Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ И ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ И ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОТРУДНИКИ / ШТАТНЫЕ КАТЕГОРИИ / АДЪЮНКТУРА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛАБОРАТОРНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА / RESEARCH ORGANISATIONS OF THE RF DEFENCE MINISTRY / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / STAFF CATEGORIES / POSTGRADUATE STAFF / SCIENTIFIC POTENTIAL / LABORATORY-AND-EXPERIMENTAL BASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кретинин Валерий Митрофанович, Нестеров Сергей Михайлович

Статья посвящена основным проблемам и перспективам деятельности научно-исследовательских организаций Министерства обороны России. Авторами предложены эффективные меры по сохранению и развитию научного потенциала и научных школ научно-исследовательских организаций (НИО) Минобороны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кретинин Валерий Митрофанович, Нестеров Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF SCIENTIFIC SCHOOLS AND TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED SCIENTIFIC PERSONNEL IN RESEARCH ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF DEFENCE: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

The article is devoted to the main problems and perspectives of the Russia Defencse Ministry’s research organisations. The authors proposed effective measures to preserve and develop the scientific potential and scientific schools of the RF Defence Ministry’s scientific research organisations.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ И ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Состояние научных школ и подготовки научных кадров

высшей квалификации в научно-исследовательских организациях Минобороны России: проблемы и пути их решения

Полковник в отставке В.М. КРЕТИНИН, доктор технических наук

Полковник в отставке С.М. НЕСТЕРОВ, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена основным проблемам и перспективам деятельности научно-исследовательских организаций Министерства обороны России. Авторами предложены эффективные меры по сохранению и развитию научного потенциала и научных школ научно-исследовательских организаций (НИО) Минобороны РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательские организации Министерства обороны РФ, высококвалифицированные сотрудники, штатные категории, адъюнктура, научный потенциал, лабораторно-экспериментальная база.

SUMMARY. The article is devoted to the main problems and perspectives of the Russia Defencse Ministry's research organisations. The authors proposed effective measures to preserve and develop the scientific potential and scientific schools of the RF Defence Ministry's scientific research organisations.

KEYWORDS: research organisations of the RF Defence Ministry, highly qualified personnel, staff categories, postgraduate staff, scientific potential, laboratory-and-experimental base.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ с 2015 года в Министерстве обороны Российской Федерации концепция, планы и программы, направленные на развитие военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации, а также многочисленные попытки реформирования в целях «оптимизации» НИО Министерства обороны Российской Федерации с параллельным введением в действие Федерального закона об образовании (ФЗ от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ) не смогли переломить негативных тенденций, связанных с уходом из НИО высококвалифицированных ученых, ослаблением научных школ и научного потенциала НИО Минобороны в целом.

Это обусловлено следующим.

Первое. Значительное сокращение количества и снижение штатных категорий ученых-военнослужащих в структурах НИО (введены штатные категории: младший научный сотрудник — старший лейтенант вместо капитана; научный сотрудник — капитан вместо майора; старший научный сотрудник — капитан вместо подполковника; начальник лаборатории — майор вместо подполковника; начальник отдела — подполковник вместо полковника) до уровня, когда военнослужащие или полностью отсутствуют в штате НИО, или их численность составляет единицы процентов. При такой численности военнослужащих в НИО нет преемственности и перспективы их роста. Поэтому после защиты диссертаций в НИО военнослужащие стремятся к службе в вузах,

где выше должностные категории и имеется перспектива служебного роста. После сокращения (увольнения) ученые-военнослужащие, как правило, утрачивают связь с НИО.

Второе. Уход из НИО высококвалифицированных сотрудников из числа гражданского персонала в связи с тем, что уровень оплаты аналогичной работы в организациях оборонной промышленности и коммерческих структурах в 2—3 раза выше. Выпускники гражданских вузов в настоящее время не стремятся связывать свою трудовую деятельность с НИО Министерства обороны, где оплата труда на первичной научной должности — младшего научного сотрудника — не превышает 9 тыс. руб. в месяц.

Третье. Существенное снижение материальной заинтересованности сотрудников НИО в связи с поступившим указанием Департамента социальных гарантий Минобороны России от 31.10.2016 г. № 182/5/7642, из которого следует, что финансирование выплат научным работникам согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 должно осуществляться за счет оптимизации расходов и изыскания внутренних резервов, в том числе с привлечением средств от приносящей доход деятельности.

Четвертое. Низкий уровень финансирования программ по развитию лабораторно-экспериментальной базы НИО, на которые фактически выделяется не более 10—15 % от необходимого объема средств.

Пятое. Ликвидация в НИО адъюнктур, которые необходимы для подготовки научных кадров (военнослужащих) высшей квалификации (кандидатов наук) (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Ст. 31, п. 1, 2), лишение НИО права представлять научных сотрудников к присвоению ученых званий доцента и профессора (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139, раздел I. п. 3), а также возможности приема кандидатского экзамена по специальности (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 247, п. 5).

В настоящее время основная тяжесть научной работы легла на отставников — бывших военнослужащих и ветеранов НИО из числа гражданского персонала, средний возраст которых 55—60 лет и старше. Если не создать условий для притока в НИО молодых сотрудников (военнослужащих и гражданского персонала) в ближайшие 1—2 года, то сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала и научных школ НИО невозможно.

В настоящее время на НИО Минобороны России возложены разработка и обоснование предложений по решению основополагающих системных оборонных проблем Российской Федерации. Это прежде всего анализ форм и способов применения вооруженных сил иностранными государствами на ближайшую и дальнейшую перспективу, выработка форм и способов противоборства, военно-экономическая оценка целесообразности создания отечественных комплексов и образцов вооружения, задание требований к ним, системное проектирование комплексов и образцов.

