Научная статья на тему 'Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами'

Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ИМЕННАЯ СТИПЕНДИЯ / UNIVERSITY DEPARTMENT ATTACHED TO ENTERPRISE / TARGETED TRAINING / EMPLOYMENT ASSISTANCE / NOMINAL SCHOLARSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Сергей Михайлович, Ермакова Татьяна Ивановна, Ивашкин Евгений Геннадьевич

В статье рассмотрен опыт Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева по созданию базовых кафедр на высокотехнологичных предприятиях для подготовки требуемых предприятию квалифицированных специалистов. Еще в процессе обучения студенты адаптируются к специфике и условиям работы на производстве и приобретают навыки практико-ориентированной деятельности на предприятиях реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Сергей Михайлович, Ермакова Татьяна Ивановна, Ивашкин Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN A TECHNICAL UNIVERSITY AND THE DEPARTMENTS UNDER ENTERPRISES

The article describes the experience of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E.Alekseev in creation of the departments attached to high-tech enterprises. Such departments help to prepare qualified engineering personnel for enterprises. While studying at the departments, students can easy accommodate themselves to the specificity and working conditions and get ready for practice-oriented activities at enterprise.

Текст научной работы на тему «Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами»

Из жизни вуза

73

С.М. ДМИТРИЕВ, ректор Т.И. ЕРМАКОВА, начальник учебно -методического управления Е.Г. ИВАШКИН, проректор по учебной работе

В статье рассмотрен опыт Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева по созданию базовых кафедр на высокотехнологичных предприятиях для подготовки требуемых предприятию квалифицированных специалистов. Еще в процессе обучения студенты адаптируются к специфике и условиям работы на производстве и приобретают навыки практико-ориентированной деятельности на предприятиях реального сектора экономики.

Ключевые слова: базовая кафедра, целевая подготовка, трудоустройство выпускников, именная стипендия

Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами

В настоящее время формирование системы знаний как нового фактора производства предполагает новый взгляд на общепринятые истины. Выпускник университета трактуется сегодня как высококвалифицированный специалист, которого отличают широкие рамки личной компетенции и готовность постоянно подтверждать ее, высокая самооценка, наличие системы высших потребностей и духовных ценностей. Он должен обладать не только специальными знаниями, но и комплексом универсальных знаний. В квалификационных требованиях к выпускнику доминирует слово «владеть ». Это значит, что формирование диктуемых рынком труда компетенций невозможно без практикоориентированного подхода к организации образовательного процесса. Поэтому в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева особое внимание уделяется созданию базовых кафедр на предприятиях.

Как известно, в отечественном высшем образовании кафедры являются

основным учебно-научным структурным подразделением университета (института), осуществляющим учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу со студентами. Базовая кафедра является достаточно эффективной формой организации работы, позволяющей готовить требуемых предприятию специалистов: еще в процессе обучения они адаптируются к специфике и условиям работы на конкретном производстве.

Студенты проходят здесь практику, за-

74

Высшее образование в России • № 2, 2014

нимаются научно-исследовательской работой, овладевают практическими навыками своей будущей профессии. Базовая кафедра реализует образовательный процесс по направлениям подготовки и специальностям в соответствии с образовательными программами разных уровней. Научная деятельность кафедры также включает организацию и проведение исследований преподавателями, сотрудниками, аспирантами, студентами в рамках научно-исследовательских программ, грантов, инициативных научных проектов. Совместное использование интеллектуального потенциала вуза и возможностей предприятия по целенаправленномуобучению в конкретной области позволяет подготовить специалиста, востребованного на рынке труда.

Базовые кафедры организуются соответствующими приказами ректора НГТУ и руководителей организаций, являющихся стратегическими партнерами вуза, на основании решения Ученого совета НГТУ и Соглашения о создании базовой кафедры между НГТУ и организациями.

