Научная статья на тему 'НАУ ЧНЫЕ ИДЕИ В.Э. ЧУДНО ВСКОГО КАК АКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

НАУ ЧНЫЕ ИДЕИ В.Э. ЧУДНО ВСКОГО КАК АКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая концепция В.Э. Чудновского / система высшего образования / образовательный процесс / курсанты / инспекторы по делам несовершеннолетних / профессиональная подготовка / psychological and pedagogical concept of V.E. Chudnovsky / higher education system / educational process / cadets / juvenile affairs inspectors / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елена Владимировна

Цель. Теоретический анализ психолого-педагогической концепции В.Э. Чудновского, способной обогатить содержание профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних. Процедура и методы. Ведущий метод исследования – теоретический анализ, имманентно интегрирующий частные методы / приёмы / логические операции: гипотетическое прогнозирование, детализацию, синтез, классификацию, абстрагирование, конкретизацию, обобщение. На основе анализа психолого-педагогической концепции В.Э. Чудновского раскрыт ресурс в сфере образовательного процесса будущих инспекторов по делам несовершеннолетних. Результаты. Теоретический анализ научных трудов В. Э. Чудновского подтвердил наличие в них ресурса для решения проблем развития личности, формирования её целостности, нравственности, осмысления прошлого, настоящего и будущего, осознанного взросления, роли образования в постижении подрастающим поколением смысла жизни, детско-взрослых, семейных отношений, что значимо для профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних. Научные идеи В.Э. Чудновского актуальны для обогащения содержания учебных дисциплин «Психология личности», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», изучаемых курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения) Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ ведущих положений научного творчества В.Э. Чудновского показал актуальность его теоретических новаций в области экзистенциальной психологии (становление личности, проблемы смысла жизни, нравственные убеждения, осознанное взросление), а также праксеологические аспекты реализации смысложизненной проблематики в образовательном процессе, в воспитании подрастающего поколения (специальные упражнения, проектная деятельность). Теоретико-практическая значимость учения В.Э. Чудновского раскрывается в области профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в контексте дисциплин психолого-педагогического содержания, организованного досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.E. CHUDNOVSKY'S SCIENTIFIC IDEAS AS AN ACTUAL RESOURCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR ACTIVITIES IN JUVENILE AFFAIRS UNITS

Aim. Theoretical analysis of V E. Chudnovsky's psychological and pedagogical concept, which can enrich the content of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities in juvenile affairs units. Procedure and methods. The leading research method is theoretical analysis, which immanently integrates particular methods/techniques/logical operations: hypothetical forecasting, detailing, synthesis, classification, abstraction, concretization, generalization. Based on the analysis of V.E. Chudnovsky's psychological and pedagogical concept, a resource in the field of the educational process of future inspectors of juvenile affairs is revealed. Results. The theoretical analysis of V.E. Chudnovsky's scientific works confirmed the presence in them of a resource for solving problems of personality development, formation of its integrity, morality, understanding of the past, present and future; conscious maturation; the role of education in understanding the meaning of life by the younger generation; child-adult, family relations, which is significant for the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in juvenile affairs units. V.E. Chudnovsky's scientific ideas are relevant for enriching the content of the academic disciplines "Personality Psychology", "Age psychology", "Pedagogical Psychology", studied by cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot (students majoring in Pedagogy and psychology of deviant behavior 44.05.01). Theoretical and/or practical significance. The analysis of the leading provisions of V.E. Chudnovsky's scientific work showed the relevance of his theoretical innovations in the field of existential psychology (personality formation, problems of the meaning of life, moral beliefs, conscious maturation), as well as praxeological aspects of the realization of life-meaning issues in the educational process, in the upbringing of the younger generation (special exercises, project activities). The theoretical and practical significance of V.E. Chudnovsky's teaching is revealed in the field of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of disciplines of psychological and pedagogical content, organized leisure

Текст научной работы на тему «НАУ ЧНЫЕ ИДЕИ В.Э. ЧУДНО ВСКОГО КАК АКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 159

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-103-114

научные идеи в. э. чудновского как актуальный ресурс профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций мвд россии к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних

Ульянова И. В.

Московский университет Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Волгина, д. 12, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Теоретический анализ психолого-педагогической концепции В. Э. Чудновского, способной обогатить содержание профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Процедура и методы. Ведущий метод исследования - теоретический анализ, имманентно интегрирующий частные методы / приёмы / логические операции: гипотетическое прогнозирование, детализацию, синтез, классификацию, абстрагирование, конкретизацию, обобщение. На основе анализа психолого-педагогической концепции В. Э. Чудновского раскрыт ресурс в сфере образовательного процесса будущих инспекторов по делам несовершеннолетних.

