лечебно-диагностическом, организационном, так и экономическом плане. Финансовый оборот учреждения за последние 10 лет увеличился в 15 раз, а платные услуги (преимущественно сервисного характера и ДМС) — в 50 раз. Елизаветинская больница добилась самых высоких показателей использования коечного фонда среди больниц города и при этом снижения больничной летальности. За 10 лет больница увеличила число пролеченных стационарно больных в 2 раза. А это значит, что Елизаветинская больница сейчас выполняет работу еще одного тысячекоечного стационара, который надо было построить, оснастить медицинским оборудованием, обеспечить энергией, отоплением, водоснабжением, т. е. весь комплекс проведенных мероприятий дал городу огромный экономический эффект.
Таким образом, в последние годы культура управления в больнице во многом повысилась благодаря внедрению всеобщего управления качеством медицинского обслуживания и принципов управления качеством международных стандартов 180 и их российских аналогов. Вовлечение всего коллектива в высококачественную работу стало частью культуры управления. Внедрение менеджмента качества показало эффективность с точки зрения роста удовлетворенности пациентов ка-
чеством медицинских услуг, экономического выживания больницы, улучшения ее репутации и обеспечения ее предпочтительности в тех случаях, когда имеются альтернативные варианты получения медицинского обслуживания, оптимального использования ресурсов для решения установленных задач, улучшения трудовой мотивации сотрудников учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Филатов В. Б. Политика здравоохранения: вопросы теории и практики / Под науч. ред. О. П. Щепина. — М., 2007. — С. 14—15.
2. Стародубов В. И., Флек В. О. Финансирование медицинской помощи населению Российской Федерации, ориентированное на результат / Под ред. В. И. Стародубова. — М., 2007. — С. 32—33.
3. Алексеева Н. Ю. Ломакина Е. А. О новых подходах к управлению качеством медицинских услуг в учреждениях здравоохранения // Пробл. управл. здравоохр. — 2011. — № 2. — С. 14—16.
4. Павлов В. В., Суслин С. А., Каширин А. К., Шешунова С. В. Совершенствование управления качеством медицинской помощи как аспект модернизации здравоохранения // Экономика здравоохр. — 2011. — № 7—8. — С. 29—32.
5. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., КарачевцеваМ. А. Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи: Структура, результаты и перспективы применения. — СПб., 2007.
Поступила 16.11.12
Образование и кадры
© И. И. Грекова, 2013 УДК 614.2:377.5:61(470.323)
И. И. Грекова
К ВОПРОСУ О ВОСПОЛНЕНИИ КАДРОВОГО РЕСУРСА СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБОУ СПО Курский базовый медицинский колледж; 305000, Курск, ул. М. Горького, 15; Россия
Целью настоящего исследования стал анализ подготовки медицинских работников среднего звена в средних медицинских учебных заведениях Курской области за последние 10 лет.
Установлено, что число выпускников Курского медицинского колледжа за последнее десятилетие имеет тенденцию к сокращению. Если в 2001 г. было выпущено 169 медицинских сестер, 44 фельдшера, 30 акушерок (всего 243), то в 2011 г. — 121 медицинская сестра, 64 фельдшера (всего 185). Снижается количество абитуриентов, имеющих образование 11 классов, при увеличении числа выпускников 9-го класса. В основном учебные заведения комплектуются выпускниками сельских школ, ресурс которых ограничен, выпускники городских школ не стремятся получить профессию медицинской сестры. Таким образом, в Курской области при ежегодном сокращении количества медицинских работников среднего звена параллельно снижается число выпускников средних медицинских учебных заведений, что делает проблематичным восполнение кадрового ресурса сестринских служб как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: сестринские кадры, количественные показатели выпускников медицинского колледжа
ABOUT MAKING UP FOR MANPOWER RESOURCE OF PARAMEDICAL PERSONNEL
I.I. Grekova
The Kursk basic medical college, 305000 Kursk M. Gorkiy sir., 15, Russia
The article deals with the analysis of quality of training of paramedical personnel in the medical colleges of Kursk oblast during last ten years. It is established that during last decade the number of graduates of the Kursk medical college has a tendency to decrease. If in 2001 the college graduated 169 medical nurses, 44 feldshers, and 30 midwives (243 in total) then in 2011 graduated 121 medical nurses, 64 feldshers (185 in totals). The number of college entrants with 11th grade is decreasing against the background of increasing of number of college entrants with 9th grade. Basically, the educational institutions are completed with graduates of rural schools whose resources are limited. The graduates from urban schools have no intent to acquire the profession of medical nurse. Hence, in Kursk oblast under annual decrease of number of paramedical personnel concur-
rently decreases number of graduates of medical colleges. This situation makes quite problematic the making up of manpower resource both in nowadays and in near-term outlookm
Key words: medical nurse manpower, qualitative indicators of graduates of medical college
В условиях начавшейся модернизации здравоохранения настораживает наметившееся в последние годы снижение количества медицинских сестер во всех регионах РФ, причем идет оно на тысячи специалистов ежегодно [1, 2]. Усугубляет ситуацию еще и то, что при уменьшении количества выпускаемых учебными заведениями специалистов значительная часть выпускников средних медицинских учебных заведений не идет работать по специальности [3, 4]. Указанные негативные явления в полной мере коснулись и Курской области, где в последнее десятилетие ежегодно происходит снижение количества специалистов со средним медицинским образованием в среднем на 210 человек. Между тем количество лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в областном центре увеличивается. Если несколько лет назад свободных сестринских вакансий в крупных ЛПУ области не было, то в настоящее время в каждом лечебном учреждении существует потребность в сестринских кадрах. Обеспечение кадрами сестринских служб вновь открываемых и существующих ЛПУ напрямую зависит от количества специалистов, выпускаемых медицинскими средними учебными заведениями.
