыка и модернизм: Джордж и Айра Гершвины, простонародный язык и искусство цитирования» продемонстрировала виртуозное применение «высокой» литературной теории к явлениям популярной культуры и показала в действии интермедиальный подход в преподавании американской культуры. Презентация собрала большую и внимательную аудиторию студентов, аспирантов и преподавателей факультета РГФ ИвГУ.

Лекция о значении литературы в преподавании медицинской этики с вниманием была выслушана интернами и преподавателями Медицинской академии г. Иванова и вызвала много острых вопросов.

Лекция «О преподавании литературы в США: "новая критика", письмо и чтение», носившая научно-методический характер, была заинтересованно воспринята преподавателями языковых и литературоведческих кафедр, аспирантами и студентами старших курсов ИвГУ.

Тонкий знаток литературы, Рональд Шлейфер с неподдельным интересом ознакомился с библиотеками и музеями Иванова. Знаковым для него

2011. Вып. 1. Филология •

стало посещение концерта солистов московской консерватории, посвященного русской и зарубежной музыке пушкинских времен.

Став, при поддержке Программы Фулбрайта, значимым научным событием весны 2010 г., совместная академическая декада ИвГУ и МГУ вселяет уверенность в необходимости дальнейшего развития российско-американского научного сотрудничества в области гуманитарного знания, а также в плодотворности развития университетского федерализма — как составляющей российского общегосударственного курса, направленного на развитие федералистского принципа и горизонтальных межрегиональных связей.

О. Ю. Анцыферова,

доктор филологических наук, зав. кафедрой зарубежной литературы

***

Кафедра зарубежной литературы традиционно придает большое значение просветительской и воспитательной работе со студентами, сочетая ее с образовательными инновациями и научно-исследовательскими разработками.

Таким мероприятием стал творческий вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Н. Саррот, который состоялся 24 ноября 2010 г. и был подготовлен аспиранткой кафедры Евгенией Ворониной. Его целью явилось знакомство с наследием французской писательницы, одной из самых значимых фигур в литературе ХХ века. Погружение в творчество осуществлялось с помощью как традиционных (доклад), так интерактивных форм работы (викторина), с применением инновационных технологий. Вечер был организован и проведен при активном участии студенток 3—4-го курсов французского отделения.

Н. Саррот — личность уникальная. Родившись в Иваново-Вознесенске, она стала всемирно известной французской романисткой. Избегая шумной славы, Саррот перевернула основы классической литературы. Встреча прошла под названием «A vous, Nathalie», звучащим для русского слуха как поэтическое посвящение.

Начался вечер со вступительного слова зав. кафедрой зарубежной литературы О. Ю. Анцыферовой, отметившей, что это уже пятый литературный вечер, организованный на факультете РГФ за последние годы. Студенты познакомились с основными вехами жизненного и творческого пути Н. Саррот. Затем ведущие напомнили о «Золотых плодах» — романе, входящем в программные списки зарубежной литературы ХХ века, и предложили поучаствовать в посвященной ему викторине. Зрителям был предложен ряд заданий, проверяющих их знание теории литературы и навыки стилистического анализа текста. Было дано и творческое задание: создать проект обложки для романа. Пока команды готовились, вниманию зрителей был предложен показ фотографий о чудом сохранившемся в нашем городе доме французской писательницы, сопровождавшийся чтением воспоминаний о нем из книги «Детство». Еще одним сюрпризом для собравшихся был тот факт, что наследие Саррот не забыто и творчески перерабатывается в других видах искусства — скульптуре и кинематографе, что и было красочно продемонстрировано в виде презентации, фрагментов театральной постановки и художественного фильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.