Результаты. Теоретический анализ научных трудов В. Э. Чудновского подтвердил наличие в них ресурса для решения проблем развития личности, формирования её целостности, нравственности, осмысления прошлого, настоящего и будущего, осознанного взросления, роли образования в постижении подрастающим поколением смысла жизни, детско-взрослых, семейных отношений, что значимо для профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних. Научные идеи В. Э. Чудновского актуальны для обогащения содержания учебных дисциплин «Психология личности», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», изучаемых курсантами Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения)1.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ ведущих положений научного творчества В. Э. Чудновского показал актуальность его теоретических новаций в области экзистенциальной психологии (становление личности, проблемы смысла жизни, нравственные убеждения, осознанное взросление), а также праксеологические аспекты реализации смысложизненной проблематики в образовательном процессе, в воспитании подрастающего поколения (специальные упражнения, проектная деятельность). Теоретико-практическая значимость учения В. Э. Чудновского раскрывается в области

© CC BY Ульянова И . В . , 2024.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специали-тет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (утв . приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.04.2021 № 297) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo. gov. ru/proxy (дата обращения: 24.03.2024).

Vioy

профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в контексте дисциплин психолого-педагогического содержания, организованного досуга.

Ключевые слова: психолого-педагогическая концепция В. Э. Чудновского, система высшего образования, образовательный процесс, курсанты, инспекторы по делам несовершеннолетних, профессиональная подготовка

V. E. CHuDNOVSKY'S scientific ideas as an actual resource

FOR PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF EDuCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RuSSIA FOR ACTIVITIES IN JuVENILE AFFAIRS uNITS

Ulyanova I. V.

Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ul. Volgina, 12, Moscow, 117997, Russian Federation

Abstract

Aim. Theoretical analysis of V. E. Chudnovsky's psychological and pedagogical concept, which can enrich the content of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities in juvenile affairs units. Procedure and methods. The leading research method is theoretical analysis, which immanently integrates particular methods/techniques/logical operations: hypothetical forecasting, detailing, synthesis, classification, abstraction, concretization, generalization. Based on the analysis of V. E. Chudnovsky's psychological and pedagogical concept, a resource in the field of the educational process of future inspectors of juvenile affairs is revealed. Results. The theoretical analysis of V. E. Chudnovsky's scientific works confirmed the presence in them of a resource for solving problems of personality development, formation of its integrity, morality, understanding of the past, present and future; conscious maturation; the role of education in understanding the meaning of life by the younger generation; child-adult, family relations, which is significant for the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in juvenile affairs units. V. E. Chudnovsky's scientific ideas are relevant for enriching the content of the academic disciplines "Personality Psychology", "Age psychology", "Pedagogical Psychology", studied by cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot (students majoring in Pedagogy and psychology of deviant behavior 44.05.01). Theoretical and/or practical significance. The analysis of the leading provisions of V. E. Chudnovsky's scientific work showed the relevance of his theoretical innovations in the field of existential psychology (personality formation, problems of the meaning of life, moral beliefs, conscious maturation), as well as praxeological aspects of the realization of life-meaning issues in the educational process, in the upbringing of the younger generation (special exercises, project activities). The theoretical and practical significance of V. E. Chudnovsky's teaching is revealed in the field of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of disciplines of psychological and pedagogical content, organized leisure.

Keywords: psychological and pedagogical concept of V. E. Chudnovsky, higher education system, educational process, cadets, juvenile affairs inspectors, professional training

