Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL SCIENCE / CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF RESEARCH / SCIENTIFIC DIRECTIONS / METHODOLOGY / METHODS / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асипова Нурбубу Асаналиевна, Смадиярова Зымырат Акуновна

Рассматривается развитие педагогической науки в Кыргызской Республике в период с 1991 года. Освещены концептуальные аспекты, методология и проблематика педагогических исследований. Показана их взаимосвязь с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Охарактеризованы основные изменения в педагогической науке: расширение масштабов исследований, укрепление связей с мировой педагогической мыслью, пересмотр концептуальных и методологических установок, концентрация научных сил на решении актуальных задач развития образования.The development of pedagogical science in the Kyrgyz Republic since 1991 is considered. The conceptual aspects, methodology and problems of pedagogical research are highlighted. Their relationship with the National Development Strategy of the Kyrgyz Republic for the period up to 2040 is shown. The main changes in pedagogical science are characterized: expanding the scope of research, strengthening ties with world pedagogical thought, revising conceptual and methodological settings, concentrating scientific forces on solving urgent problems of educational development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ КЫРГЫЗСТАНЕ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.08 УДК 371.3(004.855.3)(575.2)

Н.А. Асипова,

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына З.А. Смадиярова,

Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова

Научная педагогика в современном Кыргызстане: динамика развития и концептуальные аспекты

Введение

Преобразующая функция науки состоит в том, что она, с одной стороны, расширяет границы понимания человеком окружающего мира, а с другой - обеспечивает применение знаний и прокладывает пути дальнейшего социокультурного и экономического развития. Это самым непосредственным образом относится к педагогическим исследованиям, социальная функция которых состоит в том, чтобы на основе накопленного человечеством

социокультурного опыта и корпуса знаний определять содержание, методы, педагогические технологии обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодого поколения к жизни.

Педагогическая наука и образование в Кыргызской Республике развиваются с учетом реальных социально-экономических условий нашей страны и мирового опыта, достижений современной гуманитарной мысли и стратегических ориентиров в деле формирования

человеческих ресурсов. Растущее влияние на педагогическую мысль и практику обучения и воспитания оказывают процессы, обусловленные глобализацией. Они диктуют необходимость повышения качества образования, концентрации внимания на формировании толерантных граждан, способных как к сохранению национально-культурной идентичности, так и к адаптации к стремительно меняющимся условиям жизни и труда, требующим от человека максимальной

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына

© Асипова Н.А., Смадиярова З.А., 2019 8

9

л

•7S /У

НУРБУБУ АСАНАЛИЕВНА АСИПОВА (Кыргызская Республика)

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики высшей школы Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. Сфера научных интересов: общая педагогика, педагогика высшего образования, этнопедагогика, лингвопедагогика. Автор более 190 опубликованных научных работ. Электронная почта: n-asipova@mail.ru

ЗЫМЫРАТ АКУНОВНА СМАДИЯРОВА (Кыргызская Республика)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и частной методики Ошского гуманитарно-педагогического института им. А.Ж. Мыр-сабекова. Сфера научных интересов: общая педагогика, история педагогики и образования, теория и практика воспитания, педагогическая психология. Автор более 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: Smadiiarov0502@gmail.com

Рассматривается развитие педагогической науки в Кыргызской Республике в период с 1991 года. Освещены концептуальные аспекты, методология и проблематика педагогических исследований. Показана их взаимосвязь с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Охарактеризованы основные изменения в педагогической науке: расширение масштабов исследований, укрепление связей с мировой педагогической мыслью, пересмотр концептуальных и методологических установок, концентрация научных сил на решении актуальных задач развития образования.

Ключевые слова: педагогическая наука, концептуальные основы исследований, научные направления, методология, методы, компетентностный подход.

The development of pedagogical science in the Kyrgyz Republic since 1991 is considered. The conceptual aspects, methodology and problems of pedagogical research are highlighted. Their relationship with the National Development Strategy of the Kyrgyz Republic for the period up to 2040 is shown. The main changes in pedagogical science are characterized: expanding the scope of research, strengthening ties with world pedagogical thought, revising conceptual and methodological settings, concentrating scientific forces on solving urgent problems of educational development.

Key words: pedagogical science, conceptual foundations of research, scientific directions, methodology, methods, competency-based approach.

креативности и высокого уровня практической подготовки.

Для осмысления концептуальных основ, очередных и перспективных задач педагогической науки и образования в нашей стране принципиальное значение имеют положения Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 20182040 годы. В этом основополагающем документе говорится: «Стремление к новым знаниям, здоровому образу жизни, прогрессивным духовным ценностям становится главным фактором развития человека и соответственно главным приоритетом Стратегии развития... Система образования будет ориентирована на воспитание гармоничной личности, раскрывающее потенциал каждого человека, формирование применимых на практике знаний и компетенций. Каж-

дый гражданин будет иметь возможность получать качественное образование» [6].

