Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ ПРИ ВУЗАХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИИ'

БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ ПРИ ВУЗАХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МИНОБОРОНЫ РОССИИ / RESEARCH ORGANISATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / SPECIALISED SUBDEPARTMENT / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCES / EFFICIENCY / RUSSIAN DEFENCE MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Серебряков Кирилл Геннадьевич, Гладышевский Владимир Леонидович, Стифеев Алексей Львович, Полярус Александр Николаевич

Рассматриваются проблемы в системе подготовки молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации. Выявлены причины их возникновения. Предложен один из путей решения проблем на примере базовой кафедры ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Серебряков Кирилл Геннадьевич, Гладышевский Владимир Леонидович, Стифеев Алексей Львович, Полярус Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALISED SUBDEPARTMENTS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AREA FOR DEVELOPING STAFFING SUPPORT OF RESEARCH ORGANISATIONS OF RUSSIAN DEFENCE MINISTRY

The system problems in training young specialists for research organisations of the RF Defence Ministry. The causes of their occurrence are revealed. One of the ways of solving these problems is offered on the example of the specialised subdepartment of the FSBE ‘46th Central Research Institute of the RF Defence Ministry’.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ ПРИ ВУЗАХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИИ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ НАУКИ

Базовые кафедры при вузах как направление развития кадрового обеспечения научно-исследовательских организаций Минобороны России

Полковник в отставке С.И. БОКОВ, доктор экономических наук

Полковник К.Г. СЕРЕБРЯКОВ, кандидат военных наук

Полковник В.Л. ГЛАДЫШЕВСКИЙ, кандидат технических наук

Подполковник в отставке А.Л. СТИФЕЕВ, кандидат экономических наук

А.Н. ПОЛЯРУС, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы в системе подготовки молодых специалистов для научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации. Выявлены причины их возникновения. Предложен один из путей решения проблем на примере базовой кафедры ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательская организация, вуз, базовая кафедра, учебный процесс, компетенции, эффективность, Минобороны России.

SUMMARY. The system problems in training young specialists for research organisations of the RF Defence Ministry. The causes of their occurrence are revealed. One of the ways of solving these problems is offered on the example of the specialised subdepartment of the FSBE '46th Central Research Institute of the RF Defence Ministry'.

KEYWORDS: research organisation, higher educational institution, specialised subdepartment, educational process, competences, efficiency, Russian Defence Ministry.

С РАСПАДОМ СССР в течение всей новейшей истории России Военно-научный комплекс (ВНК) страны неуклонно сокращался. Происходило это по разным причинам, без всякой привязки к важности задач, решаемых конкретными научно-исследовательскими организациями (НИО) Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).

В какой-то мере эти потери компенсировались интенсификацией труда научных работников за счет применения новой вычислительной и оргтехники. Фактически нынешняя численность ВНК составляет не более трети от того, что было в 1990 году1.

Причина не только в физическом (количественном) сокращении, но и в качественном изменении, вызванном уходом высококвалифицированных специалистов. Значительное количество направлений в НИО Минобороны России из-за малочисленности и слабой квалификации

1 Буренок В.М. Индекс деградации // Военно-промышленный курьер. 2015. № 7 (357).

сотрудников не способны вести полномасштабную эффективную работу и методологически развиваться.

В течение ряда лет военные НИО Минобороны России комплектовались выпускниками академий видов Вооруженных Сил и родов войск (Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского, Военная академия связи, Военная академия РВСН им. Петра Великого), обучавшихся по специальным программам. После реформирования высших военных учебных заведений (ввузов) подготовка кадров для НИО Минобороны России прекратилась. Гражданские специалисты целенаправленно для военных НИО не готовились2.

В течение 2006—2015 годов во многих НИО Минобороны России и их филиалах количество научно-исследовательских отделов сокращено более чем в 1,5 раза, количество сотрудников сократилось в 2—3 раза, при этом количество направлений исследований увеличилось на 10 %3. В результате этого в последние годы, когда активизировались исследования по передовым инновационным направлениям, проблема кадров в НИО Минобороны России значительно обострилась.

В результате сложилась ситуация, когда по отдельным направлениям исследований работы ведутся 1—2 специалистами.

Эффективное функционирование научного подразделения НИО должна обеспечивать научная школа в составе 8—10 человек. Это руководитель, два опытных ученых, два или три сотрудника средней квалификации и три-четыре молодых специалиста. Сейчас таких школ в НИО Минобороны России практически не осталось.