Цель создания базовых кафедр - интеграция науки и высшего образования для совершенствования качества образования путем использования в образовательном процессе результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, внедрения исследовательского принципа обучения и расширения научной составляющей образовательного процесса, адресная подготовка специалистов по дополнительным учебным программам для нужд предприятия [1]. Для достижения поставленной цели и осуществления задач базовая кафедра реализует следующие функции:

1) проведение всех видов учебных занятий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой;

2) участие в разработке учебных планов подготовки бакалавров и магистров по соответствующим специальностям и направлениям, разработка рабочих программ

по дисциплинам базовой кафедры, учебников, учебных и методических пособий, авторских спецкурсов, внедрение новых технологий обучения, проведение индивидуальных консультаций;

3) организация и проведение всех видов практики студентов с использованием современных технологических возможностей организации;

4) руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами (ВКР) студентов, участие в формировании тем ВКР, обеспечение научного руководства и рецензирования ВКР, организация учебноисследовательской работы студентов;

5) чтение специальных курсов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку и специализацию по профилю отрасли;

6) руководство подготовкой диссертационных работ на соискание ученых степеней аспирантами и соискателями, прикрепленными к НГТУ или организации;

7) организация и проведение занятий по актуальным проблемам организации;

8) разработка программ целевой подготовки специалистов для организации по согласованным основным и дополнительным обязательным учебным программам, формируемым рабочей группой, состоящей из ведущих специалистов организации и преподавателей НГТУ;

9) участие в оснащении образовательного процесса научно-учебными лабораториями по профилю организации для выполнения научных исследований, обеспечения учебного процесса и привлечения к научной работе студентов и аспирантов;

10) осуществление мероприятий по повышению научно-педагогического потенциала, включая адресную профессиональную переподготовку и повышение квалификации по согласованным программам дополнительного образования, для работников организации и предприятий-партнеров, привлечение высококвалифицированных специалистов организации к преподавательской деятель-

Из жизни вуза

75

ности, разработке и чтению новых курсов, поддержка и развитие научно-педагогических школ по профилю кафедры;

11) научно-исследовательская деятельность (проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам организации, создание творческих коллективов для реализации совместных научно-исследовательских проектов, содействие научно-исследовательской деятельности преподавателей и научных сотрудников, студентов и аспирантов НГТУ путем привлечения экспериментальной и производственной базы, обеспечения доступа к технологическому оборудованию и информации);

12) проведение совместных научно-технических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным научно-техническим направлениям, публикация совместных научных и научно-методических материалов, сотрудничество с профильными организациями по всем видам деятельности базовой кафедры, проведение совместных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых, организация мероприятий по профессиональной ориентации студентов, магистрантов;

13) помощь выпускникам в трудоустройстве.

В НГТУ разработано «Типовое положение о базовой кафедре», которое определяет требования к построению, содержанию, оформлению и утверждению положения о конкретной базовой кафедре, регламентирует общие положения, структуру базовой кафедры, руководство ее деятельностью, материально-техническое и финансовое обеспечение, основные задачи, функции, взаимоотношения и связи базовой кафедры, основные функции и права заведующего кафедрой.

Наш университет ведет образовательную деятельность по ФГОС ВПО в четырех областях образования из девяти (математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки;

гуманитарные науки; науки об обществе); по 20 укрупненным группам подготовки (из 51); по девяти специальностям, 40 направлениям подготовки магистратуры и 44 направлениям подготовки бакалавриата.

Практика показывает, что уже сейчас ни одно крупное техническое высшее учебное заведение не может подготовить высококвалифицированного специалиста без тесного контакта с промышленностью. Особое значение приобретает использование в процессе обучения студентов, специализирующихся в области инженерии, современного оборудования и новейших технологий предприятий, проведение на их базе научно-исследовательских работ с участием преподавателей и студентов вуза, привлечение ведущих специалистов промышленных и научных организаций к преподаванию специальных дисциплин и т. д.

Как показывает существующая практика взаимодействия производства с вузом, для обеспечения предприятий кадрами требуемого уровня подготовки необходимо, чтобы бакалавр и магистр были одинаково компетентны в различных областях научно-производственной деятельности. Наличие базовых кафедр при предприятиях - стратегических партнерах облегчает подготовку молодых специалистов в условиях уровневой системы образования. Оче-

76

Высшее образование в России • № 2, 2014

видно, что взаимодействие базовых кафедр со студентами должно начинаться как можно раньше, а формы взаимодействия должны меняться по мере подготовки специалиста.