Мы видим, что одним из ключевых аспектов национальной стратегии Кыргызстана является создание своего рода культа образованного человека. Государство концентрирует свое внимание на укреплении всех ступеней школы, развитии физической культуры, здорового питания, сохранении экологии, на обеспечении достойного уровня жизни каждого гражданина и каждой семьи как главных факторов здоровья человека [6, 8]. В числе задач педагогической науки и образования особо выделены:

• изменение методологии формирования содержания образования на всех уровнях и ее перестройка в увязке с основными направлениями развития страны на перспективу;

• повышение кадрового потенциала системы образования;

• создание системы мониторинга и оценки в сфере образования [7].

В свете изложенных выше общих положений авторы настоящей статьи ставят своей целью охарактеризовать динамику развития, концептуальные аспекты и методологические основы педагогических исследований, выполненных в стране за последние годы, в контексте Национальной стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года.

Главные направления мировой педагогической мысли и педагогическая наука в Кыргызстане

Как известно, наука развивается лишь тогда, когда в исследовательской деятельности в полной мере учитываются как результаты исследований предшествующего периода, так и их концептуальные основы. Иными словами, движущей силой поступательного движения научной мысли выступает методологическая рефлексия, которая в идеале призвана охватывать все поле каждой конкретной научной области, в нашем случае педагогики.

Анализ имеющихся источников показывает, что в концептуальном плане педагогическая наука в мире развивается в четырех основных направлениях:

• традиционалистическом (Ж.Ж Мож, Л. Кро во Франции; Д. Ра-евич, Ч. Фиин в США и др.), представители которого видят сущность образования в сохранении культурного наследия прошлого и передаче его новым поколениям;

• рационалистическом (Р. Блум, Б. Ганье, Б. Скиннер - США и др.). Это направление ставит в центр не содержание образования, а способы обучения. Его цель: помочь молодому поколению усвоить знания, умения, необходимые для жизни и в практической деятельности;

• феноменологическом (А. Маслоу, К. Роджерс в США; П. Бурдье, Ж. Капель во Франции и др.). Представители этого направления отстаивают

гуманистический характер образования и персонализацию обучения, считают необходимым встречное движение общества и школы с целью социализации учащихся, эффективного взаимодействия психобиологической и социальной детерминант при ведущей роли социальной среды;

• теологическом, в основу которого положено развитие религиозных чувств и нравственных основ человека [6, 9].

Взятая в целом, педагогическая наука в Кыргызстане развивается комплексно, ее представители стремятся учитывать направления мировой педагогической мысли. Это находит отражение в научно-методологических основаниях исследований, проводимых учеными Кыргызстана, в разрабатываемых ими идеях, подходах, концепциях, методиках и рекомендациях. В то же время научные силы страны концентрируют свои усилия на решении тех задач, которые определяют развитие системы образования Кыргызской Республики.

Развитие педагогических исследований в Кыргызстане

Исходя из общих представлений о специализации научных исследований, в педагогической науке Кыргызской Республики можно условно выделить несколько крупных направлений. Это исследования, связанные с изучением:

а) социально-гуманитарных аспектов образования - с философией, культурологией, историей, этнопедагогикой, языковой ситуацией в республике;

б) основ преподавания естественных наук (физика, химия, биология, география, математика и информатика);

в) методов и методик обучения языкам;

г) научных основ физической культуры и спорта;

д) проблем профессионального образования и подготовки кадров;

е) теории и практики воспитания.

Большая часть научно-педагогических исследований в Кыргызстане выполнена по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»; 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»; 13.00.03 «Специальная педагогика»; 13.00.04 «Теория и методика обучения физической культуре»; 13.00.08 «Профессиональная педагогика».

Следует отметить, что до обретения Кыргызской Республикой суверенитета, то есть до 1991 года, в стране было всего восемь докторов педагогических наук. В настоящее время их число возросло почти в 10 раз, что свидетельствует о благоприятных условиях для развития педагогической науки в нашей стране, а также о потребностях системы образования в новых научных данных.

Становление научной педагогики в Кыргызской Республике принято условно датировать 1949 годом. Именно в этом году ученый-педагог Б.К. Кулдашев защитил свою кандидатскую диссертацию на тему «История развития советской школы в Киргизии (1917-1930 гг.)» в Казахском государственном педагогическом институте им. Абая в Алма-Ате. С этого момента берут отсчет системные исследования научно-педагогических проблем, изучение передового опыта в области образования и воспитания, целенаправленная подготовка научно-педагогических кадров.