Так как в высших военных учебных заведениях специалистов для НИО Минобороны России не готовят, необходимо привлекать в НИО выпускников гражданских вузов. Однако уровень подготовки молодых специалистов в вузах не позволяет им эффективно работать и решать задачи, которые ставятся перед ними в НИО без длительного периода их адаптации.

Период адаптации выпускников вузов не только довольно длительный по времени, но и финансово затратный. Непосредственно в организациях проходит обучение молодых специалистов необходимым профессиональным навыкам. Обучение проводится в виде прохождения всевозможных стажировок и аттестаций. Все это позволяет вчерашним студентам приобрести минимально необходимый производственный опыт. Важны и элементы корпоративного воспитания — это прежде всего усвоение философии и производственной культуры НИО, понимание особенностей разрабатываемых образцов вооружения, военной и специальной техники. Все это требует немалого времени и серьезных финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что только прямые затраты предприятий на подобную «доводку-адаптацию» выпускников составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей на человека в год4.

При этом нужно учитывать, что гарантия успешного прохождения процесса адаптации выпускниками вуза с дальнейшим их закреплением в организации отсутствует. Именно это — одна из основных причин наличия постоянной «текучки» кадров и, как следствие, необходимости подготовки и отбора новых специалистов.

2 Викулов С.Ф., Буренок В.М. Проблемы кадровой политики в обеспечении научного развития военной организации России // Военная Мысль. 2017. № 7. С. 2—9.

3 Викулов С.Ф., Косенко А.А., Хрусталев Е.Ю. Кадровое обеспечение обороноспособности страны // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 1. С. 4—17.

4 Радионов А.А., Рулевский А.Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 1. С. 87—93.

Весьма эффективным было бы восстановление подготовки кадров в военных академиях путем совершенствования ныне действующих программ обучения и усиления их исследовательской составляющей.

В то же время подготовку гражданских специалистов целесообразно организовать путем государственного заказа, согласованного с Военно-научным комитетом Генерального штаба Вооруженных Сил, в наиболее близких к военной проблематике гражданских вузах, имеющих высокий научно-методический рейтинг.

Ведущие высшие учебные заведения России для подготовки специалистов определенной направленности непосредственно на предприятиях и в научных организациях начинают создавать базовые кафедры. Соответствующий пакет поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»5 о деятельности базовых кафедр разработало Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Сейчас действует обратный процесс — некоторые компании и предприятия инициируют, а затем и финансируют открытие подобных базовых кафедр у себя на территории6.

Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между нынешним уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций, первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам НИО Минобороны России.

В основе идеи базовой кафедры лежит желание делиться своим опытом, знаниями, идеями с коллегами по профессии. Чем раньше студенты начнут осознавать себя частью профессии и чем глубже будет их понимание серьезности сделанного выбора, тем качественнее будет образование выпускников7.

За максимальное приближение обучения к реальному сектору экономики, к предприятиям и научным организациям, в которых будут трудиться выпускники вуза, путем создания базовых кафедр уже в течение ряда лет выступают ведущие вузы страны: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МЭИ, МИРЭА, МИСиС, Южно-Уральский государственный университет и целый ряд других.

Решением Ученого совета Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования (ФГОУ ВО) «Московский технологический университет» МИРЭА в марте 2016 г. в составе Института управления и стратегического развития организаций создана базовая кафедра «Менеджмент в сфере систем вооружений».

Инициатор создания базовой кафедры — Федеральное государственное бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России) при поддержке руководства Минобороны России.

46 ЦНИИ создан приказом министра обороны СССР 19 декабря 1977 года, в 2017 году отметил свое 40-летие. Институт был определен головной организацией в Министерстве обороны по следующим проблемам:

5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

6 Вузы откроют свои кафедры на производствах. Web-сайт «доверенныелица.рф» 2016. URL: http://doverennielitsa.ru/topic/vuzy-otkroyut-svoi-kafedry-na-proizvodstvah, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2017).

7 Кунле М. Своя кафедра. Web-сайт «КоммерсантЪ». 2017. URL: http://www.kommersant. ru/doc/3086490, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2017).

Тактико-технико-экономические исследования в области обоснования программ вооружения.

Стандартизация и унификация вооружения и военной техники.

Автоматизация планирования и поставок вооружения и военной техники, планирование оборонных мероприятий и специальных работ, проводимых Министерством обороны.

В настоящее время ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России является ведущей военно-научной организацией Министерства обороны Российской Федерации по проблематике обоснования военно-технической политики государства, проведения исследований по технико-экономическому обоснованию проектов государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа в части вооружения, военной и специальной техники.