155Ы 2949-5113^

Введение

Постсоветский период (1991 г. - по настоящее время) в нашей стране характеризуется как весьма противоречивый не только в области политики, экономики, но и в сфере образования, включая высшее. Несмотря на ряд позитивных моментов, современная Россия отягощена комплексом постмодернистских тенденций . Необходимо конкретизировать риски постиндустриальной эпохи, идейным фундаментом которых выступает философия постмодернизма (Р. Барт, Ж . Бодрийяр, Ж . Делез, Ф . Гваттари, Ж. Деррида, Ю . Кристева, Ж. Ф . Лиотар, М . Фуко (Франция), Дж . Ваттимо, У Эко (Италия), В . Вельш (Германия), Д . Белл, Ф . Джеймисон, Р. Рорти, И . Хассан (США) и др . [4; 20]) . Данная философская доктрина характеризуется такими признаками, как консюмеризм, гедонизм, сексизм, индивидуализм, ультралиберализм (абсолютная вседозволенность), релятивизм, ризома, пассивность, конформизм, культ телесного в ущерб духовному, приоритет сарказма, технократизма, цифровиза-ции, пренебрежение к науке (включая педагогику), традиционной культуре (коммерциализация культуры), истории, прошлому, связи поколений, прогрессу, морали, нравственному идеалу и проч [11; 20] В этих условиях девальвации гуманизма человек нивелируется как субъект, способный осмыслять жизнь, ответственно и творчески реализовать себя . Взамен миру предлагается «человек-номад» (от от др .-греч . voцdc ^оцабос;) «пастух, кочевник») как своего рода кочевник по жизни, пространству, во времени, отказыва-

| 2024 / № 2

ющийся от общепринятых правил, норм [4]

Вместе с тем многолетнее стремление отечественной элиты перестроить российскую систему образования под требования Болонской декларации внесло преимущественно деструктивное начало в российские традиции учебно-воспитательного процесса [2]

Всё вышеперечисленное напрямую и косвенно влияет на появление у значительной части подростков, юношества экзистенциального вакуума, фрустрации (В . Франкл [13]), невроза (К. Хорни [14]), противоправного поведения (Ю . А . Простакишина [10]) и др .

В отечественной системе воспитания подрастающего поколения в гуманистической парадигме (сегодня она представлена локальными пространствами) [12] немалая роль принадлежит как учителям, преподавателям, педагогам-психологам образовательных организаций, социальным педагогам, так и инспекторам по делам несовершеннолетних (ПДН), органов внутренних дел (ОВД), которым необходимо владеть психолого-педагогическими знаниями для наиболее эффективного решения проблем, связанных с рисками культурной деструкции общества в целом и отклоняющегося поведения несовершеннолетних в частности

Курсанты Московского университета мВД России, обучающиеся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, -это в большинстве случаев будущие инспекторы ПДН, проходящие различного вида практику в школах, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, взаимодействуя как с несовершеннолетними, так и с их родителями, педагогами В

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

целом субъектный спектр их деятельности весьма широк: подростки, юношество, их родители, учителя, педагоги дополнительного образования, а также асоциальные элементы общества, усиливающие опасности для позитивной социализации подрастающего поколения. В рамках освоения программы специалитета выпускники образовательных организаций МВД России должны готовиться к решению профилактических, консультационных, социально-педагогических, диагностических, а также правоохранительных, правоприменительных, служебных, организационно-управленческих задач профессиональной деятельности

Наряду с вышесказанным нельзя обойти вниманием проблему профессионально-личностного становления самих курсантов, которых необходимо подготовить к предстоящей деятельности в ПДН, во многом напряжённой, стрессогенной

Как показывают результаты многочисленных психологических, психолого-педагогических исследований (А . Баттиани, Э . Лукас [4]; К . В . Карпинский, Т. В . Гижук, Н . В . Кисель-никова [5]; Л . М . Митина [6]; М . Э . Паатова [8]; Т. А . Попова [9] и др . ), значительный эффект в решении весьма разноплановых проблемных дискурсов (асоциального поведения несовершеннолетних, профессионального выгорания педагогов и т п ) наблюдается при обращении личности к вопросам смысла жизни, жизнестойкости данные феномены предстают как универсальные инструменты для развития самосознания, саморегуляции человека, его гармонизации, построения им культуросообразных жизнен-

ных перспектив . Особое место в кругу учёных, посвятивших свою научную деятельность экзистенциальной психологии, центрируясь на проблеме смысла жизни, занимает Виль Эммануилович Чудновский (1924-2016) .

Научные идеи В. Э. Чудновского, актуальные для подготовки курсантов к предстоящей профессиональной деятельности в ПДН

Анализ научных трудов В . Э . Чуд-новского раскрыл их масштабность, глубину, культуросообразность, подчеркнул ответственную гражданскую позицию учёного, его заботу о будущем подрастающего поколения, педагогического корпуса, российского образования, страны

Обобщая его концептуальные идеи, мы дифференцировали их с учётом содержания тех учебных дисциплин психологической, психолого-педагогической направленности, которые изучаются курсантами указанного профиля подготовки данная редукция условна, однако обращение к ней позволяет уточнить научно-методический потенциал учения В Э Чудновского, его психологической теории смысла жизни

Учебная дисциплина «Психология личности». Для данного курса беспрецедентное значение имеют научные труды В . Э . Чудновского «Становление личности и проблема смысла жизни» [18], «Анатомия убеждений» [16], многочисленные статьи В Э Чудновский обосновал ингративную сущность смысла жизни, указав на то, что «смысл жизни - не просто определённая идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образо-

V10V

155Ы 2949-5113^

вание, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [17, с . 16].