За период с 1949 по 2019 год в Кыргызстане в области педагогических наук выполнено около 960 диссертационных работ, из них 88, или примерно 9%, на соискание степени доктора педагогических наук. Из этого числа по проблемам профессионального образования защищено 37 докторских диссертаций, по методике преподавания точных и естественных наук - 22, по методике преподавания кыргызского и русского языков - 19, по теории и практике воспитания - 5 и, наконец, по теории и методике физической культуры защищены 2 докторские

диссертации. И есть основания полагать, что практически каждая из этих докторских диссертаций не только внесла ощутимый вклад в решение актуальных проблем образования республиканского значения, но и способствовала развитию педагогической науки в целом.

Как известно, практическая значимость научных исследований во многом зависит от их методологии, концептуальной базы, связи с практикой и новизны в постановке проблем. На современном этапе развития педагогических исследований в Кыргызстане особенно важна методология, понимаемая как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [10, с. 365].

Возросшее значение методологической рефлексии связано с тем, что в настоящее время наблюдается переход от рецептурной к концептуальной педагогике, которая способствует формированию креативного педагогического мышления исследователей. Концептуальная педагогика существенным образом отличается от рационально-прагматического подхода. Это проявляется прежде всего в том, что она отказывается от ползучего объективизма и все больше опирается на глубокое изучение смысла идей и замыслов, заложенных на целевом уровне. С этой точки зрения сущность обновленной педагогической методологии видится в том, что она не просто воспроизводит, совершенствует, меняет сферу образования, а трансформирует ее, добиваясь кардинально более высокой эффективности учебно-воспитательной деятельности на основе превращения прежней педагогической ситуации в другую [4, с. 5].

Анализ содержания докторских диссертаций последнего периода показывает, что большинство из них ориентировано на гуманизацию образования в целом и воспитательного процесса в частности. Видное место отводится также реализации компетентностного

подхода к подготовке кадров в сфере профессионального образования. Целевые установки и тематика научных исследований последнего периода в большей мере, чем прежде, ориентированы на креативность, если угодно, на перевод профессионального сознания педагога с простого воспроизведения традиционных педагогических шаблонов на режим творческого осуществления педагогических замыслов. Опять-таки это позволяет говорить о переходе к концептуальной педагогике как стойкой тенденции в развитии педагогической мысли. Ибо концептуализм, по нашему мнению, - это направление, объединяющее процесс творчества, процесс его исследования и процесс практической реализации его результатов.

Более конкретный анализ свидетельствует о том, что значительную часть педагогических исследований объединяет концепция, которую кратко можно обозначить выражением «хороший учитель - хороший ученик». Поэтому многие исследования направлены на решение проблем совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров.

Ученые Кыргызстана большое внимание уделяют повышению эффективности изучения и преподавания кыргызского и иностранных языков. Этому кругу проблем посвящены работы С.С. Сакиевой, В.И. Му-саевой, А.С. Мукамбетовой, Б.С. Чо-кошевой и Н.К. Сартбековой [5, 9].

Среди исследований последнего периода выделим работы, концептуальные установки которых ориентированы на переосмысление сущности взаимосвязей между субъектами образовательного процесса. Этой проблеме посвящена докторская диссертация Г.Т. Ка-рабалаевой «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания в современных условиях», где автор пишет: «Реалии современного Кыргызстана предполагают реализацию новых научно-теоретических подходов: личностно ориентиро-

ванного, полисубъектного, этно-педагогического, поликультурного, компетентностного, средового». Эти подходы предполагают реализацию идеи социального партнерства и предусматривают участие в воспитании подрастающего поколения широкого круга субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, общественности [2, с. 36].

Концептуальные подходы к формированию специальных компетенций будущих учителей биологии рассматриваются в диссертационном исследовании А.К. Чалданбае-вой. Аналогичные задачи профессионального образования находят отражение в исследованиях А.Э. Байсеркеева и М.С. Шодиева.

Весьма объемные и результативные педагогические исследования выполнены по наиболее актуальным прикладным проблемам образования в стране. Переосмыслено содержание учебных программ всех ступеней школы. С участием ученых-педагогов создано новое поколение учебной литературы. Во многом перестроен воспитательный процесс, в нем органич-

но сочетается курс на формирование подрастающих поколений в духе общечеловеческих ценностей с укреплением тех установок личности, которые определяют ее национальную идентичность.

Укрепление педагогической науки с практикой стимулировало развитие эмпирических исследований. Большой интерес, в частности, представляют научные работы в области

оценки, измерения и управления качеством образования (см., напр.: [3]).

