Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗОВЫХ КАФЕДРАХ ВУЗОВ'

НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗОВЫХ КАФЕДРАХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МИНОБОРОНЫ РОССИИ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / BASIC SUBDEPARTMENT / RESEARCH ORGANISATION / EDUCATIONAL PROCESS / CURRICULUM / PRACTICE / COMPETENCES / EFFICIENCY / DEFENCE MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Серебряков Кирилл Геннадьевич, Полярус Александр Николаевич

В статье изложены подходы к подготовке молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Минобороны России. Особая роль в такой подготовке отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно в научно-исследовательских организациях. Показаны особенности подготовки бакалавров на базовой кафедре ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России по профилю «Менеджмент в сфере систем вооружений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Серебряков Кирилл Геннадьевич, Полярус Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC COMPONENT PECULIARITIES OF SPECIALISTS' TRAINING IN BASIC SUBDEPARTMENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article outlines approaches to training young specialists for research organisations of the Russian Defence Ministry. A special role in such training is assigned to the basic subdepartments created directly in research organisations. The peculiarities of training bachelors at the Basic Subdepartment of the FSBE «46th Central Research Institute» of the Russian Defence Ministry are shown on the specialisation «Management in the field of armaments systems».

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗОВЫХ КАФЕДРАХ ВУЗОВ»

С.И. БОКОВ, К.Г. СЕРЕБРЯКОВ, А.Н. ПОЛЯРУС

S.I. BOKOV, K.G. SEREBRYAKOV, A.N. POLYARUS

НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

SCIENTIFIC COMPONENT ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗОВЫХ КАФЕДРАХ ВУЗОВ PECULIARITIES OF SPECIALISTS' TRAINING IN BASIC SUBDEPARTMENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Сведения об авторах. Боков Сергей Иванович - начальник ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, полковник в отставке, доктор экономических наук (г. Москва. E-mail: Bokov.s.i@mail.ru);

Серебряков Кирилл Геннадьевич - заместитель начальника ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, полковник, кандидат военных наук (г. Москва. E-mail: topol333.7 0@mail.ru);

Полярус Александр Николаевич - старший научный сотрудник ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, кандидат технических наук, доцент (г. Москва. E-mail:alexpolyarus@yandex.ru).

Аннотация. В статье изложены подходы к подготовке молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Минобороны России. Особая роль в такой подготовке отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно в научно-исследовательских организациях. Показаны особенности подготовки бакалавров на базовой кафедре ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России по профилю «Менеджмент в сфере систем вооружений».

Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, научно-исследовательская организация, учебный процесс, учебный план, практика, компетенции, эффективность, Минобороны России.

Information about the authors. Sergey Bokov - Chief of the FSBE «46th Central Research Institute of the Russian Defence Ministry», Colonel (ret.), D. Sc. (Econ.) (Moscow. E-mail: Bokov.s.i@mail.ru);

Kirill Serebryakov - Deputy Chief of the FSBE «46th Central Research Institute of the Russian Defence Ministry», Colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: topol333.7 0@mail.ru);

Aleksandr Polyarus - Senior Researcher of the FSBE «46th Central Research Institute of the Russian Defence Ministry», Cand. Sc. (Tech.), Associate Professor (Moscow. E-mail: alexpolyarus@yandex.ru).

Summary. The article outlines approaches to training young specialists for research organisations of the Russian Defence Ministry. A special role in such training is assigned to the basic subdepartments created directly in research organisations. The peculiarities of training bachelors at the Basic Subdepartment of the FSBE «46th Central Research Institute» of the Russian Defence Ministry are shown on the specialisation «Management in the field of armaments systems».

Keywords: higher educational institution, basic subdepartment, research organisation, educational process, curriculum, practice, competences, efficiency, Defence Ministry of Russia.

Практическая реализация заинтересованности государства в лице органов государственного и военного управления должна заключаться в создании механиз-

ма комплектования органов государственного и военного управления, научно-исследовательских организаций специалистами соответствующей квалификации.