Кроме того, 46 ЦНИИ Минобороны России — головная научная организация Министерства обороны Российской Федерации по проблемам разработки программ развития отечественной технологической базы, обоснования реализации современных наукоемких проектов в оборонной промышленности, а также подготовки предложений и заключений по вопросам продвижения российских технологий и научно-технологических достижений.

46 ЦНИИ Минобороны России принимает активное участие в создании автоматизированной системы управления развитием вооружения и военной техники (ВВТ) и во внедрении новых информационных технологий в интересах информационного обеспечения ВС РФ. При этом институт — головной в Минобороны России по созданию специального программного обеспечения для автоматизированного комплекса формирования программных документов.

Большинство выполняемых 46 ЦНИИ Минобороны России научно-исследовательских работ имеет комплексный характер, проводятся с привлечением большого числа соисполнителей — НИО Минобороны России и предприятий промышленности. Основной объем исследований выполняется по заказам Главного управления вооружения ВС РФ, Генерального штаба ВС РФ, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.

Только за последние годы при головной роли института разработаны и утверждены ряд программ и концепций развития ВВТ, таких как:

Государственная программа вооружения на 2007—2015 годы;

Концепция развития системы бронетанкового вооружения до 2015 года;

проект Государственной программы вооружения на 2011—2020 годы;

программа по созданию научно-технического задела для обеспечения модернизации и качественного развития высокоточного оружия ВС РФ;

предложения по облику перспективной межвидовой унифицированной оперативно-тактической (тактической) системы ракетного вооружения и единой зенитно-ракетной системы;

Концепция единой автоматизированной радиолокационной системы.

В институте имеется значительное количество современной вычислительной и оргтехники, организованы локальные сети, созданы базы данных.

Институт обладает хорошей репутацией и пользуется авторитетом среди научно-исследовательских организаций Минобороны России и ведущих организаций оборонно-промышленного комплекса России.

В институте действует докторский диссертационный совет по экономическим и техническим наукам, совет молодых ученых, созданы и

развиваются научные школы. Сотрудники института неоднократно выигрывали гранты Президента Российской Федерации ведущим научным школам, молодым российским ученым, а также гранты Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ), удостаивались государственных премий и премий Правительства РФ. За последние 10 лет в институте защищено 26 докторских и кандидатских работ, выпущено 18 монографий. В настоящее время в 46 ЦНИИ Минобороны России работают 23 доктора наук и 105 кандидатов наук.

Базовая кафедра предназначена для подготовки и распределения молодых специалистов в научные подразделения 46 ЦНИИ Минобороны России и других НИО Минобороны России, в органы военного управления по планированию и поставкам современных образцов вооружений с целью ликвидации того дефицита научных кадров, который в настоящее время остро ощущают научные организации Минобороны России.

Главная цель базовой кафедры — подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми компетенциями для самостоятельной научно-исследовательской и проектно-конструктор-ской деятельности.

Кроме того, целями базовой кафедры являются: планирование, организация, педагогическая деятельность в рамках МИРЭА ведущими специалистами ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России по подготовке персонала в области реализации военно-технической политики (ВТП) РФ, программно-целевого планирования развития систем и образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также базовых и критических военных и промышленных технологий;

укрепление значимости и ведущей роли менеджмента вооружения и специальной техники в системе базового образования в подготовке кадров, реализующих ВТП РФ;

развитие новых образовательных технологий путем поддержки передовых инновационных идей;

развитие и углубление системы поисковых, прикладных научных исследований, участие в системе фундаментальных работ;

участие в дальнейшем совершенствовании взаимодействия между военными, научными, производственными организациями ОПК и ведущими академическими и образовательными учреждениями, а также НТС ВПК, Совета безопасности и ОДКБ;

формирование и укрепление в сознании студенчества и профессорско-преподавательского состава духа лидерства образовательной культуры в сфере военного управления и комплектования кадрами.

Базовая кафедра с сентября 2017 года начала подготовку студентов по очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования в соответствии с образовательной программой высшего образования — программой бакалавриата — по направлению подготовки 27.03.05 «Ин-новатика» и профилю «Менеджмент в сфере систем вооружений».

Образовательная программа (ОП) направления «Инноватика» (квалификация (степень) «бакалавр») имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных), профессиональных и профильных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для подготовки профессиональных менеджеров в сфере систем вооружений и специалистов по управлению техноло-

гическими и продуктовыми инновациями в соответствии с потребностями рынка труда8.

Объем ОП бакалавриата по направлению 27.03.05 «Инноватика» (степень — бакалавр) составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.) за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ОП. Объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. 1 з.е. составляет 36 часов учебной нагрузки.

