ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378:001.32
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В. В. ТУЕВА: НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коргожа Наталья Степановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: nskorgozha@yandex. ru
В статье рассматриваются основные этапы становления и развития научной школы по направлению 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» известного российского ученого в области социально-культурной деятельности, заслуженного работника культуры Российской Федерации, основателя кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры, доктора педагогических наук, профессора Виктора Владимировича Туева, а также его многогранная научная и педагогическая деятельность.
Представлен анализ нового концептуального подхода к исследованию истории и теории клуба как социокоммуникативного института культуры, как общечеловеческого феномена общения, получившего название в социально-культурной науке «феноменология клуба». Значительное внимание в статье уделено анализу научных исследований профессора В. В. Туева в области истории, теории и методологии социально-культурной деятельности, истории развития первых европейских и отечественных клубов, феномену английского клуба как генотипу клубного общения, целостной педагогической концепции клуба как социокоммуникативного института мировой культуры.
Проанализирован содержательный контент монографического исследования В. В. Туева «Феномен английского клуба» (1997), в котором представлена инвариантная феноменологическая модель клуба, обозначены механизмы организации и динамизации клубного общения в историко-культурном контекстах и в системе общественных социокультурных коммуникаций. Определена особая роль научной школы профессора В. В. Туева в создании теоретической базы научных исследований истории, теории и методологии социально-культурной деятельности, новых концептуальных подходов к организации практической деятельности в учреждениях культуры и подготовки профессиональных кадров для учреждений социально-культурной сферы.
Обоснованы научные идеи, разработанные и представленные доктором педагогических наук, профессором В. В. Туевым в монографических исследованиях и научных статьях, которые в настоящее время сохраняют свою актуальность и остаются значимыми для современных специалистов в области социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: научная школа, социально-культурная деятельность, феноменология клуба, авторская концепция, монографическое исследование, концептуальный подход, инвариантная модель клуба, социокоммуникативный институт.
PROFESSOR V.V. TUEV'S SCIENTIFIC SCHOOL: NEW CONCEPTUAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
Korgozha Natalya Stepanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: nskorgozha@yan-dex.ru
The article discusses the basic stages of formation and development of the scientific school of the famous Russian scientist in the field of socio-cultural activities, Honored Worker of Culture of Russia, doctor of pedagogical sciences, Professor Victor Vladimirovich Tuev. It presents a multi-faceted scientific and pedagogical activity of Viktor Vladimirovich Tuev, the founder of the department of social and cultural activity of the Kemerovo State University of Culture and the founder of Kemerovo Scientific School in 13.00.05 direction "Theory, methodology and organization of social and cultural activity".
We have presented the analysis of new conceptual approach to the study of history and theory of the club as the sociocommunicative institute of culture as a universal phenomenon of communication, known in the socio-cultural science as "the phenomenology of the club". Considerable attention is paid to the analysis of the research by Professor Tuev in history, theory and methodology of social and cultural activities, the history of the first European and domestic clubs, the phenomenon of the English club as a genotype of club communication, and a holistic pedagogical concept of the club as a sociocommunicative institute of the world culture.
We have analyzed the substantive content of monographic studies by V.V Tuev "The phenomenon of the English club" (1997), which presents an invariant phenomenological model of the club, we have marked the mechanisms of organization and making club communication more dynamic in the historical and cultural contexts of social and cultural and public communications system. It defines the specific role of the scientific school of Professor Tuev in the creation of a theoretical framework of research into the history, theory and methodology of social and cultural activity, new conceptual approaches to the organization of practical activities in cultural institutions and professional training for the institutions of socio-cultural sphere.
Substantiated scientific ideas are developed and presented by the doctor of pedagogical sciences, professor Tuev in monographic studies and scientific articles, which are currently still valid and remain relevant for today's professionals in the field of socio-cultural activities have been founded in this article.
Keywords: scientific school, social and cultural activity, the phenomenology of the club, the author's concept, monographic study, conceptual approach, invariant model club, sociocommunicative institute.
22 декабря 2016 года исполняется 80 лет со дня рождения известного российского ученого в области социально-культурной деятельности, заслуженного работника культуры Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Виктора Владимировича Туева (22.12.1936-15.02.2008). Многогранная научная и педагогическая деятельность по праву принесли профессору В. В. Туеву широкую известность в России как крупному ученому в области истории, теории и методологии социально-культурной деятельности, феноменологии клуба, истории развития европейских и отечественных клубов, технологии организации и деятельности современных инициативных клубов.
Юбилей ученого - важное событие в жизни Кемеровского государственного института куль-
тура, так как доктор педагогических наук, профессор Виктор Владимирович Туев внес большой вклад в развитие вуза, являясь основателем кафедры социально-культурной деятельности и основателем кемеровской научной школы по направлению 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». 35 лет Виктор Владимирович Туев посвятил профессиональной подготовке специалистов социально-культурной сферы в Кемеровском государственном институте культуры, на протяжении 27 лет (с 1973 года по 1982 год и с 1991 года по 2008 год) возглавлял кафедру социально-культурной деятельности.