Одна из ведущих характеристик смысла жизни как самостоятельного психического образования, по Чудновскому, - его амбивалентность, ибо он возникает в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», что требует от человека подлинной самостоятельности, устойчивости [17, с . 414]. Очевидно, что именно диалектический подход к феномену смысла жизни раскрывает необходимость осмысления личностью возникающих противоречий, которые важно не только фиксировать как проблему, но и осуществлять нравственный выбор, конкретизировать собственную позицию (личную, общественную, гражданскую, профессиональную), реализовать целеполагание, принимать рациональное решение, совершать нравственные поступки В данном случае раскрывается глубинная сущность процесса самоопределения человека, что архизначимо для курсантов, которым предстоит взаимодействовать с людьми не только социально одобряемого, но и противоправного поведения, согласовывая факторы правового контроля при нарушении закона и высокой культуры профессиональной деятельности

Идею адекватности смысла жизни В . Э . Чудновский развивал, опираясь на точку зрения А . А. Бодалева [3], открывшего существование «будничного» и «высшего Я» [3, с . 30]. А А Бодалев обосновал своего рода

| 2024 / № 2

ступенчатость в продвижении человека от «будничного» к «высшему Я» через преодоление своего рода промежуточных ступеней И если представители первой группы (у которых «тривиально-будничное Эго») «не выходят за рамки обывательского существования и усвоенного алгоритма деятельности» [3, с . 30], то представители «высшего «Я», «в котором концентрируется его гражданский и профессиональный творческий потенциал» [3, с . 30], - это всегда «труженик - творец» [3, с 31] (хотя, по справедливому замечанию А . А. Бодалева, данная группа на уровне общества не многочисленна, а иногда «под влиянием конкретных обстоятельств, вызывающих изменения в структуре смысла жизни, его сужение, вдруг начинает дрейф в сторону своего маленького буднично обывательского "Я"» [3, с. 31].

Исходя из вышесказанного, В Э Чудновский справедливо обращается к феномену адекватного, реалистичного смысла жизни, позволяющего находить баланс между объективными условиями, необходимыми для его осуществления, и индивидуальными возможностями человека [17, с . 134]. При этом в обществе всегда находятся люди, которые способны преодолеть традиционный баланс, выходя на «оптимальный уровень смысла жизни» как «гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворённости ею» [19, с . 134].

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Знакомясь с трудами В . Э . Чуднов-ского, курсанты изучают сущность «малых» и «больших» смыслов, которые иерархичны на уровне содержания, динамики времени, и, как правило, взаимообусловлены . «Становление и формирование смысла жизни как психологического феномена определяется не только содержанием "главного" смысла, но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами С изменением структурной иерархии изменяется и содержание смысла жизни» [18, с . 8].

При этом, осуществляя подготовку курсантов образовательных организаций МВД России к профессиональной деятельности и обращая их внимание на идеи В . Э . Чудновского о «больших» смыслах, преподавателю важно поставить акцент на подвижнической миссии защитников правопорядка, готовности многих из них преодолевать трудности, опасности, с которыми предстоит сталкиваться, выполняя служебный долг, нередко совершая подвиг (самоотверженный, героический поступок)1 .

Сам В Э Чудновский обращался к деятельности сотрудников полиции (изучая особенности содержания и структуры смысла жизни у работников ГИБДД) . Для курсантов это может стать весьма ценным научным фактом В связи с этим целесообразно организовать с обучающимися (в рамках семинара, практического занятия) научную дискуссию, рефреном которой будут следующие слова В . Э . Чудновского: «Рамки, ограничения, накладываемые

1 Ефремова Т. Ф . Новый словарь русского языка: в 2 т. Т. 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/word (дата обращения: 20.02.2023).

профессиональной деятельностью, её сложность и напряжённость, порой связанная с риском для жизни, могут быть фактором становления оптимального смысла жизни» [19, с. 144].

