Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ХРОНИКА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В течение последних десяти лет кафедра английской филологии, возглавляемая доктором филологических наук, профессором О. М. Карповой, и Ивановская ассоциация преподавателей английского языка IVELTA проводят совместно с Офисом английского языка Посольства США в Москве научно-методические семинары по профессиональному развитию «ELT Professional Development» для преподавателей английского языка г. Иванова и Ивановской области.

Создание Ивановской ассоциации преподавателей английского языка было инициировано кафедрой английской филологии и лично О. М. Карповой в 2005 г. при активном содействии ведущего специалиста Офиса английского языка Е. Н. Лубниной. В январе 2009 г. IVELTA (официальный сайт организации — www.ivelta.ivanovo.ac.ru) была официально зарегистрирована в качестве коллективного члена Национальной ассоциации преподавателей английского языка. Основной ее целью является создание условий для профессионального роста учителей английского языка и продвижение инновационных проектов и программ в области англоязычного образования.

Участие в научно-методических семинарах позволяет учителям за короткий срок ознакомиться с разнообразием методических идей и принять активное участие в мастер-классах. Изучение зарубежного опыта дает возможность отслеживать новейшие тенденции в методике преподавания иностранных языков, быть в курсе современных методов и приемов организации общения на уроках английского языка. Привлечение аутентичных материалов, отбор которых точно соответствует интересам преподавателей, — отличный стимул для участия в семинаре. Использование интерактивных форм работы с аудиторией (ролевых игр, кейсов и др.) способствует повышению уровня коммуникативной компетенции. В ходе семинаров развивается умение учителей видеть связь между языком и культурой страны изучаемого языка, что является необходимым условием формирования социокультурной компетенции преподавателя.

Американские коллеги прекрасно владеют техникой публичных выступлений, риторическими приемами и языком жестов. Они успешно ведут диалог с аудиторией, вовлекают слушателей в активные формы работы, в результате чего происходит погружение человека в естественную языковую среду. Это положительно сказывается на повышении уровня владения иностранным языком как средством общения. В этих условиях у слушателей формируется творческая компетенция, позволяющая использовать языковые средства в различных контекстах, спонтанно и на продуктивном уровне.

66

• Вестник Ивановского государственного университета

По окончании каждого семинара как свидетельство профессионального роста преподаватели получают сертификат, а в качестве подарков замечательные дидактические материалы, наглядные пособия и журнал по методике обучения иностранным языкам «English Teaching Forum».

Благодаря сотрудничеству с Посольством США при факультете рома-но-германской филологии создан Американский ресурсный центр, который позволяет школьным и вузовским преподавателям английского языка использовать в учебном процессе различные аутентичные средства, включая аудио-и видеоматериалы и мультимедийные средства. Так, одними из последних приобретений ресурсного центра стали учебные пособия «Internet for English Teaching», «Creative Classroom Activities», «Portrait of the USA», «Discover America» и некоторые другие. Центр располагает коллекцией видео- и DVD-фильмов, снятых по произведениям известных американских авторов («Gone with the Wind», «The Crucible», «The Crossing», «Born on the Fourth of July»). Особой гордостью стал комплект видеофильмов «The American President / A Film Series /PBS Home Video» о жизни и деятельности наиболее выдающихся американских президентов.

3 декабря 2009 г. в читальном зале ИвГУ состоялся очередной, четырнадцатый по счету, научно-методический семинар, собравший более 130 участников — учителей школ областного центра и районов, вузовских преподавателей, студентов факультета романо-германской филологии. Гостем Иванова стал старший научный сотрудник Офиса английского языка, магистр гуманитарных наук (МА) Джон Марк Кинг, представивший вниманию аудитории две презентации: «Culture: to Teach or Not to Teach?» и «Written Corrective Feedback: How to Respond to Student Writing».