Однако с распадом СССР в течение всей новейшей истории и в условиях ориентировки на тотальную рыночную экономику система подготовки кадров для формирования

специалистов инновационного профиля существенно деформировалась. Эти тенденции коснулись и военной сферы. Военно-научный комплекс страны неуклонно и последовательно сокращался. Происходило это по разным причинам,без всякой привязки к важности задач, решаемых конкретными научно-исследовательскими организациями (НИО).

Учитывая исключительную важность военно-научной сферы для обеспечения разработки новейших систем вооружений, со всей остротой встал вопрос дальнейшего совершенствования механизма государственного кадрового заказа. На наш взгляд, возможны три направления кадровой подготовки специалистов:

1. Возобновление подготовки в профильных военно-учебных заведениях специалистов, обладающих набором компетенций, необходимых для решения профильных задач научно-исследовательского направления. Такая подготовка кадров существовала в ряде военных академий, и кафедры готовили не только профильных специалистов, но и офицеров, знающих военное дело, обладающих профессиональными навыками, так необходимыми настоящим научным работникам.

2. Привлечение гражданских вузов для дальнейшей доподготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов (научных сотрудников) в гражданской системе подготовки кадров путем их обучения в маги-стратуре-аспирантуре-док-торантуре по специальным программам. Подобная практика была распространена в СССР в середине прошлого века, когда через аспирантуру и докторантуру вузов готовили грамотных специ-

алистов для службы в войсках и для работы в военных НИО, обеспечивавших развитие ракетной техники стратегического назначения.

3. Привлечение выпускников бакалавриата для продолжения обучения не только по обычной магистерской программе, но и для усвоения значительной программы подготовки военному делу.

Рассмотрим более конкретно второе направление подготовки кадров для военных НИО, а также для военных вузов.

Многолетний опыт показывает, что минимальное число ученых для обеспечения эффективного функционирования направления и воспроизводства научной школы - 8-10 человек. Это руководитель, два опытных ученых, два или три сотрудника средней квалификации и три-четыре молодых специалиста. Сейчас такого состава нет практически ни у одной школы.

Вывод, казалось бы, очевиден: в НИО нужно привлекать выпускников вузов. Но уровень подготовки молодых специалистов в вузах зачастую не позволяет им эффективно включиться в профессиональную деятельность по многим, в том числе и субъективным причинам.

Специфика содержания этапов развития человека вообще и специалиста, в частности, от дошкольного образования до получения профессии - с одной стороны, с другой - единство процесса образования показывают, что необходима единая система управления, где главенствующая роль должна принадлежать Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Такая система позво-

Для подготовки специалистов определенной направленности ведущие российские вузы (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МЭИ, МИРЭА, МИСиС, Южно-Уральский государственный университет и целый ряд других) начали открывать специализированные базовые кафедры.

лит организовать не только получение базовых знаний, но и непрерывно обновлять знания, умения в педагогической, психологической, исследовательской и иных взаимосвязанных научных сферах, предназначенных для повышения качества, эффективности и удобства методов осуществления как образовательного, так и адаптационного процессов.

До того момента, когда молодой специалист становится полноценным работником, способным стабильно выполнять требуемые функции и задачи, которые ставятся перед ним в НИО, проходит период его адаптации в условиях недооценки его возможностей.

Как показывает анализ деятельности различных компаний реального сектора экономики, период адаптации выпускников вузов является довольно длительным и финансово затратным процессом. В этот период непосредственно в НИО проходит их обучение необходимым профессиональным навыкам, которое проводится в виде прохождения всевозможных стажировок и аттестаций. Все это позволяет вчерашним студентам приобрести

11: м --н *.; гтт

минимально необходимый производственный опыт. Важными являются и элементы корпоративного воспитания - усвоение философии и производственной культуры НИО, понимание особенностей разрабатываемых образцов вооружения, военной и специальной техники. Все это требует немалого времени и серьезных финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что только прямые затраты организаций на подобную «доводку-адаптацию» выпускников составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей на человека в год.

