кая оплата труда медицинских работников среднего звена и невысокий престиж работы медицинской сестры, фельдшера и акушерки. Усугубляет ситуацию и то, что если 10—15 лет назад у большинства выпускников прослеживалась четкая установка работать по специальности, то сегодня значительное количество молодых специалистов в медицине не остается.
В заключение необходимо отметить, что в Курской области при ежегодном сокращении количества медицинских работников среднего звена параллельно уменьшается число выпускников средних медицинских учебных заведений. Учебные заведения комплектуются преимущественно выпускниками сельских школ, ресурс которых ограничен и уменьшается. При подобном положении проблема комплектации ЛПУ специалистами сестринского дела в области будет только усугубляться
©
Развитие медицинской науки невозможно без становления и развития научных школ. В области общественного здоровья, организации здравоохранения и истории медицины одну из ведущих школ возглавляет академик РАМН, профессор Юрий Павлович Лисицын. Его научная школа вносит значительный вклад в становление и развитие различных направлений истории медицины, общественного здоровья и здравоохранения, многих смежных научных дисциплин, подготовку специалистов в данных областях.
Академик Ю. П. Лисицын — эксперт ВОЗ, президент Конфедерации историков медицины (преемницы Всесоюз-
T. B. Журавлева — канд. мед. наук, зав. лаб.; А. А. Хмель — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ([email protected]).
до тех пор, пока материальное положение и престиж работы медицинской сестрой не будут подняты на соответствующий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двойников С. И. Состояние сестринского дела в России // Глав. мед. сестра. — 2009. — № 4. — С. 9—16.
2. Каспрук Л. И. Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области // Здравоохранение. — 2008. — № 3. — С. 43—48.
3. Бахтина Н. С. Новые направления в совершенствовании непрерывного медицинского образования // Сестрин. дело. — 2006. — № 4. — С. 11—16.
4. МарчукН. П. Причины дефицита специалистов среднего звена в службе родовспоможения // Мед. сестра. — 2009. — № 2. — С. 29—32.
Поступила 13.06.12
ного общества), академик и председатель Московского отделения Петровской академии наук и искусств, лауреат Го -сударственной премии.
Ю. П. Лисицын является автором публикаций и многочисленных исследований по общественному здоровью, организации здравоохранения и истории медицины. Среди его трудов выделяются раздел "Медицина XX века" в Большой медицинской энциклопедии (2-е и 3-е изд.), теоретическая монография "Здopoвьe населения и современные теории медицины" [1], " Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения" [2], учебное руководство "Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения" [3], учебник для высших медицинских учебных заведений "Общественное здоровье и здравоохранение" [4], фундаментальная "История медицины" [5], "Очерки истории медици-
История медицины
Т. В. Журавлева, А. А. Хмель, 2013 ДК 61:93:92 Лисицын
Т. В. Журавлева, А. А. Хмель
НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАМН Ю. П. ЛИСИЦЫНА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ФГБОУ НИИ истории медицины РАМН; 109029, Москва, Б. Николоворобинский пер., д. 7, стр. 15, Россия
Развитие медицинской науки невозможно без изучения особенностей становления и развития ее научных школ. В области общественного здоровья, организации здравоохранения и истории медицины особое место занимает школа академика РАМН профессора Ю. П. Лисицына, которая внесла значительный вклад в становление и формирование различных направлений истории медицины и организации здравоохранения.
Ключевые слова: медицинская наука, научная школа, общественное здоровье, история медицины, образ жизни, санология, валеология
THE SCIENTIFIC SCHOOL OF RAMS ACADEMICIAN YU.P. LISITSYN IN THE FIELD OF PUBLIC
HEALTH AND MEDICINE
T. V. Juravleva, A.A. Khmel
The research institute of history of medicine, 109028 Moscow, Bolshoiy Nikolovorobinskiy pereulok 7,
building 15, Russia
The development of medical science is not possible without studying of becoming and development of its scientific schools. In the field ofpublic health, health care and history of medicine a unique position occupies the scientific school of RAMS academician, professor Yu.P. Lisitsyn. The mentioned scientific school made a significant input into becoming and development of various directions of research in history of medicine and health care.
Key words: medical science, scientific school, public health, history of medicine, life-style, sanology, valeology
ны XX века", "Здравоохранение XX века" [6], "Здоровый образ жизни. История и современность" [7].
Общее число научных работ по проблемам общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, где автором является академик Ю. П. Лисицын, превышает 800 наименований, более 40 из них монографии. Под его руководством защищено более 120 кандидатских и свыше 60 докторских диссертаций.
Научной школой академика Ю. П. Лисицына разработана и обоснована концепция воздействия на здоровье факторов образа жизни, согласно которой здоровье человека рассматривается с позиции единства его социальной и биологической природы как одной из основ профилактической обусловленности здравоохранения.
