Научная статья на тему 'О вкладе И. Б. Бекбоева в теорию и практику математического образования в Кыргызстане'

О вкладе И. Б. Бекбоева в теорию и практику математического образования в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МАТЕМАТИК-МЕТОДИСТ / РАЗРАБОТКА / DEVELOPMENT / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / MATHEMATICIAN METHODOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кыдыралиева Айтикан Раимжановна

В данной статье говорится о вкладе ученого И.Б. Бекбоева в улучшение преподавания математики и показан научно-исследовательский путь, пройденный И. Бекбоевым. Далее излагаются главные его достижения в области улучшения преподавания, также способы и методы, которые он использовал в своих исследованиях. А также есть основные работы, которые проделал И. Бекбоев для совершенствования преподавания теории и практики математики, и рассмотрена важность проделанных И. Бекбоевым разработок, которые имеют большое теоретическое и практическое значение в преподавании математики в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вкладе И. Б. Бекбоева в теорию и практику математического образования в Кыргызстане»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О ВКЛАДЕ И.Б. БЕКБОЕВА В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ Кыдыралиева А.Р. Email: Kydyralieva17129@scientifictext.ru

Кыдыралиева Айтикан Раимжановна - старший преподаватель, кафедра педагогики, психологии и социально-гуманитарного образования, Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Министерстве образования Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье говорится о вкладе ученого И.Б. Бекбоева в улучшение преподавания математики и показан научно-исследовательский путь, пройденный И. Бекбоевым. Далее излагаются главные его достижения в области улучшения преподавания, также способы и методы, которые он использовал в своих исследованиях. А также есть основные работы, которые проделал И. Бекбоев для совершенствования преподавания теории и практики математики, и рассмотрена важность проделанных И. Бекбоевым разработок, которые имеют большое теоретическое и практическое значение в преподавании математики в Кыргызстане.

Ключевые слова: педагогика, математик-методист, разработка, исследование.

ABOUT BEKBOYEV'S CONTRIBUTION TO THE THEORY AND PRACTICE OF MATHEMATICAL EDUCATION IN KYRGYZSTAN

Kydyralieva A.R.

Kydyralieva Aitikan Raimzhanovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION, REPUBLICAN INSTITUTE FOR ADVANCED TRAINING AND RETRAINING OF PERSONNEL IN THE MINISTRY OF EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article describes the contribution of the scientist I.B. Bekboyev to improve the teaching of mathematics and shows the research path passed by I. Bekboev. Further outlines his main achievements in the field of improving teaching, as well as the ways and methods that he used in his researching. And also there are the main works that I.Bekboyev has done to improve the teaching of theory and practice of mathematics and the importance of the work done by I.Bekboyev, which have great theoretical and practical importance in the teaching of mathematics in Kyrgyzstan.

Keywords: pedagogy, mathematician - methodologist, development, research.

УДК 371.311.5

В науке у каждого ученого есть свой путь. У И. Бекбоева - это проблемы обучения математике. Именно вопросы повышения качества обучения математике привели его в большую науку, которой он посвятил всю свою жизнь.

В настоящее время работ, отражающих вклад профессора Бекбоева в методику преподавания математики, достаточно много. К ним можно отнести труды таких авторов, как Э. Мамбетакунов, Ж. Байсалов, А. Абдиев, А. Валиев, А. Алимбеков.

Как отмечается в научной литературе , Бекбоев пришел в школу в период, когда на себе почувствовал передовые достижения и проблемы обучения математике в школе, по некоторым из которых у него начали формироваться свои подходы и взгляды. Так, впервые столкнувшись со сложностями в преподавании математики в качестве учителя средней школы имени Ленина Ат-Башинского района в 1952 году, он проявил свои творческие способности в поиске оптимальных решений проблем

эффективности обучения предмету и за короткое время стал одним из передовых учителей-методистов района. Эти профессиональные качества он развил и на более качественном уровне продемонстрировал работая в столичной школе №5 в 1954-1959 годы. О его превосходных качествах обучения того периода так вспоминает один из коллег Тендик Аскаров: «Нам всем нравилось как преподавал Исак Бекбоев. Нас полностью захватывали его объяснения тем по геометрии, заслушивались анализом тригонометрических теорем. Мы поражались глубиной его знаний» [4, 33].

