Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАУЧНЫХ ШКОЛ КЫРГЫЗСТАНА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ'

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАУЧНЫХ ШКОЛ КЫРГЫЗСТАНА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / PEDAGOGY / RESEARCH / HISTORICAL APPROACH / THEORY OF EDUCATION / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смадиярова Зымырат Акуновна

Отмечена роль исторического подхода как формы методологической рефлексии. Показано его значение на современном этапе развития науки в Кыргызской Республике. Освещена проблематика исследований ведущих ученых - создателей научных школ в области педагогики. Обоснован вывод о создании условий для дальнейшего развития педагогической мысли в Кыргызстане как предпосылки разработки теоретических проблем и совершенствования практики обучения и воспитания подрастающих поколений в русле мировых тенденций и с учетом национальных традиций.The role of the historical approach as a form of methodological refl ection is noted. Its significance at the present stage of the development of science in the Kyrgyz Republic is shown. The problems of research of leading scientists - founders of scientifi c schools in the fi eld of pedagogics are covered. The conclusion about the creation of preconditions for the further development of pedagogical thought in Kyrgyzstan as a prerequisite for developing theoretical problems and improving the practice of teaching and educating the younger generations in line with world trends and taking into account national traditions is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАУЧНЫХ ШКОЛ КЫРГЫЗСТАНА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ»

ВЕХИ И ВЕРШИНЫ

ПЕДАГОГИКА

Р01: 10.25586^Ыи. НЕТ.19.05.Р.10 УДК 37. (091)

З.А. Смадиярова,

Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова

Основоположники научных школ Кыргызстана в области педагогики

Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова

Развитие любой области знаний всегда сопровождается обращением к истории той или иной науки. Речь идет не только о том, что без истории нет настоящего и тем более - будущего. Постижение истории как форма научной рефлексии само является источником новых знаний, ибо для того чтобы понять суть какого-то явления, принципиально важно знать, когда и как это явление возникло, какие этапы прошло и что оно представляет сегодня.

Исторический подход к научным исследованиям в особой мере необходим сегодня, когда многие факты прошлого требуют переосмысления и объективной оценки. Он исключительно ценен для тех стран, которые прежде не имели классических научных школ, ана-© Смадиярова З.А., 2019

логичных европейским, и в то же время накопили достаточный для самостоятельного развития научный потенциал. В этом случае историческая рефлексия позволяет интегрировать и укоренить сложившиеся научные направления, суммировать и объединить созданный теоретико-методологический и экспериментальный потенциал.

Становление научной педагогики в Кыргызской Республике можно датировать 1949 годом. Именно тогда первый ученый-педагог Кыргызстана Б.К. Кулдашев защитил в Казахском государственном педагогическом институте им. Абая кандидатскую диссертацию на тему «История развития советской школы в Киргизии (1917-1930 гг.)», подготовлен-

ную по европейскому стандарту. С этого года в нашей республике развертываются систематические исследования научно-педагогических проблем, налаживается изучение передового опыта в области образования и воспитания, организуется работа педагогических учебных заведений.

Развитие научной педагогики в Кыргызстане можно условно разделить на два этапа. Первый этап охватывает советский период с 1949 по1991 год, а второй этап начинается с прекращения деятельности СССР и продолжается до настоящего времени. Если первый этап охватывает более 40 лет, то второй - более 28. За столь короткий в масштабах истории срок, составивший немногим более 60 лет, педагогическая наука в Кыргызстане прошла путь от преодоления сплошной неграмотности до высот классической науки и формирования полноценных научных школ по педагогике, отличающихся друг от друга своими направлениями, пониманием объекта и предмета исследования.

Под научной школой мы понимаем «научный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых, сплоченных вокруг научного лидера, разделяющих его основные научные идеи и реализующих единую, обычно новаторскую, исследовательскую программу» [7].