Для подготовки специалистов определенной направленности ведущие российские вузы (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МЭИ, МИРЭА, МИСиС, Южно-Уральский государственный университет и целый ряд других) начали открывать специализированные базовые кафедры. Соответствующий пакет поправок о деятельности базовых кафедр, разработанных Минобрнауки России, внесен в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Усиление практико-ори-ентированной части процесса подготовки позволит

устранить существующий системный разрыв между нынешним уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций, первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам не только НИО Минобороны России, но и органов военного управления (ОВУ), а также, возможно, комплектование органов государственного управления и предприятий ОПК, особенно в части планирования развития вооружения, военной и специальной техники и организации контрактной системы.

С целью практической организации подготовки соответствующих специалистов решением Ученого совета Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский технологический университет» МИРЭА в апреле 2016 г. была создана базовая кафедра «Менеджмент в сфере систем вооружений» (далее - Кафедра).

Инициатором создания базовой кафедры явилось Федеральное государственное

бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России) при поддержке руководства Министерства обороны РФ.

«46 ЦНИИ» создан приказом Министра обороны СССР 19.12.1977 года, в 2017 году отметил свое 40-летие.

Кафедра предназначена для подготовки молодых специалистов научных подразделений «46 ЦНИИ» Минобороны России, других НИО и ОВУ Минобороны России, чтобы ликвидировать тот дефицит научных кадров, который в настоящее время остро ощущают эти организации.

Базовая кафедра с сентября 2017 года начала подготовку бакалавров по очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования по направлению подготовки 27.03.05 - «Инноватика», с учетом специфики профиля подготовки - «Менеджер в сфере систем вооружений». Программа обучения рассчитана на 4 года. В других вузах подготовка по аналогичному профилю не ведется.

Главная цель Кафедры -подготовка востребованных специалистов высокой квалификации, владеющих необходимыми компетенциями для самостоятельной научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности.

Цели Кафедры:

- планирование, организация, педагогическая деятельность в рамках МИРЭА ведущими специалистами ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России по подготовке персонала в области реализации военно-технической политики (ВТП) РФ, программно-целевого планирования развития систем и образцов вооружения, воен-

ной и специальной техники, а также базовых и критических военных и промышленных технологий;

- укрепление значимости и ведущей роли менеджмента вооружения и специальной техники в системе базового образования в подготовке кадров, реализующих ВТП РФ;

- развитие новых образовательных технологий путем поддержки передовых инновационных идей;

- развитие и углубление системы поисковых, прикладных научных исследований, участие в системе фундаментальных работ;

- участие в дальнейшем совершенствовании взаимодействия между военными, научными, производственными организациями ОПК и ведущими академическими и образовательными учреждениями, а также НТС ВПК, Совета безопасности и ОДКБ;

- формирование и укрепление в сознании студенчества и профессорско-преподавательского состава духа лидерства образовательной культуры в сфере военного управления и комплектования кадрами.

На 1-м и 2-м курсах студенты изучают базовые дисциплины: историю, философию, иностранный язык, линейную алгебру, информатику и информационные технологии, экономику, методы принятия управленческих решений, управление инновационной деятельностью и целый ряд других дисциплин. Всего около 40 дисциплин.

Согласно «Учебному плану» подготовки бакалавров у студентов предусмотрены лабораторные и контрольные работы, выполнение курсовых работ, сдача зачетов и экзаменов, система производственных практик, подготовка и защита выпускной

квалификационной работы, государственный междисциплинарный экзамен.

Обязательным элементом учебного процесса, проводимого на базовой кафедре, является организация непрерывной системы производственных практик, позволяющая студентам осуществлять последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций.

Уже во 2-м семестре 1-го курса у студентов «Учебным планом» предусмотрена 3-не-дельная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в качестве лаборантов в научных подразделениях «46 ЦНИИ» Минобороны России.

В конце 3-го курса студенты в течение 6 недель проходят практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

В первые же дни практики студенты получают задание на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР), над материалами для которой они будут творчески работать на преддипломной практике в 8-м семестре 4-го курса. Написание ВКР - творческий процесс, поэтому, чем лучше студент знает свою будущую работу, тем легче и интереснее ему будет выполнять ВКР, тем выше будет ее уровень и качество. Результаты выполнения ВКР свидетельствуют об уровне теоретической и профессиональной подготовки студента, его практических навыках.