Как отмечает Е. В. Литовкин, «большой жизненный и профессиональный опыт В. В. Туева, его глубокие специальные знания, творческое и
конструктивное отношение к делу снискали ему авторитет и уважение в сфере вузовской интеллигенции. Всем известны его яркие и глубокие публикации, посвященные актуальным проблемам вузов культуры: сущности социально-культурной деятельности, современным педагогическим технологиям, подготовке высококвалифицированных специалистов для социально-культурной сферы в журналах "Культурно-просветительная работа", "Клуб", "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств", в сборниках научных трудов, издаваемых вузами культуры» (цит. по [7, с. 64]).
Доктор педагогических наук, профессор В. В. Туев является одним из лидеров отечественной научной школы в области социально-культурной деятельности, автором более 200 научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам культуры, образования, творчества, подготовки кадров для социально-культурной сферы, автором 2 монографий «История клубов Кузбасса» (1996) и «Феномен английского клуба» (1997), 3 учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов культуры и искусств Российской Федерации: «Технология организации инициативного клуба» (1999), «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах» (2006) и «Клуб в истории культуры» (2009).
Как отмечают Е. Л. Кудрина и В. И. Бедин, «тематика этих публикаций самая разнообразная: от античных и английских истоков клуба до современных проблем культурного строительства в России, от религиозных концепций этики общения до сложнейших терминологических и методических вопросов социально-культурного образования. Причем, широкий спектр исследуемых автором тем вовсе не означает разбросанности или поверхностности самих этих исследований. Нет, его научный анализ глубок и продуктивен, его знания энциклопедичны, его лексика теоретически богата, его логика эмоциональна и убедительна. Не случайно, думаем, многие сборники научных работ, коллективные монографии и даже отдельные номера специальных журналов открываются его концептуальными статьями, задающими тон содержательной направленности этих изданий» (см. [4, с. 4]).
Зарождение и развитие кемеровской научной школы профессора В. В. Туева «Социально-культурная деятельность как наука, практика и
образование» началось еще в 70-е годы XX века, в тот период, когда молодой кандидат педагогических наук в 1973 году возглавил кафедру культурно-просветительной работы Кемеровского государственного института культуры после окончания очной аспирантуры Московского государственного института культуры. Первая научная публикация В. В. Туева была издана в 1972 году и посвящена истории развития молодежных клубов в СССР, проблематика последующих научных статей была связана с деятельностью клубов рабочей молодежи в первые годы советской власти.
В 80-х годах XX века в научных публикациях В. В. Туева рассматривались активные формы устной пропаганды в системе идейно-воспитательной работы клуба, социальная сущность почина «Превратим Сибирь в край высокой культуры», культурный потенциал и интенсификация культурной деятельности населения, проблемы становления советского клуба. В этот период В. В. Туев активно увлекся темой «Клубная Пушкиниана», которой посвятил свои многочисленные научные статьи, опубликованные в центральных журналах «Клуб и художественная самодеятельность» («Пушкинская строка в клубной летописи», 1983, № 11) и «Культурно-просветительная работа» («Три клуба Пушкина», 1987, № 6-8), сборниках научных статей и учебных пособиях.
Становление и дальнейшее развитие научной школы профессора В. В. Туева было связано с проведением научных встреч с известными учеными страны в 80-90-годах XX века в Кемеровском государственном институте культуры, на которых обсуждались актуальные проблемы культуры, образования и искусства. Эти встречи получили широкую популярность в кругу научной и творческой общественности Западно-Сибирского региона, в вузе в этот период было проведено более 50 научно-творческих встреч, которые получили название «Туевские научные среды». Научно-исследовательские традиции, заложенные «научными средами» послужили основой дальнейшего становления и развития научной школы профессора В. В. Туева, определили основные направления исследований в социально-культурной деятельности.
В 90-е годы XX века научные публикации В. В. Туева были посвящены проблемам демократизации досуга, социально-культурным про-
цессам в сфере досуга, клубу как субъекту социально-культурной деятельности, культуро-логизации образования и педагогизации досуга как тенденции новой социальной парадигмы, социокультурным процессам в региональной сфере досуга. В этот период В. В. Туев занимался изучением истории развития клубов на региональном уровне, в частности историей клубов Кузбасса. Виктор Владимирович отмечал, что «собирая по крупицам информацию о кузбасских клубах, рассредоточенную в других монотемных исследованиях, мы, естественно, надеялись извлечь ее из трех информационных потоков: по истории клубов, по истории культуры Сибири и по истории Кузбасса» [2, с. 4]. Являясь членом редакционного совета «Исторической энциклопедии Кузбасса» и членом редколлегии научного журнала «Культурологические исследования в Сибири» В. В. Туев издал в 1996 году первую монографию «История клубов Кузбасса», в которой рассмотрел историю развития клубов Кузбасса в контексте отечественной истории.