Среди основателей научных школ в области педагогики выделим Азиза Эминовича Измайлова - первого в Кыргызстане док-

ЗЫМЫРАТ АКУНОВНА СМАДИЯРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и частной методики Ошского гуманитарно-педагогического института им. А.Ж. Мырсабекова. Сфера научных интересов: общая педагогика, история педагогики и образования, теория и практика воспитания, педагогическая психология. Автор более 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: Smadiiarov0502@gmail.c0m

Отмечена роль исторического подхода как формы методологической рефлексии. Показано его значение на современном этапе развития науки в Кыргызской Республике. Освещена проблематика исследований ведущих ученых - создателей научных школ в области педагогики. Обоснован вывод о создании условий для дальнейшего развития педагогической мысли в Кыргызстане как предпосылки разработки теоретических проблем и совершенствования практики обучения и воспитания подрастающих поколений в русле мировых тенденций и с учетом национальных традиций.

Ключевые слова: научная школа, педагогика, научные исследования, исторический подход, теория воспитания.

The role of the historical approach as a form of methodological reflection is noted. Its significance at the present stage of the development of science in the Kyrgyz Republic is shown. The problems of research of leading scientists - founders of scientific schools in the field of pedagogics are covered. The conclusion about the creation of preconditions for the further development of pedagogical thought in Kyrgyzstan as a prerequisite for developing theoretical problems and improving the practice of teaching and educating the younger generations in line with world trends and taking into account national traditions is substantiated.

Key words: scientific school, pedagogy, research, historical approach, theory of education.

Азиз Эминович Измайлов (1913-2004)

тора педагогических наук. Свою докторскую диссертацию по теме «История советской школы в Киргизии (1917-1957 гг.)» он защитил в 1959 году. Ученый внес весомый вклад в развитие историко-педагогической науки, теории педагогики, культурного

строительства и просвещения не только в Кыргызстане, но и во всем Среднеазиатском регионе.

Научно-исследовательская деятельность А.Э. Измайлова отличается многогранностью, масштабностью изучаемых проблем. Ученым выполнены исследования в области теории и истории педагогики, теории воспитания, этнопедагогики и методики обучения разным предметам. Его научные идеи и достижения освещены более чем в 300 научных трудах, в том числе в 20 монографиях, многие из которых посвящены развитию системы образования, просвещения в республиках Средней Азии и Казахстане. Некоторые труды, посвященные проблемам педагогической психологии, были переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. В их числе статья «Чудо Центральной Азии», которая в 1965 году была переведена на французский язык, книга «Закономерности перехода раннее отсталых народов к цивилизации», изданная в 1968 году в ГДР, а в 1972 году в США увидела свет монография «О расширении границ педагогической психологии».

А.Э. Измайлов поддерживал широкие зарубежные связи, представлял педагогическую науку Кыргызстана на международных симпозиумах. За свои заслуги, получившие международное признание, он был удостоен золотой медали ЮНЕСКО и золотой медали Калифорнийского университета США.

Но самым важным для будущего педагогической мысли в Кыргызстане явилось то огромное внимание, которое А.Э. Измайлов проявлял к взращиванию новых научных сил. Только под его непосредственным руководством защитились 56 кандидатов и 18 докторов наук. Он более 25 лет руководил Кыргызским научно-исследовательским институтом педагогики, открыл там аспирантуру и совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике.

Научные и педагогические достижения А.Э. Измайлова получили широчайшее признание. Он был избран действительным членом АПН СССР и Национальной Академии наук Кыргызской Республики, награжден тремя орденами: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, орденом Красной Звезды, медалями, почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. За пропаганду научно-педагогической науки он был удостоен диплома и медали академика Вавилова и почетного звания «Заслуженный деятель науки Киргизской ССР».

Заметим, что А.Э. Измайлов далеко не ограничивал свою деятельность научными исследованиями, а принимал активное участие в общественной жизни республики. В 1970-1980 годах занимал должность заместителя председателя республиканского общества «Знание» и трижды избирался депутатом городского совета столицы Кыргызстана. Был членом главной редакции детской энциклопедии СССР [3].

