Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНТЕРЕСАХ НИО МИНОБОРОНЫ РОССИИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНТЕРЕСАХ НИО МИНОБОРОНЫ РОССИИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / MILITARY TRAINING / RESEARCH WORK / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Николай Дмитриевич, Погорелов Михаил Павлович, Гузева Татьяна Александровна

В статье рассмотрена актуальная задача подготовки молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Минобороны России. Сформулирован один из способов ее решения в рамках учебного процесса в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана. Изложены подходы к организации научно-технического взаимодействия Военного института с рядом ведущих НИО для реализации студенческих учебно-исследовательских проектов на основе проектного метода подготовки специалистов в техническом вузе. Приведены результаты методического эксперимента и сделаны выводы о целесообразности дальнейшего развития проектного метода для подготовки молодых специалистов для НИО Минобороны России на базе Военного института МГТУ им. Н.Э. Баумана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Николай Дмитриевич, Погорелов Михаил Павлович, Гузева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION IN DEFENCE INTERESTS MILITARY INSTITUTE AT MSTU NAMED AFTER N.E. BAUMAN TESTS PROJECT TEACHING METHOD FOR TRAINING SPECIALISTS IN INTERESTS OF RF DEFENCE MINISTRY’S RESEARCH ORGANISATIONS

The article scrutinises the actual task of training young specialists for research organisations of the Russian Ministry of Defence. The authors formulate one of the ways of solving it in the framework of the educational process at the Military Institute of the Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. The article outlines the approaches to organise the scientific-and-technical cooperation of the Military Institute with a number of leading research organisations in order to implement student training-and-research projects based on the project method of training specialists in a technical higher educational institution. The results of this methodical experiment are given and the conclusions are drawn about advisability of further development of the project method for training young specialists for the Russian Defence Ministry on the basis of the Military Institute of the MSTU named after N.E. Bauman.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНТЕРЕСАХ НИО МИНОБОРОНЫ РОССИИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ИД. МАКСИМЕНКО, N.D. MAKSIMENKO,

М.П. ПОГОРЕЛОВ, М. Р. РОGORELOV,

Т.Д. ГУ ЗЕВА "ПА. GUZEVA

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ

COOPERATION IN DEFENCE INTERESTS

АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНТЕРЕСАХ НИО МИНОБОРОНЫ РОССИИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ МГТУ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА

MILITARY INSTITUTE AT MSTU NAMED AFTER N.E. BAUMAN TESTS PROJECT TEACHING METHOD FOR TRAINING SPECIALISTS IN INTERESTS OF RF DEFENCE MINISTRY'S RESEARCH ORGANISATIONS

Сведения об авторах: Макси мен ко Николай Дмитриевич - директор Военного института МГТУ им.НЗ. Баумана, полковник (г. Москва. E-mail: n.maksimenho@bmstu.ru};

Погорелое Михаил Павлович. - начальник учебного военного центра Военного института МГТУ им. ИЗ. Баумана, полковник (г. Москва. E-mail: pogorelovmp@bms tu.ru);

Гузева Татьяна Александровна - доцент кафедры«Ракетно-космические композитные конструкции», начальник управления образовательных стандартов и программ Московского государственного технического университета имени П.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), к.т.н. (г.Москва. E-mail: gta29@bmstu.ru).

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная задача подготовки молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Минобороны России. Сформулирован один и з способов ее решения в рамках учебного процесса в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана. Изложены подходы к организации научно-технического взаимодействия Военного института с рядом ведущих НИО для реализации студенческих учебно-исследовательских проектов на основе проектного метода подготовки специалистов в техническом вузе. Приведены результаты методического эксперимента и сделаны выводы о целесообразности дальнейшего развития проектного метода для подготовки молодых специалистов для НИО Минобороны России на базе Военного института МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ключевые слова: военная подготовка, научно-исследовательская работа, проектный метод.