И действительно, его первенство как лучшего учителя математики всеми признавалось и никем не оспаривалось. Его заслуженно называли «генералом математики». По этому поводу есть забавный случай. Однажды директор научно-исследовательского института педагогики Бакир Кулдашев пригласил И. Бекбоева научным сотрудником. На что тот ответил: Чем быть пешкой в Вашем институте, мне лучше оставаться здесь». «А ты что здесь генерал?,- улыбнулся руководитель института. «Он здесь и в правду генерал математиков», вмешался в разговор директор сш. № 5 Рудаков» («Кутбилим», 21.01.2005).

Вот таким образом и начинается в эти годы тесная связь его практической педагогической деятельности с научно-исследовательской работой в Кыргызском научно-исследовательскои институте педагогики. Как справедливо отмечал С. Байгазиев «Именно с этого момента его учительский опыт стал неисчерпаемым источником, способствовавшим глубокому пониманию фундаментальных основ педагогической науки» [5, 28б].

В 1957 году в сборнике материалов института вышла первая научная статья И. Бекбоева «О проведении измерений на земной поверхности в 5-6 классах средней школы». Здесь автор подробно описывает методику измерений на поверхности земли в процессе обучения математике в 5-6 классах: проведение прямой линии, измерение расстояния и углов, составление прямоугольников и многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллеграмм) и также отражает аспекты планированию площади. Следует отметить, что данная статья была написана на простом и понятном для учителей математики кыргызском языке и содержала очень важные практические рекомендации по осуществлению межпредметных связей, по вопросам связывания математики с жизнью и производством.

По мнению известного исследователя методики обучения математике Абдиева А. «В то время на уроках математки учащиеся больше были заняты формальными задачами, малосвязанными с практикой. Очень мало встречались задачи, связанные с материалами других учебных предметов (физика, химия, биология, география др.). Исследования И. Бекбоева как раз и были направлены для восполнения этих огрехов в обучении математике в начальных и старших классах» [1, 42]. Действительно, подавляющее большинство работ И. Бекбоева были посвящены вопросам практического использования математики в реальной жизни. Так, сборник «Арифметические задачи производственного характера» (1959) предназначался разделам курса арифметики 5 -6 классов, где работа с целыми числами, простыми и десятичными дробями, определение процентов и другие темы были проиллюстрированы примерами и задачами практического характера, взятыми из разных отраслей народного хозяйства. К вопросам сближения обучения математике с жизнью относится и работа И. Бекбоева «Геометрические задачи практического содержания».

В такой ситуации потребность в методических трудах, содержащих принципы и методы решения отмеченной проблемы, была очень большой. Поэтому появление статей по данной тематике на страницах печати считалось важным событием и расценивалось как определенный научный факт. Среди них следует отметить рецензию на работу И. Бекбоева известного в Оше и Андижане математика-методиста Акрама Валиева, напечатанную на страницах "Мугалимдер газетасы" в 1965 году. Рецензент выделяет разработанные ученым задачи, связывающие науку и жизнь,

развивающие не только культуру математичского мышления детей, но и патриотические чувства, углубляющие экономические познания учащихся, оказывающие определенную подготовку их к жизни, и оценивает работу как труд с высоким коэффициентом полезного действия и как ценный дидактический труд [12].

И.Б. Бекбоев, начиная с 60-х годов прошлого столетия, приступает к научно -теоретическому обобщению своего опыта по обучению математике на основе тесной связи с жизнью. Свидетельством тому является монография 1967 года «Задачи практического содержания как средство определения содержательно-прикладного значения урока математики в восьмилетней школе». Здесь собраны дидактические требования практического содержания, связанные с составлением математических задач и теории использования, источники составления задач, материалы, необходимые для формирования математических понятий на основе задач практического содержания, решения проблем по типизации задач, используемых на лабораторных, практических занятиях.

Основные идеи этой работы и сегодня созвучны программам средней школы по обучению математике и поэтому не потеряли свою ценность и актуальность.