Очевидно, что в целом смысложиз-ненная проблематика крайне важна для личностно-профессионального становления не только будущих инспекторов ПДН, но и курсантов любого профиля подготовки. В связи с этим обращение к научным идеям В Э Чудновского целесообразно не ограничивать сугубо учебными занятиями, но и обращаться к его трудам в досуговое время курсантов

Отмечая тот факт, что В Э Чудновский большое внимание уделял творческой, коллективной работе с детьми и молодёжью, пробуждая в них интерес к процессу открытия смысла жизни, формирования смысло-жизненных ориентаций, Т А Попова2 продолжает дело своего учителя, научного руководителя . Уже много лет под её руководством в Психологической институте РАО реализуется Молодёжный научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба Как построить собственное будущее?» [9], в котором участвуют школьники, студенты московских вузов, а также курсанты Московского университета МВД России имени В . Я . Кикотя . Один из блоков таких занятий - оформление участниками персональных художественных проектов на различные

2 Попова Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования».

155Ы 2949-5113^

темы: «Дороги, которые я выбираю», «Дом со смыслами», «Рюкзак» (Мои ценности), «Герб моей идентичности», «Крылья», «Открытие», «Моя Победа», «Погружение», «Интервью с моим героем» и др В рамках каждой встречи реализуется также тот или иной коллективный проект, благодаря чему «старшие» и «младшие» участники приобретают опыт сотрудничества, диалогового общения, у школьников рождается чувство доверия к представителям полиции как защитникам их прав

Использование таких форм и методов психологической работы с курсантами в дальнейшем в контексте их повседневных учебных и внеучебных занятий содействует развитию у них интеллектуальных, творческих, организаторских, коммуникативных, рефлексивных способностей

Благодаря опыту, который курсанты получают в рамках указанного проекта, во время уже плановых учебных занятий они активно, с интересом включаются в процесс анализа собственной личности, преломляя теоретические психологические положения через различные творческие задания, упражнения (например, «Линия моей жизни», «Герб моей личности», «Образ моей эмпатии (Я и моя будущая профессия)», эссе «Я - человек-гуманист», «Мой нравственный идеал» и пр )

Изучая личность, В Э Чудновский большое внимание уделял связи развития личности, её смысла жизни с возрастом, что важно представить в учебном курсе «Возрастная психология». Учёный подчёркивал, что «каждый возрастной период вносит своеобразный "вклад" в процесс поиска и становления оптимального смысла

2024 / № 2

жизни» [17, с . 136]. Он обращал внимание на детство как своего рода предтечу, подготовительный период для постижения человеком смысла своего бытия: «Некоторые элементы смысла жизни закладываются ещё в детстве и затем "прорастают" в период взрослости» [19, с . 17]. При этом закономерным элементом взаимодействия преподавателя с курсантами может стать совместное обсуждение экзистенциальных позиций В . Франкла и В . Э . Чудновского . Если первый исследователь доказывал, что смыслы существуют сами по себе и человек их лишь открывает [14], то второй обосновывал следующее: процесс «смыслостро-ительства» следует рассматривать как «сквозной», «он как бы "прочерчивает" всю жизнь человека - от дошкольного детства и до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами» [19, с 13] Наряду с этим у данных учёных созвучны взгляды на развитие, рост личности, достигающей нравственной (ноэтической) зрелости

В связи с этим, обсуждая с курсантами роль возрастного фактора в становлении оптимального смысла жизни, преподаватель дифференцирует данный вопрос на ряд научных аспектов:

- детство и смысл жизни;

- подростничество и смысл жизни;

- юность и смысл жизни;

- взрослость и смысл жизни;

- старость и смысл жизни

При этом наибольшую заботу и тревогу у Вилена Эммануиловича вызывал подростковый период, когда у личности происходит переоценка ценностей и «разравнивается площадка для будущего "смыслостроительства"

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

[18, с. 136], однако в постсоветский период подросткам как особой социальной когорте уделяется крайне мало психолого-педагогического внимания [18].

Практикой были подтверждены следующие положения научной теории В Э Чудновского и его единомышленников:

- содержание осознаваемых в эти годы смыслов жизни определяется теми жизненными проблемами, с которыми сталкивается человек;

- в процессе воспитания подростков педагогам, родителям необходимо обратить внимание на следующие приоритетные для подростков смыслы:

1) широкие социальные смыслы (смысловой маркёр «Я и общество»);

2) групповые смыслы (смысловой маркёр «Я и мои близкие»);

3) индивидуальные смыслы (смысловой маркёр «Я - для себя»);

4) эмоциональные смыслы (смысловой маркёр «Я и мои внутренние переживания»);

5) познавательные смыслы (смысловой маркер «Я и моя сфера познания») [18].