В 1997 году была издана вторая монография В. В. Туева «Феномен английского клуба», которая была посвящена исследованию феномена английского клуба как генотипа клубного общения, являвшегося важнейшим институтом социализации, духовной интеграции и сотворчества людей. В монографии глубоко исследована история возникновения древнегреческих гетерий и древнеримских коллегий как первых в истории культуры типов клубных организаций, составлены клубо-графии знаменитых британских клубов, проанализированы сущностные черты английской модели клубного общения.
Как совершенно точно пишет В. В. Туев во введении монографии «Феномен английского клуба», «история клуба - белое пятно отечественной науки. Несмотря на обилие кандидатских диссертаций по проблемам клубной работы, на учебные курсы "История культурно-просветительной работы", "Клубное дело", "Клубоведение", многие годы читавшиеся в отечественных учебных заведениях культуры, на клубные факультеты в вузах, клубные отделения в училищах, клубные сектора в научно-исследовательских институтах и клубные отделы в государственных органах управления культурой, тоже долгое время функционировавшие у нас в стране, история возникновения и развития клуба как уникаль-
ного социокоммуникативного института человеческой культуры по существу не известна нам ни на научно-теоретическом, ни на популярно-просветительском уровнях» [5, с. 3].
В этот период в научной школе профессора В. В. Туева формировалась новая научная концепция исследования истории и теории клуба как социокоммуникативного института культуры, как общечеловеческого феномена общения, получившая название «феноменология клуба». Основным научным трудом, в котором отражены результаты нового концептуального подхода к исследованию клуба явилась диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Феномен клуба: историко-педагогический анализ», защищенная В. В. Туевым в 1998 году в Московском государственном университете культуры и искусств.
Как отмечает Н. Н. Ярошенко, «автор затронул несколько важных пластов социально-педагогического осмысления клуба - каждый из них вполне мог бы составить самостоятельное исследование. Самодостаточность отдельных частей диссертации В. В. Туева лишь подчеркивает внутреннюю соподчиненность и глубокое методологическое родство того круга проблем, которые, на наш взгляд, репрезентативно представляют всю предметно-теоретическую область нашей науки» [8, с. 267].
В диссертационном исследовании «Феномен клуба: историко-педагогический анализ» В. В. Туев определил роль клуба в системе общественных социокультурных коммуникаций, исследовал механизмы организации и динамизации клубного общения в историко-культурном контексте, проанализировал различные типы клубов, функционировавших в социально-культурной истории, провел генетический, историко-педагогический и типологический анализ их деятельности, рассмотрел историю создания и деятельности первых российских клубов, в том числе Санкт-Петербургского Английского собрания, Московского Английского клуба, Российского Благородного собрания, разработал инвариантную феноменологическую модель клуба и представил целостную педагогическую концепцию клуба как социокоммуникативного института мировой культуры.
Результаты научных исследований доктор педагогических наук, профессор В. В. Туев ак-
тивно представлял на Всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях, его концептуальные статьи опубликованы в «Информационном вестнике» Министерства культуры РФ, в «Вестнике МГУКИ» (Москва) и «Вестнике КазГУКИ» (Казань), в Ученых записках МГУКИ и КемГУКИ, в научном журнале «Культурологические исследования в Сибири» (Омск), в сборниках научных трудов, изданных в Москве, Краснодаре, Челябинске, Тюмени, Омске, Новосибирске, Красноярске, Кемерове, Улан-Удэ, в специальных центральных журналах «Культурно-просветительная работа» и «Клуб».
С открытием аспирантуры в 2000 году на базе кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств по специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» научная школа профессора В. В. Туева обрела новый научный статус.
Под руководством В. В. Туева выполняли свои диссертационные исследования 12 аспирантов и соискателей, 4 из которых успешно защитили кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: В. С. Чардынцев «Социально-культурное обеспечение развития русской инструментальной фольклорной традиции» (2005), С. В. Сабуцкая «Формирование системы методического обеспечения социально-культурной деятельности в регионе» (2006), И. М. Верещагина «Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы» (2008), Л. В. Секре-това «Организационно-педагогические условия интеграции элитарных клубов в социально-культурную среду региона» (2008).
Центральное место в научной школе профессора В. В. Туева занимали проблемы формирования и развития теории социально-культурной деятельности, социально-культурная деятельность как область прикладной культурологии, предметное поле социально-культурной деятельности, основные направления социально-культурной деятельности как фактора устойчивого развития российского общества, особенности организации и совершенствования культурологического образования, подготовка квалифицированных специалистов для социально-культурной сферы Западно-Сибирского региона, развитие культурного строительства в Кузбассе, организация моло-
дежного досуга и клубного общения, актуальные проблемы методики и технологии социально-культурной деятельности.