Принимая непосредственное участие во время практик в работе научного подразделения ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, сту-

«Истинный патриотизм не в восхвалении своей Родины, а в работе на ее пользу и в исправлении ошибок».

П.Л. Капица

дент должен самостоятельно или под руководством сотрудников проводить анализ экономических и финансовых данных, принимать участие в сборе и обработке материалов, разработке и апробировании различных методик, проведении плановых расчетов, исследовании теоретических вопросов, необходимых для совершенствования работы в перспективе. Главным является не просто анализ, а обобщение и использование конкретных материалов организации для решения имеющихся проблем. Именно этим условиям должно отвечать содержание ВКР. Такой подход к выполнению ВКР дает возможность студенту не только показать подготовленность и навыки практической работы, но и оказать конкретную практическую помощь институту. Результаты, полученные в ходе решения конкретных производственных задач, могут быть студентами опубликованы в печатных изданиях и доложены на научно-практических конференциях.

Начиная с 5-го семестра 3-го курса, подготовку студентов начинают осуществлять преподаватели базовой кафедры по специальным учебным дисциплинам: - теория вооружений;

«Развитие в человеке его творческих способностей является одной из основных задач воспитания социально полноценного человека современного общества».

П.Л. Капица

- основы стандартизации и каталогизации оборонной продукции;

- военно-техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- военная экономика;

- информационное обеспечение и информационные технологии в управлении развитием вооружения, военной и специальной техники;

- военные технологии как система требований к управлению развитием промышленных технологий и научному развитию;

- создание нетрадиционных вооружений и военной техники как одно из направлений реализации принципа асимметрии в развитии системы вооружения;

- основы теории и организации военного управления;

- управление качеством вооружения, военной и специальной техники на стадиях жизненного цикла;

- управление правами на результаты интеллектуальной деятельности в развитии вооружения, военной и специальной техники;

- программно-целевое планирование развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основы военно-технической политики Российской Федерации.

Ведущие ученые и преподаватели ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России совместно с руководством МИРЭА предоставляют студентам возможность:

- прохождения стажировок, практик, преддипломной практики в ученой среде, защиты выпускной квалификационной работы с последующей рекомендацией

А к дальнейшей магистер-^ ской и диссертационной работам;

- участия в научно-исследовательской, педагогической и иной творческой деятельности; работать в коллективах лучших специалистов в сфере менеджмента вооружения и специальной техники, военной экономики и впоследствии стать ученым;

- дальнейшего обучения в магистратуре, получения второго высшего образования на бюджетной основе для целей профессионального развития;

- подготовки и защиты кандидатской диссертации;

- наиболее подготовленным и прошедшим установленную военную подготовку выпускникам предоставляется возможность призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации в качестве офицера - научного сотрудника, при этом обладая полным набором социальных гарантий;

- собственного признания научным сообществом.

К числу основных направлений научных исследований кафедры относятся:

1. Координация и проведение исследований в целях формирования основных направлений и концепций развития ВВСТ Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

2. Координация и проведение исследований по техни-

ко-экономическому обоснованию проектов государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (в части ВВСТ).

3. Координация и проведение исследований по комплексной увязке с государственной программой вооружения других программ и планов в области обороны и безопасности государства.

4. Координация и проведение исследований по технико-экономическому обоснованию проектов многосторонних и двухсторонних программ военно-технического сотрудничества в области развития вооружения и специальной техники с иностранными государствами.

5. Координация и проведение исследований в области создания нетрадиционных ВВСТ.

После окончания обучения выпускник имеет возможность выбрать профессии исследователя, военнослужащего, государственного служащего и приложить свои знания и умения в ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, в других научно-исследовательских организациях Минобороны России, а также в органах военного управления планирования и поставок вооружений. "

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренок В.М. Индекс деградации / Военно-промышленный курьер, 2015. № 7 (357).

2. Викулов С.Ф., Косен-ко А.А., Хрусталев Е.Ю. Кадровое обеспечение обороноспособности страны // Национальные интересы, приоритеты и безопасность, 2017. Том 13, вып 1.

3. Радионов А.А., Рулев-ский А.Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование / Педагогические науки», 2016. Т. 8, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.