Отдельно отметим, что имеющиеся достижения в области фундаментальной научной педагогики в Кырыгзской Республике во многом являются результатом глубокой базовой общеобразовательной подготовки научно-педагогических кадров в советский период, так как состояние педагогической науки Кыргызстана во многом определяют ученые, сформировавшиеся до образования независимого Кыргызстана.

Основные выводы

Заключая наш по необходимости схематичный обзор педагогической науки в Кыргызстане, сформулируем вытекающие из него выводы.

Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова

1. Несмотря на серьезные трудности, возникшие на пути становления суверенного Кыргызстана, развитие педагогической науки в нашей стране не замедлялось, а набрало более высокие темпы. Выросли объемы педагогических исследований, обогатилась их тематика, расширилась подготовка научных кадров высшей квалификации. Как очевидно, это обусловлено объективными потребностями национальной системы образования, общества и государства в новых педагогических идеях и рекомендациях.

2. Один из основных результатов развития педагогической науки

состоит в том, что она в основном преодолела относительную обособленность и влилась в мировой мейнстрим педагогической мысли. В трудах ученых Кыргызстана сегодня представлены идеи, разработанные в рамках основных направлений мировой педагогической науки, но они, как правило, разрабатываются не в виде заимствований, а в качестве творчески освоенного интеллектуального материала. Это говорит о первых шагах в становлении в нашей стране пост-неклассической модели педагогической науки, которая весьма кардинально отличается от прежней

плоскостной модели своей многомерностью, способностью органичного сочетания различных исследовательских позиций.

3. Несомненным достижением педагогической науки Кыргызстана стало увеличение ее вклада в решение актуальных задач обучения, воспитания, профессиональной подготовки подрастающих поколений. Есть основания утверждать, что благодаря исследованиям ученых-педагогов система образования нашей страны развивается не столько путем проб и ошибок, сколько на выверенной научной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асипова Н.А. История и философия образования: учеб. пособие (на кырг. яз). Бишкек, 2010. 240 с.

2. Карабалаева Г.Т. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Бишкек, 2015. 43 с.

3. Колбаев К.Б. Модель институциональной системы оценки качества образования и методика ее реализации в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Бишкек, 2013. 46 с.

4. Мамбетакунов Э. Методология и методы педагогических исследований (на кырг. яз). Бишкек: Токмок ББ, 2015. 128 с.

5. Мусаева В.И. Научно-методические основы обучения риторике по кыргызскому языку (5-11 кл.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Бишкек, 2014. 42 с.

6. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы // http://mineconom.gov.kg/storage/ directs/documents/209/15421950795bec078718fff.pdf (дата обращения: 10.03. 2019).

7. Официальный сайт правительства Кыргызской Республики. www.gov.kg/?p=86848lang=ru (дата обращения: 03.03.2019).

8. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 2000. 510 с.

9. Сакиева С.С. Педагогические основы обучения литературному чтению в начальных классах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Бишкек, 2013. 46 с.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

LITERATURA

1. Asipova N.A. Istoriya i filosofiya obrazovaniya: ucheb. posobie (na ky'rg. yaz). Bishkek, 2010. 240 s.

2. Karabalaeva G.T. Vzaimosvyaz' semejnogo i obshhestvennogo vospitaniya v sovremenny'x usloviyax: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Bishkek, 2015. 43 s.

3. Kolbaev K.B. Model' institucional'noj sistemy' ocenki kachestva obrazovaniya i metodika ee realizacii v sisteme vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Bishkek, 2013. 46 s.

4. Mambetakunov E'. Metodologiya i metody' pedagogicheskix issledovanij (na ky'rg. yaz). Bishkek: Tokmok BB, 2015. 128 s.

5. Musaeva V.I. Nauchno-metodicheskie osnovy' obucheniya ritorike po ky'rgy'zskomu yazy'ku (5-11 kl.): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. Bishkek, 2014. 42 s.

6. Nacional'naya strategiya razvitiya Ky'rgy'zskoj Respubliki na 2018-2040 gody' // http://mineconom.gov.kg/storage/directs/ documents/209/15421950795bec078718fff.pdf (data obrashheniya: 10.03. 2019).

7. Oficial'ny'j sajt pravitel'stva Ky'rgy'zskoj Respubliki. www.gov.kg/?p=86848lang=ru (data obrashheniya: 03.03.2019).

8. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy', texnologii. M., 2000. 510 s.

9. Sakieva S.S. Pedagogicheskie osnovy' obucheniya literaturnomu chteniyu v nachal'ny'x klassax: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. Bishkek, 2013. 46 s.

10. Filosofskij e'nciklopedicheskij slovar'. M., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.