Виктор Владимирович Туев постоянно сотрудничал с кафедрами социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, Казанского государственного университета культуры и искусств, Алтайского государственной академии культуры и искусств, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Омского государственного университета. На протяжении многих лет он был членом учебно-методического совета по социально-культурной деятельности учебно-методического объединения вузов Российской Федерации в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
Совместно с кафедрой социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств в 2002 году был издан межвузовский сборник научных статей: «Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика». В 2007 году подготовлен к печати и отредактирован профессором В. В. Туевым новый межвузовский сборник научных и учебно-методических статей «Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве», в котором опубликованы статьи ведущих ученых страны в области социально-культурной деятельности.
В рамках научной школы профессора В. В. Туева осуществлялась подготовка специалистов социально-культурной сферы на кафедре социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Активная научная и учебно-методическая деятельность В. В. Туева во многом способствовала разработке и совершенствованию новых учебных планов и учебных программ по специальности «Социально-культурная деятельность».
Виктор Владимирович Туев был ведущим профессором нашего вуза, читал профилирующие учебные дисциплины «Социально-культурная деятельность», «Социально-культурная работа за рубежом», «Клуб в истории культуры» для студентов кафедры социально-культурной деятельности. Учебные занятия профессора В. В. Туева проводились на высоком научном и методическом уровне, с применением новых педагогических
технологий, интерактивных форм обучения, таких как: проблемная лекция, лекция-дискуссия, «теа-мет» (театрализованная методичка), блиц-клуб, терминологический аукцион, специально разработанных тестов и кроссвордов, представленных в учебном пособии «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах» [6, с. 48-78].
Под научным руководством профессора В. В. Туева подготовлены и защищены около 200 дипломных работ студентов по актуальным проблемам социально-культурной деятельности. Как верно отмечал В. В. Туев, «если клубовед-ческие теории и методики, изложенные нами в учебном пособии "Технология организации инициативного клуба", и исторический опыт организации клубов в России и за рубежом, систематизированный в настоящем учебном пособии "Клуб в истории культуры", помогут, хоть в какой-то степени, сформировать специалиста, знающего и умеющего создать клуб, наша исследовательская и педагогическая работа будет вознаграждена» [3, с. 205]. За годы руководства профессором В. В. Туевым кафедрой социально-культурной деятельности было подготовлено более двух тысяч специалистов социально-культурной деятельности, которые в настоящее время успешно работают в учреждениях социально-культурной сферы нашей страны.
Научная школа профессора В. В. Туева имеет общественное признание в социально-культурной науке в России, в широких кругах российской научной и педагогической общественности. Исследования научной школы В. В. Туева основываются на авторской концепции развития клуба как уникального феномена в истории культуры, они объединены единым концептуальным подходом к
предмету исследования и едиными методами научного исследования. В знак признания высоких достижений в социально-культурной науке доктор педагогических наук, профессор В. В. Туев в 2005 году был избран действительным членом Международной академии социальной работы, в 2006 году - действительным членом Петровской академии наук и искусств.
Обобщая результаты теоретических исследований кемеровской научной школы, М. А. Ариар-ский отмечает, что «дальше других в раскрытии сущности и специфики социально-культурной деятельности пошел В. В. Туев, который рассматривал это явление духовной жизни с культурно-антропологических позиций. Виктор Владимирович Туев определяет социально-культурную деятельность как управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и его активного включения в этот процесс» [1, с. 47].
Научная школа заслуженного работника культуры Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора В. В. Туева создала теоретическую базу научных исследований истории, теории и методологии социально-культурной деятельности, обосновала методологические основы клуба как социокоммуникативного института культуры, разработала новые концептуальные подходы к организации практической деятельности в учреждениях культуры; научная школа активно развивается в настоящее время и способствует новому уровню подготовки специалистов социально-культурной сферы, успешно решающих современные проблемы приобщения человека к культурным ценностям в новых условиях модернизации российского общества.
Литература
1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология. - СПб.: Концерт, 2012. - Т. 2. - 448 с.
2. Туев В. В. История клубов Кузбасса. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 216 с.
3. Туев В. В. Клуб в истории культуры: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. - 262 с.
4. Туев В. В. Культура, творчество, личность: ст. разных лет. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - 155 с.
5. Туев В. В. Феномен английского клуба. - М.: Москов. гос. ун-т культуры, 1997. - 240 с.
6. Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность». -Барнаул: АЛТГАКИ, 2006. - 87 с.
7. Рябков В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих ученых социально-культурной деятельности России (вторая половина XX - начало XX века): учеб. пособие. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014. -Т. 11. - 396 с.
8. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.