Information about the authors: Nikolay Maksimenko - Director of the Military Institute of the MSTU named after NJZ. Baum an. Colonel (Moscow. E-mail: n.maksimenko@btnstu.ru);

Mikhail Pogorelov- Chief of the Military Training Centre of the Military Institute of the MSTU named after N.E. Bauman, Colonel (Moscow. E-mail: pogorelocmp@bmstu.ru);

Tatyana Guzeva- Associate Professor of the Subdepartment 'Rocket Space Composite Constructions', Chief the Administration of Educational Standards and Programmes of theFSBEEHE 'Moscow State Technical University named after NJZ. Bauman' (National Research University), Cand. Sc. (Tech.) (Moscou?. E-mail: gta29@bmstu.ru).

Summary. The article scrutinises the actual task of training young specialists for research organisations of the Russian Ministry of Defence. The authors formulate one of the u?ays of solving It in the framework of the educational process at the Military Institute of the Moscow State Technical

University named after N.E. Bauman. The article outlines the approaches to organise the scientific-and-technical cooperation of the Military Institute with a number of leading research organisations in order to implement student training-and-research projects based on the project method of training specialists in a technical higher educational institution. The results of this methodical experiment are given and the conclusions are drawn about advisability of further development of the project method for training young specialists for the Russian Defence Ministry on the basis of the Military Institute of theMSTU named afterNJU. Bauman.

Keywords: military training, research work,project method.

Военная подготовка в гражданских вузах России, сложившаяся как специфическая система воспроизводства резервов в рамках системы высшего образования страны, является объектом многосторонней теоретической и практической деятельности, в том числе политической, военной, социально-экономической, социально-педагогической, направленной на обеспечение безопасности нашего государства и общества.

Структура и состав Военного института МГТУ им. Н.Э. Баумана обеспечивают реализацию обучения по программам военной подготовки офицеров кадра, запаса, а также солдат и сержантов запаса.

На текущий момент сформировались новые факторы и условия, определяющие необходимость совершенствования военного обучения в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана. В их числе могут быть указаны следующие: создание нового вида - Воздушно-космические силы ВС РФ; ориентация на перевооружение ВС ВВСТ нового поколения; сокращение заказа на подготовку офицеров запаса и сравнительно небольшие заказы на подготовку офицеров кадра; практически отсутствует система подготовки кадров для замещения первичных научных должностей научно-исследовательских организаций (НИО) МО РФ гражданским персоналом; изучаемые в Военном институте образцы систем и комплексов, по сути,

составляют техническую основу стратегических компонент ВС РФ.

Кроме указанных основных условий, определяющих общие тенденции в развитии военного обучения, необходимо отдельно отметить два принципиально новых момента:

- во-первых, в квалификационных требованиях по подготовке офицеров, кадра в явном виде заложена необходимость подготовки для назначения выпускников У ВЦ на первичные научные должности в НИО МО РФ;

- во-вторых, процесс обучения курсантов военных вузов в настоящее время не ориентирован на подготовку для замещения первичных должностей научных работников в НИО МО РФ, подготовка же гражданских лиц для основных подразделений НИО МО РФ вообще не предусмотрена.

Наличие указанных условий обуславливает объективную необходимость целенаправленного совершенствования военного обучения в Военном институте. Становится очевидным, что военное обучение должно совершенствоваться на основе реализации ряда принципов. Выделим наиболее значимые:

- интеграционный характер военного обучения -возможность объединения в процессе изучения военно-технических и тактико-специальных дисциплин знаний и инженерных навыков, приобретенных студентами на профильных кафедрах, не-

обходимость их сочетания и взаимного дополнения при формировании военно-профессиональных компетенций офицеров кадра и запаса;

- военное обучение - как один из аспектов практического применения инженерных знаний, в том числе:

• раскрытие ра циона л ьн ых способов реализации инженерных и конструкторских решений в различных областях науки и тех ники через их влияние на показатели эффективности и боевых возможностей конкретного образца ВВСТ;

• выявление и применение основных закономерностей влияния различных элементов образца вооружения на его эффективность;

• реализация принципов объединения информационных, управляющих и исполнительных элементов и устройств в комплексы вооружения, принципов построения распределенных информационно-управляющих систем и разнородных группировок разведывательных и огневых средств;

- системность военного обучения - представлять роль и место различных образцов ВВСТ в системе вооруженной борьбы, принципы их совместного боевого применения, взаимозависимость структуры, состава и ТТХ военно-технических систем от характера военных угроз, уровень развития и освоения технологической базы, принципы формирования перспективного облика систем