Благодаря представленному выше материалу будущие инспектора ПДН углубляют свои знания в области элементарных смысложизненных основ, которые целесообразно обсуждать с несовершеннолетними и их родителями в процессе учебной практики, позже - в предстоящей профессиональной деятельности, сопрягают собственное бытие с глубинными проблемами собственного жизнестроительства, укрепляя «личностный фундамент смысла жизни» (В Э Чудновский)

Учебная дисциплина «Педагогическая психология», являясь интегра-тивной, представляет собой «отрасль

психологии, созданную для изучения механизмов и закономерностей процессов усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде» (А. И . Савенков)1 . В рамках данной дисциплины курсантам, изучающим психологические закономерности образования, необходимо познакомиться с позицией В Э Чудновского, связанной с воспитанием подрастающего поколения, где обозначены приоритетные компоненты личностного фундамента смысла жизни - это: «нравственная составляющая, развитие способностей как фактор формирования личностного фундамента смысла жизни, воспитание у учащихся адекватного отношения к собственной судьбе» [18, с . 17].

В процессе профессиональной подготовки будущих инспекторов ПДН в Московском университете МВД России имени В Я Кикотя осуществляется сопровождение курсантов в области их научно-исследовательской деятельности, проводя научные изыскания, посвящённые, в том числе, нравственной проблематике, опираясь на мнение и В Э Чудновского В частности, это В . Е . Нефедьева [7] и др .

В одно из практических занятий в качестве дискуссионного включается вопрос о дифференцированном обучении, которое одобрялось В Э Чудновским, т к , на его взгляд, есть ученики, у которых способности «рано и ярко проявляются, они как бы "пролонгированы" в будущее, существенно определяя основную линию жизни человека, его призвание» [19]; а с теми, у кого способности по

1 Савенков А . И . Педагогическая психология: учебник для вузов 3-е изд , перераб и доп М . : Юрайт, 2023. 595 с .

155Ы 2949-5113^

разным причинам «блокируются», необходимы иные условия обучения, которые позволят овладевать лич-ностно-значимыми, «смыслообразу-ющими» знаниями [19]. Курсантам предлагается альтернативная точка зрения, подтверждённая результатами экспериментальной работы по реализации воспитательной системы «Формирование смысложизненных ориентаций школьников» [12].

На основе реализации принципа междисциплинарности закономерной и актуальной для современной системы высшего образования является экстраполяция научных идей В Э Чудновского в контекст таких учебных дисциплин, как философия, педагогика

В первом случае раскрывается возможность продемонстрировать философский аспект научного творчества учёного, который сопрягал философский, психологический и педагогический дискурсы, обращённые к вопросу смысла жизни

Во втором случае, изучая «Общие основы педагогики», курсанты - будущие инспекторы ПДН смогут более глубоко постичь психологические основы личностно ориентированного подхода в работе с несовершеннолетними, погружаясь в экзистенциальные вопросы развития человека, изучая сущность воспитания и обучения детей, подростков, юношества с учётом наиболее эффективных педагогических методов

Вместе с тем значительная часть содержания «Социальной педагогики», связанной с вопросами нормативности, отклоняющегося поведения несовершеннолетних, апеллирует к профилактической, просветительской работе

| 2024 / № 2

инспекторов ПДН, где также актуализируется смысложизненная проблематика

Расширение рамок конкретных учебных занятий и выход на уровень личностного развития обучающихся, уточнения их жизненной, профессиональной позиций предполагает обращение преподавателей, психологической службы образовательных организаций МВД России к диагностическому арсеналу, ориентированному на смысложизненный аспект развития личности, например: Д А Леонтьев «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО); В . С. Котляков «Методика изучения системы жизненных смыслов»; Е Л Фанталова Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД); среди которых важное место занимает Анкета «О смысле жизни» (В Э Чудновский, Г А Вайзер)

Заключение

В качестве выводов подчеркнём: научные идеи В Э Чудновского тесно связаны с образовательным процессом, подготовкой кадров для профессий психолого-педагогического профиля, включая будущих инспекторов ПДН-курсантов образовательных организаций МВД России

Анализируя содержание преподаваемых в системе высшего образования учебных дисциплин, преподаватели могут включать в них модуль, связанный со смысложизненными ориента-циями личности, опираясь на научные труды В Э Чудновского и его последователей

Научные идеи В Э Чудновского значимы не только для учебного процесса, но и для воспитательного, когда

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^глу

обучающиеся включаются в образовательные проекты смысложизнен-ной направленности, на основе чего могут получить практику в сфере осмысления собственного бытия, целе-

полагания, разрешения внутренних и внешних конфликтов, выбора как профессии, так и модели жизни .