Цель исследования — анализ возможности восполнения сестринских кадров в ЛПУ Курской области.
Методика исследования
Провели в динамике ретроспективный анализ количества специалистов, окончивших средние медицинские учебные заведения Курской области в 2001— 2012 гг. В исследовании использовали отчетные документы Курского, Щигровского, Льговского и Рыльского медицинских колледжей.
Результаты исследования
С целью изучения возможности восполнения сестринских кадров ЛПУ области мы провели количественный анализ подготовки медицинских работников среднего звена за последние 10 лет.
Основным источником пополнения сестринских кадров области являются Курский базовый медицинский колледж и три медицинских училища, расположенные в районных центрах области. Что касается Курского медицинского колледжа, то 10 лет назад он имел следующие отделения: "сестринское дело", "лечебное дело", "акушерское дело", "стоматология", "стоматология ортопедическая". В 2012 г. из указанных специальностей подготовка ведется только по специальностям "сестринское дело" и "лечебное дело". В настоящее время в области не осуществляется подготовка акушерок. Последний выпуск указанных специалистов состоялся в 2010 г. Между тем практическое здравоохранение области в настоящее время остро в них нуждается. В частности, открытый в 2011 г. перинатальный центр не может укомплектовать учреждение акушерками. Однако на протяжении последних лет, несмотря на то что ежегодно на бюджетной основе объявляется набор на отделение "акушерское дело", среди абитуриентов нет желающих получить указанную специальность.
При исследовании количественных показателей установили, что число выпускников Курского медицинского колледжа за последнее десятилетие сокращается. Если в 2001 г. было выпущено 169 медицинских сестер, 44 фельдшера, 30 акушерок (всего 243), то в 2011 г. —
И. И. Грекова — зав. отд-ем ([email protected])
121 медицинская сестра, 64 фельдшера (всего 185). Таким образом, за исследуемый период ежегодный выпуск специалистов, комплектующих сестринские службы (медицинские сестры, фельдшеры, акушерки), уменьшился на 58 человек, или на 24%. Кроме Курского медицинского колледжа, подготовка медицинских работников среднего звена осуществляется в трех учебных заведениях, расположенных в районных центрах области, в Льговском, Рыльском и Щигровском медицинских училищах. Обучение в них ведется по двум специальностям: "сестринское дело" и "лечебное дело". При исследовании показателей количества подготовленных специалистов обращает внимание аналогичное Курскому медицинскому колледжу снижение числа выпускников. Так, в Льговском медицинском училище в 2001 г. выпущено 95 специалистов, в 2011 г. — 72. Таким образом, число выпускников за указанный период уменьшилось на 21%. Щигровское медицинское училище в 2001 г. окончили 104 фельдшера и медицинских сестры, в 2011 г. — всего 59. В результате число подготовленных медицинских работников в указанном учебном заведении за последние 10 лет снизилось почти на 44%. Что касается Рыльского медицинского училища, то там в 2001 г. был выпущен 141 специалист сестринского и лечебного дела, однако с 2002 по 2011 г. ежегодный выпуск не превысил 70 медицинских сестер и фельдшеров. Таким образом, в Рыльском медицинском училище за указанный период количество выпускников уменьшилось почти на 50%.
При изучении возможностей комплектации учебных заведений представляет интерес структура абитуриентов по уровню полученного образования. За последние 10 лет происходит увеличение количества абитуриентов, поступающих в учебные заведения, имея образование в объеме неполной средней школы (9 классов). В то же время среди абитуриентов происходит сокращение количества выпускников 11 класса. В частности, в 2011 г. в Курский медицинский колледж на базе 11 классов на отделение "сестринское дело" поступили только 19 человек (к моменту подготовки статьи осталось 13), на отделение "лечебное дело" — 25. Такого малочисленного набора на базе полного среднего образования колледж никогда не имел в прошлом.