Фото 1. Практические занятия со студентами УВЦ в НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ БВКО МО РФ

вооружения, развития форм и способов боевого применения;

- перенос центра тяжести на изучевие принципов построения и применения перспективных образцов ВВСТ - создать условия, когда выпускники Военного института готовы освоить и эксплуатировать новейшие образцы ВВСТ, быть в состоянии эффективно анализировать и адекватно оценивать уровень развития и боевые возможности вооружения и военной техники зарубежных государств при неполноте и противоречивости исходных данных, а также быть способными принимать участие в проектировании, создании и испытании перспективной техники, обучение должно вестись на опережение.

В некотором роде требуется корректировка целей военного обучения в вузе: поэтапный переход от подготовки специалистов, способных обеспечить эффективное применение существующей ВВСТ, к подготовке инженеров-исследователей и инженеров-испытателей, способных, со временем, обеспечить формирование военно-технической политики.

Задача, безусловно, амбициозная. Однако, учитывая

особенности среды, в которой осуществляется военное обучение, задача вполне выполнимая.

Сложность и неоднозначность задачи требуют нестандартных подходов и комплексного решения.

Вероятно, одним из первых шагов на пути решения новой задачи должно быть переосмысление подходов к методам обучения. Очевидна необходимость перестройки и развития военной подготовки в направлении перехода от методов натаскивания обучающихся на решение типовых задач к методам формирования навыков принятия эффективных решений в противоречивой, быстроменяющейся обстановке, уверенного владения решением задач системного анализа и синтеза.

Основной подход должен базироваться на сочетании теоретической подготовки, практической отработки и научной деятельности. Все три направления должны представлять единый комплекс, обеспечивающий своевременное и эффективное управление формой и содержанием учебного процесса за счет учета результатов практической деятельности через их осмысление и cono-

ставление с текущими и перспективными потребностями кадрового обеспечения МО и ВПК,

В интересах координации научной деятельности и совершенствования учебного процесса Военным институтом заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве с рядом ведущих НИО и ввузов МО, в том числе: 27 НИИЦ МО РФ, 46 ЦНИИ МО РФ, НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ, ВА ВКО им. Г.К. Жукова, BKA им. А.Ф. Можайского, ВУНЦ ВВС оВВА им, Н.Е. Жуковского и ЮА, Гагарина», ВА РВСН им. Петра Великого.

Очевидно, что формирование компетенций, необходимых для выполнения обязанностей научных сотрудников, должно базироваться на максимальном использовании опыта подготовки и нж ен еров-ко нстру кторов, образовательного и научного потенциала, которым обладают кафедры университета. В то же время крайне важно сформировать у выпускников необходимые знания и навыки участия в проведении системных исследований, присущих основным направлениям деятельности, например, НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ (сл. фото J):

- разработка методологии обоснования роли и места стратегических систем ВКС в общей системе безопасности государства;

- обоснова ние OTT к стратегическим системам и средствам ВКС;

- обоснование требований к ТГХ стратегических систем и средств ВКС;

- научные исследования в областях радиолокации и радионавигации, измерительной и вычислительной техники, искусственного интеллекта, робототехники, оптики и ряда других областей;

- разработка методологии опытно-теоретической оценки основных характеристик сложных систем вооружения при их создании, испытаниях и вводе в эксплуатацию;

- совершенствование форм и способов боевого применения стратегических систем и средств ВКС и др.

Следует отметить, что взаимодействие с НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ позволило обеспечить проведение теоретических и практических занятий с использованием и на базе им ита ци онно-мо де л иру юще-го комплекса. Нужно подчеркнуть, что ознакомить студентов в рамках учебного процесса с некоторыми образцами ВВСТ кроме учебных сборов и войсковых стажировок можно только на базе средств ИМК.

В то же время научно-техническое сотрудничество с НИУ МО РФ рассматривается как основа для формирования условий, при которых участие студентов в решении научно-технических задач было бы возможным и целесообразным с точки зрения формирования требуемых военно-профессиональных компетенций.