Статья поступила в редакцию 12.01.2024

ЛИТЕРАТУРА

1. Баттиани А. , Лукас Э . Логотерапия и экзистенциальный анализ сегодня: Актуальная характеристика / пер . с нем. М. : Когито-Центр, 2021. 262 с.

2. Богуславский М. В . Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991-2021 годы: модернизации и ре-троинновации // Наука. Управление . Образование . 2022. № 1 (5). С. 8-14.

3. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы 1-11 симпозиумов) / под ред . В. Э . Чудновского, А. А. Бодалева, Н . Л. Карповой. М. : Психологический институт РАО, РПО, 1997. С. 29-32.

4. Делёз Ж . , Гваттари Ф . Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер . с фр . , послесл . Д . Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.

5 Карпинский К В , Гижук Т В , Кисельникова Н В Функциональная оптимальность личностного смысла профессии // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 171-183.

6 Митина Л М Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19 . № 2 . С. 9-19 .

7 Нефедьева В Е Нравственное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России в рамках профессионального образования // Образование Наука Научные кадры . 2020. № 4 . С . 311-313.

8 Паатова М Э Формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика 2020 Т 84 № 10 С 69-75

9 . Попова Т. А. Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и

школьников // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / под ред . Г. А . Вайзера, Т. А . Поповой, Н . В . Кисельниковой . М . : Психологический институт РАО, 2020. С. 122-127.

10 . Простакишина Ю . А. Реализация компетентностного подхода при подготовке соци-

альных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности . 2019 . № 2. С. 359-361.

11. Слотердайк П . Критика цинического разума / пер . с нем . СПб . : Издательство Ивана Лимбаха, 2021 800 с

12. Ульянова И . В . Парадигмальная проблематика отечественной педагогики XXI века // Педагогика 2021 Т 85 № 3 С 25-33

13. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / общ. ред . Л. Я . Гозмана1, Д . А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 366 с.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер . с англ. А. Боковикова. М. : Питер, 2016.301 с.

15 Чудновский В Э Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни М : Интерпракс, 1993 90 с

1 Признан иностранным агентом / Внесён в перечень иностранных агентов Минюстом РФ; осуждён за распространение ложных сведений о Вооружённых силах РФ .

V11V

16 . Чудновский В. Э . Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от

«внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал . 1995. Т. 16 . № 2. С. 15-26 . 17. Чудновский В. Э . Становление личности и проблема смысла жизни. Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.

18 . Чудновский В. Э . Профессиональное становление и профессиональный смысл жиз-

ни учителя. М. : Педагогическая академия последипломного образования, 2008. 52 с.

19 . Чудновский В. Э . Проблема оптимального смысла жизни // Психология смысла жиз-

ни: школа В . Э . Чудновского . М . : Смысл, 2021. С . 131-147 .

20 . Volkov V. N. Context and Reflection // Philosophy of the World and Human Being. 2013.

№ 5-6 . P. 72-97.

1. Batthyany A. , Lukas E . Logotherapie und existenzanalyse heute (Rus . ed. : Logoterapiya i ekzistencial'nyj analiz segodnya: Aktual'naya harakteristika. Moscow, Kogito-Centr Publ. , 2021. 262 p. ).

2. Boguslavskij M. V. [Transformation of the ideology of Russian education reforms in 1991— 2021: modernization and reinnovation]. In: Nauka. Upravlenie. Obrazovanie [Science. Control. Education], 2022, no . 1 (5), pp . 8-14 .

3. Bodalev A . A . [The meaning of life and human acme: the relationship between the "everyday" and the "higher self"]. In: Chudnovskii V. L . , Bodalev A . A . , Karpova N . L . , eds . Psihologo-pedagogicheskie i filosofskie aspekty problemy smysla zhizni (materialy I-II sim-poziumov) [Psychological, pedagogical and philosophical aspects of the problem of the meaning of life (materials of I-II symposiums)]. Moscow, Psihological institute RAO Publ. , RPO Publ. , 1997, pp. 29-32.