Исак Бекбоевич Бекбоев

К числу основоположников научных школ в области педагогики можно с полным основанием отнести Магрифу Рахимовну Рахимову. Она стала первым доктором педагогических наук среди женщин Кыргызстана. На ее счету более 250 опубликованных научных работ, в том числе 8 монографий, 2 хрестоматии и 6 учебных пособий.

Свою научно-педагогическую школу она создала в области дошкольного образования. Под ее руководством защитили свои диссертационные работы 21 кандидат и 3 доктора педагогических наук.

Профессор М.Р. Рахимова 25 лет заведовала кафедрой педагогики Кыргызского женского педагогического института им. В.В. Маяковского (ныне Кыргызский государственный университет им. Э. Ара-баева). Более 10 лет она работала в составе диссертационных советов Ташкентского государственного педагогического института им. Низами и Алматинского государственного педагогического института им. Абая. Ей и ее ученикам принадлежит множество разработок, посвященных развитию детей в дошкольном возрасте.

Плодотворная деятельность М.Р. Рахимовой получила высокую оценку со стороны общества и государства. Она была удостоена нагрудного знака «Отличник

народного образования Киргизской ССР», медали «За доблестный труд», почетного знака «Отличник народного образования СССР», юбилейной медали «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», звания «Заслуженный деятель науки Кыргызской Республики», медалей «Манас»и «Дак», а также медали по случаю 50-летия Киргизского государственного университета им. Э. Арабаева.

Весомый вклад в развитие педагогической науки внес член-корреспондент Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор педагогических наук, профессор Исак Бекбоевич Бекбоев. Его научные интересы сосредоточены в области методики преподавания математики и естественных наук. И. Б. Бекбо-евым создан корпус учебников по математике для общеобразовательной школы Кыргызстана, на основе которого осуществляется подготовка учащихся с первого по одиннадцатый класс.

По результатам исследований ученый опубликовал 12 монографий, 44 учебных, 34 учебно-методических пособия и более 200 статей. Под его научным руководством выполнили диссертационные исследования и защитились более 27 кандидатов и 9 докторов педагогических наук. За время научно-педагогической работы он создал свою научно-педагогическую школу, которая продолжает заниматься исследованием проблем повышения эффективности обучения математике в общеобразовательных школах и вузах Кыргызстана [5, с. 163].

Авторитетное место в педагогике занимает и научная школа Эсенбека Мамбетакуновича Мам-бетакунова - доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии гуманизации образования (Германия), действительного члена Российской академии педагогических и социальных наук, члена-корреспондента Национальной акаде-

мии наук Кыргызской Республики, академика Кыргызской академии образования [6, с. 197].

Профессор Э.М. Мамбетакунов -видный ученый в области общей педагогики, теории и методики преподавания физики. Им опубликовано 8 монографий, 10 учебников, 20 методических изданий, более 500 статей, обогативших педагогическую науку научными трудами по методологии педагогических исследований, проблемам формирования у студентов профессионально-методических умений, гуманизации содержания, форм и методов обучения физике и другим естественным наукам в общеобразовательных школах и вузах. Под научным руководством Э.М. Мамбетакунова провели диссертационные исследования и защитились 22 кандидата и 9 докторов наук [6, с. 198].

В области теоретических проблем воспитания ведет научные исследования доктор педагогических наук, профессор Нурбу-бу Асаналиевна Асипова. Тема ее докторской диссертации — «Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников». Еще в советский период она обосновывала необходимость исследования проблем межнационального общения на основе

Эсенбек Мамбетакунович Мамбетакунов

культурологического подхода, призывала к изучению проблем интернационализма исходя из общечеловеческих ценностей, а не только с классовой точки зрения. Как очевидно, этот подход к исследованию межнациональных отношений бросал вызов преобладавшим в то время догматическим традиционным взглядам. Но Н.А. Асиповой удалось отстоять понимание культурологии как методологической основы общей теории воспитания [1, с. 15].