С этой целью в качестве концептуальной основы был выбран проектный метод (цроектно-организа ционны й подход), основные теоретические положения которого предусматри вают:

- в центре внимания - студент, содействие развитию его творческих способностей {личностно-ориентированный подход);

- образовательный процесс состоит не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в образовании;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспе-

чивает выход каждого студента на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, классификации, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

В качестве компетенций, формируемых в рамках проектного метода, номинируются способности:

- проявлять глубокие естественнонаучные, математические знания в проведении научных исследований в перспективных областях профессиональной деятельности;

- обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, осуществлять презентацию результатов проектов;

- планировать и проводить проектные исследования по профессиональной деятельности, критически оценивать полученные теоретические и

экспериментальные данные и делать выводы, знать правовые основы в области интеллектуальной собственности;

- понимать необходимость самостоятельного обучения и повышения квалификации в течение всего периода обучения;

- эффективно работать самостоятельно в качестве члена команды по междисциплинарной тематике, быть лидером в команде, консультировать по вопросам выполнения проектов.

В рамках основных теоретических положений проектного метода в Военном институте в 2014 году начат и проводится комплекс исследований в формате учебно-методического эксперимента.

В основу целевой направленности и содержания проекта были положены задачи, сопряженные с потребностями НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ в части совершенствования научно-методического аппарата обоснования требований к перспективным орбитальным средствам системы контроля космического пространства.

К настоящему времени непосредственно студенческим коллективом усовершенствован научно-методический аппарат обоснования требований к КА в составе КСг СККП для решения задач получения некоординатной информации о КО в области ГСО, в частности:

- методика и модель для баллистического проектирования: на основе предварительного планирования и прогноза количества обслуженных КО с учетом ограничений на расход характеристической скорости при заданных ТТХ ОЭА, оперативности обслуживания и других релевантных условиях;

- модель для оценки обнаружите льны х и точностных характеристик бортовой ОЭА с возможностью имитации решения задачи распознавания КО

с использованием сверточной нейронной сети;

- комплекс моделей для имитации функционирования и оценки точностных и динамических параметров СУОС КА на всем множестве возможных условий сближения КА с КО, точностей ЦУ от СККП, асгро-баллистических условий, типа КО и т.д.;

- методика и модель для оптимального целераспределе-ния КО между группировкой КА КСг ва освове метода графов для переменных интервалов планирования с учетом запаса характеристической скорости и текущего состояния аппаратуры каждого КА, качества решения задачи распознавания КО в ЦККП и других релевантных факторов.

Частные модели информационно увязаны и позволяют проводить исследования по уточнению требований к бортовой аппаратуре К А с учетом условий ФЦО, принципов применения измерительных средств СККП, требований к качеству информации главного каталога и т.д.

Инициаторами и организаторами методического экс-

перимента по внедрению проектного метода в деятельность Военного института являются начальник учебной части У ВЦ - заместитель начальника УВЦ полковник Фролов Алексей Евгеньевич и доктор технических наук, доцент, советник РАРАН, профессор отдела № 1 учебного военного центра Военного института полковник Старчак Сергей Леонидович,

Под их руководством и непосредственном участии апробированы подходы и способы организации и решения учебно-исследовательских задач коллективом студентов, направленных на определение рациональных технических характеристик сложной технической системы и способов применения перспективных средств с учетом их вклада в эффективность решения частных задач обеспечения космической безопасности.

В качестве промежуточного итога результатов апробации проектного подхода в подготовке кадров для замещения первичных научных должностей в НИУ МО отметим следующее.

Уровень компетенций, полученных студентами в процессе участия в данном проекте, неоднократно проходил «обкатку» и проверку в рамках целого ряда мероприятий, среди которых могут быть выделены такие, как конкурсы научных работ, проводимых ОВУ, Министерством обороны Российской Федерации, Университетом, общественными организациями, а также научные конференции Университета, НИУ МО и организаций пром ы тленности.