В настоящее время в НГТУ действуют 12 базовых кафедр.

«Артиллерийское вооружение ». Была организована в 1984 г. на базе ОАО «ЦНИИ “Буревестник” » [2]. Кафедра является выпускающей по специальности «Стрелковопушечное, артиллерийское и ракетное оружие», при сетевом взаимодействии удалось разработать и внедрить уникальную систему подготовки специалистов. Начиная с третьего курса занятия по специальным дисциплинам (в пределах 30-35% от объема учебного плана) проводятся непосредственно на предприятии. Программы преподавания позволяют вести целенаправленную подготовку специалистов с учетом конкретных задач предприятий артиллерийской отрасти. Обучаясь, студенты начинают вникать в работу подразделения, знакомиться с коллективом, по желанию они могут устроиться на работу в конструкторские и научно-исследовательские подразделения. Важным является то, что студенты выполняют научно-исследовательские и курсовые работы, непосредственно связанные с реальной тематикой своего подразделения. Кафедра «Артиллерийское вооружение» является основным источником кадров для конструкторских и научно-исследовательских подразделений «ЦНИИ “Буревестник”». Среди руководителей среднего звена и ведущих специалистов выпускники кафедры занимают лидирующие позиции. ОАО «ЦНИИ “Буревестник”» предоставил за последние два года 207 мест для прохождения студентами всех видов практик, в институт трудоустроены 33 выпускника НГТУ.

Кафедра «Конструирование атомных установок». Создана на базе ОАО «ОКБМ Африкантов» (далее - ОКБМ) в 2007 г. и предназначена для целевой подготовки спе-

циалистов в области проектирования и эксплуатации атомных установок под конкретные задачи [3]. ОКБМ входит в состав машиностроительного холдинга «Атомэнер-гомаш» Госкорпорации «Росатом». Холдинг - крупный научно-производственный центр атомного машиностроения, имеющий многопрофильный конструкторский коллектив, собственную исследовательскую, экспериментальную и производственную базу. Научно-производственный потенциал предприятия позволяет выполнять весь комплекс работ по созданию различных типов реакторных установок и оборудования для реактора. Обучение студентов на базовой кафедре проводится по направлениям подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника», «Ядерная энергетика и теплофизика», «Ядерная физика и технологии»; по специальностям «Ядерные реакторы и материалы» и «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг».

Учебные планы составляются коллегиально при участии ведущих специалистов ОКБМ и преподавателей выпускающих кафедр Института ядерной энергетики и технической физики (ИЯЭиТФ) НГТУ. Студентам предоставляется возможность выполнить лабораторный практикум в научно-исследовательском испытательном комплексе предприятия, оснащенном уникальными экспериментальными стендами, исследовательскими установками, средствами измерения контроля и автоматизации, обеспечивающем экспериментальные исследования нейтронно-физических, теплогидравлических, механических и физико-химических процессов. Они имеют возможность пройти в конструкторском бюро технологическую и преддипломную практики, выполнить курсовые и дипломные проекты. ОКБМ созданы в университете две базовые лаборатории - «Реакторная гидродинамика», «Надежность и безопасность АЭС », где работают преподаватели НГТУ и сотрудники конструкторского бюро.

Из жизни вуза

77

Ежегодно на основе конкурсного отбора ОКБМ присуждает пять стипендий имени И.И. Африкантова - выдающегося конструктора ядерных реакторов и оборудования атомной промышленности и энергетики, основателя ОКБМ и физико-технического факультета НГТУ. Студенты-стипендиаты имеют возможность прохождения всех видов практик и трудоустройства на условиях неполного рабочего дня (начиная с 4-го курса) и преимущественное право поступления на работу на предприятие. Кроме того, начиная с 2008 г. по приказу Госкорпорации Росатом НГТУ осуществляет прием на целевые места в ОКБМ, в 2013 г. набор составил 28 человек. За последние два года в ОКБМ прошли практику 192 студента, трудоустроено 59 выпускников.