Учитывая роль и место НИО в обеспечении обороноспособности Российской Федерации, очевидно, что первоочередными неотложными мерами по сохранению и развитию научного потенциала и научных школ НИО Минобороны России должны являться следующие мероприятия.

Увеличение количества военнослужащих — научных сотрудников в структурах НИО до порядка 40 % от общей численности и повышение их

68_В.М. КРЕТИНИН, С.М. НЕСТЕРОВ_

штатных категорий до уровня не ниже, чем в вузах Минобороны. Методология военно-теоретических научных исследований в области военного строительства не может быть полностью формализована. Методы обоснования состава и структуры группировок войск, форм и способов их боевого применения базируются на основополагающих принципах военного искусства. Поэтому определяющее качество специалиста при проведении таких исследований — наличие у него не только достаточных знаний в военной области, которые могут быть получены только в военных вузах, но и обладание практическими навыками, умением и войсковым опытом, которые не могут быть приобретены без прохождения воинской службы в войсках, на полигонах, участия в военных конфликтах и боевой работе.

Методология военно-технических научных исследований в области развития систем вооружения основывается не только на знании систем и образцов вооружения и специальной техники, но и на наличии опыта и навыков их применения в войсках, а также повседневной деятельности по техническому обслуживанию и эксплуатации. Опыт деятельности НИО показывает, что становление ученых-военнослужащих в области военно-теоретических и военно-технических исследований до уровня старшего научного сотрудника занимает 9—11 лет и 12—14 лет для начальника отдела и управления. Поэтому начинать службу в НИО военнослужащие должны в возрасте не старше 25— 30 лет, иначе подготовка специалистов требуемой квалификации становится невозможной. Это подтверждается аналогичной динамикой научного роста специалистов из числа гражданского персонала как НИО Минобороны России, так и институтов Российской академии наук и оборонно-промышленного комплекса страны.

Жизнедеятельность НИО связана также с необходимостью командирования своих сотрудников в горячие точки, места военных конфликтов, их участия в боевых действиях (военнослужащие НИО принимали непосредственное участие в боевых действиях в Сирии, Египте, Вьетнаме, Ливии, Афганистане, Чечне и Южной Осетии), войсковых учениях, испытаниях образцов и систем вооружения, военной и специальной техники на полигонах и в войсках, а также необходимостью несения службы войск, включая караульную службу и суточный наряд. Очевидно, что эта деятельность в НИО не может осуществляться гражданским персоналом.

В соответствии с действующим законодательством РФ научные сотрудники-военнослужащие имеют существенно меньшие свободы и возможности по сравнению с научными сотрудниками из числа гражданского персонала по изменению ведомства, места работы и утраты связи с НИО в целом. Повышение привлекательности научной работы в НИО для гражданского персонала, и особенно молодежи, возможно за счет предоставления жилья и различных видов льгот (социальных, налоговых и т. д.), расширения существующих мер по материальному стимулированию (увеличение числа различных федеральных и региональных грантов, повышение их доли за достижения в области обороны, включая закрытые работы).

Качественное решение задач, возложенных на НИО Минобороны, не может осуществляться без участия высококвалифицированных специалистов в области фундаментальных и прикладных наук (общей и прикладной математики, общей и ядерной физики, квантовой механики, механики, системного анализа и синтеза сложных технических систем, аэродинамики, баллистики, приборостроения и др.), которых

готовят только гражданские вузы. Это предопределяет необходимость комплектования НИО также научными сотрудниками из числа гражданского персонала.

Объединение в НИО ученых из числа военнослужащих и гражданского персонала в научные коллективы и научные школы позволяет взаимно обогатить друг друга опытом и знаниями военного дела и основами фундаментальных и прикладных наук. Это, как показывает практика, обеспечивает решение сложных военно-теоретических и военно-технических проблем на самом современном научном уровне.

Создание условий для существенного повышения материальной заинтересованности сотрудников НИО в результатах своей работы. Разрешить выполнять НИО на платной основе работы в рамках Государственного оборонного заказа, даже если НИО осуществляет по этим работам военно-научное сопровождение.

Расширить практику привлечения сотрудников НИО к оплачиваемым работам государственных и общественных научных организаций, таких как Российская академия наук, Академия военных наук, Российская академия ракетных и артиллерийских наук и других организаций. В данном аспекте следует осуществлять достаточное финансирование программ по развитию лабораторно-экспериментальной базы НИО на уровне, обеспечивающем не только ее техническое поддержание, но и качественное развитие.

Создание условий для восстановления в НИО адъюнктур для подготовки научных кадров (военнослужащих) высшей квалификации (кандидатов наук), представления научных сотрудников к присвоению ученых званий доцента и профессора, а также возможности приема кандидатского экзамена по специальности.

Реализация перечисленных мероприятий в ближайшее время позволит без существенных затрат сберечь и поддержать существующие НИО Минобороны России, восстановить и развить в них систему подготовки научных кадров высшей квалификации и научные школы, а также поддерживать научный потенциал в НИО на необходимом уровне и обеспечить своевременное и качественное решение всех возложенных на НИО задач по укреплению обороноспособности Российской Федерации.

Если этому вопросу не уделить должного внимания сейчас, то в последующем потребуются многие миллиарды рублей и не одно десятилетие с далеко не гарантированной положительной перспективой восстановления НИО Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.