4 . Deleuze G. , Guattari F. Capitalizme et schizophrénie L'anti-Œdipe (Rus . ed . : Kralechkin D. ,

transl. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ. , 2007. 672 p.).

5 . Karpinskij K. V. , Gizhuk T. V. , Kiselnikova N . V. [Functional optimality of the personal

meaning of the profession]. In: Eksperimental'naya psihologiya [Experimental psychology], 2020, vol. 13, no. 1, pp. 171-183.

6 Mitina L M [Personal and professional development of a teacher: modern understanding and innovative practice]. In: Vestnikprakticheskojpsihologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education], 2022, vol. 19, no . 2, pp . 9-19 .

7 Nefed'eva V E [Moral education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of professional education]. In: Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education . The science . Scientific personnel], 2020, no . 4, pp. 311-

8 . Paatova M . E . [Formation of social and personal vitality of adolescents with deviant behav-

ior], In: Pedagogika [Pedagogy], 2020, vol. 84, no. 10, pp. 69-75.

9 . Popova T. A . [Existential orientation in the project activities of students and schoolchildren].

In: Vajzer G . A. , Popova T. A . , Kiselnikova N . V. , eds . Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme: elektronnyj sbornik materialovXXVMezhdunarodnogo simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and acme: electronic collection of materials from the XXV International Symposium], Moscow, Psychological Institute RAO, 2020, pp . 122-127.

10 . Prostakishina Yu. A. [Implementation of the competency-based approach in the prepara-

tion of social educators - future inspectors for juvenile affairs]. In: Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of Economic Security], 2019, no. 2, pp. 359-361. 11. Sloterdijk P. Kritik der zinischen vernunf (Rus . ed . : Kritika cinicheskogo razuma. St. Petersburg, Ivan Limbach Publishing House, 2021. 800 p. ).

REFERENCES

313.

12. Ulyanova I. V. [Paradigmatic issues of domestic pedagogy of the XXI century]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2021, vol. 85, no. 3, pp. 25-33.

13. Frankl V. Der Mensch vor der Frage nach dem (Rus . ed. : Gozman L. Ya. , Leontev D. A. , eds. Chelovek vpoiskah smysla. Moscow, Progress Publ. , 1990. 366 p.).

14 . Horney K.Neurotiska personlighet av v°ar tid (Rus .ed. : Bokovikov A . , transl . Nevroticheskaya

lichnost' nashego vremeni. Moscow, Piter Publ. , 2016. 301 p.).

15 . Chudnovskij V. E . Anatomiya ubezhdenij: logika, vera, konflikt, smysl zhizni [Anatomy of

beliefs: logic, faith, conflict, the meaning of life], Moscow, Interpraks Publ. , 1993. 90 p.

16 . Chudnovskij V. E . [The meaning of life: the problem of relative emancipation from the "ex-

ternal" and "internal"]. In: Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 1995, vol. 16, no 2, pp 15-26

17. Chudnovskij V. E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni [Formation of personality and the problem of the meaning of life], Voronezh, MODEK Publ. , 2006. 768 p.

18 . Chudnovskij V. E . Professional'noe stanovlenie i professional'nyj smysl zhizni uchitelya

[Professional formation and professional meaning of a teacher's life], Moscow, Pedagogical Academy of Postgraduate Education Publ . , 2008. 52 p.

19 . Chudnovskij V. E. [The problem of the optimal meaning of life]. In: Psihologiya smysla

zhizni: shkola V E. Chudnovskogo [Psychology of the meaning of life: the school of V. E . Chudnovsky], Moscow, Smysl Publ. , 2021, pp. 131-147.

20 Volkov V N Context and Reflection In: Philosophy of the World and Human Being, 2013, no 5-6, pp 72-97

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ульянова Ирина Валентиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя; e-mail: iva2958@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8603-0213

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina V Ulyanova - Dr. Sci . (Pedagogy), Prof. , Department of Pedagogy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya; e-mail: iva2958@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8603-0213

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Ульянова И . В . Научные идеи В. Э . Чудновского как актуальный ресурс профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних // Вестник Государственного университета просвещения . Серия: Психологические науки . 2024. № 2 . С . 103-114 . DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-103-114

FOR CITATION

Ulyanova I . V. Scientific ideas of V. E . Chudnovsky as an actual resource for the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities in juvenile affairs units . In: Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2024, no . 2, рр . 103-114 . DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-103-114

V11V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.