Научная статья на тему 'О подготовке будущего учителя к воспитательной деятельности в школе'

О подготовке будущего учителя к воспитательной деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качиева Апал Ешенбековна

В данной статье рассматривается о проблемах подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в школе, где раскрыты основные сдерживающие факторы в подготовке студентов и даны результаты проведенной научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качиева Апал Ешенбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке будущего учителя к воспитательной деятельности в школе»

О подготовке будущего учителя к воспитательной деятельности в школе Качиева А. Е.

Качиева Апал Ешенбековна / Kachieva Apal Eshenbekovna - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается о проблемах подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в школе, где раскрыты основные сдерживающие факторы в подготовке студентов и даны результаты проведенной научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: подготовка, будущие учителя, противоречия, высшее образование.

10.20861/2312-8089-2016-15-002

В свете демократических перемен в Кыргызской Республике происходит изменения во всех сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, культуре, и в том числе и высшего образования.

Современное состояние подготовки специалистов в высших учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества теоретической подготовки, готовности к творческому труду, а главное средств и методов подготовки к практической и профессиональной деятельности.

Проблема формирования личности будущего учителя, развитие и совершенствование его готовности к воспитательной деятельности ныне является одним из актуальных задач в педагогической науке.

Анализ научной и современной практики свидетельствует, что многие ученые инициируют необходимость актуализации педагогических инноваций, диктуемые реалиями сегодняшнего временем и тенденциями модернизации современных образовательных парадигм (А. В. Андреев, Н. А. Асипова, И.Б. Бекбоев, Т. С. Браже, И. Белых, Э. М. Мамбетакунов, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, И. С. Якиманская и другие), что обуславливает выявления следующих противоречий:

- между современным требованием общества будущему учителю и реальным состоянием его профессиональной подготовки;

- между динамизмом развития тенденций образовательного пространства и недостаточным учетом данной проблемы в системе высшего педагогического образования.

Обоснование сущности, структуры формирования готовности будущего учителя к воспитательной деятельности с учетом динамики развития общества и реформ в образовательном пространстве Кыргызской Республики, а также необходимости качественной разработки путей его профессиональной подготовки, с учетом инноваций и требований времени, определило проблему нашего исследования: как и каким образом должен осуществляться процесс подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности в школе?

Нами во многих высших учебных заведениях Кыргызстана проведено исследование, где общее количество респондентов составило 1249 человек. В ходе исследования было установлено, что основным сдерживающим фактором в подготовке будущих учителей к воспитательной деятельности в учебном процессе выступает низкий уровень подготовленности.

В целом проблема выражается в следующем:

Первое, отсутствием необходимых представлений о теории и практике воспитательного процесса в школе, его сущности, принципов и закономерностей -26,2 %.

Второе, в слабом знании о психологических и возрастных особенностях школьников - 25,9%.

Третье, отсутствием знаний о современных концепциях воспитания - 24,8%.

Четвертое, недостаточным владением методикой системного планирования и проектирования воспитательной работы - 23,1%.

Нами в качестве одного из действенных путей подготовки будущего учителя к воспитательной работе организован специальный курс, цель которой явилось овладение студентами теорией и методикой воспитательной деятельностью классного руководителя (1-таблица).

Таблица 1. Технология деятельности классного руководителя

№ Наименование тем Лекции Семинар Самост.

1 Теория и практика воспитательного процесса в школе 2 2 2

2 История развития института классного руководителя 2 2 2

3 Современные концепции воспитания 4 2 2

4 ■ Модель современного классного руководителя 4 2 2

5 Сотрудничество классного руководителя с родителями, социальным педагогом и школьным психологом 2 2 2

6 Оценка эффективности деятельности классного руководителя 2 2 2

Всего 16 12 12

Влияние целенаправленной организации специального курса для студентов на качество знаний оценивалось по критериям и показателям, разработанными учеными (Э. Мамбетакунов, А.В. Усова) [1]. За основу критериев избрали следующее:

- определение цели и задачи воспитательной работы;

- освоение и реализация принципов и закономерностей в процессе воспитания;

- выбор и применение воспитательных технологий;

- умение применять критерий и показателей в воспитательной деятельности;

- умение управлять учебно-воспитательным процессом.

В качестве показателей эффективности применения в учебном процессе разработанной методики мы использовали следующую формулу:

N

1) К = Е ni : nN, i=1

где n - количество признаков понятий подлежащих усвоению, ni - количество признаков понятий усвоенных i - тым студенетом, N - количество студентов в группе.

В условиях исследования определили полный коэффициент освоения (К), экспериментальную группа студентов (Сэ), а контрольную группу студентов (Ск). Эффективность методики поставленной на эксперимент определена с участием данных коэффициентов. Это q (эта) = Ск/Ск. Если значение больше 1, то поставленные на эксперимент методика, способы, средства являются эффективными. Их различия и уровень динамики развития показаны ниже (1-таблица и 1- рисунок):

Таблица 1. Значения коэффициентов полноты усвоения знаний (К) по различным годам

обучения

о и и Н о о О а о £ л 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год

В И о 5 К К К К

¡2 " Сэ Ск Ч Сэ Ск Ч Сэ Ск Ч Сэ Ск Ч

1 0,5 0,4 1,2 0,6 0,4 1,5 0,7 0,4 1,7 0,9 0,5 1,8

2 0,5 0,4 1,2 0,6 0,4 1,5 0,7 0,4 1,7 0,9 0,5 1,8

3 0,5 0,4 1,2 0,6 0,4 1,5 0,7 0,4 1,7 0,9 0,5 1,8

4 0,5 0,4 1,2 0,6 0,4 1,5 0,7 0,4 1,7 0,9 0,5 1,8

5 0,5 0,4 1,2 0,6 0,4 1,5 0,7 0,4 1,7 0,9 0,5 1,8

1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,7%

1,8%

Сэ

Ск

2011-2012 уч.г

Сэ

Ск

2012-2013 уч.г

Сэ

Ск

2013-2014 уч.г

Сэ

Ск

2014-2015 уч.г

П

П

П

П

Рис. 3. Значения коэффициентов полноты усвоения знаний (К) по различным годам обучения

Как из таблицы 1 и из рисунка 1 видно, что уровень усвоения студентами знаний из года в год повышается. Это свидетельствует о том, что целенаправленно проведенная работа по подготовке к деятельности воспитательной работе будущих педагогов посредством специального курса положительно влияет на качество образования.

На основе проведенного исследования предлагаем следующие рекомендации оказывающие большие влияния на повышение качества знаний будущих педагогов:

1. Проектирование технологию деятельности будущего классного руководителя в содержании учебных книг, в государственных образовательных стандартах, учебной программе по предмету педагогика.

2. В целях повышения уровня знаний классных руководителей организовать специальные курсы в высших учебных заведениях.

3. В целях развития теоретических знаний классных руководителей в образовательных учреждениях организовать методические объединения классных руководителей.

Литература

1. Мамбетакунов Э. Методология и качество педагогических исследований. -

Бишкек, КНУ им.Ж. Баласагына, второе изд., 2012. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.