И.Б. Бекбоев целый ряд исследований проводил совместно с А.И. Тимофеевым. Ученые старались учитывать и обобщать интересный опыт учителей республики. Работы были направлены на повышение уровня умений и навыков при самостоятельной работе учащихся, обучение приемов рационального усвоения школьного курса математики, улучшение внеклассной работы по математике и другие аспекты обучения предмету в школе.

Все исследования отличались высоким теоретическим уровнем и апробированностью практических рекомендаций. Так, в работе 1957 года «Развитие способностей самостоятельной работы учащихся на уроках математики» авторы определелили шесть этапов формирования способностей учащихся по чтению текста и определения его основы, передачи её своими словами и его обобщение на основе работы с несколькими источниками:

1) поиск ответов на контрольные вопросы учителя, направленные на определение основной идеи текста;

2) формирование способности самостоятельного поиска основной идеи текста без контрольных фопросов учителя посредством составления плана общего характера;

3) самостоятельное определение вида текста и формирование способности определения основной идеи текста без помощи плана рассказа и контрольных вопросов;

4) формирование способности работать с комплексным текстом, содержащим разные вопросы с целью анализирования сложных текстов, деления их на отдельные части, определения основной идеи и составления плана каждой из них;

5) формирование способности работать с научно-популярной литературой при подготовке рассказов или сообщений на уроках;

6) работа с разными иточниками и формирование способности самостоятельного обобщения в результате их анализа.

Нет сомнения в том, что и эта работа представляется актуальной и сохраняет свою научно-методическую значимость. Теоретические положения, разработанные здесь, и общие практические рекомендации нашли свою конкретизацию и получили дальнейшее развитие в следующем труде авторов 1970 года «Рациональные приемы обучения геометрии в старших классах», где установлено большинство ошибок учащихся, допускаемых в решении стереометрических задач, и разработана методика обучения приемам учебной работы по усвоению стереометрии и истоков многоугольников в тесной связи друг с другом (1970).

В 60-е годы в СССР широко распространялся опыт липецких учителей. У нас в республике его подхватили и развивали только инициативные учителя. Один из трудов И.Б. Бекбоева и А.И. Тимофеева (1963) (комментарии оценок учащихся,

математические диктанты и др.) был посвящен именно обобщению опыта кыргызстанских учителей-математиков по использованию элементов методики липецких педагогов.

И.Б. Бекбоев является одним из первых ученых Кыргызстана, защитивших диссертацию по вопросам методики обучения математике. В ней автор исследовал задачи практического содержания, дал толкование их как средства раскрытия содержательно-прикладного значения математики и повышения общей математической культуры учащихся. Наряду с тем он обосновал роль подобных задач в формировании математических понятий, составлении вопросов по необходимости изучения нового материала и развитии личностных качеств учащихся. Авторские требования, разработанные к текстам и содержанию математических задач, продолжают сохранять свою теоретическую и практическую значимость. Таким образом, диссертационная работа И.Б. Бекбоева является глубоким исследованием, создавшим единую школу в области методики обучения математике в Кыргызстане [1, 43].

И. Бекбоев как ученый мыслитель всегда выражал свою позицию и высказывал свое видение по тем или иным педагогическим вопросам. Так, он проанализировал идеи составления алгоритма программирования содержания программного обучения и действий учащихся при обучении, поддержанные и предложенные для широкой общественности признанными педагогами того времени В.Я. Гальпериным, Н.Ф. Твзиной, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, и наряду с преимуществами аргументированно раскрыл и недостатки этой системы. В качестве преимушеств программированного обучения ученый отметил, что при помощи этой системы подбирается точная информация, преподносимая в малом объеме учащимся, что дает возможность создания связей. Но несмотря на эти преимущества она не является единственным средством улучшения учебного процесса. Напротив, программированное обучение ограничивает инициативность учащихся и сковывает их творческое развитие [11, 31]. Правильность выводов нашего великого ученого-методиста подтверждается последующим опытом.