Ряд студентов, участвующих в проекте, не только самостоятельно и качественно решают научные задачи, но и пробуют свои силы в качестве руководителей студенческих микроколлективов. В их числе следует отметить следующих студентов: Зайцева Александра Андреевна, 6 курс, кафедра ПС2 - победитель Конкурса идей и бронзовый лауреат конкурса ВЭС ВКС (сл. фото 2); Вернигор Никита Александрович, 5 курс, кафедра РЛ2, Полянский Владимир Витальевич, 4 курс, кафедра РЛ2, Романов Никита Андреевич, 4 курс, кафедра ИУ9, Гаязова Диана Ильдаровна, 5 курс, кафедра СМ2 - призеры конкурса научных работ по тематике ГИКЦ им. Г.С. Титчша {см. фото 3). Эти студенты за период обучения неоднократно принимали участие во Всероссийской инновационной молодежной научно-инженерной выставке ♦Политехника» и занимали призовые места.

Если в качестве значимого показателя рассматривать результат дальнейшего трудоустройства выпускников, то в абсолютном выражении результат пока скромный.

С другой стороны, учитывая ряд объективных условий, а также то, что фактически впервые предпринята попытка целенаправленной подготовки

Фото 2 Награду победителю Конкурса идей A.A. Зайцевой вручают начальник Военной академии Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник За рудницкий Владимир Борисович и генеральный директор Фонда перспективных исследований Григорьев Андрей Иванович

ш

Фото3. Награжд ение п о бедител е й XII Всероссийской инновационной молодежной научно-инженерной выставки «ПОЛИТЕХНИКА» в номинации « Ав иа ци онн о-к осм иче ск ие технол ог ии »

специалистов для НИ У нд Вазе Военного института в рамках методического эксперимента, что называется шод заказ*, результат может считаться обна дежи вающим.

Принципиально важно, что в процессе исследований сформировалась преемственность: студенты, положившие начало решению задач в рамках данного проекта и продолжившие исследования уже в качестве сотрудников НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ, берут на себя часть функций по научному руководству новым поколением студентов, уточнению прежних и постановке новых задач, что способствует ком-плексированию различных направлений и расширению масштаба проекта. Примечательно, что данный проект стал точкой притяжения не только для студентов Университета, проходящих обучение в Военном институте, но и для тех, кто в силу ряда причин такое обучение не проходит. Для такой категории студентов участие в проекте является весомым основанием для призыва в научную роту. В частности, принимавший активное участие в проекте студент кафедры ИУ1 М.С. Кур-кин был призван и проходил военную службу оператором 3 научной роты, занял второе место в конкурсе *Центр управления-2017* в номинации * Лучший специалист научной роты».

Следует отметить тот факт, что в процессе реализации методического эксперимента Военный институт приобрел новый практический опыт комплексного научного взаимодействия как с НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ в части научного-технического сопровождения, так и с рядом кафедр Университета. Существенную научно-методическую помощь при выполнении проекта оказал профессор-

ско-преподавательский состав кафедр ИУ1, ИУ9, РЛ2, СМ2.

В целом эксперимент по апробации проектного подхода можно считать успешным, а полученный опыт положительным, сам же метод, с определенными уточнениями и доработками, может быть рекомендован для внедрения в учебный процесс Военного института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегические оборонительные системы как фактор сдерживания вооруженной агрессии / 0,Ю. Аксенов, Ю.Н. Третьяков, E.H. Филин // Военная мысль, 2015. № 6. С. 15-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Перспективы развития радиолокационвого воля системы предупреждения о ракетном нападении в интересах обеспечения военной безопасности России / А.Н. Нестечук, О.Ю. Аксенов // Военная мысль, 2017. № 6. С. 43-50.

3. Добряков AJl. Тенденции и современные подходы к компетентностной подготовке специалистов технического профиля. - М.: ИЦПКПС, 2010.66 с.

4. Имитационное моделирование воен но-технических

систем, как проектный подход к преподаванию дисциплин военной подготовки в гражданском вузе / С.Л. Старчак,

B.В. Истомин, И.А. Чепурнов// Управление качеством инженерного образования, Возможности ВУЗов и потребности промышленности: тезисы докладов второй Международной научно-практической конференции, 2016. С. 72-73.

5. Некоторые аспекты реализации проектного подхода в учебном процессе учебного военного центра Военного института МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА / С.Л. Старчак, В.В. Истомин, И А, Чепурнов, М.П. Погорелов // Военная безопасность России: взгляд в будущее: материалы 2-й Международной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Москва, 2 марта 2017 года / Российская академия ракетных и артиллерийских наук, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017.

C. 288-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.