Всестороннее исследование профилактического направления в медицине логично привело Ю. П. Лисицына и возглавляемую им научную школу к созданию новой науки "санологии" — направления медицины о сохранении и укреплении здоровья здоровых, которая развивает и дополняет научное направление "валеология", изучающее проблемы формирования здоровья на индивидуальном уровне.
Среди других направлений научной школы Ю. П. Лисицына следует отметить особенности состояния здоровья отдельных групп населения, изучение тенденций развития зарубежного здравоохранения, организации медицинской помощи различным группам населения, проблемы управления здравоохранением, управление качеством медицинской помощи, здоровый образ жизни, факторы риска (курение, алкоголь, наркомании).
Многие специалисты, включая авторов этих строк, "окончили" научную школу академика РАМН Ю. П. Лисицына, продолжают творчески трудиться в области истории медицины, общественного здоровья и вносят свою лепту в развитие новых научных школ и направлений. Среди учеников Юрия Павловича такие видные организаторы здравоохранения и историки медицины, как член-корр. РАМН, проф. Н. В. Полунина [9], член-корр. РАМН Г. Н. Голухов, д-р мед. наук А. С. Акопян, д-р мед. наук проф. B. C. Полунин, профессора З. Р. Аликова, Г. В. Бесполудина, К. К. Васильев, М. Н. Грибина, П. Ф. Гладких, А. В. Киселев, С. П. Копыт, А. А. Лебедев, Г. Л. Микиртичан, Е. И. Нестеренко, О. В. Гринина, доценты и кандидаты медицинских наук
Н. М. Ашанина, Н. Г. Карлсен, Е. Н. Савельева, Е. А. Тол -ченова, Л. Г. Перекопская, М. В. Поддубный, С. М. Шапошникова, С. Б. Аксельрод, В. В. Борисенко, К. А. Отдельнова, Д. С. Оприщенко и многие исследователи и педагоги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицын Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина; 1982.
2. Лисицын Ю. П., Шиган Е. Н., Случаенко И. С. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: Медицина; 1987.
3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Лисицын Ю. П., Полунина Н. В., Савельева Е. Н. и др. ВУНМЦ МЗ РФ; 1998.
4. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕД; 2002.
5. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. М.: ГЭОТАР МЕДИА; 2008.
6. ЛисицынЮ. П. Здравоохранение в XX в. М.: Медицина; 2002.
7. Лисицын Ю. П. Здоровый образ жизни. История и современность. М.: НИИ истории медицины РАМН; 2012.
8. ПолунинаН. В. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медицинское информационное агентство; 2010.
Поступила 02.12.12
REFERENCES
1. Lisitsyn Y. P. Health and contemporary theories of medicine. M.: Medicine; 1982.
2. Lisitsyn Y. P., Sheehan E. N., Sjuchaenko I. S. Guidance on social hygiene and organization zhdravoohraneniya. M.: Medicine; 1987.
3. Lisitsyn Y. P., PoluninN. V., SavelyevaE. N. et al. Social Hygiene (medicine) and health organization. VUNMTS Ministry of Health; 1998.
4. Lisitsyn Y. P. Public Health and Health Care: A Textbook. M.: GEO-TAR-MED; 2002.
5. Lisitsyn Y. P. History of medicine. Textbook. M: GEOTAR MEDIA; 2008.
6. Lisitsyn Y. P. Health care in the twentieth century. M.: Medicine; 2002.
7. Lisitsyn Y. P. Healthy lifestyle. Past and present. Moscow Institute of History of Medicine Russian academy of Medical Sciences. 2012.
8. Polunina N. V. Public health and health care. M. Ed. Medical Information Agency. 2010.
© Коллектив авторов, 2013 УДК 61:93
А. М. Сточик, С. Н. Затравкин, А. А. Сточик
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII —
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Сообщение 2. Создание государственных систем подготовки медицинских кадров и призрения
социально незащищенных групп населения
ФГБОУ НИИ истории медицины РАМН, 109028, Москва, Б. Николоворобинский пер., 7, стр. 15; Россия
Настоящее сообщение посвящено истории возникновения во второй половине XVIII века концепции медицинской полиции, ставшей одним из важнейших инструментов государственного управления в Австрии, Франции, Пруссии и России. Рассматриваются два направления деятельности органов государственной власти в области внедрения медицинской полиции — борьба с шарлатанами, создание государственных систем подготовки медицинских кадров и помощи социально незащищенным группам населения.
Приведены историографические данные о создании государственных систем подготовки медицинских кадров, реформировании университетского медицинского образования, проведении больничной реформы.
Ключевые слова: эпидемии, медицинская полиция, медицинское образование, социальная помощь