Срок получения образования по программе бакалавриата — 4 года. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

процессы инновационных преобразований; инфраструктуру инновационной деятельности; информационное и технологическое обеспечение инновационной деятельности;

финансовое обеспечение инновационной деятельности; правовое обеспечение инновационной деятельности; инновационное предпринимательство.

Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата:

корпоративные, региональные и межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, федеральные и международные инновационные проекты и программы;

инновационные проекты создания конкурентоспособных производств предприятий военно-промышленного комплекса товаров и услуг;

инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов; инновационные проекты развития территорий; проекты и процессы прогнозирования инновационного развития и адаптации производственно-хозяйственных систем предприятий военно-промышленного комплекса к новшествам;

проекты и процессы освоения и использования новых продуктов и новых услуг, новых технологий, новых видов ресурсов, новых форм и методов организации производства и управления предприятий военно-промышленного комплекса, новых рынков и их возможных сочетаний;

проекты коммерциализации новаций;

инструментальное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;

формирование и научно-техническое развитие инновационных предприятий малого бизнеса.

Виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению 27.03.05 «Инноватика» в соответствии с ФГОС ВПО в результате успешного завершения подготовки:

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

экспериментально-исследовательская.

Задачами по видам профессиональной деятельности бакалавра в результате успешного завершения подготовки являются: в сфере производственно-технологической деятельности: разработка и организация производства инновационного продукта;

8 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.05 «Инноватика» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № 1006.

планирование и контроль процесса реализации проекта; распределение и контроль использования производственно-технологических ресурсов;

организация пуско-наладочных работ и приемо-сдаточных испытаний;

выполнение работ по проекту в соответствии с требованиями по качеству нового продукта;

проведение технологического аудита; в сфере организационно-управленческой деятельности: подготовка информационных материалов об инновационной организации, продуктах, технологии;

организация производства и продвижение продукта проекта, его сопровождение и сервис;

формирование баз данных и разработка документации; выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок;

выполнение мероприятий по охране и защите интеллектуальной собственности;

подготовка материалов к аттестации и сертификации новой продукции;

разработка материалов к переговорам с партнерами по инновационной деятельности, работа с партнерами и потребителями; в сфере экспериментально-исследовательской деятельности: оценка коммерческого потенциала технологии, включая выполнение маркетинговых исследований и сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции;

выполнение логико-структурного анализа;

сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании и выведении на рынок нового продукта.

Студенты базовой кафедры с первого и до последнего курса получают широкий спектр знаний в различных областях наук. В проведение учебного процесса бакалавриата по направлению 27.03.05 «Иннова-тика» за четыре года будут привлечены преподаватели двадцати одной кафедры МИРЭА. Ими будет организовано обучение по 30 дисциплинам (модулям) базовой части ОП (история, философия, иностранный язык, экономика, физика, химия и материаловедение, теоретическая инноватика, основы менеджмента, методы принятия управленческих решений, управление инновационной деятельностью и др.), 19 обязательным дисциплинам вариативной части ОП (исследовательская и изобретательская деятельность в инноватике, патентоведение и основы научно-исследовательской работы, автоматизация производственных процессов, финансовое обеспечение инновационной деятельности, основы робототехники и гибкие производственные системы, управление качеством и конкурентоспособностью и др.), 21 дисциплине вариативной части ОП по выбору (экономика предприятия или управление предприятием, бизнес-планирование или стратегический менеджмент, деловое общение или бизнес-риторика, алгоритмы решения нестандартных задач или методы оптимальных решений и др.).

В течение 4-х лет у студентов предусмотрены три практики, причем первая из них — по получению первичных профессиональных умений и навыков — пройдет уже в конце 2-го семестра в технических отделах и подразделениях 46 ЦНИИ Минобороны России. Две другие практики, в том числе и преддипломная, пройдут под руководством ведущих специалистов научных отделов 46 ЦНИИ и других НИО Минобороны России и будут посвящены решению конкретных задач, стоящих перед научными подразделениями институтов.

Студенты выполнят на 3—4-х курсах по основным дисциплинам четыре курсовые работы, всего же за четыре года обучения им необходимо будет проявить свои знания при сдаче 37 зачетов и 36 экзаменов.

Государственная итоговая аттестация включает сдачу государственного междисциплинарного экзамена, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы.

Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками Университета, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет 88,9 %.

Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет 83 %.

Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с профилем программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет 10 %.

Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника составляет величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Минобрнауки России9.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, т. е. способности применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

С 3-го курса подготовку студентов начнут осуществлять преподаватели базовой кафедры «Менеджмент в сфере систем вооружений» по специальным учебным дисциплинам, перечень которых в соответствии с «Учебным планом» подготовки бакалавров приведен в таблице 1.

Используя полученные знания, выпускники базовой кафедры в своей дальнейшей работе смогут:

формировать конкурсную, отчетную научно-техническую документацию;

готовить расчетно-калькуляционные материалы;

работать в коллективах ученых;

координировать научно-исследовательскую деятельность в сфере взаимоотношений: органы военного управления — научно-исследовательские институты — производство.

Студенты базовой кафедры в процессе прохождения учебной, производственной и преддипломной практик получат возможность оказаться в реальной среде научных отделов и подразделений 46 ЦНИИ и других НИО Минобороны России, включиться в качестве лаборантов и стажеров в реальный творческий процесс научно-исследовательских работ, выполняемых научными работниками отделов.

9 Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ специальных дисциплин и методических материалов базовой кафедры «Менеджмент в сфере систем вооружений» в соответствии с «Учебным планом» подготовки бакалавров

Направление подготовки ^ ,

Профиль — «Менеджмент в сфере систем вооружении» 27.03.05 — «Инноватика» р т * н "

№ п/п Учебная дисциплина Объем, час. / семестр 1-й курс 3-й курс 4-й курс

1 2 5 6 7 8

1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков 108 зачет с оценкой

2 Теория вооружений 180 экзамен

3 Основы стандартизации и каталогизации оборонной продукции 72 зачет

4 Военно -техниче ское оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации 216 зачет экзамен + курсовая работа

5 Военная экономика 216 зачет + курсовая работа экзамен

6 Информационное обеспечение и информационные технологии в управлении развитием вооружения, военной и специальной техники 108 зачет

7 Военные технологии как система требований к управлению развитием промышленных технологий и научному развитию 144 экзамен

8 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 216 зачет с оценкой

9 Создание нетрадиционных вооружений, военной техники как одно из направлений реализации принципа асимметрии в развитии системы вооружения 108 зачет

10 Основы теории и организации военного управления 144 экзамен

Продолжение таблицы

11 Управление качеством вооружения, военной и специальной техники на стадиях жизненного цикла 108 зачет

12 Управление правами на результаты интеллектуальной деятельности в развитии вооружения, военной и специальной техники 144 экзамен

13 Программно - целево е планирование развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации 144 экзамен

14 Основы военно-технической политики Российской Федерации 144 экзамен

Методические указания по выполнению курсовых работ Выдача методических указаний 5 семестр 5, 6

Рабочая программа преддипломной практики 8

15 Преддипломная практика 216 зачет с оценкой

Государственная итоговая аттестация 108+216 8

Программа го сударственного экзамена 8

Подготовка и сдача го сударственного экзамена 72 8

16 Государственный экзамен 36 экзамен

Методические рекомендации по подготовке и защите Выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра Выдача заданий на ВКР 6 семестр 6, 8

Подготовка и защита ВКР Выдача заданий на ВКР 6 семестр 6, 8

17 Выпускная квалификационная работа 216 защита с оценкой

Подготовка и защита выпускных квалификационных работ (ВКР) будут выполняться, начиная с 3-го курса, в течение двух лет на реальном материале, с выводами и практическими рекомендациями по их внедрению. Выводы и рекомендации студентов, представляющие научный интерес, могут быть опубликованы в научных изданиях. Лучшие ВКР будут рекомендованы для дальнейших исследований и доработок в качестве магистерской или даже диссертационной работы.

Подготовка и защита кандидатской диссертации для наиболее способных и талантливых выпускников базовой кафедры становятся реальностью.

Но и другие выпускники кафедры, попадая после окончания МИРЭА в НИО Минобороны России, в органы государственного или военного управления, получат возможность работать в коллективах лучших специалистов в сфере менеджмента вооружений и специальной техники, военной экономики, принимать участие в научно-исследовательской, педагогической и иной творческой деятельности организации и впоследствии стать учеными.

Выпускники кафедры для целей профессионального развития смогут продолжить дальнейшее обучение в магистратуре МИРЭА (для получения второго высшего образования) на бюджетной основе.

Наиболее подготовленным и прошедшим установленную военную подготовку выпускникам кафедры предоставляется возможность призыва в ВС России в качестве офицера — научного сотрудника, с полным набором социальных гарантий. Кроме того, после окончания обучения им присваивается квалификация «бакалавр».

В других вузах Российской Федерации подготовка по аналогичному профилю не ведется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.