Н.А. Асипова - автор более 200 научных трудов, посвященных актуальным проблемам теории воспитания и обучения студентов и учащихся общеобразовательных школ. Она опубликовала 2 монографии, 7 учебных изданий, 4 учебно-методических издания, более 140 научных статей.

Под началом Н.А. Асиповой защитили диссертации по педагогике 21 кандидат и доктор педагогических наук. Последовате-

ли ее научной школы работают не только в Кыргызстане, но и за его пределами - в США, Турции, Казахстане. Исследование теоретических и прикладных аспектов воспитания они сочетают с изучением этнопедагоги-ческих проблем межкультурных коммуникаций, с разработкой вопросов подготовки педагогических кадров к воспитательной работе в условиях многонациональной среды,вопросов формирования коммуникативной компетентности студентов, с изучением языковых аспектов межкультурных коммуникаций и др.

Среди видных ученых-педагогов, объединивших вокруг своих идей творчески работающих последователей и учеников, можно отметить кандидата педагогических наук, профессора Н. Имае-ву. В число лидеров педагогической мысли Кыргызстана входят доктора педагогических наук, профессора Х.Ф. Анаркулов, Н. Ишекеев, Д.Б. Бабаев, профес-

сор А.М. Мамытов, А. Алимбеков, А.Т. Калдыбаева. Ими активно исследуются как мировые проблемы образования, так и их национальное измерение. Приведем только пример профессора А. Алимбекова, который со своими учениками развернул исследования по осмыслению и использованию в современных условиях наследия народной педагогики кыргызов.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что в настоящее время педагогическая наука в Кыргызской Республике находится на стадии подъема. За шесть с небольшим десятилетий удалось подготовить свои научные силы, создать интеллектуальный потенциал, развернуть деятельность научных школ, способных творчески изучать и решать актуальные и перспективные проблемы образования. Не менее важно, что педагогическая наука Кыргызстана стала достойной частью мировой науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асипова Н.А., Сулайманова Р. Путь к успеху: биобиблиографический очерк. Бишкек, 2016. 190 с.

2. Асипова Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников: автореф. дис. ... д - ра пед. наук: 13.00.01. Алматы, 1998. 47 с.

3. Бекирова Г. Страницы крымской истории. URL: https://ru. krymr.com/a/2721199 (дата обращения: 15.02.2019).

4. Кто есть кто в кыргызской науке: краткий биобиблиографический справочник докторов наук Кыргызстана. Бишкек: Главная редакция Кыргызской энциклопедии, 1997. 672 с.

5. Кыргызская наука в лицах: краткий исторический и биобиблиографический свод. Бишкек: Центр гос. языка и энциклопедии, 2002. 544 с.

6. Мамбетакунов Э.: биобиблиографический очерк / сост. Ж.Б. Чыманов, 2015. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/1574027 (дата обращения: 09.02.2019).

LITERATURA

1. Asipova N.A., Suiajmanova R. Put* k uspexu: biobibliograficheskij ocherk. Bishkek, 2016. 190 s.

2. Asipova N.A. Nauchno-pedagogicheskie osnovy* formirovaniya kul*tury* mezhnacional*nogo obshheniya shkol*nikov: аvtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Almaty*, 1998. 47 s.

3. Bekirova G. Stranicy kry'mskoj istorii. URL: https://ru. krymr.com/a/2721199 (data obrashheniya: 15.02.2019).

4. Kto est* kto v ky*rgy*zskoj nauke: kratkij biobibliograficheskij spravochnik doktorov nauk Ky*rgy*zstana. Bishkek: Glavnaya redakciya Ky*rgy*zskoj e*nciklopedii, 1997. 672 s.

5. Ky'rgy'zskaya nauka v liczax: kratkij istoricheskij i biobibliograficheskij svod. Bishkek: Centr gos. yazy*ka i e*nciklopedii, 2002. 544 s.

6. Mambetakunov E.: biobibliograficheskij ocherk / sost. Zh . B. Chy*manov, 2015. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/1574027 (data obrashheniya: 09.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.