«Производственные системы в машиностроении». Создана в 2011 г. на базе ООО «Управляющая Компания “Группа ГАЗ” » с целью совершенствования подготовки квалифицированных специалистов в области промышленных технологий и управления современным машиностроительным производством [4]. Обучение студентов на базовой кафедре проводится по направлениям подготовки «Машиностроение », «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Системный анализ и управление», «Управление качеством» и по специальности «Проектирование технологических машин и комплексов».

Одним из основных ожидаемых результатов деятельности кафедры является дальнейшее развитие и внедрение в производство новой системы орга-

низации труда, получившей название «Производственная система “ГАЗ”» и основанной на применении инструментов «бережливого производства». При этом функционирование производственной системы «ГАЗ » основано на постоянном притоке молодыхвысококвалифицированныхкад-ров с высокой степенью готовности к выполнению конкретных работ. Таким образом, кафедра «Производственные системы в машиностроении » позволяет обеспечить комплексную планомерную подготовку студентов по программе «бережливого производства», а также обучение высококвалифицированных специалистов различных направлений подготовки в Институте промышленных технологий машиностроения НГТУ.

Кадровый состав предприятий «Группы ГАЗ» в основном обеспечивается нашими выпускниками. Ежегодно порядка 300 студентов практически всех специальностей и направлений НГТУ проходят практику на предприятиях компании, за 2012-2013 гг. трудоустроено 115 молодых специалистов.

«Создание продукта в автомобилестроении». Организована в 2012 г. на базе ООО «Объединенный инженерный центр» (ОИЦ), входящего в состав предприятий «Группы ГАЗ». ОИЦ занимается выработ-

78

Высшее образование в России • № 2, 2014

кой стратегии модельного ряда предприятий холдинга, проведением опытно-конструкторских и технологических работ по созданию новых и модернизации выпускаемых моделей,передачей в производство готовых к освоению изделий. Как было отмечено в соглашении о сотрудничестве между НГТУ и ОИЦ, базовая кафедра должна обеспечить приток обученного персонала в «ГруппуГАЗ» и другие компании российского автопрома, наладить согласованное функционирование системы образования и промышленных объединений автомобильного кластера. Основной целью создания базовой кафедры в ОИЦ является реализация программ научно-технического сотрудничества в области автомобилестроения и подготовки по направлению «Наземные транспортно-технологические машины и комплексы» и специальности «Наземные транспортно-технологические средства» по согласованным основным и дополнительным образовательным программам. Практически с момента образования ОИЦ в 2008 г. студенты НГТУ проходят в данной организации все виды практики. За два последних года ОИЦ предоставил 238 мест для прохождения практик.

В 2012 г. была создана базовая кафедра «Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов » при ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания “Атомэнергопроект”» (ОАО «НИА-ЭП»). Компания является дочерним предприятием Госкорпорации «Росатом» и оказывает инжиниринговые услуги по сооружению АЭС «под ключ », т.е. ведет изыскательскую деятельность, проектирование, управление строительством, поставки и комплектацию оборудования, осуществляет авторский надзор и участвует в подготовке к опытно-промышленной эксплуатации и в сервисном обслуживании объектов [5].

На базовой кафедре обучаются студенты по направлениям «Теплоэнергетика и теплотехника», «Ядерная энергетика и теплофизика», «Ядерная физика и техноло-

гии», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Электроэнергетика и электротехника», специальностям «Ядерные реакторы и материалы», «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». В рамках договора о сетевом взаимодействии сОАО «НИАЭП» на базовой кафедре НГТУ также обучаются студенты Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ) по направлению «Строительство».

Особо следует отметить, что кафедра проводит повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по курсу дополнительного профессионального образования по программе «Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов» с выдачей внутреннего сертификата. Особенностью такого обучения является выезд на атомные станции для проведения полевого технического тура (ПТТ) на площадках сооружений (АЭС Аккую, Белорусской АЭС, Ростовской АЭС, Курской АЭС, Игналинской АЭС). В рамках ПТТ обучающие и слушатели могут ознакомиться с полевым инжинирингом на стройплощадке в действии, изучить применение инновационной системы MultiD-проектирования, получить представление об информационной модели строящегося энергоблока и обеспечении ее дальнейшего сопровождения на всех стадиях жизненного цикла АЭС.