История предметного образования, являясь частью истории педагогики, исследует истоки и закономерность развития обучения известного предмета, описывает появление и развитие методических идей и практического опыта. И это сфера тоже стала объектом исследований И. Бекбоева. В ряде работ 1974, 1984 годов он характеризует основные этапы зарождения, развития методики обучения математики в Кыргызстане. Эти вопросы были глубоко и всесторонне исследованы и обобщены в историко-педагогическом аспекте в диссертационной работе Т. Абдукаримова в 1972 году под руководством И. Бекбоева.

Ученый материалы многолетних исследований в области математического образования собрал, обобщил и подытожил в докторской диссертации в 1994 году, которая считается важным событием в истории методики обучения математике в Кыргызстане.

Основными выводами научного исследования являются следующие положения:

- создана концепция определения задач в системе непрерывного обучения математике и обоснована в теоретическом и экспериментальном плане; определены основные виды математических задач, установлена их ценность в теории и практике образования, разработаны научно обоснованные нормы составления задач практического содержания, используемые в процессе обучения математики; обоснованы функции и возможности использования задач практического содержания в аспекте реализации принципов политехнического, дифференциального, проблемного и программированного образования.

Результаты данного исследования имеют очень большое теоретическое и практическое значение. Идеи и разработки И.Б. Бекбоева получили дальнейшее развитие в десятках диссертационных работ. Целые серии учебников и научно -

методических пособий, написанных им и в соавторстве с другими учеными, под его непосредственным руководством, широко применяются как в школах, так и в вузах страны, что лишний раз доказывает важность и актуальность научно-исследовательской деятельности И. Б. Бекбоева, его роль и значение как достойного ученого и методиста.

Список литературы /References

1. Абдиев А.А. «Основатель научной школы методистов - математиков в Кыргызстане», 2015. С. 40-50.

2. Алимбеков А. «Феномен И. Бекбоева» в педагогике Кыргызстана / Время Кыргызстан, 2010. 15 января.

3. Арифметические задачи с производственным содержанием (на киргизском языке). Фрунзе: Киргизучпедгиз, 1958. 3,75 п.л.

4. Аскаров Т. Талантливый педагог и из уроков ученого // И.Б. Бекбоев - лучший из учителей для ученых-методистов, аспирантов и преподавателей. «Гульчынар», 2008. С. 160.

5. Байгазиев С. «Великий учитель национальной педагогики - И. Бекбоев» (педагогический портрет). Бишкек, 2010. С. 87.

6. Бекбоев И. Геометрические задачи с практическим содержанием. Фрунзе: Киргизпедгиз, 1962. 5, 74 п.л.

7. Бекбоев И. Задачи с практическим содержанием как средство раскрытия содержательно-прикладного значения математики в восьмилетней школе. Фрунзе: Мектеп, 1967. 7, 99 п.л.

8. Бекбоев И. Из опыта работы учителей математики, работающих по липецкому методу (на киргизском языке). Фрунзе: Киргизпедгиз, 1963. 4,4 п.л. Соавт. А.И. Тимофеев.

9. Бекбоев И. К вопросу осуществления связи обучения математике с жизнью. Фрунзе: Мектеп, 1964. 6,72 п.л.

10. Бекбоев И. Применение принципов программированного обучения на уроках математики (на кыргызском языке). Фрунзе: Мектеп, 1970. 6 п.л.

11. Бекбоев И. Программное обучение // Эл агартуу, 1976. № 8.

12. Валиев А. О задачниках, которые следует переиздать // И.Б. Бокбоев - лучший из учителей, для ученых методистов, аспирантов и преподавателей. Б: «Гульчынар», 2008. 160 б.

13. Всесоюзный съезд учителей. Стенографический отчет. М. «Просвещение», 1969. Стр. 149.

14. Истоки развития педагогической науки в Кыргызстане. // Коллективная монография: из истории развития пед. науки в Кыргызстане // Бишкек: Педагогика, 2003. С. 7-33.

15.Мамбетакунов Э., Байсало Ж. Уважаемый народом человек // И.Б. Бекбоев -лучший из учителей, для ученых-методистов, аспирантам и преподавателям. Б.: «Гульчынар», 2008. С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.