Преподавая культуру страны изучаемого языка, многие учителя фокусируют внимание студентов исключительно на изучении истории, традиций, обычаев и ценностных ориентаций народа. Д. М. Кинг популярно объясняет, почему подобный подход явно недостаточен для подготовки студентов, изучающих английский как иностранный, к будущему успешному общению с носителями языка. Обучающиеся должны четко осознавать, что люди вступают в общение, обладая определенным набором ожиданий, во многом обусловленных их происхождением и окружением. В ходе семинара раскрываются понятия индивидуального пространства, зрительного контакта, репутации, почтения и другие, а также приводятся примеры некоторых видов практической деятельности, направленных на развитие у студентов навыков межкультурной коммуникации.

Вторая презентация, посвященная различным способам оценки и комментирования письменных работ студентов, вызвала живую дискуссию участников семинара. Способы оценивания письменных работ, по мнению автора, играют важную роль в дальнейшем стимулировании обучающихся к выполнению творческих заданий письменного характера. Г-н Кинг привел примеры некоторых методов корректирования и комментирования студенческих работ, применяемых в курсах академического письма в американских университетах и колледжах.

Учителя школ выразили огромную благодарность за организацию и тематику семинара, подчеркнув необходимость проведения подобных встреч, способствующих профессиональному росту преподавателей и представляющих интересную лингвистическую информацию и дидактический материал.

• Серия «Гуманитарные науки»

Хроника •

67

На май намечен очередной семинар. Надеемся, он соберет большое количество участников, искренне заинтересованных в совершенствовании уровня профессионального мастерства учителя.

Выражаем благодарность Офису английского языка в лице г-на Д. Фэя и Е. Н. Лубниной за поддержку профессионального становления преподавателей иностранного языка в ивановском регионе.

Е. А. Шилова, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В январе 2010 года исполнилось пять лет со дня создания на базе кафедры зарубежной литературы научно-образовательного центра «Художественное слово в пространстве культуры». В состав центра, наряду с опытными преподавателями кафедры, входят аспиранты и студенты (всего около 25 человек). Центр занимается не только общими проблемами зарубежной литературы, но и проблемами трансмедийности (отв. — д-р филол. наук, проф. Ю. Л. Цветков), античной филологии (отв. — канд. филол. наук, доц. Л. А. Самуткина), компаративистики (отв. — канд. филол. наук П. В. Николаева).

Традиционно большое внимание уделяется работе по воспитанию научной смены. Отрадно, что в этом году достижения кафедры в данном направлении получили всероссийское признание. Дипломная работа Н. Ю. Георгиевой «Тема двойничества в романе Чака Паланика "Бойцовский клуб"» (руководитель — д-р филол. наук О. Ю. Анцыферова) была отмечена медалью «За лучшую научную студенческую работу» по итогам открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации. Аспирантка кафедры М. Н. Павлова (руководитель — д-р филол. наук О. Ю. Анцыферова) получила президентскую стипендию, а также выиграла грант ИвГУ на разработку научной темы «Воздействие институализации естественных наук в США на генезис романтической эстетики Эдгара По». В конце 2009 года М. Н. Павлова начала работать по государственному контракту в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009/2013» по теме «Наука как социальный институт в качестве объекта художественно-философского осмысления» (работа финансируется за счет средств федерального бюджета).

В декабре 2009 года коллективом кафедры (по идее и сценарию П. В. Николаевой) был проведен тематический вечер, посвященный 250-летию Роберта Бернса. Присутствующие заслушали доклад о творчестве великого шотландского поэта, подготовленный студенткой второго курса РГФ Л. Умалатовой. Студенты читали стихи Бернса на языке оригинала и в русских переводах.

Были подведены итоги конкурса на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу по сравнительному анализу русских переводов баллады Р. Бернса «Джон Ячменное зерно» (в том числе С. Я. Маршака и К. Д. Бальмонта). Первое место разделили К. Кочеткова и Н. Сапожникова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.