ОАО «НИАЭП» учреждена стипендия имени Э.Н. Поздышева для поощрения студентов, достигших высоких результатов в учебе и практическом освоении выбранной специальности. 10 старшекурсников ИЯЭиТФ - победители стипендиального конкурса - ежемесячно получают финансовую поддержку. ОАО организует целевое обучение студентов по приказу Госкорпорации «Росатом», в 2013 г. целевой прием от ОАО «НИАЭП» составил 13 человек. Ежегодно в компании проходят производственную и преддипломную практики

Из жизни вуза

79

порядка 70 студентов, за 2012-2013 гг. трудоустроено 26 выпускников НГТУ.

«Радиоэлектронные системы и телекоммуникации». Была образована в 2010 г. в федеральном научно-производственном центре ОАО «Научно-производственное предприятие “Полет”» (ОАО «НПП “Полет” ») - одного из ведущих в отрасли по технике авиационной радиосвязи военного и гражданского назначения. «НПП “Полет”» специализируется на разработке и производстве бортового авиационного и наземного оборудования (приемники, передатчики, радиостанции, аппаратура внутренней связи и коммутации, антенно-фидерные устройства и пр.), систем управления и связи на авиационных носителях и техники экологического мониторинга. На кафедре занимаются и магистранты по направлению подготовки «Конструирование и технология электронных средств ».

С 2008 г. ОАО «НПП “Полет”» организует целевое обучение студентов, руководствуясь приказом Минпромторга России. В 2013 г. целевой прием составил 12 человек. В 2012-2013 гг. данное предприятие предоставило 199 мест для прохождения разных видов практики, трудоустроен 31 выпускник.

Базовая кафедра «Радиоэлектроника и системы управления» открыта в Федеральном государственном унитарном предприятии Федерального научно-производственного центра «Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова» (НИИИС), который входит в состав Госкорпорации «Росатом». Это современный научно-производственный комплекс, включающий в себя научно-исследовательские и технологические подразделения, опытное производство радиоэлектронной аппаратуры и изделий микроэлектроники, вычислительный и испытательный центры. На кафедре занимаются студенты и магистранты по направлению «Конструирование и технология электронных средств». Студентам-пятикурсникам,

специализирующимся на кафедре и достигшим особых успехов в учебе и научноисследовательской деятельности, выплачивается именная стипендия им. Ю.Е. Седакова, который был инициатором тесного сотрудничества НИИИС с ведущими нижегородскими вузами в области научно-технического творчества и целенаправленной подготовки профессиональных кадров.

С 2008 г. НИИИС организует целевое обучение студентов по приказам Госкорпорации «Росатом» и Минпромторга России. В 2013 г. целевой прием составил 10 человек. Ежегодно данное предприятие предоставляет порядка 150 мест для прохождения студентами разных видов практики, за 2012-2013 гг. трудоустроено 38 выпускников НГТУ.

В сентябре 2013 г. начала работу базовая кафедра «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», созданная на базе ОАО «Гип-рогазцентр» - дочерней организации ОАО «Газпром ». После лицензирования направления подготовки «Нефтегазовое дело» был осуществлен первый набор по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры. НГТУ давно и успешно сотрудничает с ОАО «Гипрогазцентр». Ежегодно здесь проходят практику до 20 студентов, за два последних года в организацию трудоустроено 11 выпускников НГТУ.

Две базовые кафедры: «Химическая технология органических соединений азота» при ФКП «Заводим. Я.М. Свердлова» и ФГУП «ГосНИИ “Кристалл”» и «Электроснабжение: проектирование и автоматизация» при ОАО «Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения» - организованы Дзержинским политехническим институтом (ДПИ), филиалом НГТУ. На кафедрах ведется подготовка студентов ДПИ по направлениям «Химическаятехнология», «Электроэнергетика и электротехника », «Автоматизация технологических процессов и производств ». За два последних года на данных

80

Высшее образование в России • № 2, 2014

предприятиях прошли практику более 180 студентов ДПИ, трудоустроено 48 выпускников ДПИ НГТУ.