При исследовании постоянного местожительства студентов установили, что учащиеся, имеющие среднее образование (11 классов), проживают преимущественно в сельской местности (88%). Городских жителей всего 12%. Подобное положение и с учащимися, имеющими неполное среднее образование (9 классов). Из них в городе поживают только 34%, в сельской местности — 66%. Таким образом, можно утверждать, что профессиональные средние медицинские учебные заведения комплектуются преимущественно жителями села, в то время как выпускники городских школ не стремятся получить среднее медицинское образование. С учетом того, что с каждым годом уменьшается количество выпускников сельских школ, снижается и количество потенциальных абитуриентов, желающих получить профессию медицинской сестры или фельдшера. На наш взгляд, тому есть три причины. Прежде всего это демографическая ситуация, когда ежегодно уменьшается количество выпускников школ и как следствие количество потенциальных абитуриентов. Имеет значение и доступность поступления в вузы. Не добавляют привлекательности получить среднее специальное образование также низ-
кая оплата труда медицинских работников среднего звена и невысокий престиж работы медицинской сестры, фельдшера и акушерки. Усугубляет ситуацию и то, что если 10—15 лет назад у большинства выпускников прослеживалась четкая установка работать по специальности, то сегодня значительное количество молодых специалистов в медицине не остается.
В заключение необходимо отметить, что в Курской области при ежегодном сокращении количества медицинских работников среднего звена параллельно уменьшается число выпускников средних медицинских учебных заведений. Учебные заведения комплектуются преимущественно выпускниками сельских школ, ресурс которых ограничен и уменьшается. При подобном положении проблема комплектации ЛПУ специалистами сестринского дела в области будет только усугубляться
©
Развитие медицинской науки невозможно без становления и развития научных школ. В области общественного здоровья, организации здравоохранения и истории медицины одну из ведущих школ возглавляет академик РАМН, профессор Юрий Павлович Лисицын. Его научная школа вносит значительный вклад в становление и развитие различных направлений истории медицины, общественного здоровья и здравоохранения, многих смежных научных дисциплин, подготовку специалистов в данных областях.
Академик Ю. П. Лисицын — эксперт ВОЗ, президент Конфедерации историков медицины (преемницы Всесоюз-
T. B. Журавлева — канд. мед. наук, зав. лаб.; А. А. Хмель — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ([email protected]).
до тех пор, пока материальное положение и престиж работы медицинской сестрой не будут подняты на соответствующий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двойников С. И. Состояние сестринского дела в России // Глав. мед. сестра. — 2009. — № 4. — С. 9—16.
2. Каспрук Л. И. Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области // Здравоохранение. — 2008. — № 3. — С. 43—48.
3. Бахтина Н. С. Новые направления в совершенствовании непрерывного медицинского образования // Сестрин. дело. — 2006. — № 4. — С. 11—16.
4. Марчук Н. П. Причины дефицита специалистов среднего звена в службе родовспоможения // Мед. сестра. — 2009. — № 2. — С. 29—32.
Поступила 13.06.12
ного общества), академик и председатель Московского отделения Петровской академии наук и искусств, лауреат Го -сударственной премии.
Ю. П. Лисицын является автором публикаций и многочисленных исследований по общественному здоровью, организации здравоохранения и истории медицины. Среди его трудов выделяются раздел "Медицина XX века" в Большой медицинской энциклопедии (2-е и 3-е изд.), теоретическая монография "Здоровье населения и современные теории медицины" [1], "Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения" [2], учебное руководство "Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения" [3], учебник для высших медицинских учебных заведений "Общественное здоровье и здравоохранение" [4], фундаментальная "История медицины" [5], "Очерки истории медици-
История медицины
Т. В. Журавлева, А. А. Хмель, 2013 ДК 61:93:92 Лисицын
Т. В. Журавлева, А. А. Хмель
НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАМН Ю. П. ЛИСИЦЫНА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ФГБОУ НИИ истории медицины РАМН; 109029, Москва, Б. Николоворобинский пер., д. 7, стр. 15, Россия
Развитие медицинской науки невозможно без изучения особенностей становления и развития ее научных школ. В области общественного здоровья, организации здравоохранения и истории медицины особое место занимает школа академика РАМН профессора Ю. П. Лисицына, которая внесла значительный вклад в становление и формирование различных направлений истории медицины и организации здравоохранения.
Ключевые слова: медицинская наука, научная школа, общественное здоровье, история медицины, образ жизни, санология, валеология
THE SCIENTIFIC SCHOOL OF RAMS ACADEMICIAN YU.P. LISITSYN IN THE FIELD OF PUBLIC
HEALTH AND MEDICINE
T. V. Juravleva, A.A. Khmel
The research institute of history of medicine, 109028 Moscow, Bolshoiy Nikolovorobinskiy pereulok 7,
building 15, Russia
The development of medical science is not possible without studying of becoming and development of its scientific schools. In the field ofpublic health, health care and history of medicine a unique position occupies the scientific school of RAMS academician, professor Yu.P. Lisitsyn. The mentioned scientific school made a significant input into becoming and development of various directions of research in history of medicine and health care.
Key words: medical science, scientific school, public health, history of medicine, life-style, sanology, valeology