Кафедра «Биоинженерия и ядерная медицина» открыта в 2013 г. на базе ФГБНУ «Научно-исследовательский радиофизический институт» (НИРФИ). Кафедра имеет статус выпускающей для студентов ИЯЭиТФ, обучающихся по направлению подготовки «Биотехнические системы и технологии », и осуществляет подготовку специалистов для медицинских учреждений Министерства здравоохранения Нижегородской области, ФГБНУ НИРФИ и предприятий, разрабатывающих медицинскую технику. Главное направление деятельности НИРФИ - проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по дистанционному зондированию обширного спектра природных сред и искусственных объектов, включая разработку методов и технических средств зондирования.

Основными научными направлениями института, по которым предполагается совместная работа на базовой кафедре, являются медицинская инженерия и физическая экология (в т.ч. создание методов и средств медицинской диагностики), а также дистанционное зондирование природных и биологических сред.

Кафедра «Системы воздушно-космической обороны» открыта в 2013 г. на базе филиала ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”». Здесь предполагается обучение студентов института промышленных технологий машиностроения по направлениям подготовки «Машиностроение», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Системный анализ и управление », «Управление качеством», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Ме-хатроника и робототехника».

ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”» - крупнейшая холдинговая компания российского оборонно-промышленного комп-

лекса, объединяющая более 40 промышленных и научно-исследовательских предприятий. Филиал № 1 концерна располагается в Нижнем Новгороде на территории ОАО «Нижегородский машиностроительный завод». Филиал создан с целью удовлетворения потребностей государствав создании вооружений и военной техники в области противовоздушной и противоракетной обороны, обеспечивающей необходимый уровень обороноспособности страны. Приоритетным направлением деятельности предприятия является обеспечение жизненного цикла изделий по производству, модернизации, ремонту и утилизации зенитных ракетных систем (комплексов) и их составных частей. Потребность концерна в молодых специалистах - выпускниках НГТУ в 2013-2014 гг. составляет 161 человек. Уже в 2013 г. на завод трудоустроились 23 выпускника.

Обобщая накопившийся опыт работы базовых кафедр, можно отметить следующее: базовые кафедры являются основой качественной подготовки студентов, гарантированного трудоустройства выпускников и снижения срока адаптации молодых специалистов на производстве. Высокотехнологичные предприятия предоставляют производственные лаборатории и площади для проведения практических занятий студентов. Высококвалифицированные сотрудники предприятий и организаций участвуют в формировании основных образовательных программ, в реализации учебного процесса, руководят курсовым и дипломным проектированием. Предприятия оказывают поддержку НГТУ в оснащении учебных аудиторий и научных лабораторий.

Кроме того, в рамках данных кафедр реализуются дополнительные образовательные программы подготовки и переподготовки специалистов, проводятся НИОКР. В свою очередь, на предприятиях решается проблема комплектования штата сотрудников квалифицированными инженерными кадрами.

Из жизни вуза

81

Литература

1. Ермакова Т.И. Взаимодействие НГТУ

им. Р.Е. Алексеева с предприятиями-ра-ботодателями по подготовке кадров // Молодежь на современном рынке труда: Материалы 3-й межрегиональной конференции по проблемам трудоустройства выпускников ВПО. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. С. 14-23.

2. Закаменных Г.И. Организация учебного

процесса на базовой кафедре ОАО «ЦНИИ “Буревестник”» // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всерос. научно-ме-тод. конф. Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2012. С. 4-7.

3. Тамонов М.И. Опыт работы ОАО «ОКБМ

Африкантов» с молодыми специалистами // Молодежь на современном рынке

труда: Сб. докладов на межрегиональной конференции по проблемам трудоустройства выпускников учреждений ВПО. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. С. 34-38.

4. Ивашкин Е.Г. Базовая кафедра «Произ-

водственные системы в машиностроении» как способ взаимодействия НГТУ и Группы «ГАЗ» // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всерос. научно-метод. конф. Н. Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. С. 10-15.

5. Комаров А.В. ОАО «НИАЭП» как способ

трудоустройства выпускников // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всерос. на-учно-метод. конф. Н. Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. С. 346-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.